Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Выбор профессии_10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.7.2
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3 от
29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Выбор профессии»
для обучающихся 10 классов

г. Кировград
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая общеразвивающая программа «Выбор профессии» (далее —
программа «Выбор профессии») реализуется в рамках часов формируемой
части учебного плана среднего общего образования. Программа реализуется
из расчёта 1 час в неделю.
Актуальность и назначение программы
Программа «Выбор профессии» нацелена на решение проблем
гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Системный подход к реализации мероприятий, заложенных в данной
примерной программе, позволит достичь цели, определенные в Указе
Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г., среди
которых:
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и
развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на
принципах справедливости, всеобщности и направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В центре программы находится личностное развитие обучающихся,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира.
Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися
личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые
качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Цель программы
формирование
у
обучающихся
карьерной
грамотности
и
сопровождение
профессиональных
и
образовательных
выборов
обучающихся.
Под карьерной грамотностью понимается способность использовать
предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные
действия для решения задач профессионального самоопределения.

Задачи программы:
расширить когнитивный репертуар профессий и отраслей у
обучающихся;
сформировать представление о современном профессиональном
образовании и рынке труда;
помочь в определении сильных сторон, интересов, ценностей и
значимых критериев выбора образования и профессий у обучающихся, как
параметров выбора траекторий;
отработать навык принятия решения об оптимальных образовательной
и профессиональной траекториях;
создать пространство для формирования у обучающихся
образовательных и профессиональных целей.
Программа курса внеурочной деятельности нацелена на:
формирование у обучающихся российской гражданской идентичности
за счет ознакомления с отраслями народного хозяйства, примерами
профессий и организаций страны, перспектив построения успешной карьеры
в России;
формирование личностных, познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, в т.ч за
счет опыта применения универсальных учебных действий для решения задач
практической направленности, личностного и познавательного развития
обучающихся;
овладение приёмами учебного сотрудничества и социального
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебноисследовательской и проектной деятельности;
информирование обучающихся об особенностях различных сфер
профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся
потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и
федеральном уровнях;
оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной
помощи обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей в
том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций
обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и
выбора профессии.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами Российской Федерации в части,
касающейся профориентации школьников:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (5—9 классы);
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 года № 1 «Об
утверждении
Положения
о
профессиональной
ориентации
и
психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013
года «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному
Собранию»;
Постановление «Об исполнении поручения Президента по включению
в образовательные стандарты требований, направленных на раннюю
профориентацию учащихся» (30 марта 2011 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26
от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Соотнесение с примерной программой воспитания.
Программа «Выбор профессии» расширяет возможности и формы
работы, предусмотренные программой воспитания школы на уровне
основного общего образования. В частности, программа воспитания нацелена
на информирование обучающихся об особенностях различных сфер
профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся
потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и
федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации
обучающихся
через
систему
мероприятий,
проводимых
общеобразовательной организации совместно с различными предприятиями,
образовательными организациями, центрами профориентационной работы,
практической подготовки; оказание психолого-педагогической поддержки,
консультационной помощи обучающимся в их профессиональной
ориентации, включающей в том числе диагностику мотивации, способностей
и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения
образования и выбора профессии.

Особенности работы педагога по программе.
Задача педагога состоит в формировании у школьников карьерной
грамотности, способствующей оптимальным профессиональным и
образовательным выборам подростков. Выбор профессии формируется за
счет вовлечения в многообразную деятельность, организованную в разных
формах и позволяющую отработать использование знаний и умений для
решения задач профессионального самоопределения.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является
личностное развитие учащегося. Личностных результатов педагог может
достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им обоим
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием.
Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой:
приветствие школьников; проблематизация темы предстоящего занятия;
работа по теме занятия; рефлексия.
Особенностью занятий являются их интерактивность и многообразие
используемых педагогом форм работы: в ходе даже одного занятия педагог
может чередовать разнообразные игры, групповую работу, обмен мнениями,
самостоятельную работу, дискуссии.
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания,
письменного выражения своего отношения к теме.
2. Итогам программы обучающиеся выполняют самостоятельную работу творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».
Итоги учета знаний, умений, овладения обучающимися универсальных
учебных действий подводятся посредством листов педагогических
наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки
результатов освоения программы происходит путем архивирования
творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу
«портфолио» (при возможности единой информационно-образовательной
среды формировать «цифровое портфолио»).
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности: викторины, творческие конкурсы, профориентационные игры,
ролевые игры, хакатоны, квесты, КВИЗЫ, экскурсии, профессиональные
пробы школьная научно-практическая конференция.
Оценивать результаты может как учитель (педагог-организатор,
педагог-психолог, -предметник, классный руководитель, старший вожатый),

