Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Занимательная математика_5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Сапегина Ю.В.
«2^8» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
^^^^^^^Букреев Е.М.
Прй^аз/№ 98а-О
«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика»

г. Кировград
2023г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Занимательная
математика» разработана на основании нормативных правовых документов:
- ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17
декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
зарегистрирован Минюст № 19644 от 01 .02. 2011 (в ред. Приказов Минобрнауки России
от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, Приказа Минпросвещения России от
11.12.2020 № 712);
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработке своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике адресована учащимся 5
классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих
повысить свой математический уровень. Программа рассчитана на 68 ч. Занятия
проводятся 2 раза в неделю.
1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности по
математике
Учащиеся получат возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться
некоторым
специальным приёмам решения задач;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью
моделирования, интерпретации их результатов;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства.

Личностные результаты:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения
конкретного
задания.
- Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового
кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.
- Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с
числовыми головоломками.
- Анализ правил игры.
- Действие в соответствии с заданными правилами.
- Включение в групповую работу.
- Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и
аргументирование его.
- Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование
критериев для обоснования своего суждения.
- Сопоставление полученного результата с заданным условием, контролирование своей
деятельности: обнаружение и исправление ошибок.
- Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин).
- Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или
в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.
- Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования
ситуации.
- Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.
- Воспроизведение способа решения задачи.
- Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.
- Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
- Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
- Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
- Конструирование несложных задач.
- Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже.
- Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции.
- Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.
- Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии
с заданным контуром конструкции.
- Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным
условием.
- Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.
- Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание
построенной конструкции с образцом.
Предметные результаты:
- Создание фундамента для математического развития.
- Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате освоения программы « Занимательная математика» формируются
следующие универсальные учебные действия:
Личностные
- сформируются познавательные интересы,

- повысится мотивация,
- повысится профессиональное, жизненное самоопределение,
- воспитается чувство справедливости, ответственности,
- сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления.
Регулятивные
Будут сформированы:
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели,
- г готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма,
- учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей,
- вносить необходимые коррективы в действие,
- получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем
ориентиры.
Познавательные
Научатся:
- ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при
решении
проблем творческого и поискового характера;
- анализировать объекты с целью выделения признаков;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать,
- самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового
характера.
Коммуникативные
Научатся:
- распределять начальные действия и операции;
- обмениваться способами действий;
- работать в коллективе;
- ставить правильно вопросы.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика»
характеризуются:
Патриотическое воспитание:
Проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической
школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества;
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности
учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
Способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности
в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на
воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную
задачу творчески. Содержание использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками
исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной
науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит
интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая
учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе
выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения,
выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика
рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и
математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению
математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание
курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный
материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию
пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции,
логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание.








Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания
имеют прикладную направленность.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует
развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному
применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует
самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников
формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно
улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не
только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи,
работать в группе, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется
не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска,
развитию сообразительности, любознательности.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности
школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены
подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним
учеником «центров» деятельности в течение одного занятия (передвижение по классу в
ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных в разных
местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение
между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться
мыслями). При организации занятий предусматривается использование принципа
свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава,
работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму
состязаний, соревнований между командами.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных
математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные
интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные
математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание курса:
1. Числа
История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное об
обычных числах. Закономерность расположения чисел натурального ряда.
2. Ребусы, головоломки, фокусы
Магические квадраты и числовые ребусы.
Математические головоломки.
Арифметические и геометрические головоломки. Математические фокусы.
3. Задачи
Задачи на максимальное предположение. Задачи на разрезание и перекраивание. Задачи на
составление фигур. Решение задач методом « с конца». Решение задач методом ложного
положения. Занимательные задачи. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания.
Задачи – шутки. Задачи с обыкновенными дробями. Сюжетные задачи. Старинные задачи.
Логические задачи. Элементы теории графов. Задачи на смекалку. Задачи с десятичными
дробями. Задачи на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость. Задачи
на проценты. Задачи на геоплане. Задачи со спичками. Вероятностные задачи.
Основные виды деятельности учащихся:
решение математических задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
выполнение проекта, творческих работ;
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Формы организации учебного процесса и методы проведения занятий:






Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, самостоятельная работа.
Формы подведения итогов:
Участие в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах
Участие в предметных неделях
Участие в проектной деятельности
Участие в выставке творческих работ
Составление собственных занимательных задач
Тематическое планирование
№
Название тем
п\п
1 Числа
2 Ребусы, головоломки, фокусы
3 Задачи
Итого:

Всего
часов
6
8
54
68

Раздел 3. Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная
математика» в 5 классе
№

Тема

Кол-во Формы занятий
часов

История возникновения чисел и способов их
записи. Римские цифры
Необычное об обычных натуральных числах

1

1

4

Закономерность расположения чисел натурального
ряда
Магические квадраты и числовые ребусы

5

Математические софизмы (головоломки)

2

6

Некоторые арифметические и геометрические
головоломки
Секреты некоторых математических фокусов

2

2

10

Решение задач с помощью максимального
предположения
Решение геометрических задач на разрезание и
перекраивание
Китайская игра Танграм (составление фигур)

11

Решение задач методом «с конца»

2

12

Решение задач методом ложного положения

2

13

Решение занимательных задач

2

14

Решение задач на переливания

2

15

Решение задач на взвешивания

2

1
2
3

7
8
9

2

2

2

2
2

индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая

16

Решение задач - шуток

2

17

Решение задач с обыкновенными дробями

2

18

Решение задач с обыкновенными дробями

2

19

Решение сюжетных задач

2

20

Решение старинных задач

2

21

Решение логических задач с помощью таблиц

2

22

Элементы теории графов

2

23

Применение графов к решению логических задач

2

24

Решение задач конкурса - игры «Кенгуру»

2

25

Решение задач конкурса - игры «Кенгуру»

2

26

Решение задач на смекалку

2

27

Игра «Брейн – ринг» (игра 1)

2

28

Решение задач с десятичными дробями

2

29

2

30

Решение задач на среднее арифметическое,
среднюю цену, среднюю скорость
Решение задач на проценты

31

Угол. Решение задач на геоплане

2

32

Решение задач со спичками

2

33

Игра «Брейн – ринг» (игра 2)

2

34

Решение вероятностных задач

2

35

Соревнование «Виват, математика»

2

2

индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая
индивидуальная и
групповая

Электронный образовательные ресурсы

1. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu.ru/
2. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/.
3. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
4. Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебное оборудование
Мультимедийный компьютер
Мультимедиапроектор
Средства телекоммуникации
Экран навесной
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».