Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Черчение-и-моделирование-на-компьютере_10-11-классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.28
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3
от 29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Черчение и моделирование
на компьютере»
для обучающихся 10-11 классов

г. Кировград
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по элективному курсу для 10-11 классов разработана на
основе авторской программы элективного курса «Основы инженерной
графики» (на базе российской системы компьютерного черчения КОМПАСГРАФИК-3D LT V12 разработки АО «АСКОН», г.Москва
Основной целью элективного курса для учащихся 10-11-х классов
является обучение построению ортогональных чертежей деталей и
трехмерному моделированию в компьютерной среде «Компас 3D LT».
Задачи курса:
Образовательные:
 расширить знания учащихся по предмету;
 познакомить с новыми понятиями и терминами;
 научить работать со справочной литературой и литературой по
изучаемому предмету, систематизировать материал, делать выводы;
 научить применять полученные знания для работы на компьютере;
 развить и закрепить навыки работы в среде «КОМПАС».
Воспитательные:
 формировать самостоятельность и ответственность при работе с
компьютером;
 способствовать формированию жизненной позиции, моральноэтических норм поведения, системы ценностей и ценностного отношения к
миру, к знаниям;
 способствовать повышению культуры речи учащихся (умению связно,
логично, аргументировано и правильно, соблюдая нормы русского языка,
выражать свои мысли в устной и письменной форме).
Развивающие:
 развивать интерес к изучаемой дисциплине;
 развивать познавательную активность (потребность в обращении к
литературе по изучаемому предмету, справочной литературе, словарям,
энциклопедиям);
 развивать внимание и творческий подход к работе.
Программа включает в себя решение чертёжно-графических задач
средствами двумерной графики и изучение трехмерного твёрдотельного
моделирования с созданием рабочего чертежа на основе трёхмерной модели.
В качестве инструментального средства для выполнения графических
работ используется новейшая система КОМПАС-ГРАФИК 3D LT V12,
разработанная российской компанией АСКОН.
В соответствии с учебным планом по элективному курсу «Техническая
графика в Компас 3D LT» для 10-11 классов отводится 68 часа (из расчета 1 ч
в неделю, 34 учебные недели в каждом году).

Элективный курс «Техническая графика в Компас 3D LT» составлен с
учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей
учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа в 10 и 11 классах, общее число часов
68.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1.
Понятие об инженерных объектах (4 часа)
Виды инженерных объектов - сооружения, транспортные средства, линии
коммуникаций.
Машины, аппараты, приборы, инструмент. Принципы
классификации инженерных объектов. Инженерные качества: прочность,
устойчивость, динамичность, габаритные размеры, тактико-технические
данные. Функциональные качества, эксплуатационные, потребительские,
экономические, экологические требования к инженерным объектам.
Проект – это всё об объекте! Проектирование инженерных объектов.
Метод и содержание проекта. Производство: изготовление, сооружение,
постройка.
Эксплуатация:
гарантийный
период
эксплуатации,
ремонтопригодный, аварийноспособный. Утилизация. Периоды существования
инженерных объектов: создание проекта, подготовка производства.
Современные средства для разработки проектной документации,
сопровождения изделия в его жизненном цикле, средства диагностики.
Применение программного обеспечения КОМПАС-3D – для создания
проектной документации: моделей объектов и их чертежей. Применение версии
КОМПАС- 3D LT для обучения школьников. Правила техники безопасности
при работе на компьютере. Включение Системы, Создание и виды Документов,
интерфейс окна Чертёж, элементы управления окном, Основная надпись,
Геометрические примитивы.
2.
КОМПАС-График:
Создание,
редактирование
и
трансформация графических объектов (10 часов)
Понятие вида, Создание вида: панель инструментов Геометрия, Панель
свойств и параметры инструментов. Компактная панель инструментов.
Редактирование: команды и инструменты. Привязки: Глобальные и локальные.
Особенности формулирования и решения инженерных задач. Задача о
заполнении поверхности. Орнаментальные изображения.
Виды плоских деталей в документе Чертёж. Алгоритм плоскостного
построения. Анализ формы объекта и синтез вида (изображения).
Координатный способ создания объекта. Применение сетки для построения.
Задача о создании чертежа симметричной плоской детали. Применение
инструментов Непрерывный ввод объекта, Кривая Безье, Многоугольник.
Понятие о габаритных размерах. Правила ГОСТ 2.307-68 для нанесения
размеров. Инструментальная панель Размеры: нанесение линейных размеров;
диаметральный, радиальный и угловой размеры. Выносной размер.
Редактирование размера.
Творческая работа: проектирование плоского изделия (детали).
3.

