Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа внеурочной деятельности «Наши истоки» 1-4 класс

Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШИ ИСТОКИ» (1-4
КЛАССЫ)
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИСТОКИ»

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«НАШИ

Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ
краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как
бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта
мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к
историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. Свердловская
область имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины,
подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный
отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он
родился и рос. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть
его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа "Наши истоки" направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков,
способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом,
воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и
наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее
воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит
находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут
возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей
любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь еѐ.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс,
который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к
творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает
нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисковоисследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор
нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями
природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию
у школьников гражданского мировоззрения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШИ ИСТОКИ»











Целью изучения курса «Наши истоки» является развитие познавательного интереса и
бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание патриотических чувств
через познание учащимися окружающей действительности в экскурсионной деятельности.
Задачи:
Познакомить обучающихся с историей родного края, традициями и обычаями.
Включить ребенка в активное познание своей «малой родины».
Содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции.
Развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки.
Воспитывать в ребенке высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремление к
добрым поступкам.
Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.
Приобщать учащихся к культуре через развитие потребности в посещении музеев, театров.
Обучать умениям и навыкам добывать информацию через культурно-образовательные учреждения.
Воспитывать дисциплинированность, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения
со сверстниками и родителями.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШИ ИСТОКИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
3

На изучение курса внеурочной деятельности «Наши истоки» в 1-4 классах отводится 34 часа в год
(1 час в неделю).

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШИ
ИСТОКИ» (1-4 КЛАССЫ)
1 КЛАСС
Моя малая родина.
Я и моя семья. Беседа. Объяснить значение семьи для ребенка, напомнить о необходимости
заботиться о членах семьи. Составлять рассказ о семье. Оценивать поступки членов семьи. Научиться
составлять рассказ о семье. Научиться правильному общению в семье.
«Старые фотографии рассказывают…» (Семейные реликвии и памятные вещи) Беседа, выставка
памятных вещей. Объяснить, почему важно знать историю семьи. Составлять рассказ о семейных
реликвиях, оформлять выставку. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий.
Мир семейных увлечений. (Выставка фотографий) Беседа, выставка фотографий. Объяснить
значение семьи для ребенка. Составлять рассказ о семейных увлечениях, оформлять выставку.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Моя школа – мой дом. Беседа, экскурсия, конкурс рисунков «Моя школа» Рассказать о правилах
поведения в школе, о необходимости бережного отношения к школьному имуществу. Запомнить
правила поведения в школе. Правильно вести себя в школе, бережно относиться к школьному
имуществу.
Мой дом. Мой двор. Беседа Научить составлять рассказ по плану. Составить рассказ «Любимые
уголки моего двора» Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Моя улица, почему так названа. Беседа, конкурс рисунков. Научить осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий. Рисунок «Мой дом» Самоанализ, самоконтроль результата.
«Улицы нашего города». Пешая экскурсия. Показать улицы микрорайона. Рассказать об истории
названий улиц. Самостоятельно найти материал об истории названий улиц. Знать улицы
микрорайона, историю названий улиц.
Достопримечательности нашего города. За что люблю, нравится город , и что хотелось бы изменить.
Провести викторину «Знаешь ли ты свою улицу?». Фотографирование зданий улицы.
Беседа, работа в группах. Дать представление об истории названий улиц микрорайона. Составление
безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. Знать безопасный маршрут из дома в
школу и из школы домой. От истоков к современности.
От истоков к современности.
Страницы истории. Первые поселенцы. Дать представление о первых поселениях. Составлять
вопросы по содержанию материала занятия. Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения заданий.
Экскурсия в краеведческий музей. Составлять вопросы по содержанию материала занятия.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Имя города. Символы нашего города. Библиотечный урок. Рассказать о символах нашего города.
Конкурс рисунков «Символы нашего города» Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения заданий.
Памятники города. Экскурсия. Познакомить с памятниками города, историей их возникновения.
Ответить на вопросы викторины «Памятники города». Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Город в годы ВОВ. Рассказать о земляках-героях войны. О жизни города в годы ВОВ.
Культурно-просветительные учреждения нашего города. Посещение кинотеатра. Объяснить правила
поведения в кинотеатре. Знать правила поведения в кинотеатре.
Посещение городской детской библиотеки. Знать правила пользования библиотечными книгами.
Культурно-просветительные учреждения нашего города.. Экскурсия.
Спортивные сооружения города.
Предприятия города. Экскурсия на почту.
Предприятия города. МЧС. (Пожарная часть города) Экскурсия.
Итоговое занятие. Викторина "Где ты живѐшь?"
4

2 КЛАСС
Родной очаг
ИМЯ– Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ–мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа
семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД –люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и
родственники. Память о роде. Честь рода
ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и
будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская
улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД – в чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники.
Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы
НИВА И ПОЛЕ труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива
дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС–как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои
леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА–о чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7
течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН–как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря.
Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники.
Паломники. Гостеприимство.
Труд земной
СЕВ И ЖАТВА–народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя.
Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ–какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как
разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ–прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи
терпение воспитывают?
МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ– что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные
изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..
ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны
праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души
СЛОВО–слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово
библии.
СКАЗКА–как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская
мудрость.
ПЕСНЯ-песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и
торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК–смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА – библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем
состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона
помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ– почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих
людей.

