1.Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических
особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным
предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний,
умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего
образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к
сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие
для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования
соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на
процесс обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционноразвивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться
этой работой.
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного
материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в
школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются
ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР
уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто
конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует
себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в
организации собственной целенаправленной деятельности.
Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с
восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это
обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии
зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная
замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и
произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на
запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети
медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности
и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это
выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать
обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность
опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического
строя речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного
запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении
чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв,
смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены
или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом
усваивают правила выделения границ предложения.
Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение индивидуальных и групповых
коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Организованы коррекционные занятия, которые
направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление
негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение
самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом
опыта работы школы по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материальнотехнического обеспечения образовательного учреждения.
Цель:
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на:
– повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная
работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной
сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи:
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счѐта, основными навыками и умениями
учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения,
основой личной гигиены.
Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти
достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
1. Обучающие коррекционно-развивающие:
1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного
аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
6. подведение под понятие, выведение следствий;
7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
2. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
-
умение ориентироваться в задании;
планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;
осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые
помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа
деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность,
произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции
индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и
готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Формирование ИКТ компетенции.
3. Воспитывающие:
Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе;
- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);
- осознание необходимости самоконтроля.
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
проговаривать последовательность действий на уроке
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
учиться работать по предложенному учителем плану
учиться отличать верно выполненное задание от неверного
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу;
слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в раздаточных материалах;
выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
искать и выделять необходимую информацию;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста)
слушать и понимать речь других
читать и пересказывать текст; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты освоения курса
К концу учебного года учащиеся должны знать и уметь из программы по русскому языку:
1 класс
Обучающиеся должны уметь:
записывать тексты под диктовку;
усвоить основные орфографические правила: написание имен собственных;
правописание безударной гласной и парного согласного в корне;
усвоить правописание слов с непроверяемыми гласными;
уметь находить основу предложения;
уметь письменно отвечать на вопросы, используя слова вопроса.
Результативность работы оценивается через административные срезы,
проверочные и контрольные работы, проводимые согласно планированию.
2 класс
Обучающие должны знать:
- букв русского алфавита;
-признаки гласных и согласных звуков;
-гласные ударные и безударные;
-согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;
-правила переноса слов.
Обучающиеся должны уметь:
-каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты (30–40 слов) без пропусков, вставок, искажений букв;
-делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и "Ь";
-писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
-писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ;
-правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
-писать слова с двойными согласными, с разделительным "Ь";
-писать раздельно предлоги со словами;
-производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, выделять мягкие и твердые согласные;
-правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета или действие предмета;
-различать слова, отвечающие на вопрос "КТО?", и слова, отвечающие на вопрос "ЧТО?";
-устанавливать связь слов в предложении из трех-четырех слов; выделять подлежащее и сказуемое;
-составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
-употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
-определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
-делить сплошной текст на предложения;
-устанавливать связь по смыслу между словами в предложении (восстанавливать деформированное предложение);
-употреблять при записи текста красную строку.
3 класс
Обучающиеся должны знать:
-главные и второстепенные члены предложения;
-предложения распространенные и нераспространенные;
- значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание
- однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- чередование согласных и беглые гласные в слове;
- употребление разделительных мягкого (ь) и твердого (ъ) знаков;
- различие приставок и предлогов;
- лексическое значение, грамматические признаки имени существительного, глагола, имени прилагательного;
- употребление в речи различных частей речи;
Обучающиеся должны уметь:
- активно использовать в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу
(распространенных, нераспространенных), по эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных), правильно
интонационно оформлять устные высказывания и расстановку знаков препинания на письме;
и
- разобрать слова по составу, применять способы проверки и правописания слов с безударными гласными, парными,
непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами -ик, -ек, с изученными приставками; правописания сложных слов и
глаголов с не;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами;
-под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами
4 класс
Обучающиеся должны знать:
- личные местоимения;
- склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
- склонение имен прилагательных во множественном числе;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
- понятие о неопределенной форме глаголов;
- изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
- глаголы I и II спряжения;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
- изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
- обозначение гласных и согласных в приставках;
- правописание частицы не с глаголами;
- правописание неопределенной формы глаголов (-ться, -тся);
- виды предложений
Обучающиеся должны уметь:
- ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения и словосочетания;
- распознавать местоимения, определять их род и число;
- правильно писать падежные окончания прилагательных;
- подбирать к прилагательных слова, близкие и противоположные по значению;
- определять время, число и спряжение глаголов;
- спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
- распознавать неопределенную форму глаголов;
- писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
- писать не с глаголами отдельно;
- писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3-ем лице глаголов;
- писать диктанты различных видов;
-объяснять орфограммы по пройденному материалу;
- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
- писать сочинения повествовательного характера;
- различать члены предложения.