Проекционное черчение (10 часов)

Центральное,
косоугольное
и
прямоугольное
проецирование.
Проекционный угол и образование проекционного чертежа. Проекционные
плоскости и оси. Геометрические тела вращения и граные тела и их чертежи.
Алгоритм построения проекционного чертежа. Проекционный чертёж –
точный способ определения объекта в пространстве.
Три способа создания проекционного чертежа в КОМПАС-3D LT:
 Построение в КОМПАС-график средствами плоскостного построения.
 Создание проекции на плоскости эскиза модели: применение
инструмента панели Геометрия – Спроецировать объект. Виртуальное
проецирование.
 Создание ассоциативного чертежа КОМПАС-3D модели.
Эскизы деталей с натуры: правила измерения, понятие о симметрии
изделий и вычерчивание эскиза в рабочей тетради с простановкой размеров.
Чтение проекционных чертежей. Технический рисунок – способ передачи
формы предмета.
Занимательные задания на чтение чертежей. Составление чертежей
средствами КОМПАС-3D LT. Составление проекционного чертежа методом
виртуальных темплетов.
4.
Моделирование объектов способом Выдавливание (10 часов)
Объекты: изделия и их модели. Изделия: комплекты, комплексы, узлы,
детали. Способы изготовления деталей и изделий с применением сборочных
операций. Виды моделей: масштабные, числовые, 3D –модели. Свойства
трёхмерного твёрдотельного моделирования. Анализ формы объекта и синтез
модели. План создания 3D- модели.
Введение в компьютерное моделирование: основные понятия и
определения. Интерфейс окна Деталь. Знакомство с окном Дерево модели.
Система 3D-координат в окне Деталь, и конструктивные плоскости.
Формообразование
Детали
выдавливанием:
создание
первого
формообразующего элемента. Операция Эскиз. Правила и требования,
предъявляемые к эскизам.
Размеры в эскизах: фиксированные и
информационные.
Создание простого объекта. Выбор плоскости для создания эскиза.
Вспомогательные плоскости. Системы координат модели и эскиза.
Координатный способ построения эскизов формообразующих элементов.
Операция Выдавливание.
Способы редактирования операции формообразования (Выдавливание) и
Эскиза: аналоговые и параметрические.
Проектирование Детали. Моделирование сложных объектов: анализ
объекта, синтез модели и план создания. Решение задач о создании моделей
выдавливанием. Архитектура изделия. Операция приклеить выдавливанием.
Операция вырезать выдавливанием.

Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию и
размерам; по образцу- изображению, с натуры. Свойства: Цвет, Массоцентровочные характеристики (МЦХ) и геометрические характеристики
изделия по модели. Расчётные параметры изделий.
Задания для моделирования. Самостоятельная работа – проектирование
детали (изделия).
5.
Ассоциативные чертежи (8 часов)
Понятие ассоциативной связи в Системе КОМПАС-3D LT. Алгоритм
вставки ассоциативного вида и формирования ассоциативного чертежа.
Удаление и настройка вида: работа с Панелью свойств и командами: Схема
видов, Ориентация главного вида. Вставка Изометрии. Вырез 1\4 части на
модели. Опция Линии.
Дерево построения чертежа. Нанесение размеров, осевых и центровых
линий. Свойства ассоциативного чертежа. Исполнение команды перестроить
чертеж. Редактирование чертежа, произвольное размещение видов. Разрушение
ассоциативной связи. Решение задач.
Разрезы и сечения на чертеже. Разрезы простые и сложные. Построение
разрезов на ассоциативном виде. Соединение половины вида и половины
разреза на ассоциативном виде. Приёмы оптимизации процесса при создании
разреза. Сечения на чертеже. Правила изображения и обозначения сечений.
Создание вынесенных сечений в документе Чертёж. Отключение проекционной
связи в ассоциативном виде.
Тестирование и упражнения по теме Ассоциативные чертежи.
6.
Сложные 3D-модели и сборочные чертежи (14 часов)
Принципы конструирования инженерных объектов. Элементы
конструкций: корпусы, фундаменты, функциональные элементы.
Конструкционные Материалы. Понятие о сборочных чертежах.
Тонкостенные объекты. Примеры: корпусы, коробки и оболочки.
Создание тонкостенной модели с использованием вкладки Тонкая стенка.
Моделирование по чертежу. Применение и правила создания операции
Оболочка
Импорт детали. Команда вставить из файла. Цветовые и оптические
Свойства детали.
Операции формообразования. Операция Вращение. Требования к
эскизу. Постановка задачи и план создания элемента вращения. Сфера и тор.
Параметры Угол и Тонкая стенка.
Операция Создание модели по сечениям. Основные понятия. Требования
к эскизам. Постановка задачи моделирования и План создания объекта
применением операции по сечениям. Создание системы смещённых
(вспомогательных) плоскостей. Создание эскизов сечений во вспомогательных
плоскостях. Настройка параметров и создание операции по сечениям.
Редактирование.

