Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Ландшафтный дизайн_7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
‘ ' Букреев Е.М.
Пр^з № 98а-О
«28»августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместителе директора по УВР
_____ Сапегина Ю.В.
«28»<^^ста 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Ландшафтный дизайн»
для обучающихся 7 классов

г. Кировград
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Ландшафтный дизайн» относится к
общеразвивающим программам, естественнонаучной направленности.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена
на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных,
предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб
педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработке
своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Актуальность данной программы заключается в ее прикладной значимости. Так как, в
настоящее время в связи с расширением озеленительных работ,
в российских городах
оказались оченьвостребованными такие специальности, как ландшафтный дизайнер. Поэтому
обучение по программе «Ландшафтный дизайн» вызывает большой интерес со стороны
обучающихся и их родителей. Знания и умения, полученные в результате обучения, учащиеся могут
использовать в дальнейшей практической жизни. Они смогут продолжить свое образование в
среднем или высшем профессиональном учебном заведении по этому направлению и получить
профессии, пользующиеся высоким спросом на современном рынкетруда.
Новизна программы (отличительные особенности) дополнительной общеобразовательной
программы «Ландшафтный дизайн» основана на комплексном подходе к формированию социально
значимых компетенций обучающихся, подготовке личности «новой формации», способной к
успешной социализации. В процессе обучения по программе «Ландшафтный дизайн» воспитанники
знакомятся с зеленой архитектурой, историей садово – паркового искусства, стилями планировки, ее
элементами, основными принципами и положениями проектирования. Уделяется внимание
современным образцам, приближению их к естественным природным ландшафтам и
географическому принципу размещения растений. Обучающиеся занимаются проектированием
отдельных элементов оформления, осваивают навыки последовательного выполнения проекта от его
замысла до перенесения в натуру. Программа рассчитана на широкое использование всех видов
межпредметных связей: с ботаникой, экологией, химией, историей и др.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
«Ландшафтный дизайн» определена тем, что в ее содержание входят основы классического
ландшафтоведения. Освоение этих разделов способствует приобщению обучающихся к проектной,
исследовательской деятельности,углублению теоретических знаний по основам ландшафтоведения,
применению полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Адресат программы.

Программа формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы – 12-13 лет.Обучающиеся
стоят на порогевступления в самостоятельную жизнь, что создает для них совершенно новую
социальную ситуацию развития. Обучающимся, необходимо самоопределиться в выборе своего
жизненного пути. Определение профессии для старших школьников становится основополагающим
на данном этапе развития, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. С учетом позиции
меняется и значимость процесса обучения, с его задачами, целями и содержанием. Учащиеся
оценивают процесс обучения с позиции того, что он может дать для них в будущем, отсюда вытекает
связь между профессиональными и учебными интересами.
Формы занятий по образовательной программе.
В рамках реализации общеобразовательной программы «Ландшафтныйдизайн» используются
индивидуальные и групповые формы обучения: беседа, лекция, рассказ, объяснение, изучение
специальной литературы, наблюдение, экскурсии, демонстрация, консультация, практическое
занятие, практикум.
Индивидуальные – обучающиеся выполняют все заданияиндивидуально, самостоятельное
выполнение одинаковых для всех обучающихся заданий.
Групповые – работа в группах, наиболее применима и целесообразна при проведении
практических работ, лабораторных, практикумов.
Беседа - беседа предполагает разговор преподавателя с обучающимися.Беседа организуется с
помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих обучающихся к
усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.
Лекция - лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей
ёмкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и
обобщений.
Рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не
прерываемое вопросами к обучающимся.
Объяснение – это чёткое, краткое, логическое и последовательное изложение сложного
учебного материала, сопровождающееся активным участием школьников в наблюдениях,
демонстрациях, иллюстрациях. Объяснение сопровождается инструктированием к правильному
выполнениюопераций, действий, заданий: как учить.
Изучение специальной литературы (работа с книгой) - овладение новыми знаниями, когда
школьник изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и
параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. В этом методе выделяются две
взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной
литературой.
Наблюдение - наиболее часто применяется на прогулке или экскурсии. Метод заключается в
том, что обучающиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением педагога
выделяют его наиболее существенные черты.
Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в
рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.
Демонстрация - представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных
приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов, технических
установок и пр. Демонстрация натуральных объектов начинается с ознакомления с внешним видом,
а затемс переходом к внутреннему устройству изучаемых предметов, анализом и ходом наблюдения
с элементами самостоятельного изучения качеств, свойств, получением итоговых результатов
Консультация – разъяснение преподавателя по сложному и актуальному теоретическому
вопросу, проблеме; необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения теории,
проблемы.
Практические занятия - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное
рассмотрение школьниками отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует
умения и навыки их практического применения путём выполнения соответствии поставленныхзадач.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения – 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Занятия
проводятся во второй половине дня.
Цель программы:
познакомить учащихся с основными понятиями «ландшафтного дизайна», садоводства,

