Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Тропинка к своему Я_ 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_Сапегина Ю.В.
«2%» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор МДОУ СОШ № 3
" Букреев Е.М.
Й^и/аз № 98а-О
«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Тропинка к своему Я»

г. Кировград
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 6 класса разработана на основе программы
формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к
своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006.
Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,
требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего
образования, фундаментальным ядром содержания
среднего общего образования,
примерной программой по психологии.
Программа предполагает работу с учащимися ОВЗ.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии,
созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Урок психологии «Тропинка к своему Я» преподается за счёт часов внеурочной
деятельности учебного плана.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет
наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,
методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата,
соответствующего требованиям стандарта. Программа курса разработана с учетом
рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение
учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных
групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- применения интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
УМК программы: Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в
средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006

Обоснование.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она
способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит
находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки,
способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и
описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы
психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для
полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и
средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка
является его успешная адаптация к социуму.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях
представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ
на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом
государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в
работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное
самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и
самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей
окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и
отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым
компонентам личности гражданина демократического общества.
Описание места предмета в учебном плане
Курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается в 6 классе по одному часу
в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часов, является продолжением
курса внеурочной деятельности в 1-4 классах Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я».
Межпредметные связи
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература,
математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим
продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения
знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
 в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и
обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);
 в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов
собственных исследований, анализ психологической литературы);
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с
подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с
сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного
«Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает
осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с
живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и
своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все
направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация
4.Завершение темы
Цели изучения предмета
Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре,
которая является необходимой частью общей культуры.
Цели обучения в 6 классе:
введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию
общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и
измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к
самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых
оценочных суждений;
применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что
связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека,
обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу,
понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку
преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Формы и методы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и
индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных

моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не
усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к.
помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод
творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества),
методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная
тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные
методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип
воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности,
систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных
возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют
исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи,
законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения
(чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он
приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в
соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности,
овладение культурой психической деятельности, формирование эмоциональноцелостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих
выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы
вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения
знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и
другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит
сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в
характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике,
анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную
информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для
диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то
его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях
психологического развития подростка.
Диагностика
развития
предполагает
использование
более
сложных
психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие
работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.
При проведении уроков психологии в 5-6 классах необходимо использование следующих
технологий:
1. Личностно-ориентированные технологии.
2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
3. Диалогические технологии.
4. КСО
5. Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
6. Коммуникативно-информационные технологии.

7. Технология учебно-игровой деятельности.
8. Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со
слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Предполагаемые результаты
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на
основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий
проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для
измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным
признакам..
Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации
в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
использование дополнительных источников информации при решении учебных задач;
работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов,
описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием
естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной
презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при
работе в малой группе сотрудничества.
Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в
деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по
предложенному образцу.
Методические пособия для учителя:
1. Аудио-, видеозаписи.
2. Методики изучения особенностей общения.
3. Набор фотографий, портретов людей.
4. Психологические тесты.
5. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния
человека.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 6 КЛАССЕ
Название темы
Тема 1 Агрессия и её роль в развитии человека

Количество
часов
9

Тема 2 Уверенность и её роль в развитии человека

10

Тема 3 Конфликты и их роль в усилении Я

7

Практические
работы

Тема 4 Ценности и их роль в развитии человека

8

ИТОГО

34

0

Учебно-тематическое планирование 6 класс
Практические работы
(тема)
№
урока

Наименование
разделов и тем

Колво
час

Дата
проведения
занятия

Требования к
уровню
подготовки
обучающихся

По Факт
план ическ
у
и
Тема 1. Агрессия и её роль в Помочь подросткам осознать различия между агрессией и
агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное
развитии человека (9 ч.)
поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со
стороны других.
«Я повзрослел»
Работа со сказкой.
1
1
Лабиринт души (Т. Шмидт)
Работа в тетради. «Символ
моего Я». «Спрячь
Осознают
игрушку».
целостность мира
«У меня появилась
«Золотые мысли».
2
1
и многообразие
агрессия»
«Ассоциации». Работа со
взглядов на него,
сказкой. Сказка про Рона
определяют
«Как выглядит
«Покажи агрессию». «Кто
3-4
2
познавательную
агрессивный
из них агрес-сивный?»
цель,
человек? Как звучит
«Агрессивный... продавец».
обобщают и
агрессия?»
«Отбросить старое, чтобы
систематизируют
измениться». Работа со
разумные виды
сказкой. Время (О.
информации
Горбуши-на). Работа в
тетради, «Моя реакция на
агрессию». «Как поступить
конструктивно?»
«Конструктивное
«Свет мой зеркальце».
5
1
реагирование на
«Трудно». «Если я
агрессию»
сильный...» Работа с
притчей.
«Агрессия во
«Эпиграф занятия». «Чем
6-7
2
взаимоотношениях
недовольны родители?»
между родителями и
«Чем недовольны подростдетьми»
ки?» «Подростки не
понимают... Родители не
понимают...» «Учимся
договариваться». Работа со
сказкой.
Сказка про Крича (М.