Кинематическая операция. Требования к эскизам кинематического
элемента. Задача о
создании
объекта
с
применением
Кинематической
операции
(трубопровод).
Дополнительные конструктивные элементы: Фаски, Скругления,
операция Уклон грани. Создание элемента Ребро жесткости: требования к
эскизу; использование инструмента спроецировать объект. Моделирование
ребра жёсткости детали. Зеркальный массив. Массивы элементов. Виды
массивов: концентрические и параллелограммные.
Использование библиотек. Библиотека отверстий. Использование
библиотеки материалов.
Чтение сборочного чертежа. Понятие о сопрягающихся размерах.
Деталирование сборочного чертежа. Создание моделей отдельных деталей по
сборочному чертежу. Чтение чертежей с неполными данными. Создание
моделей по эскизам радиального и осевого сечения.
Тест и упражнения для создания сложных моделей.
Привлечение ресурсов Internet: дистанционных Олимпиад, конкурсных
заданий, WEB-сайтов.
7.
Создание проекта инженерного объекта. (8 часов)
Выбор темы и Обоснование выбора темы проекта. Использование
сведений из литературных источников, технических журналов, Internet
ресурсов для обоснования принятых решений. Функциональные качества,
инженерные качества объекта, размеры.
Объём
документации:
Пояснительная
записка,
спецификация.
Графические документы: Технический рисунок объекта, чертёж общего вида,
чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Эскиз: разрез объекта.
Создание модели объекта и ассоциативного чертежа. Создание Презентации.
Вставка КОМПАС-3D LT документов в PowerPoint. Применение эффектов
анимации. Использование возможностей интерактивной доски ActivStudio для
демонстрационных целей.
Космические спутники, корабли и станции. Выдающиеся Советские и
Российские учёные, инженеры - исследователи Космического пространства и
космонавты (презентация). Защита проектов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
 Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и
языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира.
 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
 Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
 Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.

 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации
совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том
числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к

традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений
утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).
Познавательные УУД
 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
 Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный,
текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
 Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ).
Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты изучения курса
Выпускник научится:
в познавательной сфере:
Использование
для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование,
конструирование;
овладение
адекватными
способами
решения
теоретических
и
экспериментальных задач;
- приемы работы с чертежными инструментами
- правила выполнения чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными
пособиями, справочной литературой;
-выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
в мотивационной сфере:
- формирование представлений о мире профессий;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности;

в коммуникативной сфере:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением
выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей
позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;
высказываний;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать
свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с
другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными
инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные
карандаши), достижение необходимой точности движений при выполнении
различных технологических операций при моделировании;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с
учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического и пространственного мышления в
чертёжной деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости;
- понимать способы построения несложных аксонометрических изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием;
- приемам основных геометрических построений;
- основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их
назначение;

- основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов
- основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
- выбирать рациональные графические средства отображения информации о
предметах;
- выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D-графики) и эскизы,
состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изобра­жения
изделий;
- применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
- узнавать на изображениях соединение деталей;
- применять компьютерные технологии для получения графической
документации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п\п

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

2

2

4

2.

Понятие об инженерных
объектах и их проектирование
КОМПАС-График

2

8

10

3.

Проекционное черчение

5

5

10

4.

Моделирование объектов
способом Выдавливание
ИТОГО

4

6

10

13

21

35

1.

11 КЛАСС
№ п\п

Тема

Количество часов
Теория

Практика

Всего часов

5.

Ассоциативные чертежи

3

5

8

6.

