Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Камнерезное искусство на Урале. По следам Бажовских сказов_ 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»
.иоекто,
ОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Лказ № 98а-О
«28»августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
г
____ Сапегина Ю.В.
«28!»Увгуста 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Камнерезное искусство на Урале. По следам сказов Бажова»

г. Кировград
2023

1.

Пояснительная записка

1.1 Актуальность программы
Тема «Камнерезное искусство на Урале. По следам сказов Бажова» является
элективным курсом, обращенным к культурно – этическим, экономическим особенностям
региона.
Урал – особый географический и природно-климатический район, находящийся
на границе Европы и Азии.
Курс «Камнерезное искусство на Урале. По следам сказов Бажова» содержит
информацию о истории развития культуры региона в контексте истории России.
Урал – это земля народов, объединенных общностью исторической судьбы, то
есть общностью пройденного многовекового пути и особенностями современной жизни.
Иными словами, это земля, народы которой соединены особо прочными историческими,
культурными, экономическими связями.
В курсе «Камнерезное искусство на Урале. По следам сказов Бажова» изучения
уделяется внимание социокультурным особенностям формирования и развития
уральского региона.
В последнее время большое внимание уделяется недрам природы. Урал является
богатейшей сокровищницей драгоценных и полудрагоценных минералов. Здесь
расположены камнерезные и ювелирные заводы. Так же Урал – край с богатейшими
культурно историческими традициями, которые представлены в песнях, сказах, картинах
и изделиях, сделанных из камня. В музеях нашей страны и ведущих стран мира
выставлены экспонаты из уральского камня. Изучая историю Урала у учащихся
сформируется историческая память, гордость за свой край, а также бережное отношение к
природе.
Цель и задачи программы
Представляемая образовательная программа реализуется через краеведческую
деятельность обучающихся в рамках внеурочной деятельности школьников.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся краеведческих
компетенций. (Компетенции понимаются как совокупность определенных знаний, умений
и навыков). Обогащение исторической памяти учащихся, приобщение к духовным
ценностям мировой отечественной культуры на основе культурных традиций жителей
уральского региона.
Для достижения цели программы решаются следующие задачи:
Предметные
- получение учащимися представлений и знаний о развитии камнерезного
искусства на Урале, его роли в отечественной истории;
- приобретение знаний о культурных особенностях уральского региона на основе
сказов Бажова «Каменный цветок», Хозяйка медной горы», «Огневушка-Поскакушка»,
«Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;
- рассмотрение культурных процессов на примере деятельности людей,
оставивших след в истории края, России, мира. Знакомство с минералами и изделиями из
натурального камня;
- приобретение знаний о мастерах – ювелирах и камнерезах Урала;
деятельностно-коммуникативные
- воспитывать уважение к культуре и искусству народов Урала;
- формирование понимания и терпимости к чужой точке зрения,
аргументации собственной мировоззренческой позиции, умений жить в условиях
диалога культур;
- приобщение учащихся к комплексной интеллектуальной, эмоциональной и
познавательной деятельности (работа с вещественными и письменными источниками по
истории минералов Урала, картами, научной и художественной литературой, посещение
музеев, подготовка сообщений, рефератов, участие в научных конференциях и др.)

ценностно-ориентационные
- приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, к
культуре, что предполагает уважение к предкам, культурным ценностям, каждому
человеку в отдельности и целым народам;
- осознание учащимися личной ответственности за судьбу своей семьи, города,
края, страны на основе понимания значимости общественно-полезной преобразующей
деятельности.
На материале курса есть возможность отрабатывать умения и навыки, такие, как:
работа с картой, уральскими самоцветами, проектная деятельность, составление
характеристики исторического деятеля и др.
Формы работы: внеурочная; групповая и индивидуальная
Методы: поисковый, проблемный, а также традиционные.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработке своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссии,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Организационные и дидактические условия реализации
программы.
Для одаренных детей или детей с ограниченными возможностями здоровья,
предполагается разработка (частичная или полная) индивидуальной образовательной
траектории, адекватной его индивидуальным особенностям.
Индивидуальная образовательная траектория обеспечивается за счет:
1 проведения учебных занятий в малых группах (до пяти человек);
2 поддержания постоянной обратной связи с обучающимися;
3 реализации проектной деятельности;
4 индивидуализации заданий, адекватно способностям каждого.

