Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Приложение № III.1.7.2 Утверждена в составе ООП ООО Приказ МАОУ СОШ № 3 от 29.08.2023 № 99-о РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Выбор профессии» для обучающихся 10 классов г. Кировград 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая общеразвивающая программа «Выбор профессии» (далее — программа «Выбор профессии») реализуется в рамках часов формируемой части учебного плана среднего общего образования. Программа реализуется из расчёта 1 час в неделю. Актуальность и назначение программы Программа «Выбор профессии» нацелена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Системный подход к реализации мероприятий, заложенных в данной примерной программе, позволит достичь цели, определенные в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г., среди которых: - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; - создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В центре программы находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Цель программы формирование у обучающихся карьерной грамотности и сопровождение профессиональных и образовательных выборов обучающихся. Под карьерной грамотностью понимается способность использовать предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия для решения задач профессионального самоопределения. Задачи программы: расширить когнитивный репертуар профессий и отраслей у обучающихся; сформировать представление о современном профессиональном образовании и рынке труда; помочь в определении сильных сторон, интересов, ценностей и значимых критериев выбора образования и профессий у обучающихся, как параметров выбора траекторий; отработать навык принятия решения об оптимальных образовательной и профессиональной траекториях; создать пространство для формирования у обучающихся образовательных и профессиональных целей. Программа курса внеурочной деятельности нацелена на: формирование у обучающихся российской гражданской идентичности за счет ознакомления с отраслями народного хозяйства, примерами профессий и организаций страны, перспектив построения успешной карьеры в России; формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, в т.ч за счет опыта применения универсальных учебных действий для решения задач практической направленности, личностного и познавательного развития обучающихся; овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебноисследовательской и проектной деятельности; информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии. Нормативно-правовое обеспечение программы Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в части, касающейся профориентации школьников: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5—9 классы); Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 года № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию»; Постановление «Об исполнении поручения Президента по включению в образовательные стандарты требований, направленных на раннюю профориентацию учащихся» (30 марта 2011 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Соотнесение с примерной программой воспитания. Программа «Выбор профессии» расширяет возможности и формы работы, предусмотренные программой воспитания школы на уровне основного общего образования. В частности, программа воспитания нацелена на информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательной организации совместно с различными предприятиями, образовательными организациями, центрами профориентационной работы, практической подготовки; оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии. Особенности работы педагога по программе. Задача педагога состоит в формировании у школьников карьерной грамотности, способствующей оптимальным профессиональным и образовательным выборам подростков. Выбор профессии формируется за счет вовлечения в многообразную деятельность, организованную в разных формах и позволяющую отработать использование знаний и умений для решения задач профессионального самоопределения. При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием. Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой: приветствие школьников; проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Особенностью занятий являются их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы: в ходе даже одного занятия педагог может чередовать разнообразные игры, групповую работу, обмен мнениями, самостоятельную работу, дискуссии. Формы контроля: 1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. 2. Итогам программы обучающиеся выполняют самостоятельную работу творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать». Итоги учета знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио» (при возможности единой информационно-образовательной среды формировать «цифровое портфолио»). Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, профориентационные игры, ролевые игры, хакатоны, квесты, КВИЗЫ, экскурсии, профессиональные пробы школьная научно-практическая конференция. Оценивать результаты может как учитель (педагог-организатор, педагог-психолог, -предметник, классный руководитель, старший вожатый), так и приглашенные эксперты (родители (законные представители), представители организаций-работодателей, учебных учреждений среднего профессионального и высшего образования, выпускники общеобразовательной школы и др.). Приветствуется распределение ролей в детском коллективе и возложение роли эксперта на группу обучающихся, при этом критерии оценивания устанавливаются ими самостоятельно. Ключевым результатом реализации программы станет сформированная индивидуальная образовательная траектория для каждого обучающегося, предполагающая углубленное изучение отдельных предметов с целью участия в олимпиадах и иных интеллектуальных соревнованиях, прохождения государственной итоговой аттестации и продолжения обучения в старшей школе (10-11 классы). Место учебного курса в учебном плане Рабочая общеразвивающая программа «Выбор профессии» (далее — программа «Выбор профессии») реализуется из расчёта 1 час в неделю. Программа составлена на основе авторской программы руководителя отдела разработки контента ООО «ПРОФИЛУМ» Савицкой И.И. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 КЛАСС 1 Модуль. Введение в курс. Введение в курс. Глобальные тенденции. Значимые глобальные тенденции и их наполнение: цифровизация, глобализация, кастомизация, автоматизация и роботизация, забота об экологии. Плюсы и минусы тенденций. Примеры того, как глобальные тенденции меняют мир. Цели и задачи курса. Логика курса. Принцип работы в личном кабинете Профилума. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Влияние глобальных тенденций на развитие профессий. Значимые глобальные тенденции. Логика изменения профессий в отрасли под влиянием глобальных тенденций. Пример влияния тенденций на конкретную отрасль. Профессии будущего. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Общее представление об отраслях. Понятие отрасли. 28 отраслей народного хозяйства РФ. Краткое описание отраслей. Отрасль как этап по выбору профессии, позволяющий определиться с направлением. Как разные отрасли представлены в повседневной жизни. Отрасль как совокупность профессий, ее представляющих. Возможность выбрать различные профессии в интересующей отрасли. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Информационные технологии (ИТ) и телекоммуникации: разбор отрасли. Краткая характеристика ИТ-отрасли. ИТ-отрасль как совокупность более чем 80 профессий, не все их КОТОРЫХ связаны с разработкой кода. Профессии в 'Т-индустрии. Краткий разбор 18 ИТ-профессий: ап(јгою-разработчик, технический писатель, аналитик, Data Scientist, системный администратор, геймдизайнер, юзабилити-специалист, контент-менеджер, архитектор VR, SEO-cnel.yam•1cT, менеджер продукта, программист, разработчик чат-ботов, дизайнер, специалист техподдержки, сценарист, тестировщик, разработчик баз данных. Пересечение lT с другими индустриями: медицина, финансы, биологи, реклам, образование. Компании в 1 Т-индустрии. Примеры успешных ИТ-компаний современного российского рынка: ВК, Яндекс, Озон, 1С, Ростех, Ростелеком, Касперский. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Типы организаций и особенности работы в них. 7 Количество организаций в РФ. Цели организаций. Коммерческие и некоммерческие организации, их цели. Примеры коммерческих и некоммерческих организаций. Частные, общественные и государственные организации. Особенности работы в различных типах организаций. Ценности организации и ценности сотрудника. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах. Здравоохранение и медицина: разбор отрасли. Работа в подгруппах, представляющих разные медицинские организации: федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, частная ветеринарная клиника, фонд реабилитационной помощи фармацевтический завод. Традиционные медицинские профессии. Ценности людей, работающих в медицине. Варианты организаций данной отрасли. Варианты карьеры в медицине. Неочевидные профессии отрасли, например: медицинский инженер, фарм-дизайнер. Передовые профессии отрасли, например: биоинформатик, биоинженер, специалист по космической и авиационной медицине, оператор медицинских роботов. Процесс разработки лекарств. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, ролевая игра, презентация. 2 Модуль. Какой я? Логика выбора профессии: основные элементы выбора. • Формирование максимального списка профессий для последующего выбора. Источники формирования списка профессий: • профессии, соответствующие моим способностям; • интересные мне профессии; о профессии, в которых я могу реализовать свои ценности; • рекомендации родителей, друзей, учителей, знакомых; • любые внешние источники: фильмы, передачи, соц.сети, статьи; Анализ полученного списка на соответствие собственным параметрам, таким, как: • способности; • интересы; о ценности; • здоровье и ограничения; • образ жизни и привычки. Возможность постоянно пополнять и пересматривать список профессий. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах с заданными героями, презентация. Диагностика профессиональных интересов. Признаки устойчивого интереса к профессиональной деятельности. Возможные основания для определения профессиональных интересов: о • хобби; • любимые школьные предметы; 8 анализ интересов и увлечений окружающих людей; волнующие меня ценностные вопросы; интересные объекты труда. Подбор отраслей, соответствующих профессиональным интересам. Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальная работа, презентация. • • • Диагностика способностей. Важность соответствия выбранной профессии способностям. Виды способностей: • навыки общения; • конструирование и математика; • навыки работы с информацией; • решение проблем; • творческие способности; • физические навыки. Критерии проявления каждого вида способностей. Закрепление важности соответствия профессии собственным способностям с помощью упражнения: ученики в группах принимают решение о развитии стартапа по совокупности способностей героев. Примеры профессий, соответствующих различным видам профессиональных интересов. Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальная работа, работа в группах, презентация. Диагностика ценностей. Проблематизация: важность соответствия профессии личным ценностям человека. Влияние ценностей на мотивацию. Выбор профессии в связи со своими ценностями. Разбор примеров профессий, позволяющих реализовать различные ценности. Самодиагностика, индивидуальный выбор трех ключевых ценностей. Подбор профессий по значимым ценностям. Место ценностей в логике выбора профессии: о ценности позволяют увеличивать список возможных профессий; о важно все профессии проверять на соответствие личным ценностям. Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальная работа, презентация. Анализ подходящих профессий. Анализ списка профессий по параметрам: о содержание профессиональной деятельности; • профессия на рынке труда (востребованность, уровень заработной платы, наличие вакансий в моем регионе); • необходимое образование (уровень образования, особенности вступительных испытаний, ограничения). Возможность постоянно пополнять и пересматривать список профессий. 9 Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах с заданными героями, презентация. 3 Модуль. Мир отраслей и профессий. Отраслевые и кросс-отраслевые профессии. Структура коммерческой организации. Проблематизация с помощью упражнения по разбору карьерных траекторий двух героев. Понятия и характеристики отраслевой и кросс-отраслевой профессий. Функциональная структура организации: производственный блок, о коммерческий блок, е операционный блок финансовый блок. Краткое описание содержания работы блоков. Основное распределение профессий по блокам: отраслевые профессии в производственном блоке, кросс-отраслевые в коммерческом, операционном и финансовом блоках. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах, работа в группах, презентация. Отраслевые профессии и их особенности. Общие особенности отраслевых профессий. Упрощенная структура производственного блока: • собственно производство: основное и вспомогательное; • сопровождение: хранение и транспортировка. Холдинги, объединяющие несколько производств, на примере компаний КОМОС ГРУПП, Северсталь, Росатом. Основные типовые отраслевые профессии. Как на основе собственных интересов выбрать отрасли. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах, работа в группах, презентация. Кросс-отраслевые профессии и их особенности. Функциональные блоки,представленные кросс-отраслевыми профессиями: коммерческий, операционный и финансовый. Основные типовые кроссотраслевые профессии по блокам, их задачи. Важность кросс-отраслевых профессий для достижения целей бизнеса. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах, работа в группах, ролевая игра, презентация. Знакомство с профдеятельностью: экскурсия. Знакомство с работой промышленного предприятия. Разбор производственного процесса. Ознакомление с результатом производства и реализацией продукции. Знакомство с основными профессиями производства. Разбор работы предприятия с вопросами экологии, социальной ответственности и устойчивого развития. Виды деятельности. Экскурсия, индивидуальная работа по заполнению выданных учителем бланков. 10 Профессии государственной службы. Характерные особенности госслужбы и ее отличия от других типов занятости. Основные виды государственной службы в РФ и представляющие их профессии: • гражданская служба • судебная служба • правоохранительная служба • военная служба. Функции каждого вида службы. Формальные и неформальные требования к госслужащим. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах в формате викторины, презентация. Агропромышленность: разбор отрасли. Три основных этапа производственного процесса в агропромышленности: • сопровождение производства (удобрения, техника), • производство сельскохозяйственной продукции, • переработка/реализация продукции. Традиционные профессии в агропромышленности. Ведущие компании РФ, представляющие агропромышленность: компании, сопровождающие агропроизводство: Ростсельмаш, Сингента, Поливпроект, о компании, производящие сельскохозяйственную продукцию: Мираторг, Сады Придонья, Группа агропредприятий Ресурс, о компании, занимающиеся переработкой/реализации продукции: Русагро, ЮГ Руси. Влияние трендов на развитие агропромышленности. Новые перспективные профессии в агропромышленности. