Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Современная-литература_10-11-класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.29
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3
от 29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Современная литература»
для обучающихся 10/11 классов

г. Кировград
2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Современная литература» направлен на знакомство с
литературными произведениями современных российских и зарубежных авторов, не
включенных в учебную программу базового и углубленного уровня, на развитие
умения выявлять в этих произведениях тему и проблемы и выражать свое
отношение к ним в устной и письменной форме.
К современной новейшей литературе причисляют произведения конца XX начала XXI века.
При отборе литературного материала учитывалась эстетическая ценность
произведений, а также общественное и международное признание создавших их
авторов (участие писателей в современных литературных конкурсах).
Основная цель элективного курса - развитие критического мышления
старшеклассников и формирование собственной читательской позиции.
Элективный курс направлен на решение следующих задач:
•

организовать самостоятельное чтение старшеклассников;

•

познакомить с особенностями литературы конца XX - начала XXI века на

материале малых жанров;
•

развивать умения анализировать литературное произведение;

•

активизировать мыслительные способности школьников, умение

анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
•

актуализировать личностные качества старшеклассника, умение использовать

собственный жизненный и читательский опыт;
•

формировать умение создавать рецензии, исследовательские работы,

литературные проекты и разнообразные творческие произведения.
«Малые» прозаические жанры (рассказ, новелла) - оптимальное методическое
пространство для продуктивного обучения рецензированию. Поэтому значительное
внимание при реализации курса отводится рецензированию художественных
произведений, что даёт возможность школьникам сформировать личное суждение о
тексте, критически отнестись к другим точкам зрения, вернуться к исходной
позиции и скорректировать собственный взгляд на прочитанное. Рецензирование
2

произведений может завершиться диалогом, диспутом, где представляются
различные читательские позиции.

Место курса в учебном плане гимназии
Курс

входит

в

часть

учебного

плана,

формируемую

участниками

образовательных отношений, является предметом по выбору учащихся, реализуется
в объеме 68 часов: 10 класс- 34 часа; 11класс -34 часа из расчета один час в неделю.

3

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
Введение
Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества конца XX
— начала XXI века. Из истории рассказа. Многообразие «малых» жанров прозы.
Рецензия как жанр. Композиция рецензии. Варианты вступления. Способы
построения основной части и типы авторской аргументации. Оценочный аспект
рецензии. Требования к заключению. Языковые структуры, используемые для
написания рецензии. Г. Я. Бакланов. «Нездешний»
Смысл понятия, вынесенного в название. Жизнь современного общества и
проблематика рассказа. Внутренняя жизнь героев. Своеобразие композиции.
Традиции писателей XIX века в изображении войны на Кавказе. Обсуждение
рецензии критика Д. Рудановской. Написание вступления к рецензии на рассказ
«Нездешний».
В. Г. Распутин. «Изба»
Особенности изображения национального характера. Тема городской и
деревенской жизни. Смысл названия рассказа, своеобразие сюжета и авторский
замысел. Особенности языка и композиции произведения. Написание рецензии на
рассказ «Изба».
В. С. Маканин. «Ключарёв и Алимушкин»
Переживания

героев

и

их

судьбы.

Проблема

сохранения

личности.

Особенности построения рассказа и замысел автора. Смысл заключительных слов
произведения.
Соединение бытовой реальности и аллегории, социальной проблематики и
притчи.

Написание

рецензии

на

рассказ

«Ключарёв

и

Алимушкин».

Л.С.Петрушевская.
«Дядя Гриша». «Слова».
Проблемы современной жизни и аспекты человеческих взаимоотношений,
интересующие писателя. Образы повествователей в рассказах Л.Петрушевской.
Литературные критики и читатели о произведениях Л.Петрушевской. жизни.
4

