Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Коррекционно-развивающая программапо литературному чтению 1-4 класс

1. Пояснительная записка
Цели и задачи курса:
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных
классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению
и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским
языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Данная программа будет реализовываться с 1-4 класс на коррекционных занятиях
по литературному чтению.
Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта
по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей
младших школьников. В программе заложен механизм формирования у детей
функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения,
развитию
восприятия
литературного
текста,
формированию
читательской
самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает
результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа
ориентирована на формирование и развитие у обучающихся cо смешанными
специфическими расстройствами психологического характера речевых навыков, главным
из которых является навык чтения.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ.

Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой
сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя
выполнить что-либо.

Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация,
повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной
двигательной и речевой активностью.

Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного
образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом
ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности,
ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и
ориентировка в пространстве.

Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный
материал (неречевой), чем вербальный.

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи,
связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи –
нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления;
оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое
мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми
необходимыми
для
выполнения
школьных
заданий
интеллектуальными
операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

Учащиеся
со
смешанными
специфическими
расстройствами
психологического характера характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного
проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком
обучения направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование

эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой
деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать,
импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников; формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению
и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле,
справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России.
Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с
ОВЗ:

обучение на интересе, на успехе, на доверии;

адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и
многообразия учебного материала;

одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического
мышления в процессе восприятия материала;

использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

формулирование определений по установленному образцу, применение
алгоритмов;

взаимообучение, диалогические методики;

комментированные упражнения;

оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по
формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Учащиеся с ОВЗ овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные
коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети
обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в трудностях волевых
усилий; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость, сопровождающаяся повышенной двигательной и речевой активностью.
Дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с
темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в
первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того,
учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного
проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
2.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты:
— становление ценностного отношения к своей Родине
— России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории
и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего
в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и
других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своѐ отношение в разных видах
художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование
культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека
и животных, отражѐнных в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты:
Базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в
сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе
текста, характеристике поступков героев
Базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое,
причина —следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты:
1 класс
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
- понимать литературу как средства сохранения и передачи духовных и
нравственных
ценностей и традиций, принятых в семье и обществе;
- первоначальному этическому представлению понятий о добре и зле, дружбе,
честности.
2 класс
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- понимать литературу как средства сохранения и передачи духовных и
нравственных
ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
- уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения
природоведческого характера, работать с планом произведения;
- осознавать значимость чтения для личного развития.
3 класс
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать
с планом
произведения; - понимание литературы как средства сохранения духовных и
нравственных
ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
- осознавать значимость чтения для личного развития.
4 класс
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять
главную
мысль прочитанного и выражать еѐ своими словами;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику
основным
действующим лицам произведения;
- знать название темы и сюжеты 2–3 произведений фольклорных жанров, а также
литературных произведений писателей-классиков;
- знать не менее 6–7 народных сказок, уметь их рассказывать;
- знать пословицы, 2–3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в
какой
жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
3.
Содержание курса

Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной
литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством
которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и
многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к
чтению художественных произведений.
Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на
формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является
навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии
навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения
про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных
синтетических приемов чтения на уровне слова, интонационное объединение слов в
словосочетания и предложения, увеличения скорости, на втором году обучения постепенное введение чтения про себя. На уроках чтения дети получают знания
литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого
произведения, особенностях малых фольклорных жанров. Дети получают первоначальные
представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о приеме
сравнения, олицетворения, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого
непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок
переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно
постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику
обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического,
литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Формой организации учебного процесса является в основном классно-урочная
система, но также необходимы экскурсии в природу, в библиотеку.
Основные методы, используемые на уроках литературного чтения в первом классе:
беседа, творческая работа, поисковая.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства,
восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек
получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются
представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота
восприятия литературного произведения во многом определяются конкретночувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским
текстом.