цветоводства, ассортиментом этих культур, наиболее широко используемых в «зеленом
строительстве», их требованиями к условиям содержания;
- обучить основным приемам ландшафтного дизайна, агротехнологиям;
познакомить с элементами цветочно – декоративного оформления территории;
Планируемые результаты .

-

-

Предметные результаты.
Обучающиеся должны знать:
биологические и декоративные особенности древесных и травянистыхрастений, используемых
для озеленения;
основные композиционные элементы ландшафтного дизайна;
законы гармоничного сочетания цветов;
критерии подбора растений для озеленения определенного участка;
правила составления ландшафтных проектов;
историю развития садово-паркового искусства.
Обучающиеся должны уметь:
составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом ихбиологии и
декоративности, а также природно-климатических условийрайона;
создавать проекты озеленения территории с использованием специальныхобозначений;
представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, -презентаций,
фотоальбомов и т. д.
Метапредметные:
уметь наблюдать и объяснять наблюдаемые явления с позиций изучениятеоретических
знаний.
уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать полученныезнания в повседневной
жизни.
уметь работать с различными источниками информации.
уметь работать в группе при выполнении творческих проектов.
Личностные:
знать принципы и культуру здорового образа жизни.
уметь использовать полученные знания для сохранения личного здоровья издоровья
окружающих.
Для оценки результативности образовательной программы применяется входной,
промежуточный и итоговый контроль
Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы
оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися.
Цель промежуточного контроля - проверка освоения образовательной программы. Формы
оценки текущие тестовые задания, устный и письменныйопрос, творческие задания,
проектная деятельность.
Цель итогового контроля - освоение образовательной программы по годам обучения. Формы
контроля: диагностическое анкетирование, контрольное самостоятельное изготовление эскизов.
Разделы программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Вводное занятие.
Основы ландшафтного дизайна
Стили ландшафтного дизайна
Оценка и анализ территории, местности.
Многообразие
деревьев
и
кустарников,
декоративно-лиственных растений, используемых в озеленении.
Элементы
зеленой
архитектуры
и
ландшафтного
дизайна.
Декоративное оформление

Количество часов
1
2
7
12
2
8

7.

Разработка, оформление и защита проекта ландшафтногодизайна

Итого часов:

