Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Согласовано» Заместитель директора по УВР _Сапегина Ю.В. «2%» августа 2023 г. «Утверждаю» Директор МДОУ СОШ № 3 " Букреев Е.М. Й^и/аз № 98а-О «28»августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тропинка к своему Я» г. Кировград 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по психологии для 6 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006. Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной программой по психологии. Программа предполагает работу с учащимися ОВЗ. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой. Урок психологии «Тропинка к своему Я» преподается за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Воспитательный потенциал курса реализуется через - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - применения интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы. УМК программы: Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006 Обоснование. Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Описание места предмета в учебном плане Курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается в 6 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часов, является продолжением курса внеурочной деятельности в 1-4 классах Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я». Межпредметные связи Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов. Межпредметные связи могут выражаться: в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация); в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы); Общая характеристика предмета: В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1.Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация 4.Завершение темы Цели изучения предмета Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры. Цели обучения в 6 классе: введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга; овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам; формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений; применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения. Задачи: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления. 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. 6. Формировать терпимость к мнению собеседника. 7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Формы и методы организации учебного процесса: Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы. Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение. К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоциональноцелостного отношения к психологической реальности и действительности в целом. Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка. Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями. При проведении уроков психологии в 5-6 классах необходимо использование следующих технологий: 1. Личностно-ориентированные технологии. 2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения. 3. Диалогические технологии. 4. КСО 5. Технологии проблемного обучения (исследовательский метод). 6. Коммуникативно-информационные технологии. 7. Технология учебно-игровой деятельности. 8. Технология проектной деятельности. Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными. Предполагаемые результаты Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются: Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам.. Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц). Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества. Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. Методические пособия для учителя: 1. Аудио-, видеозаписи. 2. Методики изучения особенностей общения. 3. Набор фотографий, портретов людей. 4. Психологические тесты. 5. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 6 КЛАССЕ Название темы Тема 1 Агрессия и её роль в развитии человека Количество часов 9 Тема 2 Уверенность и её роль в развитии человека 10 Тема 3 Конфликты и их роль в усилении Я 7 Практические работы Тема 4 Ценности и их роль в развитии человека 8 ИТОГО 34 0 Учебно-тематическое планирование 6 класс Практические работы (тема) № урока Наименование разделов и тем Колво час Дата проведения занятия Требования к уровню подготовки обучающихся По Факт план ическ у и Тема 1. Агрессия и её роль в Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное развитии человека (9 ч.) поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. «Я повзрослел» Работа со сказкой. 1 1 Лабиринт души (Т. Шмидт) Работа в тетради. «Символ моего Я». «Спрячь Осознают игрушку». целостность мира «У меня появилась «Золотые мысли». 