4.Календарно-тематическое планирование

№
Тема занятия

1.

Литературные сказки
В.Берестов « Мастер птица»

Кол - во
часов

1 класс

1

Основное содержание работы

Литературное слушание, рассматривание
книги, выделение понятий: автор,
обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

2.

3.

4.
5.

6.

7.
8–9
10

11 12

13

14

Из серии « Мои первые
книжки» С.Маршак «Усатый
полосатый»,
«У солнышка в
гостях». Словацкая сказка.

1

«Ни окошек, ни дверей».
Загадки. Народные и
литературные загадки в стихах
и прозе.

1

Русские народные потешки и
прибаутки.
«Ребятам о зверятах». Книги о
животных.
Е.Чарушин
«Волчишко» С. Маршак «Детки
в клетке»
«О хороших людях»
С.Сахарнов « Самый лучший
параход».
Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»
Русские народные игры. Игра
«Вася – гусѐночек»
Ш.Перро «Красная шапочка»
Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
«Лес не школа, а всему учит»
Ю.Тувим «Птичье радио»
Н. Сладков «Лесные шорохи»
М. Пришвин «Ёж».
Сказки о животных
Русская народная сказка
«Петушок – золотой гребешок»
С. Михалков «Как медведь
трубку нашѐл»
Угадай - ка. Стихи и загадки
«Подскажи словечко» Стихи и
загадки Е. Серова
Друзья детства.
К.Чуковский «Бармалей»,
«Краденое солнце»

1

Пересказ сюжета по вопросам учителя.
Инсценирование одного эпизода по
выбору:
Птицы посылают аиста и соловья учиться
пению.
Аист у мудреца.
Соловей у мудреца.
Слушание и рассматривание книг,
уточнение значений непонятных слов.
Хоровое
проговаривание,
работа
с
иллюстрациями,
оглавлением.
Разыгрывание диалогов, пересказ по серии
картинок
Учимся разгадывать загадки различной
тематики.
Выделение тематических групп загадок,
иллюстрирова-ние.
Книжки – самоделки «Загадки для моих
друзей
Учимся читать потешки и прибаутки
Слушание, чтение и рассматривание книги

1

1

Слушание, чтение и рассматривание
книги-сборника.

2
1

Разучивание считалок для выбора ведущих
ролей. Разучивание игры по всем
правилам.
Чтение и рассматривание книги.
Литературное слушание.
Чтение, рассматривание книги.

2

Чтение и рассматривание книги

1

1

1

Чтение и рассматривание книги –
сборника, отыскание знакомых загадок,
воспроизведение тех, которые запомнили.
Знакомство с понятием «рифма».
Чтение и рассматривание книги.
Знакомство с понятием «Сказочный
зачин».

15

16

17 19

20

21

22 23
24

25

26

27 28

29

30

Из серии « Мои первые
книжки» К.Чуковский «Доктор
Айболит»
Ступеньки
мастерства
А.
Томилин «Сказка о Веселом
мастере на все руки», Я Аким
«Неумейка»
О наших сверстниках.
Н.Носов «Метро», «Телефон»,
«Леденец». А. Соколовский
«Бабушкина вешалка», Е.
Благинина «Бабушка-забота»
Стихи о родном крае.
И. Суриков «Вот моя деревня»,
А. Блок «На лугу».
О героях.
А.Митяев «Богатыри»
О доброте.
В.Осеева «Добрая хозяюшка»,
«Синие листья».
«Поговорим о наших мамах»
Стихи о маме: Е. Благинина
«Посидим в тишине», «Вот
какая мама!», А. Барто
«Разлука» и др..
«В стране Вообразилии»
Б. Заходер «Детям», Э.
Успенский «Над нашей
квартирой».
Знакомые незнакомцы.
Н.Сладков «Как медвежонок
сам себя напугал». Б. Заходер
«Русачок».
Книги о животных.
Е. Чарушин «На нашем дворе»,
Ю. Дмитриев «Дети всякие
бывают». В.Бианки «Хвосты».