Деятельность в экологическом кружке в рамках программы подразумевает не
только нахождение в пределах образовательного учреждения, но и активную творческую
занятость в социуме за её пределами.
Обучающиеся, наравне со школьниками из других общеобразовательных
учреждений, становятся участниками различных конкурсов, городских игровых программ,
экологических инициатив, экспедиций и др.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо наличие:
- отдельного помещения (класса с посадочными местами и
столами); занятия проводятся в учебном классе с посадочными местами для
пятнадцати обучающихся;
- компьютерной техники для работы с электронными учебными
пособиями, оформления и презентации результатов исследования;
- применяется персональный компьютер (на базе процессора Pentium
мультимедийный проектор, акустическая система).
Дидактические материалы
Плакаты, иллюстрирующие красоту Урала.
Аудио и видеозаписи, видеофильмы.
Коллекции минералов и горных пород.
Требования к уровню подготовки
Знать
- основы хронологии, соотносить характерные исторические и культурные
события, даты, процессы, оценивать их последовательность и длительность;
-особенности развития культурной жизни данного периода, культурные и
исторические памятники, устные и материальные источники;
-свойства минералов,
Уметь
- соотносить даты, культурные события, имена с процессами развития своей
территории в контексте российской истории;
- пользоваться картами, схемами, таблицами, работать со справочной
литературой, накапливать и фиксировать информацию в разнообразной форме;
-находить в содержании произведений описание минеральных богатств родного
края.
- дать описание экскурсии, историко-краеведческой композиции;
- сравнивать источники по теме камнерезное искусство Урала, различать
объективный и субъективный слой информации;
- выделять тему и проблему, свою точку зрения, составлять развернутый план
ответа.
Понимать, оценивать
- другие мнения, позиции, ценности, соотносить их со своим мнением;
- позицию или интерес автора источника;
- значение культурного развития камнерезного искусства Урала для
современности, для жизненного самоопределения;
Формы и методы реализации программы
Методика преподавания в рамках программы предоставляет возможность для
внедрения разнообразных форм, методов и приемов обучения и воспитания.
Одним из методов обучения – проектный. Обучающиеся проходят путь от
возникновения творческой идеи до конкретных действий по ее реализации. Занимаясь в
по программе, обучающиеся проходят следующие этапы проектно-исследовательской
деятельности:
1. Формирование творческой идеи.

2. Определение проблемной ситуации,
3. Формулирование цели исследования.
4. Составление теоретической модели и проведение эксперимента.
5 Формирование новой картины окружающего мира.
5. Оформление результатов исследовательской работы.
6. Практическое применение приобретенных знаний в волонтерской
практике,
7.Трансляция собственного миропонимания.
Используются методы обучения: словесные (рассказ, объяснение,
беседа, диспут); демонстрация (плакатов, рисунков, схем, моделей изучаемых
объектов, приемов работы);
практическая работа (с книгой, справочной литературой, минералами, пробное
выполнение работ).
Среди используемых есть такие, которые повышают познавательную активность
и самостоятельность учащихся: метод проблемного изложения учебного материала,
частично-поисковый, эвристический вопросов и ответы на них).
Основные формы организации учебных занятий:
беседы, практикумы, творческие работы, экскурсии, виртуальные экскурсии,
конференции, конкурсы.
При подведении итогов используются собеседование, выставки отчетов по
практическим работам и поделок, выставки результатов индивидуальной работы,
анкетирование обучающихся в период изучения программы курса, представление
проектов, презентация достижений, познавательная игра.
Образовательные технологии:
= моделирование, игра, практические занятия, кейс-технологии,
критического мышления, проектная деятельность.
Педагогика курса ориентирована на развитие краеведческого, исторического
сознания и мышления личности, педагогическое сотрудничество, активизацию
коммуникативно-деятельностной сферы обучающихся.
Этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на детей 12 - 14 летнего возраста на один год
обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 35 часов.
1 час отводится на занятие в общей группе.
1 час выделяется на работу обучающихся, связанную с индивидуальной
проектной деятельностью. Занятия проводятся как для всех обучающихся работающих в
рамках проектной деятельности, так и индивидуально, на работу с каждым обучающимся
отводиться от 20-ти до 60 минут рабочего времени.
На занятиях вначале учебного года, и в конце учебного года проводиться
диагностика знаний учащихся, с целью отслеживания интересов детей, определения
необходимости более глубокой проработки тем.
В процессе обучения учащимся предоставляется возможность выступления с
результатами индивидуальной проектной деятельностью на конференциях, семинарах и
конкурсах различного уровня.
Результат реализации программы и способы проверки его достижения
Комплексным результатом реализации программы является формирование
социальной активности детей. Результаты обучения на личностном, метапредметном и
предметном «уровнях»:
1 Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Камнерезное искусство Урала. Последам сказов Бажова»
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы внеурочной
деятельности «Камнерезное искусство Урала. Последам сказов Бажова»