2 1 и многообразие агрессия» «Ассоциации». Работа со взглядов на него, сказкой. Сказка про Рона определяют «Как выглядит «Покажи агрессию». «Кто 3-4 2 познавательную агрессивный из них агрес-сивный?» цель, человек? Как звучит «Агрессивный... продавец». обобщают и агрессия?» «Отбросить старое, чтобы систематизируют измениться». Работа со разумные виды сказкой. Время (О. информации Горбуши-на). Работа в тетради, «Моя реакция на агрессию». «Как поступить конструктивно?» «Конструктивное «Свет мой зеркальце». 5 1 реагирование на «Трудно». «Если я агрессию» сильный...» Работа с притчей. «Агрессия во «Эпиграф занятия». «Чем 6-7 2 взаимоотношениях недовольны родители?» между родителями и «Чем недовольны подростдетьми» ки?» «Подростки не понимают... Родители не понимают...» «Учимся договариваться». Работа со сказкой. Сказка про Крича (М. 8-9 10 «Учимся договариваться» Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека (10 ч.) «Зачем человеку нужна уверенность в себе?» Кирсанова) «Эпиграф занятия». «На приеме у пси-холога». «Мои маски». Работа в тетради, «Рисунок маски». Работа с прит-чей. «Эпиграф занятия». «Маски». Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека. 2 1 11 «Источники уверенности в себе» 1 12 «Какого человека мы называем неуверенным в себе?» 1 13 «Я становлюсь увереннее» 1 14-15 «Уверенность и самоуважение» 2 16-17 «Уверенность и уважение к другим» 2 18 «Уверенность в себе и милосердие» 1 19 «Уверенность в себе 1 «Эпиграф занятия». «Портрет». «В чем проблема?» «Ассоциации». «Символ моей веры в себя». Работа со сказкой. Про мальчика «Неудоба» «Эпиграф». «Копилка источников уве-ренности». Работа в тетради, «Мои источники уверенности». «Мои ресурсы». «Эпиграф», «Маски неуверенности», Работа в тетради, «Какое поведение у ребят?». «Надень маску». «На приеме у психолога». Работа со сказкой. Маленькая Волна (К. Ступницкая) «Высказывания» Работа со сказкой. Молодое дерево (К. Ступницкая) «Звезда самоуважения». «Волшебное зеркало». Работа со сказкой. На дне моря (Н. Шилова) «Эпиграф». «За что я уважаю...» «Портрет». Работа со сказкой. «Превращение»,«Подумай» . «Эпиграф». «Кто нуждается в милосер-дии?» «Качества милосердного чело-века». «С кем бы я мог согласиться?», «Золотые фразы». «Эпиграф». «Портрет». Осваивают социальные нормы поведения Ставят цель своего обучения, развивают мотивы деятельности Умеют правильно интерпретировать информацию, полученную из наблюдений Различают в речи другого мнения, доказательства, и непокорность» 20-21 22 «Закончи предложение». «Корзинка непослушания». Работа со сказкой Сказка про телефончик Тема 3. Конфликты Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, и их роль в научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации. усилении Я ( 7 ч.) «Что такое «Эпиграф». Работа в 2 конфликт? тетради, «Стиль входа в Умеют занимать Конфликты дома, в конфликт», «Рисунок моего свою позицию в школе, на улице». стиля». «Как выглядит обществе человек в конф-ликте?», Выдвигают «Конфликт — это хорошо версии, работают или плохо?» по плану «Способы поведения 1 «Эпиграф». «Основные Строят логически в конфликте: стили поведе-ния в обоснованные наступление, конфликте». Работа в рассуждения обсуждение, тетради. «Как проявляются Корректируют отступление, уход от способы поведения в свое мнение под конфликта» конфликте?» Работа в воздействием тетради, «Конфликтные контраргументов ситуации». Работа со 23 «Конструктивное разрушение конфликтов» 24 «Конфликт как возможность развития» 25-26 «Готовность к разрешению конфликта» 27 28 Тема 4. Ценности и их роль в развитии человека (8 ч.) «Что такое ценности?» «Ценности и жизненный путь сказкой.Сказка про цветной снег «Как выиграть обоим 1 участникам кон-фликта?» Работа в тетради. «Разыграем конфликт». «Как оставаться спокойным». Работа со сказкой. Подумай обо мне «Эпиграф». «Станем 1 американцами». «Конфликт как возможность». «Попробуем договориться». Работа со сказкой.Верба (И. Орлова) «Эпиграф». «В чем 2 выгода?» «В стране вещей». Работа со сказкой. Город Побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях 1 1 «Эпиграф». Работа в тетради. «Я в бу-дущем». Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный «Эпиграф», «Ценности и выбор профе-ссии», Формируют ответственное отношение к учению Самостоятельно оценивают человека» 29-30 «Мои ценности» 2 31-32 «Мои желания и чувства» «Мой выбор. Мы изменились!» 2 33-34 2 «Определи ценности», «Пере-оценка ценностей», Работа со сказкой. Сказка про еловую шишечку «Эпиграф», «Спор ценностей» «Герб моих ценностей», «Общий герб класса». Форма проведения и задания определяются по желании учителя. правильность выполнения задания Обобщают и систематизируют разумные виды информации Корректируют свое мнение. Список литературы Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г Электронный ресурс Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/ Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/