О любимых игрушках.
Э. Успенский «Чебурашка», А.
Барто «Игрушки»
О чем я мечтаю.
В. Катаев « Цветик –
семицветик»

1

1

3

1

1

2

1

1

1

2

1

1

Чтение и рассматривание книги,
выборочное чтение.
Чтение и рассматривание книги, словарная
работа «мастер на все руки».
Чтение и рассматривание книги, чтение по
ролям. Работа с иллюстрациями,
составление характеристики главных
героев.
Рассматривание сборника стихов И.
Сурикова, выразительное чтение.
Заучивание стихотворения наизусть.
Литературное слушание, чтение и
рассматривание книги, введение понятия
«былина»
Чтение и рассматривание книги.
Придумать своѐ название сказки. Пересказ
сказки от имени девочки, петушка.
Рассматривание сборника «О мамах»,
выразительное чтение. Заучивание одного
стихотворения наизусть.
Рассматривание сборника
Б. Заходера «В стране Вообразилии»,
выразительное чтение выбранного
стихотворения.
Чтение и рассматривание книги,
воспроизведение содержания по
иллюстрациям.
Рассматривание сборника книг «О
животных», комментированное чтение.
Пересказ по серии картинок, выбрать
самый радостный эпизод, самый грустный.
Выделение научно-познавательных
сведений. Нарисуй рисунок к
произведению.
Рассматривание сборника стихов
«Игрушки», выразительное чтение
стихотворений. Вспомнить стихи про
зайку, мишку и т.д Осмысление
содержания в форме разгадывания загадок.
Литературное слушание, чтение и
рассматривание книги. Разучивание
волшебной песенки. Рисование цветика семицветика. Соотнесение эпизодов сказки
с лепестками волшебного цветка.

Экскурсия в школьную
библиотеку.
Итоговое занятие.
Игра – викторина «Угадай
сказку»

32
33

Литературное слушание, рассматривание
книги: содержание, иллюстрации;
творческое чтение.
Знакомство с хранилищем книг. Работа с
выставкой книг.

1
1
1

2
№
Тема занятия

класс
Кол - во
часо в

Про школу. С. Баруздин « Как
Алѐше учиться надоело»

31

Стихи о школе и детях С.Я.Маршак
«Первый день календаря», «Про
одного ученика и шесть единиц»
А.Плещеев «Чему в школе учат»

1

Сказки о животных
В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р.
Киплинг «Слонѐнок»

1

Загадки о животных.
Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский
«Загадки», Русские народные загадки.

1

Учись дружить.
Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое
страшное», В.А.Осеева «Пѐрышко»

1

5

Здравствуй, осень!
М. Пришвин «Листопадничек»

1

67

Худому делу - худой конец.
Итальянская сказка «Как осѐл петь
перестал», С. Баруздин «Кляксы»,
В.Берестов «Змей – хвастунишка» и
др.
Стихи о Родине.
Могилевская «Сказка о громком
барабане», Стихи о Родине.

1

2

3

4

8

9

Весѐлые стихи.
Д.Хармс « Иван Торопышкин»

2

1

1

Основное содержание работы

Рассматривание книг в классном
уголке чтения, приносить книги из
дома, показывать друзьям. По
желанию выучить одно
стихотворение о школе наизусть.
Определение особенностей жанра
сказок о животных. Пересказ по
иллюстрациям. Принести в
читательский уголок свою книгу
сказок о животных.
Учить отгадывать загадки, находить
ключевые слова, ориентировать в
теме чтения по заглавию. Разучить
одну загадку наизусть. Поиск
загадок для составления классного
сборника загадок.
Выразительное чтение с
интонацией сочувствия, обиды,
сопереживания. Найти пословицы о
дружбе и друзьях
Определять жанр произведения и
тему, составлять план
произведения. Подготовка рисунков
«Здравствуй, осень, золотая!»
Учить работать с книгой: обложка,
иллюстрации, автор, тема, жанр.
Придумать своѐ оригинальное
продолжение сказки.
Чтение и рассуждение о
прочитанном. Подготовить
выразительное чтение
стихотворений о Родине. Подбор
книг для тематической выставки
книг «О Родине»
Обзор различных изданий одного
произведения. Придумать и

