Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП по информатике БУ 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждени
средняя общеобразовательная школа № 3

СОГЛАСОВАНО
Зав кафедрой (М О)
Букреев
01г?г.
Заместитель ли эектора по УВР

«1 »

Рабочая программа учебного предмета
«Информатика (базовый уровень)»
10-11 класс

Составители:
Герасименко Т.П.
(учитель высшей квалификационной категории)

г. Кировград
2020г.

1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
М етапредметные результаты освоения выпускниками
программы учебного предмета
М етапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
•
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
•
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

П ознавательные УУД:
•
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
•
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
•
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
•
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
•
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
•
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
•
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
•
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения выпускниками основной ш колы программы
учебного предмета «Информатика»
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать

несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; представлять результаты математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
- использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и
поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные
в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов
и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках
задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные
управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки
прикладных программ; выполнять созданные программы;
- разрабатывать
и
использовать
компьютерно-математические
модели;
оценивать
числовые
параметры
моделируемых
объектов
и
процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или
процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в
ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений;
создавать
веб-страницы;
использовать
принципы
обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

2. Содержание учебного предмета «Информатика»
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего
общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней
соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего
общего образования - обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций
выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и
возрастающей конкуренции на рынке труда.
Базовый уровень
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в
представлении
данных,
предназначенных
для
хранения
и
обработки
в
автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для
восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
М атематические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах
счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического
графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование
графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.
Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы
языка
программирования,
основные
конструкции
языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная
среда
разработки
программ
на
выбранном
языке
программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в
выбранной среде программирования.
Приемы отладки программ.
Проверка
работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального
числа, проверка числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива:
линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива,
проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и
вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при
которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
М атематическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия
человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред
имитационного
моделирования
(виртуальных
лабораторий)
для
проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер - универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные
системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка
больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции
развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные
виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием
интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные
компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения
учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств
ИКТ.

Безопасность,
гигиена, эргономика,
ресурсосбережение, технологические
требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых
шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание
гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода
текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера,
планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания
устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с
использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с
использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том
числе - в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица - представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы
автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и
объектов.
3Б-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (SD-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение - решение задач распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет

Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков
построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и
т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети - организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и
документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.

Введение. Информация и информационные
процессы
Роль информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире. Различия в
представлении данных, предназначенных для
хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных
системах,
и
данных,
предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их
взаимодействие.
Универсальность дискретного представления
информации.

Формы контроля

Практические работы,
написание эссе, личных
писем, проекты

Содержание
учебного предмета,
кол-во часов

Теоретические занятия

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
_____________________________ 10-11 класс (1 час в неделю, 35/34 ч а с а )____________________________
Вид занятий
(кол-во часов)

Тест,
п/р,
диктант,
с/р,
работа по
карточкам,

Фронтальная,
индивидуальна
я, групповая,
комбинированн
ая

Планируемые результаты

Предметные результаты
проектировать собственное автоматизированное
место; следовать основам безопасной и экономичной
работы с компьютерами и мобильными устройствами;
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования при работе за персональным компьютером
в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов;
Метапредметные результаты
умение
использовать
средства
ИКТ
с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения
умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности
умение оценивать информацию, получаемую из
различных источников
умение
оценивать
и
интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников
понимать важность дискретизации данных;
использовать знания о постановках задач поиска и
сортировки; их роли при решении задач анализа
данных;

М атематические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные
и
неравномерные
коды.
Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления.
Сложение
и
вычитание
чисел,
записанных в этих системах счисления.
Элементы
комбинаторики,
теории
множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность».
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные
преобразования логических выражений. Построение
логического выражения с данной таблицей
истинности. Решение простейших логических
уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и
конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с
анализом
графов
(примеры:
построения
оптимального
пути
между
вершинами
ориентированного
ациклического
графа;

Предметные результаты
строить логическое выражение по заданной
таблице истинности; решать несложные логические
уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном
графе;
понимать и использовать основные понятия,
связанные со сложностью вычислений (время работы,
размер используемой памяти);
использовать
компьютерно-математические
модели для анализа соответствующих объектов и
процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также
интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; представлять
результаты
математического
моделирования
в
наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации;
выполнять
эквивалентные
преобразования
логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых
запросов;
переводить заданное натуральное число из
двоичной
записи
в
восьмеричную
и

определения количества различных путей между
вершинами). Использование графов, деревьев,
списков при описании объектов и процессов
окружающего мира. Бинарное дерево.

