Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» 1-4 класс

1.Пояснительная записка
Рабочая программа «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования .
Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению
читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию
индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя.
Введение курса «В мире книг» поможет
решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы
нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение,
письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству
обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской
литературы.
Общая характеристика курса
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературнопедагогических принципов:
 ориентация на читательские интересы ребенка;
 разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
 разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а
расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
 важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является
принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников,
акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской
культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об
особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в
программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести
диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с
этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на
данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
Тип программы: тематическая, реализующая художественно-эстетическое направление
внеурочной деятельности.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников.
Задачи:
 совершенствование навыка чтения обучающихся;
 развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы;
 знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами,
жанрами, темами;
 формирование первичных представлений об особенностях произведений и
творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
 формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной
читательской деятельности;
 формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших
школьников;
 выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе
самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,
полученные на
уроках литературного чтения;



развитие воображения,
обучающихся.

литературно-творческих

способностей

и

речи

Практическая значимость курса заключается в умении:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Курс «В мире книг» имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного
чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Программа предназначена для обучающихся 7-10 лет. Чтение для ребѐнка — и
труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные
игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное
использование методов стимулирования детского художественного творчества –
сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического
иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой
как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами
книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие,
форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и
санитарно-гигиенические требования к чтению.
Режим занятий обусловлен нормативно- правовой общеобразовательной базой,
ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в
городской детской библиотеке.
Описание места курса
Программа курса «В мире книг» рассчитана на четыре года обучения для обучающихся 14 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс
– 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год.)
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для
воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной
читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память,
внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий
литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к
восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

2. Планируемые результаты освоения курса
а) Личностные результаты
1 класс
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных
текстах;

Обучающийся получит возможность для формирования:
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок и
рассказов.
2 класс
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к чтению художественной литературы;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных
текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело;
забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
– эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в
художественных произведениях;
– понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных
произведений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к чтению как особому способу изображения действительности;
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой
деятельности;
– основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного
текста;
– эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных
жанров и форм;
– любви к родному дому, малой Родине;
– представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
3 класс
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к содержанию художественных произведений;
эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных
произведений различных жанров и форм;
- интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями
литературных произведений;
- умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи
чувств и мыслей героев;
- первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру
произведений.
4 класс
У обучающегося будут сформированы:
– устойчивое положительное отношение к литературному чтению;
- интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной
деятельности (декламация, инсценировка);
- осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных
поступков и поступков других людей;
– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:
– устойчивого интереса к литературе, потребности в чтении как средстве познания
мира и самопознания;
– внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя)
различных по жанру произведений;
– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли
литературы в собственной жизни;
– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою
личностную оценку.
б) Метапредметные результаты:
1 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных
произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой
деятельности.
2 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;

– определять автора книги и ее название;
– определять содержание книги по иллюстрациям;
– участвовать в организации выставки книг в классе;
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки-иллюстрации к произведениям;
– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом
представления о подробности в художественном изображении;
– осознавать роль названия произведения;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– воспринимать мнение собеседников;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой
деятельности;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские
отношения, семейные отношения, близкие родственники;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную речь взрослых;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
3 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать установленные правила работы с текстом;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с дополнительной литературой во внеурочное время;
- адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
- самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения,
формулировать выводы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

- принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
- использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
- уважать мнение собеседников.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
4 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;
– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение
к прочитанному;
– оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной
деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы
выполнения;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих)
задач,
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
– принимать участие в коллективных делах и инсценировках;
– контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных
проектах;

в) Предметные результаты
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
1 класс
– определять автора книги и ее название;
- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление;
- определять возможное содержание книги по еѐ иллюстрациям;
– участвовать в организации выставки книг.
.
2 класс
- находить произведения определѐнной тематики;
- сравнивать иллюстрации и содержание произведений;
- иметь представления о справочной, периодической литературе;
- осуществлять поиск тематических журналов;
- кратко и подробно пересказывать.
3 класс
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
4 класс
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.