Л.Е.Улицкая. Цю-юрих.
Внутренняя жизнь героини и события внешнего мира. Роль конкретной детали
в повествовании. Характер героини и способы выражения авторского отношения.
Смысл названия произведения и его место в цикле «Межвременье». Черты
конкретноисторического времени и вневременные процессы, интересующие
писателя. Т. Н. Толстая. «Соня»
Способы создания характера героини. Своеобразие финала рассказа и его роль
в авторском замысле. Многозначность деталей в произведении Т. Толстой. Смысл
названия рассказа.
Размышления над высказыванием критика М. Ремизовой о писательской
манере Т. Толстой.
А. И. Слаповский «Чернильница», «Скрипка Страдивари»
Жизненная позиция писателя. Ироническое и юмористическое в рассказе.
Особенности композиции, образы автора и рассказчика.
Исследовательская работа «Традиции и новаторство. Произведения «малых»
жанров в произведениях писателей конца XX – начала XXI века». А.З.Хургин.
Виолончель Погорельского.
Языковая манера А.Хургина и степень её обусловленности в рассказе.
Внешние события и внутренняя жизнь героев в произведении А. Хургина.
А. В. Геласимов. «Нежный возраст»
Традиция обращения к дневниковым записям как способу организации
повествования в литературе. Смысл названия и проблема «отцов» и «детей» в
рассказе. Значение понятий
«гармония» и «хаос», «жизнь» и «смерть» в контексте произведения.
Обсуждение рецензии М. Ремизовой на рассказ «Нежный возраст». П.Санаев
«Похороните меня за плинтусом»
Авторское отношение к я-повествованию. Две формы монолога. Роль
дневниковых записей как способа организации повествования.
Р. Б. Халиков. «Жёлтое платье»
Семантика «жёлтого» в рассказе «Жёлтое платье». Связь предметного мира и
5

внутренней жизни героя. Общая интонация рассказа и способы выражения
авторской позиции.
11 класс
Введение
Синтез реализма и постмодернизма. Понятие постреализма и его эстетика.
Первые шаги в направлении постреализма в поздней прозе Ю. Трифонова. Пафос
частной жизни в литературе “сорокалетних” (В. Маканин, А. Ким). Е.А.Попов.
Тихоходная барка
«Надежда».
Смысл названия рассказа. Своеобразие повествовательной манеры писателя.
Особенности фабулы и сюжета в рассказах Е.Попова. Размышление над
высказываниями литературных критиков А.Немзера и В.Курицына о творчестве
писателя Ю.В.Буйда «Китаб Мансура». Тематика и проблематика. Образ
рассказчика. Образ предмета для создания характера героев.
М. А. Вишневецкая «Брысь, крокодил!»
Взаимоотношения детей и взрослых. Позиция повествователя в рассказе.
Предметный мир и художественное время произведения. Кульминация и её роль в
авторском замысле.
М. Л. Москвина. «Куда бежишь, тропинка милая...»
Быт и бытие в жизни героев, жителей уральского городка. Лирическая
интонация произведения. Высказывание писателя Д. Рубиной о способах
отражения авторского отношения к героям.
А. В. Дмитриев «Пролетарий Елистратов»
Нравственный выбор героев. Смысл финала и перспективы жизни героя.
Художественное время и пространство произведения: соотношение прошлого и
настоящего.
Написание заключения к рецензии на рассказ «Пролетарий Елистратов».
П.Алешковский

«История

о

прекрасной

Зинаиде…»

Смысл заглавия.

Особенности хронотопа в произведении.
Н.М.Кононов «Микеша».
6

Проблематика рассказа. Рамочные компоненты текста : эпиграф и варианты
заглавия. Реплики

читателей

о

повествовательной

манере

Н.