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Творческие отрасли и профессии. Творческая профессия как профессия, в которой для решения рабочих задач используются творческие инструменты. Особенности творческих профессий. Творческие профессии по направлениям: работа с видео, о работа с текстом, работа с изображением, о работа со звуком, о создание и преобразование предметов. Не творческие профессии в творческих организациях, например: кастингдиректор, продюсер, реквизитор. Организации и варианты работы для творческих профессий. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Гуманитарные профессии. Особенности гуманитарных профессий, как профессий, ориентированных на человека, его личность, культуру и жизнь в обществе. Основные группы гуманитарных профессий и особенности представляющих их профессий: профессии «про человека» 11 профессии «про общество» профессии «про государство» профессии «про бизнес» профессии «про культуру» Отрасли, в КОТОРЫХ востребованы гуманитарные профессии. Влиянии современных тенденций на развитие гуманитарных направлений. Образ будущего гуманитарных профессий. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. 4 Модуль. Универсальные навыки. Карьера. Качества успешных профессионалов. Гибкие навыки. Индивидуальный образ успеха. Понятие жестких, гибких навыков и личных качеств. Гибкие навыки, помогающие добиться успеха в любой профессии: Навыки сотрудничества (умение работать в команде) • навыки общения (коммуникации) о навыки работы с информацией и анализа информации (критичность) • навыки постановки цели и планирования (целеполагание) • навыки определения своих интересов и собственного выбора (самонавигация) о навык к обучению и познанию нового (самообучение) навыки генерации идей и создания нового (креативность) Анализ собственных ситуаций успеха, определение связанных с ними навыков. Развитие гибких навыков. Анализ собственных навыков, нуждающихся в развитии. Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, работа в группах, презентация. Целеполагание. Методика постановки целей/задач по методике SMART. Технология «обратного планирования». Отработка постановки цели по SMART и «обратного планирования» на примере цели «поступление в учебное учреждение профессионального образования». Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Инструменты развития гибких навыков. Оценка гибких навыков. Определение навыков, необходимых для развития, с учетом индивидуальных особенностей, особенностей профессии и организации. Инструменты и способы развития гибких навыков. Особенности развития гибких навыков: • длительность по времени; • только через деятельность; • регулярные усилия, пусть и незначительные; • не более 1-2 навыков одновременно. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. 12 Основные виды карьеры. Карьера как маршрут, включающий выбор образования и профессии. Виды карьеры и их особенности: - лидерская (вертикальная); - экспертная (горизонтальная). Плюсы и минусы каждого вида карьеры. Разбор вариантов карьерных траекторий на конкретных примерах. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах с заданными героями, презентация. Мифы о профессиях и построении карьеры. Разбор наиболее популярных мифов о выборе профессии: • выбрать профессию — это просто; • я должен выбрать одну профессию на всю жизнь; • после 30/35/40 профессию поменять невозможно; • если я уже начал работать по профессии, то менять ее - только зря тратить время; • с выбором профессии ошибаются только неудачники. Разбор наиболее популярных мифов о построении карьеры: • успешная карьера - это руководить большим количеством людей; • для карьеры достаточно хорошо работать, и тебя рано или поздно заметят; • карьера - для тех, кто готов ”идти по головам“ • чтобы строить карьеру, нужно много лет работать в одной организации. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. 5 Модуль. Рынок труда. Рынок труда и типы занятости. Понятие рынка труда, работодателя и работника. Рынок труда в логике выбор профессий; анализ профессий по требованиям, востребованности, перспективности, количеству кандидатов на одну вакансию. Процессы поиска работы и подбора кандидатов. Кандидат как равноправный участник выбора, который также принимает решение по работодателю. Основные форматы работы и их особенности: • фриланс; • собственный бизнес. Связь формата работы с уровнем свободы, самостоятельности и ответственности. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Востребованность и перспективность профессий. 13 Какие профессии считаются востребованными, и какие - перспективными. Изучение вакансий и резюме как способ анализа профессии. Примеры востребованных и перспективных профессий региона. Стратегии получения работы по востребованным и перспективным профессиям. Стратегии получения конкурентного преимущества на рынке труда. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Варианты подработки для школьников. Различные виды подработок для школьников: • неквалифицированная работа; • специализированная работа; • профессиональная работа. Плюсы и минусы каждого вида подработки. Источники для поиска подработки. Правовые особенности работы для школьников разного возраста: • необходимость согласия родителя; • возможность совмещения с обучением; • допустимое кол-во часов для работы в сутки; • допустимые сферы работы; • особенности труда о запрет на работы, которые могут приносить ущерб здоровью и нравственному развитию. • ограничения для работодателя при приеме на работу. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Интервью с представителем блока по работе с персоналом. Краткое знакомство с экспертом. Вопросы от групп учеников к эксперту по следующим направлениям: • устройство процесса подбора и найма; • собеседование при приеме на работу; • факторы, влияющие на принятие положительного/отрицательного решения о кандидате; • советы будущим соискателям. Виды деятельности. Интервью, работа в группах, презентация. 6 Модуль. Образовательная траектория. Профессиональное образование и его уровни. Уровни профессионального образования в РФ и их особенности: • условия поступления; • длительность обучения; • специфика образовательных программ. Профессии, требующие обязательного высшего профессионального образования. 14 Варианты образовательных траекторий на примере нескольких профессий. Примеры образовательных траекторий на примере нескольких героев. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в парах, презентация. Связь школьных предметов с профессией. Выбор профильного класса. Построение образовательной траектории по следующим этапам: • выбор профессии/профессионального направления. Образовательная траектория как производная от выбранной профессии. • выбор направления и специальности профессионального образования. Структура направлений и специальностей профессионального образования в РФ. • выбор профильного класса и предметов для углубленного изучения в школе. Связь школьных предметов с профессиональным образованием и выбранной профессией. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Стратегии поступления в учреждения профессионального образования. Варианты и особенности поступления в учреждения среднего и профессионального образования. Формирование образовательной траектории с учетом реальных возможностей обучающегося. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Знакомство с учреждением ВПО: экскурсия, Особенности обучения в заведении ВПО история учреждения ВПО, о специальности данного учреждения ВПО, преподавательский состав, особенности обучения (техническая база, подходы), связь с работодателями, целевое обучение, стоимость обучения на договорной основе, наличие общежития, способы познакомиться с работой учреждения ВПО дни открытых дверей, конференции и т.п., перспективы выпускников учреждения ВПО, типичный день студента вуза. Знакомство с кафедрами и факультетами ВПО Столовая/спортивный зал/другие интересные ученикам локации учреждения ВПО Виды деятельности. Экскурсия, индивидуальная работа по заполнению выданных учителем бланков. Выбор дополнительного образования. Понятие дополнительного образования. Особенности программ дополнительного образования. Задачи дополнительного образования: • помощь в подготовке к школьным экзаменам, о подготовка к творческим или собственным вступительным испытаниям учреждений профессионального образования по отдельным специальностям, • получение профессиональных навыков, о поддержка хобби и интересов, не связанных с профессией. 15 Подбор дополнительного образования исходя из целей и задач человека. Приоритезация и выбор вариантов дополнительного образования в условиях ограниченного времени и ресурсов. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. Подведение итогов курса. Планы на лето. Актуализация полученных в ходе курса знаний. Обсуждение полученных результатов, сравнение с целями курса. Обсуждение текущего статуса обучающихся в плане профессионального самоопределения. Сложности и пути их решения. Варианты действий на лето. Виды деятельности. Активизирующая беседа, работа в группах, презентация. 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Введение в курс 6 https://profilum.ru/ Раздел 2. Какой я? 5 https://profilum.ru/ Раздел 3. Мир отраслей и профессий 8 Раздел 4. Универсальные навыки 5 Раздел 5. Рынок труда 4 1 https://profilum.ru/ Раздел 6. Образовательная траектория 6 1 https://profilum.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 https://profilum.ru/ https://profilum.ru/ 0 4 17 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего 16. Введение в курс. Глобальные тенденции. Влияние глобальных тенденций на развитие профессий. Общее представление об отраслях. Информационные технологии (ИТ) и телекоммуникации: разбор отрасли. Типы организаций и особенности работы в них. Здравоохранение и медицина: разбор отрасли. Логика выбора профессии: основные элементы выбора. Диагностика профессиональных интересов. Диагностика способностей. Диагностика способностей. Анализ подходящих профессий. Отраслевые и кросс-отраслевые профессии Отраслевые профессии и их особенности. Кросс-отраслевые профессии и их особенности. Знакомство с профдеятельностью: экскурсия. Профессии государственной службы. 17. Агропромышленность: разбор отрасли. 1 18. Творческие отрасли и профессии. 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 1 1 https://profilum.ru/ https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ https://profilum.ru/ 18 1 https://profilum.ru/ Качества успешных профессионалов. Гибкие навыки. 