Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа внеурочной деятельности «Колейдоскоп наук» 1-4 класс

1

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в
содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022
№ СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы
Актуальность выбора курса «Калейдоскоп наук» определена тем, что в
концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата
образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет
выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится
интеллектуальным качествам ребѐнка: «Любознательный, интересующийся,
активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации
собственной деятельности…», потребностях обучающихся и их родителей,
обусловлена тем, что формируемые универсальные учебные действия в
будущем станут основой для успешного продолжения обучения в среднем и
старшем звене школы.
Практическая значимость определяется рядом факторов практического
характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся,
ориентирование на творческую самореализацию личности в учебном процессе.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Педагогическая целесообразность и актуальность данной образовательной
программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания
условий для формирования у младших школьников навыков пространственного
2

мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития
ребенка.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего
образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые
предлагаются в рамках образовательных, окружающего мира, русского языка
технологии. Предлагаемая система практических заданий и занимательных
упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших
школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых
является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и
радостно включиться в процесс обучения. Данная программа является наиболее
актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие
интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для
дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней
предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных
на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не
только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять
умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на
активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях
может стать привычной для детей.
формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми,
с подгруппами и индивидуально.
Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения
курса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании
творческой инициативы. В данный курс включены игры, смекалки,
головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не
отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании
палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
На данном курсе формируются важные качества личности ребенка:
самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,
вырабатывается
усидчивость,
развиваются
конструктивные
умения.
Цель: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение
качества начального образования на уровне образовательной организации,
развитие познавательного интереса и , интеллектуальных способностей
младшего школьника
Задачи:
обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений;
3

- углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, окружающему
миру;
- развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие внимание, памяти;
воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование умение работать в группе.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1
час в неделю.
Количество часов: 1 час в неделю в 1 классе, 33 часа в год,
1 час в неделю во 2, 3, 4 классе, по 34 часов в год,
всего 135 часов
Планируемые результаты реализации программы «Калейдоскоп наук:
Личностные результаты:
Формирование положительного отношения к школе; чувство необходимости
учения;
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший
ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах
своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием,
старанием;
Метапредметные результаты:
-находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать
логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно
составлять элементарную закономерность;
-называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных,
обосновывать свой выбор;
-находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название
данным группам;
-находить сходства и различия д\предметов (по цвету, форме, размеру,
базовому понятию, функциональному назначению и так далее);
-уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо
ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
построение логической цепи рассуждений; доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и
выделение необходимой
информации; применение
методов
информационного поиска;
4

знаково-символические моделирование и
преобразование модели с
целью выявления общих законов;
умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной
форме
выбор эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений:
-самостоятельно выполнять задания;
-осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои
ошибки;
-работать в группе;
-сравнивать величины( выбирать величину) для ответа на практический
вопрос;
-планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для
ответа на вопрос;
-находить неизвестный компонент арифметического действия;
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека
на природу;
-умение различать звуки и буквы;
-умение находить правильное объяснение написания слов с
орфограммами;
- умение определять значение слов по тексту;
-умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
-умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
1 класс(33ч)
Интегрированные задания из области знаний русского языка( 8 ч)
Первый раз в первый класс. Здравствуй, осень. Шкатулка с сюрпризом.
Наряжаем елочку. Незнайкин экзамен. Словесные забавы.
Говорящие головоломки.
Интегрированные задания из области знаний литературы (10 ч)
Задания трех поросят. По страницам сказки «Волк и семеро козлят». По
страницам книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»
Рисуем яблоньку. Букет для Русалочки. Ловим рыбку. Рыбалка продолжается.
Сказочные задания. Сказочные задания опять и опять.
5

Интегрированные задания из области знаний математике8ч)
Геометрический магазин. В гостях у Знайки. Цепочка занимательных заданий.
Незнайкин экзамен. Коллекция головоломок от Незнайки .
Спичечное ассорти. « Прикольные» задания.
Интегрированные задания из области знаний окружающего мира (7 ч)
Играем в «ромашку». Хлеб-батюшка. На грибной полянке.
Домашние животные. О звездах. Быть здоровым. Пернатые друзья.
Тематическое планирование
1класс
№п/п

Тема занятия

Кол-во

Корректировка

часов

1

Первый раз в первый класс

1

2

Задания трех поросят

1

3

Здравствуй, осень

1

4

Играем в «ромашку»

1

5

По страницам сказки «Волк и семеро козлят»

1

6

Рисуем яблоньку

1

7

Геометрический магазин

1

8

Хлеб-батюшка

1

9

Шкатулка с сюрпризом

1

10

На грибной полянке

1

11

В гостях у Знайки

1

12

Читаем письма

1

13

Наряжаем елочку

1

14

Домашние животные

1

15

Цепочка занимательных заданий

1

16

О звездах

1
6

17

Дорогою добра

1

18

Быть здоровым

1

19

Незнайкин экзамен

1

20

Коллекция головоломок от Незнайки

1

21

По страницам книги Э. Успенского «Дядя 1
Федор, пес и кот»

22

Букет для Русалочки.

