Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» 1-4 класс

Пояснительная записка
Программа курса части формируемой участниками образовательного
процесса по Смысловому чтению разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, программы начального общего образования к УМК «Школа
России».
Планируемые предметные результаты
В результате изучения данного курса на уровне начального общего
образования у учащихся сформируется:
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
•
правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к
плавному чтению целым словом двух- и трѐхсложных слов;
•
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного
текста;
•
определять главных действующих лиц произведения;
•
соотносить иллюстрацию с определѐнным отрывком прочитанного и
предварительно разобранного текста;
•
пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или
вопросы;
•
определять особенности интонации, соответствующей характеру и
поступкам героев (после предварительного разбора);
•
выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Достаточный уровень:
•
правильно читать вслух целыми словами;
•
выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
•
давать элементарную оценку поступков героев и событий;
•
читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора).
Личностные учебные действия:
- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли
ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил
поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- читать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Метапредметные результаты:
1) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
2) активное использование речевых средств, для решения познавательных
задач;
3) овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения
речевого высказывания, составления текстов в устной форме;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
установления причинно-следственных связей;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
 Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
 Умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности
научно-познавательных,
учебных
и
художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами

письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Учащийся получит возможность научиться:
 выявлять функциональные отношения между понятиями;
 сознательно управлять своей памятью и регулировать еѐ проявления,
владеть рациональными приѐмами запоминания;
 владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
 использовать основные приѐмы мыслительной деятельности;



самостоятельно мыслить и творчески работать;
Учащийся получит возможность:
 Развивать художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного
опыта.
Планируемые предметные результаты для детей ОВЗ с ЗПР вариант 7.1
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,

средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам;
3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с
использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание
текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение
высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и
мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
6) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов;
7) формирование потребности в систематическом чтении;
8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Планируемые предметные результаты для детей ОВЗ с ЗПР вариант 7.2
1)
понимание литературы как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2)
осознание значимости чтения для личного развития; формирование

представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам;
3)
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с
использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4)
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5)
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать
содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений,
умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки
героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
6)
достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов;
7)
формирование потребности в систематическом чтении;
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Содержание учебного предмета, курса «Смысловое чтение».
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Чтение понимается, как осознанный самостоятельный
процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления
цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое,
выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа,
тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов
определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы
по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать
изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного
устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном
образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в
устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение
обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления
художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текстрассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке),
написание отзыва.
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить
логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и
чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
Курс «Смысловое чтение», состоящий из научно-популярных и
информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в
том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок
интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и
второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход
мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс
содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить
информацию одного текста, но и вернуться и увязать его с ранее
прочитанным рассказом. Также немало времени отведено для модификации и
генерации текстов. Работа с заголовками, создание кратких, устных, а затем и
письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию,
а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Ведь
нередко для понимания чего-либо нужно создать свой аналог этого объекта.
Эта интеллектуальная работа очень трудна для детей, поэтому для работы
используются тексты очень короткие, на один-два абзаца, и любой ребенок
вполне в состоянии воспринимать каждый текст без особых усилий. На
каждом уроке организуется работа по нескольким текстам сразу, и ученикам
приходится проявлять сообразительность, чтобы выполнить такие задания.
В результате работа по данному курсу:
-отвечает стандартам в образовании;
-подготавливает ребенка к будущей учебной нагрузке;
-формирует аппарат и навыки к восприятию, анализу и генерированию
информации;
-развивает у ребенка понимание родного языка и его логических структур.
Формы организации учебного процесса
 фронтальная (общеклассная)
 групповая (в том числе и работа в парах)
 индивидуальная.
Традиционные методы обучения:

 Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
 Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями,
презентациями.
 Практические методы: устные и письменные упражнения, графические
работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через
деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, «Диалог»,
«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод
эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое
проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры
(ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.
При обучении курсу «Смысловое чтение» используются предпочтительные
образовательные технологии:
 проблемного обучения
 игровые
 разноуровневого обучения
 информационно-коммуникационные технологии;
В
учебно-воспитательном
процессе
используются
следующие
педагогические технологии и подходы:
 традиционные
 сотворчества
 сотрудничества
 развития критического мышления
 здоровьесберегающая
 исследовательская работа
 развивающего обучения
Виды нетрадиционных занятий: путешествие, защита проектов и т.д.
Используемые виды и формы контроля:
Виды контроля:
 стартовый контроль
 текущий
 рубежный контроль (четверть, полугодие)
 тематический
 итоговый (май)
 комплексный
Формы контроля:
 самостоятельная работа
 проверочная работа
 тест
 олимпиады
 компьютерное тестирование
 фронтальный опрос
 индивидуальные разноуровневые задания

Одними из форм контроля также являются:
 метапредметные диагностические работы (внутренний и внешний
мониторинг);
 комбинированные диагностические работы (внутренний и внешний
мониторинг).
Основными направлениями (содержательными линиями) курса «Смысловое
чтение» являются:
 развитие навыка чтения;
 формирование восприятия художественного произведения;
 знакомство с литературоведческими понятиями;
 развитие речевых умений;
 развитие творческой деятельности;
 формирование читательской компетенции;
 нравственно-эстетическое воспитание.
В ходе изучения курса «Смысловое чтение» ученики 2 класса учатся вести
«Дневник читателя». В 3 и 4 классах продолжают работу по ведению
«Дневник читателя». Изучение без отметок.
Результат изучения курса «Смысловое чтение» в каждом классе :
достижение предметных, метапредметных, личностных результатов,
«Дневник читателя».
Предлагаемый курс содержит материалы для системной проектной
деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами. На
занятиях курса «Смысловое чтение», прежде всего, осуществляются
межпредметные связи с такими предметами, как русский язык, литературное
чтение, математика, технология, изобразительное искусство. Курс
«Смысловое чтение» тесно связан с курсом русского языка и литературного
чтения. Общим для программ является раздел «Виды речевой деятельности»,
в котором представлены виды деятельности, реализуемые на уроках. На
уроках математики, технологии, изобразительного искусства и музыки
требуются навыки работы с текстом: проверка понимания; выделение
главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров,
которые отрабатываются на занятиях курса «Смысловое чтение».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Курс «Смысловое чтение» изучается на ступени начального общего
образования в качестве курса внеурочной деятельности во 2-4-х классах. На
изучение курса «Смысловое чтение» во 2-4 классах отводится 1 час в неделю.
Таким образом, программа рассчитана на 34 часа.

Календарно-тематическое планирование 2 класс.
№
1

Тема
Вводное занятие

Количество часов
1 час

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Предложение. Текст.
Текст. Тема текста. Заголовок текста.
И. Соколов-Микитов «Лето в лесу».
В. Осеева «Плохо».
Л. Толстой «Два товарища».
В. Бурлаков «Посмотри вокруг».
А. Тихонов «Где вода, там жизнь».
С. Михалков «Аисты и лягушки».
И. Пузанов «На реке».
В. Бахревский «Ласточкино гнездо».
И. Соколов-Микитов «Лось».
Л. Яхтин «Кто сильнее».
А. Тихонов «Сороки».
Проверочная работа

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

По страницам энциклопедий
К. Ушинский «Играющие собаки».
И. Соколов-Микитов «Лесное озеро».
Е. Пермяк «Первая рыбалка».
И. Соколов-Микитов «Белки».
С. Михалков «Не стоит благодарности».
Г. Цыферов «Жил на свете слонѐнок».
В. Кологрив «Кузнечик».
С. Аксаков «Сурка».
Ш. Перро «Золушка».
Н. Юрцевич «Красавица русских лесов».
С. Юцзунь «Светлячок».
В. Танасийчук «Лосось».
В. Коржиков «Утро в лесу».
Джунгли Южной Америки.
Праздник воды.
Итоговая контрольная работа.