3. Содержание курса
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные
направления отражают ее основное содержание.
Основные направления индивидуально-коррекционной работы:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями усвоения программного материала;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения;
способствует
формированию
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся
(личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с
детьми с умеренно ограниченными
возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные
особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребѐнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин
трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья,
выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
1. Организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
дезадаптации и трудностей обучения;
2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;
3. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
4. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и узнавания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие временных понятий;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анали
5. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков относительно анализа;
- развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей
6. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
7. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
8. Развитие речи.
9. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
10. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для повышения качества индивидуально-коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие
умений
сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении
друг
к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных
функций, процессов, способностей, навыков. Содержание индивидуально-коррекционных занятий максимально приближено к
содержанию программ учебного предмета по классам. Содержание коррекционного блока является общим для каждого класса начальной
школы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
- наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
- практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
Формы проведения индивидуально-коррекционных занятий:
Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют
коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся
с ОВЗ.
Групповые занятия должны также обеспечивать развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Индивидуальные занятия обеспечивают большее доверие и понимание, возникающие между педагогом и ребенком. Особенно
важны индивидуальные занятия для детей с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными,
поведенческими особенностями в тех случаях, когда присутствие других детей является для ребенка стрессом. Этот факт следует
учитывать в работе с вновь поступившими детьми, в адаптационный период (особенно, когда «вхождение» в коллектив происходит
для ребенка болезненно). Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к
индивидуальным занятиям не привлекаются.
Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой.
Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении
педагогом.
Цель коррекционных занятий (ИКЗ): помощь в освоении основной образовательной программы НОО в соответствии с
требованиями ФГОС.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование
положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и
обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой
регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика,
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя,
систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их
развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки
обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (2 часа: математика — 1 час , русский язык -1 час), отводимых на эти
занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого
обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех
обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно
усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается
ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не
усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или
заторможенности) во время уроков.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках
структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к
предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно,
медленно идет формирование универсальных учебных действий.
Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
-Наблюдение в ходе занятий.
-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный
диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)
-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.
4.Тематическое планирование индивидуально-коррекционных занятий по русскому языку
1 класс
№ п/п
1.
2.
Темы коррекционных занятий
Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение правильного построения предложения.
Устная и письменная речь. Составление устного рассказа «Как я провел лето».
Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать. Определение пространственных
соотношений с помощью предлогов.
Количество
часов
1
1
3.
4.
5.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Наблюдение и определение
последовательности и закономерности каких-либо действий и событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и
т.д.).
Развитие фонематического слуха путѐм узнавания и выделения определѐнного звука.
Выделение и называние неречевых звуков. Характеристики согласных и гласных звуков, звуко-буквенный
разбор слова
Коррекция и развитие фонематического слуха путѐм
формирования навыка моделирования слов.
Определение общего звука в словах. Самостоятельное придумывание слов с определенным звуком.
Определение места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
1
1
1
6.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, зрительной памяти и внимания. Коррекция и развитие
графической зоркости. Списывание текста с проговариванием. Многозначные и однозначные слова.
1
7.
Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Виды предложений по цели
высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложения.
