Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Учимся работать с текстом_ 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Сапегина Ю.В.
«2М^густа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
П^а^№ 98а-О

«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Учимся работать с текстом»

г. Кировград
2023 г.

Пояснительная записка



Программа создана на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана
внеурочной деятельности, направление - общеинтеллектуальное. Рассчитана для
учащихся 9 классов по 1 часу в неделю. Данная программа ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработке своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Цель и задачи курса
Основная цель курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5-9
классов — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения
воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение
обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения
поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Соответственно, задачами данного курса являются:
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте
идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к
информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других
источников и имеющимся жизненным опытом;






формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности
посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных
установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской
идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной деятельности
«Учимся работать с текстом» рассчитана на 1 час в неделю в 9 классах.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
«Учимся работать с текстом»
Личностные результаты
Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам
народов России.
Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
Сформированность ответственного отношения к труду.
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в
транспорте и на дорогах.
Сформированность основ экологической культуры.
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Развитие способности понимать художественные произведения.
Формирование уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, языку.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
Познавательные УУД
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
Коммуникативные УУД

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;













отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств.
Предметные результаты

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и
ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому
типу речи и функциональной разновидности языка.
Формы организации и виды деятельности
По характеру познавательной деятельности используются методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Формы работы на уроках:
- фронтальные;
- групповые;
- работа в парах;
- творческие задания;
- обучающие игры.
Используемые средства обучения:
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- дидактические пособия.
Другие формы организации деятельности в рамках освоения курса:
Практикумы, семинары;
подготовка и проведение предметных недель;
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, диспутах.
разработка и защита проектов.





























Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки
достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы
контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
комплексный анализ текста,
а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных
достижений.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Изменений в авторскую программу внесено не было.
Используемая в тексте программы система условных обозначений
ГР — групповая работа,
Фр.р. - фронтальная работа
П - проект.
Содержание курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом»
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов.
Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка)
и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства
связи
между
предложениями
в
тексте
(лексические
и
грамматические).Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические,
грамматические средства выражения отношения, оценки.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.);
словообразовательные
(стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические
(неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные
обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные
средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).Анализ
текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Стилистические
возможности языковых средств.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста. Основные правила выразительного
чтения.
Умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста,
его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания
в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Раздел 5. От анализа текста к изложению

Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и
второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации,
подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения
и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Понятие о
микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Учимся редактировать
текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических,
фактических ошибок.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания
сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом
речи. Извлечение информации из различных источников
Количество учебных часов
Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на
теорию – 5 часов, практику – 29 часов.
Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология,
технология развития критического мышления, проблемное обучение.
Виды и формы контроля
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде
практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения,
сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится
итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные
работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
Учебно-тематический план
№ Раздел
Количество часов
Теория
Практика
1. Текст как результат
6
1
5
речевой деятельности
2. Средства
4
1
3
выразительности в тексте
3. Выразительное чтение
2
2
текста как искусство
звучащего
слова
4. Синтаксические и
4
1
3
пунктуационные нормы
текста
5. От анализа текста к
9
1
8
изложению
6. Сочинение — это тоже
9
1
8
текст
Итого
34
5
29
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Учимся работать с
текстом» для 9 класса
№ урока

Тема урока

Кол-во
часов

Вид и форма контроля
Требования к уровню подготовки

1

2

3

4
5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Текст как результат речевой деятельности
Определение, признаки и
1
Комплексное повторение, групповая
характеристика текста как
работа, самостоятельная работа с
единицы языка
дидактическим материалом
Тема, идея, проблема текста и
1
Делают композиционно-содержательный
способы их установления и
анализ текста
формулирования
Роль ключевых слов текста
1
Восстанавливают текст по ключевым
словам. Работа в парах, самостоятельное
проектирование аргументированного
текста
Способы и средства связи между 1
Моделируют текст. Обобщают
предложениями в тексте
наблюдения и делают выводы
Характер смысловых отношений 1
Творческая работа в группах.
между частями текста
Составляют тексты на основе данных
ситуаций
Смысловая и композиционная
1
Работают с текстом. Определяют
целостность текста
смысловую и композиционную
целостность текста.
Средства выразительности в тексте
Особенности
1
Работа с текстом. Морфемноиспользования лексических,
словообразовательный анализ слова,
словообразовательных,
определение основные способы
морфологических,
образования слов, принадлежность слова
синтаксических средства
к определенной части речи по его
выразительности в тексте
грамматическим признакам.
Специальные изобразительно1
Анализ текстов. Находят
выразительные средства в тексте
изобразительно-выразительные средства
и их роль
в тексте и определяют их роль.
Выбор и организация языковых 1
Подбор рабочего материала. Делают
средств в соответствии с темой
выбор языковых средств в соответствии
и основной мыслью текста
с темой и основной мыслью текста.
Практическая работа «Анализ
1
Работа с художественным текстом.
текста с точки зрения
Анализируют текст, находят в нем
использования в нём средств
средства выразительности и определять
выразительности»
их роль в предложении.
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест 1
Выразительное чтение текста. Работают
на понимание текста
над основными
правилами выразительного чтения.
Логические паузы и ударения.
1
Работают над интонацией, выбирая тон,
Интонация текста
темп чтения, принимая во внимание
содержание текста, его языковые
особенности; определяют, где нужны
логические ударения, паузы.
Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание и предложение 1
Конструирование словосочетаний и
предложений по схемам. Работают над
синонимичной заменой словосочетаний
Функции сложного предложения 1
Тестовые задания для подготовки к ГИА.
в тексте
Выполняют творческие задания в