У обучающегося будут сформированы:
- основы художественной культуры:
- потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие
способности, эстетические чувства,
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Камнерезное искусство Урала. По следам сказов Бажова»
Познавательные УУД
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные УУД
Планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные
правила в планировании и контроле осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области; адекватного восприятия работы и оценки учителей, товарищей, родителей и
других людей; различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД
- использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства

для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Предметные результаты
Знать:
1 Простейшие понятия о краеведении как науке,
изучающей историю родного края.
2 Круг проблем, связанных с региональной историей.
3. Основные этапы организации проектной деятельности (выбор
темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация).
Уметь:
1 Выделять объект исследования;
2 разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
3 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
4 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять
главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
5 работать в группе;
6 работать с источниками информации, представлять информацию в
различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
7 пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными
пособиями;
8 планировать и организовывать исследовательскую деятельность,
представлять результаты своей деятельности в различных видах;
9 применять первоначальные навыки научного мышления и
самостоятельной экспериментальной работы;
10 формировать основы целостного восприятия исторической науки и
человека как её неотъемлемой части.
11 владеть нормами поведения, которые способствуют сохранению истории как
науки. Взаимодействие и сотрудничество человека и исторической дисциплины.
12 участвовать в краеведческих мероприятиях в
рамках своей школы, населенного пункта, региона.
Описывать:
1. Грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения
учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель,
задачи, гипотеза, методы исследования;
2. владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в историческом
краеведении,
3. уметь использовать исторические источники необходимые для изучения выбранной
темы,
Прогнозировать/ проектировать
1 анализировать данные, полученные при изучении исторических данных;

2 сравнивать результаты своих исследований с историческими и литературными
источниками;
3 прогнозировать дальнейшую историко-краеведческую работу;
Содержание элективного курса
У каждого поколения есть свои любимые книги, сказы уральского писателя П. П.
Бажова читаются всеми поколениями. Писатель в своих сказах сумел передать историю,
самобытность, культуру народов Урала. На основе содержаний его произведений мы
можем изучать жизнь людей, местность, богатство горных пород и минералов. Читая
сказы, мы узнаём, как жили мастеровые люди: гранильщики, камнерезы, мастерство,
которых славилось на весь мир.
В современном мире, некогда забытые профессии: гранильщики, камнерезы,
обрели новую жизнь и стали востребованными.
Планируемый результат
Создать карту Свердловской области с нанесёнными на ней месторождениями
минералов, по местам сказов Бажова.
Тематическое планирование элективного курса
Тема
урока
Культура
Урала
начала
XX века.

Развитие
камнерез
ного
искусства
на Урале.

Кол Содержание
-во
темы
часо
в
4 Сказы Бажова.
Любимый
писатель. Поэт
Валентин
Клементьев,
стихи
про
самоцветы

3

Виды
деят-ти
уч-ся

Дидактичес
кое
обеспечени
е
Лекция,
презентаци
я

Усвоение
понятий:
культура,
сказы,
минералы,
самоцветы
,
камнерезы
.
Указ Петра I о Усвоение
Лекция,
начале
понятий
раздаточны
разработок
Геология, й материал.
рудокопных
горное
дел. Акинфий дело,
Демидов
медные
уральский
руды,
заводчик
и рудознатц
промышленни ы, завод и
к.
крепость –
Екатеринб
ург.

