Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Тропинка к своему Я_ 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______ Сапегина Ю.В.
«28уавп/ста 2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Приказ № 98а-О
«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тропинка к своему я»
для учащихся 8 класса

г. Кировград
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 7 класса разработана на основе программы
формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к
своему Я: Уроки психологии в средней школе - М.: Генезис, 2006.
Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы
основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего
образования, примерной программой по психологии.
Программа предполагает работу с учащимися ОВЗ.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии,
созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Урок психологии «Тропинка к своему Я» преподается за счёт часов внеурочной
деятельности учебного плана.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет
наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,
методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения
результата, соответствующего требованиям стандарта.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- применения интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
УМК программы: Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в
средней школе - М.: Генезис, 2006
Обоснование.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной
школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья

подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных
возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует
коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит
умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в
комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам
реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой
которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического
равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования
психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях
представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный
заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом
государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план
в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное
самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и
самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей
окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права,
и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым
компонентам личности гражданина демократического общества.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я».
В результате изучения данного курса у учащихся 5-8 классов будут сформированы
личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные
действия.
Личностные УУД:
 формирование ответственного отношения к учению;
 формирование целостного мировоззрения;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку;
 освоение социальных норм, правил поведения;
 формирование ценности здорового образа жизни;
 формирована внутренняя позиция учащегося;
 формирование мотивации к обучению и познанию;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие
эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, отзывчивости и
сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
 осознавать свои личные качества, способности и возможности;
 осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
 научиться контролировать собственное поведение;
 осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
 учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
 учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
 планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной
деятельности;
 адекватно воспринимать оценки учителей;
 уметь распознавать чувства других людей;
 обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
 уметь формулировать собственные проблемы.
 учиться исследовать свои качества и свои особенности.
Коммуникативные УУД:
 учиться строить взаимоотношения с окружающими;
 учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
 учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
 учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
 формулировать свое собственное мнение и позицию;
 учиться толерантному отношению к другому человеку.
 учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
Формы организации:
 тренинги;
 дискуссии;
 игры;
 круглые столы.
Виды деятельности:
 познавательные беседы;
 деловые игры;
 проблемно-ценностное общение;
 арт-терапия;
 практикумы;
 творческие задания;
 тестирование.
Содержание курса


№

Тема

Программное содержание

Раздел . 1 Что есть человек (7 ч.)
1.

Что есть человек?»

Работа в круге

2.

«Твоя семья»

Показ видео ролика. Групповая дискуссия.

«Уверенность в себе»
Тренинг на сближение
«Жизнь дана для добрых дел»
Творческое задание
«Посильный труд – достоин
Круглый стол
уважения»
6.
Правонарушение, проступок,
Познавательная беседа
преступление»
7.
«Как не стать жертвой
Ситуативный практикум
преступления»
Раздел 2 Факторы, влияющие на здоровье. Основы здорового образа жизни (10 ч.)
8.
«Причины моего не здоровья»
Робота в круге. Опрос в форме
анкетирования
9.
«Как справиться со стрессами»
Тренинг по снятию напряжения.
10. «Безопасный интернет».
Групповая дискуссия
11. «Планирование семьи и
Показ видео ролика. Обсуждение.
репродуктивное здоровье»
12. « Береги время!»
Беседа-рассуждения
13. «Правильное питание»
Круглый стол
3.
4.
5.

14.
15.

«Спорт в нашей жизни»
«Я выбираю здоровье. Я принимаю
решение»

Показ видео ролика. Обсуждение.
Сочинение-рассуждение о важности
принятия решения.

26.

Раздел 3. Основы этикета. Я и мой выбор. (13 ч.)
«Поговорим о воспитанности»
Круглы стол
«С чего начинается этикет»
Познавательная беседа
«Речевой этикет»
Познакомить с видами и формами общения.
«Устав школы, правила поведения
Познавательная беседа
учащегося»
«Вербальные и невербальные формы Обучение навыкам конструктивного
поведения»
общения.
«Правила поведения пассажира в
Выработка навыков поведения пассажира в
общественном транспорте»
общественных местах
«Формула выбора профессии»
Тест на профессиональное
самоопределение
«Самоконтроль и требовательность
Тренинг
к себе»
«Чувство собственного
Ситуативный практикум
достоинства»
«В человеке все должно быть
Творческое задание
прекрасно»
«Мир моих увлечений»
Сочинение рассуждения

27.

«Я познаю и совершенствую себя»

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Создание ситуаций успешности

28.
29.
30.

Раздел 4 Теория общения (4ч.)
«Правила поведение в школе»
Круглый стол
«Отношения с одноклассниками»
Обучение навыкам конструктивного
общения.
«Правила поведения на улице»
Показ видео ролика. Обсуждение.
Тематическое планирование

№ раздела
Раздел . 1 Что
есть человек (7
ч.)

Направления
Тема
работы
«Конвенция о правах
Цель:
Формирование
ребенка»
законопослушно «Права детей»
го поведения
«Подросток и Закон»

«Подросток и
преступление»
«Человек – творец своей
судьбы»
«Уверенность в себе»
«Жизнь – главная ценность
человека»
«Мои ценности»
Раздел 2
Цель:
Пропаганда
Факторы,
«Красота и здоровья»
здорового образа «Возраст, доверие и
влияющие на
жизни
здоровье.
независимость»
Основы
«Мое настроение и общение
здорового образа
с людьми»
жизни (9 ч.)
«Тренинг невербального
общения»
«Тренинг неагрессивного
отстаивания своего мнения»
«Развлечения в компании»
«Я и моя уличная
компания»
«Самоконтроль и
Раздел 3.
Цель:
требовательность к себе»
Основы этикета. Пропаганда
здорового образа Правила поведения в
Я и мой выбор.
жизни
(13 ч.)
общественных местах»
«Вредные привычки»
«Сила воли и характер»
«Компьютер-друг или враг»
«Алкоголь и алкогольная
зависимость»

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 4 Теория
общения (4ч.)

Цель: Развитие
коммуникативн
ых навыков

«Урок – викторина против
табака»
«Наркотики и закон»
«Профилактика
инфекционных
заболеваний»
«Как справиться с плохим
настроением, раздражением,
обидой»
«Причины возникновения
болезней»
«Конфликты в нашей жизни
и способы их преодоления»

2

«Правила поведение в
школе»
«Отношения с
одноклассниками»
«Правила поведения на
улице»

2

1
1

1

1
1

1
1
Итог: 34ч.

Список литературы
Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г
Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб.,
2009г
Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г
«Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г
Электронный ресурс
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа:
http://elibrary.rsl.ru/
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет –
университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
Виртуальная
библиотека
по
психологии,
режим
доступа:
http://
scitylibrary.h11.ru/Library.htm
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru

«Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».