шестнадцатеричную
и
обратно;
сравнивать,
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной
системах
счисления;
использовать знания о графах, деревьях и
списках при описании реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие
однозначное декодирование сообщений, используя
условие Фано; использовать знания о кодах, которые
позволяют обнаруживать ошибки при передаче
данных, а также о помехоустойчивых кодах ;

Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в
выбранном языке программирования.
Составление
алгоритмов
и
их
программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы
языка
программирования,
основные конструкции языка программирования.
Типы и структуры данных. Кодирование базовых
алгоритмических конструкций на выбранном языке
программирования.
Интегрированная среда разработки программ
на выбранном языке программирования. Интерфейс
выбранной среды. Составление алгоритмов и
программ в выбранной среде программирования.
Приемы
отладки
программ.
Проверка
работоспособности программ с использованием
трассировочных таблиц.

Предметные результаты
определять результат выполнения алгоритма
при заданных исходных данных; узнавать изученные
алгоритмы
обработки
чисел
и
числовых
последовательностей;
создавать на их основе
несложные программы анализа данных; читать и
понимать несложные программы, написанные на
выбранном
для
изучения
универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять
пошагово
(с
использованием
компьютера или вручную) несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы
для решения типовых задач базового уровня из
различных предметных областей с использованием
основных алгоритмических конструкций;
использовать
готовые
прикладные
компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия,

Разработка и программная реализация
алгоритмов решения типовых задач базового уровня
из различных предметных областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или
наименьшего) из двух, трех, четырех заданных
чисел без использования массивов и циклов, а также
сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);
алгоритмы
анализа записей
чисел
в
позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора
(поиск НОД данного натурального числа, проверка
числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с элементами массива с
однократным просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве,
перестановка элементов данного массива в
обратном порядке,
суммирование элементов
массива,
проверка соответствия
элементов
массива некоторому условию, нахождение второго
по величине наибольшего (или наименьшего)
значения.
Алгоритмы
редактирования
текстов
(замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного
образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы
простейших алгоритмов управления исполнителями
и вычислительных
алгоритмов.
Определение
исходных данных, при которых алгоритм может
дать требуемый результат.________________________

связанные со сложностью вычислений (время работы,
размер используемой памяти);
использовать навыки и опыт разработки
программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование
и
отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции
последовательного программирования и библиотеки
прикладных
программ;
выполнять
созданные
программы;

Сложность
вычисления:
количество
выполненных операций, размер
используемой
памяти; зависимость вычислений от размера
исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в
виде,
удобном
для
восприятия
человеком.
Графическое
представление
данных
(схемы,
таблицы, графики).
Практическая
работа
с
компьютерной
моделью по выбранной теме. Анализ достоверности
(правдоподобия)
результатов
экспериментов.
Использование сред имитационного моделирования
(виртуальных
лабораторий)
для
проведения
компьютерного
эксперимента
в
учебной
деятельности.

Предметные результаты
использовать
компьютерно-математические
модели для анализа соответствующих объектов и
процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также
интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; представлять
результаты
математического
моделирования
в
наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации;
аргументировать
выбор
программного
обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания
о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения;
- использовать
электронные
таблицы
для
выполнения
учебных
заданий
из
различных
предметных областей;
- разрабатывать и использовать компьютерно­
математические
модели;
оценивать
числовые
параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; анализировать
готовые модели на предмет соответствия реальному
объекту или процессу;
классифицировать программное обеспечение в
соответствии с кругом выполняемых задач;

Использование программных систем и сервисов
Компьютер - универсальное устройство
обработки данных
Программная и аппаратная организация
компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных
компьютеров.
Персональный
компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Распределенные
вычислительные системы и обработка больших
данных. Мобильные цифровые устройства и их роль
в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры.
Роботизированные
производства.
Выбор
конфигурации
компьютера
в
зависимости от решаемой задачи. Тенденции
развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров
и компьютерных систем. Различные виды ПО и их
назначение.
Особенности
программного
обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в
том числе с использованием интернет-сервисов,
облачных технологий и мобильных устройств.
Прикладные
компьютерные
программы,
используемые в соответствии с типом решаемых
задач и по выбранной специализации. Параллельное
программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных
средств, необходимых для решения учебных задач и
задач
по
выбранной
специализации.
Законодательство Российской Федерации в области

Предметные результаты
использовать
готовые
прикладные
компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
создавать
структурированные
текстовые
документы и демонстрационные материалы с
использованием
возможностей
современных
программных средств;
применять антивирусные программы для
обеспечения стабильной работы технических средств
ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования
при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
классифицировать программное обеспечение в
соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства
современного компьютера и мобильных электронных
устройств; использовать правила безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными
устройствами;

программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ. Применение
специализированных программ для обеспечения
стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования
при эксплуатации компьютерного рабочего места.
Проектирование автоматизированного рабочего
места в соответствии с целями его использования
Подготовка
текстов
и
демонстрационных
материалов
Средства поиска и автозамены. История
изменений. Использование готовых шаблонов и
создание собственных. Разработка структуры
документа, создание гипертекстового документа.
Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация.
Реферат
и
аннотация.
Оформление
списка
литературы.
Коллективная
работа
с
документами.
Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой
текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с
использованием сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных
объектов. Ввод изображений с использованием
различных
цифровых
устройств
(цифровых
фотоаппаратов
и микроскопов,
видеокамер,

Предметные результаты
использовать
готовые
прикладные
компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
аргументировать
выбор
программного
обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания
о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения;
создавать
структурированные
текстовые
документы и демонстрационные материалы с
использованием
возможностей
современных
программных средств;
соблюдать санитарно-гигиенические требования
при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.

Предметные результаты
использовать
готовые
прикладные
компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
аргументировать
выбор
программного

сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с
использованием
интернети
мобильных
приложений.
Использование мультимедийных онлайнсервисов для разработки презентаций проектных
работ. Работа в группе, технология публикации
готового материала в сети.

обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания
о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения;
создавать
структурированные
текстовые
документы и демонстрационные материалы с
использованием
возможностей
современных
программных средств;
соблюдать санитарно-гигиенические требования
при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.

Электронные (динамические) таблицы
Примеры
использования
динамических
(электронных) таблиц на практике (в том числе - в
задачах математического моделирования).

Предметные результаты
аргументировать
выбор
программного
обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания
о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения;
- использовать
электронные
таблицы
для
выполнения
учебных
заданий
из
различных
предметных областей;
соблюдать санитарно-гигиенические требования
при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
- разрабатывать и использовать компьютерно­
математические
модели;
оценивать
числовые
параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; анализировать
готовые модели на предмет соответствия реальному
объекту или процессу;

Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных.
Таблица - представление сведений об однотипных
объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы.
Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и
выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз
данных при решении учебных и практических задач.

Автоматизированное проектирование
Представление
о
системах
автоматизированного проектирования. Системы
автоматизированного проектирования. Создание
чертежей типовых деталей и объектов.
3Б-моделирование

Предметные результаты
использовать
готовые
прикладные
компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
аргументировать
выбор
программного
обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания
о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения;
использовать табличные (реляционные) базы
данных, в частности составлять запросы в базах
данных (в том числе вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним;
наполнять разработанную базу данных;
соблюдать санитарно-гигиенические требования
при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
применять базы данных и справочные системы
при решении задач, возникающих в ходе учебной
деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
критически
оценивать
информацию,
полученную из сети Интернет.

Принципы построения и редактирования
трехмерных
моделей.
Сеточные
модели.
Материалы. Моделирование источников освещения.
Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и
машинное обучение
Машинное обучение - решение задач
распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Работа
в
информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети
Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных
сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб­
страницы с сервером. Динамические страницы.
Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети
Интернет. Использование языков построения
запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет.
Геолокационные
сервисы реального
времени
(локация мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистралей и т.п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.

Предметные результаты
использовать
готовые
прикладные
компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия,
связанные со сложностью вычислений (время работы,
размер используемой памяти);
аргументировать
выбор
программного
обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания
о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения;
создавать
структурированные
текстовые
документы и демонстрационные материалы с
использованием
возможностей
современных
программных средств;
применять антивирусные программы для
обеспечения стабильной работы технических средств
ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования
при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
понимать общие принципы разработки и

Социальная информатика
Социальные
сети
организация
коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой
этикет:
правила
поведения
в
киберпространстве.
Проблема
подлинности
полученной
информации.
Информационная
культура.
Государственные электронные сервисы и услуги.
Мобильные
приложения.
Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства
защиты
информации
в
автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие
проблемы защиты информации и информационной
безопасности
АИС.
Электронная
подпись,
сертифицированные сайты и документы.
Техногенные
и
экономические
угрозы,
связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.

функционирования интернет- приложений; создавать
веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств
ИКТ;
критически
оценивать
информацию,
полученную из сети Интернет.
Предметные результаты
использовать
готовые
прикладные
компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия,
связанные со сложностью вычислений (время работы,
размер используемой памяти);
создавать
структурированные
текстовые
документы и демонстрационные материалы с
использованием
возможностей
современных
программных средств;
применять антивирусные программы для
обеспечения стабильной работы технических средств
ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования
при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
надежного функционирования средств ИКТ;
критически
оценивать
информацию,
полученную из сети Интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».