10

11

Э. Мошковская «Хитрые старушки»
С.Маршак «Пудель», «Багаж»
«На ярмарке»
Малые фольклорные жанры.
Сказки о животных.
В. Сутеев «Палочка – выручалочка»,
«Мешок яблок», «Яблоко»

1

1

Рассказы о животных.
Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»,
«Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский
Рассказы и сказки, «Орел»
Забавные стихи. А.Барто « Дом
переехал», Хармс «12 поваров»,
«Иван Иваныч Самовар», « Иван
Торопышкин» Э. Мошковская
«Хитрые старушки»
Сказки и стихи о приключениях и
волшебстве. Е.Благинина
«Чудесные часы», « Стихи о ѐлке». Н.
Носов «Приключения Незнайки и его
друзей»

1

17
18

Рассказы и стихи о подвигах.
М.Зощенко «Самое главное»
Емельянов «Храбрая девочка» и др.

2

19

Тебе смешно, а мне до сердца дошло.
Е. Чарушин «Кошка Маруська»,
В.Осеева « Кто всех глупее».

1

Сказки о настоящей дружбе.
Афганская сказка « Волк – ябедник»
Африканская сказка «Вот так
дружба!»

1

12

13

14
16

20

21
22

23

О героизме и трусости.
С.Маршак «Рассказ о неизвестном
герое», «Пожар», Артюхова
« Трусиха», С.Михалков «Прививка»,
К.Ушинский «Трусливый Ваня»
Нет лучше дружка, чем родимая
матушка.
Е.Благинина « Вот какая мама»,

1

3

2

1

нарисовать свою обложку книги к
понравившемуся произведению.
Выделение отличительных
особенностей русского фольклора.
Выучить потешку, считалку,
небылицу.
Определение темы чтения с опорой
на иллюстрации, заглавие, фамилию
автора. Сочинение сказки о
неживом предмете
( портфель, кружка, ботинок, ручка
и т.д.)
Отработка связи « писатель - книги
– тема». Принести картинки,
иллюстрации, фотографии с
изображением птиц .
Выразительное чтение с
интонацией юмора, радости.
Обратить внимание на связь « тема
– автор». Выбор отрывка для
заучивания наизусть.
Детальный анализ произведения.
Отработка связи «жанр – книги»,
уметь читать надписи на обложке
при усложненном оформлении
книг. Сочинить стихи о своих
друзьях
Упражнять в умении предугадывать
примерное содержание по
названию, началу, иллюстрациям
,используя внешние приметы или
прежний опыт. Характеристика
поступка, героев.
Умение найти название книги на
корешке. Тема и жанр
произведения. Выразительное
чтение с интонацией сочувствия,
грусти, радости.
Разграничивать книгу –
произведение и книгу – сборник.
Выделение основных характеристик
«настоящего друга» по
прочитанным сказкам. Составить
рассказ о своѐм лучшем друге.
Выборочное чтение характеристики
главных героев. Озаглавливание
тематической выставки. Отбирать,
рассматривать и приносить в класс
книги о храбрости.
Знакомство с понятием «легенда».
Выразительное чтение
стихотворений, анализ содержания.

24

«Бабушка - забота», Емельянов «
Рассказы о маме» Панькин « Легенда о
матерях» Трутнева « Проталинки»
Жизнь дана на добрые дела.
Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк
« Пичугин мост»

Сочинение стихов о маме и для
мамы.

