Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа по музыке для 1–4-х классов

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №3
Е.М.Букреев
Приказ № 113-о от 29.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1 – 4 классов

Кировград, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке на уровень начального общего образования для
обучающихся 1–4-х классов МАОУ СОШ №3 разработана в соответствии с
требованиями:















Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №
28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №
2;
концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной
решением Коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;
учебного плана начального общего образования, утвержденного
приказом МАОУ СОШ №№ от 29.08.2025 № 113 «О внесении изменений в
основную образовательную программу начального общего образования»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка».

Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в
рабочей программе воспитания МАОУ СОШ №3.
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным
способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности
обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного
мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и
общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты

музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе
наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка
кино и др.). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной
деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии).
Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание
тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим
людям, которые несет в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем
произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путем. Ключевым
моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который
должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и
художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность,
рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит
игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр
конкретных приемов и методов, внутренне присущих самому искусству – от
традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым
импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов
музыкального языка, композиционных принципов.
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части
общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и
осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых
ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в
жизни и в искусстве;
 формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования;













формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов,
приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям
через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными
и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие
ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования, введение обучающегося в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание
(воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на
музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации,
композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое
интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и
творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины,
а также к музыкальной культуре других стран, культур, времен и народов.

Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков.
Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества
учебных часов между блоками. Содержание учебного предмета структурно
представлено восемью модулями.
Инвариантные модули:




модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека».

Вариативные модули:






модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота».

Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 135 часов: в 1-м классе
– 33 часа (1 час в неделю), во 2-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3-м классе – 34
часа (1 час в неделю), в 4-м классе – 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от
26.06.2025 № 495:





Музыка: 1-й класс: учебник / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., АО
«Издательство "Просвещение"»;
Музыка: 2-й класс: учебник / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., АО
«Издательство "Просвещение"»;
Музыка: 3-й класс: учебник / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., АО
«Издательство "Просвещение"»;
Музыка: 4-й класс: учебник / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., АО
«Издательство "Просвещение"»;
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования приказом Минпросвещения от 23.07.2025 № 551:


[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

Содержание учебного предмета
Инвариантные модули
Модуль «Народная музыка России»
Край, в котором ты живешь. Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты.
Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский
фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты
(балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды. Народные сказители. Русские народные сказания, былины.
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Жанры музыкального фольклора. Фольклорные жанры, общие для всех народов:
лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные
музыкальные инструменты.
Народные праздники. Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере
одного или нескольких народных праздников.
Первые артисты, народный театр. Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.

Фольклор народов России. Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты,
музыканты-исполнители.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Собиратели фольклора.
Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа
для композиторского творчества.
Модуль «Классическая музыка»
Композитор – исполнитель – слушатель. Композитор, исполнитель, особенности их
деятельности, творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила
поведения в концертном зале.
Композиторы – детям. Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б.
Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Оркестр. Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижер, партитура, репетиция.
Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Фортепиано. Рояль и пианино, история изобретения фортепиано, «секрет» названия
инструмента. «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Флейта. Предки современной флейты, легенда о нимфе Сиринкс, музыка для флейты
соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра («Шутка» И.С. Баха, «Мелодия»
из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси).
Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов,
композиторы, сочинявшие скрипичную музыку, знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие инструменты.
Вокальная музыка. Человеческий голос – самый совершенный инструмент, бережное
отношение к своему голосу, известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни,
вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, тембры, группы инструментов,
симфония, симфоническая картина.
Русские композиторы-классики. Творчество выдающихся отечественных
композиторов.
Европейские композиторы-классики. Творчество выдающихся зарубежных
композиторов.
Мастерство исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей-певцов,
инструменталистов, дирижеров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И.
Чайковского.

Модуль «Музыка в жизни человека»
Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте. Особое состояние –
вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться
красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.
Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке, настроение музыкальных пейзажей,
чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств,
тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Музыкальные портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения,
характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в
цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Танцы, игры и веселье. Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения.
Примеры популярных танцев.
Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные
песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм,
тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни
Великой Победы.
Главный музыкальный символ. Гимн России – главный музыкальный символ нашей
страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Искусство времени. Музыка – временное искусство. Погружение в поток
музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.

