Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Проектная мастерская_9класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»
Дивектор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Прйка^ № 98а-О
«28»августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместительщиректора по УВР
_____ Сапегина Ю.В.
«28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Проектная мастерская»

г. Кировград
2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для обучения учащихся 9 классов основам
исследовательской и проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена введением в федеральные государственные
стандарты общего образования понятия «исследовательская и проектная деятельность».
Так, во ФГОС для основной школы сказано, что «Основная образовательная программа
основного общего образования должна содержать программу развития универсальных
учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на
ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций
обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий,
учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Это ставит перед учителем задачу обучения учащихся специфике этих видов
деятельности, овладения ими навыками реализации исследовательских и проектных задач,
освоения главных структурных элементов исследовательской и проектной деятельности,
способности переносить их с одного предметного материала на другой.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработке своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Цель программы: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской
и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной
презентации
обучающимися
результатов
исследования,
предметного
или
межпредметного учебного проекта.
Задачи программы:
Программа направлена на решение как специальных предметных, так и общих
развивающих, воспитательных и метапредметных задач.
Обучающие:

 знакомство с современными проблемами избранного актуального
направления науки, основными перспективами его развития;
 освоение основных положений методологии исследовательской и проектной
деятельности и их практического применения;
 развитие представлений о сборе и первичной обработке материалов при
естественно-научных исследованиях;
 закрепление и расширение учебного материала познания в области физики.
Развивающие:
 развить познавательный интерес к объектам и процессам окружающего
мира;
 способствовать развитию когнитивных способностей, умения вести
дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
 способствовать развитию экологического мышления;
 способствовать развитию творческих способностей;
 способствовать получению и закреплению общетрудовых, специальных и
профессиональных умений и навыков;
 развить у подростков умение работать с программным обеспечением,
специальными приборами.
Воспитательные:
 способствовать появлению у подростков интереса к научному
исследованию;
 воспитывать самостоятельность, ответственность, умение адекватно оценить
свою работу и работу сверстников, работать в команде;
 развивать навык групповой работы с получением совместного результата;
 формировать сознательное и ответственное отношение к личной
безопасности и безопасности окружающих.
В каждую тему включено теоретическое занятие, раскрывающее основные
методологические положения исследовательской и проектной деятельности.
Каждое занятие посвящено определённому этапу реализации исследовательской и
проектной деятельности, снабжено примерами из истории науки и техники,
образными высказываниями известных учёных, комментариями к понятиям и
определениям, а также иллюстрациями. Важное значение уделяется расширению
культурного кругозора учащихся при включении межпредметного материала, их
знакомству с жизнью и деятельность известных ученых и пропедевтике понятий
учебных предметов, преподаваемых в более старших классах.
Во вторую часть каждой темы включено практическое занятие по выполнению
командной проектной работы в лаборатории физики. Выполнение проекта проходит в
командах при делении учебной группы на части в соответствии с интересами учащихся.
Общей объединяющей темой для всех проектных работ является тема воды.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что, принимая участие в
программе, обучающийся получает мотивацию к реализации самостоятельных проектов и
исследований, к целенаправленной познавательной деятельности, развитию значимых
социальных и межличностных отношений, основанных на ценностях научной
деятельности; ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции по отношению к своей будущей профессиональной деятельности в сфере науки и
техники, её вклада в возможное экономическое развитие страны; социальные
компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Результаты освоения курса
Личностные:
- сформированность
позитивной
самооценки,
самоуважения,
развитие
образовательной успешности каждого обучающегося;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные: представляют собой совокупность основных умений и навыков в проектной
деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
В результате освоения учебного материла учащиеся получат знания:
о понятийном аппарате проектной и исследовательской деятельности;
 о методологии научного исследования и о содержании исследования и
проектирования;
 о закономерностях проектной и исследовательской деятельности и о содержании её
основных этапов;
 по основным методам научного исследования.
На уровне становления исследовательских способностей и навыков обучающихся
результат определяется следующими навыками и умениями:




