Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа внеурочной деятельности «Орлята» 1-4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования, с учетом Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский
детский центр «Орлѐнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и
внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской
Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной
политики

в

сфере

образования

– сохранение и развитие

единого

образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим
контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением
роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС
начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе
воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного
мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста
социально-ценностных
преобразования

знаний,

социального

отношений

мира

на

и

основе

опыта

позитивного

российских

базовых

национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,

воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:


воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу,

малой Родине, общности граждан нашей страны, России;


воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей

семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной,
религиозной принадлежности;


формировать лидерские качества и умение работать в команде.

Развивать творческие способности и эстетический вкус;


воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни,

прививать интерес к физической культуре;


воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать

значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;


содействовать

воспитанию

экологической

культуры

и

ответственного отношения к окружающему миру;


формировать

ценностное

отношение

к

знаниям

через

интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане
школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в
неделю в 1 классах, по 2 часа во 2-4 классах начальной школы. Программа
рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс - 34 учебных недели в
год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест,
пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные
творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся
дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут
проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое
значение для достижения планируемых результатов имеет организация

проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах
программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с федеральной образовательной программой начального общего
образования.

Это

позволяет

на практике

соединить

обучающую

и

воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;


в приоритете личностных результатов реализации программы

внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в
программе воспитания;


в

интерактивных

формах

занятий

для

обучающихся,

обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками
деятельности.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1класс
Трек «Орлѐнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает
первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и
все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для
первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны,
поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны,
познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлѐнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека:
милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека
проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый
год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец»,

«волонтѐр»,

«волонтѐрское

движение».

Рассказывая

о

тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки,
показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных
задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра.
Трек «Орлѐнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети
знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок –
Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и
классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном
и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с
лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона
или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела,
краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека:
здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый

образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от
учебной

нагрузки.

Надеемся,

что

дополнительные

физкультурно-

оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость
детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти». Ценности,
значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы хранители»

В

рамках

трека

происходит

ценностно-ориентированная

деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края
через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная
смысловая нагрузка трека:Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) –
хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей
страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника
Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлѐнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека:
природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в
момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлѐнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба,
команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного
трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для

приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования
творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа –
значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в
команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель
объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно
такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу»
(мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит»
занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием
различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в
этот период дети знакомятся с разными способами получения информации,
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и
интерес к учѐбе.
Трек «Орлѐнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети
знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «ОрлѐнокМастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть
трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне
региона или страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека:
милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного
трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст
и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности

не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель
может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время
учебного года.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека:
здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого
трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей,
так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные
физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека:
природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в
момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» Ценности,
значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы –
хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы.

В рамках

трека

происходит

ценностно-ориентированная

деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны
3-4 классы
Трек «Орлѐнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба,
команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного

трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования
творческих поручений
Трек «Орлѐнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает
первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием
различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в
этот период дети знакомятся с разными способами получения информации,
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая
мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлѐнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей
знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности,
в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены
на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне
региона или страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека:
милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного
трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст
и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности
не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель
может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего
учебного года.

Трек «Орлѐнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека:
здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого
трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей,
так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что
дополнительные

физкультурно-оздоровительные

мероприятия

позволят

снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека:
природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в
момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника.
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» Ценности,
значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы –
хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы.

В рамках

трека

происходит ценностно-ориентированная

деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя
и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».

Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной
деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
 уважение

к

своему

и

другим

народам;

первоначальные

представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности
гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
 понимание связи человека с окружающим миром;
 бережное отношение к среде обитания;
 проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих
ей вред.
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
 выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.

Физическое

воспитание,

культура

здоровья

и

эмоционального

благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании.
 проявление желания обогащать свои знания, способность к
поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
 способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
 способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие
правила поведения;
 умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством
педагога);

 умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога);
 умение понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
 умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
 понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
 умение

проявлять

инициативность,

активность,

самостоятельность;
 умение проявлять готовность выступить в роли организатора,
инициатора, руководителя, исполнителя;


умение

сравнивать

свои

качества

с

качествами

лидера,

комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику
общения;


участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения

в ходе поиска ответа;


умение высказывать свою точку зрения, договариваться с

одноклассниками, работая в группе;


умение высказывать и отстаивать свое мнение;



умение

рассуждать,

вести

повествование,

строить

своѐ

высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;


корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;



умение работать в группе, общаться со сверстниками на

принципах взаимоуважения и помощи;


признание возможности существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою;



умение

высказывать свою точку зрения

и

пытаться еѐ

обосновывать, приводя аргументы;


умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли

ясно, корректно по отношению к окружающим;


умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе

совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
 умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать

проявлению

самостоятельности,

инициативности,

организованности;


умение планировать этапы предстоящей работы, определять

последовательность

действий,

объективно

оценивать

их;

проявлять

готовность изменять себя;


умение

принимать

и

сохранять

поставленную

задачу,

осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать
цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей;


формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои

возможности;


формирование умения применять свои знания в практической

деятельности.
Предметные результаты:
1 класс
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами
понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил
коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе,
школе; умение применять полученные знания из различных областей в
совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях

и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита:
смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность,
изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга,
журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного
характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественноэстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в
определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять
словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков
поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со
значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи
языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации
общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в
наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с
простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные
движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр»,
«добровольчество»,

умение

определять

главную

мысль

мультфильм;

осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение
осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее
сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы
в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе
и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение
различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории
родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей
и чувств.
3-4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в
коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить

логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические
рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли;
знакомство

с

понятиями

«добро»,

«доброволец

и

волонтѐр»,

«добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые
волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность
и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии
зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные
составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях
экология

и

эколог;

понимание

необходимости

соблюдения

правил

экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой
истории,

чувства

гордости

за

достижения

малой

Родины.

Учебно-методическое обеспечение курса
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными
на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников
Материалы для обучающихся
Дляобучениянакурсахнеобходимозарегистрироватьсянасайте,далееследоватьи
нструкции:
1. Онлайнкурс«Академиягражданина»
2. Онлайнкурс«Основысоциальногопроектирования»
3. Онлайн-курс«Анимацияонлайн(анимируйсРДШ)»
4. Онлайнкурс«ФотостудиясРДШ»
5. Онлайнкурс«Экологическоемышление»
6. Онлайнкурс«Совместноелидерство»
7. Онлайнкурс«Впорядке»
8. Онлайнкурс«Медиашкола»
Материалы для педагога
Дляобучениянакурсахнеобходимозарегистрироватьсянасайте,далееследоватьи
нструкции:
1. Курс«ОрганизациявоспитательнойработынаосновемероприятийРДШ»
2. Онлайнкурс«Академиягражданина»(дляпедагогов)
3. Онлайнкурс«Российскоедвижениешкольников:планированиеиорганизацияр
аботы»
4. Онлайн
курс
«Формирование
гражданской
идентичности у
обучающихся4-11классов»
5. Онлайн курс «Как поддержать
деятельность
добровольческогоотряда»
6. Онлайнкурс«Школаклассныхкураторов»
7. Контент-агрегаторвоспитательныхпрактик«ЕжедневносРДШ»
8. Методическое
сопровождение
программы
развития
социальнойактивности «ОрлятаРоссии»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».