Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Учимся работать с текстом_ 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Прй&з № 98а-О
«28»августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
А
___Сапегина Ю.В.
«28$>д^густа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Учимся работать с текстом»

г. Кировград
2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и
работы с текстом» для обучающихся 7 классов составлена на основе междисциплинарной
программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работа с
текстом»
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработке своего к ней отношения;
- применения в курсе интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссии, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Цель - формирование и развитие умений смыслового чтения.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, 35 учебных недель.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
«Основы смыслового чтения и работы с текстом»
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7 классов «Основы смыслового
чтения и работы с текстом» направлена на организацию внеурочной деятельности
обучающихся, связанной с пониманием текста как средства универсального общения,
подготовки школьников к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и
типов. Программа учитывает основные требования к чтению, включает различные по типу
и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы, идеи, составление плана,
сокращение текста, выделение примеров и доказательств, поиск аргументов для
доказательства своей точки зрения).
Обучающиеся класса испытывают затруднения при работе с информацией. В результате
усвоения данной программы они научатся сопоставлять соотносить, искать,
конкретизировать, прогнозировать, не умеют анализировать, составлять развёрнутый
ответ в виде текста, выделять и анализировать детали, решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Интерактивные подходы (упражнения, задания) соотносятся с изучаемыми учебными
дисциплинами.
В результате освоения программы по внеурочной деятельности общекультурной
направленности «Основы смыслового чтения и работы с текстом» обучающиеся будут
иметь возможность научиться:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному опснованию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление
по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
•писать сочинения, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках








Метапредметные результаты изучения содержания программы проявятся в:
умении понимать проблему, структурировать материал в том числе для последующего
написания сочинения, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текстаисточника;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
умении делить текст на смысловые части, составлять простой план;
сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных
признаков;
представлять материал в виде таблицы или схемы, примера, задачи.
Познавательные
Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над
текстом.
Выделяют причину и следствие.
Выделяют описание.
Выделяют тезис и аргументы
Критически оценивают текст, используя дополнительные знания; работают с идеями и
гипотезами.
Делают сравнения или устанавливают связи между текстом и внешними знаниями либо
объясняют особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях.
Регулятивные
Находят один или несколько отрывков информации.
Работают с противоречивой информацией
визуально изображают информацию, преобразовывают небольшие части информации в
график или таблицу.

Выделяют главное и второстепенное содержание в тексте.
Объясняют свои действия над текстом.
Коммуникативные
Отвечают на вопросы к тексту
Выявляют проблему (сюжет) текста
Высказывает свою точку зрения.
Приводят аргументы в защиту своей точки зрения
Устанавливают простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными
знаниями
Формы организации занятия
Фронтальная Групповая Индивидуальная
Учимся читать учебные тексты
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- находить в тексте требуемую информацию
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста Интерактивные подходы (упражнения, задания)
Развитие критического мышления через чтение и письмо. («Чтение про себя», «Чтение в
кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»).
-Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
Осваиваем виды чтения
Беглое, выборочное, чтение. Чтение по ролям. Трансформация текстов. Решение языковых
и творческих задач.
Комплексный анализ текста, обучение написанию сочинения
Определение темы, идеи, составление плана, вида творческой работы, применение
полученных знаний на практике, сокращение текста, выделение примеров и
доказательств, поиск аргументов для доказательства своей точки зрения.
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работы с
текстом»
Учимся читать учебные тексты (5 часов)
1. Язык и литература.
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Выделяют главную мысль текста. Описывают свое отношение к чтению книг.
Определяют ключевые предложения, главную мысль – доминанту текста.
Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана.
Формулируют кратко главные мысли.
Озаглавливают каждую часть.
2.Д.Н.Ушаков
Фронтальная
Групповая

Индивидуальная
Находят информацию в тексте, её интерпретируют, выделяют составные части текста.
Находят и объясняют главный смысл содержания текста.
3.Наречие.
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Составляют план текста.
Выделяют языковые средства: слова в переносном смысле, специальные термины,
выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения),
афоризмы. Находят и объясняют главный смысл лингвистического текста.
4.Правописание.
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над
текстом.
Находят и объясняют слова, выделенные курсивом.
5.Слитное и раздельное написание НЕ
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над
текстом.
Выделяют причину и следствие, тезис и аргументы
Составляют тексты.
Учимся читать и решать учебные тексты (4 часа)
6.Тестовые задания с выбором ответов
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Знакомство с понятием «тезис».
Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана.
Устно описывают последовательность своих действий при работе с текстом.
7.Тестовые задания с краткой записью ответа
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Поиск и работа с понятием «тезис».
Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана.
Озаглавливают текст. Определяют стиль речи. Выполняют лингвистические задания.
8.Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Поиск и работа с понятием «тезис».
Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Озаглавливают текст. Определяют стиль речи. Выполняют лингвистические задания.
9.Учимся мыслить критически.
Фронтальная

