Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Юнармия_ 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Йри/аз № 98а-О
«28»августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Сапегина Ю.В.
«2^/Квгуста 2023 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для учащихся 5 классов
«Юнармия»

Кировград
2023 г.

2

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» для обучающихся 5-х классов
(далее – Программа) разработана с учетом требований и положений, изложенных в
следующих документах:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования»;
 Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «ЮНАРМИЯ» от 28.05.2016;
 Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского
детскоюношеского военно-патриотического общественного движения
«ЮНАРМИЯ», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа направлена на формирование у детей патриотизма, ценностного
отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно оберегать, посредством
реализации программы военно-патриотического воспитания детей и молодежи во
внеурочной деятельности.
Актуальность
Программы
заключается
в
повышении
значимости
военнопатриотического воспитания обучающихся через интегрированную деятельность
по следующим взаимосвязанным направлениям:
- познавательная деятельность;
-туристско-краеведческая деятельность;
-спортивно-оздоровительная деятельность.
Актуальность данной Программы подтверждается словами президента Российской
Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей
идеи, кроме патриотизма» и учитывает запросы со стороны детей и родителей на
содержание программы военно-патриотического и гражданского воспитания.
Программа основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека
«новой формации», умеющего жить в современных условиях: компетентного,
мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию справедливых решений,
умеющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Реализация Программы
основывается на тесной межпредметной интеграции с дисциплинами «История», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «География», «Краеведение».
Процесс формирования готовности к защите Отечества у обучающихся строится с учетом
имеющихся знаний, жизненного опыта, общих задач обучения и воспитания. Программа
способствует освоению учебной информацией личностно значимого характера, опираясь
на высокую эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, формирования у
обучающихся чувства восхищения воинами Вооруженных Сил РФ, формировании
2

3

желания в будущем встать в их ряды.
При разработке содержания Программы учитывались:
- основные закономерностей развития теории военно-патриотического воспитания;
- интегративность – охват многих сфер человеческой деятельности;
- направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого
фактора» на безопасность личности, общества и государства.
Отбор содержания Программы проведен с учетом системного подхода, в
соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для
формирования гуманистического мировоззрения, познавательной, нравственной
культуры, ценностного отношения к своему здоровью и мотивационной установки на
ведение здорового образа жизни, любви к своему краю и его истории.
Содержание Программы предполагает ее освоение за 1 год обучения на уровне
основного общего образования 5 класса. Программа для обучающихся 5-х классов
рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа учебного времени.
Цель Программы: формирование активной гражданской позиции, патриотизма у
обучающихся посредством вовлечения их в деятельность по приобретению социально
значимых знаний о военно-историческом наследии Отечества и престиже военной
службы, формированию готовности к выполнению священного долга по защите Родины,
следованию идеям здорового образа жизни, воспитанию любви к родному краю.
Задачи Программы:
 воспитать готовность к защите Отечества, к действиям в экстремальных
ситуациях;
 расширить и углубить знания об истории, о многонациональной культуре и
традициях России и родного края;
 обучить начальным знаниям по основам военной службы;
 систематизировать представления о требованиях, предъявляемых к будущему
военнослужащему, о порядке призыва и прохождения военной службы;
 познакомить со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск,
их вооружением и боевыми возможностями;
 обучить приёмам стрельбы из пневматического оружия, метания гранаты в цель;
 сформировать умения действовать в строю, в бою, на марше, в наступлении и в
обороне;
 сформировать способность осмысливать события и явления действительности во
взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
 сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, двигательной
активности посредством физического воспитания, физической подготовки, физического
развития.

3

4

Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной
деятельности
1. Личностные результаты:
 осознанное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему
народу,
своему
краю,
отечественному
культурно-историческому
наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным
традициям, старшему поколению;
 понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в
том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп;
 положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением
и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
 осознание влияния негативных факторов на здоровье каждого человека, группы людей,
сообщества в целом;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
2. Метапредметные
Обучающиеся сформируют и разовьют умения.
Регулятивные:
 определять цель своей деятельности на основе имеющихся условий и планировать пути
достижения;
 адекватно оценивать свою деятельность, при необходимости вносить коррективы;
 находить достаточные средства для решения учебных задач;
Познавательные:
 делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и действий полководцев;
 организовывать проектно-исследовательскую деятельность;
 находить самостоятельно требуемую информацию, ориентироваться в информации,
устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
 объяснять содержание и формы современных внутригосударственных и международных
событий, выявлять причинно-следственные связи;
 овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет ресурсами.
Коммуникативные:
 организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
 сверстниками в отряде;
 работать индивидуально, в группе и в коллективе для решения поставленной задачи;
 осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 соблюдать нормы публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
 использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
 использовать знания о назначении, организации и основных задачах, выполняемых
Вооруженными Силами Российской Федерации, в построении маршрута получения
профессионального образования;
 оперировать основными понятиями в области обороны государства;
4

