Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Утверждаю» Дивектор МАОУ СОШ № 3 Букреев Е.М. Прйка^ № 98а-О «28»августа 2023 г. «Согласовано» Заместительщиректора по УВР _____ Сапегина Ю.В. «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная мастерская» г. Кировград 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена для обучения учащихся 9 классов основам исследовательской и проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности. Актуальность программы обусловлена введением в федеральные государственные стандарты общего образования понятия «исследовательская и проектная деятельность». Так, во ФГОС для основной школы сказано, что «Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности». Это ставит перед учителем задачу обучения учащихся специфике этих видов деятельности, овладения ими навыками реализации исследовательских и проектных задач, освоения главных структурных элементов исследовательской и проектной деятельности, способности переносить их с одного предметного материала на другой. Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Воспитательный потенциал курса реализуется через - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработке своего к ней отношения; - применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Цель программы: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта. Задачи программы: Программа направлена на решение как специальных предметных, так и общих развивающих, воспитательных и метапредметных задач. Обучающие: знакомство с современными проблемами избранного актуального направления науки, основными перспективами его развития; освоение основных положений методологии исследовательской и проектной деятельности и их практического применения; развитие представлений о сборе и первичной обработке материалов при естественно-научных исследованиях; закрепление и расширение учебного материала познания в области физики. Развивающие: развить познавательный интерес к объектам и процессам окружающего мира; способствовать развитию когнитивных способностей, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию экологического мышления; способствовать развитию творческих способностей; способствовать получению и закреплению общетрудовых, специальных и профессиональных умений и навыков; развить у подростков умение работать с программным обеспечением, специальными приборами. Воспитательные: способствовать появлению у подростков интереса к научному исследованию; воспитывать самостоятельность, ответственность, умение адекватно оценить свою работу и работу сверстников, работать в команде; развивать навык групповой работы с получением совместного результата; формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. В каждую тему включено теоретическое занятие, раскрывающее основные методологические положения исследовательской и проектной деятельности. Каждое занятие посвящено определённому этапу реализации исследовательской и проектной деятельности, снабжено примерами из истории науки и техники, образными высказываниями известных учёных, комментариями к понятиям и определениям, а также иллюстрациями. Важное значение уделяется расширению культурного кругозора учащихся при включении межпредметного материала, их знакомству с жизнью и деятельность известных ученых и пропедевтике понятий учебных предметов, преподаваемых в более старших классах. Во вторую часть каждой темы включено практическое занятие по выполнению командной проектной работы в лаборатории физики. Выполнение проекта проходит в командах при делении учебной группы на части в соответствии с интересами учащихся. Общей объединяющей темой для всех проектных работ является тема воды. Педагогическая целесообразность заключается в том, что, принимая участие в программе, обучающийся получает мотивацию к реализации самостоятельных проектов и исследований, к целенаправленной познавательной деятельности, развитию значимых социальных и межличностных отношений, основанных на ценностях научной деятельности; ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции по отношению к своей будущей профессиональной деятельности в сфере науки и техники, её вклада в возможное экономическое развитие страны; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Результаты освоения курса Личностные: - сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной успешности каждого обучающегося; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные: представляют собой совокупность основных умений и навыков в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта. В результате освоения учебного материла учащиеся получат знания: о понятийном аппарате проектной и исследовательской деятельности; о методологии научного исследования и о содержании исследования и проектирования; о закономерностях проектной и исследовательской деятельности и о содержании её основных этапов; по основным методам научного исследования. На уровне становления исследовательских способностей и навыков обучающихся результат определяется следующими навыками и умениями: определять цель и тематику работы; выделять основные задачи по реализации поставленной цели в исследовательской работе; определять допустимые сроки выполнения проекта или работы; подбирать методы и способы решения поставленных задач; владеть методикой сбора материала, его обработки и анализа; работать с литературой, выделять главное; грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов; владеть правилами оформления исследовательской работы и отчёта о её выполнении; уметь подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе для выступлений на научно-практической конференции; грамотно, кратко и чётко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы; подготавливать тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации. В итоге освоения программы внеурочной деятельности обучающиеся представляют результаты командного проекта, в котором каждый из них выделяет свою индивидуальную часть. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Каждая тема состоит из теоретического материала, примеров, иллюстрирующих теоретический материал (на основе двух-трёх текстов или визуальных фрагментов, подобранных из первоисточников), задания для обсуждения текстов и практической части. Теоретическое занятие проходит в классе с использованием дополнительного материала. Вначале учитель поясняет цель занятия и его основное содержание. Для групповой работы в классе по теме занятия рекомендуется подготовить (или определить во время занятия) актуальный кейс или тему, которую следует обсудить в режиме групповой работы и зафиксировать вывод. Практическое занятие посвящено практической отработке в лаборатории материала и понятий, определённых в теоретическом занятии. Тематический состав занятий: Тема 1. Исследование и проектирование. Сходства и различия. 2 часа Исследование и проектирование как основные методы познания и деятельности. Цели исследования и проектирования и их различия. Примеры проектов и исследований Тема 2. Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу сказать в выбранной области? 2 часа Проблемный вопрос и его отличие от учебной задачи. Источники появления проблемного вопроса. Методы формирования проблемного вопроса в работе. Тема 3. Актуальность в моей работе. Как говорить от моего собственного лица? 2 часа Что такое актуальность и для кого поставленная проблема актуальна (для страны, для сообщества, для учащегося). Правильная формулировка актуальности работы Тема 4. Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и правила цитирования. 2 часа Литературный обзор и его особенности. Специфика разных источников информации. Правила цитирования Тема 5. Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное направление? 2 часа Формулирование темы исследовательской или проектной работы. Основные требования и их отличия от требования к работам других жанров Тема 6. Объект и предмет работы. 2 часа Необходимость выбора объекта и предмета, их отличия. Примеры объектов и предметов в исследовательских и проектных работах учащихся Тема 7. Что такое цель и как ее поставить? 2 часа Цели в исследовательских проектных работах, их отличия. Цель и тема. Как правильно поставить цель? Тема 8. Откуда берутся задачи? 2 часа Задачи как этапы движения к цели. Главные и вспомогательные задачи. Отличие задач от методов. Тема 9. Гипотеза и зачем она нужна. 2 часа Гипотеза в исследованиях, и почему она не нужна в проектах. Отличие гипотез от утверждения. В каком случае необходима формулировка гипотезы? Тема 10. Что такое методы и методики. Как подобрать метод под мою цель? 2 часа Как подобрать метод выполнения работы? Эффективность метода. Чувствительность метода. Тема 11. Планирование работы. Ресурсная база и как её просчитать. 2 часа Этапы планирования хода исследовательской и проектной работы. Особенности их планирования. Ресурсная база и как её определяют. Тема 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно его корректировать. 2 часа Что такое контроль и для чего он предназначен. Необходимость корректировки. Исторические примеры. Тема 13. Что такое собственные результаты и как их обрабатывать. Статистическая обработка данных. 2 часа Что является результатом исследовательской и проектной работы. Первичные и вторичные результаты. Достоверность результатов. Статистическая обработка. Тема 14. Анализ результатов и их обсуждение. 2 часа Способы интерпретации результатов. Факторы, влияющие на результат, и их анализ. Тема 15. Подготовка отчёта о работе. Жанры представления результатов (тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др). 2 часа Как подготовить отчёт о работе? Жанры представления результатов (тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др.). Тема 16. Инфографика и как её делают. 2 часа Подготовка материалов работы к презентации. Графическое изображение результатов. Тема 17. Подготовка выступления о работе. Публичная презентация результатов работы. Как я могу понравиться экспертам? 2 часа Публичная презентация результатов работы. Тематическое планирование № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9 - 10 11 - 12 Тема Исследование и проектирование Проблемный вопрос Актуальность Источники информации Тема работы Объект и предмет Количество часов Теор. Практ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 - 14 15 - 16 17 - 18 19 - 20 21 - 22 23 - 24 25 - 26 27 - 28 29 - 30 31 - 32 33 - 34 Цель работы Задачи работы Гипотеза работы Методы исследования и проектирования Планирование Корректировка плана Результаты и их обработка Анализ результатов Подготовка отчёта Инфографика Выступление 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Литература 1. А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Савичев. Проектная мастерская, М.: «Просвещение», 2020. 2. А.А. Марко, И.А. Смирнов. Исследовательские и проектные работы по физике, М.: «Просвещение», 2019.