1

23

Словесные забавы

1

24

Говорящие головоломки

1

25

Ловим рыбку

1

26

Рыбалка продолжается

1

27

Загадалки

1

28

Пернатые друзья

1

29

Сказочные задания

1

30

Спичечное ассорти

1

31

« Прикольные» задания

1

32

Сказочные задания опять и опять

1

33

Цепочка занимательных заданий

1

2 класс
Интегрированные задания из области знаний русского языка (8 ч)
Снова в школу. Цветочная угадайка. Открываем долгий ящик.
Елочка с волшебными шишками. Засучив рукава. Лента занимательных
заданий.
Клуб любителей русского языка. Китайская грамота.
Интегрированные задания из области знаний литературы ( 10 ч)
Как из рога изобилия. Бьем баклуши. Литературная угадайка.
Учимся быть внимательными и заботливыми. Герои сказок в ребусах и загадках
Учимся быть честными. Учимся управлять своими чувствами.
Сказки А. С. Пушкина.
Интегрированные задания из области знаний математике(8ч)
Развиваем воображение и фантазию. Сундучок занимательных заданий.
7

Симметрия. Пятое колесо в телеге. Лента занимательных заданий.
По тропинкам математики. Загадочки- загадки для умственной зарядки.
Согласись или поспорь со мной.
Интегрированные задания из области знаний окружающего мира ( 8ч)
Овощи с грядки. Сказочный листопад. Морские обитатели. Зоологическое
ассорти
Звездный дождь. Любопытные факты из жизни животных. О водных судах.
Тематическое планирование
2 класс
N
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
2830
31

Тема занятия
Снова в школу
Как из рога изобилия
Овощи с грядки
Сказочный листопад
Развиваем воображение и фантазию
Морские обитатели
Бьем баклуши
Зоологическое ассорти
Литературная угадайка.
Цветочная угадайка.
Открываем долгий ящик.
Звездный дождь
Елочка с волшебными шишками.
Учимся быть внимательными и заботливыми.
Засучив рукава.
Сундучок занимательных заданий.
Симметрия
Герои сказок в ребусах и загадках
Учимся быть честными.
Учимся управлять своими чувствами.
Любопытные факты из жизни животных.
Пятое колесо в телеге.
Здравствуй, сказка.
Лента занимательных заданий.
Клуб любителей русского языка.
О водных судах
Китайская грамота.
По тропинкам математики.

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

Сказки А. С. Пушкина

1

Коррекция

8

32
33
34

Загадочки- загадки для умственной зарядки
1
Согласись или поспорь со мной.
1
Брейн-ринг «Юные умники и умницы». Итоговое 1
занятие

3 класс
Интегрированные задания из области знаний русского языка(4ч)
Зима в загадках. Подарки Деда Мороза. Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
Клуб любителей русского языка.
Интегрированные задания из области знаний литературы(10ч)
Слово о Родине. В кругу семьи. Дело было в лукоморье.
Поговорим о поведении. Литературная угадайка. Поэтическая карусель.
Арт-студия. «Репка» на новый лад. В царстве лешего.
Интегрированные задания из области знаний математике(10ч)
Кот в мешке. Спешим на помощь Кузе. Лента занимательных заданий.
Геометрический калейдоскоп. Магазин головоломок. Прощальная игротека.
Брейн-ринг «Юные умники и умницы».
Интегрированные задания из области знаний окружающего мира(10ч)
Все мы люди разные. В космическом пространстве. Старичок – боровичок.
Береги здоровье. О воде. Что мы знаем о деревьях. Золотой дождь.
Любопытные факты из жизни животных. В поисках цветка папоротника.
Тематическое планирование
3 класс
N
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема занятия
Слово о Родине.
В кругу семьи.
Все мы люди разные.
Дело было в лукоморье.
В космическом пространстве.
Старичок – боровичок.
Кот в мешке.
Поговорим о поведении.
Литературная угадайка.
Береги здоровье.
О воде.
Спешим на помощь Кузе.
Поэтическая карусель.
Арт-студия.
Зима в загадках.
Подарки Деда Мороза.