1
8.
Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Запись предложений под диктовку с проговариванием вслух и
мысленным проговариванием; обучение самопроверке; закрепление звуко-буквенного разбора.
1
9.
Развитие устной речи через умение составлять предложения. Составление предложения из слов.
Словосочетания
1
10.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, зрительной памяти и внимания. Коррекция и развитие
графической зоркости. Списывание текста с проговариванием. Многозначные и однозначные слова.
11.
Коррекция, развитие мыслительной деятельности, слуховой памяти, внимания и речи. Связь слов в
предложении. Главные члены предложения.
1
12.
Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Восстановление
деформированного текста
1
13.
Развитие и коррекция слухового и зрительного восприятий, памяти, внимания. Запись предложений под
диктовку с проговариванием, основа предложения, словосочетания.
1
14.
Развитие и коррекция слухового и зрительного восприятий, памяти, внимания. Письмо под диктовку.
1
15.
Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Определение главных членов предложения и выделение
словосочетаний в предложении.
1
16.
Развитие и коррекция слухового и зрительного восприятий, памяти, внимания. Письмо под диктовку слов с
предлогами.
1
17.
Развитие логического мышления, зрительно- слуховой памяти, фонематического слуха. Списывание с
проговариванием. Звуко-буквенный разбор слова.
1
18.
19.
20.
21.
Закрепление и отработка звуко-буквенного разбора, определения главных членов предложения и выделения
словосочетаний в предложении. Развитие логического мышления, зрительно- слуховой памяти,
фонематического слуха.
.Деление слов на слоги и определение ударного слога. Коррекция и развитие фонематического слуха
Развитие логического мышления, зрительно- слуховой памяти, фонематического слуха.
переносе слов.
24.
1
Упражнение в
Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Ребусы, загадки и др. игровые
задания со словарными словами.
Развитие логического мышления, зрительно-слуховой памяти, фонематического слуха. Письмо под
диктовку. Упражнение в обозначении мягкости согласных.
22.
23.
1
1
1
1
Расширение, уточнение, активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха, орфографической
зоркости. Упражнение в правописании слов с шипящими.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Развитие слуховой памяти,
внимания и речи. Планирование учебных действий при выборе проверочного слова путем изменения формы
слова. Упражнение в подборе проверочных слов.
1
1
26.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Развитие слуховой памяти,
внимания и речи. Письмо под диктовку слов с парными согласными. Упражнение в подборе проверочных
слов.
Развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания и речи. Особенности проверочных и
проверяемых слов.
27.
Развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания и речи. Упражнение в подборе проверочных
слов с безударными гласными.
1
28.
Развитие логической и слуховой памяти. Восстановление деформированного текста. Определение слов с
безударными гласными.
1
29.
Развитие орфографической зоркости.
Орфографический диктант
1
25.
1
1
Развитие орфографической зоркости. Списывание с проговариванием.
30.
31.
32.
1
Развитие логической и слуховой памяти. Упражнение в распознавании частей речи. Восстановление
деформированного предложения.
Развитие речи. Изложение текста по вопросам.
1
1
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Развитие слуховой памяти,
внимания и речи. Обобщение и закрепление изученного.
33.
1
2 класс
№п/п
Раздел /Тема занятия
Кол-во
часов
1.Диагностика по предмету
Развитие речи. Слово и предложение.
1
Развитие внимания, слухового восприятия. Слово и слог.
1
Развитие речи, памяти. Устная и письменная речь.
1
2.Звуки и буквы.
Коррекция зрительной памяти. Заглавная буква в именах собственных.
1
Развитие внимания, слухового восприятия. Звуки и буквы.
1
Развитие процессов анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки и буквы.
1
Развитие слухового восприятия. Звуковой и слоговой состав слова.
1
Коррекция зрительной памяти. Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ.
1
Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
1
Развитие внимания, восприятия, мышления. Слова с сочетаниями ЧК, ЧН.
1
11
3.Алфавит
Развитие процессов анализа и синтеза. Алфавит.
1
12
4. Слово и слог. Перенос слов.