определять цель и тематику работы;
выделять основные задачи по реализации поставленной цели в исследовательской
работе;
 определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
 подбирать методы и способы решения поставленных задач;
 владеть методикой сбора материала, его обработки и анализа;
 работать с литературой, выделять главное;
 грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов;
 владеть правилами оформления исследовательской работы и отчёта о её
выполнении;
 уметь подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе
для выступлений на научно-практической конференции;
 грамотно, кратко и чётко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и
аргументировать ответы;
 подготавливать тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для
публикации.
В итоге освоения программы внеурочной деятельности обучающиеся представляют
результаты командного проекта, в котором каждый из них выделяет свою
индивидуальную часть.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Каждая тема состоит из теоретического материала, примеров, иллюстрирующих
теоретический материал (на основе двух-трёх текстов или визуальных фрагментов,
подобранных из первоисточников), задания для обсуждения текстов и практической
части.
Теоретическое занятие проходит в классе с использованием дополнительного
материала. Вначале учитель поясняет цель занятия и его основное содержание. Для
групповой работы в классе по теме занятия рекомендуется подготовить (или определить
во время занятия) актуальный кейс или тему, которую следует обсудить в режиме
групповой работы и зафиксировать вывод.
Практическое занятие посвящено практической отработке в лаборатории материала и
понятий, определённых в теоретическом занятии.
Тематический состав занятий:
Тема 1. Исследование и проектирование. Сходства и различия. 2 часа
Исследование и проектирование как основные методы познания и деятельности. Цели
исследования и проектирования и их различия. Примеры проектов и исследований
Тема 2. Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу сказать в
выбранной области? 2 часа
Проблемный вопрос и его отличие от учебной задачи. Источники появления проблемного
вопроса. Методы формирования проблемного вопроса в работе.
Тема 3. Актуальность в моей работе. Как говорить от моего собственного лица? 2
часа
Что такое актуальность и для кого поставленная проблема актуальна (для страны, для
сообщества, для учащегося). Правильная формулировка актуальности работы
Тема 4. Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и правила
цитирования. 2 часа
Литературный обзор и его особенности. Специфика разных источников информации.
Правила цитирования

Тема 5. Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное направление? 2
часа
Формулирование темы исследовательской или проектной работы. Основные требования и
их отличия от требования к работам других жанров
Тема 6. Объект и предмет работы. 2 часа
Необходимость выбора объекта и предмета, их отличия. Примеры объектов и предметов в
исследовательских и проектных работах учащихся
Тема 7. Что такое цель и как ее поставить? 2 часа
Цели в исследовательских проектных работах, их отличия. Цель и тема. Как правильно
поставить цель?
Тема 8. Откуда берутся задачи? 2 часа
Задачи как этапы движения к цели. Главные и вспомогательные задачи. Отличие задач от
методов.
Тема 9. Гипотеза и зачем она нужна. 2 часа
Гипотеза в исследованиях, и почему она не нужна в проектах. Отличие гипотез от
утверждения. В каком случае необходима формулировка гипотезы?
Тема 10. Что такое методы и методики. Как подобрать метод под мою цель? 2 часа
Как подобрать метод выполнения работы? Эффективность метода. Чувствительность
метода.
Тема 11. Планирование работы. Ресурсная база и как её просчитать. 2 часа
Этапы планирования хода исследовательской и проектной работы. Особенности их
планирования. Ресурсная база и как её определяют.
Тема 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно его
корректировать. 2 часа
Что такое контроль и для чего он предназначен. Необходимость корректировки.
Исторические примеры.
Тема 13. Что такое собственные результаты и как их обрабатывать.
Статистическая обработка данных. 2 часа
Что является результатом исследовательской и проектной работы. Первичные и
вторичные результаты. Достоверность результатов. Статистическая обработка.
Тема 14. Анализ результатов и их обсуждение. 2 часа
Способы интерпретации результатов. Факторы, влияющие на результат, и их анализ.
Тема 15. Подготовка отчёта о работе. Жанры представления результатов (тезисы,
статья, компьютерная презентация, постер и др). 2 часа
Как подготовить отчёт о работе? Жанры представления результатов (тезисы, статья,
компьютерная презентация, постер и др.).
Тема 16. Инфографика и как её делают. 2 часа
Подготовка материалов работы к презентации. Графическое изображение результатов.
Тема 17. Подготовка выступления о работе. Публичная презентация результатов
работы. Как я могу понравиться экспертам? 2 часа
Публичная презентация результатов работы.
Тематическое планирование
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9 - 10
11 - 12

Тема
Исследование и проектирование
Проблемный вопрос
Актуальность
Источники информации
Тема работы
Объект и предмет

Количество часов
Теор.

Практ.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

13 - 14
15 - 16
17 - 18
19 - 20
21 - 22
23 - 24
25 - 26
27 - 28
29 - 30
31 - 32
33 - 34

Цель работы
Задачи работы
Гипотеза работы
Методы исследования и проектирования
Планирование
Корректировка плана
Результаты и их обработка
Анализ результатов
Подготовка отчёта
Инфографика
Выступление

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Литература
1. А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Савичев. Проектная мастерская, М.:
«Просвещение», 2020.
2. А.А. Марко, И.А. Смирнов. Исследовательские и проектные работы по физике, М.:
«Просвещение», 2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».