5



описывать порядок подготовки граждан к военной службе; порядок призыва и
поступления, прохождения военной службы по призыву, контракту и гражданской
службы на военную службу;
 производить неполную и полную разборку автомата Калашникова, его чистку и смазку,
снаряжать магазин патронами;
 соблюдать правила и выполнять приемы стрельбы из пневматического и стрелкового
оружия;
 правильно выполнять команды в строю и строевые приемы;
 описывать основные виды чрезвычайных ситуаций и их последствия;
 характеризовать способы защиты от оружия массового поражения;
 пользоваться индивидуальными средствами защиты; применять первичные средства
пожаротушения;
 правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 основам выживания в условиях вынужденной автономии;
 характеризовать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
 оказывать первую помощь пострадавшим.
 характеризовать влияние физических упражнений на различные органы и системы
организма;
 определять уровень развития физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
 приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в
войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию;
 описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
 выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
 описывать порядок работы с приборами радиационной и химической разведки и
дозиметрического контроля;
 выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного
комплекта (ОЗК);
 проектировать повышение уровня собственной физической подготовленности.
Формы контроля
1.
Опрос, беседа, зачет
2.
Зачетные нормативы по физической и огневой подготовке
3.
Участие в спортивных и военно-патриотических мероприятиях
Содержание программы
1. Исторические и боевые традиции Отечества. (25 часов)
Тема 1.1. ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Цели и задачи движения
(1 ч.).
Знакомство с Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим
общественным движением «ЮНАРМИЯ»: историей создания, уставом, эмблемой,
флагом, гимном, клятвой юнармейцев, знаками различия, знаками отличия и иными
геральдическими знаками юнармейцев, с формой одежды и её вариантами.
Тема 1.2. Государственная и военная символика (1 ч.).
Государственные и воинские символы России — это неотъемлемые атрибуты
государства и его армии. Довести Федеральные конституционные законы № 2-ФКЗ «О
Государственном гербе Российской Федерации» и № З-ФКЗ «О Государственном гимне
Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.
Тема 1.3. Основные битвы Великой Отечественной войны 6 ч.).
Московская битва (1941 - 1942 гг.). Рассмотреть операцию по взятию Москвы под
кодовым названием «Тайфун». Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.). Рассмотреть
ведение оборонительных боев в городе Сталинград. Рассказать о подвигах воинов при
5

