Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Согласовано» Заместитель директора по УВР '______ Сапегина Ю.В. «28>^6густа 2023 г. «Утверждаю» Дипс^тор МА0У СОШ № 3 Букреев Е.М. П^1кг(з № 98а-О «28»августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы смыслового чтения и работа с текстом» г. Кировград 2023 г. 1.Пояснительная записка Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образовании; а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы, на основе которой разрабатывается основная образовательная программа образовательного учреждения. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. 2. Планируемые результаты В результате освоения программы элективного курса в 9 классе обучающиеся достигнут следующих результатов: Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, является: ▪ умение давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; ▪ мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; ▪ способность к оценке своих взглядов, поступков и т. п.; ▪ Понимание значения коммуникации в межличностном общении. Метапредметными: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • находить в тексте требуемую информацию, • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; • анализировать и аргументировать свою личную позицию и позицию автора, давать оценочные суждения в процессе работы с текстом, чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. • структурировать текст, составить оглавление, план; читать и анализировать таблицы, графики, изображения; • интерпретировать текст: обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; осуществлять перевод информации в разные ее виды. Предметными: ▪ Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; ▪ Знание ряда ключевых понятий; умение объяснять, опираясь на эти понятия, явления социальной действительности; ▪ Умения находить нужную социальную информацию, преобразовывать ее в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых социальных ценностей; ▪ Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; ▪ Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. 3. Содержание программы Содержание учебного курса, кол-во часов Вид занятий (кол-во часов) Теорети Практи ческие ческие ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА ЭПИГРАФ. 1ч ПРИНЦИПЫ СМЫСЛОВОГО СЦЕПЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА. 2ч ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ. Формулирование главной мысли 2ч ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ. Типы вопросов 2ч ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ. 2ч ЧТО ТАКОЕ ПЛАН? ВИДЫ ПЛАНОВ. ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА 3ч СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ. ЧТО ТАКОЕ ТЕЗИСЫ? НАПИШИ ТЕЗИСЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЛАН-ТЕЗИС 4ч 0.5 0.5 0.5 0.5 Виды учебной деятельности Определять главный смысл текста по заголовку. Соотносить заголовок с текстом. Раскрывать смысл применения эпиграфа. Подбирать эпиграфы к текстам. Сочинить рассказ по эпиграфу. Объяснять вид смыслового сцепления. Раскрывать значение примененной связки. Овладеть приемом «диалог с текстом». Находить и формулировать главную мысль. 0.5 0.5 1 1 1 1 Составлять и отвечать на вопросы различного типа. 1 1 Различать жанры текста. Объяснять деление на абзацы. 1 1 1 1 1 1 1 Раскрывать значение плана при работе с текстом. Характеризовать виды планов. Составлять простой и сложный планы. Объяснять принципы построения плана. Применение приемов написания тезисов. Составлять простые и сложные тезисы. Объяснять различие тезисов от простого плана. Написать тезисный план. ЧТО ТАКОЕ КОНСПЕКТ? ВИДЫ КОНСПЕКТА. КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ. 4ч 1 Объяснять значение применения конспекта. Характеризовать виды конспектов. Выделять главное в тексте, выделять опорные слова. Составлять несложный конспект. Выделять главное и второстепенное содержание в тексте. Объяснять свои действия над текстом. Готовить краткий пересказ. Выделять структурные части пересказа. 1 2 ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ В ТЕКСТЕ. 2ч ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ГОТОВИМ ПЕРЕСКАЗ. 2ч ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ. ТАБЛИЦЫ. 2ч ГРАФИКИ. СХЕМЫ 2ч 1 1 2 2 1 1 Знать особенности составления таблиц различных типов. Составлять таблицы на сравнения. 1 1 ДИАГРАММЫ. ВИДЫ ДИАГРАММ 2ч ИНТЕЛЕКТ-КАРТЫ 2ч 1 1 Объяснять приемы составления графиков и схем. Применять на практике эти приемы. Читать диаграммы. Анализировать. Делать выводы. 1 1 Использовать карту для составления текста. Находить информацию по карте. ФОТОГРАФИИ И ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА. 2ч 1 1 Раскрывать значение художественных изображений для понимания текста. Составлять рассказы по картинам. 4. Календарно тематическое планирование № тема занятия кол-во часов Форма занятий 1 2 МИНИ- ТЕКСТЫ. ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА МИНИ- ТЕКСТЫ. ЭПИГРАФ. 1 1 3 ПРИНЦИПЫ СМЫСЛОВОГО СЦЕПЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ. 1 беседа групповая и индивидуальная работа. беседа 2 2 7 8 ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ. ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ. ЧТО ТАКОЕ ПЛАН? ВИДЫ ПЛАНОВ. ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА. 9 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ. ЧТО ТАКОЕ 2 4 5 6 2 1 2 групповая и индивидуальная работа. беседа групповая и индивидуальная работа. беседа групповая и индивидуальная работа. беседа 18 ТЕЗИСЫ? НАПИШИ ТЕЗИСЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПЛАН-ТЕЗИС. ЧТО ТАКОЕ КОНСПЕКТ? ВИДЫ КОНСПЕКТА. КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА, Практическая работа. ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ В ТЕКСТЕ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ГОТОВИМ ПЕРЕСКАЗ. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ. ТАБЛИЦЫ. ГРАФИКИ. СХЕМЫ 19 20 ДИАГРАММЫ. ВИДЫ ДИАГРАММ ИНТЕЛЕКТ-КАРТЫ 2 2 21 ФОТОГРАФИИ И ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА. 2 10 11 12 13 14 15 16 17 1 1 1 1 2 2 2 2 2 групповая и индивидуальная работа. беседа групповая и индивидуальная работа. беседа групповая и индивидуальная работа. беседа групповая и индивидуальная работа. беседа групповая и индивидуальная работа. беседа групповая и индивидуальная работа. групповая и индивидуальная работа.