Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Индивидуальный проект_10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.24
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3
от 29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов

г. Кировград
2023 г.

Пояснительная записка
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или
двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования
индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и
(или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
- реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
- повышение
эффективности
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах
исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом
программа предполагает практические задания на освоение инструментария
исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной
взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается

адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в
общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким
образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть
теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в
общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение
собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен
на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу
деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за
другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею,
затем
проработать
её,
предъявить
одноклассникам
и
другим
заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания,
и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования
при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных
работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты»
старшеклассника или рабочих команд.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и
исследованием можно также варьировать с учётом индивидуальной
готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения,
полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения
искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию.
Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать
пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных
фондах. Для этого также должны выделяться специальные часы, а
проведённая работа — учитываться и оцениваться.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и
выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и
сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет
происходить процесс коммуникации, а именно:
- что будет предметом доклада или сообщения участников события;
- каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы
на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
- какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей
дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение

ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки
сообщений;
- кто является регулятором дискуссии – педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий
способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом
проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе
эксперта. Для
старшеклассников,
занимающихся
проектами
и
исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в
которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения.
Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в
школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники
школы – студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных
структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ
старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо
предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные
подходы в рассуждениях ученика, а с другой – непременно обозначать пути
возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации,
дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и
не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает
освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков,
стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся
постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и
использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование
события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальный
учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и
коллективную работу.
Основные идеи курса:
- единство материального мира;
- внутри- и межпредметная интеграция;
- взаимосвязь науки и практики;
- взаимосвязь человека и окружающей среды.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект),
направленную на формирование личностных, предметных и метапредметных
результатов обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета
отражают:
- уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной

деятельности как возможности участия в решении личных, общественных
проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Предметные результаты освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект» отражают:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий
при решении различных задач,используя знания нескольких учебных
предметов и/или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов;
- сформированность понятий: проект, проектирование;
- владение знанием этапов проектной деятельности;
- владение методами поиска и анализа научной информации.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
-русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение
текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма
«описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета
отражают:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на
ступени среднего общего образования. Согласно годовому календарному
графику школы образовательный процесс в 10 классе осуществляется в
режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по учебному курсу за
один год обучения - 34, количество часов в неделю - 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной
диагностики планируемых результатов обучающихся.
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия,
практическая работа, работа с источниками, в частности с документами.
Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке
запланированных навыков
И умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться
защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут
использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой
работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное
выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения
задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов,
исследовательской деятельности);

- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний,
эвристический метод, исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными
учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с
дополнительной литературой, с учебником, с Интернет ресурсами, навыки
решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента,
выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её
защита).
Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное
пособие для обучающихся и программу элективного курса. Учебное пособие
для обучающихся обеспечивает содержательную часть курса. Содержание
пособия разбито на параграфы, включает дидактический материал (вопросы,
упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические работы.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже
реализованных проектов.
Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых
источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории,
биологии, физики, химии).
Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от
других профессиональных занятий.
* «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с
системой аргументации до полной его реализации.
Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий:
проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое
проектирование.



Материал изучается самостоятельно

Социальное проектирование как возможность улучшить социальную
сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании
обучающихся.
* Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов:
социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
* Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального
проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного
старшеклассником.
* Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности
человека.
* Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и
субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим
проектом.
Формируем отношение к проблемам.
Знакомимся с проектными движениями.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Выдвижение и формулировка цели проекта.
Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов
проекта.
* Роль акции в реализации проектов.
Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Планирование
действий.
Освоение
понятий:
планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.

Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование,
бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и
долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада
каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная
команда, роли и функции в проекте.
Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия),
эксплуатация, утилизация.
Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
* Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по
переработке пластика».
* Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
* Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников
по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (5 ч)
Позиция эксперта.
Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
*Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и
его экспертная оценка.
Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5ч)
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение
понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная
совокупность, выборка респондентов.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение
понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности
продвижения проектов в социальных сетях.
Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения
проекта.

Оформление
и
предъявление
результатов
проектной
и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
Итоговая
презентация,
публичная
защита
индивидуальных
проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и
проведению.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Итоговое занятие проходит
в форме научно-практической конференции. Предлагаемое планирование
является примерным: учитель может корректировать содержание уроков и
распределение часов на изучение материала в соответствии с уровнем
подготовки обучающихся и сферой их интересов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 часов)
Что такое Проект и почему реализация проекта - это сложно, но интересно
1
2
Учимся анализировать проекты
3
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего
4
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности
5
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём
6
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности
Модуль 2. Самоопределение (5 ч)
7
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности
8
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом
9
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
10
Знакомимся с проектными движениями
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или
11
исследования
Модуль 3. Замысел проекта (5 ч)
12
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования
13
Формулирование цели проекта
14
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта
15
Ресурсы и бюджет проекта
16
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ
Модуль 4. Условия реализации проекта (4 ч)

Количество часов
Контрол Практич
Всего
ьные
еские
работы
работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Планирование действий.
Шаг за шагом по пути к реализации проекта
18
Источники финансирования проекта.
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад
19
каждого участника
20
Модели управления проектами
Модуль 5. Трудности реализации проекта (2 ч)
21
Переход от замысла к реализации проекта П/р
Риски проекта П/р
22
17

1
1
1
1
1

1

1

1

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (3 ч)
23
Позиция эксперта
1
Предварительная защита
1
24
проектных и
исследовательских работ
25
Оценка начального этапа исследования
1
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч)
26
Технология как мост от идеи к продукту
1
27
Видим за проектом инфраструктуру
1
28
Опросы как эффективный инструмент проектирования
1
29
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов
1
30
Использование видеоролика в продвижении проекта
1
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
1
31
деятельности

1
1

1

Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
3234

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов

3

1

34

1

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС (подгруппа 1)
№
п/п

1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
6. 6
7. 7
8. 8
9. 9
10. 10
11. 11
12. 12
13. 13
14. 14

Количество часов
Тема урока

Что такое Проект и почему реализация проекта - это сложно, но
интересно
Учимся анализировать проекты
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего
Техническое проектирование и конструирование как типы
деятельности
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором
мы живём
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим
проектом
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к
действию?
Знакомимся с проектными движениями
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта или исследования
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении
проектирования
Формулирование цели проекта
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов

Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

15. 15
16. 16
17. 17
18. 18
19. 19
20. 20
21. 21
22. 22
23. 23
24. 24
25. 25
26. 26
27. 27
28. 28
29. 29
30. 30
31. 31
32. 32
33. 33
34. 34

проекта
Ресурсы и бюджет проекта
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ
Планирование действий.
Шаг за шагом по пути к реализации проекта
Источники финансирования проекта.
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать
уникальный вклад каждого участника
Модели управления проектами
Переход от замысла к реализации проекта П/р
Риски проекта П/р
Позиция эксперта
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
Оценка начального этапа исследования
Технология как мост от идеи к продукту
Видим за проектом инфраструктуру
Опросы как эффективный инструмент проектирования
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов
Использование видеоролика в продвижении проекта
Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
34

1

5

Список

литературы

1. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11-е классы: учебное пособие/
М.В.Половкова, А.В.Носов, Т.В.Половкова, М.В.Майсак.. – 4-е изд., стер. Москва:Просвещение, 2022. – 159, [1] с. – (Профильная школа).
2. Индивидуальный проект. 10 (10-11) классы. Тетрадь-тренажёр / Я.В.Скворцова,
П.М.Скворцов. – Москва: Издательство «Интелект-Центр», 2021. – 112 с.
Интернет-ресурсы
Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-ста
(http://www.most.life/).
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/).
Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/
obekt-i-predmet-issledovaniya/).
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».