1 https://profilum.ru/ 21. Целеполагание 1 https://profilum.ru/ 22. Инструменты развития гибких навыков. 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 19. Гуманитарные профессии. 20. Основные виды карьеры. 24. Мифы о профессиях и построении карьеры 23. 25. Рынок труда и типы занятости. Востребованность и перспективность профессий. 27. Варианты подработки для школьников. 26. 28. Интервью с представителем блока по работе с персоналом. 1 29. 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 1 https://profilum.ru/ 33. Профессиональное образование и его уровни. Связь школьных предметов с профессией. Стратегии поступления в учреждения профессионального образования. Знакомство с учреждением ВПО: экскурсия, Выбор дополнительного образования. 34. Подведение итогов курса. Планы на лето. 1 30. 31. 32. 1 1 1 1 34 https://profilum.ru/ https://profilum.ru/ https://profilum.ru/ 0 4 19 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение курса Выбор профессии на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников. Русский язык формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание УСТНЫХ монологических высказываний на основе ЖИЗНЕННЫХ наблюдений и личных впечатлений, чтения учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы: монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационносправочными системами в электронной форме; создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, логичность. Литература: 20 •овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; • применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Информатика: •овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения учебных и практических задач; • сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета. География: •освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта; •умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами; Физика: •понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; е расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности; •сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования. Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для 21 несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики); умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; •умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. Биология: •интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 22 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; систематизация (в том числе выбор приоритетных) целей обучения на курсе с использованием информации о содержании курса; умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; формулирование гипотез в результате анализа кейса; умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения познавательных задач; умение в процессе дискуссии формулировать аргументы и контраргументы; построение рассуждения на основе сравнения историй персонажей с выделением общих признаков, на основе подбора подходящего типа организаций под ожидания героев; владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора; умение самостоятельно определять собственные ценности для последующего выбора профессии; умение самостоятельно определять интересующие профессии в результате рефлексии полученных знаний; •умение учитывать собственные предпочтения и способности при выстраивании профессиональной траектории; •систематизация знаний о факторах, влияющих на выбор профессии; умение давать характеристику другим людям, учитывая их профессиональную деятельность. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; • формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности; • формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Формы реализации программы 23 Программа курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся. Программа реализуется в очной форме. Реализация программы может быть основана на делении обучающихся на группы и различном построении учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение). Занятия проводятся в форме групповой работы. При проведении занятий используются следующие формы и методы работы: • профориентационные и деловые игры; • игровые профессиональные упражнения; • самоописание; • групповая дискуссия; • использование конструктивной обратной связи; • экскурсии, в т.ч. виртуальные; • открытые лекции и мастер-классы от работодателей; • проектная деятельность; • составление индивидуальных траекторий развития в игровой форме с использованием конструктора, учитывающего региональную специфику рынка труда. 24 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • договор с ООО «ПРОФИЛУМ» https://profilum.ru/ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Единое содержание общего образования. Методические материалы. https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • Библиотека цифрового образовательного контента https://urok.apkpro.ru/ • Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/19/ • ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ https://www.yaklass.ru/ • Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/ • Московская электронная школа - https://uchebnik.mos.ru/main • Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум» https://olimpium.ru/ • Портал «Образовариум» - https://obr.nd.ru/ 25