Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
<^^7^
СапегинаЮ.В.
«Утверждаю»
.иректор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
98а-О
«28»августа 2023 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для учащихся 6 классов
«Юнармия»
г Кировград
2023 г
1
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» для обучающихся 5-х классов
(далее – Программа) разработана с учетом требований и положений, изложенных в
следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования»;
Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «ЮНАРМИЯ» от 28.05.2016;
Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского
детскоюношеского военно-патриотического общественного движения
«ЮНАРМИЯ», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа направлена на формирование у детей патриотизма, ценностного
отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно оберегать, посредством
реализации программы военно-патриотического воспитания детей и молодежи во
внеурочной деятельности.
Актуальность Программы заключается в повышении значимости военнопатриотического воспитания обучающихся через интегрированную деятельность по
следующим взаимосвязанным направлениям:
- познавательная деятельность;
-туристско-краеведческая деятельность;
-спортивно-оздоровительная деятельность.
Актуальность данной Программы подтверждается словами президента Российской
Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей
идеи, кроме патриотизма» и учитывает запросы со стороны детей и родителей на
содержание программы военно-патриотического и гражданского воспитания.
Программа основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека
«новой формации», умеющего жить в современных условиях: компетентного,
мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию справедливых решений,
умеющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Реализация Программы
основывается на тесной межпредметной интеграции с дисциплинами «История», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «География», «Краеведение».
Процесс формирования готовности к защите Отечества у обучающихся строится с учетом
имеющихся знаний, жизненного опыта, общих задач обучения и воспитания. Программа
способствует освоению учебной информацией личностно значимого характера, опираясь
на высокую эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, формирования у
обучающихся чувства восхищения воинами Вооруженных Сил РФ, формировании
1
2
желания в будущем встать в их ряды.
При разработке содержания Программы учитывались:
- основные закономерностей развития теории военно-патриотического воспитания;
- интегративность – охват многих сфер человеческой деятельности;
- направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого
фактора» на безопасность личности, общества и государства.
Отбор содержания Программы проведен с учетом системного подхода, в
соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для
формирования гуманистического мировоззрения, познавательной, нравственной
культуры, ценностного отношения к своему здоровью и мотивационной установки на
ведение здорового образа жизни, любви к своему краю и его истории.
Содержание Программы предполагает ее освоение за 1 год обучения на уровне
основного общего образования 6 класса. Программа для обучающихся 6-х классов
рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов учебного времени.
Цель Программы: формирование активной гражданской позиции, патриотизма у
обучающихся посредством вовлечения их в деятельность по приобретению социально
значимых знаний о военно-историческом наследии Отечества и престиже военной
службы, формированию готовности к выполнению священного долга по защите Родины,
следованию идеям здорового образа жизни, воспитанию любви к родному краю.
Задачи Программы:
воспитать готовность к защите Отечества, к действиям в экстремальных
ситуациях;
расширить и углубить знания об истории, о многонациональной культуре и
традициях России и родного края;
обучить начальным знаниям по основам военной службы;
систематизировать представления о требованиях, предъявляемых к будущему
военнослужащему, о порядке призыва и прохождения военной службы;
познакомить со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск,
их вооружением и боевыми возможностями;
обучить приёмам стрельбы из пневматического оружия, метания гранаты в цель;
сформировать умения действовать в строю, в бою, на марше, в наступлении и в
обороне;
сформировать способность осмысливать события и явления действительности во
взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, двигательной
активности посредством физического воспитания, физической подготовки, физического
развития.
2. Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной
деятельности
1. Личностные результаты:
осознанное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему
народу,
своему
краю,
отечественному
культурно-историческому
наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным
традициям, старшему поколению;
понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в
том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп;
2
3
положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением
и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
осознание влияния негативных факторов на здоровье каждого человека, группы людей,
сообщества в целом;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
2. Метапредметные
Обучающиеся сформируют и разовьют умения.
Регулятивные:
определять цель своей деятельности на основе имеющихся условий и планировать пути
достижения;
адекватно оценивать свою деятельность, при необходимости вносить коррективы;
находить достаточные средства для решения учебных задач;
Познавательные:
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и действий полководцев;
организовывать проектно-исследовательскую деятельность;
находить самостоятельно требуемую информацию, ориентироваться в информации,
устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
объяснять содержание и формы современных внутригосударственных и международных
событий, выявлять причинно-следственные связи;
овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет ресурсами.