Сложные 3D-модели и
сборочные чертежи
Создание проекта инженерного
объекта. Творческий проект
ИТОГО

4

11

15

3

8

11

10

24

34

7.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№

Тема урока

Содержание урока

Вид занятия

Планир.
неделя

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

I. Понятие об инженерных объектах и их проектировании (4 часа.)
1.

2.

3.

4.

Классификация
.
инженерных
объектов.

Виды инженерных объектов - сооружения, Презентация
1
транспортные средства, линии коммуникаций.
Машины,
аппараты,
приборы,
инструмент.
Принципы классификации инженерных объектов.
Инженерные методы
Инженерные
качества:
прочность, Работа
с 2
расчета.
Понятия
об устойчивость, динамичность, габаритные размеры, техническими
инженерных
и тактико-технические данные. Функциональные журналами
функциональных качествах.
качества: эксплуатационные, потребительские,
экономические, экологические требования к
инженерным объектам.
Техника
безопасности.
Проект – это всё об объекте! Содержание Презентация.
3
Основные
понятия проектной документации. Правила техники Включение
компьютерной
среды безопасности при работе на компьютере. Системы
«КОМПАС-ЗD
LT». Включение Системы, Создание Документа, Типы КОМПАС-3D LT
Настройка системы.
документов КОМПАС-ЗD LT
Основные элементы окна. Виды Документов, интерфейс окна Чертёж, Включение
4
Управление изображением в элементы управления окном, Основная надпись, Системы
окне документа.
Геометрические примитивы
КОМПАС-3D LT
II. КОМПАС-График. Создание, редактирование и трансформация графических объектов (10 часов)

5.

6.

Основные
панели
Понятие вида, Создание вида: панель
интерфейса.
инструментов Геометрия, Панель свойств и
Панели инструментов
Параметры инструментов. Компактная панель
инструментов.
Редактирование:
команды и
инструменты.
Особенности постановки и инженерных задач.
Управление изображением
Орнаментальные
изображения.
Привязки:
документа. Использование
Глобальные
и
локальные.
Применение
контекстных меню
инструментов: Непрерывный ввод объекта, Кривая
Безье
Локальные
системы Использование локальных систем координат.
координат,
параметры Управление
локальными
СК.
Изменение
объекта.
Параметров объектов

Задачи
о 5
заполнении
поверхности.
Решение
инженерных задач.

плоской детали».

работа

Центральный
ленточный
орнамент

и 6-7

Создание ЛКС.
8
Применение
приемов создания и
изменения
объектов
8. Практическая работа № 1 Основы работы КОМПАС-3D: настроить рабочее Работа по
9
«Построение графического пространство; создать графические объекты.
алгоритму
объекта»
9. Виды плоских деталей в Алгоритм плоскостного построения. Анализ Чертежи плоских 10-11
документе Чертёж
формы
объекта
и
синтез
(изображения). деталей
Аналоговые, параметрические и координатные
способы создания вида.
10. Простановка размеров
Размеры: нанесение и редактирование размеров,
Нанесение
12
текстовые вставки в документ Чертёж.
размеров
на
созданных видах
11. Практическая работа № 2 Примитивные графические объекты. Простановка Работа
по 13
«Простановка размеров»
размеров с использованием объектных привязок
алгоритму
12. Графическая работа «Чертеж Творческая работа, создание графического объекта Самостоятельная
14
7.

III. Проекционное черчение (10 часов)

Центральное, косоугольное и прямоугольное
проецирование. Проекционный угол и образование
проекционного чертежа. Проекционные плоскости
и оси. Геометрические тела вращения и гранные
тела.
14. Создание
проекционного
Три способа создания проекционного чертежа в
чертежа в КОМПАС-3D
КОМПАС-3D LT. Построение в КОМПАС-график
13.

15.

16.

17.

18.

19.
20.

21.

