Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» 1-4 класс

1

1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на основе Программы «Вдумчивое чтение», автор Е.В.Посашкова.
Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Введение
курса «Чтение с увлечением» поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития
детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой
деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству
обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Общая характеристика курса
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
 ориентация на читательские интересы ребенка;
 разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
 разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков
литературного чтения;
 важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого
произведения.
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и
приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены.
Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их
первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено
формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова.
В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления
квалифицированной читательской деятельности.
Тип программы: тематическая, реализующая художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников.
Задачи:
 совершенствование навыка чтения обучающихся;
 развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
 знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
 формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских
писателей;
2

 формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
 формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
 выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,
полученные на уроках литературного чтения;
 развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Практическая значимость курса заключается в умении:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Курс «Чтение с увлечением» имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного
искусства, музыки.
Программа предназначена для обучающихся 7-10 лет. Чтение для ребѐнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и
самовоспитание.
Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов
стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического
иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся
знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают
заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.
Режим занятий обусловлен нормативно- правовой общеобразовательной базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного
возраста.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в городской детской библиотеке.
Описание места курса
Программа курса «Чтение с увлечением» рассчитана на четыре года обучения для обучающихся 1-4 классов. На реализацию курса отводится 1
час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год.)
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание программы занятий курса «Чтение с увлечением» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель
овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание,
3

воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью,
готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

2. Планируемые результаты освоения курса
а) Личностные результаты
1 класс
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок и рассказов.
2 класс
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к чтению художественной литературы;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность
за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
– эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;
– понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к чтению как особому способу изображения действительности;
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
– основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;
– эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;
– любви к родному дому, малой Родине;
– представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
3 класс
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к содержанию художественных произведений;
- эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;
4

- интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
- умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;
- первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений.
4 класс
У обучающегося будут сформированы:
– устойчивое положительное отношение к литературному чтению;
- интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, инсценировка);
- осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;
– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– устойчивого интереса к литературе, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;
– внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;
– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;
– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.
б) Метапредметные результаты:
1 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);
5

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
2 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;
– определять автора книги и ее название;
– определять содержание книги по иллюстрациям;
– участвовать в организации выставки книг в классе;
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки-иллюстрации к произведениям;
– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о подробности в художественном изображении;
– осознавать роль названия произведения;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
6

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– воспринимать мнение собеседников;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную речь взрослых;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
3 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать установленные правила работы с текстом;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с дополнительной литературой во внеурочное время;
- адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
- самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
- использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.
7

Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
- уважать мнение собеседников.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям
ФГОС НОО:
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
4 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;
– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;
– оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач,
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
– принимать участие в коллективных делах и инсценировках;
8

– контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах;
в) Предметные результаты
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям
ФГОС НОО:
1 класс
– определять автора книги и ее название;
- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление;
- определять возможное содержание книги по еѐ иллюстрациям;
– участвовать в организации выставки книг.
.
2 класс
- находить произведения определѐнной тематики;
- сравнивать иллюстрации и содержание произведений;
- иметь представления о справочной, периодической литературе;
- осуществлять поиск тематических журналов;
- кратко и подробно пересказывать.
3 класс
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
4 класс
9

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.

3.Содержание курса
1 класс
В программу 1 класса включены русские народные сказки, авторские сказки К.И. Чуковского, В.Сутеева, С.Прокофьевой, авторские сказки
зарубежных писателей Г.Х. Андерсена, Ш. Перро.
Детский фольклор представлен потешками, считалками, загадками. Первоклассники знакомятся с творчеством отечественных поэтов
А.Л.Барто, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н.Стожковой, Г.Остера, В. Степанова, В.Берестова, Э.Успенского.
Знакомство с рассказами представлено по двум темам. Это рассказы о детях Л.Н.Толстого и рассказы о природе М.Пришвина,
Е.Чарушина, В. Бианки, А.Тамбиева.
В завершении курса обучающиеся знакомятся с детскими журналами ««Весѐлые картинки», « Дисней», «Вини и его друзья», «Свирелька»,
«Тошка и компания».

2 класс
Во втором классе обучающиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей (рассказы о «зверятах» Е.
И. Чарушина, веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина из сборника «Карусель в голове», В. Ю. Драгунского из сборника «Денискины
рассказы», рассказы о красоте природы, сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», игровые
стихотворения, стихотворения о животных Б.В. Заходера). В круг чтения второклассников входят произведения классиков зарубежной
литературы: сказки датского «короля сказок» Х.К. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас»; семейная
сказка английского писателя А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.В. Заходера, отрывки из древнегреческих мифов «12 подвигов
Геракла» в пересказе В. Смирновой. Школьники также знакомятся с одной их самых известных современных детских энциклопедий –
«Почемучкой» Г. Юрмина, А. Дитриха, Р. Кошурникова.
3 класс
10

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры
младшего школьника. Поэтому в программу 3 класса включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной
детской литературы. Содержание литературного образования в третьем классе представлено шестью тематическими разделами, в которые входят
произведения разных жанров.
В первый раздел «Все мы родом из детства...» (4ч.) включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси
Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день».
Второй раздел «Думают ли звери?» (4ч) посвящен литературе о природе и животных. Сюда вошли как стихотворения отечественных
поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев
«Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).
Раздел «Вверх ногами» (6ч.) знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление
и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б.
Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского
писателя Милоша Мацоурека.
В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные» (6ч.), представлены рассказы, повести и сказки, посвященные
школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова,
«Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского.
Произведения, включенные в пятый раздел «Преданья старины глубокой» (3ч.), знакомят учащихся в художественной форме с историей
отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой
воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической
энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей».
Завершает программу для 3 класса раздел «Обыкновенное чудо» (11ч.), состоящий из произведений сказочного и фантастического
характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на
крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы», «Сказка о потерянном времени» Е.Шварца., сказки-несказки В.Бианки.
4 класс
В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). Эти книги должны
быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность.
В первый раздел программы «Все мы родом из детства» (10 ч.) включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести Н.Г. ГаринаМихайловского «Детство Темы» и классика американской литературы Марка Твена «Приключения Тома Сойера», сказочные повести
французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и английского писателя Д. Барри «Питер Пэн».
Раздел «Моя малая Родина» (6 ч.) знакомит учащихся с историей и богатствами Урала, а также с произведениями классиков «уральской»
литературы Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П. Бажова.
В третьем разделе, озаглавленном «Мир удивительных путешествий и приключений» (11ч.), представлены увлекательные сказочные
повести и романы, уже давно ставшие классикой мировой литературы: «Чудесное путешествие Нильса с гусями» шведской писательницы Сельмы
Лагерлеф, «Приключения Робинзона Крузо» английского писателя Даниеля Дефо, «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна.
Сюда же включена повесть отечественного писателя Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
11

Завершает программу для 4 класса раздел «Страна Фантазия» (7 ч.) , состоящий из произведений мировой сказочной литературы, таких,
как: «Щелкунчик и мышиный король» немецкого писателя Э. Гофмана, повести английских писателей «Приключения Алисы в Стране Чудес»
Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно» Д.Р. Толкиена. В заключении четвероклассники знакомятся со знаменитой сказкой уральского
писателя В.П. Крапивина «Дети синего фламинго».

