Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Личность-в-истории_11-класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.33
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3
от 29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Личность в истории»
для обучающихся 11 классов

г. Кировград
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Личность в истории» имеет научно-познавательную
(общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант
программы организации деятельности обучающихся

11 класса в рамках

реализации ФГОС.
Содержание

программы

«Личность

в

истории»

полностью

соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы.
Создание единой системы работы по предмету – основная задача учебновоспитательного процесса школы. Отбор тематики и проблематики общения
на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы
обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и
потребности

современных

школьников

с

учетом

их

возрастных

особенностей. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в
процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием
его творческого потенциала.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год, по 1 часу в
неделю.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных
групп методов обучения и их сочетания:


Методами

организации

и

осуществления

учебно-познавательной

деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных
(иллюстрационных

и

демонстрационных),

практических,

проблемно-

поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой
учащихся.


Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности:

познавательных игр, деловых игр.


Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия,

диспут.

Применяются

варианты

индивидуального,

группового, группового и коллективного способа обучения.

индивидуально-

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Киевская Русь. Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик.
Норманнская теория, её роль в русской истории. Первые князья. Владимир
Святой. Борис и Глеб – князья-мученики. Ярослав Мудрый. Владимир
Мономах.
Эпоха раздробленности. Князья эпохи раздробленности. Александр
Невский. Деятели русской церкви и культуры. Иван Калита. Дмитрий
Донской. Сергий Радонежский.
Русь неделимая, единая, долговечная. Возникновение государства
Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III.
Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя.
“Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный.
Великие живописцы. Государь князь Фёдор. Борис Годунов, Минин и
Пожарский.
Путь

к

абсолютизму.

Государь

Михаил

Фёдорович,

.Алексей

Михайлович “Тишайший”. Фёдор Тишайший. Царевна Софья. Церковный
раскол. Деятели культуры. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги
Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре
войны.

Итоги

экономического

развития.

Дело

царевича

Алексея.

Публицистика. Птенцы гнезда Петрова.
Эпоха дворцовых переворотов. Женщины на престоле. Екатерина I.
Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок.
Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета Петровна и
Пётр III. Екатерина Великая. Павел I и Александр I. Великие полководцы и
флотоводцы. Русское “просвещение”.
Эпоха самодержавных преобразований. Сперанский М.М. Николай Iжандарм Европы. Александр Освободитель. Александр III. Николай II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами учебной деятельности

по «Истории»

являются:
•

формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию

и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе развития опыта участия в социально значимом труде;
•

формирование

современному

уровню

целостного
развития

мировоззрения,
науки

и

соответствующего

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
•

развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметными результатами учебной деятельности по «Истории»
являются:
•

умение самостоятельно определять цели своей деятельности,

ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной
деятельности,
деятельности;

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения познавательных задач;
•

определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
•

умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные

возможности её решения;
•

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•

смысловое чтение;

•

умение

организовывать

сотрудничество

деятельность с учителем и сверстниками;

и

совместную

работать индивидуально и в

группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной и

письменной речью, монологической контекстной речью;
•

формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Предметными результатами учебной деятельности

по «Истории»

являются:
•

усвоение системы исторических знаний, гуманистических и

демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания, формирование
целостного представления об истории;

•

расширение исторического кругозора и элементов социального

опыта, опыта творческой деятельности;
•

приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного

подхода к оценке роли личности в истории, различных явлений;
•

освоение приемов установления причинно-следственных связей;

•

умения объяснять разнообразие современного мира: свободно

использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), умения
рассматривать общественные процессы в развитии;
•

предлагать варианты мотивов поступков известных исторических

личностей, выявлять гуманистические нравственные ценности;
•

давать и объяснять собственные оценки действиям исторических

деятелей по защите своей родины, установлению тех или иных порядков и
законов
•

определять свое собственное отношение к политическим и

общественным деятелем различных культурно – исторических эпох.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел/Тема

Количество
часов
(общее)

лабораторных

в том числе
практических

проектная
деятельность

I

Киевская Русь.
7

2

1

II

Эпоха
раздробленности.

6

1

2

Русь неделимая,
единая, долговечная.

5

1

7

1

6

1

3

2

III

IV

Путь к абсолютизму

V

Эпоха дворцовых
переворотов.

VI

Эпоха
самодержавных
преобразований

2

2

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел/Тема

Количество
часов

I
1
2
3
4
5
6
7
II
8

Киевская Русь.
Роль личности в истории
Призвание варягов. Рюрик и его братья
Первые князья
Владимир Святой
Борис и Глеб – князья мученики
Ярослав Мудрый
Владимир Мономах
Эпоха раздробленности.
Известные князья периода раздробленности русских
земель
Александр Невский
Деятели русской церкви и культуры
Иван Калита
Дмитрий Донской
Сергий Радонежский
Русь неделимая, единая, долговечная.
Иван Васильевич и Василий Иванович

7
1
1
1
1
1
1
1
6
1

9
10
11
12
13
III
14
15
16
17
18
IV
19

Иван IV Грозный
Великие живописцы

Государь князь Фёдор. Борис Годунов.
К. Минин и Д. Пожарский.
Путь к абсолютизму
Государь Михаил Фёдорович.

1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

20
21
22
23
24
25
V
26
27
28
29
30
31
VI
32
33
34

Алексей Михайлович “Тишайший”
Фёдор Тишайший. Царевна Софья.
Церковный раскол
Деятели культуры
Петр Первый
Птенцы гнезда Петрова
Эпоха дворцовых переворотов.
Женщины на престоле
Елизавета Петровна и Пётр III.
Екатерина Великая.
Павел I. Александр I.
Великие полководцы и флотоводцы
Сперанский М.М. Русское “просвещение”.
Эпоха самодержавных преобразований
Николай I - жандарм Европы. Александр
Освободитель.
Александр III. Николай II.
«Штрихи к портрету» Итоговый урок по курсу «Роль
личности в истории»

1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА


История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник.

КНоРус, 2007.


Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.,

Школа-Пресс, 2002.


Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле.

М., Школьная пресса, 2002.


Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века.

М., Школа-Пресс, 2000.


Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.,

Школа-Пресс, 2000.


Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Единое содержание общего образования. Методические материалы. https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека цифрового образовательного контента - https://urok.apkpro.ru/
• Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/5/
• Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум» https://olimpium.ru/
• Портал «Образовариум» - https://obr.nd.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».