Проецировние

Макетирование из 15
бумаги
Проекции геометр.
тел

Алгоритм
16-17
построения
чертежа
в
3-х
проекциях
Виды и слои
Виртуальное проецирование. Создание проекций Работа в документе 18
на плоскости эскиза модели: применение Деталь
инструмента панели Геометрия – Спроецировать
объект.
Понятие
ассоциативной Создание ассоциативного чертежа детали по Демонстрационный 19
связи в КОМПАС-3D LT. методу прямоугольного проецирования
Алгоритм
вставки
ассоциативного чертежа
Практическая работа №3 Выполнение чертежа Проекционное черчение
Индивидуальные
20
Проекционное черчение с
карточки задания
использованием слоев
Эскиз детали с натуры
Эскизы деталей с натуры: правила измерения, Ручное черчение
21
понятие о симметрии изделий и вычерчивание
эскиза в рабочей тетради с простановкой размеров.
Чтение чертежей
Чтение проекционных чертежей. Технический Ручное рисование
22
рисунок – способ передачи формы предмета.
Составление проекционного
Составление чертежей средствами КОМПАС- Занимательные
23
чертежа
методом 3D LT. Составление проекционного чертежа задания на чтение
виртуальных темплетов
методом виртуальных темплетов.
чертежей
Практическая работа №4
Проецирование с натуры на компьютере.
Творческая работа
24
Проецирование с натуры на
компьютере.
IV. Моделирование объектов способом Выдавливание (10 часов)

22. Трехмерная графика.
Знакомство с операциями
твердотельного
моделирования

Презентация

25

23.

Обучающий урок

26-27

24.

25.

26.

Объекты: изделия и их модели. Изделия и
способы их изготовления. Модели. Свойства
трёхмерного
твёрдотельного
моделирования.
Анализ формы объекта и синтез модели. План
создания 3D- модели.
Знакомство с редактором
Введение в компьютерное моделирование:
трехмерной
графики основные понятия и определения. Интерфейс окна
КОМПАС.
Деталь. Знакомство с окном Дерево модели.
Система 3D-координат в окне Деталь, и
конструктивные плоскости.
Формообразование Детали выдавливанием:
создание первого формообразующего элемента.
Операция Эскиз. Правила и
требования,
предъявляемые к эскизам. Размеры в эскизах:
фиксированные и информационные.
Приемы работы с
Создание простого объекта. Выбор плоскости
инструментами.
для создания эскиза. Вспомогательные плоскости.
Системы
координат
модели
и
эскиза.
Координатный
способ
построения
эскизов
формообразующих
элементов.
Операция
Выдавливание.
Способы редактирования аналоговые и
параметрические.
Создание моделей по различным заданиям: по
Форма и формообразование
чертежу; по описанию и размерам; по образцу изображению, с натуры. Свойства: Цвет,
Массоцентровочные характеристики (МЦХ) и
геометрические характеристики изделия по
модели. Расчётные параметры изделий.
Творческий проект
Творческое задание для моделирования –
проектирование детали (изделия).

Выдавливание
геометрических тел

Приклеивание

и 28-30

вырезание
выдавливанием.
Задачи

Практические

31-32

задания

Самостоятельная
работа

33-34

11 КЛАСС
№

Тема урока

Содержание урока

Вид занятия

Планир.
неделя

V. Ассоциативные чертежи (8 часов)
1-2

3-4

Понятие ассоциативной
связи в аксонометрических
проекциях. Алгоритм
вставки ассоциативного
чертежа.
Создание ассоциативных
видов. Разрушение
ассоциативной связи.

5,6,7

Разрезы и сечения на
чертеже. Правила
изображения и обозначения
сечений. Виды разрезов.
Соединение вида с
разрезом.

8

Контрольная работа
«Ассоциативные чертежи»

Понятие ассоциативной связи в Системе
Обучающий урок
КОМПАС-3D LT. Алгоритм вставки
ассоциативного чертежа. Панель свойств и
команды: Схема видов, Ориентация главного вида.
Вставка Изометрии. Опция: Линии.
Дерево построения чертежа Свойства
Обучающий урок
ассоциативного чертежа. Нанесение размеров,
осевых и центровых линий. Разрушение
ассоциативной связи. Решение задач.
Разрезы и сечения на чертеже. Разрезы простые и
Презентация
сложные. Соединение половины вида и половины
Построение
разреза на ассоциативном виде. Приёмы
разреза и сечения
оптимизации процесса при создании разреза.
на ассоциативном
Сечения на чертеже. Правила изображения и
виде
обозначения сечений. Создание вынесенных
сечений в документе Чертёж. Отключение
проекционной связи в ассоциативном виде.
Тестирование и упражнения по теме
Создание модели и
Ассоциативные чертежи. Контрольная работа
её чертежа
VI. Сложные 3D-модели и сборочные чертежи (15 часов)

1-2

3-4

5-7

8

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9

10-11

Принципы
конструирования
инженерных объектов.
Понятие о сборочных
чертежах.
Тонкостенные объекты.
Применение операции
Оболочка

12

Импорт детали.