4.Тематическое планирование курса
1 класс
№
урока

Раздел/тема занятия

Содержание

Кол-во
часов

1.

Здравствуй, книга!

1

2.

Как живѐшь Книжкин
дом?

Название залов библиотеки.
Правила поведения в
библиотеке
Элементы книги: корешок,
страницы, переплет,
оглавление.

3.

Сказки дедушки
Корнея. К.И.
Чуковский

Умение задавать и отвечать
на вопросы по содержанию

4.

Сказки дедушки
Корнея. К.И.
Чуковский
Стихи – друзья
хорошие. А.Л.Барто

Умение соотносить
иллюстрацию с текстом

5.

6.

Стихи – друзья

Умение слушать,
выразительно читать
стихотворения
Уметь определять название

Основные виды
деятельности
обучающихся
Беседа. Презентация
детских книг

Просмотр
мультфильма
«Гришины книжки».
Беседа о бережном
отношении к книгам.
Практикум
1
Выразительное
20.09.22 чтение, слушание.
Рассматривание
иллюстраций
1
Чтение отрывков
наизусть,
иллюстрирование
1
Выставка книг.
Выразительное
чтение. Слушание
1
Определение названия
1

12

Виды,
формы
контроля
Устный
опрос

Электронные
(цифровые
образовательные
ресурсы)
http://schoolcollection.edu.ru

Устный
опрос

http://nachalka.info

Устный
опрос

http://nachalka.info

Устный
опрос

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос
Самооценка
Устный

http://nsc.1september.ru

http://nachalka.info

хорошие. А.Л.Барто

стихотворения по
соответствующей
иллюстрации. Уметь
выразительно читать
наизусть
Уметь выразительно читать.
Соотносить отрывки из
произведения с алфавитом

стихотворений по
опрос
иллюстрациям книги. Практическая
Чтение стихотворений работа
наизусть

7.

Про всѐ на свете.
С.Я.Маршак

8.

Дядя Стѐпа всем
знаком. С.В.
Михалков

Уметь отвечать на вопросы.
Учиться задавать вопросы
по прочитанному. Умение
слушать собеседника

1

9.

Стихи про зверят.
Н.Стожкова

Умение соотносить
иллюстрацию и текст

1

10.

Фольклор – детям.
Потешки, считалки

Что такое устное народное
творчество

1

11.

Фольклор – детям.
Загадки

Как создаются загадки.
Загадки в прозе и стихах

1

12.

Русские народные
сказки

Особенности русской
народной сказки

1

13.

Русские народные
сказки

Особенности русской
народной сказки

1

14.

Сказки и картинки
В.Сутеев

Умение слушать, задавать
вопросы, кратко
пересказывать,
инсценировать прочитанное

1

Беседа.
Дидактические игры
на закрепление
знаний алфавита
Характеристика
главного героя.
Комбинированное
чтение. Просмотр
мультфильма
Беседа.
Дидактические игры
на закрепление
знаний алфавита
Беседа. Чтение
потешек. Конкурс на
лучшую считалку
Конкурс загадок.
Групповая творческая
работа по
составлению загадок
Краткий пересказ
сказки.
Инсценирование
Чтение по ролям,
инсценирование,
характеристика героев
сказки
Просмотр отрывков
мультфильма
Обсуждение образовперсонажей. Краткий

1

13

Устный
опрос

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Устный
опрос

https://urok.1sept.ru/

Устный
опрос
Самооценка

http://nachalka.info

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос

http://nachalka.info

Устный
http://nsc.1september.ru
опрос
Практическая
работа

15.

Машины сказки. С.М.
Прокофьева

Умение читать по ролям.
Давать характеристику
героям сказки, оценивать
поведение героя по его
поступкам
Уметь кратко
пересказывать. Соотносить
автора и сказку

1

16.

Сказки зарубежных
писателей. Г.Х.
Андерсен

17.

Сказки зарубежных
писателей Ш. Перро

Уметь кратко
пересказывать. Соотносить
автора и сказку

1

18.

Большие и маленькие. Знания о животных, их
образе жизни и повадках.
Е.И.Чарушин

1

19.

Великие открытия.
Г.Остер

1

20.

Весѐлая компания.
В.Степанов

Умение выразительно
читать. Характеризовать
героя. Делать выводы.
Умение выразительно
читать наизусть

21.

Читалочка по
стихотворениям
В.Берестова

Умение выразительно
читать наизусть

1

22.

Рассказы о детях
Л.Толстой

Умение пересказывать.
Давать характеристику

1

пересказ.
Инсценирование
Чтение по ролям.
Инсценирование.
Обсуждение главных
героев.

1

1

14

Практическая http://nsc.1september.ru
работа

Краткий пересказ
сказки. Выставка
книг. Словесное
рисование. Викторина
Краткий пересказ
сказки. Выставка
книг. Словесное
рисование. Викторина
Выставка книг
писателя.
Рассматривание
иллюстраций.
Сравнение сказки и
рассказа.
Комбинированное
чтение
Чтение и анализ
стихотворений

Практическая http://nsc.1september.ru
работа

Чтение наизусть.
Иллюстрирование
выбранного
стихотворения
Конкурс чтецов.
Иллюстрирование
выбранного
стихотворения
Выставка книг.
Выразительное

Практическая http://schoolработа
collection.edu.ru
Самооценка

https://urok.1sept.ru/

Устный
опрос

http://nachalka.info

Практ.работа

http://nsc.1september.ru

Самооценка

http://schoolcollection.edu.ru

Практическая https://urok.1sept.ru/
работа

герою по его поступкам

23.

Рассказы о маме

Умение пересказывать.
Давать характеристику
герою по его поступкам

24.

Этажи леса. М.М.
Пришвин

Знания об обитателях леса,
1
их образе жизни и повадках.
Умение задавать и отвечать
на вопросы

25.

Моя первая зоология
Е.И.Чарушин

Знания о животных, их
образе жизни и повадках.
Умение строить
монологические
высказывания

1

26.

Кто где живѐт?
А.Тамбиев

Умение сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Умение соотносить текст с
иллюстрацией.

1

27.

Кто где живѐт?
А.Тамбиев

Умение сравнивать,
обобщать, делать выводы

1

28.

Кто чем поѐт?
В.Бианки

Знания о животных, их
образе жизни и повадках.

1

чтение. Краткий
пересказ.
Характеристика
героев
Выставка книг.
Выразительное
чтение. Краткий
пересказ.
Характеристика
героев
Выставка книг.
Краткий пересказ
отрывков.
Выборочное чтение.
Викторина
Выставка книг.
Определение
содержания книги по
иллюстрациям и
названию.
Комбинированное
чтение. Викторина
Знакомство с
многообразием
животного и
растительного мира.
Выборочное чтение.
Викторина
Знакомство с
многообразием
животного и
растительного мира.
Выборочное чтение.
Викторина
Выставка книг.
Определение

1

15

Устный
опрос

https://urok.1sept.ru/

Устный
опрос

https://urok.1sept.ru/

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Практическая http://nachalka.info
работа

Практическая https://urok.1sept.ru/
работа

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Умение отвечать на
вопросы. Строить
монологические
высказывания

29.

