Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_ Глобус_ 6-8 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______ Сапегина Ю.В.
«28><йгуста 2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
Букреев Е.М.
Приказ № 98а-О
«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛОБУС

г. Кировград
2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………….

3 – 11

Общая характеристика……………………………………………….

3–4

Актуальность и назначение программы……………………………..

4–9

Взаимосвязь с программой воспитания……………………………...

9 – 11

Планируемые результаты освоения курса внеурочной

12 – 15

деятельности «Глобус» (основное общее образование)…………….
Личностные результаты……………………………………………….

12 – 13

Метапредметные результаты…………………………………………

13 – 15

Предметные результаты ……………………………………………...

15

Содержание курса внеурочной деятельности «Глобус» (основное

16 – 25

общее образование)……………………………………………………
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

26 – 37

«Глобус» (основное общее образование)…………………………..
Учебно-методическое и материальное обеспечение программы
учебного курса………………………………………………………..

38 – 39

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Рабочая программа внеурочной деятельности «Глобус» (далее –
Программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований к
результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, утвержденном приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования», а также с учетом:
‒

федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной

приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г.
№ 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования»;
‒

Концепции

географического

образования

принятой

на

Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением
Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
24.12.2018 года.
‒

Концепции развития научно-популярного туризма в Российской

Федерации на период до 2035 года" (утв. Минобрнауки России 25.01.2023 N
ВФ/1-Кн)
‒

письма Министерства культуры Российской Федерации от

28.02.2017 № 49-01.1-39-НМ «О направлении Методических рекомендаций
по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного
наследия в виде достопримечательного места»;
‒

письма Министерства просвещения Российской Федерации от

05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе

с

«Информационно-методическим

письмом

об

организации

внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
2

государственных

образовательных

стандартов

начального

общего

и

основного общего образования»);
‒

федеральной рабочей программы по географии для 5–9 классов

образовательных организаций.
При разработке данной программы использовались следующие
нормативные документы:

‒

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах

туристской деятельности в Российской Федерации»;
‒

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах

культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации» (с дополнениями и изменениями);
‒

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
‒

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность программы
Важным элементом внеурочных занятий для школьников во все
времена является активное воспитание детей природой. Об этом пишут в
своих трудах Я Каменский, Ж.Руссо, Г. Песталоцци. Теории современного
образования не только базируются на принципе воспитания детей природой,
но и расширяют его, так как формирование в среде школьников стремления к
саморазвитию, способности адаптироваться к изменяющимся социальным
процессам, являются основой образования и воспитания сегодняшнего
обучающегося. Мир людей динамичен, условия проживания в обществе
постоянно меняются, что требует от человека умения активно действовать в
постоянно меняющихся условиях, приспосабливаться и меняться вместе с
ними. Экскурсионная и туристическая деятельность помогает развить данные
качества.

Туризм,

в

любом

его
3

проявлении,

является

практико-

ориентированной деятельностью, где обучающийся поставлен в условия,
позволяющие ему проявить самостоятельность, находится в ситуации поиска,
при взаимодействии с объектами туристического интереса добывать знания,
позволяющие

успешно

адаптироваться

к

условиям

окружающего

социального и природного мира. Таким образом, обучающийся оказывается
вовлеченным в энергичную самостоятельную, творческую работу, в основе
которой лежит самоорганизация, позволяющая сформировать творчески
активную, открытую личность. Туристско-краеведческая деятельность тесно
связана с умственным развитием. Во время экскурсий, походов, экспедиций
обучающиеся выполняют краеведческие задания, проводят поисковые
работы, выполняют социальные роли. Приобретенный опыт проживания в
созданных условиях позволяет не просто углубить знания, транслируемые в
рамках школьных программ, но и научиться тонкостям человеческих
взаимоотношений, адаптироваться к неформальным условиям проживания в
различных социальных группах, учится синтезу и анализу информации,
умению принимать решения и нести за них ответственность. Отмечая
значение туризма, нельзя не отметить важность его образовательной
функции. Ведь только в условиях пребывания вне стен школьных кабинетов,
обучающимся предоставляется возможность, расширить, закрепить учебный
материал по общественным и естественнонаучным дисциплинам. В основе
любой экскурсии, похода, экспедиции лежит двигательная активность,
способствующая оздоровлению ее участников. Тем самым туризм реализует
запрос общества на слияния двигательной и познавательной активности. Это
особенно

