Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Инфознайка_5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
укреев Е.М.
Прика/№ 98а-О
«28»августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Сапегина Ю.В.
«28» аыУста 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Инфознайка»

г. Кировград
2023 г.

Пояснительная записка






В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют
автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам
практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с
современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней
школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий,
подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов,
нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб
педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработке своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Курс внеурочной деятельности «Инфознайка» направлен на развитие творческих
способностей учащихся 5 класса.
Цели и задачи курса:
вовлечение учащихся в работу с персональным компьютером;
целенаправленный поиск интеллектуально одарённых детей и развитие их способностей;
повышение общего уровня информационной культуры;
эффективное использование имеющейся компьютерной техники.
Занимательность – прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует
созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности
у всех учащихся. Веселые и познавательные игры, конкурсы значительно оживляют изучение
строгих, «сухих», «страшных» дисциплин как математика и информатика. Занимательные задачи
научат ребят пользоваться знаниями, специальной терминологией, разовьют их память и логику.
Метод проектов разовьёт познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает
критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Это
способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Позволяет интегрировать знания, умения; применять знания из различных областей науки,
техники, технологии, творческих областей.
Формы работы:

интеллектуальные игры, бои, викторины;

творческие мастерские: дети придумывают и оформляют занимательные задачи,
кроссворды, сказки и т.п.;



защита творческих работ.
Согласно школьному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации рабочая программа элективного курса для 5 класса рассчитана на 34 часа (1 ч. в
неделю).
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и
творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе
обучения другим предметам и в жизни;
 основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных
процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной
действительности;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными
смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной
деятельности;
 способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее
анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять
способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
 формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации;
 развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе за
компьютером.
Содержание курса
Знакомство с компьютером (9 часов)
Техника безопасности в компьютерном классе. Понятие информации, информационные
процессы. Компьютер – как универсальное средство для работы с информацией. Основные и
периферийные устройства компьютера и их функции. Понятие данных и программ. Что такое
файл, папка. Файловая система. Носители информации. История развития вычислительной
техники. Поколения компьютеров.
Сеть Интернет. Работа в Интернете (7 часов)
Что такое Интернет. Передача информации. Каналы связи. Информационные ресурсы
Интернета: электронная почта, всемирная паутина. Понятие «Безопасного Интернета». Что такое
сайт? Социальная сеть. Браузер. Понятие логина и пароля. Цифровой портрет. Сетевой этикет.
Фишинг. Сайты поддлеки и ловушки. Антивирусные программы. Файрвол. Интернет зависимость
и здоровье.
Создание мультимедийного проекта (19 часов)
Понятие ребуса, история появления и развития. Принципы и правила построения ребусов.
Форматы графических файлов. Интерфейс и основные возможности растрового графического
редактора Paint. Создание, редактирование и сохранение растровых изображений для создания
ребусов.
Понятие кроссворда, виды и история появления и развития. Интерфейс текстового
процессора MS Word. Создание документов в MS Word. Ввод, редактирование и сохранение
текстового документа. Форматирование текстового документа. Форматирование символов,
абзацев, создание списков, колонтитулов, колонок. Работа с таблицами в текстовом процессоре.
Работа с встроенными графическими примитивами в текстовом редакторе.
Проектирование и разработка творческого проекта в группах и индивидуально с
использованием полученных знаний и навыков. Защита творческих проектов.

№
раздела
1.
2.
3.

Тематическое планирование
Наименование
Всего
В том числе, час
разделов
часов
Теория
Практика
Контроль
Знакомство с
9
5
2
2
компьютером.
Сеть Интернет. Работа в
7
3
3
1
Интернете.
Создание
мультимедийного
18
6
8
4
проекта
34
14
13
7
ИТОГО:

Все уроки по данному курсу разделены на три вида:
1. Объяснение нового материала.
2. Компьютерный практикум в форме практических работ на 40 минут, или компьютерных
практических заданий, рассчитанных с учетом требований СанПИН, на 15-25 мин.
3. Контроль ЗУН в виде игр, викторин, защиты проекта.
Компьютерный практикум направлен на отработку отдельных технологических приемов и
практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного
содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

№
1.