Разноцветная
семейка. Э.
Успенский

Уметь читать по ролям.
Отвечать и задавать
вопросы. Характеризовать
героя.

1

30.

Страна Журналия
«Весѐлые картинки»,
« Дисней»

Знать детскую периодику.
Ориентироваться в
содержании журнала.
Умение рассказать о
полученной информации из
журнала

1

31.

Страна Журналия
«Вини и его друзья»,
«Свирелька»

1

32.

Страна Журналия
«Тошка и компания»

Знать детскую периодику.
Ориентироваться в
содержании журнала.
Умение рассказать о
полученной информации из
журнала
Знать детскую периодику.
Ориентироваться в
содержании журнала.
Умение рассказать о
полученной информации из
журнала

33.

Итоговое занятие –
Как хорошо уметь
читать!

примерного
содержания по
названию и
иллюстрациям книги.
Выборочное чтение.
Викторина
Просмотр
мультфильма. Чтение
по ролям.
Иллюстрирование
отрывка
Знакомство с
журналами. Выставка
журналов. Краткий
пересказ полученной
информации.
Разгадывание
кроссвордов. Работа
по содержанию
Знакомство с
журналами. Выставка
журналов. Краткий
пересказ полученной
информации. Работа
по содержанию
Знакомство с
журналами. Выставка
журналов. Краткий
пересказ полученной
информации. Работа
по содержанию
Викторина по
прочитанным книгам.
Инсценирование.
Чтение наизусть.
Краткий пересказ

1

1

16

Практическая https://urok.1sept.ru/
работа

Самооценка

http://nachalka.info

Устный
опрос

https://urok.1sept.ru/

Практическая http://schoolработа
collection.edu.ru

Зачет

http://nachalka.info

2 класс
№
урока

Тема занятия

Содержание

Кол-во
часов

1

Страна Вообразилия –
стихи Б. В. Заходера

Выразительно
читать
стихотворения
наизусть.

1

2

Кто ходит в гости по
утрам – сказки Б. В.
Заходера

Выразительно
читать
стихотворения
наизусть.

1

3

Король сказок
Г.Х.Андерсен

Давать
характеристику
главному герою.

1

4

Сказки из Германии –
сказки братьев Гримм

Уметь
пересказывать
прочитанное,

1

Основные виды
деятельности
обучающихся
Выставка книг,
рассказ о писателе.
Литературная
викторина. Работа над
игровыми стихами.
Творческие задания.
Выразительное чтение
стихов. Конкурс
чтецов. Литературная
игра.
Выставка книг.
Игровые
задания.
Самостоятельное
чтение и пересказ.
Выставка книг.
Конкурс на лучшего
рассказчика и на
внимательного
слушателя, конкурс
детских иллюстраций.
Литературные игры,
тест. Рассказ о
писателе.
Выставка книг.
Конкурс на лучшего
рассказчика, конкурс
17

Виды,
формы
контроля
Устный
опрос

Электронные (цифровые
образовательные
ресурсы)
http://schoolcollection.edu.ru

Практическа
я работа

http://nsc.1september.ru

Практическа
я работа

http://schoolcollection.edu.ru

Устный
опрос

http://nachalka.info

5

Волшебные сказки
Ш.Перро

6

Приключения в
цветочном городе –
сказки Н.Носова

7

Аленушкины сказки.
Д.Н.Мамин –
Сибиряк

8

Приключения
кузнечика Кузи – М.
Пляцковский

9

10

выразительно
читать,
инсценировать.
Составлять
вопросы к
викторине.
Слушание и
выразительное
чтение.

«Угадай-ка!»

1

1

Характеризовать
книгу, определять
тему.
Выразительно
пересказывать
прочитанное.
Выразительно
читать,
инсценировать.

1

Страна фантазеров –
рассказы Н.Носова

Выразительное
чтение,
инсценирование.

1

Рассказы В. Ю.
Драгунского.

Давать
характеристику
главному и
второстепенному

1

1

Выставка книг.
Викторина «Знаешь
ли ты?»
Творческий конкурс
веселого рассказа.
Выставка книг.
Проблемные
ситуации, слушание и
чтение рассказов,
беседа. Работа над
выразительным
чтением. Игровые
задания.
Выставка книг.
Чтение и пересказ.

Практическа
я работа

http://nachalka.info

Практическа
я работа

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Творческий конкурс
веселого рассказа.
Выставка книг. Работа
над выразительным
чтением.
Выставка книг.
Игровые
задания.
Самостоятельное
чтение и пересказ.
Выставка книг,
рассказ о
писательнице.
Антиципация.
18

Практическа
я работа

http://nachalka.info

Устный
опрос

http://nsc.1september.ru

Практическа
я работа

http://nachalka.info

герою
произведения.
Инсценирование.

11

Рассказы о животных
– Б.С.Житков

12

Сказочная поэзия С.Г.
Козлова

13

Сказочник леса –
Н.И.Сладков

14

Бежал ежик по
дорожке – рассказы
Н.И. Сладкова

Научится
рассказывать о
собственном
опыте общения с
природой.
Научится
выразительно
читать
произведение.
Учиться
сравнивать,
обсуждать, читать
по ролям.

1

Выразительно
пересказывать
прочитанное,
инсенировать.
Слушание,
выразительное
чтение, словесное
рисование.

1

1

1

Слушание и
самостоятельное
чтение. Беседа.
Игровые и творческие
задания.
Первичные
обобщения о
специфике рассказов
и личности автора.
Антиципация,
слушание и
самостоятельное
чтение рассказов.
Путешествие в
сказочный лес С.
Козлова.
Сопоставление сказки
и одноименного
мультфильма. Беседа
о творчестве писателя,
проблемные вопросы.
Обсуждение образовперсонажей, идей
http://nachalka.info ск
азок. Чтение по
ролям. Творческое
задание.
Путешествие в
сказочный лес Н. И.
Сладкова. Чтение и
инсценирование.
Выставка книг.
Характеристика
персонажей по их
описанию и
19

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Практическа
я работа

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос

http://nachalka.info

Практическа
я работа

http://schoolcollection.edu.ru

Характеризовать
книгу, героев,
инсценировать.

1

Давать
характеристику
главному и
второстепенному
герою
произведения.

1

17

На все цвета радуги – Давать
рассказы и сказки Е. характеристику
главному и
Пермяка.
второстепенному
герою
произведения.

1

18

Почемучкины книжки

1

15

16

Веселые истории из
Простоквашино –
сказки
Э.Н.Успенского
Сказки – несказки
В.В. Бианки

Уметь задавать
проблемные
вопросы при
обсуждении,
составлять

поведению.
Первичные
обобщения о
специфике рассказов
и личности автора.
Творческое
иллюстрирование.
Викторина «Кто эти
герои?», выставка
рисунков,
инсценирование.
Выставка книг.
Характеристика
персонажей по их
описанию и
поведению.
Первичные
обобщения о
специфике рассказов
и личности автора.
Творческое
иллюстрирование.
Выставка книг.
Характеристика
персонажей по их
описанию и
поведению.
Первичные
обобщения о
специфике рассказов
и личности автора.
Выставка
энциклопедий.
Литературная игра,
диктант
«Внимательный
20

Практическа
я работа

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

http://schoolcollection.edu.ru

Устный
опрос

http://nsc.1september.ru

вопросы для
викторины.

19

Почемучкины книжки

Уметь работать в
группе.

1

20

Жили – были еж,
белка – книги И.
Акимушкина.

Давать
характеристику
главному и
второстепенному
герою
произведения.

1

21

Дресированные
животные – Л. Дуров
«Мои звери».

Давать
характеристику
главному и
второстепенному
герою
произведения.
Пересказывать
прочитанное.

1

22

М. Пришвин о
птицах.

Слушать,
выразительно
читать,
анализировать
произведение.
Публичная

1

читатель», викторина
«Самый интересный
энциклопедический
вопрос».
Соревнования в парах,
групповая работа.
Соревнования в парах,
групповая работа –
игра «Что ? Где?
Когда?»
Выставка книг.
Характеристика
персонажей по их
описанию и
поведению.
Первичные
обобщения о
специфике рассказов
и личности автора.
Творческое
иллюстрирование.
Выставка книг.
Характеристика
персонажей по их
описанию и
поведению.
Первичные
обобщения о
специфике рассказов
и личности автора.
Творческий конкурс
«Какие чудеса я видел
в природе». Защита
творческих проектов.
Создание устных и
изобразительных
21

Практическа
я работа

http://schoolcollection.edu.ru

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Практическа
я работа

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

защита проекта.

23

Собаки – мои друзья –
по книгам М.
Пришвина.

Чтение,
слушание. Анализ
произведения.

1

24

Н. Артюхова о детях.

Инсценирование.

1

25

Веселые рассказы
о школьной жизни
В.В. Голявкина

Слушание,
выразительное
чтение.

1

иллюстраций.
Антиципация,
слушание и
самостоятельное
чтение рассказов.
Поиск красочных
выразительных
средств языка
художественной
прозы.
Творческий конкурс
«Какие чудеса я видел
в природе». Защита
творческих проектов.
Создание устных и
изобразительных
иллюстраций.
Антиципация,
слушание и
самостоятельное
чтение рассказов.
Поиск красочных
выразительных
средств языка
художественной
прозы.
Работа над образами
персонажей. Чтение
по ролям,
инсценирование.
Творческий конкурс
веселого рассказа.
Выставка книг.
Проблемные
ситуации, слушание и
чтение рассказов,
22

Устный
опрос

http://nsc.1september.ru

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Практическа
я работа

http://nachalka.info

26

27

28

29

Мифы древней
Греции.
Самый известный
герой мифов
Мифы древней
Греции.
Самый известный
герой мифов

Чтение,
слушание.

Полюбуйся, весна
наступает. Стихи о
весне.
Моя первая зоология
по книгам Е.
Чарушина.

Выразительное
чтение стихов
наизусть.
Научится
пользоваться
библиотечным
фондом;
рассматривать
обложки книг;
анализировать
содержание и
титульный лист;
находить автора
книги;
рассматривать
иллюстрации в
книге.

1

Умение
пересказывать.

1

1

беседа. Работа над
выразительным
чтением. Игровые
задания.
Путешествие в
прошлое на машине
времени. Выставка
книг.
Конкурс на лучшего
знатока
древнегреческих
героев. Чтение и
пересказ.
Литературная
викторина.
Конкурс стихов о
весне.

Устный
опрос

http://nsc.1september.ru

Практическа
я работа

http://schoolcollection.edu.ru

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Выставка книг.
Практическа
Подготовка
я работа
иллюстрации обложки
и аннотации.
Характеристика
http://schoolcollection.edu.ruhttp://n
achalka.info персона
жей по их описанию и
http://schoolcollection.edu.ruповеде
нию. Первичные
обобщения о
специфике рассказов
и личности автора.
Творческое
иллюстрирование.
23

http://schoolcollection.edu.ru

30

Рассказы о красоте
природы
Ю.И. Коваля

Публичное
выступление,
защита проекта.

1

31

Семейная сказка А.А.
Милна «Винни-Пух и
все-все-все»

Уметь
пересказывать.

1

32

Семейная сказка А.А.
Милна «Винни-Пух и
все-все-все»

Чтение по ролям,
инсценирование.

1

Творческий конкурс
«Какие чудеса я видел
в природе». Защита
творческих проектов.
Создание устных и
изобразительных
иллюстраций. Поиск
красочных
выразительных
средств языка
художественной
прозы.
«Экспедиция» в
сказочную страну.
Сопоставление
впечатлений о книге с
образами из
мультфильмов.
Конкурс на лучшего
рассказчика. Рассказ о
писателе и истории
создания книги.
Игровой диктант
«Внимательный
читатель».
Составление карты
страны, в которой
живут герои книги.
Литературные игры,
викторины. Работа
над образами
персонажей, над
языком сказки. Чтение
по ролям,
инсценирование.
24

Устный
опрос

http://schoolcollection.edu.ru

Практическа
я работа

http://nsc.1september.ru

Практическа
я работа

http://nsc.1september.ru

33

Хоровод журналов.

34

Давайте знакомые
книги откроем!

Уметь
представлять
журнал. Знать
основные
особенности
журналов.
Уметь составлять
вопросы к
викторине.
Инсценирование.

1

Выставка детских
Устный
журналов. Принципы опрос
работы с журналами.
Соревнования в парах,
групповая работа.

http://schoolcollection.edu.ru

1

Литературная
викторина,
инсценирование.

http://schoolcollection.edu.ru

Зачет

3 класс
№
урока

Тема/раздел занятия

Содержание

1.

Раздел 1. «Все мы родом из
детства» (4 ч.)
Вводное занятие

2.

Странички дневника нашего
детства. И.М. Пивоварова

Характеризовать
книгу, определять
тему и жанр,
выбирать книгу на
заданную тему.
Давать характеристику
главному и

Колво
часов

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

1

Знакомство с
заповедями читателя и
с основными
элементами книги.

Устный опрос

Электронные
(цифровые
образовательные
ресурсы)
http://school-collection.edu.ru

1

Выставка книг. Обмен
читательскими
25

Практическая работа

http://nachalka.info

«Секретики», «Как меня
учили музыке» из сборника
«Рассказы Люси
Синицыной, ученицы 3
класса»

второстепенному
герою произведения

3.

Наши самые близкие люди.
С.Г. Георгиев «Ошейник»,
«Дедушка»

Давать характеристику
главному герою. Уметь
закончить рассказ

1

4.

Что такое счастье?
А.Г. Алексин «Самый
счастливый день».

Уметь задавать
проблемные вопросы
при обсуждении

1

5.

Раздел 2 «Думают ли
звери» (4 ч.)
Думают ли звери? A. Барто,
И. Токмакова, Н. Рубцов, С.
Чѐрный Стихи

1

6.

Мы хозяева нашей земли.
B.П. Астафьев
«Белогрудка».

Научится
рассказывать о
собственном опыте
общения с природой.
Научится
выразительно читать
лирическое
произведение,
заучивать
стихотворение,
выбранное
самостоятельно
Уметь сравнивать
персонажи, задавать
проблемные вопросы
при обсуждении,

1

впечатлениями.
Творческое задание
«Увлекательное
событие из моей
жизни».
Характеристика
главной героини.
Беседа, характеристика Устный опрос
главного героя.
Творческое задание
«Закончи рассказ».
Выставка книг
писателя.
Выставка книг
Практическая работа
писателя.
Проблемные вопросы
при обсуждении
рассказа. Творческое
задание. Читательский
рейтинг.
Выставка книг о
Устный опрос
животных.
Устное и графическое
рисование. Конкурс
чтецов. Творческое
задание «С любовью о
моем любимце».
Награждение лучших
авторов.

Творческое задание
«Думают ли звери?»,
конкурс на лучшего
рассказчика. Выставка
26

Практическая работа

http://school-collection.edu.ru

https://urok.1sept.ru/

http://school-collection.edu.ru

http://nachalka.info

кратко пересказывать

7.

Друзья моего детства.
Г.А. Скребицкий «Кот
Иваныч»

Уметь составлять
аннотацию
прочитанного
произведения.
Выразительно
пересказывать
прочитанное

8.

Наши соседи по планете.
Ю.Д. Дмитриев «Соседи по
планете». Энциклопедия.
«Таинственный ночной
гость»

9.

Раздел 3
« Вверх ногами» (6 ч.)
Все наоборот. Тим Собакин
Стихи.
Савва Букин. «Буква «Е».

Уметь самостоятельно 1
выбирать
интересующую книгу;
уметь работать с
книгой; оценивать
поведение героев,
формировать свою
этическую позицию.
Характеризовать
1
книгу, определять
тему и жанр,
выбирать книгу на
заданную тему.

10.

Веселые игры со словами. Н.
Матвеева,
Б. Заходер, В. Хотомская
Стихи

Характеризовать
книгу, определять
тему и жанр,
выбирать книгу на
заданную тему.

1

1

книг. Сравнительная
характеристика
персонажей.
Проблемные вопросы.
Путешествие в мир
Практическая работа
природы. Выставка
книг, игровое задание.
Беседа. Характеристика
главного героя.
Конкурс на лучшего
рассказчика,
составление аннотаций
и иллюстраций.
Конкурс «Угадай-ка».
Защита творческих
Устный опрос
проектов
«Происхождение
домашних животных».
Выставка детских
рисунков.
Выставка книг.
Выразительное чтение
стихов и рассказов.
Игровые и творческие
задания. Конкурс
детских иллюстраций.
Литературные игры.
Выставка книг веселых
поэтов. Слушание и
чтение стихотворений,
беседа. Работа над
выразительным
чтением. Игровые и
творческие задания.
27

http://school-collection.edu.ru

https://urok.1sept.ru/

Практическая работа

http://school-collection.edu.ru

Самооценка

http://nachalka.info

11.

Веселые игры со словами. О.
Григорьев,
И. Иртеньев, И.
Токмакова Стихи

Характеризовать
книгу, определять
тему и жанр,
выбирать книгу на
заданную тему.

1

12.

Кто такие «пуськи бятые»?
Л. Петрушевская «Пуськи
бятые»
Лингвистическая сказка

1

13.

Хохотальная путаница.
Ю.П. Мориц Стихи

Характеризовать
книгу, определять
тему и жанр,
выбирать книгу на
заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
Выразительно читать
стихотворения
наизусть.
Составлять рассказ по
иллюстрации

14.

Странные сказки о вещах. М.
Мацоурек
«Сюзанна и буковки», «О
Катержинке и толстом
красном свитере». Сказки

Знать выразительные
средства языка

1

15.

Раздел 4. « Школьные годы
чудесные…» (6 ч.)
Трудно ли учиться в школе?
Л.И. Давыдычев. «Жизнь
Ивана Семенова»

Характеризовать
книгу, определять
тему и жанр.

1

1

Выставка книг веселых
поэтов. Слушание и
чтение стихотворений,
беседа. Работа над
выразительным
чтением. Игровые и
творческие задания.
Выставка книг.
Слушание и
самостоятельное
чтение. Конкурс
«Угадай-ка!».
Литературные игры.
Творческие и игровые
задания.
Выставка книг. Рассказ
о писателе.
Литературные игры,
викторины.
Выразительное чтение
стихов, конкурс на
лучшего чтеца.
Создание графических
иллюстраций.
Выставка книг
писателя. Просмотр
мультфильма. Беседа.
Поиск выразительных
средств языка сказки.
Творческие задания
Творческий конкурс:
забавные истории из
школьной жизни.
Выставка книг, рассказ
о писателе.
Проблемные вопросы,
28

Устный опрос

http://school-collection.edu.ru

Практическая работа

https://urok.1sept.ru/

Самооценка

https://urok.1sept.ru/

Устный опрос

http://school-collection.edu.ru

Практическая работа

http://nachalka.info

16.

Трудно ли учиться в школе?
Л.И. Давыдычев. «Жизнь
Ивана Семенова»

Уметь инсценировать
фрагмент повести

1

17.

Школьные рыцари.
В.К. Железников. «История
с азбукой»

Характеризовать
главного героя.
Составлять план
рассказа

1

18.

Учитель-волшебник. О.
Пройслер.
«Маленькая Баба-Яга»

Пересказывать кратко и 1
подробно. Описывать
героя по плану

19.

Поиграем в школу. Э.Н.
Успенский. «Меховой
интернат»

Характеризовать
книгу, определять
тему и жанр,
выбирать книгу на
заданную тему;
слушать и читать

1

кроссворд для знатоков
книги.
Командная игра:
«защитники» и
«обвинители» Ивана
Семенова.
Литературная игра
«Знаток русского
языка».
Инсценирование
фрагмента повести.
Выставка книг
писателя. Рассказ о
героях его книг.
Комбинированное
чтение. Характеристика
героя. Творческие
задания, работа в парах.
Составление устного
рассказа «Мой верный
рыцарь».
Выставка книг, рассказ
о писателе. Конкурс на
лучшего сказочника,
литературная игра
«Восстанови
последовательность
событий». Работа над
образом героини по
плану.
Викторина по
произведениям
Успенского.
Литературная игра о
персонажах повести
«Меховой интернат».
29

Практическая работа

http://school-collection.edu.ru

Практическая работа

https://urok.1sept.ru/

Устный опрос

http://nachalka.info

Практическая работа

http://school-collection.edu.ru

книгу, понимать
прочитанное.
Знать отличительные
особенности сказки

20.

Поиграем в школу. Э.Н.
Успенский. «Меховой
интернат»

21.

Раздел 5. « Преданья
старины глубокой» (3 ч.)
Предания

Иметь представления
об исторических
событиях, получать
информацию из
энциклопедии

22.

Кто наши предки? Великие
русские князья. «Сказание о
князе Олеге» из «Повести
временных лет»

Характеризовать
книгу, определять
тему и жанр,
выбирать книгу на
заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.

23.

Героические страницы нашей Научится объяснять
истории. «Сказание о
причины поступков
героев; анализировать
Мамаевом побоище»
содержание и
титульный лист;
находить автора
книги; рассматривать
иллюстрации в книге;

1

1

1

Выставка детских
рисунков.
Игровые и
занимательные
задания,
акцентирующие
внимание на
необычных словах.
Обсуждение главной
идеи сказки.
Урок-путешествие во
времени. Рассказ
учителя о
писательнице.
Рассматривание
исторической
энциклопедии, чтение и
обсуждение глав из нее.
Рассказ учителя о
древнерусской
литературе, о летописи
«Повести временных
лет». Словарная работа.
Сравнительная
характеристика князя
Олега из «Сказания…»
и из «Песни о вещем
Олеге» А.С. Пушкина.
Выставка книг о
Куликовской битве.
Рассказ учителя о
татаро-монгольском
иге. Сравнительная
характеристика
русских воинов и татар.
Определение
30

Практическая работа

https://urok.1sept.ru/

Практическая работа

https://urok.1sept.ru/

Устный опрос

http://school-collection.edu.ru

Практическая работа

http://nachalka.info

анализировать
главную мысль
произведения.
Научится
пользоваться
библиотечным
фондом;
рассматривать
обложки книг;
анализировать
содержание и
титульный лист;
находить автора
книги; рассматривать
иллюстрации в книге;
анализировать
главную мысль
произведения.

патриотической идеи
воинской повести.
1

Рассказ о
Устный опрос
писательнице, выставка
ее книг. Устное
творческое задание.
Выставка детских
рисунков.
Комбинированное
чтение сказки, чтение
по ролям, беседа.

О чудесах дружбы. А. Составлять рассказ по
Линдгрен.
«Карлсон, предложенному плану
который живет на крыше»

1

26.

О чудесах дружбы. А. Составлять рассказ по
Линдгрен.
«Карлсон, предложенному плану
который живет на крыше»

1

27.

О чудесах дружбы. А.
Линдгрен.
«Карлсон,
который живет на крыше»
Детская фантастика. Кир
Булычев.
«Путешествие
Алисы»

Составлять рассказ по
предложенному плану

1

Знать фантастические
особенности
произведения

1

Просмотр м/фильма.
Конкурс для знатоков
повести. Литературная
игра «Веселые проказы
Малыша и Карлсона».
Выставка и защита
детских рисунков.
Игровое задание «Мой
любимый герой».
Составление рассказа о
герое по
предложенному плану.
Космическая
экспедиция в
фантастический мир
Булычева. Просмотр
м/фильма. Выставка
31

24.

Раздел 6. « Обыкновенное
чудо» (11 ч.)
Сказки для добрых сердец
Н.К. Абрамцева «Голубая
сказка», «Чудеса, да и
только», «Что такое зима»

25.

28.

Практическая работа

http://school-collection.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

Практическая работа
Устный опрос

http://nachalka.info

Детская фантастика. Кир Уметь подробно и
Булычев.
«Путешествие кратко пересказывать
Алисы»
прочитанное. Давать
характеристику герою
Детская фантастика. Кир Составлять рассказ по
Булычев.
«Путешествие предложенному плану
Алисы»
Делу – время, а потехе час. Различать тему и идею
Е.Шварц «Сказка о
произведения
потерянном времени»

1

книг.
Кроссворд для знатоков Практическая работа
повести. Конкурс на
лучшего рассказчика.

1

Характеристика
главных героев

Практическая работа

http://schoolcollection.edu.ru

1

Практическая работа

https://urok.1sept.ru/

32.

Делу – время, а потехе час.
Е.Шварц «Сказка о
потерянном времени»

Различать тему и идею
произведения

1

33.

Сказки-несказки В.Бианки
о природе «Тайна ночного
леса»

Устный опрос

http://nachalka.info

34.

Заключительное занятие

Уметь самостоятельно 1
выбирать
интересующую книгу;
Осознавать
значимость чтения
для личного развития;
уметь определять
свою роль в общей
работе и оценивать
свои результаты.
Составлять рассказ по
1
предложенному плану

Игровые и
занимательные
задания. Обсуждение
главной идеи сказки.
Игровые и
занимательные
задания. Обсуждение
главной идеи сказки.
Выставка книг.
Конкурс рисунков о
природе по
произведениям
автора. Краткий
пересказ

Заполнение анкеты
«Каким читателем я
стал?» Итоговая
читательская
конференция

Зачет

http://school-collection.edu.ru

29.

30.

31.

4 класс

32

https://urok.1sept.ru/

Практическая работа

№
урока

Тема занятия

КолСодержание
во
часов
1
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр,
выбирать книгу на заданную
тему.

1.

Раздел 1. «Все мы
родом из детства»
(10 ч.)
Вводное занятие

2.

Подвиги моего детства.
Н. ГаринМихайловский
«Детство Темы». Глава
«Старый колодезь»

1

Иметь представления о
творчестве писателя, его
биографии. Знать названия книг,
представленных на выставке

3.

Подвиги моего детства.
Н. ГаринМихайловский
«Детство Темы». Глава
«Старый колодезь»

1

Уметь работать над текстом с
карандашом. Определять
характер героя, составлять
характеристику образа главного
героя

4.

Мечты моего детства.
А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»

1

Иметь представления о
творчестве писателя, его
биографии. Уметь кратко
пересказывать, характеризовать
главных героев сказки

33

Виды деятельности
Повторение
заповедей читателя и
основных элементов
книги. Заполнение
читательской
анкеты.
Выставка книг.
Рассказ учителя о
творчестве писателя.
Рассматривание
фотографии автора и
чтение статьи о нем.
Комбинированное
чтение главы
«Старый колодезь».
Самостоятельная
работа над текстом с
карандашом.
Выразительное
чтение наиболее
драматических
эпизодов главы.
Анализ качеств
характера главного
героя повести.
Рассказ учителя о
судьбе писателя и об
истории создания
сказки.
Литературный
диктант для знатоков
сказки. Работа над
главными

Виды, формы
контроля
Устный опрос

Электронные (цифровые
образовательные
ресурсы)
http://nachalka.info

Устный опрос

https://urok.1sept.ru/

Практическая
работа

Практическая
работа

http://nachalka.info

5.

Мечты моего детства.
А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»

1

6.

Приключения моего
детства. М. Твен.
«Приключения Тома
Сойера»

1

7.

Приключения моего
детства. М. Твен.

1

персонажами сказки.
Литературная игра.
Краткий пересказ
истории встречи
принца и Лиса.
Уметь вести диалог при
Обсуждение
обсуждении проблемного
проблемного
вопроса. Уметь выразительно
вопроса: Какие
читать по ролям. Уметь
открытия совершил
сравнивать и обобщать
Маленький принц на
планете Земля?
Выразительное
чтение диалога
между Лисом и
принцем.
Обобщающее
задание: Что
объединяет Летчика
и Маленького
принца и чем они
отличаются от
«взрослых» людей?
Иметь представление о
Сообщения
творчестве американского
учащихся об
писателя. Уметь определять героя американском
произведения по портретным
писателе. Выставка
характеристикам
его книг. Обмен
читательскими
впечатлениями. .
Литературная
викторина «Узнайте
героев по
портретным
характеристикам».
Уметь выразительно читать по
Литературная игра
ролям, кратко пересказывать,
«Внимательный
34

Устный опрос

https://urok.1sept.ru/

Практическая
работа

http://nachalka.info

Устный опрос

https://urok.1sept.ru/

«Приключения Тома
Сойера»

инсценировать

8.

Приключения моего
детства. М. Твен.
«Приключения Тома
Сойера»

1

Уметь проиллюстрировать
заданный отрывок литературного
произведения. Уметь задавать
вопросы по содержанию повести
и отвечать на вопросы

9.

