Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_За страницами учебника математики_ 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Сапегина Ю.В.
«28» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор МДОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Прг^азб^ 98а-О
«28»августа 2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»

г. Кировград
2023г.

Содержание
Пояснительная записка
1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
2. Содержание курса внеурочной деятельности
3. Тематическое планирование
Литература

3
5
7
7
9












Пояснительная записка
В основу программы внеурочной деятельности положены идеи и положения
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»
разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
Письмом министерства просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 г. № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
разработанные в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное
дополнительное образование для детей" Институтом образования ФГАУ ВО
"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно
с ФГБОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О.Е.
Кутафина"».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
Уставом Муниципального Автономного Общеобразовательного учреждения Средняя
Общеобразовательная Школа №3 города Кировграда;
Основными образовательными программами (ООП) начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
Приказом Министерства Просвещения РФ № 254 от 20.05.2020 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего
образования».
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
Практическая направленность

•
•
•
•
•
•

В основу составления программы математического кружка положены следующие
педагогические принципы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности
их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
доступность.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп
образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Воспитательный потенциал курса реализуется через
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требования
и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработке своего к ней отношения;
- применения на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.
Цели обучения.
Развитие логического и алгоритмического мышления.
Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
Выработка навыков устной монологической речи.
Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Организация учебных занятий.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически
и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на
междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических
свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их
предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частичнопоисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной
деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих
характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума,
оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения.






укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
дидактические игры.
Требования к математической подготовке.
В результате изучения курса «За страницами учебника математики» учащиеся должны
иметь представления о различных системах счисления и о пространственных фигурах,
уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи,
разгадывать
магические квадраты и кроссворды, иметь навыки быстрого счета.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.










Личностными результатами изучения курса
является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в
объединении, деловые качества воспитанника) используется:
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса
являются формирование универсальных учебных действий (УУД).









Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;





























осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметными результатами изучения курса
являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким
образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу
динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание
способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в
групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но
возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для
позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы, создание портфолио.
Содержание программы.
1. Числа и вычисления (8 ч.).
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила
быстрого счета. Числовые ребусы. Магические
квадраты.
2. Геометрические фигуры (5 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
3. Ребусы. Кроссворды (5 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
4. Логические задачи (8 ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками.Задачи на принцип Дирихле.
5. Решение задач (11 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на
движение.
Тематическое планирование.
№
занятия

1

Содержание занятия

Кол – во
часов (на
тему,
раздел)

Греческая и римская нумерация.
1 час

2
3

Индийская и арабская система
счисления
Древнерусская система счисления.

1 час
1 час

4

Правила и приемы быстрого счета.
1 час

5

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».
1 час

6
7
8
9
10
11
12

Знакомство с числовыми
ребусами.
Решение и составление числовых
ребусов
Заключительное занятие
«Путешествие в страну чисел».
Треугольник, задачи с
треугольниками.
Четырехугольники.
Геометрические головоломки.
Знакомство с пространственными
фигурами.
Решение задач на площадь и

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

Форма занятия
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая

15

объемы пространственных
Заключительное занятие
«Занимательная геометрия».
Знакомство с принципами их
составления.
Решение и составление ребусов.

16

Знакомство с кроссвордами.

1 час

17

1 час

22

Составление и решение
кроссвордов.
Конкурс на лучший ребус и
кроссворд.
Знакомство с числовыми
мозаиками.
Составление и решение числовых
мозаик.
Решение и составление задач со
спичками.
Головоломки со спичками.

23

Знакомство с принципом Дирихле.

1 час

24

1 час

27

Решение задач на принцип
Дирихле.
Решение задач на принцип
Дирихле.
Заключительное занятие
«Математический КВН».
Решение занимательных задач.

28

Решение шутливых задач.

1 час

29

Задачи от противного.

1 час

30

Задачи на движение.

1 час

31

Задачи на движение по реке.

1 час

32

Задачи на движение по реке.

1 час

33

Задачи на бассейны.

1 час

34

Задачи на бассейны.

1 час

13
14

18
19
20
21

25
26

Всего

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

34

работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа
индивидуальная и групповая
работа

Литература.
1. И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 2014г.
2. Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 2015 г.
3. Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону
2014 г.
4. Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями»
М.«наука» 2014 г.
5.
Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности»
М.«Наука» 2015 г.
6. « Я иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое
сентября»,2000 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».