так и приглашенные эксперты (родители (законные представители),
представители организаций-работодателей, учебных учреждений среднего
профессионального
и
высшего
образования,
выпускники
общеобразовательной школы и др.). Приветствуется распределение ролей в
детском коллективе и возложение роли эксперта на группу обучающихся,
при этом критерии оценивания устанавливаются ими самостоятельно.
Ключевым результатом реализации программы станет сформированная
индивидуальная образовательная траектория для каждого обучающегося,
предполагающая углубленное изучение отдельных предметов с целью
участия в олимпиадах и иных интеллектуальных соревнованиях,
прохождения государственной итоговой аттестации и продолжения обучения
в старшей школе (10-11 классы).
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая общеразвивающая программа «Выбор профессии» (далее —
программа «Выбор профессии») реализуется из расчёта 1 час в неделю.
Программа составлена на основе авторской программы руководителя отдела
разработки контента ООО «ПРОФИЛУМ» Савицкой И.И.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
1 Модуль. Введение в курс.
Введение в курс. Глобальные тенденции.
Значимые глобальные тенденции и их наполнение: цифровизация,
глобализация, кастомизация, автоматизация и роботизация, забота об
экологии. Плюсы и минусы тенденций. Примеры того, как глобальные
тенденции меняют мир.
Цели и задачи курса. Логика курса. Принцип работы в личном кабинете
Профилума.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Влияние глобальных тенденций на развитие профессий.
Значимые глобальные тенденции. Логика изменения профессий в отрасли
под влиянием глобальных тенденций. Пример влияния тенденций на
конкретную отрасль. Профессии будущего.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Общее представление об отраслях.
Понятие отрасли. 28 отраслей народного хозяйства РФ. Краткое описание
отраслей. Отрасль как этап по выбору профессии, позволяющий
определиться с направлением. Как разные отрасли представлены в
повседневной жизни. Отрасль как совокупность профессий, ее
представляющих. Возможность выбрать различные профессии в
интересующей отрасли.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Информационные технологии (ИТ) и телекоммуникации: разбор отрасли.
Краткая характеристика ИТ-отрасли. ИТ-отрасль как совокупность более чем
80 профессий, не все их КОТОРЫХ связаны с разработкой кода. Профессии
в 'Т-индустрии. Краткий разбор 18 ИТ-профессий: ап(јгою-разработчик,
технический писатель, аналитик, Data Scientist, системный администратор,
геймдизайнер, юзабилити-специалист, контент-менеджер, архитектор VR,
SEO-cnel.yam•1cT, менеджер продукта, программист, разработчик чат-ботов,
дизайнер, специалист техподдержки, сценарист, тестировщик, разработчик
баз данных. Пересечение lT с другими индустриями: медицина, финансы,
биологи, реклам, образование. Компании в 1 Т-индустрии. Примеры
успешных ИТ-компаний современного российского рынка: ВК, Яндекс,
Озон, 1С, Ростех, Ростелеком, Касперский. Виды деятельности.
Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Типы организаций и особенности работы в них.
7

