Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» «Согласовано» Заместитель директора по УВР <^^7^ СапегинаЮ.В. «Утверждаю» .иректор МАОУ СОШ № 3 Букреев Е.М. 98а-О «28»августа 2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6 классов «Юнармия» г Кировград 2023 г 1 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» для обучающихся 5-х классов (далее – Программа) разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»; Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» от 28.05.2016; Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Программа направлена на формирование у детей патриотизма, ценностного отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно оберегать, посредством реализации программы военно-патриотического воспитания детей и молодежи во внеурочной деятельности. Актуальность Программы заключается в повышении значимости военнопатриотического воспитания обучающихся через интегрированную деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям: - познавательная деятельность; -туристско-краеведческая деятельность; -спортивно-оздоровительная деятельность. Актуальность данной Программы подтверждается словами президента Российской Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» и учитывает запросы со стороны детей и родителей на содержание программы военно-патриотического и гражданского воспитания. Программа основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию справедливых решений, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Реализация Программы основывается на тесной межпредметной интеграции с дисциплинами «История», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «География», «Краеведение». Процесс формирования готовности к защите Отечества у обучающихся строится с учетом имеющихся знаний, жизненного опыта, общих задач обучения и воспитания. Программа способствует освоению учебной информацией личностно значимого характера, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, формирования у обучающихся чувства восхищения воинами Вооруженных Сил РФ, формировании 1 2 желания в будущем встать в их ряды. При разработке содержания Программы учитывались: - основные закономерностей развития теории военно-патриотического воспитания; - интегративность – охват многих сфер человеческой деятельности; - направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства. Отбор содержания Программы проведен с учетом системного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования гуманистического мировоззрения, познавательной, нравственной культуры, ценностного отношения к своему здоровью и мотивационной установки на ведение здорового образа жизни, любви к своему краю и его истории. Содержание Программы предполагает ее освоение за 1 год обучения на уровне основного общего образования 6 класса. Программа для обучающихся 6-х классов рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов учебного времени. Цель Программы: формирование активной гражданской позиции, патриотизма у обучающихся посредством вовлечения их в деятельность по приобретению социально значимых знаний о военно-историческом наследии Отечества и престиже военной службы, формированию готовности к выполнению священного долга по защите Родины, следованию идеям здорового образа жизни, воспитанию любви к родному краю. Задачи Программы: воспитать готовность к защите Отечества, к действиям в экстремальных ситуациях; расширить и углубить знания об истории, о многонациональной культуре и традициях России и родного края; обучить начальным знаниям по основам военной службы; систематизировать представления о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения военной службы; познакомить со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями; обучить приёмам стрельбы из пневматического оружия, метания гранаты в цель; сформировать умения действовать в строю, в бою, на марше, в наступлении и в обороне; сформировать способность осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, двигательной активности посредством физического воспитания, физической подготовки, физического развития. 2. Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности 1. Личностные результаты: осознанное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; 2 3 положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; осознание влияния негативных факторов на здоровье каждого человека, группы людей, сообщества в целом; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни. 2. Метапредметные Обучающиеся сформируют и разовьют умения. Регулятивные: определять цель своей деятельности на основе имеющихся условий и планировать пути достижения; адекватно оценивать свою деятельность, при необходимости вносить коррективы; находить достаточные средства для решения учебных задач; Познавательные: делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев; организовывать проектно-исследовательскую деятельность; находить самостоятельно требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; объяснять содержание и формы современных внутригосударственных и международных событий, выявлять причинно-следственные связи; овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет ресурсами. Коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде; работать индивидуально, в группе и в коллективе для решения поставленной задачи; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; соблюдать нормы публичного поведения и речи в процессе выступления. Предметные: Обучающиеся научатся: использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения; использовать знания о назначении, организации и основных задачах, выполняемых Вооруженными Силами Российской Федерации, в построении маршрута получения профессионального образования; оперировать основными понятиями в области обороны государства; описывать порядок подготовки граждан к военной службе; порядок призыва и поступления, прохождения военной службы по призыву, контракту и гражданской службы на военную службу; производить неполную и полную разборку автомата Калашникова, его чистку и смазку, снаряжать магазин патронами; соблюдать правила и выполнять приемы стрельбы из пневматического и стрелкового оружия; правильно выполнять команды в строю и строевые приемы; описывать основные виды чрезвычайных ситуаций и их последствия; характеризовать способы защиты от оружия массового поражения; пользоваться индивидуальными средствами защиты; применять первичные средства пожаротушения; 3 4 правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; основам выживания в условиях вынужденной автономии; характеризовать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим; оказывать первую помощь пострадавшим. характеризовать влияние физических упражнений на различные органы и системы организма; определять уровень развития физических качеств. Обучающийся получит возможность научиться: приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию; описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе; выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова; описывать порядок работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК); проектировать повышение уровня собственной физической подготовленности. Формы контроля 1. Опрос, беседа, зачет 2. Зачетные нормативы по физической и огневой подготовке 3. Участие в спортивных и военно-патриотических мероприя Содержание курса Исторические и боевые традиции Отечества. (6 часов) Тема 1.1. ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Правила ношения форменной одежды, знаков различия, знаков отличия и иных геральдических знаков участниками ВВПОД «ЮНАРМИЯ» (1 ч). Изучение правил ношения форменной одежды, знаков различия, знаков отличия ииных геральдических знаков участниками ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Тема 1.2. История, символы и геральдика ( 2 ч). Рассказать обучающимся об истории создания и значении государственных символовРоссии. Тема 1.3. Кировград в годы Великой Отечественной войны (3 ч.). Дать обучающимся информацию об оборонной промышленности в годы ВеликойОтечественной войны. 1. Основы выживания и поведения в автономии. (16 часов) Тема 2.1. Понятие о топографической карте (2 ч). Понятие топографической карты. Области применения топографических карт: военные ведомства; для проведения геодезических или геологических работ; при строительстве и планировании дорожного полотна; сельское хозяйство. Тема 2.2. Условные знаки на топографической карте (2 ч). Условные знаки на топографической карте: основные пункты геодезии или геологии; особенности рельефа; сведения гидрографии; границы, дороги; коммуникации; 2. 4 5 важные объекты. Тема 2.3. Ориентирование по горизонту, азимуту (2 ч). Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»). Определение азимута. Тема 2.4. Компас, работа с компасом (2 ч.). Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Прежде всего, каждый обучающийся должен научиться определять стороны горизонта по компасу, в частности по светящемуся компасу, приспособленному для работы ночью. При тренировке надо добиваться безошибочного определения, как главных направлений сторон горизонта, так и промежуточных и обратных направлений. Умение определять обратные направления оченьважно, и при тренировке необходимо уделить ему особое внимание. Тема 2.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потериориентировки.(1 ч.) Научить обучающихся применять способы определения правильного направления,когда человек заблудился. Тема 2.6. Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки.(1 ч.). Довести до обучающихся содержание и порядок укладки туристического рюкзака, атакже порядок сбора после привала. Тема 2.7. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. (2 ч.). Изучить порядок действий на малом, обеденном и ночном привалах, а также порядоксбора после привала. Тема 2.8. Вязание узлов: туристические узлы «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник», «удавка», «булинь», «стремя» (2ч.). Довести до обучающихся случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании. Тема 2.9. Вязание узлов: узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник» (2 ч). Довести до обучающихся случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании. 3. Строевая подготовка. (23 часа) 3.1. Строевая стойка (выполнение Тема команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте (1 ч). Разучить по разделениям и в целом порядок выполнения строевого приема «Строеваястойка» и выполнение команд «СТАНОВИСЬ» «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Тема 3.2. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте (3 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучиваниепо разделениям. Тема 3.3. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом на четыре счета (3 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучиваниепо разделениям. 5 6 Тема 3.4. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—60шагов в минуту) (2 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучиваниепо разделениям. Тема 3.5. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном темпе(110—120 шагов в минуту) (2 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучиваниепо разделениям. Тема 3.6. Повороты в движении по разделениям на три счета (2 ч.). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.7. Повороты в движении в комплексе (2 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.8. Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям на два счета (1 ч.) Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.9. Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.10. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.11. Подход к начальнику и отход от него (1ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.12. Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и размыкание отделения (2 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении смыкания и размыкания отделения. Провести разучивание по разделениям. Тема 3.13. Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно (2 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении перестроения отделения. Провести разучивание по разделениям. Физическая подготовка. (8 часов) Тема 4.1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в начале учебногогода) (4 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: поднимание туловища из положения лежа на спине; челночный бег. Тема 4.2. Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в конце учебного года) (4 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: отжимания от пола; бег на 1500 метров. 5. РХБ защита. (4 часа) 4. 6 7 Тема 5.1. Средства индивидуальной защиты (2 ч). Обучить обучающихся порядку надевания противогаза ГП-7. Ознакомить с другимивидами защитных противогазов. Тема 5.2. Порядок надевания средств индивидуальной защиты органов дыхания (2 ч). Провести тренировку обучающихся по надевания противогаза ГП-7. Огневая подготовка. (7 часов) Тема 6.1. История развития стрелкового оружия (1 ч). Систематизация изученного обучающимися материала по истории развитиястрелкового оружия. Тема 6.2. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова (2 ч). Актуализация знаний обучающихся о назначении, боевых свойствах, общемустройстве и принципах работы автомата Калашникова. Тема 6.3. Последовательность неполной разборки и сборки после неполной разборкиАК-74 (2 ч). Тренировать обучающихся в выполнении неполной разборки и сборки после неполнойразборки автомата Калашникова. Тема 6.4. Порядок снаряжения магазина АК (2 ч). Тренировать обучающихся в снаряжении магазина автомата Калашникова. 