Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Согласовано» Заместитель директора по УВР Сапегина Ю.В. «2^8» августа 2023 г. «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 3 ^^^^^^^Букреев Е.М. Прй^аз/№ 98а-О «28»августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная математика» г. Кировград 2023г. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Занимательная математика» разработана на основании нормативных правовых документов: - ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, зарегистрирован Минюст № 19644 от 01 .02. 2011 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712); Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Воспитательный потенциал курса реализуется через - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработке своего к ней отношения; - применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Рабочая программа внеурочной деятельности по математике адресована учащимся 5 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Программа рассчитана на 68 ч. Занятия проводятся 2 раза в неделю. 1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности по математике Учащиеся получат возможность: - овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым специальным приёмам решения задач; - использовать догадку, озарение, интуицию; - использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; - приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью моделирования, интерпретации их результатов; - целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства. Личностные результаты: - Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. - Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. - Воспитание чувства справедливости, ответственности. - Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты: - Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания. - Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы. - Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками. - Анализ правил игры. - Действие в соответствии с заданными правилами. - Включение в групповую работу. - Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения. - Сопоставление полученного результата с заданным условием, контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок. - Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). - Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. - Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи. - Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации. - Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи. - Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. - Воспроизведение способа решения задачи. - Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных. - Выбор наиболее эффективного способа решения задачи. - Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно). - Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи. - Конструирование несложных задач. - Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже. - Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. - Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции. - Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции. - Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием. - Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии. - Анализ предложенных возможных вариантов верного решения. - Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом. Предметные результаты: - Создание фундамента для математического развития. - Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. В результате освоения программы « Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия: Личностные - сформируются познавательные интересы, - повысится мотивация, - повысится профессиональное, жизненное самоопределение, - воспитается чувство справедливости, ответственности, - сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления. Регулятивные Будут сформированы: - целеустремленность и настойчивость в достижении цели, - г готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма, - учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, - вносить необходимые коррективы в действие, - получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры. Познавательные Научатся: - ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - анализировать объекты с целью выделения признаков; - выдвигать гипотезы и их обосновывать, - самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные Научатся: - распределять начальные действия и операции; - обмениваться способами действий; - работать в коллективе; - ставить правильно вопросы. Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются: Патриотическое воспитание: Проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества; готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: Способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание. Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия (передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных в разных местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий предусматривается использование принципа свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание курса: 1. Числа История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное об обычных числах. Закономерность расположения чисел натурального ряда. 2. Ребусы, головоломки, фокусы Магические квадраты и числовые ребусы. Математические головоломки. Арифметические и геометрические головоломки. Математические фокусы. 3. Задачи Задачи на максимальное предположение. Задачи на разрезание и перекраивание. Задачи на составление фигур. Решение задач методом « с конца». Решение задач методом ложного положения. Занимательные задачи. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи – шутки. Задачи с обыкновенными дробями. Сюжетные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Элементы теории графов. Задачи на смекалку. Задачи с десятичными дробями. Задачи на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость. Задачи на проценты. Задачи на геоплане. Задачи со спичками. Вероятностные задачи. Основные виды деятельности учащихся: решение математических задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; выполнение проекта, творческих работ; самостоятельная работа; работа в парах, в группах. Формы организации учебного процесса и методы проведения занятий: Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа. Формы подведения итогов: Участие в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах Участие в предметных неделях Участие в проектной деятельности Участие в выставке творческих работ Составление собственных занимательных задач Тематическое планирование № Название тем п\п 1 Числа 2 Ребусы, головоломки, фокусы 3 Задачи Итого: Всего часов 6 8 54 68 Раздел 3. Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика» в 5 классе № Тема Кол-во Формы занятий часов История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры Необычное об обычных натуральных числах 1 1 4 Закономерность расположения чисел натурального ряда Магические квадраты и числовые ребусы 5 Математические софизмы (головоломки) 2 6 Некоторые арифметические и геометрические головоломки Секреты некоторых математических фокусов 2 2 10 Решение задач с помощью максимального предположения Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание Китайская игра Танграм (составление фигур) 11 Решение задач методом «с конца» 2 12 Решение задач методом ложного положения 2 13 Решение занимательных задач 2 14 Решение задач на переливания 2 15 Решение задач на взвешивания 2 1 2 3 7 8 9 2 2 2 2 2 индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая 16 Решение задач - шуток 2 17 Решение задач с обыкновенными дробями 2 18 Решение задач с обыкновенными дробями 2 19 Решение сюжетных задач 2 20 Решение старинных задач 2 21 Решение логических задач с помощью таблиц 2 22 Элементы теории графов 2 23 Применение графов к решению логических задач 2 24 Решение задач конкурса - игры «Кенгуру» 2 25 Решение задач конкурса - игры «Кенгуру» 2 26 Решение задач на смекалку 2 27 Игра «Брейн – ринг» (игра 1) 2 28 Решение задач с десятичными дробями 2 29 2 30 Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость Решение задач на проценты 31 Угол. Решение задач на геоплане 2 32 Решение задач со спичками 2 33 Игра «Брейн – ринг» (игра 2) 2 34 Решение вероятностных задач 2 35 Соревнование «Виват, математика» 2 2 индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая индивидуальная и групповая Электронный образовательные ресурсы 1. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu.ru/ 2. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/. 3. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru. 4. Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебное оборудование Мультимедийный компьютер Мультимедиапроектор Средства телекоммуникации Экран навесной ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц