Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа внеурочной деятельности «Наш театр» 1-4 класс

1.
2.
3.
4.
5.

Содержание
Пояснительная записка
Содержание курса
Планируемые результаты
Учебно-тематическое планирование
Учебно –методическое обеспечение курса.

1. Пояснительная записка
Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования является формирование способности к духовному развитию,
реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально
ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,
непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной
компетенции — «становиться лучше».
Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном
образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом
художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и
художественное слово, и наглядный образ – актѐр, кукла, петрушка, и живописное оформление,
и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает
большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейноэстетическому воспитанию школьников.
Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для
реализации в одном отдельно взятом классе.
Специфическая цель курса «Наш театр» – воспитание и развитие понимающего, умного,
воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми
знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа
окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
о рождении театра
что такое театр и его разновидности
связь театра с жизнью
кто работает в театре
отличие театра от других видов искусств
Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических
зажимов и комплексов.
Через упражнения из области актѐрского мастерства научить:
концентрировать внимание
управлять фантазией
обладать образным видением
научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
о технике сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
об этюде и его разновидностях
о структуре этюда
о сценарии и форме его написания
о выразительных средствах и их разновидностях
что такое событие и событийный ряд
что такое второй план и внутренний монолог
что такое сюжет и его структура
что такое фрагмент
Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
логическое мышление
способность выстраивания событийного ряда
способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения

способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по
фрагментарному плану
способность выражения мысли через сопутствующее событие
способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
образное видение
6. Через постановочную работу развить:
чувство ответственности
чувство коллективизма
коммуникабельность
адекватность мышления
дисциплинированность
организаторские способности
умение преподнести и обосновать свою мысль
художественный вкус
трудолюбие
активность
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой
способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием
делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых
порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального
искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не
превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально
положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают
как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его
умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также
цель курса «Наш театр».
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
театральные игры и упражнения
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актѐрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная
заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения
задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами,
музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность
школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с
процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля.
После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по
содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического
театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль
театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актѐрского мастерства способствует формированию у школьников
художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников
способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной
программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актѐрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено
инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение». Изучение
данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами
актѐрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли
режиссѐра, декоратора, художника-оформителя, актѐра, научиться выражать свои впечатления в
форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке
прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли
режиссѐра, декоратора, художника-оформителя, актѐра.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1
классе, 34 часа в год во 2 – 4 классах.
2. Содержание курса
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из
основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаѐтся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение.
Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов.
Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог.
Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после
просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках
литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
3. Планируемые результаты
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования
являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения еѐ цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и
взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются
следующие умения:


активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;


проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;



проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;


оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является
средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти
способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного
процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих
за
рамки
предмета
«Театралия».
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются
следующие умения:


характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;


организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности,
сохранности оборудования, организации места занятий;


планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;


анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;


видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях
человека;






управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
 правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
 различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия,
трагедия; и т.д.);
 чѐтко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
 учить наизусть стихотворения русских авторов.
 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;
 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разныхпозах;
 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова ирасставляя
логические ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;

 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями;
 овладение чтением вслух и про себя, элементарными приѐмами анализа
художественных текстов.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится применять знания и умения:
• представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус,
мера, тождество, гармония;
• сформированность первоначальных представлений о роли театрального искусства в
жизни и духовно – нравственном развитии человека;
• ознакомление учащихся с выразительными средствами театрального искусства и
освоение некоторых из них;
• ознакомление учащихся с терминологией и классификацией театрального искусства;
 овладение чтением вслух и про себя, приѐмами анализа художественных текстов;
• первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
• получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной
деятельности;
• произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;
• строить диалог с партнером на заданную тему;
• подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной
деятельности;
 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
4 КЛАСС
К концу обучения в четвѐртом классе обучающийся получит возможность:
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приѐмами анализа художественных текстов;
 использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного
текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
 умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст
на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение
разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
 развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно
интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.

4. Тематическое планирование
№ п/п

Тема

Количество
часов

1 класс
Роль театра в культуре:

9

1-2

Знакомство с учителем и одноклассниками
Знакомство с новыми понятиями - театр, артист,
декорации, роль.

2

3-4

Знакомство ребѐнка в игровой форме с самим
собой. Подвижные игры на внимание.

2

5-6

Знакомство ребѐнка с окружающим миром в
игровой форме. Игра»Снежный ком».

2

7-8

Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих
целенаправленного воздействия словом.

2

9

Разыгрывание этюдов ,подвижные игры.

1

Театрально- исполнительская деятельность:

10

10-11

Знакомство с терминами- мимика, пантомима,этюд
,ритм.

2

12-13

Выполнение упражнений, направленных на
развитие чувства ритма. Этюды.

2

14-15

Выполнение Упражнений, направленных, в основе
которых содержатся обстрактныеобразы( блики,
огонь ,снег.)

2

16-17

Импровизация русской народной сказки»Колобок».
Этюды на заданную тему.

2

18-19

Импровизация русской народной сказки»Теремок».
Пантомимы на заданную тему.

2

Занятие сценическим искусством

10

20-21

Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями:
рифма, ритм, интонация

2

22-23

Упражнения, игры (волна). Этюды.

2

24-25

Упражнения и игры(ручеѐк).Пантомима.

2

26-27

Упражнения и игры(живойалфавит).Импровизация
сказки по выбору детей.

2

28-29

Знакомство с мини сказкой (музыкальная) :»
Козлик»

2

Освоение терминов.

2

Дата

30-31

32-33

Знакомство с терминами :спектакль, партнѐр,
премьера, театр. Пантомима, этюд по заданной
теме.

2

Просмотр театрального спектакля.