6. Оказание первой помощи. (4 часа) Тема 7.1. Основы оказания первой медицинской помощи (4 ч.). Довести до обучающихся предназначение и порядок проведения искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Обучить обучающихся проведению ИВЛ. 7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № раздела, темы, урока Наименование раздела, темы,урока Количество учебных часов Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА. (3 ч) 1 ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Правила 1 ношения форменной одежды, знаков различия, знаков отличия и иных геральдических знаков участниками ВВПОД «ЮНАРМИЯ». 2,3 История, символы и геральдика. 2 4,5,6 Кировград в годы Великой Отечественной войны. 3 Раздел 2. ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В АВТОНОМИИ.(9 ч) 7,8 9 7 Понятие о топографической карте. Области применения. Условные знаки на топографической карте. 2 1 8 10 11 12 13 14 15 16 17,18 19,20 21,22 23 24,25,26 27,28,29 30,31 32,33 34,35 36,37 38 39 40 41 42,43 44,45 46 8 Условные знаки на топографической карте. Практическое занятие Ориентирование по горизонту, азимуту. 1 Практическое занятие «Ориентирование по азимуту» Компас, работа с компасом. Практическое занятие «Работа с компасом». Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. 1 1 1 1 Вязание узлов: туристические узлы «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойнойпроводник», «удавка», «булинь», «стремя». Вязание узлов: узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник». Раздел 3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (23 ч) 2 Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом на четыре счета. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50— 60шагов в минуту) Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном темпе (110—120 шагов в минуту) Повороты в движении по разделениям на три счета. Повороты в движении в комплексе. 1 Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям надва счета. Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям. Подход к начальнику и отход от него. Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание иразмыкание отделения. Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (8 ч) Развитие силы посредством специально подобранных упражнений 1 1 1 2 2 3 3 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1 9 47 48 49 50 51 52 53 54,55 56,57 58 59,60 61,62 63,64 65 66 67,68 Развитие скоростной силы посредством специально подобранных упражнений Развитие ловкости посредством специально подобранных упражнений Прием зачетов: поднимание туловища и челночный бег. Спортивные игры. Развитие выносливости посредством специально подобранных упражнений Развитие силовой выносливости посредством специально подобранных упражнений Прием зачетов: отжимания от пола; бег на 1500 метров. Спортивные игры Спортивные игры Раздел 5. РХБ ЗАЩИТА. (4 ч) Средства индивидуальной защиты Порядок надевания средств индивидуальной защиты органов дыхания Раздел 6. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА ( 7 ч) История развития стрелкового оружия Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова Последовательность неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 Порядок снаряжения магазина АК Раздел 7. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (1 ч). Основы оказания первой медицинской помощи Предназначение и порядок проведения искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Практическое занятие «Порядок проведения искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ)» 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 Список литературы 1. Бачевский В.И. Дидактические аспекты повышения эффективности обучения учащихся по основам безопасности жизнедеятельности и военной службы. Н.Новгород, 2002. 2. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации.М.: Военное издательство,1994 3. Символы воинской славы / Н. А. Печень. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 320 с. 4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу « Государственная символика»: Гимн.Герб.Флаг._ М.: ВАКО, 2005, -192 с. 5. Пудовина 9 Е.И. Государственные праздники Российской Федерации: 10 Методическое пособие._ М.: Айрис-пресс, 2004.- 64 с. – (Методика) 6. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам : сценарии торжественных линеек, вечеров, литературномузыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр.-изд. 2-е, испр../ авт.сост. М.В.Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006.- 280 с. 7. Е. Н Булатов, Д.А.Аристархов, Н. В. Таланов, В. С. Ильина. Во имя жизни. Ратные и трудовые подвиги жителей Советского района в годы войны. 1941 – 1945 гг.Нижний Новгород, 2005.- 305с. – 60 лет Победы. 8. Петров С.В. Действия при дорожно- транспортных происшествиях: Практ. Пособие. _М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2005. 9. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практ. Пособие. _М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 10. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. экстренная психологическая помощь: Практ.Пособие. _М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. 11. Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Мишин Б.И. Личная безопасность школьника: Практ. Пособие. _М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 12. Р. М. Янгсон. Мини- энциклопедия. Первая помощь. ООО « Издательство Астрель», 2002. 13. Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Книга 2:учебно-методическое пособие.-Н.Новгород:Нижегородский институт развития образования,2010.-472с. 14. П.А Курцев «Медико-санитарная подготовка учащихся» Москва; Просвещение1988г -112с 15. А.П. Пашкович «Дни воинской славы в России» г.Москва «Глобус» 16. Г.Н.Кириллова «Безопасность и защита населения чрезвычайной ситуациях» г.Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2003г, 17. http://pandia.ru/text/79/186/8766.php 18. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Военное издательство, 1994. - 157с. 19. Бачевский В.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 262 с. 20. Бачевский В.И. Подготовка граждан к военной службе. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. 21. Виснев В.А. Основы подготовки к военной службе. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2002г. 10 11 22. Выдрин С.А. Нижегородская школа безопасности – Зарница. Методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 100 с. 11 23. Конституция Российской Федерации. 24. Конвенция о правах ребенка. 25. Наставление по физической подготовке. – М.: Военное издательство, 1987