Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Проблемные-вопросы-в-обществознании_11-класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.34
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3
от 29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Проблемные задания по обществознанию»
для обучающихся 11 классов

г. Кировград
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию на уровне среднего общего образования
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание».
Содержание учебного предмета ориентируется на систему
теоретических знаний путём углублённого изучения ряда социальных
процессов и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных
компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и
принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие
отношения людей во всех областях жизни.
Каждый из содержательных компонентов, которые представлены и на
базовом уровне, раскрывается в углублённом курсе в более широком
многообразии связей и отношений. Кроме того, содержание предмета
дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания
социума различными социальными науками. Усилено внимание к
характеристике
основных
социальных
институтов.
Углубление
теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе
освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе
как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации
в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную
деятельность, опирающуюся на интерактивные образовательные технологии,
визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций.
Целями изучения элективного куса являются:
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование
информации из разных источников (в том числе неадаптированных,
цифровых и традиционных) для решения образовательных задач и
взаимодействия с социальной средой, выполнения типичных социальных
ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления
коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с
государственными органами, финансовыми организациями;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества,
профессионального выбора, поступления в образовательные организации,
реализующие программы высшего образования, в том числе по
направлениям социально­гуманитарной подготовки.
На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Введение в философию
Философское осмысление общества как целостной развивающейся
системы. Взаимосвязь природы и общества. Понятие «социальный
институт». Основные институты общества, их функции и роль в развитии
общества.
Влияние массовых коммуникаций на развитие общества и человека.
Философская антропология о становлении человека и зарождении
общества. Сущность человека как философская проблема.
Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в
развитии личности. Рефлексия. Формы общественного сознания:
религиозное, нравственное, политическое и другие. Способы манипуляции
общественным мнением. Установки и стереотипы массового сознания.
Воздействие средств массовой информации на массовое и индивидуальное
сознание в условиях цифровой среды. Использование достоверной и
недостоверной информации.
Гносеология
в
структуре
философского
знания.
Проблема
познаваемости мира. Смысл и значение языковых выражений. Рассуждения и
умозаключения. Дедукция и индукция. Доказательство, наблюдение,
эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды объяснений.
Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия,
полемика. Основания, допустимые приёмы рационального спора.
Дифференциация и интеграция научного знания. Междисциплинарные
научные исследования.
Авторитет науки. Достижения российской науки на современном этапе.
Особенности профессиональной деятельности по направлениям,
связанным с философией.
Введение в социальную психологию
Социальная психология в системе социально­гуманитарного знания.
Этапы и основные направления развития социальной психологии.
Междисциплинарный характер социальной психологии.
Теории социальных отношений. Основные типы социальных
отношений.
Стихийные группы и массовые движения. Способы психологического
воздействия в больших социальных группах. Феномен психологии масс,
«эффект толпы».

Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного
уровня развития.
Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая
сплочённость.
Конформизм
и
нонконформизм.
Психологическое
манипулирование и способы противодействия ему. Психологические
проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в
ученических группах.
Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное
поведение.
Общение как объект социально­психологических исследований.
Институты коммуникации. Роль социальных сетей в общении. Риски
социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность.
Особенности профессиональной деятельности социального психолога.
Психологическое образование.
Введение в экономическую науку
Экономические институты и их роль в развитии общества. Институт
рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное
ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное
предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон
предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения.
Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Товары
Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная цена.
Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая
рента. Рынок капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы.
Дисконтирование. Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок
труда. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации.
Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы
решения проблемы асимметрии информации. Государственная политика
цифровизации экономики в Российской Федерации.
Политика импортозамещения в Российской Федерации.
Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Цифровые финансовые
активы.
Возможности применения экономических знаний. Особенности
профессиональной деятельности в экономической сфере.
Введение в социологию
Социология в системе социально-гуманитарного знания, её структура и
функции. Этапы и основные направления развития социологии. Структурный
и функциональный анализ общества в социологии.

Миграционные процессы в современном мире. Конституционные
основы национальной политики в Российской Федерации.
Особенности
профессиональной
деятельности
социолога.
Социологическое образование.
Введение в политологию
Политическая коммуникация. Политическая система современного
российского общества.
Институт государственного управления. Понятие бюрократии.
Особенности государственной службы.
Политическая социализация и политическое поведение личности. Место
и роль средств массовой информации в политическом процессе. Интернет в
политической коммуникации.
Современный этап политического развития России. Особенности
профессиональной деятельности политолога.
Политологическое образование.
Введение в правоведение
Юридическая наука. Этапы и основные направления развития
юридической науки.
Гражданско­правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и
акцепт. Наследование как социально-правовой институт. Основания
наследования (завещание, наследственный договор, наследование по закону).
Права на результаты интеллектуальной деятельности. Защита гражданских
прав. Защита прав потребителей. Гражданско­правовая ответственность.
Институт материнства, отцовства и детства. Ответственность родителей
за воспитание детей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная
семья.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора.
Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата.
Общие требования к организации приёма на обучение по
образовательным программам среднего профессионального и высшего
образования.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности.
Права и обязанности потребителей финансовых услуг.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста.
Основные виды юридических профессий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
2) патриотического воспитания:
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания:
стремление проявлять качества творческой личности;
5) трудового воспитания:
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному
росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
6) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов,
определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути
разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
ресурсов и возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности,
отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно­познавательных,
жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы;
выявлять причинно­следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый
опыт;

уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса
социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об
основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов,
факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации, включая статистические данные, графики,
таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и
форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её
соответствие правовым и морально­этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального
самоопределения;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений,
проявлять интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за
принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебно­исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 11 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ философии, социальной психологии,
экономической науки, политологии и права, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и
роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;
владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, анализ документов для принятия
обоснованных решений, планирования и уметь классифицировать и
типологизировать;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо­эмпирическом уровнях при
анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении ведущих тенденций развития российского общества,
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации,
используя источники научного и научно­публицистического характера,
уметь
проявлять
готовность
продуктивно
взаимодействовать
с
общественными институтами на основе правовых норм для обеспечения
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации.
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая
умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной
деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из
разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских
группах, способность ориентироваться в направлениях профессиональной
деятельности, связанных с философией, социальной психологией и
экономической наукой.
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт,
включая опыт самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного
взаимодействия,
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами
социальной
действительности,
модельными
ситуациями
теоретические положения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Введение в философию
1.1

Общество как система. Общественный
прогресс. Процессы глобализации

2

1.2

Сущность человека. Массовое сознание и
его особенности

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

1.3

Духовная жизнь человека и общества

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

Раздел 3. Введение в социальную психологию
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

2.1

Общество и личность в социальной
психологии

2

2.2

Социальная психология групп

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

2.3

Общение и социальное взаимодействие

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

2.4

Психологическое образование и
профессиональная деятельность
социального психолога

1

Раздел 4. Введение в экономическую науку

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

3.1

Рынки и ресурсы

2

3.2

Финансовые институты

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

3.3

Государство в экономике

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

3.4

Международная экономика

1

Раздел 1. Введение в социологию
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

4.1

Субъекты общественных отношений

2

4.2

Социальные институты семьи,
образования, религии, СМИ

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

4.3

Положение личности в обществе

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

4.4

Социологическое образование и
профессиональная деятельность
социолога

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

1

Раздел 2. Введение в политологию
5.1

5.2

Политическая власть. Политическая
система.
Роль государства в политической системе

2

1

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

5.3

Институты государственной власти в
Российской Федерации

5.4

Институты представительства
социальных интересов в Российской
Федерации

5.5

Политическая культура и политическое
сознание

5.6

Политологическое образование и
профессиональная деятельность
политолога

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

2

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

1

Раздел 3. Введение в правоведение
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

6.1

Право как социальный институт. Система
права

2

6.2

Правотворчество и законотворчество

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

6.3

Основы конституционного права

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

6.4

Конституционно-правовой статус России
как федеративного государства.

2

6.5

Юридическое образование и
профессиональная деятельность юриста

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/12/06

8

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Введение в философию
1.1

Общество как система. Общественный
прогресс. Процессы глобализации

2

1.2

Сущность человека. Массовое сознание и
его особенности

1

1.3

Духовная жизнь человека и общества

1

1

Раздел 3. Введение в социальную психологию
2.1

Общество и личность в социальной
психологии

2

2.2

Социальная психология групп

1

2.3

Общение и социальное взаимодействие

1

2.4

Психологическое образование и
профессиональная деятельность
социального психолога

1

1

Раздел 4. Введение в экономическую науку
3.1

Рынки и ресурсы

2

3.2

Финансовые институты

1

3.3

Государство в экономике

1

3.4

Международная экономика

1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Введение в социологию
4.1

Субъекты общественных отношений

2

4.2

Социальные институты семьи,
образования, религии, СМИ

1

4.3

Положение личности в обществе

1

4.4

Социологическое образование и
профессиональная деятельность
социолога

1

1

Раздел 2. Введение в политологию
5.1

Политическая власть. Политическая
система.

2

5.2

Роль государства в политической системе

1

5.3

Институты государственной власти в
Российской Федерации

1

5.4

Институты представительства
социальных интересов в Российской
Федерации

1

5.5

Политическая культура и политическое
сознание

2

5.6

Политологическое образование и
профессиональная деятельность
политолога

1

1

1

Раздел 3. Введение в правоведение
6.1

Право как социальный институт. Система
права

2

6.2

Правотворчество и законотворчество

1

6.3

Основы конституционного права

1

1

6.4

Конституционно-правовой статус России
как федеративного государства.

2

6.5

Юридическое образование и
профессиональная деятельность юриста

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Право: основы правовой культуры (в 2 частях), 10 класс/ Певцова Е.А.,
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»
• Право: основы правовой культуры (в 2 частях), 11 класс/ Певцова Е.А.,
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»
Обществознание. 10 класс. Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Москва.
"Просвещение" 2020
Обществознание. 11 класс. Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Москва.
"Просвещение" 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Единое содержание общего образования. Методические материалы. https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека цифрового образовательного контента - https://urok.apkpro.ru/
• Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/5/
• Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум» https://olimpium.ru/
• Портал «Образовариум» - https://obr.nd.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».