5

3КЛАСС
Край, в котором мы живѐм. Знакомство со Свердловской областью.. Легенды, былины, сказки о
Екатеринбурге.
Викторина Священные стены, башни и соборы Невьянска. Конкурс рисунков Как жили царигосудари. Теремочки-терема С выходом солнца Ролевая игра "На златом крыльце сидели"Царский
дворец
. Ролевая игра Долгий ящик. Ролевая игра Царские указы. Ролевая игра Как жили простые люди?
Уральские улицы. Конкурс рисунков Богатые и бедные. Викторина Музеи Свердловской области.
Викторина Театры Екатеринбурга. Наклонная Башня. Висимский заповедник. Памятники боевой
славы . Посещение мемориала Памяти. Викторина Наши земляки. Викторина Храмы
Верхотурья..Экскурсия в библиотеку «По родным местам» .Конкурс «Я знаю всѐ Кировграде»
Итоговое занятие. Конкурс рисунков «По родным местам».
4 КЛАСС
Музеи – детям. «Познай себя – познай мир» Школьная академия.
«Удивительный мир Земли»и«Тайна третьей планеты»
«Занимательное в истории» «В гостях у прошлого»
«Древняя столица» «Русское гостеприимство»
«Все работы хороши» «Город – труженик»
«Русская старина» «Раз узор, два узор…»
«Почтовая станция Богородск» «Я к вам пишу…»
«Рождественская сказка» «Новогодняя пора -самая чудесная»
«Город наших бабушек дедушек»
«И пусть воспоминание живет…» День памяти воинов-интернационалистов
«С чего начинается Родина».Ярмарка мастеров. «Браво, театр…»
«Бабушкина технология» День в театре «Мы – актѐры»
«Художник и сказка» «Когда улыбается Царевна Несмеяна»
«Мечта о звѐздах» «Путешествие в глубины космоса»
«Космические дали» «Город – защитник»
«Письмо с фронта» «Поклонимся великим тем годам…» «Дневник путешественника»

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:


формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;

излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
При изучении курса «Наши истоки» достигаются следующие предметные результаты:


понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, научные открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире.
2 КЛАСС
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности,
направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и
прочувствованию материала.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД.
7

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами
деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том
числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной
структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на
занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при
выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по
парте).
Предметные результаты:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, истории,
культуры, традиций.
 освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения курсов
естественных наук;
 применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни
для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде.

3 КЛАСС
Личностные
1.Воспринимать историко­географический образ родного края (территория,
географические особенности, многонациональность, основные исторические
государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

границы,
события;

2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих
Россию.
3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при
изучении нового материала.
4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержа­ нии
собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные кате­ гории в
культуре разных народов.
5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни
на основе знаний об организме человека.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства,
наблюдениями за природой.
7. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные

8

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения
заданий.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои
действия с поставленной целью.
4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях
под руководством учителя.
5. Осознавать способы и приѐмы действий при решении учебных задач.
6. Осуществлять само­ и взаимопроверку работ.
7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями
или на основе различных образцов и критериев.
8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,
результатом действий на определенном этапе.
9. Осуществлять выбор под определѐнную задачу литературы, инструментов, приборов.
10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий
Познавательные
1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении
данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определѐнную
задачу.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения
незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей,
энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема,
диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в
условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно­следственные связи
(на доступном уровне).
6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения
заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Коммуникативные
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно­популярных книг,
понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, выска зывать
свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения
другого.
6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли,
договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
7. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Предметные результаты:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, истории,
культуры, традиций.
 освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения курсов
естественных наук;
 применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни
для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде.

9

4 КЛАСС
Личностные результаты:
 осознание себя членом общества, жителем своего города, края, сформированное чувство любви
к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории, культуре, природе и желании участвовать
в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность
нравственных представлений, этических чувств, культуры поведения и взаимоотношений с
окружающим миром;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание ответственного
отношения к природе, родному краю;
 сознание необходимости защиты окружающей среды, памятников истории и культуры;
 развитие потребности познания окружающего мира.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
 принимать и сохранять поставленную задачу;
 составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать
вывод.
 планировать и последовательно (пошагово) выполнять работу;
 прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом
конечного результата;
 действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану,
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности;
 ориентироваться в информационном пространстве;
 сотрудничать с учителем.
Познавательные:

осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
 осуществление поиска информации;
 осознанное построение речевых высказываний в устной форме, ответы на вопросы учителя по
теме;

построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных
связей
 представление о своѐм городе, крае;
 отстаивание своей позиции, обобщение известной информации;

использование знаково - символических средств представления информации;
 освоение знаний об экскурсиях и их значениях.
Коммуникативные:
 уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать
ответы.
 уметь формулировать свою позицию и точку зрения, приводя аргументы;
 уметь сотрудничать с учителем и сверстниками;
 слушать экскурсовода, учителя, задавать вопросы, уточнять информацию;
 уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками;
 уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество;
 уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации нужной
информации;
 уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
10

 приобретение опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками;
 приобретение опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности;
 приобретение опыта творческой деятельности.
Предметные результаты:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы,
истории, культуры, традиций.
 освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения курсов
естественных наук;
 применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни
для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количеств Основное
о
содержание
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся

Электронные
(цифровые)
образовательныересурс
ы

Моя малая родина. 12 час
1- Я и моя семья.
2.

2

Объяснить
. Оценивать
https://lib.myschool.edu.ru
значение семьи для поступки членов /market?filters=
ребенка, напомнить семьи. Научиться
о необходимости составлять рассказ
заботиться о
о семье. Научиться
членах семьи.
правильному
Составлять рассказ общению в семье.
о семье
Составление
родословной своей
семьи.

3. «Старые
фотографии
рассказывают…»
(Семейные
реликвии и
памятные вещи)

1

Составлять рассказ
о семейных
реликвиях,
оформлять
выставку

11

Объяснить, почему https://lib.myschool.edu.ru
важно знать
/market?filters=
историю семьи..
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
заданий.

4

Мир семейных
увлечений.
(Выставка
фотографий)

1

Осуществлять
Объяснить
https://lib.myschool.edu.ru
поиск необходимой значение семьи для /market?filters=
информации для ребенка.
выполнения
Составлять рассказ
заданий.
о семейных
увлечениях,
оформлять
выставку

5

Моя школа – мой
дом.

1

Рассказать о
Беседа, экскурсия, https://lib.myschool.edu.ru
правилах
конкурс рисунков /market?filters=
поведения в школе, «Моя школа».
о необходимости Запомнить правила
бережного
поведения в школе.
отношения к
Правильно вести
школьному
себя в школе,
имуществу
бережно
относиться к
школьному
имуществу.

6-7 Мой дом. Мой
двор.

2

Составить рассказ Составлять рассказ https://lib.myschool.edu.ru
«Любимые уголки по плану.
/market?filters=
моего двора»
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
заданий.

8- Моя улица,
9. почему так
названа.

2

Осуществлять
Рисунок «Мой
https://lib.myschool.edu.ru
поиск необходимой дом» Самоанализ, /market?filters=
информации для самоконтроль
выполнения
результата.
заданий.

10. «Улицы нашего
города».

1

Рассказать об
Показывать улицы https://lib.myschool.edu.ru
истории названий микрорайона.
/market?filters=
улиц.
Самостоятельно
найти материал об
истории названий
улиц. Знать улицы
микрорайона,
историю названий
улиц.

12

11. Достопримечатель
ности нашей
улицы Ялагина.

1

Объяснять, за что
люблю, нравится
улица, и что
хотелось бы
изменить

. Провести
https://lib.myschool.edu.ru
викторину «Знаешь /market?filters=
ли ты свою
улицу?».
Фотографирование
зданий улицы.

12. Мой микрорайон.

1

Узнать об истории Работать в группах. https://lib.myschool.edu.ru
названий улиц
Знать безопасный /market?filters=
микрорайона.
маршрут из дома в
Составление
школу и из школы
безопасного
домой.
маршрута из дома в
школу и из школы
домой.

От истоков к современности. 21 час
13. Страницы
истории. Первые
поселенцы.

1

Составлять
вопросы по
содержанию
материала заняти

Рассказать о
https://lib.myschool.edu.ru
первых поселениях. /market?filters=
я. Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
заданий.

14- Экскурсия в
15. краеведческий
музей.

2

Составлять
вопросы по
содержанию
материала заняти

я. Осуществлять
https://lib.myschool.edu.ru
поиск необходимой /market?filters=
информации для
выполнения
заданий.

13

16. Имя города.
Символы нашего
города.

1

Рассказать о
символах нашего
города. Конкурс
рисунков
«Символы нашего
города»

17- Памятники
18. города.
Экскурсия.