Количество организаций в РФ. Цели организаций. Коммерческие и
некоммерческие организации, их цели. Примеры коммерческих и
некоммерческих организаций. Частные, общественные и государственные
организации. Особенности работы в различных типах организаций.
Ценности организации и ценности сотрудника.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах.
Здравоохранение и медицина: разбор отрасли.
Работа в подгруппах, представляющих разные медицинские организации:
федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, частная ветеринарная
клиника, фонд реабилитационной помощи фармацевтический завод.
Традиционные медицинские профессии. Ценности людей, работающих в
медицине. Варианты организаций данной отрасли. Варианты карьеры в
медицине. Неочевидные профессии отрасли, например: медицинский
инженер, фарм-дизайнер. Передовые профессии отрасли, например:
биоинформатик, биоинженер, специалист по космической и авиационной
медицине, оператор медицинских роботов. Процесс разработки лекарств.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, ролевая
игра, презентация.
2 Модуль. Какой я?
Логика выбора профессии: основные элементы выбора.
• Формирование максимального списка профессий для последующего
выбора. Источники формирования списка профессий:
• профессии, соответствующие моим способностям;
• интересные мне профессии; о профессии, в которых я могу реализовать
свои ценности;
• рекомендации родителей, друзей, учителей, знакомых;
• любые внешние источники: фильмы, передачи, соц.сети, статьи;
Анализ полученного списка на соответствие собственным параметрам,
таким, как:
• способности;
• интересы; о ценности;
• здоровье и ограничения;
• образ жизни и привычки.
Возможность постоянно пополнять и пересматривать список профессий.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах с заданными
героями, презентация.
Диагностика профессиональных интересов.
Признаки устойчивого интереса к профессиональной деятельности.
Возможные основания для определения профессиональных интересов: о
• хобби;
• любимые школьные предметы;
8

анализ интересов и увлечений окружающих людей;
волнующие меня ценностные вопросы;
интересные объекты труда.
Подбор отраслей, соответствующих профессиональным интересам.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальная работа,
презентация.
•
•
•

Диагностика способностей.
Важность соответствия выбранной профессии способностям. Виды
способностей:
• навыки общения;
• конструирование и математика;
• навыки работы с информацией;
• решение проблем;
• творческие способности;
• физические навыки.
Критерии проявления каждого вида способностей.
Закрепление важности соответствия профессии собственным способностям с
помощью упражнения: ученики в группах принимают решение о развитии
стартапа по совокупности способностей героев.
Примеры профессий, соответствующих различным видам профессиональных
интересов.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальная работа, работа
в группах, презентация.
Диагностика ценностей.
Проблематизация: важность соответствия профессии личным ценностям
человека. Влияние ценностей на мотивацию. Выбор профессии в связи со
своими ценностями. Разбор примеров профессий, позволяющих реализовать
различные ценности. Самодиагностика, индивидуальный выбор трех
ключевых ценностей. Подбор профессий по значимым ценностям. Место
ценностей в логике выбора профессии:
о ценности позволяют увеличивать список возможных профессий; о важно
все профессии проверять на соответствие личным ценностям.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальная работа,
презентация.
Анализ подходящих профессий. Анализ списка профессий по параметрам:
о содержание профессиональной деятельности;
• профессия на рынке труда (востребованность, уровень заработной
платы, наличие вакансий в моем регионе);
• необходимое образование (уровень образования, особенности
вступительных испытаний, ограничения).
Возможность постоянно пополнять и пересматривать список профессий.
9

Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах с заданными
героями, презентация.
3 Модуль. Мир отраслей и профессий.
Отраслевые и кросс-отраслевые профессии. Структура коммерческой
организации. Проблематизация с помощью упражнения по разбору
карьерных траекторий двух героев. Понятия и характеристики отраслевой и
кросс-отраслевой профессий. Функциональная структура организации:
производственный блок, о коммерческий блок, е операционный блок
финансовый блок.
Краткое описание содержания работы блоков. Основное распределение
профессий по блокам: отраслевые профессии в производственном блоке,
кросс-отраслевые в коммерческом, операционном и финансовом блоках.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах, работа в
группах, презентация.
Отраслевые профессии и их особенности.
Общие особенности отраслевых профессий.
Упрощенная структура производственного блока:
• собственно производство: основное и вспомогательное;
• сопровождение: хранение и транспортировка.
Холдинги, объединяющие несколько производств, на примере компаний
КОМОС ГРУПП, Северсталь, Росатом.
Основные типовые отраслевые профессии.
Как на основе собственных интересов выбрать отрасли.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах, работа в
группах, презентация.
Кросс-отраслевые профессии и их особенности.
Функциональные блоки,представленные кросс-отраслевыми профессиями:
коммерческий, операционный и финансовый. Основные типовые кроссотраслевые профессии по блокам, их задачи. Важность кросс-отраслевых
профессий для достижения целей бизнеса.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах, работа в
группах, ролевая игра, презентация.
Знакомство с профдеятельностью: экскурсия.
Знакомство
с
работой
промышленного
предприятия.
Разбор
производственного процесса. Ознакомление с результатом производства и
реализацией продукции. Знакомство с основными профессиями
производства. Разбор работы предприятия с вопросами экологии,
социальной ответственности и устойчивого развития.
Виды деятельности. Экскурсия, индивидуальная работа по заполнению
выданных учителем бланков.
10