Содержание курса внеурочной деятельности1 класс (33ч)
Здравствуй, книга (3 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист,
оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоѐм
рюкзаке живѐт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение
темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная
библиотека.Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книгасборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой
(рассматривание,чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким,
Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев,
М.Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских
книг.Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с
фольклорнымипроизведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай
загадку».Творческая работа
«Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книгисборника.В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книгипроизведения. Сказки народов России и народов мира.
Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок»,
инсценирование.Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого
«ПриключенияБуратино».Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения,

загадки.К. Чуковский детям: книги-произведения, книгисборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на
страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в
разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои
книги.Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова,
С.Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра
«Кто быстрее найдѐт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских
поэтов». Литературная игра «Послушай и
назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алѐнушка и братец
Иванушка», «Терѐшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро
«Красная шапочка».Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева
«Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра
«Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома»,Е. Благинина
«Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание,
рассматривание.Обсуждение произведения и главного героя —
дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь
животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских
журналов.Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и еѐ справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители.
Иллюстрациив книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель
чтения(2ч)
Библиотека.
Библиотечный
формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного
каталога.Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о
книге?
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других
детскихписателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет».
Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах
детскихгазет и журналов. Детские журналы (электронная
версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из
рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы
посло-виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай
загадку».Скороговорки. Конкурс
«Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение
выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и
др.).Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и
др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов
других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная
карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка
«Снегурочка»,японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.
Жанрыпроизведений о семье: стихотворения, пословицы,сказки, рассказы,
колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по
учебникуили наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье»,
«Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках
Отечества.Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной
войны,которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о
еготвѐрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга«Защитники Отечества
в твоей семье»:фотографии,
письма,воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и
поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весѐлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник
читателя».
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители,
былинщики.Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фѐдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный
зал.Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими.
Каталожнаякарточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о
книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
(3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книгасборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм
«Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и
сравнениекниг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н.
Толстого.Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в
группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен
мнениями.Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки
книг.Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в
группах).Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника:
титульныйлист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип
книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной
книге.Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой
энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.
Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения
чудака».Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии,
споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.
Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных
писателей длядетей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях
(работа вгруппах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение,
обсуждениесодержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и
оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление
«Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура
газети журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костѐр», «Пять углов», «Чудеса
планеты Земля»; детские газеты: «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета»,
«Антошка».Создание классной газеты или журнала (работа в
группах).
«Книги, книги, книги…» (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в
библиотеке.Справочная литература. Энциклопедии для
детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о
книгах?»

4класс (34 ч)
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о
Святогоре»в стихотворной форме и прозаической форме.
Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава
Мудрого.Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фѐдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный
сын».Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной
мудрости(4 ч)
Сборники произведений
фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с

собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях.
Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор
пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление
рукописной книги
«Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с
собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские,
древнегреческие, ки-тайские и т. д. Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка
И».Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В.
Жуковского,М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина.
Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П.
Ершова «Конѐк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись
«Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о
вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателяхсказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую
библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре,
изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии.
Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира»,
«Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими»
сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка
книг.Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычѐва,
А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь

синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни
слово».Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто
такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в
книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура
книги.Чтение и слушание стихотворений о Родине
А.С.Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И.
Бунина.Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях,
событиях.Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского
«Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и
темы.Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об
А.П.Чехове».
Творческая работа: очерк о своѐм городе, о своѐм классе, о любимой книге.
Мир книг (4 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные».
ОчеркВ. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра
«Тайны учебной книги»
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Формы организации внеурочной деятельности
Занятия внеурочной деятельности проводятся в форме: бесед, решения
головоломок,кроссвордов, анализа и обобщения.
Виды деятельности на занятиях курса
Работа на занятиях организовывается в парах, группах и индивидуально
Тематическое планирование
1класс
№
п/п

1
2
3

Содержание программного материала

Здравствуй, книга!(3 часа)
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. 1
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом 1
оформлении (книга-произведение).
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в
1
библиотеке.

Количество
часов

4
5
6
7
8

9
10

11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Книге о Родине и родной природе.(2 часа)
Книги о Родине и природе.
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
Писатели детям ( 3 часа)
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
Книги современных писателей о детях.
Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг.
Художники-иллюстраторы.
Народная мудрость. Книги-сборники.( 2 часа)
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весѐлые
потешки», «Скороговорки и считалки»
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа
«Сочини загадку».
По страницам книг В Сутеева. ( 3 часа)
Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.
В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.
Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»
Сказки народов мира( 3 часа)
Книги – сборники «Русские народные сказки». Книгипроизведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление
выставки книг.
Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность
(коллективная). Домики-сказки.
Книги русских писателей -сказочников.( 3 часа)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения
Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
Творческая работа «Встреча с Буратино».
Детские писатели ( 3 часа)
Книги С.Маршака. Выставка книг.
Книги- сборники произведений К.Чуковского.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Сказки зарубежных писателей.( 3 часа)
Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книгасборник историй. Герои книги.
В гостях у сказки.
Книги-сборники стихотворений для детей( 2 часа)
Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто.
В.Берестов. С.Михалков.
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и
читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг.(3 часа)

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29

30

31
32
33

Дети – герои сказок. («Сестрица Алѐнушка и братец
Иванушка», «Терѐшечка» и др.)
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка»,
Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и
др.)
Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу»,
С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных( 3 часа)
Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
По страницам любимых книг. Выставка книг.

1
1

1

1
1
1
Итого 33 ч

2класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

Содержание программного материала
Книга, здравствуй – 3ч
Роль книги в жизни человека.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси
Структура книги (элементы книги).
Книгочей — любитель чтения – 2ч
Экскурсия в библиотеку (городскую).
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.
Каталожная карточка.
Книги о твоих ровесниках – 4ч
Выставка книг о детях. Структура книги.
Книги В. Осеевой. Книга-сборник.
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
Книги Н. Носова. Типы книг.
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники – 4ч
Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
Герои детских книг. Библиотечный стенд
Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга
«Пословицы о книге и учении».
Писатели – сказочники – 4ч
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».
Скороговорки и чистоговорки
Книги с литературными (авторскими) сказками.
Писатели-сказочники
Книги о детях – 4ч
Герои сказок. Викторина.
По страницам сказок Х.К. Андерсена.
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Книги о детях. Выставка книг
Книги о тех, кто подарил нам жизнь – 2ч
Герои книг В. Осеевой
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его
друзьях.
Старые добрые сказки – 4ч
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы
Книги о братьях наших меньших. Художникиоформители
Сборники стихотворений для детей. Каталожная
карточка.
Книги-сборники сказок народов мира.
Переводчики, пересказчики обработчики народных
сказок.
Защитникам Отечества посвящается – 1ч
Народные сказки на страницах детских журналов

1
1

29

Книги о тех, кто подарил нам жизнь – 1ч
Книги о семье

1

30

Защитникам Отечества посвящается – 2ч
1
Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о МальчишеКибальчише и его твѐрдом слове».

31

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам
любимых книг. Презентация любимой книги.
По страницам любимых книг -2ч
Творческая работа: комиксы и весѐлые истории
Творческая работа: комиксы и весѐлые истории
Итоговое занятие.

21
22
23
24
25
26
27

28

32
33
34

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1 итого 34 ч

3класс
№
п/п
1

2
3
4

Содержание программного материала
История книги. Библиотеки.
(4 часа)
Вводный инструктаж по технике безопасности. Былины,
легенды, сказы.
Первые книги. Библия.
Летописи. Рукописные книги. Истрия книги. Первопчатник
Иван Федоров
Стартовая проверочная работа.

Количество часов
1

1
1
1

5

6
7
8
9
10
11

12
13
14

15
16
17

18
19
20
21

22
23
24

25
26

27
28
29

30
31

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.
(3 часа)
Волшебный мир сказок.
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
Сказки с загадками.
Книги-сборники. Басни и баснописцы.( 3 часа)
История басни.
Басни в прозаической форме.
Русские баснописцы.Герои басен. Инсценирование басен.

