Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Школьный хор Домисолька_5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Г^ик^з № 98а-О
«28»августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______ _________ Сапегина Ю.В.
«285>/^вгуста 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школьный хор «Домисолька»

г. Кировград
2023г.

Содержание
1.Пояснительная записка ............................... 3
2.Цели и задачи .................................. 3
3.Планируемые результаты ........................... 4
Личностные результаты ......................... 5
Метапредметные результаты ..................... 5
Предметные результаты ......................... 5
4.Содержание внеурочного курса....... 6
5.Тематическое планирование ......................... . 7
6.Список рекомендуемой литературы .................9

Пояснительная записка
Хоровое пение — наиболее доступный вид практической музыкальной
деятельности школьников. Данная форма коллективного музицирования
обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных
способностей детей, достижения содержательного комплекса предметных,
метапредметных и личностных результатов. Отечественная система
музыкального воспитания школьников опирается на положения концепции
Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз
«Каждый класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока
музыки в неделю1, сформировать у детей соответствующие вокальнохоровые навыки невозможно. Для достижения значимых результатов в этом
направлении необходимо гармоничное сочетание урочной и внеурочной
деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» учитывает
соответствующий опыт советского периода. Его переосмысление в контексте
системно-деятельностного подхода позволяет выстроить единую логику
реализации программ урочной и внеурочной деятельности на основе
обновлённых ФГОС общего образования.
На федеральном уровне поддержку и пропаганду данного вида
исполнительской практики осуществляет Всероссийское хоровое общество
(ВХО). Воссозданное в 2013 г. при непосредственном участии ведущих
музыкантов и общественных деятелей, ВХО ставит своей целью возрождение
традиций хорового исполнительства среди детей и юношества, привлечение
внимания широкой общественности к данному виду музыкального искусства,
поддержку массового фестивального движения, оказание методической и
организационной помощи.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и
нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством
вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное
мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и
способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм
занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей,
обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с
элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с
распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт
концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические
комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и
дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся по 1
часу 1 раз в неделю, 34 часов в год. Предусматривается звеньевая форма
обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое
предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе
индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный
ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии
известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в
соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в
соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой
образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не
предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс
задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Планируемые результаты
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное,
социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У
школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются
ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и
ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально
значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося,
формируется целостное представление о мире, развивается образное
восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами
- овладение практическими умениями и навыками вокально-хоровой
деятельности;
- уметь соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и
искусству родного края, нации, этнической общности.

Содержание
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены
вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения,
распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.
Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого
дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа,
направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и
муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие
манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.
Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и
штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай
мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести
ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить
настроение в различных движениях и сценках для создания художественного
образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и
разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание
текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого
произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с учащимися по культуре поведения на сцене, на развитие умения
сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор
ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам года, учащиеся должны знать:
- исполнять одно-двух голосные произведения с аккомпанементом
- исполнять ритмически сложные рисунки;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства муз. выразительности.

уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над
репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.

Календарно-тематическое планирование

Дата
Сентябрь

Октябрь

№
1
2
3
4
5
1
2
3

Ноябрь

1
2
3
4

Декабрь

1
2
3
4

Январь

1
2
3
4

Февраль

1
2
3

Март

1
2
3
4

Апрель

1
2
3
4

Содержание

Практика

Введение
Владение своим голосовым аппаратом.
Использование певческих навыков.
Выразительное интонирование.
Подготовка к концерту.
Вокально-хоровая работа.
Овладение собственной манерой
вокального исполнения.
Основы музыкальной грамоты. Метр
Вокально-хоровая работа. Пение в
ансамбле.
Знакомство с произведениями
различных жанров, манерой
исполнения. Великие вокалисты.
Подготовка к концерту.
Музыкально-ритмические движения.
Пение в ансамбле. Звуковедение.
Опорное дыхание. Артикуляция.
Основы музыкальной грамоты.
Длительности. Синкопы
Вокально-хоровая работа. Дирижерские
жесты.
Вокально-хоровая работа.
Подготовка к конкурсу.
Основы музыкальной грамоты. Размер.
Вокально-хоровые навыки в
исполнительском мастерстве. Цепное
дыхание.
Участие в конкурсе.
Основы музыкальной грамоты.
Динамика.
Сводная репетиция концерта.
Выступление в концертной программе.
Вокально-хоровая работа. Дикция.
Основы музыкальной грамоты.
Штрихи.
Вокально-хоровая работа. Ритм
Вокально-хоровая работа.
Выразительное интонирование.
Подготовка к концерту.
Сводная репетиция.

Участие в
праздничном
концерте,
посвященном Дню
Учителя.
Участие в концерте,
посвященном Дню
будущего
первоклассника
Участие в концерте,
посвященном Дню
матери.

Участие в
Новогодних
концертах и
праздниках.
Участие в
Ломоносовской
неделе.
кККГГ гкккКкККк ККК КК КК ККК КК

КкккюбкюУ У

Участие в концерте,
посвященном
8
Марта

Май

1
2
3
4

Выступление на праздничном концерте.
Элементы музыкальной грамоты.
Беседа о творчестве современных
композиторов.
Заключительное занятие.

Участие в концерте,
посвященном Дню
Победы

Список рекомендуемой литературы для педагога
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального
воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.:
Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и
молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение.
1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. –
Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,
Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О.
Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем
(методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагогамузыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе
дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научнопрактической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.:
Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научнотехнического творчества молодежи, 2004.

24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й
Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года.
– Екатеринбург, 2001.
25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии //
Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития.
– Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской
эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного
университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.

Электронные образовательные ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».