Профессии государственной службы.
Характерные особенности госслужбы и ее отличия от других типов
занятости. Основные виды государственной службы в РФ и представляющие
их профессии:
• гражданская служба
• судебная служба
• правоохранительная служба
• военная служба.
Функции каждого вида службы. Формальные и неформальные требования к
госслужащим.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах в формате
викторины, презентация.
Агропромышленность: разбор отрасли.
Три основных этапа производственного процесса в агропромышленности:
• сопровождение производства (удобрения, техника),
• производство сельскохозяйственной продукции,
• переработка/реализация продукции.
Традиционные профессии в агропромышленности. Ведущие компании РФ,
представляющие агропромышленность:
компании, сопровождающие агропроизводство: Ростсельмаш, Сингента,
Поливпроект, о компании, производящие сельскохозяйственную продукцию:
Мираторг, Сады Придонья, Группа агропредприятий Ресурс, о компании,
занимающиеся переработкой/реализации продукции: Русагро, ЮГ Руси.
Влияние трендов на развитие агропромышленности. Новые перспективные
профессии в агропромышленности.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Творческие отрасли и профессии.
Творческая профессия как профессия, в которой для решения рабочих задач
используются творческие инструменты. Особенности творческих профессий.
Творческие профессии по направлениям: работа с видео, о работа с
текстом, работа с изображением, о работа со звуком, о создание и
преобразование предметов.
Не творческие профессии в творческих организациях, например: кастингдиректор, продюсер, реквизитор. Организации и варианты работы для
творческих профессий. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа
в группах, презентация.
Гуманитарные профессии.
Особенности гуманитарных профессий, как профессий, ориентированных на
человека, его личность, культуру и жизнь в обществе.
Основные группы гуманитарных профессий и особенности представляющих
их профессий:
профессии «про человека»
11

профессии «про общество»
профессии «про государство»
профессии «про бизнес»
профессии «про культуру»
Отрасли, в КОТОРЫХ востребованы гуманитарные профессии. Влиянии
современных тенденций на развитие гуманитарных направлений. Образ
будущего гуманитарных профессий. Виды деятельности. Активизирующая
беседа, работа в группах, презентация.
4 Модуль. Универсальные навыки. Карьера.
Качества успешных профессионалов. Гибкие навыки.
Индивидуальный образ успеха. Понятие жестких, гибких навыков и личных
качеств. Гибкие навыки, помогающие добиться успеха в любой профессии:
Навыки сотрудничества (умение работать в команде)
• навыки общения (коммуникации) о навыки работы с информацией и
анализа информации (критичность)
• навыки постановки цели и планирования (целеполагание)
• навыки определения своих интересов и собственного выбора
(самонавигация) о навык к обучению и познанию нового
(самообучение) навыки генерации идей и создания нового
(креативность)
Анализ собственных ситуаций успеха, определение связанных с ними
навыков. Развитие гибких навыков. Анализ собственных навыков,
нуждающихся в развитии.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания,
работа в группах, презентация.
Целеполагание.
Методика постановки целей/задач по методике SMART. Технология
«обратного планирования». Отработка постановки цели по SMART и
«обратного планирования» на примере цели «поступление в учебное
учреждение профессионального образования».
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Инструменты развития гибких навыков. Оценка гибких навыков.
Определение навыков, необходимых для развития, с учетом индивидуальных
особенностей, особенностей профессии и организации.
Инструменты и способы развития гибких навыков. Особенности развития
гибких навыков:
• длительность по времени;
• только через деятельность;
• регулярные усилия, пусть и незначительные;
• не более 1-2 навыков одновременно.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
12

