Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 3 Букреев Е.М. Г^ик^з № 98а-О «28»августа 2023 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______ _________ Сапегина Ю.В. «285>/^вгуста 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школьный хор «Домисолька» г. Кировград 2023г. Содержание 1.Пояснительная записка ............................... 3 2.Цели и задачи .................................. 3 3.Планируемые результаты ........................... 4 Личностные результаты ......................... 5 Метапредметные результаты ..................... 5 Предметные результаты ......................... 5 4.Содержание внеурочного курса....... 6 5.Тематическое планирование ......................... . 7 6.Список рекомендуемой литературы .................9 Пояснительная записка Хоровое пение — наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов. Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз «Каждый класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в неделю1, сформировать у детей соответствующие вокальнохоровые навыки невозможно. Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» учитывает соответствующий опыт советского периода. Его переосмысление в контексте системно-деятельностного подхода позволяет выстроить единую логику реализации программ урочной и внеурочной деятельности на основе обновлённых ФГОС общего образования. На федеральном уровне поддержку и пропаганду данного вида исполнительской практики осуществляет Всероссийское хоровое общество (ВХО). Воссозданное в 2013 г. при непосредственном участии ведущих музыкантов и общественных деятелей, ВХО ставит своей целью возрождение традиций хорового исполнительства среди детей и юношества, привлечение внимания широкой общественности к данному виду музыкального искусства, поддержку массового фестивального движения, оказание методической и организационной помощи. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: -обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство; -сформировать основы сценической культуры; -развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; -развивать творческую активность детей; -воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру. Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами: -концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности; -системность, доступность содержания занятий для всех желающих; -предоставление возможности самовыражения, самореализации. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию: -подготовку голосового аппарата; -развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости; Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часов в год. Предусматривается звеньевая форма обучения. Формы организации вокальной деятельности: - музыкальные занятия; - занятия – концерт; - репетиции; - творческие отчеты. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Используемые методы и приемы обучения: - наглядно – слуховой (аудиозаписи) - наглядно – зрительный (видеозаписи) - словесный (рассказ, беседа, художественное слово) - практический (показ приемов исполнения, импровизация) - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические ошибки - методические игры В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается. Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: - создание дружного коллектива; - взаимодействие между детьми, педагогом и родителями. Планируемые результаты Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Предметными результатами - овладение практическими умениями и навыками вокально-хоровой деятельности; - уметь соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки. Метапредметными результатами являются: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; - умение формулировать собственное мнение и позицию. Личностными результатами занятий являются: - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; - бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности. Содержание 1.Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. 2.Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. 3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. 4.Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. 5.Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. 6.Ансамбдь. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла. 7.Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». 8.Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». 9.Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. 10.Репертуар. Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. 11.Концертная деятельность. Работа с учащимися по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. 12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления. По итогам года, учащиеся должны знать: - исполнять одно-двух голосные произведения с аккомпанементом - исполнять ритмически сложные рисунки; - виды дыхания; - муз.штрихи; - средства муз. выразительности. уметь: - применять правила пения на практике; - петь чисто ансамблем в унисон; - применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; - сценически оформлять концертный номер. Календарно-тематическое планирование Дата Сентябрь Октябрь № 1 2 3 4 5 1 2 3 Ноябрь 1 2 3 4 Декабрь 1 2 3 4 Январь 1 2 3 4 Февраль 1 2 3 Март 1 2 3 4 Апрель 1 2 3 4 Содержание Практика Введение Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование. Подготовка к концерту. Вокально-хоровая работа. Овладение собственной манерой вокального исполнения. Основы музыкальной грамоты. Метр Вокально-хоровая работа. Пение в ансамбле. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Подготовка к концерту. Музыкально-ритмические движения. Пение в ансамбле. Звуковедение. Опорное дыхание. Артикуляция. Основы музыкальной грамоты. Длительности. Синкопы Вокально-хоровая работа. Дирижерские жесты. Вокально-хоровая работа. Подготовка к конкурсу. Основы музыкальной грамоты. Размер. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание. Участие в конкурсе. Основы музыкальной грамоты. Динамика. Сводная репетиция концерта. Выступление в концертной программе. Вокально-хоровая работа. Дикция. Основы музыкальной грамоты. Штрихи. Вокально-хоровая работа. Ритм Вокально-хоровая работа. Выразительное интонирование. Подготовка к концерту. Сводная репетиция. Участие в праздничном концерте, посвященном Дню Учителя. Участие в концерте, посвященном Дню будущего первоклассника Участие в концерте, посвященном Дню матери. Участие в Новогодних концертах и праздниках. Участие в Ломоносовской неделе. кККГГ гкккКкККк ККК КК КК ККК КК КкккюбкюУ У Участие в концерте, посвященном 8 Марта Май 1 2 3 4 Выступление на праздничном концерте. Элементы музыкальной грамоты. Беседа о творчестве современных композиторов. Заключительное занятие. Участие в концерте, посвященном Дню Победы Список рекомендуемой литературы для педагога 1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. 2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975. 3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287. 4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999. 6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007. 7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983. 8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000. 9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с. 12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964. 13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968. 14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. 16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984. 17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939. 18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965. 19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967. 20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966. 21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагогамузыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002. 22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научнопрактической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001. 23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научнотехнического творчества молодежи, 2004. 24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001. 25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001. Электронные образовательные ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 http://www.vstudio.ru/muzik.htm http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed http://www.notomania.ru/view.php?id=207 http://notes.tarakanov.net/