Формы
контроля

Примеч. Д/з

Понятийный
диктант,
конспект
урока

Индивидуальные
задания:
Читать сказы П.
П. Бажова.

Понятийный
диктант,
проверка
индивидуаль
ных заданий.

Индивидуальные
задания:
Деятельность В.
Н. Татищева и
Акинфия
Демидова
на
Урале.Рассказ
презентация.

Уральско
е
краеведе
ние
УОЛЕ

4

Ювелирны
е
заводы
Урала.
Самоцветы
Бажовских
сказов,
писателей
и
художнико
в.

6

Минералы
Урала
в
музеях
России и
мира.

6

Минералы:
их
лечебные и
магические
свойства

6

Итоговые
уроки: «Я
житель
Урала.
Выступлен
ия
учащихся с
сообщения
ми
«Камнерез

3

Знакомство с
историей
образования и
работой
уральской
краеведческой
организацией
УОЛЕ
Вводный урок.
Знакомство
сювелирными
изделиями,
самоцветами,
работа
с
картой.

Направлен
ия
исследова
ний
данной
организац
ии
Минерал
ы
в
сказах
Бажова.

Лекция,
Проверка
фотографи индивидуаль
и, работа с ных заданий.
картой
и
минералам
и.

Лекция,
знакомство
с
терминами,
презентаци
я
литературн
ых
произведен
ий,
художестве
нных
работ,
знакомство
с
известным
и
деятелями
культуры
Вводное
Роль
Лекция,
занятие.
уральских поход
в
Уральские
самоцвето музей
камни в музеях в
в (виртуальн
Петербурга,
мировом
о).
Москвы,
искусстве
Франции,
.
Германии.
Эстетическое
Лекция,
влияние
работа
с
самоцветов.
минералам
Самоцветы в
и, картой
сувенирной
продукции.
Защита
индивидуальны
х проектов.
Представление
карты
Свердловской
области
с
нанесёнными
местами
действий

Подготовить
презентации,
доклады
направлениях
краеведческой
организации
УОЛЕ

Просмотр
презентаций.
Сравнительн
ый
анализ
работ.

Индивидуальн
ые
задания:
минералы
и
ювелирные
изделия в сети
музеев
на
Урале.

Просмотр
презентаций.
Обсуждение
работ.

Подготовить
сообщение
Необходимы
ли
музеи
современному
обществу.

Обсуждение
Влияние
сообщений о камнерезного
музее.
искусства на
развитие
уральского
региона.
Обсуждение.
Оценки.
Рефлексия.

о

ное
искусство
на Урале.
По следам
сказов
Бажова».

№
урок
а
1

2

3

сказов Бажова,
горных пород и
минералов

Календарно-тематическое планирование курса «Камнерезное искусство на Урале.
По следам сказов Бажова».
5 класс
Наименование
Кол –
Тема урока
Планируемая
Содержание темы
раздела блока
во
учебная
часов
неделя
Культура Урала
4
Введение. Культура
1
Знакомство с культурой
начала XX века
Урала началаXXвека
Урала XX в. Сказы
Бажова. География
минералов в сказах
Бажова. Любимый
писатель. Поэт Валентин
Клементьев, стихи про
самоцветы.
Усвоение понятий:
культура, сказы,
минералы, самоцветы,
камнерезы.

Развитие
камнерезного
искусства на
Урале.

Уральское
краеведение
УОЛЕ

3

4

Бажов – любимый
писатель. Сказы Бажова.
География минералов в
сказах Бажова
Самоцветы в поэзии.
Поэт Валентин
Клементьев
Зарождение
камнерезного искусства
на Урале

2

Уральские заводчики и
промышленники
Роль Демидовых на
Урале. Акинфий
Демидов.
Уральская краеведческая
организация (УОЛЕ).
История образования

6

3
4

5

Указ Петра I о начале
разработок рудокопных
дел. Акинфий Демидов
уральский заводчик и
промышленник.
Усвоение понятий
Геология, горное дело,
медные руды,
рудознатцы, завод и
крепость –
Екатеринбург.

7

8

Знакомство с историей
образования и работой
уральской краеведческой

организацией УОЛЕ

4

5

6

Ювелирные
6
заводы Урала.
Самоцветы
Бажовских сказов,
писателей и
художников

Минералы Урала
в музеях России и
мира.