2
34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
2. Водное занятие (1 ч.)
1.1. Вводное занятие
Теоретические знания: Введение в общеобразовательную программу. Набордетей в детское
объединение. Знакомство с планом работы объединения. Инструкция по ТБ. Просмотр фильма
«Ландшафтное искусство».
Форма проведения: Ознакомительная беседа, инструктаж по технике безопасности, сообщение новых
знаний
3. Основы ландшафтного дизайна (2 ч.)
2.1. Основные понятия ландшафтного дизайна.
Теоретические знания: Предмет и методы ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн - направление,
форма дизайнерской деятельности. Особенности, область применения. Принципы организации
ландшафта: экологичность, функциональность, эстетичность. Развитие садового дизайна в настоящее
время.
Форма проведения: учебное заятие по применению знаний и способов деятельности.
2.2. История возникновения и развития садово-паркового и ландшафтного искусства. Сады Древнего
мира, Восточные сады. Ландшафтная планировка Средневековья и эпохи Возрождения.
Теоретические знания: История садово-паркового искусства. Сады Древнего мира: Древний Египет,
Древняя Греция, Древний Рим. Восточные сады. Средневековые сады. Сады в стиле барокко, рококо,
Версаль, классицизм.Английские парки как основа современного ландшафтного искусства. Русские
сады. Дворцовые парки. Усадебные парки. А.Т. Болотов.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
3. Стили
ландшафтного
дизайна:
регулярный,
пейзажный
и
тематический. Их особенности и отличия. (7 ч)
Теоретические
знания:
Всемирно
известные
стили
ландшафтного
планирования. Стили парков. Регулярный, ландшафтный стили. Элементы размещения, сочетания. Их
особенности и различия. Просмотр иллюстраций.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способовдеятельности.
3.1. Регулярный стиль. (Модерн, колониальный стиль, стиль кантри, сад в стиле ренессанс, барокко,
классицизма и др.)
Теоретические знания: Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Его характеристика и
отличительные особенности. Примеры применения регулярного стиля на практике. Заочная экскурсия.
Практическая работа. Выполнение плана сада в регулярной планировке.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
3.2. Пейзажный стиль.
Теоретические знания: Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне. Его характеристика и отличительные
особенности. Примеры применения пейзажного стиля на практике. Заочная экскурсия.
Практическая работа. Выполнение плана и эскиза сада в пейзажном стиле
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
3.3. Современные тенденции ландшафтного дизайна. (Деревенский стиль.Сельский сад. Сад-уголок
живой природы. Лесной ландшафт.) Теоретические знания: Современные тенденции в ландшафтном
дизайне. Современные парки.
Практическая работа. Выполнить макет (рельеф, вода, сооружения, зеленыенасаждения, элементы
мощения) сада в одном из изученных стилей.
Форма проведения: учебное занятие по первичному закреплению знанийи способов
деятельности.

3.4 Этапы проектирования
Теоретические знания: Технологии общения с заказчиком (анкетирование,проектное задание).
Анализ территории. Составление ситуационного плана.Состав проекта: генеральный план,
разбивочный чертеж, план дорожной сети,дендроплан. Составление сметы.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов
деятельности.
.5. Условные
обозначения,
используемые
в ландшафтном
дизайне.
Графические приемы изображения проектов.
Теоретические знания: Знакомство с условными обозначениями размещениядеревьев, кустарников
и других элементов на плане.
Практическая
работа.
Зарисовка
условных
обозначений
элементов
ландшафтного дизайна.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способовдеятельности.
4. Оценка и анализ территории, местности. Использование особенностей естественного ландшафта.
(12ч.)
4.1. Планирование и зонирование участка.
Теоретические знания: Функциональное зонирование территории Характер разбивки. Использование
естественного окружения, рельефа. Расположение деревьев, кустарников, сочетание их. Нормы в
сочетании деревьев, кустарников, цветочного оформления и газонов, принятые в современной
архитектуре. Понятие о балансе территории. Дренирование.
Практическая работа. Знакомство с ландшафтной архитектурой местного парка или другого зеленого
объекта. Разбор стиля планировки, элементов, ассортимента, композиции, сочетания. Планирование и
зонирование участка методом аппликации и приемом коллажа.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов
деятельности.
4.2. Методика проведения замеров. Создание эскизов.
Теоретические знания: Съемки плана, проектирование, нанесение распределительной маршрутной
сетки. Методы выполнения проекта: в карандаше, аппликации, макете. Составление рабочих чертежей.
Практическая работа. Выполнить замер предложенного участка школьной территории и выполнить
эскиз предполагаемого ландшафтного объекта.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
.3. Основы компьютерного проектирования. Компьютерные программы.Принципы работы.
Теоретические знания: Обзор компьютерных программ по проектированию.Основы компьютерного
проектирования. Компьютерные программы. Принципы работы.
Практическая работа. Выполнить электронный эскиз мини-проекта сада в одной из изученных
программ.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
4.4 . Объемно-пространственная композиция сада, перспектива. Пейзаж. Видовые точки, виста.
Теоретические знания: Понятие композиция, перспектива (линейная и
воздушная), видовые точки, виста. Практическое применение законов композиции и перспективы в
ландшафтном проектировании. Распространенныеошибки.
Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
4.5. Симметрия и асимметрия. Пропорциональность и масштабность. Теоретические
знания:
Понятие
симметрия, асимметрия.
Понятиепропорциональность. Понятие
масштабность.
Практическое
применениесимметрии и
асимметрии,
пропорциональности и
масштабности
вландшафтном проектировании. Распространенные
ошибки.
Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.