1

25
26

Произведения о ребятах –
сверстниках. Киселев « Мальчик
Огонек», С.Михалков « Про мимозу»
Н. Г. Гарин- Михайловский «Тѐма и
Жучка»

27

Родину – мать учись защищать.
А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной
тайне» С.Могилевская «Рассказ о
смелом барабанщике»

1

Книги о ребятах и их делах.
А.Барто « Было у бабушки 40 внучат»
С.Маршак «Чижи»

1

28

29

30

31

32

33
34

Там, где раз пророс вопрос, зреет
крепкий разум.
Китайская народная сказка « Ребѐнок
и мудрец», « Отчего у белого медведя
нос черный»
Юсупов « Почему у лягушки нет
хвоста»
Весна, весна на улице, весенние деньки!
Б. Заходер «Товарищам детям», Э.
Шим « Чем встречают весну?»
Э. Шим «Чем пахнет весна».
Знай и люби родную природу!
Е. Чарушин «Большие и маленькие»,
«Про Томку» Снегирев « Про
пингвинов»
Г. Скребицкий «Колючая семейка»
Произведения о растениях.
Э. Шим «Неслышные голоса»
Н.Павлова « Живая бусина»
Сказки народов родного края.
Все за одного, а один за всех, тогда и
в деле будет успех.
Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и

2

1

1

1

1
1

1

Выделение ключевых эпизодов по
вопросам учителя. Закрепление
всех приобретенных знаний.
Составление рассказа о своѐм
добром поступке.
Установка на знакомство с книгой,
начиная с фамилии автора (знаком –
незнаком). Интонированное чтение
произведений. Составление
характеристики положительного и
отрицательного героев. Пересказ от
лица главного героя.
Детальный анализ произведений,
характеристика черт характера.
Учить озаглавливать тематическую
выставку. Подобрать пословицы и
поговорки о Родине. Выделение
для себя нравственных качеств.
Выделение поведенческих
характеристик героев для
дальнейшего инсценирования.
Выбор для себя роли в
инсценировке
Умение находить в книгах общие
признаки. Подумать, на какой
вопрос вам хотелось бы получить
ответ.

Обратить внимание на связь « тема
– автор». Передача весеннего
настроения при выразительном
чтении. Придумать своѐ название
стихотворениям. Словесное
изображение весенних картин
Обобщить прочитанное,
нахождение логических связей в
произведении. Пересказ по плану.
Устанавливать связь « автор –
книга – тема». Выделение
ключевых эпизодов произведений.
Знакомство с особенностями сказок
разных народов, их оформление.
Формирование нравственной
позиции младшего школьника.
Повторение правил гигиены чтения.

Гек»

Составление вопросов по
произведению.

3

класс
Основное содержание работы

Тема занятия

1.

2.

3.

4.

56
7

Стихотворные сказки.
А.Пушкин «Сказка о золотом
петушке»
Детские энциклопедии.
Энциклопедии о растениях,
животных, географии, истории и т.д.
Стихи о природе. Страницы русской
классики.
Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И.
Бунин, С.Есенин, А.Плещеев
Рассказы современных писателей о
детях.
Т. Лихоталь «Синяк»,
Рассказы В. Драгунского «Сестра моя
Ксения», «Что я люблю», «….И чего
не люблю», «где это видано, где это
слыхано»
Волшебный мир сказок Бажова.
П. Бажов «Огневушка - поскакушка»,
«Змейка», «Каменный цветок»
Произведения о тех, кто трудится.
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,
В. Осеева «Простое дело"

89

Книги о природе и человеке.
М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг
«Маугли» Б.Житков «Мангуста»

10

Рассказы о животных.
Л.Толстой « Как волки учат своих
детей», К.Паустовский «Барсучий нос»
Книги о ребятах и их делах.
А.Гайдар «Тимур и его команда».