15

16

17

18

19

20

21

22
24
25

26
27

группах
Тестовые задания для подготовки к ГИА.
Разграничивают знаки препинания по их
функциям. Обобщают наблюдения и
делают выводы. Работают в группах по
дифференцированному заданию,
выполняют анализ предложений,
синтаксический и пунктуационный
разбор предложений
Текстовые иллюстрации
1
Работа с текстом. Выполняют анализ
синтаксических и
предложений, синтаксический и
пунктуационных норм
пунктуационный разбор предложений
От анализа текста к изложению
Виды изложений
1
Задание «Подбираем заголовок к
тексту». Анализируют текст со стороны
языковых средств связи. Выполняют
творческие задания в группах
Глубина и точность понимания 1
Самостоятельная работа Определяют
содержания, проблематики
основную мысль в тексте, выражают
исходного текста
информацию текста в виде кратких
записей.
Способы и приёмы компрессии 1
Работа с текстом. Учатся применять
(сокращения) текста.
языковые приёмы сжатия исходного
текста: исключение, упрощение,
обобщение.
Главная и второстепенная
1
Задание «Учимся задавать вопросы к
информация в тексте
тексту». Создают текст в соответствии с
заданной темой и функциональносмысловым типом речи
Пишем сжатое изложение
1
Сжатое изложение. Работают с текстом,
составляют план. Самостоятельно
работают над сжатым изложением
Ключевые слова и их роль в
1
Пересказывают текст по ключевым
определении границ главной
словам, выделяя ключевые слова в
информации.
тексте, воспроизводить текст по
ключевым словам.
Соотношение микротемы и
1
Работают по выделению микротем
в
абзацного строения текста
тексте. Выделяют микротемы текста.
Представление об абзаце как о
1
Работают по выделению абзацев в
пунктуационном знаке
тексте
Практическая работа по
1
Редактируют тексты. Учатся находить и
предупреждению речевых,
исправлять речевые ошибки в работах
логических, фактических
разного вида.
ошибок
Сочинение — это тоже текст
Структура сочинения1
Работают над сочинением по
рассуждения
высказыванию лингвиста
Алгоритм написания сочинения 1
Работают над сочинением по цитате,
– рассуждения
используя алгоритм написания
сочинения – рассуждения.
Учатся строить высказывание в
Пунктуация в сложном
предложении текста

1

28

Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении

1

29

Подготовка к написанию
сочинения – рассуждения на
лингвистическую тему
Написание сочинения рассуждения
Извлечение информации из
различных источников

1

30
31

1
1

32

Создание текста в соответствии с 1
заданной темой и
функционально-смысловым
типом речи

33

Критерии оценки сочинениярассуждения. Итоги года
Итоги года

34

1

зависимости от темы.
Работают над языковым оформлением
высказывания.Самостоятельно
пишут сочинение-рассуждение с
использованием речевых клише.
Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему
Создают рассуждение в соответствии с
заданной темой.
Работают со справочной литературой,
учатся извлекать информацию из
различных источников, строить
высказывание по нескольким
источникам.
Сочинениерассуждение.Учатся использовать в
собственной речи разнообразные
грамматические конструкции и
лексическое богатство языка; оформлять
речь в соответствии с
орфографическими, грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами
литературного языка.
Оценивание собственных сочинений.
Устные сообщения, выступления

Литература для учителя
1. Аникиева, Ольга Николаевна. Приемы работы с текстом как развитие
коммуникативных компетенций учащихся
https://docs.google.com/document/d/1PWgy1rJsZ1kGY0vwbIrHSfBBHjvRf7lS4SiBdjzWlGs/ed
it
2. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных
науках // Цит. по Dustyattic -http://dustyattic.ru/culture/mmbahtin_af
3. Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение,
2004.
4. Развитие творческой активности школьников// Под ред. А.М.Матюшкина.-М.;
Педагогика, 1991.
5.Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. — 3-е изд.— М. :
Учпедгиз, 1963.
«Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»
Литература для родителей и учащихся
1.Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению – М.: Просвещение, 1996.
2.Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический
словарь.
3. А.В.Бокчанина. Продуктивные работы с
текстом. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
4. Степанов, Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 1988


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».