\
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______ Сапегина Ю.В.
«28»‘^Ууста 2023 г.
«Утверждаю»
Директор. МДОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Прй^азбГо 98а-О
«28»августа 2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
г. Кировград
2023 г.
Пояснительная записка
В основу программы внеурочной деятельности положены идеи и положения
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» разработана
в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
Письмом министерства просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 г. № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
разработанные в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное
образование для детей" Институтом образования ФГАУ ВО "Национальный
исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с ФГБОУ ВО
"Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина"».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
Уставом Муниципального Автономного Общеобразовательного учреждения Средняя
Общеобразовательная Школа №3 города Кировграда;
Основными образовательными программами (ООП) начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
Приказом Министерства Просвещения РФ № 254 от 20.05.2020 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего
образования».
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
"За страницами учебника математики"
для обучающихся 8 класса
Данная программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»
позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной
программы и вопросами, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о математической науке. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением, практическим применением математики закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у
учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Направление программы - общеинтеллектуальное, программа создает условия для
творческой самореализации личности ребенка.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
"За страницами учебника математики"
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития
учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания
математической деятельности.
- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как
части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и
современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и
математических способностей;
- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной
деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры,
значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития,
формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
° научить правильно применять математическую терминологию;
° подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
° совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;
° научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
° формировать навыки самостоятельной работы;
° воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
° формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
° воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
° воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
° расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
° развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
° развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие
способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Программа способствует:
° развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
° созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся
решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
° выявлению одаренных детей;
° развитию интереса к математике.
°
°
°
°
°
°
В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности
их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
доступность.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на
достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных,
предметных.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения,
получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Место курса внеурочной деятельности
"За страницами учебника математики" в учебном плане
Настоящая рабочая программа является составной частью основной образовательной
программы основного общего образования МАОУ СОШ №3 города Кировграда. В
соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МАОУ СОШ №3 общее количество
времени на 2023-2024 учебный год составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час,
при 34 учебных неделях.
Содержание курса внеурочной деятельности
"За страницами учебника математики"
Элементы математической логики. Теория чисел.
Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания.
Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение.
Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на
делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа.
Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач.
Принцип Дирихле.
Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление
площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение
геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников.
Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы
доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней Индии.
Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О
делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение.
Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.
Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи.
Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.
Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое
определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории
вероятности и их применение к решению задач.
Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению.
Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях
свободного члена, деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа.
Уравнения и неравенства с модулем.
Проекты. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести
исследование. Работа над проектами.
Примерная тематика проектов:
Роль математики в архитектурном творчестве.
Архитектура – дочь геометрии.
Симметрия знакомая и незнакомая.
Пропорции человеческого тела. Золотое сечение.
Задачи о мостах. Понятие эйлерова и гамильтоновых циклов.
Логические задачи – мой задачник.
Дерево решений - применение для вероятностных задач.
Приложение теории графов в различных областях науки и техники.
Мой задачник – уравнения и неравенства с модулем.
Квадратные уравнения – многообразие методов решения.
Планируемые результаты изучения курса
внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
° ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
° способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
° умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
° первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
° коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
° критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
° креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) Регулятивные.
Учащиеся получат возможность научиться:
° составлять план и последовательность действий;
° определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учётом конечного результата;
° предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
° осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу
действия;
° концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
° адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) Познавательные.
Учащиеся получат возможность научиться:
° устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
° формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
° видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
° выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
° планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
° выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
° интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
° оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) Коммуникативные.
Учащиеся получат возможность научиться:
° организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
° взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
° прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
° разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
° координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
° аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
Учащиеся получат возможность научиться:
° самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач, в том числе с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
° пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
° уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
° выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения
учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
° применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных
реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных
алгоритмов;
° самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для
них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с
учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и
явлений.
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема занятия
Тема 1. Элементы математической
логики. Теория чисел (7 часов)
Логика высказываний. Диаграммы ЭйлераВенна.
Простые и сложные высказывания.
Высказывательные формы и операции над
ними.
Задачи на комбинации и расположение.
Применение теории делимости к решению
олимпиадных и конкурсных задач.
Задачи на делимость, связанные с
разложением выражений на множители.
Степень числа. Уравнение первой степени
с двумя неизвестными в целых числах.
Графы в решении задач. Принцип
Дирихле.
Тема 2. Геометрия многоугольников
(9 часов).
Количество
часов
7
Форма проведения занятия
1
Беседа
1
Беседа
1
1
Теоретическое занятие
Теоретическое занятие
1
Теоретическое занятие
1
Теоретическое занятие
1
Теоретическое занятие
9
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
Площади. История развития геометрии.
Вычисление площадей в древности, в
древней Греции.
Геометрия на клеточной бумаге.
Разделение геометрических фигур на
части.
Формулы для вычисления объемов
многогранников. Герон Александрийский
и его формула.
Пифагор и его последователи. Различные
способы доказательства теоремы
Пифагора.
Различные способы доказательства
теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки.
Геометрия в древней индии.
Геометрические головоломки.
Олимпиадные и конкурсные
геометрические задачи.
Геометрические головоломки.
Олимпиадные и конкурсные
геометрические задачи.
О делении отрезка в данном отношении.
Задачи на применение подобия, золотое
сечение.
Пропорциональный циркуль. Из истории
преобразований.
Тема 3. Геометрия окружности (4 часа).
Архимед о длине окружности и площади
круга. О числе Пи.
Окружности, вписанные углы,
вневписанные углы в олимпиадных
задачах.
Окружности, вписанные углы,
вневписанные углы в олимпиадных
задачах.