6

обороне города. Курская битва (1943 г.). Рассмотреть военную операцию под кодовым
названием «Цитадель». Белорусская операция (1944 г.). Рассказать об одной из
крупнейших военных операций в истории. Берлинская операция (1945 г.).
Тема 1.4. Города-герои (12 ч.).
Довести до обучающихся отличие между званиями: «Город воинской славы» (45
городов) и «Город-герой» (13, из них 12 городов и Брестская крепость «крепость-герой»).
Городами-героями являются:
1. Ленинград (Санкт-Петербург)
2. Сталинград (Волгоград)
3. Севастополь
4. Одесса
5. Москва
6. Киев
7. Керчь
8. Новороссийск
9. Минск
10. Тула
11.Мурманск
12. Смоленск
13. Брестской крепости было присвоено уникальное звание «крепость-герой».
Провести тест по знанию городов-героев:
Какие города называют городами-героями?
Какие города стали первыми городами-героями?
Сколько городов-героев было в бывшем Советском Союзе?
Сколько городов-героев находится на территории РФ?
Тема 1.5. Дети-герои Великой Отечественной войны (2 ч.).
Рассказать о подвигах детей-героев в годы Великой Отечественной войны.
Тема 1.6. Герои КГО (3 ч.).
Рассказать о героях-кировградцах, удостоенных звания Герой Советского Союза.
2. Основы выживания и поведения в автономии. (18 часов)
Тема 2.1. Понятие о спортивной карте (1 ч.).
Определение понятия «спортивная карта». Общие требования к спортивной карте.
Тема 2.2. Условные знаки на спортивной карте (1 ч.).
Условные знаки на спортивной карте. Требования к изображению компонентов
ландшафта на спортивной карте.
Тема 2.3. Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом.
(3 ч.).
Ориентирование по небесным светилам, по различным особенностям местных
предметов. Работа с компасом.
Тема 2.4. Ориентирование по местным предметам (3 ч.).
Ориентирование по местным признакам. Важность изучения главных ориентиров
(река, дорога, церковь, деревня).
Тема 2.5. Действия в случае потери ориентировки (2 ч.).
Действия в случае потери ориентировки, определение горизонта по небесным
светилам и местным предметам.
Тема 2.6. Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы и
ночлеги. Питание в туристском походе (3 ч.).
Довести до обучаемых комплект личного снаряжения, который зависит от целей,
разновидности, продолжительности путешествия, а также климатических условий.
Обязательный минимум, необходимый в походе.
Тема 2.7. Вязание узлов:
туристические
узлы
«академический»,
«брамшкотовый» (2
6

7

ч.).
Довести до обучаемых случаи необходимости знания порядка вязания различных
узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании.
Тема 2.8. Вязание узлов для страховки (незатягивающиеся петли): «простой
проводник» (1 ч).
Довести до обучаемых случаи необходимости знания порядка вязания различных
узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании.
3. Строевая подготовка. (15 часов)
Тема 3.1. Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО»,
«ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте. (1 ч.).
Разучить по разделениям и в целом порядок выполнения строевого приема
«Строевая стойка» и выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО»,
«ЗАПРАВИТЬСЯ»). Разучить по разделениям повороты на месте.
Тема 3.2. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению
строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте (2
ч.).
Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.3. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению
строевым шагом на четыре счета (2 ч.).
Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.4. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению
строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в
замедленном темпе (50—60шагов в минуту) (2 ч).
Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.5. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению
строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном
темпе (110—120 шагов в минуту) (2 ч).
Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.6. Повороты в движении по разделениям на три счета (1 ч.).
Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.7. Повороты в движении в комплексе (1 ч.).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов.
Тема 3.8. Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям на два
счета
(1 ч).
Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.9. Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе (1 ч).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов.
Тема 3.10. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям (1 ч).
Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.11. Подход к начальнику и отход от него (1ч).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов.
4. Физическая подготовка. (14 часа)
Тема 4.1. Развитие и определение уровня физических качеств: сила, скоростная
сила, ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному
7

8

часу в начале учебного года) (7 ч).
Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на
улучшение результатов:
- отжимание от пола;
- поднимание туловища из положения лежа на спине;
- челночный бег.
Тема 4.2. Развитие и определение уровня физических качеств: выносливость,
силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по
одному часу в конце учебного года) (7 ч).
Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на
улучшение результатов:
- отжимание от пола;
- поднимание туловища из положения лежа на спине;
- челночный бег.
5. РХБ защита. (6 часов).
Тема 5.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (6 ч).
Довести до обучающихся устройство и предназначение средств защиты органов
дыхания (респираторы, противогазы, противопыльные тканевые маски и марлевые
повязки), средства защиты кожного покрова (защитные костюмы, резиновые сапоги и др.),
средства медицинской защиты (индивидуальная аптечка АИ-2, индивидуальный
противохимический пакет, пакет перевязочный индивидуальный).
6. Огневая подготовка. (12 часа)
Тема 6.1. История развития стрелкового оружия (2 ч).
Довести до обучающихся историю развития стрелкового оружия, более подробно
обратить внимание на стрелковом оружии России.
Тема 6.2. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы
автомата Калашникова (2 ч).
Довести до обучающихся назначение, боевые свойства, общее устройство и
принцип работы автомата Калашникова.
Тема 6.3. Последовательность неполной разборки и сборки после неполной
разборки АК-74 (4 ч).
Довести до детей последовательность неполной разборка и сборки после неполной
разборки автомата. Дать практику обучающимся в неполной разборке и сборки после
неполной разборки автомата Калашникова.
Тема 6.4. Порядок снаряжения магазина АК (5 ч).
Дать практику обучающимся в снаряжении магазина АК.
7. Оказание первой помощи. (1 час)
Тема 7.1. Основы оказания первой медицинской помощи (12 ч).
Довести до обучающихся общую последовательность действий на месте
происшествия. Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с «Универсальным
алгоритмом оказания первой помощи». Основные виды травм и первая помощь при них.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела,
темы,
урока
8