2

Узнать о
. Ответить на
https://lib.myschool.edu.ru
памятниках города, вопросы
/market?filters=
историей их
викторины
возникновения «Памятники
города».
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
заданий.

19- Город в годы
20. ВОВ.

2

Рассказать о
. О жизни города в https://lib.myschool.edu.ru
земляках-героях годы ВОВ.
/market?filters=
войны

21- Культурно22. просветительные
учреждения
нашего города.

2

Объяснить правила Посещение
https://lib.myschool.edu.ru
поведения в
кинотеатра.. Знать /market?filters=
кинотеатре
правила поведения
в кинотеатре.

23- Посещение
24. городской детской
библиотеки.

2

25- Культурно26. просветительные
учреждения
нашего города.

2

Знакомство с
правилами
пользования
библиотечными
книгами.

Осуществлять
https://lib.myschool.edu.ru
поиск необходимой /market?filters=
информации для
выполнения
заданий.

Знакомство с
правилами
пользования
библиотечными
книгами.

https://lib.myschool.edu.ru
/market?filters=

Осуществлять Осуществлять
https://lib.myschool.edu.ru
поиск необходимой поиск необходимой /market?filters=
информации для информации для
выполнения
выполнения
заданий.
заданий.

14

27- Спортивные
28. сооружения
города

2

Конкурс рисунков Осуществлять
https://lib.myschool.edu.ru
«Спорт! Спорт! поиск необходимой /market?filters=
Спорт!»
информации для
выполнения
заданий.

29- Предприятия
30. города.

2

Осуществлять
Осуществлять
https://lib.myschool.edu.ru
поиск необходимой поиск необходимой /market?filters=
информации для информации для
выполнения
выполнения
заданий
заданий.

31- Предприятия
32. города. МЧС.

2

Экскурсия(Пожарн Экскурсия(Пожарн https://lib.myschool.edu.ru
ая часть города). ая часть города). /market?filters=
Конкурс рисунков Конкурс рисунков.

33. Итоговое занятие.

1

Викторина "Где ты Викторина "Где ты https://lib.myschool.edu.ru
живѐшь?"
живѐшь?"
/market?filters=

34 Итоговое занятие.

1

Викторина "Где ты
живѐшь?"

https://lib.myschool.edu.ru
/market?filters=

2 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов

Основное
содержание
Учиться
осуществлять
поиск
необходимой
информации в
учебнике,
словарях,
справочниках,
в том числе на
электронных
носителях.
Уметь сохранять
информацию на
бумажных и
электронных
носителях в виде
упорядоченной
структуры.
Добывать новые
знания:
извлекать
информацию,
представленную

1.

Родной очаг

9

2.

Родные просторы

9

3.

Труд земной

8

15

Основные
виды
деятельности
Устный
опрос

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
РЭШ
https://resh.edu.ru

Устный
опрос

РЭШ
https://resh.edu.ru

Устный
опрос

РЭШ
https://resh.edu.ru

4.

Труд души

8

в разных формах
(текст, таблица,
схема,
иллюстрация и
др.).
Уметь задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
сотрудничества
с партнером
(соседом по
парте).

Устный
опрос

РЭШ
https://resh.edu.ru

3 КЛАСС
№
п/
п

Наименовани Количеств
е разделов и о часов
тем
программы

Основное
содержание

1

Край,
в 8
котором
мы
живѐм.
Знакомство с
Свердловской
областью.

привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности

2

Моя Малая
родинаКировград

8

Побуждение
школьников
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы поведения

3

Традиции,
обряды

8

Проявления
человеколюбия и

и

16

Основные виды
деятельности

Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и
просьб учителя
Привлечение
внимания
школьников к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения
обсуждения в
классе;

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

4

праздники,
промыслы
Свердловской
области

добросердечности
, через подбор
соответствующих
текстов для
чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для

Глубоки
корни: история 10
Свердловской
области

Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,

применение на
уроке
интерактивных
форм работы
учащихся:
включение в урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й атмосферы во
время урока
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности

https://resh.edu.ru/

4 КЛАСС
№
п/
п

Наименование Количес
разделов и тем тво
программы
часов

1.

Музеи – детям.
«Познай себя –
познай мир»

1

2.

Школьная

1

Основное
содержание

Основные
виды
деятельнос
ти
Виртуальная • на создание
экскурсия
– условий для
обзор:
развития
интерактивные личности
музеи
для ребенка;
детей.
• развитие
мотивации
ребенка к
познанию и
творчеству;
Музейный

•
17

профилактик

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

https://lib.myschool.edu.ru/mar

академия.

3.