Вариативные модули
Модуль «Музыка народов мира»
Певец своего народа. Интонации народной музыки в творчестве зарубежных
композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей
страны.
Музыка стран ближнего зарубежья. Фольклор и музыкальные традиции стран
ближнего зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские
музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты –
исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с
российскими республиками.
Музыка стран дальнего зарубежья. Музыка народов Европы. Танцевальный и
песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на
гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры

(болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и
др.). Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Музыка Японии и
Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии.
Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней
Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные
исполнители Казахстана, Киргизии и других стран региона.
Диалог культур. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и иностранных композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве
зарубежных композиторов).
Модуль «Духовная музыка»
Звучание храма. Колокола, колокольные звоны (благовест, трезвон и др.), звонарские
приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной
музыки в творчестве композиторов-классиков.
Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в богослужении. Творчество
И.С. Баха.
Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном храме. Традиции
исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись,
посвященные святым. Образы Христа, Богородицы.
Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка
религиозного содержания.
Модуль «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей, отраженные в
музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Театр оперы и балета. Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты,
хор, оркестр, дирижер в музыкальном спектакле.
Балет. Хореография – искусство танца. Сольные номера и массовые сцены балетного
спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
(балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К.
Щедрина).
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. Ария, хор, сцена, увертюра –
оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных
композиторов.
Сюжет музыкального спектакля. Либретто, развитие музыки в соответствии с
сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.

Оперетта, мюзикл. История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из
оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и др.
Кто создает музыкальный спектакль? Профессии музыкального театра: дирижер,
режиссер, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и др.
Патриотическая и народная тема в театре и кино. История создания, значение
музыкально-сценических и экранных произведений, посвященных нашему народу, его
истории, теме служения Отечеству.
Модуль «Современная музыкальная культура»
Современные обработки классической музыки. Понятие обработки, творчество
современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку.
Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?
Джаз. Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные инструменты
джаза, особые приемы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.
Исполнители современной музыки. Творчество одного или нескольких исполнителей
современной музыки, популярных у молодежи.
Электронные музыкальные инструменты. Современные «двойники» классических
музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны.
Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах.
Модуль «Музыкальная грамота»
Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость,
длительность, тембр.
Звукоряд. Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Интонация. Выразительные и изобразительные интонации.
Ритм. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая
черта.
Ритмический рисунок. Длительности: половинная, целая, шестнадцатые. Паузы.
Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Размер. Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Музыкальный язык. Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).
Штрихи (стаккато, легато, акцент).
Высота звуков. Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на
клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).

Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Постепенное, плавное движение мелодии,
скачки. Мелодический рисунок.
Сопровождение. Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Песня. Куплетная форма. Запев, припев.
Лад. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания.
Ступеневый состав.
Пентатоника. Пентатоника – пятиступенный лад, распространенный у многих народов.
Ноты в разных октавах. Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Дополнительные обозначения в нотах. Реприза, фермата, вольта, украшения (трели,
форшлаги).
Ритмические рисунки в размере 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.
Тональность. Гамма. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3
знаков при ключе).
Интервалы. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава.
Диссонансы: секунда, септима.
Гармония. Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры
аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.
Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения музыкального
произведения. Двухчастная, трехчастная и трехчастная репризная форма. Рондо:
рефрен и эпизоды.
Вариации. Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.

Планируемые результаты освоения
Личностные результаты
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) в области гражданско-патриотического воспитания:



осознание российской гражданской идентичности;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных
символов и традиций республик Российской Федерации;

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
 уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
 стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики;


2) в области духовно-нравственного воспитания:




признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности;

3) в области эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов;
 умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства;


4) в области научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании;


5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;
 бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос);
 профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии;


6) в области трудового воспитания:





установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7) в области экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.

Метапредметные результаты
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:









сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры,
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального
звучания по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального
языка, произведения, исполнительские составы);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим
музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической, для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:












на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между
реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в
отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной
деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской
задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (в том числе в форме двигательного
моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:


выбирать источник получения информации;









согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по
предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
 выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);
 передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
 осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.


Вербальная коммуникация:









воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки;
 переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать
наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;


формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
 выполнять совместные проектные, творческие задания с использованием
предложенных образцов.


