Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Школа медиатора Договоримся_8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
П^к^з № 98а-О

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______ Сапегина Ю.В.
«28><аэтуста 2023 г.

«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школа медиатора «Договоримся»

г. Кировград
2023г.

Содержание
1.Пояснительная записка
1.1Актуальность и назначение программы
1.2.Варианты реализации программы и формы проведения занятий
1.3.Взаимосвязь с программой воспитания
1.4.Особенности работы педагога по программе
2.Содержание курса внеурочной деятельности
2.1.Введение в курс и знакомств.
2.2.Медиатр в школе.
2.3.Медиация конфликтов: как это делается?
2.4.Целевая аудитория, на которую направлен данный курс
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
3.1. Личностные результаты
3.2.Предметные результаты
3.3.Метапредметные результаты
4.Тематическое планирование
4.1. Сроки реализации программы
4.2. Форма и режим занятий
4.3. Формы подведения итогов реализации программы
4.4. Учебно-тематический план «Школа медиатора - «Договоримся»

1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность и назначение программы.
Программа «Договоримся» направлена на подготовку учащихся
подросткового возраста к деятельности в школьной службе
медиации, относится к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам социально-психологической направленности и
способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к
взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития
коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и
расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но за его пределами. Психосоциальное
развитие детей и подростков направлено на становление личности и
формирование социальных навыков. В результате формируется
индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть
того, как человек воспринимает социальную действительность и реагируют на
нее.
Конечной целью этого развития является социально-психологическая
компетентность личности. Социально-психологическая компетентность – это
способность эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в
системе межличностных отношений. В ее структуру входит умение
ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные
особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные
способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе
взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место
другого (эмпатия).
Основы социально-психологической компетентности закладываются в
семье, которая формирует у ребенка первый опыт эмоциональных и деловых
отношений между людьми. Однако, авторитет семьи упал в последние
десятилетия. Кроме того, в последние годы значительно обострились

социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства. В
среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по
различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются
социальные сироты. Не способна сформировать у ребенка адекватные
социальные навыки и неблагополучная семья.
Для таких детей необходимо специально организованное
социальнопсихологическое обучение. Подросток, растущий в семье
благополучной или неблагополучной должен уметь общаться с самыми
разными категориями людей, быть способным работать в команде,
заинтересовывать и мотивировать других. Данная проблема и обусловила
актуальность написания программы по развитию навыков общения у
подростков. Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости
всегда считался критическим. Он является самым острым и самым длительным.
В течение этого периода происходит ломка и перестройка большинства
прежних отношений подростка к окружающему его миру и собственной
личности, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает
самостоятельную жизнь. Стремление к самоопределению у подростков
обусловлено необходимостью становления своего места в обществе,
определения своего назначения в жизни.
Отсутствие адекватных форм общения и моделей социального поведения
приводят к недостаточной подготовленности к дальнейшим жизненным
ситуациям. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, в
трудностях адаптации к новым условиях и отношениям. В силу неправильно
формирующегося опыта общения дети зачастую занимают по отношению к
другим людям агрессивно-негативную позицию. Неадекватные аффективные
реакции (драчливость, конфликтность, агрессия, грубость) выступают
защитной реакцией на неудовлетворенность жизненно важных потребностей,
позволяющей ребёнку не снижать оценку своих возможностей.
Социально-психологическое обучение должно учитывать возрастные
особенности развития ребенка и проводиться комплексно по всем трем
направлениям: эмоциональному, развитию Я-концепции и самосознания,
поведенческому. Для подросткового возраста актуальны задачи: осознание
Яконцепции и типичных стереотипов поведения; формирование приемов
эмоциональной саморегуляции; освоение навыков уверенного поведения,
социального взаимодействия, поведения в условиях межличностных
конфликтов; профилактика зависимого поведения.
Обновленный ФГОС основного общего образования ориентирует
современную школу на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся. Эта задача решается в том числе и посредством введения курсов

внеурочной деятельности. Одним из актуальных из них может стать курс,
связанный с овладением социальными компетенциями. Сегодня умение
общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все
более важным.
К сожалению, многие дети в семье так и не приобретают этого
важнейшего социального навыка, но педагоги и психологи могут научить детей
решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в
последнюю очередь – следовать социальным нормам и правилам. Современное
устройство общества дает детям, подросткам и взрослым больше возможностей
выбора, что усложняет взаимоотношения, требует учета множества нюансов и
аспектов взаимодействия.
Если раньше считалось важным сформировать у школьников корректное
поведение, то большое разнообразие социальных контактов и ситуаций
взаимодействия современного человека делает невозможным научить ребенка
«поступать правильно» и требует развития социальной компетентности. При
этом все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. Грубое
поведение детей часто повторяет увиденное на телевизионном экране или
усвоенное из компьютерной игры. Для многих детей все труднее становится
нормально взаимодействовать с окружающими.
Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других
людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них
проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями.
Им с трудом удается внимательно слушать других. Поэтому важно усиливать
психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать
и поддерживать контакты. Целью курса является формирование социально
компетентного поведения у детей и подростков, которое обеспечивает ребенку
адекватное отношение к позитивным и проблемным ситуациям.
Его компонентами являются: большой и разнообразный набор техник
поведения; адекватное восприятие ситуаций; способность к рефлексивному
контролю как ситуации, так и альтернативного поведения. Программа
«Договоримся» направлена на развитие эмоционального и социального
интеллекта через создание в группе детей дружеской атмосферы
взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с
другом и с педагогом. Дети приобретают социальный опыт и учатся общаться с
чуткостью и уважением. Кроме того, программа направлена на формирование
навыков конструктивного общения.
В процессе участия в данной программе подростки смогут увидеть себя
со стороны собеседника, это научит лучше разбираться в себе и в окружающих
людях. В ходе занятий формируется умение общаться, сохраняя хорошие

отношения, навыки уверенного поведения, способность работать в команде и
совместно принимать решения, которая становится все более важной и
актуальной в этом возрасте.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных,
предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и
его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требования и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработке своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы.
1.2.Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа может быть реализована в работе со школьниками 7 или 8 классов,
а также в разновозрастных группах подростков 7-9 классов. Программа курса
рассчитана на 102 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы
проведения занятий как беседы, обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы,
решения кейсов, упражнения на отработку организаторских навыков,
коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников,
индивидуальные консультации педагога. Кроме того, формы занятий

предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.
1.3.Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребенка. Это проявляется: - в приоритете личностных результатов реализации
программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и
конкретизацию в примерной программе воспитания; - в возможности
комплектования разновозрастных групп для организации социально-значимой
совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых
отмечается в примерной программе воспитания; - в высокой степени
самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного
гражданина своей страны; - в ориентации школьников на подчеркиваемую
программой воспитания социальную значимость реализуемой ими
деятельности; - в интерактивных формах занятий для школьников,
обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и
другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детсковзрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания
подчеркивается примерной программой воспитания.
В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система
работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений
среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между
участниками учебно-воспитательного процесса. На этом фоне нарастает
взаимное недоверие школьной администрации, преподавательского корпуса,
учащихся и их родителей. Растет недоверие к общественным институтам. Все
чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии и
насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах
учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве
жизни его участников.
1.4.Особенности работы педагога по программе.
На каждом этапе своей работы школьник вправе рассчитывать на помощь
педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать это
нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая
его самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата. Данный курс