2

Просмотр спектакля доставленного учащимися 3
класса «Новогодний хоровод»

2

Просмотр спектакля ,в постановке учениками
4класса»Ганс-Чурбан»

1-2
3-4

5-6
-7-8

9-10
11-12

13-14
15-16
17-18

19-20

21-22
23-24
25-26

27

28-29

Итого
2 класс
Роль театра в культуре:
Приобретение
навыков,
необходимых
для
сценического искусства (темп,ритм,рифма)
Знакомство
ребѐнка
с
терминами(сцена,
жестикуляция, мимика)
Тема2:
Театрально- исполнительская деятельность:
Знакомство с терминами- мимика, пантомима,
этюд,ритм. Выражение благодарности, сочувствия.
Выполнение
упражнений, направленных
на
развитие чувства ритма. Обращение за помощью.-,
выражение чувств через мимику, жесты-.
Упражнений, направленные на взаимодействия в
группах. Игра «Маски»
Обсуждение различных ситуаций., дискуссии
.Разыгрывание мини-сценок.
Импровизация русской народной сказки»Теремок
ТемаЗ:
Занятие сценическим искусством
Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями:
рифма, ритм, интонация
Упражнения одиночные-на выполнение простого
задания Этюды.
Упражнения и игры одиночные на выполнение
задания на основе предлагаемых обстоятельств.
Пантомима..
Упражнения и игры по выбору детей, направленные
на выполнение предлагаемых обстоятельств. Минисценки (повадки животных)
Знакомство с понятием-сценическое
общение. Работа в парах (сказкк на два героя)
». Исполнение этюдов по картинкам.
Выполнение
заданий
на
разыгрывание
предлагаемых обстоятельств. Введение нового
понятия»обращение к предмету « Выполнение
этюдов по картинкам.
Обобщение по теме ,игры по выбору детей.
Тема4:
Работа над серией мини-спектаклей.
Подборка спектаклей, выбор ролей.

33ч

2
2

2
2

2
2

2
2
2

2

2
2
2

1

2

30-31
32
33-34

35

1

2-3
4-5
6-7
8-9
10 - 11

1213
1415
1617
1819
2021
2223

2627
2829
3031
3234

1-2

Распределение ролей , учитывая характер и
темперамент учащихся. Читка по листу.
Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся
главный герой.
Просмотр спектаклей доставленных учащимися
Зкласса»Новогодний хоровод», учащимися 4 класса
«Ганс - Чурбан»
Подведение итогов за год. Игры по выбору детей.
Итого
3 класс
Тема 1: Роль театра в культуре.
Знакомство с древнегреческим современным,
кукольным ,музыкальным театрами.
Тема 2;3анятия сценическим искусством.

2

Приѐмы релаксации .Пантомима .Этюды
Приѐмы концентрации внимания .Этюды,
Приѐмы концентрации дыхания. Инсценирование
сказок (2героя)
Приѐмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х
героев.
Повторение и закрепление изученного. Знакомство
со сказкой «Новогоднийоровод»
Тема
3
Театральноисполнительская
деятельность.
Работа над образами . Я -предмет.

2
2
2

Работа над образами. Я-стихия.

2

Работа над образами. Я—животное.

2

Работа над образами. Я—фантастическое животное.

2

Работа над
обсуждение.

подбором

спектакля.

Чтение

1
2

1
35ч

1
10

2
2

2

, 2

Распределение ролей в спектакле «Новогодний 2
хоровод»
Разучивание ролей, репетиции, изготовление
костюмов.
Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор 2
декораций.
Умение распределятся на сцене. Репетиция.
2
Репетиция. Подбор костюмов и декораций.

2

Показ представления учащимся нач. классов 3
1смены.,2смены и подготовительному классу.
Подведение итога.
4 класс
8ч
Тема 1:
Роль театра в культуре.
Знакомство с создателями спектакля: писатель, 2

3-4
5-6
7-8

9-10
11
1213
14-15
1617
18

1920
21
2223
2425
26 - 27
2829
30

3134

драматург, поэт.
Знакомство с театральными жанрами.
Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему.
Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору
детей.
Тема 2:
Театрально- исполнительская деятельность.
Пантомима-средство выражения создания
Образа через действия героя.
Упражнения для развития хорошей дикции.
Диалог
, монолог
Упражнения для развития интонации. Диалог,
монолог
Упражнение для развития темпа речи. Диалог,
Монолог
Обобщение пройденного. Диалог, монолог.
ТемаЗ:
Основы пантомимы.
Знакомство с основами пантомимы. Куклы
марионетки.
Механические куклы, надувные игрушки как
выразительное средство пантомимы.
Поза актѐра в пантомиме,как основное средство .
Жест и движения как основные выразительные
средства пантомимы.
Маска в пантомимном действии.
Выразительные средства в пантомимном действии :
поза актѐра, жесты, маска.
Пантомима, этюд, инсценировка- виды сценической
деятельности.
Тема4:
Работа и показ театрализованного
представления.
Репетиция и показ спектакля в«Ганс-Чурбан»
пqмотивам сказок Г.Х. Андерсена.
Итого

2
2
2
10ч

3
2

2
2
1
12ч
2
1
2
2
2
2
1
4ч

4,
34ч

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
 Требования к оснащению учебного процесса на занятиях разрабатываются с учѐтом
реальных условий работы начальной школы и современных представлений о культуре и
безопасности труда школьников.
 Печатные пособия.
 Видео-, аудиоматериалы.
 Ноутбук.
 Цифровой проектор.
 http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей
основам сценического искусства «Школьный театр».
 youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Похмельных,A.A.
Образовательная
программа «Основы театрального искусства».

 http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.
 http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
Список литературы
1.

Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный
театр».

2.

Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная
система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная
школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3.

Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий,
сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

4.

Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС,
2012

5.

Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/
авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.

6.

Программы для внешкольных учреждений и
Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

общеобразовательных

школ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».