Коммуникативные:
организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками в отряде;
работать индивидуально, в группе и в коллективе для решения поставленной задачи;
осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
соблюдать нормы публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
использовать знания о назначении, организации и основных задачах, выполняемых
Вооруженными Силами Российской Федерации, в построении маршрута получения
профессионального образования;
оперировать основными понятиями в области обороны государства;
описывать порядок подготовки граждан к военной службе; порядок призыва и
поступления, прохождения военной службы по призыву, контракту и гражданской
службы на военную службу;
производить неполную и полную разборку автомата Калашникова, его чистку и смазку,
снаряжать магазин патронами;
соблюдать правила и выполнять приемы стрельбы из пневматического и стрелкового
оружия;
правильно выполнять команды в строю и строевые приемы;
описывать основные виды чрезвычайных ситуаций и их последствия;
характеризовать способы защиты от оружия массового поражения;
пользоваться индивидуальными средствами защиты; применять первичные средства
пожаротушения;
3
4
правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
основам выживания в условиях вынужденной автономии;
характеризовать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
оказывать первую помощь пострадавшим.
характеризовать влияние физических упражнений на различные органы и системы
организма;
определять уровень развития физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в
войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию;
описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
описывать порядок работы с приборами радиационной и химической разведки и
дозиметрического контроля;
выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного
комплекта (ОЗК);
проектировать повышение уровня собственной физической подготовленности.
Формы контроля
1.
Опрос, беседа, зачет
2.
Зачетные нормативы по физической и огневой подготовке
3.
Участие в спортивных и военно-патриотических мероприя
Содержание курса
Исторические и боевые традиции Отечества. (6 часов)
Тема 1.1. ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Правила ношения
форменной одежды, знаков различия, знаков отличия и иных геральдических знаков
участниками ВВПОД «ЮНАРМИЯ» (1 ч).
Изучение правил ношения форменной одежды, знаков различия, знаков отличия
ииных геральдических знаков участниками ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
Тема 1.2. История, символы и геральдика ( 2 ч).
Рассказать обучающимся об истории создания и значении государственных
символовРоссии.
Тема 1.3. Кировград в годы Великой Отечественной войны (3 ч.).
Дать обучающимся информацию об оборонной промышленности в годы
ВеликойОтечественной войны.
1.
Основы выживания и поведения в автономии. (16 часов)
Тема 2.1. Понятие о топографической карте (2 ч).
Понятие топографической карты. Области применения топографических карт:
военные ведомства;
для проведения геодезических или геологических работ;
при строительстве и планировании дорожного полотна;
сельское хозяйство.
Тема 2.2. Условные знаки на топографической карте (2 ч).
Условные знаки на топографической карте:
основные пункты геодезии или геологии;
особенности рельефа;
сведения гидрографии;
границы, дороги;
коммуникации;
2.
4
5
важные объекты.
Тема 2.3. Ориентирование по горизонту, азимуту (2 ч).
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и
вспомогательные направления по сторонам горизонта.
Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам
горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).
Определение азимута.
Тема 2.4. Компас, работа с компасом (2 ч.).
Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Прежде всего, каждый
обучающийся должен научиться определять стороны горизонта по компасу, в частности
по светящемуся компасу, приспособленному для работы ночью. При тренировке надо
добиваться безошибочного определения, как главных направлений сторон горизонта,
так и промежуточных и обратных направлений. Умение определять обратные
направления оченьважно, и при тренировке необходимо уделить ему особое внимание.
Тема 2.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае
потериориентировки.(1 ч.)
Научить
обучающихся
применять
способы
определения
правильного
направления,когда человек заблудился.
Тема 2.6. Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки.(1 ч.).
Довести до обучающихся содержание и порядок укладки туристического
рюкзака, атакже порядок сбора после привала.
Тема 2.7. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. (2 ч.).
Изучить порядок действий на малом, обеденном и ночном привалах, а также
порядоксбора после привала.
Тема 2.8. Вязание узлов: туристические узлы «простой проводник»,
«восьмерка»,
«серединный австрийский проводник», «двойной проводник», «удавка», «булинь»,
«стремя» (2ч.).
Довести до обучающихся случаи необходимости знания порядка вязания
различных узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании.
Тема 2.9. Вязание узлов: узлы для страховки (незатягивающиеся петли):
«восьмерка»,
«серединный австрийский проводник», «двойной проводник» (2 ч).
Довести до обучающихся случаи необходимости знания порядка вязания
различных узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании.
3.
Строевая подготовка. (23 часа)
3.1. Строевая стойка (выполнение
Тема
команд «СТАНОВИСЬ»,
«СМИРНО»,
«ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте (1 ч).
Разучить по разделениям и в целом порядок выполнения строевого приема
«Строеваястойка» и выполнение команд «СТАНОВИСЬ» «СМИРНО», «ВОЛЬНО»,
«ЗАПРАВИТЬСЯ»).
Тема 3.2. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению
строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте (3
ч.).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их
разучиваниепо разделениям.
Тема 3.3. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению
строевым шагом на четыре счета (3 ч.).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их
разучиваниепо разделениям.