носит практико-ориентированный и личностноориентированный характер.
Обсуждение большинства тем с обучающимися ведется на основе их личного
опыта, их особенностей. Педагогу очень важно учитывать личностные
особенности, внимательно относиться к индивидуальности каждого
обучающегося. В том случае, если возникает риск психологической
травматизации, конфликта, неготовности обучающегося к рефлексии следует
изменить подход к обсуждению темы, сделать его более абстрактным и не
оказывать давления на обучающегося. То же самое в полной мере относится ко
всем практическим упражнениям, используемым в курсе.
2.Содержание курса внеурочной деятельности.
2.1.Введение в курс и знакомство
Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в
образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать
конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя,
занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать
людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению
поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В
связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы
школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди
учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая
дополнительная общеобразовательная программа имеет высокую степень
педагогической целесообразности.
Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников
позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны,
разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть
полезным другим. Но для этого необходимо
целенаправленно обучить учащихся проведению восстановительных
программ, таких как медиация и Круги сообществ.
Таким образом, цель программы заключается в следующем:
практикоориентированная подготовка учащихся к работе в качестве
посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между
участниками образовательного процесса по средствам восстановительной
медиации.
Новизна данной программы заключается в том, что мы непросто готовим
ведущих для восстановительных программ, мы готовим команду, способную
работать совместно и эффективно. Особое внимание уделяется формированию
мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного

аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной
позиции. Одной из новых методов работы в программе является использование
медиатехнологий - психологической работы с видеоматериалами.
2.2. «Медиатор в школе»
Цель занятия: демонстрация формата занятий, введение правил групповой
работы.
Материалы: карточки для упражнения «Восточный базар», предмет«микрофон», лист ватмана и листы формата А4 с вариантами ответов для
упражнения «Ожидания», ручки, карандаши, фломастеры, иллюстрированные
журналы, ножницы, клей, бумага для упражнения «Наш маршрут», бумага для
записей, стеклянная бутылка.
Ход занятия:
1. Вводное слово ведущего (3 минуты).
Представление ведущего, благодарность заинтересовавшимся проблемами
медиации и готовым участвовать в работе обучающей группы, вводное слово о
целях данного занятия.
2. Упражнение «Восточный базар» (7 минут).
Упражнение требует предварительной подготовки: заранее на одинаковых
листочках по 6 раз записывается имя каждого участника, в том числе в случаях,
если имена повторяются. Листочки перемешиваются и раздаются по шесть
каждому участнику группы в случайном порядке. Задание заключается в том,
чтобы собрать шесть листочков со своим именем. Для этого все участники
группы перемещаются по аудитории и общаются друг с другом. При этом
соблюдается правило: при каждом новом контакте в паре должны
представиться обе стороны, назвав свое имя, показать свои листочки друг другу
и обязательно провести один обмен, даже в том случае, если у партнера нет
интересующего листочка. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не
соберет шесть листочков со своим именем. Те, кто собрал свою «коллекцию»,
записывают свое имя на доске в столбик.
3. Упражнение «Ожидания» (10 минут)
Проводится опрос по кругу: «Чего я жду от участия в занятиях?». При этом
используется «правило микрофона» (говорит только тот участник, у которого в
руках предмет, символизирующий микрофон).
Затем ведущий предлагает участникам познакомиться с надписями на листах,
которые он располагает в центре круга:
 Хочу узнать, что такое медиация, и научиться разрешать конфликты.
 Хочу научиться лучше общаться со сверстниками.
 Хочу хорошо и весело провести время.

Хочу узнать что-то новое о себе.
 Я не жду ничего особенного.
Каждому участнику нужно выбрать для себя два самых подходящих
утверждения и поставить на соответствующих листах любую отметку. Затем
ведущий обобщает получившиеся результаты, знакомит участников с целями и
задачами программы, тематическими блоками (фиксируя их на ватмане),
форматом работы в рамках программы. Здесь же ведущий вводит основные
правила работы группы: недопустимость опозданий, запрет на использование
физического насилия и ненормативной лексики. Правила фиксируются на листе
ватмана. При желании подростки могут дополнить этот список. Другие
«классические» правила работы группы вводятся в ходе дальнейших занятий по
мере того, как происходят те или иные ситуации, требующие их обсуждения.
4. Упражнение «Наш маршрут» (32 минут)
Группа делится на подгруппы по 3 -4 человека. Каждая подгруппа получает
лист бумаги, на котором создают коллаж «Наш маршрут», используя вырезки
из журналов, а также элементы рисования (12 минут). Готовые коллажи
представляются группе, комментируются, обсуждаются, затем закрепляются на
листе с правилами групповой работы.
Упражнение «Бутылка с пиратского корабля» (20 минуты)
Участники работают самостоятельно. Им предлагается написать пожелания
самим себе и группе на весь период занятий и опустить их в бутылку. Бутылка
закупоривается и убирается до последнего занятия.
5. Завершение занятия (5 минут)
Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», заключительное