Основные виды карьеры.
Карьера как маршрут, включающий выбор образования и профессии. Виды
карьеры и их особенности:
- лидерская (вертикальная);
- экспертная (горизонтальная).
Плюсы и минусы каждого вида карьеры. Разбор вариантов карьерных
траекторий на конкретных примерах.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах с заданными
героями, презентация.
Мифы о профессиях и построении карьеры.
Разбор наиболее популярных мифов о выборе профессии:
• выбрать профессию — это просто;
• я должен выбрать одну профессию на всю жизнь;
• после 30/35/40 профессию поменять невозможно;
• если я уже начал работать по профессии, то менять ее - только зря
тратить время;
• с выбором профессии ошибаются только неудачники.
Разбор наиболее популярных мифов о построении карьеры:
• успешная карьера - это руководить большим количеством людей;
• для карьеры достаточно хорошо работать, и тебя рано или поздно
заметят;
• карьера - для тех, кто готов ”идти по головам“
• чтобы строить карьеру, нужно много лет работать в одной
организации.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
5 Модуль. Рынок труда.
Рынок труда и типы занятости.
Понятие рынка труда, работодателя и работника. Рынок труда в логике
выбор профессий; анализ профессий по требованиям, востребованности,
перспективности, количеству кандидатов на одну вакансию. Процессы
поиска работы и подбора кандидатов. Кандидат как равноправный участник
выбора, который также принимает решение по работодателю. Основные
форматы работы и их особенности:
• фриланс;
• собственный бизнес.
Связь формата работы с уровнем свободы, самостоятельности и
ответственности.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Востребованность и перспективность профессий.

13

Какие профессии считаются востребованными, и какие - перспективными.
Изучение вакансий и резюме как способ анализа профессии. Примеры
востребованных и перспективных профессий региона.
Стратегии получения работы по востребованным и перспективным
профессиям. Стратегии получения конкурентного преимущества на рынке
труда.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Варианты подработки для школьников. Различные виды подработок для
школьников:
• неквалифицированная работа;
• специализированная работа;
• профессиональная работа.
Плюсы и минусы каждого вида подработки. Источники для поиска
подработки. Правовые особенности работы для школьников разного
возраста:
• необходимость согласия родителя;
• возможность совмещения с обучением;
• допустимое кол-во часов для работы в сутки;
• допустимые сферы работы;
• особенности труда о запрет на работы, которые могут приносить
ущерб здоровью и нравственному развитию.
• ограничения для работодателя при приеме на работу.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.
Интервью с представителем блока по работе с персоналом.
Краткое знакомство с экспертом.
Вопросы от групп учеников к эксперту по следующим направлениям:
• устройство процесса подбора и найма;
• собеседование при приеме на работу;
• факторы, влияющие на принятие положительного/отрицательного
решения о кандидате;
• советы будущим соискателям.
Виды деятельности. Интервью, работа в группах, презентация.
6 Модуль. Образовательная траектория.
Профессиональное образование и его уровни.
Уровни профессионального образования в РФ и их особенности:
• условия поступления;
• длительность обучения;
• специфика образовательных программ.
Профессии, требующие обязательного высшего профессионального
образования.
14