Наименование

раздела,
темы,урока

Количество
учебных
часов

9

Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА. (25 ч)

4

ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Цели и
задачидвижения.
Государственная и военная символика.
Основные битвы Великой Отечественной войны.
Московская битва (1941 - 1942 гг.).
Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.).

5

Военная операция «Цитадель».

1

6

Белорусская операция (1944 г.).

1

7

Берлинская операция (1945 г.).

1

8

1

9

Основные битвы Великой Отечественной войны. Итоговое
занятие.
Город-герой Ленинград (Санкт-Петербург)

10

Город-герой Сталинград (Волгоград)

1

11

Город-герой Севастополь

1

12

Город-герой Одесса

1

13

Город-герой Москва

1

14

Город-герой Киев

1

15

Город-герой Керчь

1

16

Город-герой Новороссийск

1

17

Город-герой Минск

1

18

Город-герой Тула

1

19

Город-герой Мурманск

1

20

Город-герой Смоленск и Брестская крепость

1

21, 22

Дети-герои Великой Отечественной войны.

1

23,24,25

Герои-Кировградцы.

1
2
3

1
1
1
1

1

1

Раздел 2. ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В АВТОНОМИИ. (18ч)

9

26
27
28,29,30

Понятие о спортивной карте.
Условные знаки на спортивной карте.
Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом

1
1

31,32,33
34,35
36,37,38

Ориентирование по местным предметам.
Действия в случае потери ориентировки.
Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки.
Привалыи ночлеги. Питание в туристском походе.

3
2

39,40

Вязание

узлов: туристические
«академический»,
«брамшкотовый».

3

3

узлы
2

10

41

Вязание узлов для страховки (незатягивающиеся
петли):
«простой проводник».
Раздел 3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (15 ч)

42

Строевая

43,44

стойка (выполнение команд
«СТАНОВИСЬ»,
«СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»).
Повороты на
месте.
Строевой и походный шаг: последовательность обучения
движению строевым шагом, тренировка в движении
руками, с обозначением шага на месте.

1

1

2

45,46

Строевой и походный шаг: последовательность
обучениядвижению строевым шагом на четыре
счета.

2

47,48

2

51

Строевой и походный шаг: последовательность обучения
движению строевым шагом, тренировка в движении
строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—
60 шагов в минуту).
Строевой и походный шаг: последовательность обучения
движению строевым шагом, тренировка в движении
строевым шагом на два счета, в уставном темпе (110—120
шагов в минуту).
Повороты в движении по разделениям на три счета.

52

Повороты в движении в комплексе.

1

53

Выполнение воинского приветствия на месте по
разделениям надва счета.

1

54

Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе.

1

55

Выход из строя и возвращение в строй по разделениям.

1

56

Подход к начальнику и отход от него

1

49,50

2

1

Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (14 ч)
Развитие силы посредством специально подобранных
упражнений
Развитие скоростной силы посредством специально
подобранных упражнений

2

61,62

Развитие ловкости посредством специально подобранных
упражнений

2

63

Определение уровня физических качеств: сила, скоростная
сила, ловкость посредством сдачи тестов физической
подготовленности (по одному часу в начале учебного
года).
Развитие
выносливости посредством специально
подобранных упражнений

1

57,58
59,60

64,65

10

2

2

11

66,67

Развитие силовой выносливости посредством специально
подобранных упражнений

2

68-69

Спортивные игры

2

70

Определение уровня физических качеств: выносливость,
силовая выносливость посредством сдачи тестов
физической подготовленности (по одному часу в конце
учебного года).
Раздел 5. РХБ ЗАЩИТА. (6 ч)

1

71

Устройство и предназначение средств защиты органов
дыхания (респираторы, противопыльные тканевые маски и
марлевые повязки, противогазы)

1

72

Практическое занятие по отработке команд «Газы»,
«Шлем-маска повреждена»

1

73

Средства защиты кожного покрова (защитные костюмы,
резиновые сапоги и др.)
Костюмы ОЗК, Л-1. Практическое занятие.