Групповая
Индивидуальная
Учатся критически мыслить и выполнять учебные задачи.
Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом
мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом. Озаглавливают текст.
Определяют стиль речи.
Выполняют лингвистические задания.
Учимся читать и понимать учебные тексты (6 часов)
10. «Солнце».
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Обоснование выделения главного предмета в тексте. Нахождение пропущенных слов в
тексте. Определять однокоренные слова. Применяют навыки работы с текстом.
Определяют стиль речи.
Выполняют лингвистические задания.
11.«Голубая стрекоза»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Главные идеи текста. Определение времени описания, исторической ситуации и иных
обстоятельств, изложенных в тексте.
Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом
мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом
12.«Друг»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана. Определяют
главный смысл текста по заголовку. Соотносят заголовок с текстом.
13.«Бежин луг»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Нахождение утверждений, которые не соответствуют содержанию текста. Определение
стиля и типа речи. Нахождение и формулирование главную мысль. Выделяют иерархию
мыслей.
14.«Игрушка»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Главные идеи текста. Определение цифрового порядка содержания текста.
Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом
мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом.
15.«Вертушинка»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная

Находят и формулируют главную мысль. Выделяют иерархию мыслей. Составляют
вопросы различного типа. Объясняют деление на абзацы.
Осваиваем виды чтения (6 часов)
16. «Без названия»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Объясняют деление на смысловые части и абзацы. Составляют простой и сложный планы.
Объясняют принципы построения плана.
17.«Фантастические миры»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Находят и формулируют главную мысль. Составляют простой и сложный планы.
Объясняют принципы построения плана.
18. «Тайны наречий»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Слушают собеседника, задают вопросы. Находят и формулируют главную мысль текста,
определяют стиль и тип речи. Составляют простой и сложный планы. Объясняют
принципы построения плана.
19. «Всякая всячина»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Применяют навыки работы с текстом. Определяют главный смысл текста по заголовку.
Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в
графическую.
20. «Тайны Гоголя»
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Отвечают на вопросы. Оценивают выступающих, оценивают свою деятельность.
Применяют навыки работы с текстом. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают
информацию из словесной в графическую.
21.Контрольная работа «Тайны грамматики»
Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и
логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую
позицию, учатся ее обосновывать.
Комплексный анализ текста, обучение написанию сочинения (4 часа)
22.Требования к умениям и навыкам при написании сочинений
Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и
логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую
позицию, учатся ее обосновывать.

23.Виды вступлений
Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и
логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую
позицию, учатся ее обосновывать. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают
информацию из словесной в графическую.
24.Размышляем над проблемами
Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и
логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую
позицию, учатся ее обосновывать.
Комплексный анализ текста (11 часов)
25.Размышляем над проблемами
Определяют творческую задачу. Находят признаки единого текста, определяют его тему,
выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с
переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения
текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее
обосновывать.
26.Сочинять – значит думать
Определяют творческую задачу. Находят признаки единого текста, определяют его тему,
выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с
переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения
текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее
обосновывать.
27.Пишем сочинение
Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль.
Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением.
Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план,
сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.
28.А зачем заглядывать в словари?
Изучают типы и виды словарей. Определяют причинно-следственные связи и логику
построения текста с учетом лексического значения новых слов, составляют план, сжатый
пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.
29.Вспомнить все (систематизация материалов для сочинения)
Систематизируют материалы для сочинения. Находят признаки единого текста,
определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста.
Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные
связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют
авторскую позицию, учатся ее обосновывать.
30.Работа над темой и текстом сочинения
Работают над темой и текстом сочинения. Находят признаки единого текста, определяют
его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте
слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику
построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию,
учатся ее обосновывать.
Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в
графическую.
31.Что важно не упускать из поля зрения при написании сочинения. Анализ
встречающихся ошибок.
Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль.
Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением.
Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план,
сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.

Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в
графическую.
32.Сочинения по литературе ХIХ века
Анализируют сочинения по литературе ХIХ века Находят признаки единого текста,
определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста.
Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные
связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют
авторскую позицию, учатся ее обосновывать.
Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в
графическую.
33.Сочинения по лирике русских поэтов ХIХ века
Анализируют сочинения по лирике русских поэтов ХIХ века. Находят признаки единого
текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста.
Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные
связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют
авторскую позицию, учатся ее обосновывать.
Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в
графическую.
34.Сочинения по литературе ХХ века.
Анализируют сочинения по литературе ХХ века Находят признаки единого текста,
определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста.
Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные
связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют
авторскую позицию, учатся ее обосновывать.
35.Итоги года. «Круглый стол»
Анализируют сочинения по литературе.
Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во
Вид и форма контроля
часов
Требования к уровню подготовки
Учимся читать учебные тексты (5 часов)

1. Язык и литература.

1

2

Д.Н.Ушаков

1

3

Наречие

1

4

Правописание.

1

5

Слитное и раздельное написание 1
НЕ
Учимся читать и решать учебные тексты (4 часа)

6.