Варианты образовательных траекторий на примере нескольких профессий.
Примеры образовательных траекторий на примере нескольких героев.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах, презентация.
Связь школьных предметов с профессией. Выбор профильного класса.
Построение образовательной траектории по следующим этапам:
• выбор профессии/профессионального направления. Образовательная
траектория как производная от выбранной профессии.
• выбор направления и специальности профессионального образования.
Структура направлений и специальностей профессионального
образования в РФ.
• выбор профильного класса и предметов для углубленного изучения в
школе. Связь школьных предметов с профессиональным образованием
и выбранной профессией. Виды деятельности. Активизирующая
беседа, работа в группах, презентация.
Стратегии поступления в учреждения профессионального образования.
Варианты и особенности поступления в учреждения среднего и
профессионального образования.
Формирование образовательной траектории с учетом реальных
возможностей обучающегося. Виды деятельности. Активизирующая беседа,
работа в группах, презентация.
Знакомство с учреждением ВПО: экскурсия, Особенности обучения в
заведении ВПО история учреждения ВПО, о специальности данного
учреждения ВПО,
преподавательский состав,
особенности обучения
(техническая база, подходы), связь с работодателями, целевое обучение,
стоимость обучения на договорной основе, наличие общежития, способы
познакомиться с работой учреждения ВПО дни открытых дверей,
конференции и т.п.,
перспективы выпускников учреждения ВПО,
типичный день студента вуза.
Знакомство с кафедрами и факультетами ВПО Столовая/спортивный
зал/другие интересные ученикам локации учреждения ВПО
Виды деятельности. Экскурсия, индивидуальная работа по заполнению
выданных учителем бланков.
Выбор дополнительного образования.
Понятие
дополнительного
образования.
Особенности
программ
дополнительного образования. Задачи дополнительного образования:
• помощь в подготовке к школьным экзаменам, о подготовка к творческим
или
собственным
вступительным
испытаниям
учреждений
профессионального образования по отдельным специальностям,
• получение профессиональных навыков, о поддержка хобби и интересов, не
связанных с профессией.
15

Подбор дополнительного образования исходя из целей и задач человека.
Приоритезация и выбор вариантов дополнительного образования в условиях
ограниченного времени и ресурсов. Виды деятельности. Активизирующая
беседа, работа в группах, презентация.
Подведение итогов курса. Планы на лето.
Актуализация полученных в ходе курса знаний. Обсуждение полученных
результатов, сравнение с целями курса. Обсуждение текущего статуса
обучающихся в плане профессионального самоопределения. Сложности и
пути их решения. Варианты действий на лето. Виды деятельности.
Активизирующая беседа, работа в группах, презентация.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение в курс

6

https://profilum.ru/

Раздел 2. Какой я?

5

https://profilum.ru/

Раздел 3. Мир отраслей и профессий

8

Раздел 4. Универсальные навыки

5

Раздел 5. Рынок труда

4

1

https://profilum.ru/

Раздел 6. Образовательная траектория

6

1

https://profilum.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

https://profilum.ru/
https://profilum.ru/

0

4

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

16.

Введение в курс. Глобальные тенденции.
Влияние глобальных тенденций на развитие профессий.
Общее представление об отраслях.
Информационные технологии (ИТ) и телекоммуникации: разбор
отрасли.
Типы организаций и особенности работы в них.
Здравоохранение и медицина: разбор отрасли.
Логика выбора профессии: основные элементы выбора.
Диагностика профессиональных интересов.
Диагностика способностей.
Диагностика способностей.
Анализ подходящих профессий.
Отраслевые и кросс-отраслевые профессии
Отраслевые профессии и их особенности.
Кросс-отраслевые профессии и их особенности.
Знакомство с профдеятельностью: экскурсия.
Профессии государственной службы.

17.

Агропромышленность: разбор отрасли.

1

18.

Творческие отрасли и профессии.

1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

1

1

https://profilum.ru/
https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/
https://profilum.ru/
18

1

https://profilum.ru/

Качества успешных профессионалов. Гибкие навыки.

1

https://profilum.ru/

21.

Целеполагание

1

https://profilum.ru/

22.

Инструменты развития гибких навыков.

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

19.

Гуманитарные профессии.

20.

Основные виды карьеры.
24. Мифы о профессиях и построении карьеры
23.
25.

Рынок труда и типы занятости.

Востребованность и перспективность профессий.
27. Варианты подработки для школьников.
26.
28.

Интервью с представителем блока по работе с персоналом.

1

29.

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

1

https://profilum.ru/

33.

Профессиональное образование и его уровни.
Связь школьных предметов с профессией.
Стратегии поступления в учреждения профессионального
образования.
Знакомство с учреждением ВПО: экскурсия,
Выбор дополнительного образования.