Минералы на
службе у людей:
их лечебные и

6

6

Работа над проектом
Работа над проектом
Защита проектов
Развитие ювелирной
промышленности на
Урале

9
10
11
12

Знакомство с
уральскими
самоцветами.
Месторождения
минералов на карте
Урала.
По следам сказов
Бажова. Медной горы
Хозяйка. Каменный
цветок.
Серебряное копытце.
Голубая змейка
Огневушка –
поскакушка. Синюшкин
колодец.
Самоцветы в легендах,
сказах, мифах, народов
Урала. (Рисунки)
Музей ювелирного и
камнерезного искусства
на урале.
(Виртуальная экскурсия)

13

Уральские камни в
музеях Санкт –
Петербурга. Виртуальная
экскурсия)
Уральские камни в
музеях Москвы.
(Виртуальная экскурсия)
Уральские камни в
музеях Германии.
(Виртуальная экскурсия)
Уральские камни в
музеях Франции.
(Виртуальная экскурсия)
Натуральные камни и
минералы в музеях
частных коллекций
Минералы в искусстве
(краски, картины,
мозайка).

19

Вводный урок.
Знакомство с
ювелирными изделиями,
самоцветами, работа с
картой.

14

15
16

17

18

Вводное занятие.
Уральские камни в
музеях Петербурга,
Москвы, Франции,
Германии

20

21

22

23

24

Эстетическое влияние
самоцветов. Самоцветы в
сувенирной продукции.

магические
свойства.

7

8

Путешествие по
карте.

Итоговые уроки:
«Я житель Урала.
Выступления
учащихся с
сообщениями
«Камнерезное
искусство на
Урале. По следам
сказов Бажова».

3

Минералы в хозяйстве и
быту.
Лечебные свойства
минералов.
Минералы в астрологии
Самоцветы в сувенирной
продукции
Работа над проектом
Определение минералов
по их свойствам
(практическая работа).
Путешествие по карте.
Распределение
минералов на карте
Урала по сказам Бажова.
Путешествие по карте.
Распределение
минералов на карте
Урала по сказам Бажова.
Защита индивидуальных
проектов.
Представление карты
Свердловской области с
нанесёнными местами
действий сказов Бажова,
горных пород и
минералов

25

Защита проектов
Защита проектов.
Обсуждение. Рефлексия

34
35
36

26
27
28
29
30

Путешествие по карте
Урала. Месторождение
минералов

31

32

33

Защита индивидуальных
проектов.
Представление карты
Свердловской области с
нанесёнными местами
действий сказов Бажова,
горных пород и
минералов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного
курса
1.
Фундаментальное
ядро содержания общего образования
Печатные пособия
/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М.
Кондакова. — 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с. (Стандарты второго поколения).
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт основного общего образования [Текст] / рук. Л. И. Льняная.
— М. : Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения)
3.
Концепция развития дополнительного образования
детей// Российская газета Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва —
Российская Газета. Электронный ресурс. [http://www.pravo.gov.ru].
4.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. – М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

5.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 24.07.2015) // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
Основная литература
Деготь Е. Русское искусство XX века [Текст] / Е. Деготь: М.:, 2002
Литературная жизнь Урала XX века: литературоведческая концепция
музейной экспозиции / Отв. ред. Т. А. Снигирева, Е. К. Созина. –
Екатеринбург: Объединенный музей писателей Урала; УрО РАН; Издво Урал. ун-та, 2008 – 152 с.
Бажовская энциклопедия / ред.-сост.: В. В. Блажес, М. А. Литовская. –
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Сократ, 2007. – 640 с.
Главная - ГБУ СО "Природный парк"Бажовские места" //
http://www.bm-park.ru/
Сказки Бажова П.П. Уральские сказы Бажова с картинками. //
https://mishka-knizhka.ru/skazki-bazhova/
Эрмитаж https://pano.hermitagemuseum.org:7743/3d/html/pwoa/main/
https://www.nmuseum.ru/post/каменная-симфония
Индивидуальный проект "Уральские редкости в Эрмитаже
"https://infourok.ru/individualniy-proekt-uralskie-redkosti-v-ermitazhe3702517.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».