2.3.Медиация конфликтов: как это делается?
Цель занятия: расширение представлений обучающихся о содержании работы
медиатора, формирование представлений о структуре медиации.
Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы с первого зянятия,
«пазлы» в «волшебном мешочке» (картинки, разрезанные пополам, одна
картинка - на три части на случай нечетного числа участников, количество
кусочков - по числу участников) для деления на пары перед упражнением
«интервью», разноцветные карточки с планом для упражнения «Интервью»,
предмет-«микрофон», картонные карточки красного и черного цветов (20 штук)
и рабочие листы для упражнения «Красное и черное», ручки, карандаши,
фломастеры, маркеры, бумага для записей, карточки для работы в малых
группах с описанием этапов медиации, описание кейсовых ситуаций, бланки
«Заявки на проведение медиации».
Ход занятия:

1. Приветствие (6 минут).
Ведущий приветствует группу, затем просит каждого участника
поприветствовать группу с помощью такого слова, которым до него никто не
воспользовался («здравствуйте», «привет» «добрый день», любые приветствия
на иностранных языках и т.д.) В случае необходимости можно повторить имена
(«Привет, я Маша»).
Участникам предлагается поприветствовать группу любыми словами, назвав
при этом, что общего у него с тем участником, которому он передает слово:
«Оля, у нас у обеих день рождения летом».
Объявление цели сегодняшнего занятия: «Поговорим чуть подробнее о том, что
же такое медиация и зачем она нужна».
Задача занятия: «Разобраться, как устроена процедура медиации».
2. Упражнение «Интервью» (20 минут)
Группа делится на пары с помощью приема «Паззлы». В паре по очереди
исполняются роли «звезды» и «журналиста». «Журналист» берет интервью у
«звезды» на тему по выбору «звезды»:
 «как я помог разрешить конфликт»
 «как я пытался разрешить конфликт, но у меня не получилось»
 «почему я стараюсь не вмешиваться в конфликты»
План интервью «Как я помог разрешить конфликт»
1. Опиши конфликт, который произошел
2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?
3. Какие действия ты предпринял?
4. Чем закончилась ситуация?
5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
План интервью «Как я пытался разрешить конфликт, но у меня не получилось»
1. Опиши конфликт, который произошел
2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?
3. Какие действия ты предпринял?
4. Чем закончилась ситуация?
5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
План интервью «Почему я стараюсь не вмешиваться в конфликты»
1. Опиши конфликт, о котором ты знал, но решил в него не вмешиваться
2. Как ты о нем узнал и почему решил, что вмешиваться не стоит?
3. Какие действия ты предпринял?
4. Чем закончилась ситуация?
5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
Обсуждение строится на материале актуальных конфликтов, с которыми
столкнулись участники. Перед выбором темы, который делает «звезда», крайне