34.

Подведение итогов курса. Планы на лето.

1

30.
31.
32.

1

1

1

1

34

https://profilum.ru/

https://profilum.ru/
https://profilum.ru/

0

4

19

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение курса Выбор профессии на уровне основного общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык
 формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения
при помощи современных средств устной и письменной речи):
создание УСТНЫХ монологических высказываний на основе
ЖИЗНЕННЫХ наблюдений и личных впечатлений, чтения учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы: монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
 участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации;
 обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
 извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими
словарями, справочной литературой, в том числе информационносправочными системами в электронной форме;
 создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм
построения текста:
 соответствие текста теме и основной мысли, цельность и
относительная законченность;
 последовательность изложения (развёртывание содержания в
зависимости от цели текста, типа речи);
 правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической
связи предложений в тексте, логичность.
Литература:
20

•овладение

умением использовать словари и справочники, в том числе
информационносправочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения
учебной задачи;

• применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Информатика:

•овладение

основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их
использованием для решения учебных и практических задач;
• сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.
География:

•освоение

и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населенного
пункта;

•умение

устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;
Физика:

•понимание

необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования; е расширенные представления о
сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и
современными технологиями, основанными на достижениях физической
науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как
сферу своей будущей профессиональной деятельности;

•сформированность

мотивации к продолжению изучения физики как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как
базового социального института; характерных чертах общества; содержании
и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения,
включая
правовые
нормы,
регулирующие
типичные
для
21

несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области
макро- и микроэкономики);
умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности людей,
социальных объектов, явлений, процессов
определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;

•умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции;
овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том
числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;
для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного
представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.
Биология:

•интерес

к углублению биологических знаний и выбору биологии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей
профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии,
ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии,
искусства, спорта.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
22

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
систематизация (в том числе выбор приоритетных) целей обучения на курсе
с использованием информации о содержании курса;
умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение и делать выводы;
формулирование гипотез в результате анализа кейса;
умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения
познавательных задач;
умение в процессе дискуссии формулировать аргументы и контраргументы;
построение рассуждения на основе сравнения историй персонажей с
выделением общих признаков, на основе подбора подходящего типа
организаций под ожидания героев;
владение основами самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора;
умение самостоятельно определять собственные ценности для
последующего выбора профессии;
умение самостоятельно определять интересующие профессии в результате
рефлексии полученных знаний;
•умение учитывать собственные предпочтения и способности при
выстраивании профессиональной траектории;
•систематизация знаний о факторах, влияющих на выбор профессии;
умение давать характеристику другим людям, учитывая их
профессиональную деятельность.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
• формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.

Формы реализации программы
23

Программа курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся, а также значимость основного общего образования для
дальнейшего личностного развития обучающихся. Программа реализуется в
очной форме.
Реализация программы может быть основана на делении обучающихся на
группы и различном построении учебного процесса в выделенных группах с
учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов,
психического и физического здоровья, пола, общественных и
профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное
изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное
обучение).
Занятия проводятся в форме групповой работы. При проведении занятий
используются следующие формы и методы работы:
• профориентационные и деловые игры;
• игровые профессиональные упражнения;
• самоописание;
• групповая дискуссия;
• использование конструктивной обратной связи;
• экскурсии, в т.ч. виртуальные;
• открытые лекции и мастер-классы от работодателей;
• проектная деятельность;
• составление индивидуальных траекторий развития в игровой форме с
использованием
конструктора,
учитывающего
региональную
специфику рынка труда.

24

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• договор с ООО «ПРОФИЛУМ» https://profilum.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Единое содержание общего образования. Методические материалы. https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека цифрового образовательного контента https://urok.apkpro.ru/
• Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/19/
• ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ https://www.yaklass.ru/
• Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа
https://uchi.ru/
• Московская электронная школа - https://uchebnik.mos.ru/main
• Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум» https://olimpium.ru/
• Портал «Образовариум» - https://obr.nd.ru/

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».