«Удивительны
й мир Земли»

1

урок. Научные
коллекции.
Эко-занятие:
работа
с
микроскопом.
•

у
асоциального
поведения
младших
школьников;
создание
условий для
социального,
культурного
и
профессиона
льного
определения,
творческой
самореализац
ии ребенка,
его
интеграции в
систему
отечественно
й и мировой
культуры;

ket?filters=

Экскурсия
•в
Государственн
ый
Дарвиновский
музей
г.
Москва

обеспечение
целостности
процесса
психического
и
физического,
умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;
развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

•

4.

«Тайна третьей
планеты»

1

Конференция • на создание
юных экологов. условий для
развития
личности
ребенка;
• развитие
мотивации
ребенка к
познанию и
творчеству;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

5.

«Занимательно
е в истории»

1

Виртуальное •
путешествие
"В гостях у
древних
москвичей"
18

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

обеспечение
эмоциональн
ого
благополучи
я ребенка;

•

6.

«В гостях у
прошлого»

1

7.

«Древняя
столица»

1

приобщение
учащегося к
общечеловеч
еским
ценностям,
Экскурсия
•в обеспечение
Государственн целостности
ый
процесса
исторический
психического
музей
и
"Древний
физического,
город Москва" умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;
Викторина •
«Древний
город Москва»
•

8.

«Русское
гостеприимств
о»

1

Интерактивное•
мероприятие
«Чаепитие на
Руси»
•

19

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

на создание
условий для
развития
личности
ребенка;
развитие
мотивации
ребенка к
познанию и
творчеству;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

обеспечение
эмоциональн
ого
благополучи
я ребенка;
приобщение
учащегося к
общечеловеч
еским
ценностям,
национальны
м ценностям
и традициям

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

9.

«Все работы
хороши»

1

Устный журнал
•
«Профессии
моих
родителей»

•

обеспечение
целостности
процесса
психического
и
физического,
умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;
развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

10. «Город –

1

Экскурсия
•в
городской
музейный
центр
«Профессии,
прославившие
родной город».•

профилактик
у
асоциального
поведения
младших
школьников;
создание
условий для
социального,
культурного
и
профессиона
льного
определения,
творческой
самореализац
ии ребенка,
его
интеграции в
систему
отечественно
й и мировой
культуры;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

11. «Русская

1

Экскурсия •в
Музей истории
русского
платка
и
шали. ПавловоПосадский •
платок
–
символ России.

на создание
условий для
развития
личности
ребенка;
развитие
мотивации
ребенка к
познанию и
творчеству;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

12. «Раз узор, два

1

Мастер-класс •
«Волшебная
роспись»

обеспечение
эмоциональн
ого

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

труженик»

старина»

узор…»

20

•

13. «Почтовая

1

станция
Богородск»

Экскурсия
•в
Ногинский
краеведческий
музей

•

14. «Я к вам

пишу…»

1

Практическое •
занятие
«Я
пишу
тебе
письмо»
•

21

благополучи
я ребенка;
приобщение
учащегося к
общечеловеч
еским
ценностям,
национальны
м ценностям
и традициям
(включая
региональны
е социальнокультурные
особенности)
;
обеспечение
целостности
процесса
психического
и
физического,
умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;
развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

профилактик
у
асоциального
поведения
младших
школьников;
создание
условий для
социального,
культурного
и
профессиона
льного
определения,
творческой
самореализац
ии ребенка,
его
интеграции в
систему
отечественно
й и мировой

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

культуры;

15. «Рождественск

1

Экскурсия
•в
МузейноВыставочный
зал

обеспечение
целостности
процесса
психического
и
физического,
умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

16. «Новогодняя

1

Квест «Что за
•
чудо! Что за
сказка!
Это
новогодний
праздник!»

развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

17. «Город наших

1

Интерактивная
•
программа
«Забытые игры
старого двора»

на создание
условий для
развития
личности
ребенка;
развитие
мотивации
ребенка к
познанию и
творчеству;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

ая сказка»

пора самая
чудесная»

бабушек
дедушек»

•

18. «И пусть

1

Литературно- •
музыкальный
вечер «Памяти
воинов
интернационал
истов
•
посвящается»

обеспечение
эмоциональн
ого
благополучи
я ребенка;
приобщение
учащегося к
общечеловеч
еским
ценностям,
национальны
м ценностям
и традициям
(включая
региональны
е социальнокультурные
особенности)
;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

19. День памяти

1

Военно•
исторический
музей боевой
славы воинов-

профилактик
у
асоциального
поведения

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

воспоминание
живет…»

воиновинтернационал
истов

22

20. «С чего

1

начинается
Родина».

интернационал
истов
•

младших
школьников;
создание
условий для
социального,
культурного
и
профессиона
льного
определения,
творческой
самореализац
ии ребенка,
его
интеграции в
систему
отечественно
й и мировой
культуры;

Городской
•
музейный
центр.
Экспозиция
«Лоскутная
радуга»

обеспечение
целостности
процесса
психического
и
физического,
умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;
развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.