актуально

звучит

для

современных

школьников

ведущих

малоподвижный образ жизни, испытывающих проблемы со здоровьем.
Туризм, являясь одним из активных видов деятельности, помогает улучшить
и укрепить здоровье обучающегося, выступает как средство снятия
физической

усталости,

психологического

напряжения

и

стрессов

у

подрастающего поколении особенно в условиях социальной напряженности
и информационного перенапряжения. Таким образом, туризм позволяет
4

решать задачи обучения, воспитания, образования и оздоровления в
комплексе. Создает условия для формирования творческой социально
адаптированной личности.
Основное внимание в программе уделено современным экскурсиям,
подходам, экспедициям, к организации деятельности, нацеливающих
обучающихся на самостоятельный поиск и исследование, формирующие
умение

работать

с

многообразными

источниками

исторической

и

современной информации, социализацию.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебных курсов общественного
и

естественнонаучного

циклов.

Призвана,

обеспечить

целостное

и

эмоционально окрашенное восприятие истории родного края в истории
страны, экологическим вопросам.
Цель курса «Глобус»: в рамках образовательного учреждения через
организацию туристко-краеведческой деятельности школьников создать
условия для развития познавательного интереса обучающихся к истории
родного

края,

современным

аспектам

его

развития,

экологическим

проблемам.
Основные задачи курса «Глобус»:
‒

расширить

географические,

историко-краеведческие,

экологические знания обучающихся, формируемые в рамках школьных
курсов естественнонаучного и общественного цикла;
‒

познакомить учащихся с основами туристических знаний;

‒

сформировать навыки экологического грамотного поведения в

природе;
‒

Совершенствовать

интеллектуальному,

духовному

и

физическому развитию обучающихся;
‒

Прививать обучающимся навыки самостоятельной деятельности.

‒

стимулировать

познавательный

интерес

обучающихся

к

материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений,
5

развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на
основе широкого круга источников и в первую очередь – на практическом
материале;
‒

способствовать осознанию обучающимися своей социальной

идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края
посредством изучения информации о личностях, событиях, процессах и
памятных местах, наиболее значимых для истории страны, региона,
местности;
‒

способствовать развитию у обучающихся понимания историко-

культурной ценности памятных мест края, необходимости сохранения
природно-культурных ландшафтов, памятных объектов археологического и
культурного наследия, историко-градостроительной и природной среды как
достояния региона и страны в целом.
Место курса «Глобус»
Программа курса рассчитана на 102 часа, которые могут быть
реализованы в течение одного учебного года в составе разновозрастной
группы из обучающихся 5–9 классов.
Расписание занятий имеет гибкий/ плавающий график. Программа
вариативна, так как содержит разделы и темы, которые можно изменять в
течение учебного года, в зависимости от климатических и геофизических
условий Среднего Урала, от образовательных возможностей и потребностей
обучающихся. Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в
помещении (учебный кабинет, спортзал) и на местности во время экскурсий
суточных,

многодневных

маршрутов.

