\ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______ Сапегина Ю.В. «28»‘^Ууста 2023 г. «Утверждаю» Директор. МДОУ СОШ № 3 Букреев Е.М. Прй^азбГо 98а-О «28»августа 2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» г. Кировград 2023 г. Пояснительная записка В основу программы внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями); Письмом министерства просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 г. № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" Институтом образования ФГАУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с ФГБОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина"». Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; Уставом Муниципального Автономного Общеобразовательного учреждения Средняя Общеобразовательная Школа №3 города Кировграда; Основными образовательными программами (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования; Приказом Министерства Просвещения РФ № 254 от 20.05.2020 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования». Общая характеристика курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики" для обучающихся 8 класса Данная программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о математической науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, практическим применением математики закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Направление программы - общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка. Цели и задачи курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики" Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности. - в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; - в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; - в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Задачи: Обучающие: ° научить правильно применять математическую терминологию; ° подготовить учащихся к участию в олимпиадах; ° совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов; ° научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Воспитательные: ° формировать навыки самостоятельной работы; ° воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету; ° формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия. ° воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; ° воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца. Развивающие: ° расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; ° развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию; ° развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Программа способствует: ° развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера; ° созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы; ° выявлению одаренных детей; ° развитию интереса к математике. ° ° ° ° ° ° В основу составления программы положены следующие педагогические принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; доброжелательный психологический климат на занятиях; личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения; оптимальное сочетание форм деятельности; доступность. Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Место курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики" в учебном плане Настоящая рабочая программа является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №3 города Кировграда. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МАОУ СОШ №3 общее количество времени на 2023-2024 учебный год составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях. Содержание курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики" Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней Индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. Проекты. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами. Примерная тематика проектов: Роль математики в архитектурном творчестве. Архитектура – дочь геометрии. Симметрия знакомая и незнакомая. Пропорции человеческого тела. Золотое сечение. Задачи о мостах. Понятие эйлерова и гамильтоновых циклов. Логические задачи – мой задачник. Дерево решений - применение для вероятностных задач. Приложение теории графов в различных областях науки и техники. Мой задачник – уравнения и неравенства с модулем. Квадратные уравнения – многообразие методов решения. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики" У учащихся могут быть сформированы личностные результаты: ° ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; ° способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; ° умение контролировать процесс и результат математической деятельности; ° первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; ° коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; ° критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; ° креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные: 1) Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться: ° составлять план и последовательность действий; ° определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; ° предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; ° осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ° концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; ° адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. 2) Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться: ° устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; ° формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; ° видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; ° выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; ° планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; ° выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; ° интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); ° оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности). 3) Коммуникативные. Учащиеся получат возможность научиться: ° организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; ° взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; ° прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; ° разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; ° координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; ° аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные Учащиеся получат возможность научиться: ° самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; ° пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; ° уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; ° выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; ° применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; ° самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема занятия Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел (7 часов) Логика высказываний. Диаграммы ЭйлераВенна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Тема 2. Геометрия многоугольников (9 часов). Количество часов 7 Форма проведения занятия 1 Беседа 1 Беседа 1 1 Теоретическое занятие Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 9 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. Тема 3. Геометрия окружности (4 часа). Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Тема 4. Теория вероятностей (5 часов). Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации. Тема 5. Уравнения и неравенства (6 часов). Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком» 1 Беседа 1 Игра 1 Игра 1 Диспут 1 Конференция 1 Олимпиадные задания 1 Олимпиадные задания 1 Игра 1 Беседа 4 1 Беседа 1 Олимпиадные задачи 1 Олимпиадные задания 1 Проектная деятельность 5 1 Беседа 1 1 Беседа Олимпиадные задания 1 Олимпиадные задания 1 Проектная деятельность 6 1 Теоретическое занятие 1 1 Теоретическое занятие Теоретическое занятие 4. 5. 6. 1. 2. 3. Решение уравнений и неравенств. Решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. Тема 6. Проекты (3 часа). Работа над проектами. Защита проектов. Защита проектов. Заключительное занятие. 1 1 1 Теоретическое занятие Теоретическое занятие Беседа 3 1 1 1 34 Проектная деятельность Конференция Игра Итого Поурочно-тематическое планирование № Тема занятия 1. Логика высказываний. Диаграммы ЭйлераВенна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Количество часов 1 Форма и вид деятельности Беседа 1 Беседа 1 1 Теоретическое занятие Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 1 Беседа 1 Игра 1 Игра 1 Диспут 1 Конференция 1 Олимпиадные задания 1 Олимпиадные задания 1 Игра 1 Беседа 1 Беседа 18. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. 19. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. 20. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. 21. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. 22. Геометрическая вероятность. 23. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. 24. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. 25. Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации. 26. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. 27. Разложение на множители. 1 Олимпиадные задачи 1 Олимпиадные задания 1 Проектная деятельность 1 Беседа 1 1 Беседа Олимпиадные задания 1 Олимпиадные задания 1 Проектная деятельность 1 Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 28. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком» 29. Решение уравнений и неравенств. 1 Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 30. Решение уравнений и неравенств. 1 Теоретическое занятие 31. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. 32. Работа над проектами. 1 Беседа 1 Проектная деятельность 33. Защита проектов. 1 Конференция 34. Защита проектов. Заключительное занятие. 1 Игра Используемый УМК 2. Глейзер Г.И. История математики в школе 7–8 кл.: Пособие для учителей / Г.И. Глейзер. – М.:Просвещение,1982. – 240с. 3. Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С.И. Шварцбурда, М.:Просвещение, 1977 – 288с. 4. Виленкин Н.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-8 класс). М.:Просвещение, 1978. – 192с. 5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79с. 6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.М.:Просвещение, 2001.- 96. 7. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных): книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с. 8. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с. 9. Марков С.И. Курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995. 10. Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006. 11. Михайленко Е.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном курсе математики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2009. - 116с. 12. Фрибус Е.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методические рекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. – Ч1,2. 13. Фрибус Е.А. Избранные старинные задачи науки о случайном: Методические рекомендации /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1989. 14. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002. 15. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.