Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 «Согласовано» Заместитель директора по УВР Сапегина Ю.В. «2М^густа 2023 г. «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 3 Букреев Е.М. П^а^№ 98а-О «28»августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» г. Кировград 2023 г. Пояснительная записка Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана внеурочной деятельности, направление - общеинтеллектуальное. Рассчитана для учащихся 9 классов по 1 часу в неделю. Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Воспитательный потенциал курса реализуется через - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработке своего к ней отношения; - применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Цель и задачи курса Основная цель курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5-9 классов — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Соответственно, задачами данного курса являются: формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству. Место курса в учебном плане Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» рассчитана на 1 час в неделю в 9 классах. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» Личностные результаты Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам народов России. Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к труду. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в транспорте и на дорогах. Сформированность основ экологической культуры. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Развитие способности понимать художественные произведения. Формирование уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку. Метапредметные результаты Регулятивные УУД формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Познавательные УУД подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; Коммуникативные УУД определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств. Предметные результаты владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка. Формы организации и виды деятельности По характеру познавательной деятельности используются методы: - объяснительно-иллюстративный; - проблемное изложение; - частично-поисковый; - исследовательский. Формы работы на уроках: - фронтальные; - групповые; - работа в парах; - творческие задания; - обучающие игры. Используемые средства обучения: - учебно-наглядные пособия; - технические средства обучения; - дидактические пособия. Другие формы организации деятельности в рамках освоения курса: Практикумы, семинары; подготовка и проведение предметных недель; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, диспутах. разработка и защита проектов. Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), комплексный анализ текста, а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование Изменений в авторскую программу внесено не было. Используемая в тексте программы система условных обозначений ГР — групповая работа, Фр.р. - фронтальная работа П - проект. Содержание курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности Тема, основная мысль. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Раздел 2. Средства выразительности в тексте Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Стилистические возможности языковых средств. Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста. Основные правила выразительного чтения. Умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы. Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Раздел 5. От анализа текста к изложению Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок. Раздел 6. Сочинение — это тоже текст Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Извлечение информации из различных источников Количество учебных часов Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов. Технологии обучения В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение. Виды и формы контроля Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА. Учебно-тематический план № Раздел Количество часов Теория Практика 1. Текст как результат 6 1 5 речевой деятельности 2. Средства 4 1 3 выразительности в тексте 3. Выразительное чтение 2 2 текста как искусство звучащего слова 4. Синтаксические и 4 1 3 пунктуационные нормы текста 5. От анализа текста к 9 1 8 изложению 6. Сочинение — это тоже 9 1 8 текст Итого 34 5 29 Календарно-тематическое планирование элективного курса «Учимся работать с текстом» для 9 класса № урока Тема урока Кол-во часов Вид и форма контроля Требования к уровню подготовки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Текст как результат речевой деятельности Определение, признаки и 1 Комплексное повторение, групповая характеристика текста как работа, самостоятельная работа с единицы языка дидактическим материалом Тема, идея, проблема текста и 1 Делают композиционно-содержательный способы их установления и анализ текста формулирования Роль ключевых слов текста 1 Восстанавливают текст по ключевым словам. Работа в парах, самостоятельное проектирование аргументированного текста Способы и средства связи между 1 Моделируют текст. Обобщают предложениями в тексте наблюдения и делают выводы Характер смысловых отношений 1 Творческая работа в группах. между частями текста Составляют тексты на основе данных ситуаций Смысловая и композиционная 1 Работают с текстом. Определяют целостность текста смысловую и композиционную целостность текста. Средства выразительности в тексте Особенности 1 Работа с текстом. Морфемноиспользования лексических, словообразовательный анализ слова, словообразовательных, определение основные способы морфологических, образования слов, принадлежность слова синтаксических средства к определенной части речи по его выразительности в тексте грамматическим признакам. Специальные изобразительно1 Анализ текстов. Находят выразительные средства в тексте изобразительно-выразительные средства и их роль в тексте и определяют их роль. Выбор и организация языковых 1 Подбор рабочего материала. Делают средств в соответствии с темой выбор языковых средств в соответствии и основной мыслью текста с темой и основной мыслью текста. Практическая работа «Анализ 1 Работа с художественным текстом. текста с точки зрения Анализируют текст, находят в нем использования в нём средств средства выразительности и определять выразительности» их роль в предложении. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова Выразительное чтение как тест 1 Выразительное чтение текста. Работают на понимание текста над основными правилами выразительного чтения. Логические паузы и ударения. 1 Работают над интонацией, выбирая тон, Интонация текста темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определяют, где нужны логические ударения, паузы. Синтаксические и пунктуационные нормы текста Словосочетание и предложение 1 Конструирование словосочетаний и предложений по схемам. Работают над синонимичной заменой словосочетаний Функции сложного предложения 1 Тестовые задания для подготовки к ГИА. в тексте Выполняют творческие задания в 15 16 17 18 19 20 21 22 24 25 26 27 группах Тестовые задания для подготовки к ГИА. Разграничивают знаки препинания по их функциям. Обобщают наблюдения и делают выводы. Работают в группах по дифференцированному заданию, выполняют анализ предложений, синтаксический и пунктуационный разбор предложений Текстовые иллюстрации 1 Работа с текстом. Выполняют анализ синтаксических и предложений, синтаксический и пунктуационных норм пунктуационный разбор предложений От анализа текста к изложению Виды изложений 1 Задание «Подбираем заголовок к тексту». Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах Глубина и точность понимания 1 Самостоятельная работа Определяют содержания, проблематики основную мысль в тексте, выражают исходного текста информацию текста в виде кратких записей. Способы и приёмы компрессии 1 Работа с текстом. Учатся применять (сокращения) текста. языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. Главная и второстепенная 1 Задание «Учимся задавать вопросы к информация в тексте тексту». Создают текст в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи Пишем сжатое изложение 1 Сжатое изложение. Работают с текстом, составляют план. Самостоятельно работают над сжатым изложением Ключевые слова и их роль в 1 Пересказывают текст по ключевым определении границ главной словам, выделяя ключевые слова в информации. тексте, воспроизводить текст по ключевым словам. Соотношение микротемы и 1 Работают по выделению микротем в абзацного строения текста тексте. Выделяют микротемы текста. Представление об абзаце как о 1 Работают по выделению абзацев в пунктуационном знаке тексте Практическая работа по 1 Редактируют тексты. Учатся находить и предупреждению речевых, исправлять речевые ошибки в работах логических, фактических разного вида. ошибок Сочинение — это тоже текст Структура сочинения1 Работают над сочинением по рассуждения высказыванию лингвиста Алгоритм написания сочинения 1 Работают над сочинением по цитате, – рассуждения используя алгоритм написания сочинения – рассуждения. Учатся строить высказывание в Пунктуация в сложном предложении текста 1 28 Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении 1 29 Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему Написание сочинения рассуждения Извлечение информации из различных источников 1 30 31 1 1 32 Создание текста в соответствии с 1 заданной темой и функционально-смысловым типом речи 33 Критерии оценки сочинениярассуждения. Итоги года Итоги года 34 1 зависимости от темы. Работают над языковым оформлением высказывания.Самостоятельно пишут сочинение-рассуждение с использованием речевых клише. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Создают рассуждение в соответствии с заданной темой. Работают со справочной литературой, учатся извлекать информацию из различных источников, строить высказывание по нескольким источникам. Сочинениерассуждение.Учатся использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. Оценивание собственных сочинений. Устные сообщения, выступления Литература для учителя 1. Аникиева, Ольга Николаевна. Приемы работы с текстом как развитие коммуникативных компетенций учащихся https://docs.google.com/document/d/1PWgy1rJsZ1kGY0vwbIrHSfBBHjvRf7lS4SiBdjzWlGs/ed it 2. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Цит. по Dustyattic -http://dustyattic.ru/culture/mmbahtin_af 3. Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004. 4. Развитие творческой активности школьников// Под ред. А.М.Матюшкина.-М.; Педагогика, 1991. 5.Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. — 3-е изд.— М. : Учпедгиз, 1963. «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей» Литература для родителей и учащихся 1.Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению – М.: Просвещение, 1996. 2.Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. 3. А.В.Бокчанина. Продуктивные работы с текстом. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru 4. Степанов, Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 1988