4.6. Динамика и статика. Фигуры и линии, применяемые в ландшафтном дизайне. Колористика.
Теоретические знания: Понятие свет, цвет, контраст, нюанс, акцент, ритм. Практическое применение их
в ландшафтном проектировании. Распространенные ошибки.
Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
Многообразие деревьев и кустарников, декоративно-лиственныхрастений используемых в озеленении
(2 ч.)
5.1. Листопадные деревья и кустарники.
Теоретические
знания:
Понятие
о листопадных
древесных
растениях
и
кустарниках.
Сезонные изменения в жизни растений.
Практическая работа. Работа с определителями.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
Декоративные и плодовые деревья
Теоретические знания: Понятие о декоративных и плодовых деревьях и кустарниках. Декоративность:
размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска
цветков и плодов. Съедобный ландшафт.
Практическая работа. Работа с определителями.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
5.5.
Элементы зеленой архитектуры и ландшафтного дизайна.
Декоративное оформление. (8 ч.)
6.1. Изумрудный ковер газона. Виды газонов. Устройство газонов. Место газонов, видовой состав трав.
Способы создания газонов и уход за ними.
Теоретические знания: Лужайка. Газоны. Типы газонов: партерные, обыкновенные, красивоцветущие
(мавританские). Травы, образующие газоны. Их краткая агробиологическая характеристика. Таблицы
травосмесей для разные газонов.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
6.2. Малые архитектурные формы. Типы МАФ. Примеры использования в ландшафтном дизайне
(мостики, арки, перголы, беседки).
Теоретические знания: Понятие малая архитектурная форма. Типы МАФ. Типовые, серийные,
индивидуальные. Без применения растений –ограждения, мостики и т.д. С использованием растений –
трельяж, пергола, беседки и т.д. Примеры использования в ландшафтном дизайне.
Практическая работа: Коллаж
6.3. Освещение и подсветка.
Теоретические
знания:
Освещение
и подсветка.
Общие
принципыосвещения
участка. Виды светильников ретро-фонари и сферы.
Практическая работа: Коллаж
.4. Композиции
из цветов.
Свет
и тень.
Растения-солитеры,растениязаполнители.
Теоретические
знания:
Типы планировки сада (круговые
мотивы,диагональные тип,
прямоугольный тип.)
6.5. Типы цветников, клумб и их проектирование.
Теоретические знания: Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников.
Типы цветников, клумб и их проектирование. Техника и правила посадки цветников. Создание
цветников путем посева семян в грунт. Миксбордер. Использование для создания миксбордера разных
цветочно-декоративных растений (культурных и дикорастущих).
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.
5.Разработка, оформление и защита проекта ландшафтного дизайна
(2 ч.)
7.1. Разработка,
оформление
проекта ландшафтного дизайна
«Мой прекрасный
сад»
Практическая
работа:
Анализ участка.
Вычерчивание плана участка.
Разработка дизайна. Генеральный план участка. Подготовка проекта к защите.
Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности.

7.2. Защита проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный сад»
Практическая работа: Защита и презентация проекта «Мой прекрасный сад».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
1.1

2

Наименование раздела и темы

Кол-во часов
Всего Теоретич Практич
еских
еских
Вводное занятие
1
1
Введение в общеобразовательную программу. Знакомство с
1
1
планом работыобъединения. Инструкция по ТБ.
Просмотр фильма «Ландшафтноеискусство».
Основы ландшафтного дизайна
2
2
0

2.1

Основные понятия ландшафтного дизайна.