•

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

21. Ярмарка

1

Мастер-класс • на создание
по лоскутной условий для
технике
развития
личности
ребенка;
• развитие
мотивации
ребенка к
познанию и
творчеству;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

22. «Браво,

1

Виртуальное •
путешествие,
посвящѐнное
Международно
му дню театра.

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

мастеров.

театр…»

•
23

профилактик
у
асоциального
поведения
младших
школьников;
создание
условий для

социального,
культурного
и
профессиона
льного
определения,
творческой
самореализац
ии ребенка,
его
интеграции в
систему
отечественно
й и мировой
культуры;

23. «Бабушкина

1

Экскурсия на
• обеспечение
Богородский
эмоциональн
ого
Хладокомбинат благополучи
«Ногинское
я ребенка;
мороженое» • приобщение
учащегося к
общечеловеч
еским
ценностям,
национальны
м ценностям
и традициям
(включая
региональны
е социальнокультурные
особенности)
;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

24. День в театре

1

Московский •
областной
театр драмы и
комедии
г.
Ногинск

обеспечение
целостности
процесса
психического
и
физического,
умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

25. «Мы – актѐры»

1

Литературный•
праздник.

развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

26. «Художник и

1

Интерактивная• на создание
викторина по условий для
24

технология»

сказка»

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

русским
народным
сказкам
и
картинам В.М.
•
Васнецова.

развития
личности
ребенка;
развитие
мотивации
ребенка к
познанию и
творчеству;

•в обеспечение
эмоциональн
ого
благополучи
я ребенка;
• приобщение
учащегося к
общечеловеч
еским
ценностям,
национальны
м ценностям
и традициям
(включая
региональны
е социальнокультурные
особенности)
;

27. «Когда

1

Экскурсия
Дом-музей
В.М.
Васнецова

28. «Мечта о

1

Виртуальная •
экскурсия
«Неразгаданны
й мир».

обеспечение
целостности
процесса
психического
и
физического,
умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

29. «Путешествие

1

Экскурсия
•в
Московский
планетарий «Я
стою на пороге
вселенной»

развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

30. «Космические

1

Выставка работ
• обеспечение
детского
целостности
творчества
процесса
психического
и
физического,
умственного
и духовного
развития
25

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

улыбается
Царевна
Несмеяна»

звѐздах»

в глубины
космоса»

дали»

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

•

личности
ребенка;
развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.

31. «Город –

1

Торжественное•
мероприятие у
Мемориальной
доски
Герою
Советского
Союза
Милованову •
А.А.

профилактик
у
асоциального
поведения
младших
школьников;
создание
условий для
социального,
культурного
и
профессиона
льного
определения,
творческой
самореализац
ии ребенка,
его
интеграции в
систему
отечественно
й и мировой
культуры;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

32. «Письмо с

1

Экскурсия
•в
Городской
музейный
центр. «Всѐ для
фронта - всѐ
для Победы» •

обеспечение
эмоциональн
ого
благополучи
я ребенка;
приобщение
учащегося к
общечеловеч
еским
ценностям,
национальны
м ценностям
и традициям
(включая
региональны
е социальнокультурные
особенности)
;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

33. «Поклонимся

1

Мемориал на
• обеспечение
Поклонной
целостности
горе
процесса
Экскурсия
в психического
26

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

защитник»

фронта»

великим тем
годам…»

Центральный
музей Великой
Отечественной
войны
19411945 гг.
•

34. «Дневник

1

путешественни
ка»

Виртуальное •
путешествие по
самым
известным
местам мира.
•

и
физического,
умственного
и духовного
развития
личности
ребенка;
развитие
взаимодейств
ия педагогов
с семьями
учащихся.
на создание
условий для
развития
личности
ребенка;
развитие
мотивации
ребенка к
познанию и
творчеству;

https://lib.myschool.edu.ru/mar
ket?filters=

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
пп

Тема урока

1.

Я и моя семья.

Количе
Дата
ство
часов
1

ЭОР, ЦОР

2.

Я и моя семья.

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

5.

«Старые фотографии
рассказывают…» (Семейные
реликвии и памятные вещи)
Мир семейных увлечений.
(Выставка фотографий)
Моя школа – мой дом.

6.

Мой дом. Мой двор.

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

7.
8.

Мой дом. Мой двор.
1
Моя улица, почему так названа. 1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

9.

Моя улица, почему так названа. 1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

3.
4.

27

«Улицы нашего города».

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

11. Достопримечательности нашей
улицы Ялагина.

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

12. Мой микрорайон.

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

24. Посещение городской детской
библиотеки.

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

25. Культурно- просветительные
учреждения нашего города.