Что такое проект. Виды проектов
(индивидуальный, групповой). Как
провести исследование.
Тема 4. Теория вероятностей (5 часов).
Место схоластики в современном мире.
Классическое определение вероятности.
Геометрическая вероятность.
Основные теоремы теории вероятности и
их применение к решению задач.
Основные теоремы теории вероятности и
их применение к решению задач.
Работа над проектом. Как провести
исследование. Работа с источниками
информации.
Тема 5. Уравнения и неравенства
(6 часов).
Уравнения с параметрами – общие
подходы к решению.
Разложение на множители.
Деление многочлена на многочлен.
Теорема Безу о делителях свободного
члена, деление «уголком»
1
Беседа
1
Игра
1
Игра
1
Диспут
1
Конференция
1
Олимпиадные задания
1
Олимпиадные задания
1
Игра
1
Беседа
4
1
Беседа
1
Олимпиадные задачи
1
Олимпиадные задания
1
Проектная деятельность
5
1
Беседа
1
1
Беседа
Олимпиадные задания
1
Олимпиадные задания
1
Проектная деятельность
6
1
Теоретическое занятие
1
1
Теоретическое занятие
Теоретическое занятие
4.
5.
6.
1.
2.
3.
Решение уравнений и неравенств.
Решение уравнений и неравенств.
Модуль числа. Уравнения и неравенства с
модулем.
Тема 6. Проекты (3 часа).
Работа над проектами.
Защита проектов.
Защита проектов. Заключительное занятие.
1
1
1
Теоретическое занятие
Теоретическое занятие
Беседа
3
1
1
1
34
Проектная деятельность
Конференция
Игра
Итого
Поурочно-тематическое планирование
№
Тема занятия
1.
Логика высказываний. Диаграммы ЭйлераВенна.
Простые и сложные высказывания.
Высказывательные формы и операции над
ними.
Задачи на комбинации и расположение.
Применение теории делимости к решению
олимпиадных и конкурсных задач.
Задачи на делимость, связанные с
разложением выражений на множители.
Степень числа. Уравнение первой степени
с двумя неизвестными в целых числах.
Графы в решении задач. Принцип
Дирихле.
Площади. История развития геометрии.
Вычисление площадей в древности, в
древней Греции.
Геометрия на клеточной бумаге.
Разделение геометрических фигур на
части.
Формулы для вычисления объемов
многогранников. Герон Александрийский
и его формула.
Пифагор и его последователи. Различные
способы доказательства теоремы
Пифагора.
Различные способы доказательства
теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки.
Геометрия в древней индии.
Геометрические головоломки.
Олимпиадные и конкурсные
геометрические задачи.
Геометрические головоломки.
Олимпиадные и конкурсные
геометрические задачи.
О делении отрезка в данном отношении.
Задачи на применение подобия, золотое
сечение.
Пропорциональный циркуль. Из истории
преобразований.
Архимед о длине окружности и площади
круга. О числе Пи.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Количество
часов
1
Форма и вид деятельности
Беседа
1
Беседа
1
1
Теоретическое занятие
Теоретическое занятие
1
Теоретическое занятие
1
Теоретическое занятие
1
Теоретическое занятие
1
Беседа
1
Игра
1
Игра
1
Диспут
1
Конференция
1
Олимпиадные задания
1
Олимпиадные задания
1
Игра
1
Беседа
1
Беседа
18. Окружности, вписанные углы,
вневписанные углы в олимпиадных
задачах.
19. Окружности, вписанные углы,
вневписанные углы в олимпиадных
задачах.
20. Что такое проект. Виды проектов
(индивидуальный, групповой). Как
провести исследование.
21. Место схоластики в современном мире.
Классическое определение вероятности.
22. Геометрическая вероятность.
23. Основные теоремы теории вероятности и
их применение к решению задач.
24. Основные теоремы теории вероятности и
их применение к решению задач.
25. Работа над проектом. Как провести
исследование. Работа с источниками
информации.
26. Уравнения с параметрами – общие
подходы к решению.
27. Разложение на множители.
1
Олимпиадные задачи
1
Олимпиадные задания
1
Проектная деятельность
1
Беседа
1
1
Беседа
Олимпиадные задания
1
Олимпиадные задания
1
Проектная деятельность
1
Теоретическое занятие
1
Теоретическое занятие
28. Деление многочлена на многочлен.
Теорема Безу о делителях свободного
члена, деление «уголком»
29. Решение уравнений и неравенств.
1
Теоретическое занятие
1
Теоретическое занятие
30. Решение уравнений и неравенств.
1
Теоретическое занятие
31. Модуль числа. Уравнения и неравенства с
модулем.
32. Работа над проектами.
1
Беседа
1
Проектная деятельность
33. Защита проектов.
1
Конференция
34. Защита проектов. Заключительное занятие.
1
Игра
Используемый УМК
2. Глейзер Г.И. История математики в школе 7–8 кл.: Пособие для учителей / Г.И. Глейзер.
– М.:Просвещение,1982. – 240с.
3. Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С.И.
Шварцбурда, М.:Просвещение, 1977 – 288с.
4. Виленкин Н.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-8 класс).
М.:Просвещение, 1978. – 192с.
5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 2000. -79с.
6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.М.:Просвещение, 2001.- 96.
7. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки
и задачи для любознательных): книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
8. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных
способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
9. Марков С.И. Курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995.
10. Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.
11. Михайленко Е.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном
курсе математики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2009. - 116с.
12. Фрибус Е.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методические
рекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. – Ч1,2.
13. Фрибус Е.А. Избранные старинные задачи науки о случайном: Методические
рекомендации /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1989.
14. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + ,
2002.
15. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика,
1989.