Регулятивные универсальные учебные действия
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Самоорганизация:



планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:



устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством,
позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:









с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьезную
музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют
интерес к игре на доступных музыкальных инструментах;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут
назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые
им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся
научится:










определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных
произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке
различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные
инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу
звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и
коллективов – народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при
исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;
участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной,
инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:










различать на слух произведения классической музыки, называть автора и
произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),
выделять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в
сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные), приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с ее настроением, характером,
осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, кратко
описывать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для
создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,
литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.

К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся
научится:
исполнять Гимн Российской Федерации, гимн своей республики, школы,
исполнять песни, посвященные Победе нашего народа в Великой
Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
 воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни,
различать обобщенные жанровые сферы: напевность (лирика),


танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос
(связь со словом);
 осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания,
находить прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской
музыки других стран;
 определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
 различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов
мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных
культурно-национальных традиций и жанров);
 различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные,
танцевальные), выделять и называть типичные жанровые признаки.


К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной
музыки, характеризовать ее жизненное предназначение;
 исполнять доступные образцы духовной музыки;
 рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной
музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий
согласно региональной религиозной традиции).


К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера,
балет, оперетта, мюзикл);
 различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и
др.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения
(фрагменты) и их авторов;
 различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров),
тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их
на слух;
 отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и
их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижер, сценарист,
режиссер, хореограф, певец, художник и др.


К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура»
обучающийся научится:
различать разнообразные виды и жанры современной музыкальной культуры,
стремиться к расширению музыкального кругозора;
 различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений,
исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в
том числе эстрады, мюзикла, джаза);


анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие
основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться
музыкально-выразительными средствами при исполнении;
 исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую
культуру звука.


К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:











классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие,
громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика,
ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), объяснять значение соответствующих
терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки
сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух
простые музыкальные формы – двухчастную, трехчастную и трехчастную
репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Тематическое планирование
1-й класс
Наименовани
№ е разделов и
п/п тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Инвариантная часть 17 часов

1

Модуль
«Народная
музыка
России»

6

2

Модуль
«Классическая 7
музыка»

3

Модуль
«Музыка в
жизни

4

[Библиотека
ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

человека»
Вариативная часть 13 часов
1

Модуль
2
«Музыка
народов мира»

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

2

Модуль
«Духовная
музыка»

2

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

3

Модуль
4
«Музыка
театра и кино»

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

4

Модуль
«Современная
музыкальная
культура»

3

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

5

Модуль
«Музыкальная
грамота»

2

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

30

2-й класс
Наименовани
№ е разделов и
п/п тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Инвариантная часть

1

Модуль
«Народная
музыка
России»

2

Модуль
«Классическая 8
музыка»

3

Модуль

7

2

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

Библиотека ЦОК

«Музыка в
жизни
человека»

[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

Вариативная часть
1

Модуль
2
«Музыка
народов мира»

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

2

Модуль
«Духовная
музыка»

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

3

3

Модуль
8
«Музыка
театра и кино»

4

Модуль
«Современная
музыкальная
культура»

5

Модуль
«Музыкальная
грамота»

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

3

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

1

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

34

3-й класс
Наименовани
№ е разделов и
п/п тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Инвариантная часть

1

Модуль
«Народная
музыка
России»

6

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

2

Модуль
«Классическая 8
музыка»

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

3

Модуль
«Музыка в
жизни
человека»

3

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

1

Модуль
4
«Музыка
народов мира»

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

2

Модуль
«Духовная
музыка»

2

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

3

Модуль
5
«Музыка
театра и кино»

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

4

Модуль
«Современная
музыкальная
культура»

4

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

5

Модуль
«Музыкальная
грамота»

2

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

Вариативная часть

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

4-й класс
Наименовани
№ е разделов и
п/п тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Инвариантная часть

1

Модуль
«Народная
музыка
России»

7

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

2

Модуль

9

Библиотека ЦОК

«Классическая
музыка»
Модуль
«Музыка в
жизни
человека»

[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

1

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

1

Модуль
4
«Музыка
народов мира»

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

2

Модуль
«Духовная
музыка»

2

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

3

Модуль
7
«Музыка
театра и кино»

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

4

Модуль
«Современная
музыкальная
культура»

2

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

5

Модуль
«Музыкальная
грамота»

2

Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]
]

3

Вариативная часть

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».