Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ Сапегина Ю.В. «28уавп/ста 2023 г. «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 3 Букреев Е.М. Приказ № 98а-О «28»августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тропинка к своему я» для учащихся 8 класса г. Кировград 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по психологии для 7 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе - М.: Генезис, 2006. Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной программой по психологии. Программа предполагает работу с учащимися ОВЗ. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой. Урок психологии «Тропинка к своему Я» преподается за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Воспитательный потенциал курса реализуется через - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - применения интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы. УМК программы: Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе - М.: Генезис, 2006 Обоснование. Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я». В результате изучения данного курса у учащихся 5-8 классов будут сформированы личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения; формирование ценности здорового образа жизни; формирована внутренняя позиция учащегося; формирование мотивации к обучению и познанию; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, отзывчивости и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные УУД: осознавать свои личные качества, способности и возможности; осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции; овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями; научиться контролировать собственное поведение; осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки; учиться прогнозировать последствия собственных поступков. Познавательные УУД: учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе; планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности; адекватно воспринимать оценки учителей; уметь распознавать чувства других людей; обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни; уметь формулировать собственные проблемы. учиться исследовать свои качества и свои особенности. Коммуникативные УУД: учиться строить взаимоотношения с окружающими; учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации; учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других; учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями; формулировать свое собственное мнение и позицию; учиться толерантному отношению к другому человеку. учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах. Формы организации: тренинги; дискуссии; игры; круглые столы. Виды деятельности: познавательные беседы; деловые игры; проблемно-ценностное общение; арт-терапия; практикумы; творческие задания; тестирование. Содержание курса № Тема Программное содержание Раздел . 1 Что есть человек (7 ч.) 1. Что есть человек?» Работа в круге 2. «Твоя семья» Показ видео ролика. Групповая дискуссия. «Уверенность в себе» Тренинг на сближение «Жизнь дана для добрых дел» Творческое задание «Посильный труд – достоин Круглый стол уважения» 6. Правонарушение, проступок, Познавательная беседа преступление» 7. «Как не стать жертвой Ситуативный практикум преступления» Раздел 2 Факторы, влияющие на здоровье. Основы здорового образа жизни (10 ч.) 8. «Причины моего не здоровья» Робота в круге. Опрос в форме анкетирования 9. «Как справиться со стрессами» Тренинг по снятию напряжения. 10. «Безопасный интернет». Групповая дискуссия 11. «Планирование семьи и Показ видео ролика. Обсуждение. репродуктивное здоровье» 12. « Береги время!» Беседа-рассуждения 13. «Правильное питание» Круглый стол 3. 4. 5. 14. 15. «Спорт в нашей жизни» «Я выбираю здоровье. Я принимаю решение» Показ видео ролика. Обсуждение. Сочинение-рассуждение о важности принятия решения. 26. Раздел 3. Основы этикета. Я и мой выбор. (13 ч.) «Поговорим о воспитанности» Круглы стол «С чего начинается этикет» Познавательная беседа «Речевой этикет» Познакомить с видами и формами общения. «Устав школы, правила поведения Познавательная беседа учащегося» «Вербальные и невербальные формы Обучение навыкам конструктивного поведения» общения. «Правила поведения пассажира в Выработка навыков поведения пассажира в общественном транспорте» общественных местах «Формула выбора профессии» Тест на профессиональное самоопределение «Самоконтроль и требовательность Тренинг к себе» «Чувство собственного Ситуативный практикум достоинства» «В человеке все должно быть Творческое задание прекрасно» «Мир моих увлечений» Сочинение рассуждения 27. «Я познаю и совершенствую себя» 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Создание ситуаций успешности 28. 29. 30. Раздел 4 Теория общения (4ч.) «Правила поведение в школе» Круглый стол «Отношения с одноклассниками» Обучение навыкам конструктивного общения. «Правила поведения на улице» Показ видео ролика. Обсуждение. Тематическое планирование № раздела Раздел . 1 Что есть человек (7 ч.) Направления Тема работы «Конвенция о правах Цель: Формирование ребенка» законопослушно «Права детей» го поведения «Подросток и Закон» «Подросток и преступление» «Человек – творец своей судьбы» «Уверенность в себе» «Жизнь – главная ценность человека» «Мои ценности» Раздел 2 Цель: Пропаганда Факторы, «Красота и здоровья» здорового образа «Возраст, доверие и влияющие на жизни здоровье. независимость» Основы «Мое настроение и общение здорового образа с людьми» жизни (9 ч.) «Тренинг невербального общения» «Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения» «Развлечения в компании» «Я и моя уличная компания» «Самоконтроль и Раздел 3. Цель: требовательность к себе» Основы этикета. Пропаганда здорового образа Правила поведения в Я и мой выбор. жизни (13 ч.) общественных местах» «Вредные привычки» «Сила воли и характер» «Компьютер-друг или враг» «Алкоголь и алкогольная зависимость» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 4 Теория общения (4ч.) Цель: Развитие коммуникативн ых навыков «Урок – викторина против табака» «Наркотики и закон» «Профилактика инфекционных заболеваний» «Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой» «Причины возникновения болезней» «Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления» 2 «Правила поведение в школе» «Отношения с одноклассниками» «Правила поведения на улице» 2 1 1 1 1 1 1 1 Итог: 34ч. Список литературы Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г Электронный ресурс Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/ Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/