5
6
Тема 3.4. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению
строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в
замедленном темпе (50—60шагов в минуту) (2 ч).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их
разучиваниепо разделениям.
Тема 3.5. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению
строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном
темпе(110—120 шагов в минуту) (2 ч).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их
разучиваниепо разделениям.
Тема 3.6. Повороты в движении по разделениям на три счета (2 ч.).
Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.7. Повороты в движении в комплексе (2 ч.).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов.
Тема 3.8. Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям на два
счета (1 ч.)
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их
разучивание
по разделениям.
Тема 3.9. Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе (1 ч).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов.
Тема 3.10. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям (1 ч).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Тема 3.11. Подход к начальнику и отход от него (1ч).
Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов.
Тема 3.12. Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и
размыкание отделения (2 ч.).
Тренировать обучающихся в выполнении смыкания и размыкания отделения.
Провести разучивание по разделениям.
Тема 3.13. Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение
отделения из одной шеренги в две и обратно (2 ч.).
Тренировать обучающихся в
выполнении перестроения отделения.
Провести разучивание по разделениям.
Физическая подготовка. (8 часов)
Тема 4.1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила,
ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в
начале учебногогода) (4 ч).
Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на
улучшение результатов:
поднимание туловища из положения лежа на спине;
челночный бег.
Тема 4.2. Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая
выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному
часу в конце учебного года) (4 ч).
Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на
улучшение результатов:
отжимания от пола;
бег на 1500 метров.
5.
РХБ защита. (4 часа)
4.
6
7
Тема 5.1. Средства индивидуальной защиты (2 ч).
Обучить обучающихся порядку надевания противогаза ГП-7. Ознакомить с
другимивидами защитных противогазов.
Тема 5.2. Порядок надевания средств индивидуальной защиты органов дыхания
(2 ч).
Провести тренировку обучающихся по надевания противогаза ГП-7.
Огневая подготовка. (7 часов)
Тема 6.1. История развития стрелкового оружия (1 ч).
Систематизация
изученного обучающимися материала по истории
развитиястрелкового оружия.
Тема 6.2. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип
работы
автомата Калашникова (2 ч).
Актуализация
знаний обучающихся о назначении, боевых
свойствах,
общемустройстве и принципах работы автомата Калашникова.
Тема 6.3. Последовательность неполной разборки и сборки после неполной
разборкиАК-74 (2 ч).
Тренировать обучающихся в выполнении неполной разборки и сборки после
неполнойразборки автомата Калашникова.
Тема 6.4. Порядок снаряжения магазина АК (2 ч).
Тренировать обучающихся в снаряжении магазина автомата Калашникова.
6.
Оказание первой помощи. (4 часа)
Тема 7.1. Основы оказания первой медицинской помощи (4 ч.).
Довести до обучающихся предназначение и порядок проведения искусственной
вентиляции лёгких (ИВЛ). Обучить обучающихся проведению ИВЛ.
7.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела,
темы,
урока
Наименование
раздела,
темы,урока
Количество
учебных
часов
Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА. (3 ч)
1
ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Правила 1
ношения форменной одежды, знаков различия, знаков
отличия и иных геральдических знаков участниками
ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
2,3
История, символы и геральдика.
2
4,5,6
Кировград в годы Великой Отечественной войны.
3
Раздел 2. ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В
АВТОНОМИИ.(9 ч)
7,8
9
7
Понятие о топографической карте. Области применения.
Условные знаки на топографической карте.
2
1
8
10
11
12
13
14
15
16
17,18
19,20
21,22
23
24,25,26
27,28,29
30,31
32,33
34,35
36,37
38
39
40
41
42,43
44,45
46
8
Условные знаки на топографической карте. Практическое
занятие
Ориентирование по горизонту, азимуту.
1
Практическое занятие «Ориентирование по азимуту»
Компас, работа с компасом.
Практическое занятие «Работа с компасом».
Ориентирование по местным предметам. Действия в случае
потери ориентировки.
Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки.
Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе.
1
1
1
1
Вязание узлов: туристические узлы «простой
проводник», «восьмерка», «серединный австрийский
проводник», «двойнойпроводник», «удавка», «булинь»,
«стремя».
Вязание узлов: узлы для страховки (незатягивающиеся
петли): «восьмерка», «серединный австрийский проводник»,
«двойной проводник».
Раздел 3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (23 ч)
2
Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ»,
«СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты
на месте.
Строевой и походный шаг: последовательность обучения
движению строевым шагом, тренировка в движении руками,
с обозначением шага на месте.
Строевой и походный шаг: последовательность обучения
движению строевым шагом на четыре счета.