11

12

Произведения о долге и храбрости.
И. Тургенев «Капля жизни»

Кол - во
часов

№

1

1

1

1

2

1

2

1
1

1

Особенности стихотворных сказок.
Сравнение сказок разных авторов.
Выучить отрывок наизусть
Особенности энциклопедических
публикаций. Находить в большом
потоке информации интересующую
информацию
Рифма, строфа, олицетворение,
сравнение, эпитет. Основы
стихосложения: синквейн
Рассуждать о прочитанном,
сравнивать с реальными
жизненными ситуациями. Сочинить
свой рассказ «Что я люблю»

Выделение особенностей уральских
сказаний. Мини-рассказ «Я умею, я
могу»
Рассуждать с опорой на
прочитанное произведение.
Находить ответы на вопросы в
произведении.
Деление произведения на
смысловые части. Находить в
произведении понравившиеся
отрывки.
Чувства, эмоции героев и
читателей. Мастерство писателя.
Работа с текстом: выборочный
пересказ, устное иллюстрирование.
Пересказ отрывка прочитанного
произведения. Выставка книг
А.П.Гайдара.
Составление характеристики героя
по его поступкам и жизненным
ситуациям. Найти и принести книги
с произведениями о долге и

13

Произведения о мамах и детях.
А. Милн «Непослушная мама»

1

14

Сказки о приключениях детей.
И. Сигсгорд « Палле один на свете» и
др.

1

15

Весѐлые истории.
М.Зощенко « Глупая история»
И. Сухин «Вот такой затейник»
Сказки народов разных стран.
Арабская сказка «Синбад – мореход»,
«Али – Баба и сорок разбойников»

1

16

17

Книги о дружбе и взаимопомощи.
Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»
В. Дуров «Наша Жучка» и др.

1

2

18

Книги писателей, которые
иллюстрируют свои произведения.
Е.Чарушин, В. Голявкин

1

19

Как рождается герой.
Б.Заходер « История гусеницы», Ю.
Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин «
Лесные жуки»
Люби живое.
М.Пришвин «Рождение кастрюльки»,
Д. Мамин – Сибиряк «Емеля –
Охотник»
По страницам детских журналов.
Ю.Ермолаев «Соседка по парте»,
журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»

1

20

21

22
23

Твоя книжная полка.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и
дома», «Приключения Толи
Клюквина», «Дневник Коли

1

1

2

храбрости. Выставка книг о долге и
храбрости.
Выразительное чтение
стихотворений: передача любви и
уважения тембром и темпом
чтения. Выучить стихотворение о
маме. Конкурс стихотворений о
маме.
Литературное слушание. Анализ
произведения. Иллюстрация с
комментариями, составление
вопросов по тексту. Составление
кроссворда с использованием
составленных вопросов
Особенности произведений
юмористического жанра.
Особенности арабских сказок.
Иллюстрация с комментарием
(отрывок из произведения к
иллюстрации).
Особенности произведений,
написанных не писателем, а
людьми разных профессий. Мини
сочинение «Моя кошка», «Собакадруг человека». Газета с
фотографиями, рисунками и
сочинениями «Мои друзья –кошки,
собаки»
Работа художника-иллюстратора.
Значение иллюстрации в раскрытии
содержания произведения.
Иллюстрирование понравившегося
эпизода.
Темп чтения, передача настроения
голосом. Выразительное чтение
выбранного стихотворения.
Конкурс на лучшего чтеца.
Отражение биографии и интересов
писателя в его произведениях.
Выразительное чтение отрывка
произведения.
Анализ поступков героев,
предложение своего решения
проблемы, ссоры возникшей среди
героев произведения.
Формулирование своего отношения
к происходящему в произведении
Детальный анализ произведения.
КВН « С героями Н.Носова»

Синицына»
24
26

27

Страна Фантазия.
Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»
Д. Родари «Приключения Чиполлино»,
«Приключения голубой стрелы»
«Джельсомино в Стране Лжецов»
Стихи о родине поэтов родного края.

3

1

28

Разножанровые произведения о
ратных подвигах родного народа.
К.Ушинский «Александр Невский», А.
О. Ишимова «История России в
рассказах для детей».

1

29
30

Зарубежные писатели детям.
«Пеппи длинный чулок», Р.Распе
«Самый правдивый человек на земле»

2

31

Мифы и легенды древней
Греции.Рождение героя, Геракл в
Фивах,
Немейский лев.