1

средства медицинской защиты (индивидуальная аптечка
АИ-2, индивидуальный противохимический пакет, пакет
перевязочный индивидуальный).
Раздел 6. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (12 ч)
История развития стрелкового оружия.

1

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип
работы автомата Калашникова.
Последовательность неполной
разборки
и
сборкипосле неполной разборки АК-74.
Порядок снаряжения магазина АК.
Раздел 7. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (12 ч).

2

89

Основы оказания первой медицинской помощи.

1

90

Кровотечение, понятие, виды кровотечений.

1

91

93-94

Первая помощь при артериальном
кровотечении.
Первая помощь при артериальном
кровотечении. Практическое занятие.
Отработка наложения повязок.

95

Ожоги их виды и первая помощь при них.

1

96

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата.

1

97,98,99

Первая помощь при переломах, растяжении и разрывов
связок, вывихах и ушибах верхних и нижних конечностей.
Универсальный алгоритм оказания первой помощи
Итоговое занятие по первой помощи.

3

74,75
76

77,78
79,80
81,82,83,
84,85
86,87,88

92

100,101
102

11

2

2

5
3

и

венозном

1

и

венозном

1
2

2
1

12

Список литературы
1. Бачевский В.И. Дидактические аспекты повышения эффективности обучения
учащихся по основам безопасности жизнедеятельности и военной службы. Н.Новгород,
2002.
2. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации.М.: Военное
издательство,1994
3. Символы воинской славы / Н. А. Печень. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,
2004. – 320 с.
4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу « Государственная символика»:
Гимн.Герб.Флаг._ М.: ВАКО, 2005, -192 с.
5. Пудовина

Е.И.

Государственные

праздники

Российской

Федерации:

Методическое пособие._ М.: Айрис-пресс, 2004.- 64 с. – (Методика)
6. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим
патриотическим праздникам : сценарии торжественных линеек, вечеров, литературномузыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр.-изд. 2-е, испр../ авт.сост. М.В.Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006.- 280 с.
7. Е. Н Булатов, Д.А.Аристархов, Н. В. Таланов, В. С. Ильина. Во имя жизни.
Ратные и трудовые подвиги жителей Советского района в годы войны. 1941 – 1945 гг.Нижний Новгород, 2005.- 305с. – 60 лет Победы.
8. Петров С.В. Действия при дорожно- транспортных происшествиях: Практ.
Пособие. _М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2005.
9. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практ.
Пособие. _М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
10.

Крюкова

М.А.,

Никитина

Т.И.,

Сергеева

Ю.С.

экстренная

психологическая помощь: Практ.Пособие. _М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
11.

Кузнецов

М.И.,

Латчук

В.Н.,

Мишин

Б.И.

Личная

безопасность

школьника: Практ. Пособие.
_М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
12.

Р. М. Янгсон. Мини- энциклопедия. Первая помощь. ООО « Издательство

Астрель», 2002.
13.

Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Книга 2:учебно-методическое

пособие.-Н.Новгород:Нижегородский институт развития образования,2010.-472с.
14.

П.А

Курцев

«Медико-санитарная

подготовка

учащихся»

Просвещение1988г -112с
15.
12

А.П. Пашкович «Дни воинской славы в России» г.Москва «Глобус»

Москва;

13

16.

Г.Н.Кириллова «Безопасность

и

защита

населения

чрезвычайной

ситуациях» г.Москва
«Издательство НЦ ЭНАС» 2003г,
17. http://pandia.ru/text/79/186/8766.php
18. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Военное издательство, 1994. - 157с.
19. Бачевский В.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для
преподавателей. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 262 с.
20. Бачевский В.И. Подготовка граждан к военной службе. – Н.Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
21. Виснев В.А. Основы подготовки к военной службе. Методическое пособие.
– М.: Просвещение, 2002г.
22.

Выдрин С.А. Нижегородская школа безопасности – Зарница. Методическое

пособие. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 100 с.

13

23.

Конституция Российской Федерации.

24.

Конвенция о правах ребенка.

25.

Наставление по физической подготовке. – М.: Военное издательство, 1987


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».