1
1
1
1
1
1

Книги о родной природе.
(3 часа)
Родные поэты.
Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета.
Проект «Краски и звуки поэтического слова»
Книги Л. Н. Толстого для детей.
(3 часа)
Л. Н. Толстой для детей.
Л. Н. Толстой – обработчик русских народных сказок.
Промежуточная проверочная работа.
Животные – герои детской литературы
(4 часа)
Произведения о животных.
Рассказы о животных А. Куприна.
Книга Дж. Лондона «Бурый волк».
Художники-иллюстраторы книг о животных.
Дети – герои книг.
(3 часа)
Дети – герои книг.
Произведения о детях.
Литературная игра. «Кто они, мои сверстники — герои
книг?»
Книги зарубежных писателей.
(2 часа)
Зарубежные писатели.
Библиографический справочник.
Книги о детях войны
(3 часа)
Л. Воронкова «Девочка из города».
Книга В. Железникова «Девушка в военном».

1

Кто они – дети войны.
Газеты и журналы для детей.
(3 часа)
Что такое периодика.
Детские газеты и журналы.
Электронные периодические издания.

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1

32

33
34

«Книги, книги, книги…»
(2 часа)
Классная газета «Книгочей».
Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?
Итоговая проверочная работа.

1

1
1

Итого 34 ч

4 класс
№
п/п
1

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

13
14

15
16

Содержание программного материала

Страницы старины седой.
(4 часа)
Вводный инструктаж по технике безопасности. Былины,
былинщики. Былинные богатыри.
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная
книга на Руси.
Библия. Библейские предания.
Творческая работа: история книги.
Крупицы народной мудрости.
(4 часа)
Героические песни о героях России. Песня-слава.
Книга- сборник С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских
солдатах».Справочный материал о Суворове.
Русь великая в произведениях фольклора.
День народного единства: презентация рукописной книги и
постеров ( стендов) о героях России.
Мифы народов мира.( 2 часа)
Мифы народов мира. Книги- сборники.
Мифологические герои.
Русские писатели-сказочники ( 3 часа)
Мир сказок: сказки народные и авторские.
Книги со сказками русских писателей- классиков. Сказка
П.Ершова «Конек-Горбунок»

Количество часов

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

Исторические (фольклорные) корни литературных
произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни
о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
1
Книги, книги,книги…».
(4 часа)
Библиографический справочник: справки о писателяхсказочниках. Энциклопедии и книги-справочнике.
Книги. Элементы книги. Справочный аппарат книги.
1
Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования
1
библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

17
18

19
20
21

22
23
24

25
26

27
28
29
30
31
32
33

34

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.
Книги о детях и для детей.
(3 часа)
Проектная деятельность: создание рукописной книги
«Русские баснописцы»
Дети-герои книг писателей 20 века.
Библиографические справки о Марке Твене, В.Гюго,
Д.Мамине-Сибиряке, А.Куприне.
Словари, справочники. энциклопедии
(3 часа)
(4 часа)
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях».
Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.
Хранители слов- словари. Выставка словарей. Игра-конкурс
«Объясни слово»
Справочники и словари. Детская энциклопедия.
Родные поэты ( 3 часа)
Игра «100 вопросов Почемучек»-практическая работа со
справочной литературой.
Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе.
Структура книги.
Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, И. Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова.

1
1

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания. ( 4 часа)
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе»
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.
Встреча с корреспондентом местной газеты.
Творческая работа: очерк о своей школе, о своем городе или
любимой книге.
Мир книг ( 3 часа)
Книги о детях войны. Е.Ильина «Четвертая высота»

1

Детские газеты и журналы.
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы,
подготовленные презентации.

1

Итоговый урок.

Итого 34 ч

1
1

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1

5. Учебно-методическое обеспечение курса
1.Учебно-методическое обеспечение:
Материалы для учителя:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Материалы для учащихся:
Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011

2.Наглядные пособия:
- демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;
- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- иллюстрации к литературным произведениям.
3.Технические средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор и экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».