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Коррекция

9

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
2830
31
32
33
34

Что мы знаем о деревьях.
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
«Репка» на новый лад.
Любопытные факты из жизни животных.
Школа искусств.
Куклы в нашей жизни.
Золотой дождь.
Лента занимательных заданий.
Клуб любителей русского языка.
В царстве лешего.
Геометрический калейдоскоп.
Магазин головоломок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

В поисках цветка папоротника.
На войне как на войне.
Прощальная игротека.
Брейн-ринг «Юные умники и умницы».
Итоговое занятие

1
1
1
1

4 класс
Интегрированные задания из области знаний русского языка(8ч)
Куда летят крылатые слова. Калейдоскоп головоломок . Клуб любителей
русского языка.
Да здравствует абракадабра! Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав
слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Звуко-буквенный
разбор. Морфологический разбор. Синтаксический разбор простого
предложения, осложнѐнного однородными членами предложения и сложного
предложения. Работа с текстом.
Интегрированные задания из области знаний литературы(8ч)
Фильм, фильм, фильм
Путешествие в мир пушкинских сказок.. Поговорим, друзья, о книге
Шутка-минутка, а заряжает на час.
Клуб любителей головоломок. Интегрированные задания из области знаний
математике (4 ч)
Интеллектуальный клуб «мыслитель». Калейдоскоп головоломок
. О времени и о часах. Клуб любителей головоломок
Интегрированные задания из области знаний окружающего мира (14 ч)
Условные обозначения на карте. Природные зоны России. Разнообразие
растительного и животного мира материков и водоѐмов. Система органов
человека. Строение функционирование организма для сохранения и укрепления
здоровья. Мир глазами географа. Оптимальные формы поведения, на основе
пройденных правил. Правила безопасной жизни Государственные символы.
10

Моя семья. Вода в нашей жизни. Матушка-землица. Приветствуем зиму. Я
расскажу тебе о цирке. Музыкальная шкатулка. Что мы знаем о памяти . О
времени и о часах. Великая Отечественная война
Тематическое планирование
4 класс
N
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8

9

10

11
12
13
14
15

16

17
18
19

Тема занятия
Государственные символы России Моя семья
Внешнее и внутреннее строение тела человека.
Предметы и материалы.
Интеллектуальный клуб «мыслитель»
Выскажи своѐ мнение. Опиши опыт.
Животные и природа Антарктиды и Арктики.
Матушка-землица
Объясни знак.
Куда летят крылатые слова
Слово и его лексическое значение. Слова –
синонимы.
Фильм, фильм, фильм
Животные Северной Америки и Южной
Америки.
Путешествие в мир пушкинских сказок
Ударение. Упражнение в постановке ударения в
словах. Звонкие и глухие согласные
Приветствуем зиму Прогноз погоды. Работа с
данными.
Профессии людей
Природные зоны России.
Я расскажу тебе о цирке
Текст. Упражнение в составление плана текста
Калейдоскоп головоломок
Части слова. Упражнение в разборе слов по
составу.
Музыкальная шкатулка
Имя существительное. Упражнение в разборе
имени существительного как части речи.
Что мы знаем о памяти
Вода в нашей жизни
Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени
прилагательного как части речи

Всего Корректировка
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
11

20
21

22
23

24

Клуб любителей русского языка
Аудирование. Написание диктанта.
Да здравствует абракадабра!
Текст. Упражнение в определение основной
мысли текста.
Текст. Упражнение в составление плана текста.
Поговорим, друзья, о книге
Текст. Упражнение в составление вопросов по
содержанию текста.
Интерпретации пословицы.

Шутка-минутка, а заряжает на час Глагол.
Упражнение в разборе глагола как части речи.
26
О времени и о часах
27
Достопримечательности родного края,
особенности природы.
28- Клуб любителей головоломок
30
Узнай материк. Работа с картами
31
Памятные даты.
32
Великая Отечественная война
33
Животные Евразии, Африки, Австралии.
34
Брейн-ринг «Юные умники и умницы». Итоговое
занятие
Учебно – методическое обеспечение курса:
25

1
1

1
1

1
1
1
1
3
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/13/4/
Сайт «Начальная школа» учебники комплекта «Школа России» 1-4 кл с онлайн-поддержкой
http://1-4.prosv.ru
Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября»
http://www.math.1september.ru
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков для учителей» 1-4 класс
http://nsportal.ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл.
http://www.rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»
http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала
http://www.musik.edu.ru
Официальный ресурс для учителей, детей и родителей (1-4 класс)
12

www.nachalka.com
База разработок для учителей начальных классов 1-4 класс
http://pedsovet.su
Раздел начальная школа: Архив учебных программ.
http://www.rusedu.ru
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков сайт для учителей» 1-4 класс
http://kopilurokov.ru/
Журнал «Начальная школа»
www.openworld/school
Газета «1 сентября»
www.1september.ru
«Учительская газета2
www.ug.ru
Издательство "Просвещение"
http://www.prosv.ru/
Портал «Музеи России»
http://www.museum.ru
Детский портал Солнышко. Сценарии для маленьких учеников 1-4 класс
http://www.solnet.ee
сайт «УЧИ.ру»
https://uchi.ru/
Сайт «Я-класс»
https://www.yaklass.ru/

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».