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

26. Культурно- просветительные
учреждения нашего города.

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

27. Спортивные сооружения города. 1
28. Спортивные сооружения города 1
29. Предприятия города.
1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

30. Предприятия города.
31. Предприятиях города. МЧС.

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

1

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

10.

13. Страницы истории. Первые
поселенцы.
14. Экскурсия в краеведческий
музей.
15. Экскурсия в краеведческий
музей.
16. Имя города. Символы нашего
города.
17. Памятники города. Экскурсия.
18. Памятники города. Экскурсия.
19. Город в годы ВОВ.
20. Город в годы ВОВ.
21. Культурно-просветительные
учреждения нашего города.
22. Культурно-просветительные
учреждения нашего города.
23. Посещение городской детской
библиотеки.

32. Предприятия города. МЧС.
33. Итоговое занятие.
34. Обобщение изученного

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

2 КЛАСС
№
пп

Тема урока

Количе
Дата
ство
часов
28

ЭОР, ЦОР

1.

Введение в предмет. Имя.
Смысл имени. Именины – день
имени. Традиции имя наречения.

1.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

2.

Семья. Семейные традиции.
Любовь. Забота. Согласие.

2.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

3.

Семья. Родители. Почитание
родителей.Обязанности в семье.

3.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

4.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

5.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

6.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

7.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

8.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

9.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

10.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

11. Труд воина. Воля вольная.

11.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

12. Труд земной и труд души на
ниве. «Нива – божья ладонь».

12.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

13.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

14.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

15.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

16.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

Род. Родина. Родня.
Родственники. Родственные
отношения. Поколение. Родовое
древо.
5. Дом. Порядок. Уклад. Ритм
жизни дома. Родительский дом.
Мир вещей. Семейные
реликвии.
6. Праздники дома. Любимый
праздник
Практическая работа
7. Деревня-кормилица.
Земледельцы. Община.
Сход. Трудолюбие.
Взаимовыручка.
8. Город – труженик. Щит
Отечества. Город. Твердыня
веры. Хранитель культуры
9. Ценности. Вечные ценности.
Духовные и материальные
ценности. Обобщающий урок
по разделу «Родной очаг»
10. Родные просторы. Поле. Нива.
Жатва. Хлебороб. Поле битвы.
4.

13. Лес. Зеленый друг. Царство
природы. Человек и лес. Дерево
жизни. Лесник. Дары и тайны
леса.
14. Река. Название реки. Ручей-рекаморе-океан. Течение времени.
Живая. Мертвая и святая вода.
15. Река. Красота и польза. Река.
Истоки. Жизнь нрав реки. Река –
дорога
16. Море-океан. Поморы.
Мореходы. Море. Соловки –
северная святыня.

29

17. Дорога. Путь. Путники.
Паломники. Уединение.
Гостеприимство.
18. Дорога жизни. Разлуки и
встречи. Первые шаги и
последний путь. Перекрестки.
19. Обобщающий урок «Родные
просторы»

17.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

18.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

19.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

20. Сев и жатва. Труд земной.
Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель.

20.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

21. Страда. Народные приметы.

21.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

22.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

23.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

24.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

25.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

26.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

27.
28.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

29.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

30.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

31.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

32.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

33.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

22. Домашние животные. Забота о
домашних животных. Любовь к
животному. Братья меньшие.
23. Ткачихи. Женский труд.
Ткачество. Терпение.
Посиделки. Прядение.
Рукодельницы. Лен.Плотницкое
Полотно.
24. Мастера-плотники.
Терпение.
Сноровка.
дело. Добросовестность.
Рассудительность. Сруб. Артель.
Топор. Мастерство.
25. Мастер-кузнец. Кузница. Сила и
ловкость. Кузнецы-умельцы.
Горн. Мечи. Молот. Наковальня.
26. Ярмарка. Праздник. Честная
торговля. Купец. Покупатель.
Зазывала. Товар.
27. Ярмарка.
28. Обобщающий урок «Труд
земной»
Слово. Труд души. Слово
истины. Мудрое слово. Меткое
слово.
30. Задушевное слово. Слова
покаяния. Молитва.
29.

31. Сказка. Сказочное слово.
Сказочник. Житейская мудрость.
32. Песня. Душа поет. Народная
песня. Частушка. Песня.
Духовные песнопения. Гимн.
33. Праздник. Будни и праздники.
души.

30

34. Радостный труд Смысл
праздника. Праздник.