1

32
33

Книги, которые надо читать долго.
А. Волков «Волшебник изумрудного
города»

2

34

КВН « В стране Читалии»

1

Анализ произведения по вопросам
учителя. Подготовка иллюстрации к
игре « Угадай произведение,
зачитай отрывок» Игра« Угадай
произведение, зачитай отрывок»
Патриотизм и любовь к родине в
стихотворном жанре. Подготовка к
выразительному чтению. Конкурс
на лучшего чтеца.
История на страницах
художественных произведений.
Поиск произведений по теме
занятия. Оформление читательского
уголка, экскурсия к памятнику
воинам ВОВ.
Особенности произведений
зарубежных писателей имена
героев, бытовые особенности,
обычаи и т.д. Составление вопросов
по услышанному отрывку
произведения. Выразительное
чтение отрывка с коротким
комментированием общего сюжета.
Литературное понятие «миф»,
«легенда». Сравнение жанра
«Мифы» со сказкой. Пересказ
выбранного мифа или легенды.
Составление кроссворда «О мифах
и легендах».
Особенности чтения книг большого
объѐма. Составление плана,
опорные слова и предложения.
Читательская конференция по
произведению «Волшебник
изумрудного города». Читательская
конференция по произведению
«Волшебник изумрудного города»

№
Тема занятия

1

О чѐм рассказывают журналы?
Детская периодическая печать: журнал
«Музрилка», «Юный натуралист»,

Кол - во
часов

4 класс

1

Основное содержание работы

Расширение сведений о пособиях в
помощь юному читателю. Обобщение
сведений о книгах - справочника.

«Весѐлый затейник» и т.д.

2

3

4

5

«Где, что, как и почему?»
Книги-справочники, энциклопедии

1

«Вчера и сегодня»
Книги о науке и технике, о машинах и
вещах и об их творцах – ученых
изобретателях

1

«Каким ты был, мой ровесник, в годы
Великой Отечественной войны ?»
Книги о ребятах-сверстниках,
участниках ВОВ.

1

«Из истории нашей Родины»
Книги о далеких по времени событиях
и людях, оставшихся в памяти народа
на века. Знакомство с творчеством С.
Алексеева.

67

«В путь, друзья!»
Книги о путешествиях и
путешественниках, настоящих и
вымышленных

810

«Обыкновенная биография в
необыкновенное время»
Художественные произведения,
автобиографии, письма, дневники А.
Гайдара; воспоминания, заметки о А.
Гайдаре.

11
13

«Родные поэты».
Стихи поэтов – классиков 19-начала 20
века для детей: В. Жуковский, К.
Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов,
М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов,
С. Дрожжин и др.

14

«Творцы книг»

1

2

3

3

Изготовление книжки-самоделки
«Знаете ли вы?». Работа со справочной
детской литературой.
Расширение сведений о пособиях в
помощь юному читателю. Обобщение
сведений о книгах-справочниках.
Изготовление книжки-самоделки
«Знаете ли вы?». Работа со справочной
детской литературой.
Упорядочение и систематизация
доступного круга чтения по теме.
Выделение из прочитанных книг
особенно интересных сведений из
науки и техники.
Анализ и оценка умения коротко,
понятно, интересно рассказать о
прочитанной книге. Знакомство с
аннотированным рекомендательным
указателем книг и приѐмами
аннотирования. Оформление
аннотаций на прочитанные книги.
Рассказы о героях прочитанных книг,
составленные по разным источникам.
Выделение книг С. Алексеева и
знакомство с творчеством этого
писателя. Устное аннотирование книг
по теме урока. Чтение рассказов и
очерков о героях наших дней из
детской периодики, в Интернете.
Анализ книг. Выделение эпизодов,
воспитывающих чувство юмора,
любознательность, наблюдательность,
внимание. Подготовка и проведение
литературного марафона «В путь,
друзья!» - по материалам прочитанных
книг
Знакомство с новым видом издания – с
собранием
сочинений
писателя.
Выборочное
чтение,
пересказ,
декламация отрывков, воссоздающих
образ А. Гайдара – бойца, писателя,
гражданина. Оформление презентации
«Книги Гайдара и о Гайдаре».
Знакомство с широким кругом поэтовклассиков, с тематикой их творчества.
Чтение избранных стихов наизусть.
Чтение стихов ряда поэтов-классиков.
Отбор нескольких стихотворений для
чтения вслух, наизусть. Литературная
игра «Знаешь ли ты поэтовклассиков?»
Беседа о том, с какими книгами