Сказки моего детства.
Д. Барри. «Питер
Пэн»

1

Иметь представления об истории
создания книги, биографии
автора. Уметь соотносить героя
по его характеру, внешнему виду,
поступкам

35

читатель».
Просмотр
фрагментов
одноименного
фильма С.
Говорухина (1981г.).
Выразительное
чтение по ролям
Литературный
Практическая
диктант для знатоков работа
повести. Творческое
иллюстрирование.
Литературный
конкурс «Угадайка!». Командная
игра: «Адвокаты» и
«Прокуроры» Тома
Сойера. Конкурс на
тему «Кем собирался
стать Том, когда
вырастет?»
Выставка разных
Устный опрос
изданий сказки Д.
Барри.
Рассказ учителя об
истории создания
книги, о знакомстве
Барри с семьей С.
Дэвис. Просмотр
эпизодов фильма
«Волшебная страна»
(2004 г.), снятого по
материалам жизни Д.
Барри.
Литературная игра
«Угадай героя из

https://urok.1sept.ru/

http://nachalka.info

10.

Сказки моего детства.
Д. Барри. «Питер
Пэн»

1

Умение соотносить фрагмент
фильма и отрывок из
художественного произведения.
Выполнять сопоставительный
анализ главных героев сказки

11.

Раздел 2. «Моя малая
Родина» (6 ч.)
Мой Урал. Л.

1

Иметь представления об Урале,
как части России. Уметь
выразительно читать
стихотворение, соотносить текст
и иллюстрации

Татьяничева «Урал»

12.

Мифы, легенды,
предания об Урале.
О. Коряков «Чудесная
кладовая»

1

13.

Суровая природа
Урала. Д. Мамин-

1

сказки Джеймса
Барри».
Просмотр
фрагментов фильма
«Капитан Крюк»
(режиссер
С.Спилберг, 1991г.).
Обмен
читательскими и
зрительскими
впечатлениями.
Литературный тест
«Знаешь ли ты
сказку Барри.
Сопоставительный
анализ главных
героев сказки.

Устные сообщения
детей об Урале.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Создание
иллюстраций к
стихотворению
Знать некоторые мифы, легенды, Знакомство с
предания об Урале.
мифами и легендами
Уметь кратко пересказывать,
об Урале.
составлять план рассказа.
Составление плана
Доказывать свою точку зрения,
рассказа. Краткий
подтверждая выборочным
пересказ,
чтением.
выборочное чтение
Иметь представление о
Знакомство с
творчестве и биографии писателя. биографией и
36

Практическая
работа

https://urok.1sept.ru/

Устный опрос

Практическая
работа

http://nachalka.info

Устный опрос

https://urok.1sept.ru/

Сибиряк «Емеляохотник»,
«Зимовье на
Студѐной»,

Знать названия некоторых
произведений автора и главных
героев

14.

Суровая природа
Урала. Д. МаминСибиряк «Приѐмыш»,
«Богач и Ерѐмка»

1

Знать название произведений
автора. Уметь кратко
пересказывать, обобщать, давать
характеристику главным героям
произведения

15.

Уральские мастера. П.
Бажов.
Сказы о Хозяйке
Медной горы

1

Знать особенности жанра сказа.
Знать краткое содержание сказов
«Медной горы Хозяйка»,
«Малахитовая
шкатулка».Уметь давать
характеристику образа Хозяйки
Медной горы

16.

Уральские мастера. П.
Бажов.
Сказы о Хозяйке
Медной горы

1

Знать, где происходит действие в
сказах. Умение составлять
характеристику главных героев
сказов Бажова

37

творчеством
писателя. Выставка
детских рассказов и
сказок МаминаСибиряка.
Литературная игра
«В каком рассказе
живут герои
МаминаСибиряка?».
Литературная
Практическая
викторина по
работа
рассказам писателя.
Групповая работа по
созданию
обобщенной
характеристики
главных героев
рассказов МаминаСибиряка.
Литературная игра
Устный опрос
«Хорошо ли ты
знаешь сказы
Бажова?». Работа
над особенностями
жанра сказа.
Характеристика
Хозяйки Медной
горы.
Выставка детских
Практическая
рисунков. Игровое
работа
задание: «Где
происходит действие
в сказах?».
Групповая работа по
созданию

http://nachalka.info

https://urok.1sept.ru/

Иметь представление об истории
создания повести. Уметь
составлять литературный отзыв о
прочитанной сказке

17.

Раздел 3. «Мир
удивительных
путешествий и
приключений» (11 ч.)
Сказочное путешествие
по Швеции.
С. Лагерлеф.
«Чудесное путешествие
Нильса с гусями».

18.

Сказочное путешествие 1
по Швеции.
С. Лагерлеф.
«Чудесное путешествие
Нильса с гусями».

Уметь кратко пересказывать
понравившийся эпизод. Уметь
давать характеристику главному
герою по его внешнему виду,
характеру, поступкам. Уметь
соотносить содержание
мультфильма с содержанием
повести

19.

Удивительный мир
растений и насекомых.
Я. Ларри
«Приключения Карика
и Вали»

Умение задавать и отвечать на
вопросы. Умение пересказывать
понравившиеся отрывки

1

1

38

обобщенной
характеристики
главных героев
сказов Бажова.
Выставка книг
Лагерлеф.
Литературный отзыв
о сказке. Рассказ
учителя об истории
создания повести.
Краткий пересказ
наиболее
запомнившегося
эпизода
Просмотр
фрагментов
мультфильма
«Заколдованный
мальчик».
Литературная игра
«Восстанови
правильную
нумерацию глав
повести». Кроссворд
для знатоков сказки
Лагерлеф. Краткий
пересказ наиболее
запомнившегося
эпизода. Работа над
образом главного
героя.
Занятиепутешествие в
страну
биологических
знаний. Выставка

Практическая
работа

http://nachalka.info

Устный опрос

https://urok.1sept.ru/

Устный опрос

http://nachalka.info

20.

Удивительный мир
растений и насекомых.
Я. Ларри
«Приключения Карика
и Вали»

1

Умение соотносить эпизоды
фильма с содержанием
прочитанного. Умение
выразительно читать, кратко
пересказывать. Давать
характеристику главным героям.

21.

Удивительный мир
1
растений и насекомых.
Я. Ларри
«Приключения Карика
и Вали»
Приключение длиною в 1
жизнь. Д. Дефо.
«Приключения
Робинзона Крузо»

Уметь защищать творческие
работы, принимать участие в
обсуждении и оценивании работ
по заданным критериям

Приключение длиною в
жизнь. Д. Дефо.

Умение вести диалог,
высказывать свою точку зрения.

22.

23.

1

Иметь представления об истории
создания романа. Уметь
высказывать и аргументировать
свою точку зрения

39

книг.
Просмотр эпизодов
Практическая
фильма-сказки
работа
«Необыкновенные
приключения Карика
и Вали». Конкурс на
лучшего знатока
жизни насекомых.
Комбинированное
чтение вслух главы
9. Краткий пересказ.
Работа над образами
главных героев
сказки.
Защита творческих
Самооценка
работ.

