Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
'______ Сапегина Ю.В.
«28>^6густа 2023 г.
«Утверждаю»
Дипс^тор МА0У СОШ № 3
Букреев Е.М.
П^1кг(з № 98а-О
«28»августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
г. Кировград
2023 г.
1.Пояснительная записка
Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» составлена на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к
условиям реализации основной образовательной программы основного общего
образовании; а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы,
на основе которой разрабатывается основная образовательная программа
образовательного учреждения.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
федеральной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у
современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты.
Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям
функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению
главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.
2. Планируемые результаты
В результате освоения программы элективного курса в 9 классе обучающиеся достигнут
следующих результатов:
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса,
является:
▪ умение давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
▪ мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
▪ способность к оценке своих взглядов, поступков и т. п.;
▪ Понимание значения коммуникации в межличностном общении.
Метапредметными:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: предвосхищать
содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
• находить в тексте требуемую информацию,
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
• анализировать и аргументировать свою личную позицию и позицию автора, давать
оценочные суждения в процессе работы с текстом, чтения, получения и переработки
полученной информации и ее осмысления.
• структурировать текст, составить оглавление, план; читать и анализировать таблицы,
графики, изображения;
• интерпретировать текст: обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; осуществлять перевод информации в разные ее виды.
Предметными:
▪ Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
▪ Знание ряда ключевых понятий; умение объяснять, опираясь на эти понятия, явления
социальной действительности;
▪ Умения находить нужную социальную информацию, преобразовывать ее в соответствии
с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых
социальных ценностей;
▪ Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
▪ Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
3. Содержание программы
Содержание
учебного курса,
кол-во часов
Вид занятий
(кол-во часов)
Теорети Практи
ческие
ческие
ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА
ЭПИГРАФ.
1ч
ПРИНЦИПЫ СМЫСЛОВОГО
СЦЕПЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА.
2ч
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ
МЫСЛИ. Формулирование
главной мысли
2ч
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ. Типы
вопросов
2ч
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ
ТЕКСТОМ.
2ч
ЧТО ТАКОЕ ПЛАН? ВИДЫ
ПЛАНОВ.
ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ
ПЛАНА
3ч
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ. ЧТО
ТАКОЕ ТЕЗИСЫ?
НАПИШИ ТЕЗИСЫ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПЛАН-ТЕЗИС
4ч
0.5
0.5
0.5
0.5
Виды учебной деятельности
Определять главный смысл текста по
заголовку. Соотносить заголовок с
текстом.
Раскрывать смысл применения эпиграфа.
Подбирать эпиграфы к текстам.
Сочинить рассказ по эпиграфу.
Объяснять вид смыслового сцепления.
Раскрывать значение примененной
связки.
Овладеть приемом «диалог с текстом».
Находить и формулировать главную
мысль.
0.5
0.5
1
1
1
1
Составлять и отвечать на вопросы
различного типа.
1
1
Различать жанры текста. Объяснять
деление на абзацы.
1
1
1
1
1
1
1
Раскрывать значение плана при работе с
текстом. Характеризовать виды планов.
Составлять простой и сложный планы.
Объяснять принципы построения плана.
Применение приемов написания тезисов.
Составлять простые и сложные тезисы.
Объяснять различие тезисов от простого
плана. Написать тезисный план.
ЧТО ТАКОЕ КОНСПЕКТ? ВИДЫ
КОНСПЕКТА.
КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ
КОНСПЕКТ.
4ч
1
Объяснять значение применения
конспекта. Характеризовать виды
конспектов.
Выделять главное в тексте, выделять
опорные слова. Составлять несложный
конспект.
Выделять главное и второстепенное
содержание в тексте. Объяснять свои
действия над текстом.
Готовить краткий пересказ. Выделять
структурные части пересказа.
1
2
ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ
В ТЕКСТЕ.
2ч
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ГОТОВИМ ПЕРЕСКАЗ.
2ч
ГРАФИЧЕСКОЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.
ТАБЛИЦЫ.
2ч
ГРАФИКИ. СХЕМЫ
2ч
1
1
2
2
1
1
Знать особенности составления таблиц
различных типов. Составлять таблицы на
сравнения.
1
1
ДИАГРАММЫ. ВИДЫ
ДИАГРАММ
2ч
ИНТЕЛЕКТ-КАРТЫ
2ч
1
1
Объяснять приемы составления графиков
и схем. Применять на практике эти
приемы.
Читать диаграммы. Анализировать.
Делать выводы.
1
1
Использовать карту для составления
текста. Находить информацию по карте.
ФОТОГРАФИИ И ЖИВОПИСЬ
КАК СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ
ТЕКСТА.
2ч
1
1
Раскрывать значение художественных
изображений для понимания текста.
Составлять рассказы по картинам.
4. Календарно тематическое планирование
№
тема занятия
кол-во часов
Форма занятий
1
2
МИНИ- ТЕКСТЫ. ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА
МИНИ- ТЕКСТЫ. ЭПИГРАФ.
1
1
3
ПРИНЦИПЫ СМЫСЛОВОГО
СЦЕПЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА.
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ.
1
беседа
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
2
2
7
8
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ.
ЧТО ТАКОЕ ПЛАН? ВИДЫ ПЛАНОВ.
ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА.
9
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ. ЧТО ТАКОЕ
2
4
5
6
2
1
2
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
18
ТЕЗИСЫ?
НАПИШИ ТЕЗИСЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА.
ПЛАН-ТЕЗИС.
ЧТО ТАКОЕ КОНСПЕКТ? ВИДЫ
КОНСПЕКТА.
КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ
КОНСПЕКТ
СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА,
Практическая работа.
ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ В
ТЕКСТЕ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ГОТОВИМ
ПЕРЕСКАЗ.
ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ТЕКСТА. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ. ТАБЛИЦЫ.
ГРАФИКИ. СХЕМЫ
19
20
ДИАГРАММЫ. ВИДЫ ДИАГРАММ
ИНТЕЛЕКТ-КАРТЫ
2
2
21
ФОТОГРАФИИ И ЖИВОПИСЬ КАК
СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА.
2
10
11
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
2
2
2
2
2
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
групповая и
индивидуальная работа.
беседа
групповая и
индивидуальная работа.
групповая и
индивидуальная работа.