Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Тропинка к своему Я_ 7класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Согласовано»
Замесд^тедащиректора по УВР
\///_ Сапегина Ю.В.
«28»<шЗт4ста 2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
П^Гик/з № 98а-О
«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Тропинка к своему Я»
для учащихся 7 класса

г. Кировград
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 7 класса разработана на основе программы
формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к
своему Я: Уроки психологии в средней школе - М.: Генезис, 2006.
Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы
основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего
образования, примерной программой по психологии.
Программа предполагает работу с учащимися ОВЗ.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии,
созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Урок психологии «Тропинка к своему Я» преподается за счёт часов внеурочной
деятельности учебного плана .
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет
наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,
методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения
результата, соответствующего требованиям стандарта.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- применения интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
УМК программы: Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в
средней школе - М.: Генезис, 2006

Обоснование.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной
школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья
подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных
возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует
коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит
умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в
комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам
реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой
которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического
равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования
психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях
представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный
заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом
государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план
в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное
самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и
самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей
окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права,
и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым
компонентам личности гражданина демократического общества.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».
В результате изучения данного курса у учащихся 5-8 классов будут сформированы
личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные
действия.
Личностные УУД:
 формирование ответственного отношения к учению;
 формирование целостного мировоззрения;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку;
 освоение социальных норм, правил поведения;
 формирование ценности здорового образа жизни;
 формирована внутренняя позиция учащегося;
 формирование мотивации к обучению и познанию;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие
эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, отзывчивости и
сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
 осознавать свои личные качества, способности и возможности;
 осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
 овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

научиться контролировать собственное поведение;
 осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
 учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
 учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
 планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной
деятельности;
 адекватно воспринимать оценки учителей;
 уметь распознавать чувства других людей;
 обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
 уметь формулировать собственные проблемы.
 учиться исследовать свои качества и свои особенности.
Коммуникативные УУД:
 учиться строить взаимоотношения с окружающими;
 учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
 учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
 учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
 формулировать свое собственное мнение и позицию;
 учиться толерантному отношению к другому человеку.
 учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
Формы организации:
 тренинги;
 дискуссии;
 игры;
 круглые столы.
Виды деятельности:
 познавательные беседы;
 деловые игры;
 проблемно-ценностное общение;
 арт-терапия;
 практикумы;
 творческие задания;
 тестирование.


№

Содержание курса внеурочной деятельности: «Тропинка к своему Я»
для 7-х классов
Тема
Программное содержание

1.

Раздел 1 Я и общество (7 ч.)
«Конвенция о правах ребенка»
Групповая беседа

2.

«Права детей»

Групповая беседа

3.

«Подросток и Закон»

Показ видео ролика. Групповая дискуссия.

4.
5.

«Подросток и преступление»
«Человек – творец своей судьбы»

6.
7.

«Уверенность в себе»
«Жизнь – главная ценность
человека»
Раздел 2. Теория общения (10 ч.)
«Мои ценности»
Показ видео ролика. Групповая дискуссия.
«Красота и здоровья»
Сочинение-рассуждение
«Возраст, доверие и независимость» Тренинг
«Мое настроение и общение с
Сочинение-рассуждение о важности
людьми»
межличностного общения
«Тренинг невербального общения»
Групповая игра
«Тренинг неагрессивного
Воспитывать доброжелательное отношение
отстаивания своего мнения»
друг к другу, развивать умение вести себя в
соответствии с правилами этикета.
«Развлечения в компании»
Показ видео ролика. Групповая дискуссия.
«Я и моя уличная компания»
Ситуативный практикум
Раздел 3. Факторы, влияющие на здоровье (13 ч.)
«Самоконтроль и требовательность Тренинг
к себе»
Правила поведения в общественных Групповая дискуссия
местах»
«Вредные привычки»
Видео ролик. Групповая дискуссия
«Сила воли и характер»
Ситуативный практикум
«Компьютер-друг или враг»
Творческое задание
«Алкоголь
и
алкогольная Познавательная беседа
зависимость»
«Урок – викторина против табака»
Урок-викторина
«Наркотики и закон»
Познавательная беседа

8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.

28.
29.

«Профилактика
инфекционных
заболеваний»
«Как
справиться
с
плохим
настроением,
раздражением,
обидой»
«Причины
возникновения
болезней»
«Конфликты в нашей жизни и
способы их преодоления»

Показ видео ролика. Групповая дискуссия.
Робота в круге. Опрос в форме
анкетирования
Тренинг
Работа в круге

Круглый стол
Ситуативный практикум
Групповая дискуссия

Познакомить учащихся с видами
конфликтов. Научить конструктивным
способам разрешения конфликтов.
Раздел 4.Основы семейной жизни (4ч.)
«Семья-это»
Познавательная беседа
«Роль отца и матери»
Ситуативный практикум

30.

«Моя семья»

Творческое задание

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности:
«Тропинка к своему Я» 7-х классов
№ раздела
Направления
Тема
Количество часов
работы
«Конвенция о правах
1
Раздел 1 Я и
Цель:
Формирование
ребенка»
общество (7 ч.)
законопослушно «Права детей»
1
го поведения
«Подросток и Закон»
1

Раздел 2. Теория
общения (9ч.)

Раздел 3.
Факторы,
влияющие на
здоровье (13 ч.)

«Подросток и
преступление»
«Человек – творец
своей судьбы»
«Уверенность в себе»
«Жизнь – главная
ценность человека»
Цель: Развитие
«Мои ценности»
коммуникативн «Красота и здоровья»
ых навыков.
«Возраст, доверие и
независимость»
«Мое настроение и
общение с людьми»
«Тренинг
невербального
общения»
«Тренинг
неагрессивного
отстаивания своего
мнения»
«Развлечения в
компании»
«Я и моя уличная
компания»
Цель:
«Самоконтроль и
Пропаганда
требовательность к
здорового образа себе»
жизни
Правила поведения в
общественных
местах»
«Вредные привычки»
«Сила воли и
характер»
«Компьютер-друг

1
1
1
1
1
1
1
2
1

1

2
1
1

1

1
1
1

или враг»
«Алкоголь
и
алкогольная
зависимость»
«Урок – викторина
против табака»
«Наркотики и закон»
«Профилактика
инфекционных
заболеваний»
«Как справиться с
плохим настроением,
раздражением,
обидой»
«Причины
возникновения
болезней»
«Конфликты в нашей
жизни и способы их
преодоления»
Раздел 4.Основы Цель: Привитие
семейной жизни семейных
ценностей
(4ч.)

1

2
1
1

1

1

1

«Семья-это»
2
«Роль отца и матери»
1
«Моя семья»
1
Список литературы
Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г
Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб.,
2009г
Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г
«Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г
Электронный ресурс
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа:
http://elibrary.rsl.ru/
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет –
университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
Виртуальная
библиотека
по
психологии,
режим
доступа:
http://
scitylibrary.h11.ru/Library.htm
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
«Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».