Просмотр
фрагментов фильма
«Робинзон Крузо»
(1996 г). Выставка
разных изданий книг
Устный опрос Д.
Дефо. Обсуждение
названия книги.
Рассказ учителя об
истории создания
книги. Знакомство с
биографией
писателя. Обмен
читательскими
впечатлениями.
Обсуждение
содержания

https://urok.1sept.ru/

https://urok.1sept.ru/

http://nachalka.info

Устный опрос

https://urok.1sept.ru/

«Приключения
Робинзона Крузо»

Кратко пересказывать важные
события в жизни героя

24.

Приключение длиною в
жизнь. Д. Дефо.
«Приключения
Робинзона Крузо»

1

Умение обобщать, делать
выводы. На основе содержания
уметь составить план острова.
Умение составлять развѐрнутую
характеристику героя

25.

Отважные капитаны.
Ж. Верн
«Дети капитана
Гранта»

1

Иметь представления о
творчестве писателя и истории
создания романа

40

начальных глав
романа. Ведение
записей в «Дневнике
жизни Робинзона
Крузо на острове».
Пересказ наиболее
важных событий в
жизни героя.
Литературная
Самооценка
викторина.
Творческое задание
«Нарисуй план
острова».
Литературная игра
«Чему научился
Робинзон во время
жизни на острове?».
Работа над образом
главного героя
романа. Составление
его развернутой
характеристики.
Просмотр
Устный опрос
фрагментов фильма
«Дети капитана
Гранта» (СССР, 1986
г.) Выставка книг
Ж.Верна, обмен
читательскими
впечатлениями.
Знакомство с
творчеством
писателя. Рассказ
учителя об истории
создания книги.

http://nachalka.info

https://urok.1sept.ru/

26.

Отважные капитаны.
Ж. Верн
«Дети капитана
Гранта»

1

Знать персонажей романа. Уметь
выполнять творческие задания на
основе прочитанного
произведения

«Знаешь ли ты
персонажей романа
Жюля Верна?».
Литературная
викторина.
Составление
«Путевого
дневника» шхуны
«Дункан».
Творческое задание
«Обозначь на карте
мира маршрут
путешественников
по 37 параллели».

27.

Отважные капитаны.
Ж. Верн
«Дети капитана
Гранта»

1

Умение кратко пересказывать.
Умение составлять рассказ от
лица героя

28.

Раздел 4. «Страна
Фантазия» ( 7ч.)
«Музыканты и вовсе не
музыканты…»
Самая романтическая
сказка.
Э. Гофман
«Щелкунчик и
мышиный король»

1

Иметь представление о
биографии и творчестве
писателя. Умение выражать свою
точку зрения, участвовать в
диалоге. Умение сравнивать,
обобщать, делать выводы

Краткий пересказ
Практическая
наиболее важных и
работа
интересных событий
романа. Творческая
работа «Мой
любимый герой
романа Ж. Верна» по
заданному началу:
«Если бы…».
Обмен
Устный опрос
читательскими
впечатлениями.
Знакомство с
биографией и
творчеством
писателя.
Литературный
диктант для знатоков
сказки Гофмана.
Выборочное чтение
и пересказ

41

Практическая
работа

http://nachalka.info

https://urok.1sept.ru/

http://nachalka.info

29.

Самая необычная
1
сказка. Л. Кэрролл
«Приключения Алисы в
Стране Чудес»

Иметь представление о жизни и
творчестве писателя. Умение
соотносить фрагменты
мультфильма и литературного
произведения, высказывать сои
впечатления

30.

Самая необычная
1
сказка. Л. Кэрролл
«Приключения Алисы в
Стране Чудес»

Умение отвечать на вопросы,
подтверждая выборочным
чтением. Умение кратко
пересказывать. Выполнять
42

ключевых глав
сказки. Обсуждение
проблемного
вопроса: «Кто в
сказке является
«музыкантами»?
Литературная
викторина: «Кто из
персонажей
принадлежит
волшебному, а кто –
реальному миру?».
Просмотр
Практическая
фрагментов
работа
российского
мультфильма «Алиса
в Стране Чудес»
(1981г.). Обмен
читательскими и
зрительскими
впечатлениями.
Знакомство с
биографией и
творчеством
писателя. Выставка
разных изданий
сказок Кэрролла.
Литературная
викторина
«Превращения
Алисы в Стране
Чудес».
Выборочное чтение Устный опрос
и пересказ
начальных глав
сказки.

https://urok.1sept.ru/

http://nachalka.info

индивидуальные творческие
задания. Давать развѐрнутую
характеристику главной героине

31.

Неведомое
Средиземье…Самая
героическая сказка. Д.
Толкиен.
«Хоббит, или Туда и
обратно».

1

Иметь представление об истории
создания книги. Знать главных
героев.

32.

Неведомое
Средиземье…Самая
героическая сказка. Д.
Толкиен.
«Хоббит, или Туда и
обратно».

1

Умение восстанавливать
последовательность событий.
Кратко пересказывать. Давать
характеристику главному герою.
Умение выявлять нравственные
уроки сказки
43

Литературная игра
«Знаешь ли ты
жителей Страны
Чудес?» Игровой
диктант «С какими
чудесами
встретилась
Алиса?».
Индивидуальное
выполнение
творческого задания.
Анализ «Главы
никакой». Работа
над характеристикой
главной героини
Алисы.
Выставка книг Д.
Практическая
Толкиена. Обмен
работа
читательскими
впечатлениями.
Рассказ учителя об
истории создания и
опубликования
книги. Литературная
викторина «Знаешь
ли ты героев
Толкиена?».
Литературная игра
«Кто из персонажей
носит эти имена?»
Творческое задание: Устный опрос
«Обозначь на карте
Средиземья маршрут
путешественников».
Графическое
иллюстрирование.

https://urok.1sept.ru/

https://urok.1sept.ru/

Восстановление
последовательности
событий в сказке.
Краткий пересказ
наиболее
увлекательных
событий. Работа над
образом главного
героя сказки –
Бильбо Бэггинса
Обсуждение
нравственных
уроков сказки.
33.

Сказка о дружбе и
верности. В. Крапивин
«Дети синего
фламинго».

1

Иметь представления о
творчестве писателя. Уметь
анализировать образ героев,
выявлять главные идеи
произведения, отвечать и
задавать вопросы

Выставка книг
Практическая
писателя.
работа
Составление
аннотаций. Обмен
читательскими
впечатлениями.
Знакомство с
биографией и
творчеством
писателя.
Литературный тест
«Знаешь ли ты
сказку Владислава
Крапивина?».
Групповая работа:
характеристика
сказочного острова
Двид. Творческое
задание: «Нарисуй
карту острова Двид».
Анализ образа жизни
детей на острове
44

https://urok.1sept.ru/

34.

Заключительное занятие

Двид.
Характеристика
главного героя
сказки. Обсуждение
проблемных
вопросов, связанных
с осмыслением
главных идей книги
Заполнение анкеты
«Каким читателем я
стал?» Итоговая
читательская
конференция

1

5. Учебно-методическое обеспечение курса
1.Учебно-методическое обеспечение:
Материалы для учителя:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Материалы для учащихся:
Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
2.Наглядные пособия:
- демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;
- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- иллюстрации к литературным произведениям.
3.Технические средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор и экран.
45

зачет

https://urok.1sept.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».