Тестовые задания с выбором
ответов

1

1

Комплексное повторение, групповая
работа, самостоятельная работа с
дидактическим материалом
Делают композиционно-содержательный
анализ текста
Восстанавливают текст по ключевым
словам. Работа в парах, самостоятельное
проектирование аргументированного
текста
Моделируют текст. Обобщают
наблюдения и делают выводы
Творческая работа в группах.

Выполняют лингвистические задания.

7.

Тестовые задания с краткой
записью ответа

8

Тестовые задания с развернутым 1
ответом на вопрос

9

Учимся мыслить критически.

1

10

«Солнце».

1

Анализ текстов. Находят
изобразительно-выразительные средства
в тексте и определяют их роль.
Подбор рабочего материала. Делают
выбор языковых средств в соответствии
с темой и основной мыслью текста.
Работа с художественным текстом.

11.
12.
13.

«Голубая стрекоза»
«Друг»
«Бежин луг»

1
1
1

Определяют стиль речи.
Выделяют иерархию мыслей.
Определение стиля и типа речи.

14.

«Игрушка»

1

15.

16.

17.

18.
19.
20.
21.

1

Выполняют лингвистические задания.

Нахождение и формулирование главную
мысль.
«Вертушинка»
1
Составляют вопросы различного типа.
Объясняют деление на абзацы.
Осваиваем виды чтения (6 часов)
«Без названия»
1
Выразительное чтение текста. Работают
над основными
правилами выразительного чтения.
«Фантастические миры»
1
Отвечают на вопросы. Оценивают
выступающих, оценивают свою
деятельность. Применяют навыки
работы с текстом.
«Тайны наречий»
1
Соотносят заголовок с текстом.
«Всякая всячина»
1
Преобразовывают информацию из
словесной в графическую.
«Тайны Гоголя»
1
Определяют тему текста, цель его
создания.
Контрольная работа «Тайны
1
Определяют тему текста, цель его
грамматики»
создания. Определяют причинноследственные связи и логику построения
текста, составляют план, сжатый
пересказ, определяют авторскую
позицию, учатся ее обосновывать.

22.

Комплексный анализ текста, обучение написанию сочинения ( 4 часа)
Требования к умениям и
1
Конструирование словосочетаний и
навыкам при написании
предложений по схемам. Работают над
сочинений
синонимичной заменой словосочетаний

23.

Виды вступлений

1

24.

Размышляем над проблемами

1

25.

Текстовые иллюстрации
синтаксических и

1

Выполняют творческие задания в
группах
Разграничивают знаки препинания по их
функциям. Обобщают наблюдения и
делают выводы.
Работа с текстом. Выполняют анализ
предложений, синтаксический и

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.
34.

35.

пунктуационных норм
пунктуационный разбор предложений
Комплексный анализ текста (11 часов)
Размышляем над проблемами
1
Задание «Подбираем заголовок к
тексту». Анализируют текст со стороны
языковых средств связи. Выполняют
творческие задания в группах
Пишем сочинение
1
Самостоятельная работа Определяют
основную мысль в тексте, выражают
информацию текста в виде кратких
записей.
А зачем заглядывать в словари? 1
Работа с текстом. Учатся применять
языковые приёмы сжатия исходного
текста: исключение, упрощение,
обобщение.
Вспомнить все (систематизация 1
Задание «Учимся задавать вопросы к
материалов для сочинения)
тексту». Создают текст в соответствии с
заданной темой и функциональносмысловым типом речи
Работа над темой и текстом
1
Сжатое изложение. Работают с текстом,
сочинения
составляют план. Самостоятельно
работают над сжатым изложением
Что важно не упускать из поля
1
Пересказывают текст по ключевым
зрения при написании
словам, выделяя ключевые слова в
сочинения. Анализ
тексте, воспроизводить текст по
встречающихся ошибок.
ключевым словам.
Сочинения по литературе ХIХ
1
Работают по выделению микротем
в
века
тексте. Выделяют микротемы текста.
Сочинения по лирике русских
1
Работают по выделению абзацев в
поэтов ХIХ века
тексте
Сочинения по литературе ХХ
1
Редактируют тексты. Учатся находить и
века.
исправлять речевые ошибки в работах
разного вида.
Итоги года. «Круглый стол».
1
Анализируют сочинения по литературе

Литература для учителя
1. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий /
Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М:
КомКнига, 2006. — 144 с.
3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.
– М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования. – М., Просвещение, 2009. – 201 с.
Литература для родителей и учащихся
5. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе /
Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. URL:
www.school 2100.ru

6. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной
школе 5-6м классах (технология формирования типа правильной читательской
деятельности)
/
Электронный
ресурс.
URL: https://docs.google.com/document/d/1jiQ9gYsdh4GDlue00WofIcapJaiTzhigA-GIDgJrx8/edit
7. Козленко Л.Н. Современный подход к формированию навыка смыслового
чтения [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/632538/
8. Смысловое чтение // Тольяттинский вики-портал. Электронный ресурс.
URL: http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%
BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего
образования
[Электронный
ресурс].
URL: http://standart
edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».