Строевой и походный шаг: последовательность обучения
движению строевым шагом, тренировка в движении
строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—
60шагов в минуту)
Строевой и походный шаг: последовательность обучения
движению строевым шагом, тренировка в движении
строевым шагом на два счета, в уставном темпе (110—120
шагов в минуту)
Повороты в движении по разделениям на три счета.
Повороты в движении в комплексе.
1
Выполнение воинского приветствия на месте по
разделениям надва счета.
Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе.
Выход из строя и возвращение в строй по разделениям.
Подход к начальнику и отход от него.
Строевые приемы в движении в составе отделения:
смыкание иразмыкание отделения.
Строевые приемы в движении в составе отделения:
перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно.
Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (8 ч)
Развитие силы посредством специально подобранных
упражнений
1
1
1
2
2
3
3
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
9
47
48
49
50
51
52
53
54,55
56,57
58
59,60
61,62
63,64
65
66
67,68
Развитие скоростной силы посредством специально
подобранных упражнений
Развитие ловкости посредством специально подобранных
упражнений
Прием зачетов: поднимание туловища и челночный бег.
Спортивные игры.
Развитие
выносливости
посредством
специально
подобранных упражнений
Развитие силовой выносливости посредством специально
подобранных упражнений
Прием зачетов: отжимания от пола; бег на 1500 метров.
Спортивные игры
Спортивные игры
Раздел 5. РХБ ЗАЩИТА. (4 ч)
Средства индивидуальной защиты
Порядок надевания средств индивидуальной защиты
органов дыхания
Раздел 6. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА ( 7 ч)
История развития стрелкового оружия
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип
работы автомата Калашникова
Последовательность неполной разборки и сборки после
неполной разборки АК-74
Порядок снаряжения магазина АК
Раздел 7. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (1 ч).
Основы оказания первой медицинской помощи
Предназначение и порядок проведения искусственной
вентиляции лёгких (ИВЛ).
Практическое занятие «Порядок проведения искусственной
вентиляции лёгких (ИВЛ)»
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
1
1
2
Список литературы
1. Бачевский В.И. Дидактические аспекты повышения эффективности обучения
учащихся по основам безопасности жизнедеятельности и военной службы. Н.Новгород,
2002.
2. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации.М.: Военное
издательство,1994
3. Символы воинской славы / Н. А. Печень. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,
2004. – 320 с.
4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу « Государственная символика»:
Гимн.Герб.Флаг._ М.: ВАКО, 2005, -192 с.
5. Пудовина
9
Е.И.
Государственные
праздники
Российской
Федерации:
10
Методическое пособие._ М.: Айрис-пресс, 2004.- 64 с. – (Методика)
6. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим
патриотическим праздникам : сценарии торжественных линеек, вечеров, литературномузыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр.-изд. 2-е, испр../ авт.сост. М.В.Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006.- 280 с.
7. Е. Н Булатов, Д.А.Аристархов, Н. В. Таланов, В. С. Ильина. Во имя жизни.
Ратные и трудовые подвиги жителей Советского района в годы войны. 1941 – 1945 гг.Нижний Новгород, 2005.- 305с. – 60 лет Победы.
8. Петров С.В. Действия при дорожно- транспортных происшествиях: Практ.
Пособие. _М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2005.
9. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практ.
Пособие. _М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
10.
Крюкова
М.А.,
Никитина
Т.И.,
Сергеева
Ю.С.
экстренная
психологическая помощь: Практ.Пособие. _М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
11.
Кузнецов
М.И.,
Латчук
В.Н.,
Мишин
Б.И.
Личная
безопасность
школьника: Практ. Пособие.
_М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
12.
Р. М. Янгсон. Мини- энциклопедия. Первая помощь. ООО « Издательство
Астрель», 2002.
13.
Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Книга 2:учебно-методическое
пособие.-Н.Новгород:Нижегородский институт развития образования,2010.-472с.
14.
П.А
Курцев
«Медико-санитарная
подготовка
учащихся»
Москва;
Просвещение1988г -112с
15.
А.П. Пашкович «Дни воинской славы в России» г.Москва «Глобус»
16.
Г.Н.Кириллова «Безопасность
и
защита
населения
чрезвычайной
ситуациях» г.Москва
«Издательство НЦ ЭНАС» 2003г,
17. http://pandia.ru/text/79/186/8766.php
18. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Военное издательство, 1994. - 157с.
19. Бачевский В.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для
преподавателей. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 262 с.
20. Бачевский В.И. Подготовка граждан к военной службе. – Н.Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
21. Виснев В.А. Основы подготовки к военной службе. Методическое пособие.
– М.: Просвещение, 2002г.
10
11
22.
Выдрин С.А. Нижегородская школа безопасности – Зарница. Методическое
пособие. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 100 с.
11
23.
Конституция Российской Федерации.
24.
Конвенция о правах ребенка.
25.
Наставление по физической подготовке. – М.: Военное издательство, 1987