8-9

10

«Учимся
договариваться»

Тема 2.
Уверенность в себе
и ее роль в
развитии человека
(10 ч.)
«Зачем человеку
нужна уверенность в
себе?»

Кирсанова)
«Эпиграф занятия». «На
приеме у пси-холога».
«Мои маски». Работа в тетради, «Рисунок маски».
Работа с прит-чей.
«Эпиграф занятия».
«Маски».
Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что
вера в себя необходима для развития человека.
2

1

11

«Источники
уверенности в себе»

1

12

«Какого человека
мы называем
неуверенным в
себе?»

1

13

«Я становлюсь
увереннее»

1

14-15

«Уверенность и
самоуважение»

2

16-17

«Уверенность и
уважение к другим»

2

18

«Уверенность в себе
и милосердие»

1

19

«Уверенность в себе

1

«Эпиграф занятия».
«Портрет». «В чем
проблема?» «Ассоциации».
«Символ моей веры в
себя». Работа со сказкой.
Про мальчика «Неудоба»
«Эпиграф». «Копилка
источников уве-ренности».
Работа в тетради, «Мои источники уверенности».
«Мои ресурсы».
«Эпиграф», «Маски
неуверенности», Работа в
тетради, «Какое поведение
у ребят?». «Надень маску».
«На приеме у психолога».
Работа со сказкой.
Маленькая Волна (К.
Ступницкая)
«Высказывания» Работа со
сказкой.
Молодое дерево (К.
Ступницкая)
«Звезда самоуважения».
«Волшебное зеркало».
Работа со сказкой.
На дне моря (Н. Шилова)
«Эпиграф». «За что я
уважаю...» «Портрет».
Работа со сказкой.
«Превращение»,«Подумай»
.
«Эпиграф». «Кто нуждается
в милосер-дии?» «Качества
милосердного чело-века».
«С кем бы я мог
согласиться?», «Золотые
фразы».
«Эпиграф». «Портрет».

Осваивают
социальные
нормы поведения
Ставят цель
своего обучения,
развивают мотивы
деятельности
Умеют правильно
интерпретировать
информацию,
полученную из
наблюдений
Различают в речи
другого мнения,
доказательства,

и непокорность»

20-21

22

«Закончи предложение».
«Корзинка непослушания».
Работа со сказкой
Сказка про телефончик
Тема 3. Конфликты Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека,
и их роль в
научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
усилении Я ( 7 ч.)
«Что такое
«Эпиграф». Работа в
2
конфликт?
тетради, «Стиль входа в
Умеют занимать
Конфликты дома, в
конфликт», «Рисунок моего
свою позицию в
школе, на улице».
стиля». «Как выглядит
обществе
человек в конф-ликте?»,
Выдвигают
«Конфликт — это хорошо
версии, работают
или плохо?»
по плану
«Способы поведения 1
«Эпиграф». «Основные
Строят логически
в конфликте:
стили поведе-ния в
обоснованные
наступление,
конфликте». Работа в
рассуждения
обсуждение,
тетради. «Как проявляются
Корректируют
отступление, уход от
способы поведения в
свое мнение под
конфликта»
конфликте?» Работа в
воздействием
тетради, «Конфликтные
контраргументов
ситуации». Работа со

23

«Конструктивное
разрушение
конфликтов»

24

«Конфликт как
возможность
развития»

25-26

«Готовность к
разрешению
конфликта»

27

28

Тема 4. Ценности и
их роль в развитии
человека (8 ч.)
«Что такое
ценности?»

«Ценности и
жизненный путь

сказкой.Сказка про цветной
снег
«Как выиграть обоим
1
участникам кон-фликта?»
Работа в тетради.
«Разыграем конфликт».
«Как оставаться
спокойным». Работа со
сказкой.
Подумай обо мне
«Эпиграф». «Станем
1
американцами». «Конфликт
как возможность».
«Попробуем договориться».
Работа со сказкой.Верба (И.
Орлова)
«Эпиграф». «В чем
2
выгода?» «В стране
вещей». Работа со сказкой.
Город
Побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях

1

1

«Эпиграф». Работа в
тетради. «Я в бу-дущем».
Работа со сказкой. Сказка
про мячик, который забыл,
что он волшебный
«Эпиграф», «Ценности и
выбор профе-ссии»,

Формируют
ответственное
отношение к
учению
Самостоятельно
оценивают

человека»

29-30

«Мои ценности»

2

31-32

«Мои желания и
чувства»
«Мой выбор. Мы
изменились!»

2

33-34

2

«Определи ценности»,
«Пере-оценка ценностей»,
Работа со сказкой.
Сказка про еловую
шишечку
«Эпиграф», «Спор
ценностей»
«Герб моих ценностей»,
«Общий герб класса».
Форма проведения и
задания определяются по
желании учителя.

правильность
выполнения
задания
Обобщают и
систематизируют
разумные виды
информации
Корректируют
свое мнение.

Список литературы
Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г
Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб.,
2009г
Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г
«Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г
Электронный ресурс
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа:
http://elibrary.rsl.ru/
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет –
университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
Виртуальная
библиотека
по
психологии,
режим
доступа:
http://
scitylibrary.h11.ru/Library.htm
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
«Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».