Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Согласовано» Заместителе директора по УВР Сапегина Ю.В. «28>гав^уста 2023 г. «Утверждаю» Директор.МАОУ СОШ № 3 Букреев Е.М. Приказ № 98а-О «28»августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Трудные случаи орфографии и пунктуации» г. Кировград 2023 г. Содержание Пояснительная записка 3 1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности 5 2. Содержание курса внеурочной деятельности 6 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 Литература 10 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса составлена на основе: - Законом Российской Федерации «Об образовании»; - Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089; Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Воспитательный потенциал курса реализуется через - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработке своего к ней отношения; - применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 9 класса и носит теоретико-практический характер. Курс необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в выпускных классах. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку. Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку. Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена и преодоление трудностей в изучении русского языка. Задачи: систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии; совершенствование умения излагать учебный текст; совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему. Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам. Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. [] 2 На занятиях используются: Лекции учителя с различными видами заданий; Составление обобщающих таблиц и схем; Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); Самостоятельный отбор материала; Работа в группах; Проведение деловых игр и практикумов; Работа с пакетами КИМов; Написание изложений и сочинений. В результате изучения курса учащиеся должны: -систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания; -уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы; -уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые). ЗНАТЬ: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические). Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ: -соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях; -находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях). Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: -дать понятие о нормах языка; -рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок; -познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное; -познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса. В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся: умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научнопопулярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение понимать основную мысль прослушанного текста; умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме; умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение интерпретировать информацию звучащего текста; умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение понимать главную мысль прочитанного текста; умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме; умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты; умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме; умение интерпретировать информацию прочитанного текста; умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста; умение определять средства связи предложений в тексте; умение проводить звукобуквенный анализ слова; умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота; умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова; [] 3 умение определять основные способы образования слов; умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам; умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам; умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения; умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта; умение последовательно излагать собственные мысли; умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. Оценка знаний, умений и навыков Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным. В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем: текст как речевое произведение; смысловая и композиционная цельность, связность текста; функциональные стили и функционально-смысловые типы речи; средства связи предложений в тексте; звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова; лексическое значение слова и фразеологического оборота; морфемно-словообразовательный анализ слова; основные способы словообразования; морфологический анализ знаменательных частей речи; морфологический анализ служебных частей речи; простое предложение: главные и второстепенные члены; двусоставные и односоставные предложения; сложносочиненное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; сложные предложения с разными видами связи между частями; синтаксический анализ простого предложения; синтаксический анализ сложного предложения. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка» [] 4 МОДУЛЬ I. Культура речи. Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические. Нормы ударения и произношения. Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Грамматические нормы. Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Синтаксические нормы. Словосочетание Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Синтаксический анализ сложного предложения Сложные бессоюзные предложения Сложные предложения с разными видами связи МОДУЛЬ II. Методика обучения написанию сжатого изложения. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. [] 5 Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста Извлечение информации из различных источников Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) МОДУЛЬ III. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему : тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему [] 6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1 Общее количество часов: 34 № ЧАСЫ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ 1 1 Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка». МОДУЛЬ Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование I. Нормы ударения и произношения Трудности современного русского произношения и ударения 2 1 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Лексические нормы Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа 3 1 Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа 4-5 2 Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания. Тестовая работа 6 1 Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа 7 1 Правописание корней . Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа 8 1 Правописание приставок Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа 9 1 Правописание суффиксов Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа 10 1 Словосочетание Синтаксические нормы. Тестовая работа Трудности грамматического управления в современном русском языке 1112 2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения Грамматические нормы. Тестовая работа 1314 2 Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа 15 1 Знаки препинания в сложносочинённом предложении Тестовая работа 16 1 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Тестовая работа 17 1 Синтаксический анализ сложного предложения Тестовая работа 18 1 Сложные бессоюзные предложения Тестовая работа [] 7 Сложные предложения с разными видами связи Тестовая работа 1920 2 2122 2 Изложение. Виды изложений. ГИА-9 Методика обучения написанию МОДУЛЬ сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. II. 23 1 Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста 24 1 Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. 25 1 Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. 2627 2 Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста Тестовая работа 2829 2 Извлечение информации из различных источников Тестовая работа Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) 3031 2 Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм МОДУЛЬ написания сочинения – рассуждения Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые III. клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 3132 2 Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. 3334 2 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему [] 8 Программно-методическое обеспечение 1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г. 2. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1. 3. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997. 4. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001. 5. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938. 6. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004. 7. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977. 8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982. 9. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993. 10. Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЭШ №1. 2000. 11. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964. 12. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996. 13. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993. [] 9