33

Защита проектов «Как хорошо уметь
читать».
Итоговый урок. Игра «Литературные тайны»
Итого

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час Проверочная
работа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час. Контрольная
работа
1 час Проектная
деятельности.
1 час
34 часа

34

Календарно-тематическое планирование 3 класс.
№
1

Тема
Вводное занятие

Количество часов
1 час

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Текст. Тип текста.
Г. Скребицкий «Синица»
А. Тихонов «Перелѐтные птицы»
Текст. Жанр текста.
Э. Бауэр «Фламинго»
По страницам энциклопедий
По страницам энциклопедий
Г. Ханнелор «Облик планеты»
С. Михалков «Ответ»
«Божья коровка» «Что такое? Кто такой?»
«Хочу всѐ знать»
А. Старостин «Молча в тайге»
Проверочная работа

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

«О змеях». «Что такое? Кто такой?».
Э. Шум «Зима»
«На арене цирка». «Что такое? Кто такой?».
Л. Киселѐва «И так бывает».
«После дождя». «Что такое? Кто такой?».
А. Тихонов «На закате лета»
И. Соколов-Микитов «Сосновый бор»
«Дельфины». «Что такое? Кто такой?».
Л. Киселѐва «Башмачки».
Э. Бауэр «Немецкая овчарка».
С. Михалков «Орѐл и бобр».
В. Васильев «Ранняя Весна
В. Осеева «На катке».
«Хочу всѐ знать». «Растения».
И. Соколов-Микитов «Калина».
В. Сухомлинский «Яблоко и рассвет».
Итоговая контрольная работа.

33

Защита проектов «В мире книг».

34

Итоговый урок. Игра «Литературные тайны»
Итого

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час Проверочная
работа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час. Контрольная
работа
1 час Проектная
деятельности.
1 час
34 часа

Календарно-тематическое планирование 4 класс.
№
1

Тема
Вводное занятие

Количество часов
1 час

2
3
4
5

1 час
1 час
1 час
1 час

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Текст. Тип текста.
Г. Николаева «Ливень».
Г. Скребицкий «Солнечный день в самом
начале лета»
К. Ушинский «Ласточки».
«Хочу всѐ знать». «Что мы знаем о сахаре».
А. Бостром «Кошка и ѐж».
С. Аксаков «Осень».
И. Соколов-Микитов «Клѐн».
Р. Киплинг «Слонѐнок».
«Хочу всѐ знать». «Язык-средство общения».
А. Тихонов «Колибри».
«Хочу всѐ знать». «Экология».
Проверочная работа

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

И. Соколов-Микитов «Золотая осень».
К. Ушинский «Четыре желания».
«Хочу всѐ знать». «Планеты».
Э. Бауэр «Про жирафа».
С. Михалков «Жадный заяц».
И. Соколов-Микитов «Рябина».
Н. Дудников «Весенние воды».
К. Ушинский «Утренние лучи».
Е.Пермяк «Как Маша стала большой».
С. Михалков «Просчитался».
В. Осеева «Злая мать и добрая тѐтя».
Г. Скребицкий «Лесное эхо».
П. Молчанов «На рыбалке».
Г. Скребицкий «Художник-Осень»
К. Паустовский «Какие бывают дожди».
И. Лебедев «Чомга».
Итоговая контрольная работа.

33

Защита проектов «Мой друг – книга».

34

Итоговый урок. Игра «Литературный
альманах».

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час Проверочная
работа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час. Контрольная
работа
1 час Проектная
деятельности
1 час

Итого:

34 часа

Учебно-методическое обеспечение курса
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
Детские книги
Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
Видеофильмы( «Фантазѐры», « Весѐлые истории», « Воробей на льду» и т.д.)
Технические средства обучения
Классная магнитная доска
Компьютер
Сканер
Принтер
Экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».