важно подчеркнуть, что любые действия человека, на глазах которого
разворачивается конфликт между другими людьми, являются «нормальными» и
«правильными», если, конечно, он не допускает в адрес конфликтующих
оскорбительных высказываний или физического насилия, или же не оставляет
людей в заведомо опасной для их жизни ситуации. Группе будет интересен
любой опыт, главное - что он ваш.
Перед началом интервью вводится норма конфиденциальности: что это такое,
почему ее соблюдение важно для медиаторов. Учитывая, что люди, о которых
идет речь в историях, могут быть известны кому-то из участников группы, в
целях соблюдения конфиденциальности их предлагается обозначать без
упоминания имен, например, «две девочки-десятиклассницы», «два взрослых
человека, муж и жена» и т.д.
Время на одно интервью - 4 минуты. Потом участники меняются ролями. В
процессе интервью «журналисты» пользуются карточками с опорными
вопросами, но ответы «звезды» не записывают.
Затем в общем круге каждый «журналист» представляет историю своей
«звезды» группе.
Затем ведущий просит группу поделиться своими впечатлениями, отвечая на
два вопроса (используется «микрофон»):
 каковы «риски» медиации?
 каковы «плюсы» медиации?
Делается вывод о том, что медиация - это непростой процесс, требующий
подготовленности проводящих его людей, однако в случае грамотного
проведения она очень полезна для сохранения и развития отношений между
ними. В завершении ведущий благодарит за интересные и показательные
истории, за искренность и смелость поделиться опытом, в том числе и
непростым.

2.4. Целевая аудитория, на которую направлен данный курс.
Участниками программы являются учащиеся 7-9 классов и педагоги школы
(представители младшего, основного и старшего звена
школы), заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их
последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и
подростками на волонтерских началах.
Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный
отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа

ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов
решения конфликтов в школе и в семье.

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка
команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста
(медиаторы – ровесники) и педагогов (медиаторы-педагоги) образовательной
организации.
На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи:
1. Сформировать представление у учащихся о медиации как
альтернативном способе разрешения конфликтов;
2. Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора;
3. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся и
педагогов школы;
4. Познакомить участников с принципами и ценностями
восстановительного подхода в разрешении конфликтов;
5. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки
коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения
переговоров; необходимых для работы медиатора;
6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными
ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных
встречах для сторон конфликта;
7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе
примирительных встреч со сторонами конфликта;
8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды
школьных медиаторов.
3.1. Личностные результаты
В ходе подготовки по программе «Школа медиатора» участники смогут:
- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора,
специфики конфликтов;

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- самореализоваться в социально-значимой деятельности;
- освоить навыки работы в команде;
- научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации,
анализировать
конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать
собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение
принципов и стандартов восстановительной медиации;
- принять ценности восстановительного подхода;
- повысить коммуникативную культуру.
Критерием эффективности программы является достижение поставленных
целей и задач, которое может быть оценено:
1.
на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;
2.
на основе экспертных оценок со стороны куратора программы
подготовки школьных медиаторов;
3.
на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных
материалов.
Для оценки эффективности проведения программы используется методика К.
Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить
предрасположенность личности к конфликтному поведению.
Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень
конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет
содействовать устранению причин противоправного поведения школьников,
позитивно изменит школьную среду.
3.2.Предметные результаты
3.3.Метапредметные результаты
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы
«Медиатор в школе»
Личностные
Предметные
Метапредметные
- ориентация в
К концу обучения курса
Регулятивные УУД:
системе моральных
учащиеся получат
- овладевать навыками
норм;
возможность знать:
самоконтроля в общении со
- доброжелательное
- основные понятия и
сверстниками и взрослыми;
отношение к
принципы
- учиться осознавать свои
окружающим,
восстановительного
трудности и стремиться к их
нетерпимость к
подхода в медиации;
преодолению;
любым насилия;
- алгоритм проведения
- строить речевое высказывание в
- позитивная
восстановительной
устной форме;
моральная
медиации;
- учиться прогнозировать

самооценка;
- умение вести диалог
на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения и
принятия;
- потребность в
самовыражении и
самореализации,
социальном
признании.

Обучающийся
получит возможность
для формирования:
- умения
конструктивно
разрешать
конфликты.
- адекватной
позитивной
самооценки и Я концепции;
- эмпатии как
осознанного
понимания и
сопереживания
чувствам других,
выражающейся в
поступках,
направленных на
помощь и
обеспечение
благополучия.

