Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 3 ‘ ' Букреев Е.М. Пр^з № 98а-О «28»августа 2023 г. «Согласовано» Заместителе директора по УВР _____ Сапегина Ю.В. «28»<^^ста 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ландшафтный дизайн» для обучающихся 7 классов г. Кировград 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Ландшафтный дизайн» относится к общеразвивающим программам, естественнонаучной направленности. Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Воспитательный потенциал курса реализуется через - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработке своего к ней отношения; - применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Актуальность данной программы заключается в ее прикладной значимости. Так как, в настоящее время в связи с расширением озеленительных работ, в российских городах оказались оченьвостребованными такие специальности, как ландшафтный дизайнер. Поэтому обучение по программе «Ландшафтный дизайн» вызывает большой интерес со стороны обучающихся и их родителей. Знания и умения, полученные в результате обучения, учащиеся могут использовать в дальнейшей практической жизни. Они смогут продолжить свое образование в среднем или высшем профессиональном учебном заведении по этому направлению и получить профессии, пользующиеся высоким спросом на современном рынкетруда. Новизна программы (отличительные особенности) дополнительной общеобразовательной программы «Ландшафтный дизайн» основана на комплексном подходе к формированию социально значимых компетенций обучающихся, подготовке личности «новой формации», способной к успешной социализации. В процессе обучения по программе «Ландшафтный дизайн» воспитанники знакомятся с зеленой архитектурой, историей садово – паркового искусства, стилями планировки, ее элементами, основными принципами и положениями проектирования. Уделяется внимание современным образцам, приближению их к естественным природным ландшафтам и географическому принципу размещения растений. Обучающиеся занимаются проектированием отдельных элементов оформления, осваивают навыки последовательного выполнения проекта от его замысла до перенесения в натуру. Программа рассчитана на широкое использование всех видов межпредметных связей: с ботаникой, экологией, химией, историей и др. Педагогическая целесообразность образовательной программы «Ландшафтный дизайн» определена тем, что в ее содержание входят основы классического ландшафтоведения. Освоение этих разделов способствует приобщению обучающихся к проектной, исследовательской деятельности,углублению теоретических знаний по основам ландшафтоведения, применению полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Адресат программы. Программа формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы – 12-13 лет.Обучающиеся стоят на порогевступления в самостоятельную жизнь, что создает для них совершенно новую социальную ситуацию развития. Обучающимся, необходимо самоопределиться в выборе своего жизненного пути. Определение профессии для старших школьников становится основополагающим на данном этапе развития, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. С учетом позиции меняется и значимость процесса обучения, с его задачами, целями и содержанием. Учащиеся оценивают процесс обучения с позиции того, что он может дать для них в будущем, отсюда вытекает связь между профессиональными и учебными интересами. Формы занятий по образовательной программе. В рамках реализации общеобразовательной программы «Ландшафтныйдизайн» используются индивидуальные и групповые формы обучения: беседа, лекция, рассказ, объяснение, изучение специальной литературы, наблюдение, экскурсии, демонстрация, консультация, практическое занятие, практикум. Индивидуальные – обучающиеся выполняют все заданияиндивидуально, самостоятельное выполнение одинаковых для всех обучающихся заданий. Групповые – работа в группах, наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных, практикумов. Беседа - беседа предполагает разговор преподавателя с обучающимися.Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих обучающихся к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Лекция - лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей ёмкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к обучающимся. Объяснение – это чёткое, краткое, логическое и последовательное изложение сложного учебного материала, сопровождающееся активным участием школьников в наблюдениях, демонстрациях, иллюстрациях. Объяснение сопровождается инструктированием к правильному выполнениюопераций, действий, заданий: как учить. Изучение специальной литературы (работа с книгой) - овладение новыми знаниями, когда школьник изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. В этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой. Наблюдение - наиболее часто применяется на прогулке или экскурсии. Метод заключается в том, что обучающиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением педагога выделяют его наиболее существенные черты. Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Демонстрация - представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и пр. Демонстрация натуральных объектов начинается с ознакомления с внешним видом, а затемс переходом к внутреннему устройству изучаемых предметов, анализом и ходом наблюдения с элементами самостоятельного изучения качеств, свойств, получением итоговых результатов Консультация – разъяснение преподавателя по сложному и актуальному теоретическому вопросу, проблеме; необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения теории, проблемы. Практические занятия - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение школьниками отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путём выполнения соответствии поставленныхзадач. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения – 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Цель программы: познакомить учащихся с основными понятиями «ландшафтного дизайна», садоводства, цветоводства, ассортиментом этих культур, наиболее широко используемых в «зеленом строительстве», их требованиями к условиям содержания; - обучить основным приемам ландшафтного дизайна, агротехнологиям; познакомить с элементами цветочно – декоративного оформления территории; Планируемые результаты . - - Предметные результаты. Обучающиеся должны знать: биологические и декоративные особенности древесных и травянистыхрастений, используемых для озеленения; основные композиционные элементы ландшафтного дизайна; законы гармоничного сочетания цветов; критерии подбора растений для озеленения определенного участка; правила составления ландшафтных проектов; историю развития садово-паркового искусства. Обучающиеся должны уметь: составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом ихбиологии и декоративности, а также природно-климатических условийрайона; создавать проекты озеленения территории с использованием специальныхобозначений; представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, -презентаций, фотоальбомов и т. д. Метапредметные: уметь наблюдать и объяснять наблюдаемые явления с позиций изучениятеоретических знаний. уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать полученныезнания в повседневной жизни. уметь работать с различными источниками информации. уметь работать в группе при выполнении творческих проектов. Личностные: знать принципы и культуру здорового образа жизни. уметь использовать полученные знания для сохранения личного здоровья издоровья окружающих. Для оценки результативности образовательной программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися. Цель промежуточного контроля - проверка освоения образовательной программы. Формы оценки текущие тестовые задания, устный и письменныйопрос, творческие задания, проектная деятельность. Цель итогового контроля - освоение образовательной программы по годам обучения. Формы контроля: диагностическое анкетирование, контрольное самостоятельное изготовление эскизов. Разделы программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вводное занятие. Основы ландшафтного дизайна Стили ландшафтного дизайна Оценка и анализ территории, местности. Многообразие деревьев и кустарников, декоративно-лиственных растений, используемых в озеленении. Элементы зеленой архитектуры и ландшафтного дизайна. Декоративное оформление Количество часов 1 2 7 12 2 8 7. Разработка, оформление и защита проекта ландшафтногодизайна Итого часов: 2 34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. 2. Водное занятие (1 ч.) 1.1. Вводное занятие Теоретические знания: Введение в общеобразовательную программу. Набордетей в детское объединение. Знакомство с планом работы объединения. Инструкция по ТБ. Просмотр фильма «Ландшафтное искусство». Форма проведения: Ознакомительная беседа, инструктаж по технике безопасности, сообщение новых знаний 3. Основы ландшафтного дизайна (2 ч.) 2.1. Основные понятия ландшафтного дизайна. Теоретические знания: Предмет и методы ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн - направление, форма дизайнерской деятельности. Особенности, область применения. Принципы организации ландшафта: экологичность, функциональность, эстетичность. Развитие садового дизайна в настоящее время. Форма проведения: учебное заятие по применению знаний и способов деятельности. 2.2. История возникновения и развития садово-паркового и ландшафтного искусства. Сады Древнего мира, Восточные сады. Ландшафтная планировка Средневековья и эпохи Возрождения. Теоретические знания: История садово-паркового искусства. Сады Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Восточные сады. Средневековые сады. Сады в стиле барокко, рококо, Версаль, классицизм.Английские парки как основа современного ландшафтного искусства. Русские сады. Дворцовые парки. Усадебные парки. А.Т. Болотов. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 3. Стили ландшафтного дизайна: регулярный, пейзажный и тематический. Их особенности и отличия. (7 ч) Теоретические знания: Всемирно известные стили ландшафтного планирования. Стили парков. Регулярный, ландшафтный стили. Элементы размещения, сочетания. Их особенности и различия. Просмотр иллюстраций. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способовдеятельности. 3.1. Регулярный стиль. (Модерн, колониальный стиль, стиль кантри, сад в стиле ренессанс, барокко, классицизма и др.) Теоретические знания: Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Его характеристика и отличительные особенности. Примеры применения регулярного стиля на практике. Заочная экскурсия. Практическая работа. Выполнение плана сада в регулярной планировке. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 3.2. Пейзажный стиль. Теоретические знания: Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне. Его характеристика и отличительные особенности. Примеры применения пейзажного стиля на практике. Заочная экскурсия. Практическая работа. Выполнение плана и эскиза сада в пейзажном стиле Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 3.3. Современные тенденции ландшафтного дизайна. (Деревенский стиль.Сельский сад. Сад-уголок живой природы. Лесной ландшафт.) Теоретические знания: Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Современные парки. Практическая работа. Выполнить макет (рельеф, вода, сооружения, зеленыенасаждения, элементы мощения) сада в одном из изученных стилей. Форма проведения: учебное занятие по первичному закреплению знанийи способов деятельности. 3.4 Этапы проектирования Теоретические знания: Технологии общения с заказчиком (анкетирование,проектное задание). Анализ территории. Составление ситуационного плана.Состав проекта: генеральный план, разбивочный чертеж, план дорожной сети,дендроплан. Составление сметы. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. .5. Условные обозначения, используемые в ландшафтном дизайне. Графические приемы изображения проектов. Теоретические знания: Знакомство с условными обозначениями размещениядеревьев, кустарников и других элементов на плане. Практическая работа. Зарисовка условных обозначений элементов ландшафтного дизайна. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способовдеятельности. 4. Оценка и анализ территории, местности. Использование особенностей естественного ландшафта. (12ч.) 4.1. Планирование и зонирование участка. Теоретические знания: Функциональное зонирование территории Характер разбивки. Использование естественного окружения, рельефа. Расположение деревьев, кустарников, сочетание их. Нормы в сочетании деревьев, кустарников, цветочного оформления и газонов, принятые в современной архитектуре. Понятие о балансе территории. Дренирование. Практическая работа. Знакомство с ландшафтной архитектурой местного парка или другого зеленого объекта. Разбор стиля планировки, элементов, ассортимента, композиции, сочетания. Планирование и зонирование участка методом аппликации и приемом коллажа. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 4.2. Методика проведения замеров. Создание эскизов. Теоретические знания: Съемки плана, проектирование, нанесение распределительной маршрутной сетки. Методы выполнения проекта: в карандаше, аппликации, макете. Составление рабочих чертежей. Практическая работа. Выполнить замер предложенного участка школьной территории и выполнить эскиз предполагаемого ландшафтного объекта. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. .3. Основы компьютерного проектирования. Компьютерные программы.Принципы работы. Теоретические знания: Обзор компьютерных программ по проектированию.Основы компьютерного проектирования. Компьютерные программы. Принципы работы. Практическая работа. Выполнить электронный эскиз мини-проекта сада в одной из изученных программ. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 4.4 . Объемно-пространственная композиция сада, перспектива. Пейзаж. Видовые точки, виста. Теоретические знания: Понятие композиция, перспектива (линейная и воздушная), видовые точки, виста. Практическое применение законов композиции и перспективы в ландшафтном проектировании. Распространенныеошибки. Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 4.5. Симметрия и асимметрия. Пропорциональность и масштабность. Теоретические знания: Понятие симметрия, асимметрия. Понятиепропорциональность. Понятие масштабность. Практическое применениесимметрии и асимметрии, пропорциональности и масштабности вландшафтном проектировании. Распространенные ошибки. Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 4.6. Динамика и статика. Фигуры и линии, применяемые в ландшафтном дизайне. Колористика. Теоретические знания: Понятие свет, цвет, контраст, нюанс, акцент, ритм. Практическое применение их в ландшафтном проектировании. Распространенные ошибки. Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. Многообразие деревьев и кустарников, декоративно-лиственныхрастений используемых в озеленении (2 ч.) 5.1. Листопадные деревья и кустарники. Теоретические знания: Понятие о листопадных древесных растениях и кустарниках. Сезонные изменения в жизни растений. Практическая работа. Работа с определителями. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. Декоративные и плодовые деревья Теоретические знания: Понятие о декоративных и плодовых деревьях и кустарниках. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Съедобный ландшафт. Практическая работа. Работа с определителями. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 5.5. Элементы зеленой архитектуры и ландшафтного дизайна. Декоративное оформление. (8 ч.) 6.1. Изумрудный ковер газона. Виды газонов. Устройство газонов. Место газонов, видовой состав трав. Способы создания газонов и уход за ними. Теоретические знания: Лужайка. Газоны. Типы газонов: партерные, обыкновенные, красивоцветущие (мавританские). Травы, образующие газоны. Их краткая агробиологическая характеристика. Таблицы травосмесей для разные газонов. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 6.2. Малые архитектурные формы. Типы МАФ. Примеры использования в ландшафтном дизайне (мостики, арки, перголы, беседки). Теоретические знания: Понятие малая архитектурная форма. Типы МАФ. Типовые, серийные, индивидуальные. Без применения растений –ограждения, мостики и т.д. С использованием растений – трельяж, пергола, беседки и т.д. Примеры использования в ландшафтном дизайне. Практическая работа: Коллаж 6.3. Освещение и подсветка. Теоретические знания: Освещение и подсветка. Общие принципыосвещения участка. Виды светильников ретро-фонари и сферы. Практическая работа: Коллаж .4. Композиции из цветов. Свет и тень. Растения-солитеры,растениязаполнители. Теоретические знания: Типы планировки сада (круговые мотивы,диагональные тип, прямоугольный тип.) 6.5. Типы цветников, клумб и их проектирование. Теоретические знания: Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников. Типы цветников, клумб и их проектирование. Техника и правила посадки цветников. Создание цветников путем посева семян в грунт. Миксбордер. Использование для создания миксбордера разных цветочно-декоративных растений (культурных и дикорастущих). Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 5.Разработка, оформление и защита проекта ландшафтного дизайна (2 ч.) 7.1. Разработка, оформление проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный сад» Практическая работа: Анализ участка. Вычерчивание плана участка. Разработка дизайна. Генеральный план участка. Подготовка проекта к защите. Форма проведения: учебное занятие по применению знаний и способов деятельности. 7.2. Защита проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный сад» Практическая работа: Защита и презентация проекта «Мой прекрасный сад». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 1.1 2 Наименование раздела и темы Кол-во часов Всего Теоретич Практич еских еских Вводное занятие 1 1 Введение в общеобразовательную программу. Знакомство с 1 1 планом работыобъединения. Инструкция по ТБ. Просмотр фильма «Ландшафтноеискусство». Основы ландшафтного дизайна 2 2 0 2.1 Основные понятия ландшафтного дизайна. 1 1 - 2.2 История возникновения и развития садово-паркового и ландшафтного искусства. Сады Древнего мира, Восточные сады. Ландшафтная планировка Средневековья и эпохи Возрождения. Стили ландшафтного дизайна:регулярный, пейзажный и тематический. Их особенности и отличия. Регулярный стиль. (Модерн. Колониальный стиль. Стиль кантри. Сад в Японском стиле. Сад в стиле Ренессанс,барокко, классицизма и др.) Пейзажный стиль. Современные тенденции ландшафтного дизайна. (Деревенский стиль. Сельский сад. Сад-уголок живой природы. Лесной ландшафт.) Этапы проектирования 1 1 - 7 4 3 1 1 - 1 1 1 1 - 2 - 2 Условные обозначения, используемые в ландшафтном дизайне. Оценка и анализ территории, местности. Использование особенностей естественного ландшафта. Концепция и выбор стиля. Планирование и зонирование участка. 2 1 1 12 6 6 1 1 - 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 - 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5. Методика проведения замеров. Созданиеэскизов. Основы компьютерного проектирования. Компьютерные программы. Принципыработы. Объемно-пространственная композициясада, перспектива. Пейзаж. Видовыеточки, виста. Симметрия и асимметрия. Пропорциональность и масштабность. Динамика и статика. Фигуры и линии,применяемые в ландшафтном дизайне. Колористика. Многообразие деревьев и кустарников,декоративнолиственных растений, используемых в озеленении. 2 Листопадные деревья и кустарники Декоративные и плодовые деревья Хвойники. Вечнозеленые растения,используемые в оформлении участка. Элементы зеленой архитектуры и ландшафтного дизайна. Декоративное оформление 1 1 - 1 1 - 8 5 3 Изумрудный ковер газона. Виды газонов. Устройствогазонов. Место газонов, видовой состав трав. Способы созданиягазонов и уход за ними. Малые архитектурные формы. Типы МАФ. Примеры использования в ландшафтном дизайне (мостики, арки, перголы, беседки). Освещение и подсветка. Композиции из цветов. Свет и тень.Растениясолитеры, растениязаполнители. Типы цветников, клумб и их проектирование. Разработка, оформление и защитапроекта ландшафтного дизайна 1 1 - 2 1 1 2 1 1 1 1 - 2 1 1 2 0 2 7.1. Разработка, оформление проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный сад» 1 - 1 7.2 Защита проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный сад» 1 - 1 34 20 14 5.1 5.2 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 7 ИТОГО Материально – техническое обеспечение. Оборудование и инструменты: мультимедийное оборудование; садовые инструменты; тетради, бумага, газеты; цветные карандаши, ручки, ножницы, нож; лейка, термометр, опрыскиватель; горшки, керамзит, почва; Раздаточный материал: карточки – задания; тесты; фотографии, -альбомы-определители, -гербарии, -коллекции семян, -буклеты, открытки. Литература. 1. Азбука цветовода /Сост. Н.С. Лявер. – Мн.:Парадокс, 2000. 2. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – воМГУ,1989. 3. Паршина А. Регулярный сад. – М.: ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2005. 4. Сорокина Н.В. Декоративное оформление пришкольного участка. 5-9кл.: методическое пособие/Н.В. Сорокина. – М.:Дрофа, 2007. 5. Улейская Л.И. Вертикальное озеленение. – М.:ЗАО «Фитон+»,2001.