Кононова,

определение собственной
читательской позиции. О.Сульчинская «Настоящее», «Игра в метро»,
«Нигде не сказано».
Сюжет и интонация произведений. Изобразительные возможности лексики.
В.О.Пелевин Рассказ «Жизнь и приключения сарая Номер XII».
Цитирование строк «Нового Завета». Интертекстуальные связи и авторская
установка в начале произведения.
Бытовые предметы и предметы-символы в тексте. Смысл кульминации и
финала рассказа в развитии авторского замысла. Читательские ассоциации ,
вызванные сценой гибели главного героя.
Р. В. Сенчин. «В обратную сторону»
Смысл названия произведения. Индивидуальное и типическое в рассказе.
Определение своей точки зрения.
Исследовательская работа «Мотив дороги как мотив испытания в рассказах
писателей XX века». Современная поэзия
Первая атака постмодернизма на рубежи официальной культуры. Дискуссия
о “сложной” поэзии и о праве поэта быть “непонятным” читателю. «Тамиздат» и
«Самиздат». Литературные премии в поэзии. Творчество Н. Коржавина, И.
Бродского, Б. Чичибабина. Поэзия постмодернизма. Агрессивная аморфность
пространства, искажение классической картины мира; время как порождение
смерти («Будущее – жизнь без нас»). Бытие человека как путь утрат, “реальность
отсутствия” и одиночество как значимые экзистенциальные мотивы лирики.
Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна и Т. Кибирова.
Современная драматургия
Пьесы А. Галина, пьеса Л. Разумовской «Дорогая

Елена Сергеевна».

Топтание на месте или мудрое желание «не бежать, а остановиться, чтобы
понять смысл происходящего»? (О. Ефремов.)

7

Драмы Н. Коляды. Система характеров в пьесах как разные «модели
поведения»

людей

в

ситуации

«обыденного

хаоса»;

«карнавальное

мироощущение» героев-артистов (Н. Л. Лейдерман). Тема «маленького человека»
в творчестве драматурга («Мурлин Мурло»,
«Манекен»).
Пьеса «Сказка о мертвой царевне»: сопоставление героев «дна» пьесы Н.
Коляды с обитателями ночлежки в пьесе М. Горького «На дне». Гуманизм пьесы
Горького и апофеоз
«чернухи» в пьесах Н. Коляды.
«Песни двадцатого века» Л. Петрушевской. Темы и герои. Искаженность
человеческих отношений и кризис семьи в пьесах Петрушевской. Приемы
натуралистического
«обнажения» характеров. Монологический характер диалогов героев. Образ
времени. («Три девушки в голубом», «Уроки музыки»).
Фантасмагорический театр Нины Садур: соединение мистики и бытовых
реалий. Пьеса
«Панночка».

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
• способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к

людям, бережное, ответственное и компетентное отношение к психологическому
здоровью других людей;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе

способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
Метапредметные результаты освоения ООП
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по

которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее

целью.
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;

9

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный

поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со

взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты
•

демонстрировать

знание

произведений

современной

литературы

в

соответствии с материалом программы;
•

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя

сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства,
изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
•

ориентироваться в историко-литературном процессе ХХI века опираясь на:

•

понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих

литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты
направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном),
знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и
взаимодействии между ними; • знание имен и творческих биографий наиболее
известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых
значительных произведений;
•

представление о значимости и актуальности произведений в контексте

эпохи их появления;
•

обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт

самостоятельного чтения):
10

• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата

литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и
взаимосвязи и

понимание

принадлежности

произведения

к

литературному

направлению (течению) и культурно-историческому периоду.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Раздел
Введение
Г.Я. Бакланов
В.Г. Распутин
В.С. Маканин
Л.С.Петрушевская
Л.Е.Улицкая
Т.Толстая
А.И.Слаповский
А.Геласимов
П.Санаев
Р.Халиков
Итого:

3
3
4
3
4
2
3
4
2
2
4
34

11 класс
Раздел

№

Понятие постреализма. Синтез реализма и постмодернизма
Е.Попов
Ю.В.Буйда
М.А.Вишневецкая
М.Москвина
А.В.Дмитриев
П.Алешковский
Н.М.Кононов
О.Сульчинская
Современная драматургия (В.Пелевин, Р.В.Сенчин)
Современная поэзия (Н.Коржавин, И.Бродский, Б.Чичибабин,
Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров).
12. Современная
драматургия (Л.Разумовская,
Н.Коляда,
Л.Петрушевская, Н.Садур)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Итого:

Количество
часов

Количество
часов
1
2
3
2
2
3
2
2
4
4
4
5

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

3

2

Введение. Литературная и общественная ситуация в жизни русского
общества конца ХХ - начала ХХI века
Из истории рассказа. Многообразие «малых» жанров

3

Рецензия как жанр. Композиция рецензии

4

Г.Я.Бакланов «Нездешний». Смысл заглавия

5

Своеобразие композиции. Традиция писателей в изображении войны на

3

Кавказе
6

Написание вступления к рецензии на рассказ «Нездешний»

7

В.Г.Распутин «Изба». Особенности изображения национального
характера.