- виды и специфику
конфликтов;
- способы эффективного
общения;
- основные понятия в
конфликтологии;
- способы
конструктивного
решения конфликтов;
- основные способы
психологического
взаимодействия между
людьми;
- приемы повышения
собственной самооценки;
- приемы активного
слушания.
К концу обучения курса
учащиеся получат
возможность уметь:
- работать в группе, в
коллективе.
- дифференцировать
случаи, подходящие для
медиации;
- анализировать
конфликтные ситуации;
- устанавливать стили
разрешения конфликтов;
- проводить программы
примирения;
- моделировать и
рефлексировать
собственную
деятельность в качестве
медиатора, опираясь на
соблюдение принципов и
стандартов
восстановительной

последствия своих поступков;
- осознавать свои телесные
ощущения, связанные с
напряжением и расслаблением;
- учиться делать осознанный
выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою долю
ответственности за всё, что с ним
происходит;
- реалистично строить свои
взаимоотношения друг с другом и
взрослыми;
-планировать цели и пути
самоизменения с помощью
взрослого;
- соотносить результат с целью и
оценивать его.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать
свои чувства и чувства других
людей с помощью педагога;
- учиться исследовать свои
качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить
логические умозаключения с
помощью педагога;
- учиться наблюдать,
моделировать ситуацию с
помощью педагога;
- делать выводы в результате
совместной работы в группе;
- моделировать различные
жизненные и учебные ситуации;
- усваивать разные способы
запоминания информации;
- планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей;
- учиться наблюдать и осознавать

медиации;
- оформлять документы
по состоявшему сеансу
медиации.

К концу обучения курса
учащиеся получат
возможность применять:
- полученные знания для
адекватного осознания
причин возникающих
проблем и путей их
решения;
- полученный опыт для
самореализации и
самовыражения в разных
видах деятельности;
- через игровые роли и
сказочные образы и
осознавать собственные
трудности, их причины и
находить пути их
преодоления.

происходящие в самом себе
изменения;
- оценивать правильность
выполнения действий и
корректировать при
необходимости;
- учиться моделировать новый
образ на основе личного
жизненного опыта;
- адекватно воспринимать оценку
педагога.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто
говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в
группе;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь других
ребят;
- осознавать особенности позиции
ученика и учиться вести себя в
соответствии с этой позицией.
- учиться позитивно, проявлять
себя в общении;
- учиться договариваться и
приходить к общему решению;
- учиться понимать эмоции и
поступки других людей;
- овладевать способами
конструктивного разрешения
конфликтов;
- ориентироваться на позицию
партнёра в общении и
взаимодействии;
- учиться контролировать свою
речь и поступки;
- учиться толерантному
отношению к другому мнению;
- учиться самостоятельно решать

проблемы в общении;
- осознавать необходимость
признания и уважения прав
других людей;
- формулировать своё собственное
мнение и позицию;
- учиться грамотно, задавать
вопросы и участвовать в диалоге.
4.Тематическое планирование
Занятия в рамках программы «Школа медиации-Договоримся» проходят 1 раз
в неделю по 3 часа.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и
ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и
бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного
слушания, формируют активную позитивную жизненную позицию,
отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и
принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у
участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить
свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и
скорректировать свое поведение.
Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями
подростков: разносторонними интересами, любознательностью,
увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в
школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое
отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения.

4.1 Сроки реализации программы
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 3 часа. Продолжительность
программы 34 недели –102 ч. Реализация Программы «Школа медиатора»
осуществляется в несколько этапов.
Первый этап - подготовительный:
- формирование списка школьных медиаторов;
- проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их
родителями.
Второй этап – организационно-практический:

- проведение занятий по формированию навыков коммуникативной
компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного
подхода в разрешении конфликтов;
- практическая отработка навыков медиатора и способов работы с
конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в
примирительных встречах.
Третий этап - аналитический:
- анализ и оценка реализации программы;
- сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами,
- анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами,
применяемых технологий и полученных результатов.
4.2. Форма и режим занятий
Для реализации программы «Медиатор в школе» при проведение занятий по
темам используются разнообразные методы, формы и приемы работы,
направленные на развитие у учащихся навыков посредничества в разрешении
разногласий между людьми, а также социальной мобильности, гибкости и
уверенности в себе:
Занятия содержат интерактивные методы:
- творческие задания;
- игровые элементы;
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала).
А также:
- ролевые игры;
- проектирование;
- психогимнастические упражнения;
- групповую дискуссию.
Информационно-практические методы:
 Уроки-лекции;
 Уроки-беседы;
 Дискуссии;
 Семинары-практикумы;
 Практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
 Обучение через опыт и сотрудничество;
 Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;
 Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
 Анализ статей научно-популярной литературы;
 Систематическое повторение ранее изученного материала;