3КЛАСС
№
Основные виды
п/п
деятельности
1.
Московскому роду нет
переводу…
2
Древний город
3
4

5
6

7

8

9

10
11
12
13
14

15
16
17
18
19

Основание города
Москва – Москов
Легенды, былины,
сказки о Москве
Ролевая игра "Сказ о
Москве"
Юрий Долгорукий
Викторина
На семи холмах.
Московские холмы
Викторина
Священные стены,
башни и соборы
Кремля
Конкурс рисунков
Как жили царигосудари.
Теремочки-терема
С выходом солнца
Ролевая игра "На
златом крыльце
сидели"
Царский дворец
Конкурс рисунков
Ивановская площадь
Ролевая игра
Долгий ящик
Ролевая игра
Царские указы
Ролевая игра
Как жили простые
люди?
Московские улицы
Конкурс рисунков
Богатые и бедные
Викторина
Тайны московских
подземелий
Музеи Москвы
Викторина
Театры Москвы
Викторина
Москва православная.
Храм Христа

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

34.

Количество Дата
часов
1.

ЦОР, ЭОР
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

2.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

3.
4.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

5.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

6.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

7.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

8.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

9.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

10.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

11.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

12.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

13.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

14.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

15.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

16.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

17.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

18.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

19.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
31

20

21

22

23

24
25

26

27

28

29
30
31

32
33
34

Спасителя.
Викторина
Москва на картинах
А.М.Васнецова
Викторина
Архитектурноисторические
памятники Кремля
(Царь-пушка, Царьколокол, Соборная
площадь)
Викторина
Китай – город.
Конкурс «Лучший
знаток Московского
края»

20.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

21.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

22.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

Боевая слава
Подмосковья
Викторина
Усадьбы Подмосковья

23.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

24.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

Близкое соседство
деревни
Викторина
По Пушкинским
местам Подмосковья
Виртуальная
экскурсия
Боевые рубежи на Оке
во время ВО войны
Викторина
Памятники боевой
славы
Посещение мемориала
Памяти
Викторина
Наши земляки
Викторина

25.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

26.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

27.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

28.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

29.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

Храмы Подмосковья
Экскурсия в
библиотеку «По
родным местам»
Конкурс «Я знаю всѐ
об Электростали»
Конкурс рисунков «По
родным местам»
Итоговое занятие

30.
31.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

32.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

33.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

34.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

4 класс
№
п/п

Тема
занятия

Количество
часов

Дата
32

ЦОР, ЭОР

1. Музеи – детям.
«Познай себя –
познай мир»
2. Школьная академия.

1.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

2.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

3. «Удивительный мир
Земли»
4. «Тайна третьей
планеты»
5. «Занимательное в
истории»
6. «В гостях у
прошлого»

3.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

4.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

5.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

6.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

7. «Древняя столица»
8. «Русское
гостеприимство»
9. «Все работы
хороши»
10. «Город – труженик»

7.
8.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

9.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

10.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

11. «Русская старина»

11.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

12. «Раз узор, два
узор…»
13. «Почтовая станция
Богородск»
14. «Я к вам пишу…»
15. «Рождественская
сказка»
16. «Новогодняя пора самая чудесная»
17. «Город наших
бабушек дедушек»
18. «И пусть
воспоминание
живет…»
19. День памяти воиновинтернационалистов
20. «С чего начинается
Родина».
21. Ярмарка мастеров.
22. «Браво, театр…»

12.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

13.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

14.
15.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

16.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

17.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

18.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

19.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

20.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

21.
22.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

23. «Бабушкина
технология»
24. День в театре

23.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

24.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

25. «Мы – актѐры»
26. «Художник и сказка»
27. «Когда улыбается
Царевна Несмеяна»
28. «Мечта о звѐздах»
29. «Путешествие в
глубины космоса»
30. «Космические дали»

25.
26.
27.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

28.
29.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

30.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
33

31. «Город – защитник»
32. «Письмо с фронта»
33. «Поклонимся
великим тем
годам…»
34. «Дневник
путешественника»

31.
32.
33.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

34.

https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.В.В.Эдемская. «Екатеринбург. Рассказы о городе», 2019 г.
2. В.С.Миненкова Твои люди, Кировград 2019 г.
3. Д.И.Войниченко, М.В.Немышева, А.Г.Фролова, А.Б.Шаханов. «Город мастеров. Невьянск»,
2017г.
4. Ютяева Ирина. Сборник стихотворений «Горный цветок», 2019.
Использование медиаресурсов:
 История русского быта, «Новый диск»
 Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»
 Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»
 Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»
 Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»
Видеоматериалы:
 «В гостях у батюшки», фильм 2, 3
 «Сказка перед сном», фильм 2,4,6
Дополнительная литература для учащихся:
 В. Белов «Лад»
 История русского быта
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
 Виртуальные прогулки по Русскому музею
http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm
 Виртуальный тур по Московскому Кремлю
http://tours.kremlin.ru/
 Виртуальные экскурсии для начальной школы
https://www.edut-deti.ru/
Ссылки на Интернет-ресурсы:
 Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
 Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
 Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
 Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
 Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».