Развитие логического мышления, аналитических способностей. Деление слов на слоги.
1
Развитие аналитических способностей. Перенос слов.
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
13
5. Предложение и текст.
Коррекция зрительной памяти. Знаки препинания в конце предложения.
1
Развитие мыслительных операций. Главные члены предложения.
1
16
6. Звонкие и глухие согласные звуки.
Коррекция зрительной и слуховой памяти. Парные звонкие и глухие согласные звуки.
1
17
Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки. Способы проверки парных согласных на конце
слова.
1
18
7. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах.
Развитие аналитических способностей. Ударение. Ударные и безударные гласные.
1
Развитие процессов анализа и синтеза. Проверка безударных гласных в слове.
1
20
8. Разделительный мягкий знак.
Коррекция зрительной памяти. Разделительный мягкий знак.
1
21
9. Двойные согласные.
Коррекция восприятия. Слова с двойными согласными.
1
22
10. Слово и предложение. Имя существительное.
Развитие внимания, мышления. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?
1
11. Глагол.
Развитие аналитических способностей. Слова, обозначающие действия предметов.
1
24
12. Прилагательное.
Развитие внимания, восприятия. Различие прилагательных в ед. и мн. числе.
1
25
13. Предлог.
Коррекция зрительной памяти. Правописание предлогов со словами.
1
26
14. Родственные и однокоренные слова.
Развитие аналитических способностей. Признаки однокоренных слов.
1
27
15. Безударные гласные в корне.
Развитие процессов анализа и синтеза. Безударная гласная в корне слова.
1
Развитие внимания, мышления. Проверка безударных гласных в корне слова.
1
14
15
19
23
28
29
16. Парные звонкие и глухие согласные.
Развитие долговременной памяти. Проверка парных согласных в корне слова.
1
30
17. Предложение.
Развитие логического мышления, внимания. Связь слов в предложении.
1
31
18. Повторение изученного.
Развитие мыслительных операций. Установление связи слов в предложении.
1
Развитие слухового восприятия, внимания. Безударная гласная в корне слова.
1
Развитие памяти, зрительного восприятия. Парные согласные в корне слова.
1
Развитие аналитических способностей. Обобщение правил переноса слов.
1
32
33
34
3 класс
№
п/п
1
Тема
Количество
часов
1
2
3
4
Развитие слуховой памяти, внимания, речи. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Главные и второстепенные члены предложения.
Развитие устной речи. Основная мысль текста. Заголовок.
1
1
1
5
6
Развитие логического мышления через умение рассуждать. Роль окончания и предлога в предложении.
Коррекция творческого развития. Формирование навыков моделирования слов
1
1
7
8
9
10
11
Развитие фонематического слуха через выделение определенного звука. Разбор слов по составу.
Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку. Парные согласные.
Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку. Безударные гласные в корне слова.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Проверка безударных гласных.
Развитие фонематического слуха путем узнавания и выделения гласного звука.
1
1
1
1
1
Диагностика по предмету.
Коррекция и развитие орфографической зоркости. Различие гласной в корне.
1
13
Развитие зрительной памяти и внимания. Непроизносимые согласные.
1
14
1
15
16
Коррекция и развитие орфографической зоркости. Правила написания слов с безударными гласными и парными
согласными.
Расширение, уточнение и активизация словарного запаса. Правописание приставок.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Предлог и приставка.
17
18
Развитие фонематического слуха. Написание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Развитие слуховой памяти, внимания, речи. Местоимение как часть речи.
1
1
19
1
20
21
22
23
24
25
26
27
Развитие умения дифференцировать слова и предметы. Изменение существительных, прилагательных, глаголов
по числам.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти. Род имѐн существительных.
Развитие слуховой памяти, внимания, речи. Родовые окончания имѐн существительных.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Определение падежей имѐн существительных.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Коррекция и развитие орфографической зоркости. Связь имѐн существительных с именами прилагательными.
Развитие и обогащение словарного запаса. Изменение имѐн прилагательных по родам.
Развитие зрительной памяти, слухового восприятия. Окончание имѐн прилагательных во множественном числе.