Наименование
раздела блока
Тема 1.
Знакомство с
компьютером.

2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема 2. Сеть
Интернет. Работа
в Интернете.

13.
14.
15.

16.
17.

18.
19.

20.
21.
22.

23.

24.
25.
26.

Тема 3. Создание
мультимедийного
проекта

Календарно-тематическое планирование
Кол-во
Планируемая
Тема урока
часов
учебная недели
9
Техника безопасности в
1 неделя
кабинете информатики.
Цели и задачи курса
Информация и
2 неделя
информационные процессы.
История развития
3 неделя
вычислительной техники.
П/Р
«Экскурсия
в
4 неделя
виртуальные
музеи
Интернета: «Знакомство с
компьютером».
Устройства компьютера и
5 неделя
их функции
Основные и периферийные
6 неделя
устройства компьютера.
Данные и программы.
7 неделя
Файлы и файловая система.
П/Р «Работа с файлами и
8 неделя
папками»
Носители информации.
9 неделя
7
Передача информации.
10 неделя
Каналы связи.
Интернет
11 неделя
Информационные ресурсы
12 неделя
Интернета.
Безопасный Интернет.
13 неделя
П/Р «Безопасность в
14 неделя
Интернете»
Поиск информации в
15 неделя
Интернете. Как нужно
искать.
Игра-путешествие
16 неделя
«Интернет»
18
Ребусы. Виды ребусов.
17 неделя
История появления и
развития.
Разработка ребусов.
18 неделя
П/Р «Разработка ребусов в
19 неделя
графическом редакторе
Paint».
П/Р «Страна ребусов».
20 неделя
Защита творческих работ.
21 неделя
П/Р «Поиск ребусов в
22 неделя
Интернете на
определённую тему»
Кроссворд. Виды
23 неделя
кроссвордов. История
появления и развития.
Разработка кроссвордов.
24 неделя
Знакомство с текстовым
25 неделя
процессором MS Word
Создание таблиц в MS Word
26 неделя

Коррекция

27.

28.
29.
30.

31.

32.
33.
34.

П/Р «Разработка
кроссворда в текстовом
процессоре Word».
П/Р «Страна кроссвордов»
Защита творческих работ.
П/Р «Поиск кроссвордов в
Интернете на
определённую тему»
П/Р «Создание кроссвордов
с помощью интернетресурсов»
Создание проекта по
группам
Защита творческих работ
Обобщающий урок
«Занимательный мир
информатики»

27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

Список литературы
1. https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2016/10/27/fakultativnyy-kurs-zanimatelnayainformatika - Факультативный курс «Занимательная информатика», 5 класс, Булатова Татьяна
Николаевна.
2. https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2016/10/27/fakultativnyy-kurs-zanimatelnayainformatika - Факультативный курс «Занимательная информатика» направлен на развитие
творческих способностей учащихся 5 класса. Булатова Татьяна Николаевна.
3. https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/rabochaya_programma_vneurochnoj_deyatelnosti_po_infor_150120.html
рабочая
программа
внеурочной
деятельности
"Инфознайка"
для
5-6
классов.
Мишина Татьяна Сергеевна
4. pedportal.net›attachments/001/110/010… - Программа факультатива «Юный информатик».
Фритц Н.В.
5. И.Д. Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике М.: Творческий центр
Сфера, 2006. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. (гриф «Допущено» Министерства
образования РФ)
6. Л.Л. Босова. А.Ю. Босова, Ю.К. Коломенская. Занимательные задачи по информатике М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
7. О.А. Гаврилова. Информатика. 5 класс. – Саратов: Лицей, 2007. – 64 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».