Значительная

часть

времени

отводиться для проведения практических занятий, с целью отработки
туристических навыков и умений обучающихся перед многодневной
экспедицией и экскурсий.
Для

теоретических

и

практических

занятий

на

территории

образовательного учреждения отводится 40 часов в год. Занятия проводятся
три раза в неделю, по 1 учебному часу (40 минут). Количество занятий в
6

неделю может варьироваться. Практические занятия (экскурсии, походы,
экспедиции) проводятся в каникулярное время, выходные дни 60 часов в год.
Дополнительно в июне/августе реализуются программы многосуточных
экспедиций для школьников: «По следам Максима Походяшина» ‒ 120 часов
(пять суток); «Гора Чистоп – сердце гор Северного Урала» ‒ 168 часов (семь
суток).
Занятия проводятся как с полным составом объединения, так и в
рамках групповых и индивидуальных консультаций. Цель данных занятий
углубление специализации обучающихся в рамках выбранной им роли при
прохождении экспедиции.
При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как
беседы, дискуссии, экскурсии, походы, экспедиции и другие.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной
деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм
деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы
или обобщены) с учетом преобладающего возрастного состава учебной
группы, условий школьной информационно-образовательной среды и
возможностей доступа к работе с туристко-краеведческими материалами.
Формы подведения итогов реализации программы: викторины,
игры, работа агитбригады, однодневные походы, многосуточные экспедиции.
Способ проверки результатов: наблюдение, беседа с обучающимися,
родителями/ лицами их замещающими, тестирование.
Участникам

многосуточных

экспедиций

выдается

сертификат

участника и памятный значок.
Особенностью

программы

является

привлечение

и

активное

использование в образовательном процессе традиционных источников
информации (учебники по истории и географии края, ресурсы местных
библиотек

и

краеведческих

музеев)

и

современных

цифровых

информационных ресурсов (порталы и сайты Русского Географического
7

общества,

историко-просветительской

и

историко-культурной

направленности – Открытые данные Министерства культуры Российской
Федерации и др.), содержащие текстовые, видео- фотоматериалы в рамках
заявленных к изучению темах.
Содержательные элементы программы предполагают организацию
вокруг

них

поисково-исследовательской

деятельности

обучающихся,

результаты которой могут быть оформлены в виде учебных исследований,
проектов, информации в СМИ и представлены для презентации и оценки в
рамках курсов естественнонаучного и общественного циклов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных

групп

образовательных

результатов

–

личностных,

метапредметных, предметных.
Программа

носит

туристко-краеведческую,

просветительскую,

гражданско-патриотическую направленность, что позволяет обеспечить
достижение следующих

целевых

ориентиров воспитания

на уровне

обучающимися

российской

основного общего образования:
‒

осознанное

принятие

своей

гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе;
‒

понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,

настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания;
‒

проявление

обучающимися

уважения

к

историческому

и

культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране;
8

‒

сознательное отношение и проявление обучающимися уважения

к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям
России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к
героям и защитникам Отечества в прошлом и современности.
‒

воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности,

совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению,
сверстникам, другим людям;
‒

развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов

коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки
заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
‒

формирование у подрастающего поколения ответственного

отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
‒

создание равных условий для занятий физической культурой и

спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
‒

привитие

культуры

безопасной

жизнедеятельности,

профилактика вредных привычек;
‒

формирование в детской среде системы мотивации к активному и

здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового
питания и трезвости;
‒

формирование у детей умений и навыков самообслуживания,

потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности;
‒

развитие умения работать совместно с другими, действовать

самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
‒

становление и развитие у ребенка экологической культуры,

бережного отношения к родной земле;
9

‒
них

формирование у детей экологической картины мира, развитие у

стремления

ответственности

беречь
за

и

охранять

состояние

природу;

природных

взаимодействие с ними.