Развитие устной речи. Роль глаголов в предложении.
28
Развитие логического мышления. Изменение глаголов по числам.
1
29
Коррекция творческого развития. Определение числа глагола.
1
30
31
Расширение, уточнение, активизация словарного запаса. Определение времени глагола.
Развитие слуховой памяти, внимания, речи. Неопределенная форма глагола.
1
1
32
Развитие фонематического слуха. Написание глаголов с приставками.
1
33
Развитие логической и слуховой памяти. Правописание НЕ с глаголами.
1
34
Развитие памяти, внимания, речи. Обобщение изученного за год.
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
№ п/п
Тема
Количество
часов
1
Диагностика по предмету.
1
2
Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение правильного построения предложения.
Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в
предложениях
1
3
Коррекция, развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Склонение имен
существительных в единственном числе.
1
4
Развитие устной речи через умение составлять предложения Развитие зрительной памяти. Три типа склонения
имен существительных.
1
5
Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать. Несклоняемые имена
существительные
1
6
Коррекция и развитие орфографической зоркости Формирование навыка моделирования слов. Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе.
1
7
Развитие фонематического слуха через выделение определѐнного звука, части слова. Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе
1
8
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Образование форм
именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных
1
9
Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах
1
10
Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах
11
Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку словосочетаний с предлогами. Употребление 1
предлогов с именами существительными в различных падежах
12
Развитие фонематического слуха, внимания, памяти
посредством склонения существительных.
Склонение имен существительных во множественном
числе.
Коррекция и развитие орфографической зоркости. Связь имен прилагательных с именами существительными.
13
1
1
1
14
Коррекция и развитие орфографической зоркости. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем,
женском роде в единственном числе
15
Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия, мышления. Правописание гласных в безударных
окончаниях.
1
16
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Склонение и правописание
имен прилагательных во множественном числе.
1
17
Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку. Коррекция и развитие орфографической
зоркости. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле
18
Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Коррекция творческого развития. Прилагательные-синонимы и
прилагательные-антонимы.
1
19
Развитие умения дифференцировать слова и предметы. Коррекция зрительного и слухового восприятия.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа
1
20
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти. Склонение личных местоимений с
предлогами и без предлогов.
1
21
Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Раздельное написание предлогов с местоимениями
1
22
Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Прошедшее время глагола:
употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
1
23
Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение).
1
24
Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Коррекция творческого развития. Коррекция и развитие
орфографической зоркости. Глаголы I и II спряжения
1
25
Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Прошедшее время глагола:
употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
1
26
Развитие и коррекция слухового и зрительного восприятий, памяти, внимания. Ь после шипящих в окончаниях
глаголов 2-го лица единственного числа
1
27
Развитие зрительной памяти, слухового восприятия и внимания. Правописание безударных личных окончании
глаголов
Развитие устной речи через умение составлять предложения. Правописание безударных личных окончании
глаголов-исключений
1
29
Развитие логического мышления, зрительно- слуховой памяти. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем
времени
1
30
Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Коррекция творческого развития. Распознавание глаголов в 3-м
лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).
1
31
Развитие и коррекция устной речи, внимания, мышления. Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в
неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться)
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Развитие слуховой памяти,
внимания и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов
(обобщение)
Расширение, уточнение, активизация словарного запаса Развитие фонематического слуха, орфографической
зоркости. Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных
1
Итоговое занятие
1
28
32
33
34
5.Учебно-методическое обеспечение курса
Методические материалы для учителя:
Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы
1
1
1
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002
Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво.
Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.
В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях, Москва, изд-во «Просвещение»
Климанова Л.Ф. Уроки русского языка. Поурочные разработки. 1-4 классы. / М.: Просвещение, 2023 г.
Учебные материалы для ученика:
• Русский язык ,1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
школьная доска, цветные мелки,
магнитная доска, магнитные буквы,
использование ИКТ
словари, справочники,
таблицы настенные, таблицы раздаточные,
памятки, , лента букв, алфавит, трафареты
словарь в картинках,
словарь печатных слов,
таблицы по развитию речи и другие пособия
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8