13

Ассоциативный чертёж
импортированной детали
Формообразующие
операции (построение
деталей)

14

15-16

17

18-19

Эскизы и общие
требования к ним.
Создание эскизов сечений
во вспомогательных
плоскостях.
Требования к эскизам
кинематической операции
Дополнительные
конструктивные элементы.
Массивы элементов. Виды
массивов

Принципы конструирования инженерных
объектов. Элементы конструкций: корпусы,
фундаменты, функциональные элементы.
Конструкционные Материалы. Понятие о
сборочных чертежах.
Тонкостенные объекты. Примеры. Создание
модели с использованием вкладки Тонкая стенка.
Применение и правила создания операции
Оболочка
Импорт детали. Команда вставить из файла.
Использование библиотеки материалов.
Ассоциативный чертёж импортированной детали
Алгоритм вставки детали.
Операции формообразования. Операция Вращение.
Требования к эскизу. Постановка задачи и план
создания элемента вращения. Параметры Угол и
Тонкая стенка.
Операция по сечениям. Основные понятия.
Требования к эскизам. Постановка задачи.
Создание эскизов сечений во вспомогательных
плоскостях. Настройка параметров и создание
операции по сечениям. Редактирование
Кинематическая операция. Требования к эскизам
кинематического элемента. Задача о создании
объекта с применением Кинематической операции
Дополнительные конструктивные элементы:
Фаски, Скругления, операция Уклон грани.
Создание элемента Ребро жесткости: требования к
эскизу; использование инструмента спроецировать
объект. Моделирование ребра жёсткости детали.
Зеркальный массив. Массивы элементов. Виды
массивов: концентрические и параллелограммные.

Презентация

9

Команда: Свойства
детали

10-11

Обучающий урок

12

Практическая
работа
Обучающий урок.
Сфера, тор и вал.

13

Обучающий урок

15-16

Модель
светильник, по
сечениям
Модель
трубопровод
сложной формы.

17

14

18-19

20

Библиотеки стандартных
изделий в КОМПАС-3D

Использование библиотеки Отверстия

21-22

Чтение сборочного
чертежа. Деталирование

23

Практическая работа
«Моделирование детали»

Чтение сборочного чертежа. Понятие о
сопрягающихся размерах. Деталирование
сборочного чертежа. Создание моделей отдельных
деталей по сборочному чертежу.
Тест и упражнения для создания сложных моделей

24

Выбор темы и проблемы Выбор темы и обоснование выбора темы проекта.
проекта
Использование сведений из литературных
источников, технических журналов, Internet
ресурсов для обоснования принятых решений.
Метод прототипа, понятие Метод прототипа, понятие обобщённого
обобщённого прототипа
прототипа, творческий подход.
Проектная документация и Объём документации: Пояснительная записка,
рабочая документация
спецификация. Графические документы:
Технический рисунок объекта, чертёж общего
вида, чертежи деталей. Условности и упрощения
Эскизы:
технический Создание эскиза: технический рисунок и разрез
рисунок и разрез объекта.
объекта. Функциональные качества, инженерные
качества объекта, размеры.
Создание
КОМПАС-3D- Создание КОМПАС-3D- модели объекта и
модели
объекта
и ассоциативного чертежа.
ассоциативного чертежа.
Создание
Презентации. Создание Презентации. Вставка КОМПАС-3D LT
Вставка КОМПАС-3D LT документов в PowerPoint. Применение эффектов
документов в PowerPoint
анимации.

25
26-27

28

29

30-31

Обучающий урок
Модели объектов и
массивов
Практическая
работа

Практическая
работа
VII. Создание проекта инженерного объекта. (10 часов)

20

21-22

23

Творческая работа 24
в малой группе
Распределение
работы в группе
презентация

25

Ручное
проектирование

28

Ручное
проектирование

29

Практическая
работа

30-31

26-27

32-33

Защита проектов

Космические спутники, корабли и станции.
Выдающиеся Советские и Российские учёные,
инженеры - исследователи Космического
пространства и космонавты, (презентация).
Защита проектов

Защита проектов

32-33

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Единое содержание общего образования. Методические материалы. https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека цифрового образовательного контента https://urok.apkpro.ru/
• Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/
• Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум» https://olimpium.ru/
• Портал «Образовариум» - https://obr.nd.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».