16

17
19

20
22

Рассказы о писателях, о художниках
иллюстраторах и о тех, кто книги
печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских
писателях», К. Паустовский «Далекие
годы»- повесть о детстве и юности, Г.
Скребицкий «От первых проталин до
первой грозы»- повесть о детстве.)
«Бороться и искать, найти и не
сдаваться!»
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
Кир Булычов «Гостья из будущего»
В.Губарев «Путешествие на
Утреннюю Звезду»
«От благодарных читателей»
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

3

3

3

23
24

«Современные писатели - детям»
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана»,
«Миллион и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь
человеком»

25

Мир детства в рассказах А. П. Чехова
«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора»
«Каштанка»

1

26
28

«С моей книжной полки»
В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький
Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»

3

29

Путешествие по сказкам братьев
Гримм.
Сказки братьев Гримм

1

30

Картины русской природы в
произведениях писателей родного края

2

1

познакомились, кто какое направление
выбрал для самостоятельного чтения,
о чем узнал. Коллективная
презентация «Творцы книг».
Оформление выставки книг
приключенческого жанра.
Углубленное рассмотрение книг
приключенческого жанра.
Литературная викторина по
произведениям раздела «Зарубежная
приключенческая классика»
Анализ книг. Выделение эпизодов,
воспитывающих чувство юмора,
любознательность, наблюдательность,
внимание, уважение к старшим.
Формулирование своего отношения к
происходящему в произведении,
составление характеристики главных
героев.
Знакомство с широким кругом
современных писателей, с тематикой
их творчества. Анализ произведений.
Выбор отрывка, пересказ от своего
имени. Составление вопросов по
данным произведениям. Оформление
выставки книг. Самопрезентация
«Книга, которую советую вам
прочитать»
Рассказы о героях прочитанных книг,
составленные по разным источникам.
Выделение книг А. П. Чехова и
знакомство с творчеством этого
писателя. Устное аннотирование книг
по теме урока.
Упорядочение и систематизация
доступного круга чтения по теме.
Составление заданий по данным
произведениям (вопросы, кроссворды,
ребусы, пиктограммы и т.д.
Литературная игра «Ты мне, я тебе» по
прочитанным произведениям.
Упорядочение и систематизация
доступного круга чтения по теме.
Составление заданий по данным
произведениям (вопросы, кроссворды,
ребусы, пиктограммы и т.д.
Литературная викторина по сказкам
братьев Гримм
Знакомство с широким кругом
современных писателей, с тематикой

32
33

Мир детства на страницах русской
классики 19 – 20 веков
Д. Мамин – Сибиряк «Емеля –
охотник», А. Куприн «Белый пудель»,
К. Станюкович «Максимка»

34

Викторина «По страницам любимых
книг».

2

их творчества. Анализ произведений.
Выбор отрывка, пересказ от своего
имени. Составление вопросов по
данным произведениям. Оформление
выставки книг.
Анализ и оценка умения коротко,
понятно, интересно рассказать о
прочитанной книге. Знакомство с
аннотированным рекомендательным
указателем книг и приѐмами
аннотирования. Оформление
аннотаций на прочитанные книги.

1

5.Учебно методическое обеспечение
1. Газета «Педсовет». - 2011 №3;
2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному
чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному
чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:
Флинта - наука,
2001.
8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта наука,2001.
9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
13. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы
Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».