8

Тема городской и деревенской жизни
Своеобразие сюжета и авторский замысел. Особенности языка и
композициипроизведения.

9

Написание рецензии на один из рассказов Распутина последних лет

10

Обсуждение, редакция письменных работ учащихся

11

Городская проза. Переживания героев и их судьба в рассказе В.Маканина 3
«Ключарёв и Алимушкин». Композиция и замысел

4

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

12

Соединение бытовой реальности и аллегории, социальной
проблематики ипритчи

13

Создание комментария с указанием роли использованных автором
литературных приёмов

14

Л.Петрушевская «Дядя Гриша»: основные вопросы, позиция рассказчика
иавтора в рассказе

15

«Слова»; одиночество в многолюдстве, роль «других персонажей»

16

Быт и бытие в прозе Петрушевской: обсуждение рецензий в журнальной
критике и среди интернет-читателей

17

Чтение и обсуждение ученических рецензий

18

Л.Е.Улицкая «Цю-юрихь»: внутренняя жизнь героини и события внешней 2
жизни

19

Можно ли назвать жизнь героини состоявшейся?

20

Т.Толстая «Соня»: сопоставление образа с другими героинями русской
литературы.

21

Роль детали. Своеобразие финала и его роль в понимании авторского
замысла.

22

Черты конкретно-исторического времени и вневременные процессы,
интересующие писателя, в рассказах Улицкой, Петрушевской, Т. Толстой

4

3

23

Ироничная проза. А.И.Слаповский «Чернильница»: смешное и серьёзное 4
вироничной прозе. Вечные темы в рассказе. Литературные аналогии.
(Пастернак, Салтыков-Щедрин и др.)

24

«Смысл жизни». Ироническое и юмористическое в рассказах. Позиция
автора. Сопоставление с рассказчиком.

25

«Скрипка Страдивари» Слаповского и «Виолончель Погорелого»
А.Хургина(сопоставление).

26

Чтение и обсуждение рецензий критиков и читателей. Формулирование
собственной читательской позиции

27

Тема детства. «Отцы и дети» в современной литературе

2

А.Геласимов «Нежный возраст» или время решения трудных вопросов.
Рольвзрослого в жизни ребёнка.
28

А.Геласимов «Нежный возраст» .Роль взрослого в жизни ребенка

29

П.Санаев «Похороните меня за плинтусом»: авторское отношение к
яповествованию. Две формы монолога. Роль дневниковых записей как
способа организации повествования.

30

Обсуждение рецензии Ремизова. Определение собственной читательской
позиции

2

31

32

Быт и бытие в современной литературе. Халиков Р. «Жёлтое
платье»Связь между вещами и людьми. Трансформация взгляда из
детства во взрослой жизни. Роль цвета. Традиции русской литературы
в психологической мотивировке образа.
«Рыжая Вера» По каким признакам можно определить, что это
рассказыодного писателя. Особенности стилевой манеры писателя.

33

Создание рецензии на произведение Р.Халикова «Желтое платье»

34

Чтение и обсуждение работ. Редактирование

4

34

11 класс
№

1

Тема
Введение. Синтез реализма и постмодернизма. Понятие постреализма и его

Кол-во
часов
1

эстетика. Первые шаги в направлении постреализма в поздней прозе
Ю. Трифонова. Пафос частной жизни в литературе “сорокалетних”
(В. Маканин, А. Ким и др.).
2

Е.Попов «Тихоходная барка «Надежда»: смысл названия. Своеобразие
повествовательной манеры. Обсуждение рецензий Немзера и Курицына.

3

Психология ребёнка в воспоминаниях. Роль финала в понимании замысла.

2

«Поэзия» и «сказка» в прозе Е.Попова
4

Постромантизм в литературе. Ю.В.Буйда «Китаб Мансура». Тематика и
проблематика. Образ рассказчика.