1

1

-

2.2

История возникновения и развития садово-паркового и
ландшафтного искусства. Сады Древнего мира, Восточные
сады.
Ландшафтная
планировка Средневековья и эпохи
Возрождения.
Стили ландшафтного дизайна:регулярный, пейзажный и
тематический. Их особенности и отличия.
Регулярный
стиль.
(Модерн.
Колониальный стиль. Стиль кантри. Сад в
Японском стиле. Сад в стиле Ренессанс,барокко,
классицизма и др.)
Пейзажный стиль.
Современные
тенденции
ландшафтного
дизайна.
(Деревенский стиль. Сельский сад. Сад-уголок живой
природы. Лесной
ландшафт.)
Этапы проектирования

1

1

-

7

4

3

1

1

-

1
1

1
1

-

2

-

2

Условные обозначения, используемые в ландшафтном
дизайне.
Оценка и анализ территории, местности. Использование
особенностей естественного ландшафта.
Концепция и выбор стиля. Планирование и зонирование
участка.

2

1

1

12

6

6

1

1

-

1
2

1

1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

3
3.1

3.2
3.3

3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4

4.5
4.6
5.

Методика проведения замеров. Созданиеэскизов.
Основы компьютерного проектирования.
Компьютерные
программы. Принципыработы.
Объемно-пространственная композициясада, перспектива.
Пейзаж.
Видовыеточки, виста.
Симметрия
и
асимметрия.
Пропорциональность и масштабность.
Динамика и статика. Фигуры и линии,применяемые
в
ландшафтном дизайне. Колористика.
Многообразие деревьев и кустарников,декоративнолиственных растений, используемых в озеленении.

2

Листопадные деревья и кустарники Декоративные и
плодовые деревья
Хвойники. Вечнозеленые
растения,используемые в
оформлении участка.
Элементы
зеленой
архитектуры
и
ландшафтного дизайна.
Декоративное
оформление

1

1

-

1

1

-

8

5

3

Изумрудный ковер газона. Виды газонов.
Устройствогазонов.
Место
газонов,
видовой состав трав. Способы созданиягазонов и уход за
ними.
Малые архитектурные формы. Типы МАФ. Примеры
использования в ландшафтном дизайне (мостики, арки,
перголы, беседки).
Освещение и подсветка.
Композиции
из цветов.
Свет и тень.Растениясолитеры,
растениязаполнители.
Типы
цветников,
клумб
и
их
проектирование.
Разработка,
оформление
и
защитапроекта
ландшафтного дизайна

1

1

-

2

1

1

2
1

1
1

1
-

2

1

1

2

0

2

7.1.

Разработка,
оформление
проекта
ландшафтного дизайна «Мой прекрасный
сад»

1

-

1

7.2

Защита проекта ландшафтного дизайна
«Мой прекрасный сад»

1

-

1

34

20

14

5.1
5.2
6

6.1

6.2

6.3
6.4

6.5
7

ИТОГО
Материально – техническое обеспечение.






Оборудование и инструменты:
 мультимедийное оборудование;
 садовые инструменты;
 тетради, бумага, газеты;
 цветные карандаши, ручки, ножницы, нож;
 лейка, термометр, опрыскиватель;
 горшки, керамзит, почва;
Раздаточный материал:

карточки – задания;

тесты;

фотографии,
-альбомы-определители,
-гербарии,
-коллекции семян,
-буклеты, открытки.
Литература.

1. Азбука цветовода /Сост. Н.С. Лявер. – Мн.:Парадокс, 2000.
2. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – воМГУ,1989.

3. Паршина А. Регулярный сад. – М.: ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2005.
4. Сорокина Н.В. Декоративное оформление пришкольного участка. 5-9кл.: методическое пособие/Н.В.
Сорокина. – М.:Дрофа, 2007.
5. Улейская Л.И. Вертикальное озеленение. – М.:ЗАО «Фитон+»,2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».