Проверка и самопроверка знаний.
В процессе обучения используются различные дидактические материалы:
презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.
Принципы проведения занятий:
добровольность;
активность;
партнерское взаимодействие;
конфиденциальность.
Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, мини-лекции,
тренинговых упражнений, игр-активаторов:
1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками
медиации;
2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в
форме ролевых игр;
3 этап - игры для сплочения коллектива.
Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов
форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие
событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.


4.3. Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов по результатам программы внеурочной деятельности
«Школа медиатора-Договоримся» будет осуществляться в форме анализа
анкет и письменных работ участников (особенности личности, мотивационная
сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера).
4.4. Учебно-тематический план «Школа медиатора-Договоримся»
№

Название темы

Количество
часов

1
2

Вводное занятие. «Наши занятия: что и как?»
«Круг ценностей»

3
3

3

Что такое медиация?
Медиация конфликтов: как это делается?

3

4

Что такое эффективная коммуникация?

3

5

Как правильно слушать собеседника?

3

6

Что такое бесконфликтный стиль общения?
В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»?

3

7

Как организовать подготовительный этап медиации?

3

8

Как провести основной этап медиации?

3

9

Как закончить медиацию?

3

10
11

Возникли проблемы: что делать?
Каким должен быть «настоящий медиатор»?

3
3

12

Зачем люди становятся медиаторами?

3

13
14

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?
Чему мы научились?

3
3

15
16

Какие мы медиаторы? Самомедиация.
Понятие конфликта

3
3

17

Виды конфликта

3

18

Неуверенный – уверенный - самоуверенный

3

19

Лидер и его качества

3

20

Эффективное разрешение конфликта

3

21

Терпимость в общении

3

22

Я и другой (принятие своего мнения и мнения других)

3

23

Неведомые миры

3

24

Самопознание и саморазвитие

3

25

Суд присяжных

3

26

Две стороны человека

3

27

Кто виноват?

3

28

Разные, но равные

3

29

Компромисс

3

30

Пузовязельские переговоры

3

31

«Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс»

3

32

«Мы - команда службы примирения!»
«Позиция медиатора»
«Коммуникативные навыки медиатора»

3

Специальные навыки медиатора
Взгляд в будущее

3

33
34
Всего

3

102

5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы «Школа медиатора-Договоримся»
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического
анализа. М., 2001
2. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом
Московия, Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009
3. Библиотека общественного центра «Судебно-правовая реформа»
http://www.sprc.ru/library.html.
4. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная
работа. / под ред. Л.М. Карнозовой. – М., 2001.
5. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое
общение. М.: Просвещение, 2011
6. Живая Конвенция и школьные службы примирения.
Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л.
Хананашвили. – М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168
с.
7. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-наДону: Феникс, 2009
8. Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004.
9. Конвенция о правах
ребенка. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.sht
ml
10. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: практическое руководство
для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с
конфликтами и уголовно-наказуемыми деяниями с участием
несовершеннолетних. М.: Информационно-внедренческий центр
«Маркетинг», 2011.
11. Организация и проведение программ восстановительного правосудия. /
под ред. Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова. - М., 2006.
12. Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные
техники, которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
13. Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены
Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. М.: МОО
Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

14. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной
деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Издательский
центр «Академия», 2002
15. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2006
16. Хромова С.А. Игровые уроки общения.М.: ООО «ИД РИПОЛ классик»,
ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007
17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: практическое пособие. М., «Генезис», 20000. Т. 1
18. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».