5

Образ предмета для создания характера героев. Обсуждение рецензий
Немзера о писательской манере Буйды.

6

Сравнение героев Буйды, Т.Толстой, Распутина, Халикова (по прочитанным
произведениям)

7

«Детская» тема» в недетской литературе. Вишневецкая М.А. «Брысь,
крокодил!». Предметный мир и художественное время. Роль кульминации в
авторском замысле.

3

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

8

Сопоставление с прочитанными произведениями: новое, традиционное,
особенности авторской манеры

9

М.Москвина «Куда бежишь, тропинка милая…» Быт и бытие жителей
Уральского городка.

10

Лирическая интонация произведения

11

Нравственный выбор героев. А.В.Дмитриев «Пролетарий Елистратов»

12

Художественное время и пространство произведения. Прошлое и настоящее.

2

3

Аллегория в развёрнутой характеристике персонажа.
13

Написание заключения к рецензии на рассказ

14

П.Алешковский «История о прекрасной Зинаиде…» Смысл заглавия

15

Художественное время и пространство произведения. Прошлое и настоящее.

2

Изобразительные возможности лексики
16

Н.М.Кононов «Микеша» Рамочные компоненты текста в постижении
замысла. Варианты заглавия.

17

Интернет-читатели о писателе. Определение собственной читательской
позиции.

18

О. Сульчинская «Настоящее» Предметный мир. Смысл финала

19

«Игра в метро» Сюжет и интонация .Критики о писательской манере

2

4

20

«Нигде не сказано» Роль эпиграфа в миниатюре. Изобразительные
возможности лексики: роль собственных имён. Роль финальных
предложений

21

Создание рецензии на один из рассказов. Прослушивание. Обмен мнениями.
Редактирование.

22

Современная фантастика. В.Пелевин «Жизнь и приключения сарая
№ХII».Роль цитирования «Нового Завета». Интертекстуальные связи и
авторская установка в начале произведения Смысл кульминации и финала в
раскрытии авторского замысла

23

Бытовые предметы и предметы-символы в тексте. Читательские ассоциации,
вызванные сценой гибели героя. Генис о Пелевине. Собственное мнение.

24

Р.В.Сенчин. «В обратную сторону». Индивидуальное и типическое в
рассказе Позиция Сенчина и Хургина в изображении событий реальной
жизни.

25

Критики и интернет-читатели о жанровой особенности этого рассказа и
писательской манере Сенчина. Собственная очка зрения.

26

Современная поэзия
Поэтический андеграунд: вызов советской системе, советским ценностям,
советскому способу мышления — Н. Коржавин, И. Бродский, Б. Чичибабин.

4

4

27

Иосиф Бродский. Творческий путь. Творчество — “впадение в зависимость от
языка”. Пространство и время в художественном мире Бродского. Концепция
поэта как “инструмента языка”: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.
Бродского («Посвящение», цикл стихов «Часть речи»). Специфика ритмикоинтонационного строя стихотворений И.А. Бродского.
Усложнённость синтаксиса.

28

Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли
литературы. Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна и Т. Кибирова.

29

Написание рецензии по творчеству одного из поэтов

30

Современная драматургия. Реалистическая драма. Л. Разумовская «Дорогая
Елена Сергеевна». Пьесы А.Галина.

31

Драматургия Н. Коляды «Сказка о мертвой царевне» сопоставление героев
пьесы с героями пьесы М.Горького «На дне».

32

“Маленький человек” в пьесах Коляды («Мурлин Мурло», «Манекен»).

33

Постмодернистская драматургия . Л. Петрушевская «Три девушки в
голубом», «Уроки музыки»). Монологический характер диалогов героев.
Образ времени.

5

34

Фантасмагорический театр Нины Садур. Пьеса «Панночка». Современное
переосмыление Н.В.Гоголя.
34

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Единое содержание общего образования. Методические материалы. https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека цифрового образовательного контента https://urok.apkpro.ru/
• Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/
• Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум» https://olimpium.ru/
• Портал «Образовариум» - https://obr.nd.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».