Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Трудные случаи орфографии и пуктуации_ 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Согласовано»
Заместителе директора по УВР
Сапегина Ю.В.
«28>гав^уста 2023 г.

«Утверждаю»
Директор.МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Приказ № 98а-О
«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»

г. Кировград
2023 г.

Содержание
Пояснительная записка
3
1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
5
2. Содержание курса внеурочной деятельности
6
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
8
Литература
10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса
составлена на основе:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования,
одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от
23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена
на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных,
предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб
педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработке
своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 9 класса и
носит теоретико-практический характер.
Курс необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в
выпускных классах. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному
содержанию образования по русскому языку, поэтому данный элективный курс будет
способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, поможет обучающимся
оценить свои возможности по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в
соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи
экзамена и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи:

систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;

совершенствование умения излагать учебный текст;

совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную
тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это
позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся
повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
[]

2

На занятиях используются:

Лекции учителя с различными видами заданий;

Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ,
выводы);

Самостоятельный отбор материала;

Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов;

Работа с пакетами КИМов;

Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или
строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость
обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений,
нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений
учащихся:
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научнопопулярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических,
научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов
речи;
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических,
научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов
речи;
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном
тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
[]

3

умение определять основные способы образования слов;
умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим
признакам;
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его
смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её
выражения;
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и
синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом
речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном
текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний,
жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью,
стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и
лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное
количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному
обобщению и повторению следующих тем:
 текст как речевое произведение;
 смысловая и композиционная цельность, связность текста;
 функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
 средства связи предложений в тексте;
 звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
 лексическое значение слова и фразеологического оборота;
 морфемно-словообразовательный анализ слова;
 основные способы словообразования;
 морфологический анализ знаменательных частей речи;
 морфологический анализ служебных частей речи;
 простое предложение: главные и второстепенные члены;
 двусоставные и односоставные предложения;
 сложносочиненное предложение;
 сложноподчиненное предложение;
 сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения;
 сложные предложения с разными видами связи между частями;
 синтаксический анализ простого предложения;
 синтаксический анализ сложного предложения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка»
[]

4

МОДУЛЬ I.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и
синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков,
согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический
анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией
общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие
речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных,
имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы.
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное
употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
МОДУЛЬ II.
Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
[]

5

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в
тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение
содержания прослушанного текста)
МОДУЛЬ III.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания
сочинения – рассуждения.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему : тезис – аргументы –
вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

[]

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1
Общее количество часов: 34
№

ЧАСЫ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1

1
Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка».
МОДУЛЬ Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют?
Пробное тестирование
I.
Нормы ударения и произношения
Трудности современного русского произношения и ударения

2

1

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Лексические нормы
Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа

3

1

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и
употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа

4-5

2

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания. Тестовая работа

6

1

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения. Тестовая работа

7

1

Правописание корней .
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

8

1

Правописание приставок
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

9

1

Правописание суффиксов
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

10

1

Словосочетание
Синтаксические нормы. Тестовая работа
Трудности грамматического управления в современном русском языке

1112

2

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Грамматические нормы. Тестовая работа

1314

2

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении. Тестовая работа

15

1

Знаки препинания в сложносочинённом предложении Тестовая работа

16

1

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Тестовая работа

17

1

Синтаксический анализ сложного предложения Тестовая работа

18

1

Сложные бессоюзные предложения Тестовая работа
[]

7

Сложные предложения с разными видами связи Тестовая работа

1920

2

2122

2
Изложение. Виды изложений. ГИА-9 Методика обучения написанию
МОДУЛЬ сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание
сжатого изложения и его анализ.
II.

23

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

24

1

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и
второстепенная информация в тексте.

25

1

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические,
синтаксические.

2627

2

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная
целостность текста Тестовая работа

2829

2

Извлечение информации из различных источников Тестовая работа
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости
(сжатое изложение содержания прослушанного текста)

3031

2
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм
МОДУЛЬ написания сочинения – рассуждения
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые
III.
клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в
соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

3132

2

Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства
межфразовой связи.

3334

2

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

[]

8

Программно-методическое обеспечение
1.
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам
для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
2.
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
3.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
4.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
5.
Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
6.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.//
Вопросы психологии №3. 2004.
7.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов.
Л.,1977.
8.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
9.
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во
Казанского университета. 1993.
10.
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЭШ №1. 2000.
11.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и
недостатках. М.: 1964.
12.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
13.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.:
Просвещение.,1993.

[]

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».