10

воспитание

ресурсов

и

чувства
разумное

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГЛОБУС»
Содержание

программы

«Глобус»

направлено

на

достижение

обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское воспитание: активное участие в жизни местного
сообщества,

родного

края,

страны;

представление

о

правилах

межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих
ущерб социальной и природной среде;
– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов нашей страны;
– духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным

эмоциональным

состоянием;

сформированность

навыка

рефлексии;
– трудовое воспитание: установка на активное участие в решении
практических задач; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
11

– экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из
социальных наук для решения задач в области окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры;
– ценность научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; осмысление значения истории
как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать
географические,
выявлять

исторические,

характерные

краеведческие,

признаки

экологические

географических,

факты;

исторических,

краеведческих, экологических явлений; раскрывать причинно-следственные
связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
– базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование на основе практического
материала;

систематизировать

географические,
формулировать
исследования,

краеведческие,
обобщения
определять

и

и

анализировать

экологические
выводы

новизну

и

по

исторические,

факты,

самостоятельно

результатам

проведенного

обоснованность

полученного

результата;
– работа с информацией: применять различные методы, инструменты
и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников;
выбирать,

анализировать,

систематизировать
12

и

интерпретировать

информацию различных видов и форм представления; осуществлять анализ
учебной и внеучебной практической информации, извлекать информацию из
источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации
источника.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и явлений прошлого и
настоящего, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее

достижению;

планировать

и

осуществлять

совместную

работу,

коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе
регионального материала; определять свое участие в общей работе,
координировать свои действия с другими членами группы, оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);

составлять

план

действий

(план

реализации

намеченного

алгоритма решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за
решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать
соответствие результата цели и условиям;
13

– эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения
эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку,
его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
‒

расширение основных представлений о краеведении и туризме;

‒

овладение навыками подготовки к экскурсии, однодневному

походу: одеться по погоде, правильно уложить рюкзак, подготовить
продукты и снаряжение, организовать привал, бивуак;
‒

овладение первичными навыками топографии и ориентирования;

‒

развитие умений оказания первой медицинской помощи;

‒

формирование умений планировать и осуществлять совместную

деятельность, договариваться о распределении функций и ролей в туристскокраеведческой деятельности;
‒
различать

овладение навыками выживания в незнакомой местности:
ядовитые

и

съедобные

растения

и

грибы,

устраивать

туристический лагерь, разбивать палатки, разжигать костер, приготовление
пищи;
‒

формировать

умение

оформлять

отчеты

о

совместной

деятельности;
‒

умение работать с основными видами современных источников

географической, экологической, краеведческой информации;
‒

способность представлять устное и письменное описание

событий, явлений, процессов географии, истории родного края, основанное
на знании исторических фактов, дат, понятий.

14

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГЛОБУС»
Введение.
Вводное занятие. Техника безопасности (1 час)
Знакомство с детьми. Ознакомление детей с курсом обучения,
проведение инструктажа по технике безопасности. Беседа о туризме.
Знакомство детей с условиями проведения учебных занятий. Зачем нужно
изучать природу. Правила техники безопасности. План работы объединения
на год.
Раздел 1.Юный турист: основы подготовки
Тема 1. Туризм. Краткий исторический экскурс. Цели, задачи,
возможности (5 часов)
Туризм, как средство познания и изучения родного края, физического и
духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и
прикладных навыков. Великие русские землепроходцы и путешественники,
их роль в формировании территории России. История освоения и изучения
Урала, Свердловской области. Туризм в России: история развития туризма в
России. Россия – страна возможностей, организация туризма в России. Роль
государства и органов образования в развитии туризма для подрастающего
поколения. Знакомство с видами туризма и их характеристика. Виды
туризма: пляжный, экскурсионный, пеший, горный, экстремальный, лечебнопрофилактический,
паломнический,

лечебно-оздоровительный,
круизный,

внутренний,

религиозный

внешний.

и

Классификация

турпоходов: пешие походы, горные походы, водные походы или сплавы,
лыжные походы, спелеотуризм, авто-мото велосипедный, парусный, конный.
По температурному режиму: летний, зимний. Виды движения по маршруту:
радиальный, линейный. Туристическая и экспедиционная деятельность
школьников:

сходства

и

различия.

Возможности

туризма

для

самореализации: нормативы, значки, разряды по спортивному туризму,
спортивному ориентированию, туристскому многоборью.
Практическое

занятие:

анализ
15

туристической

карты

Урала,

Свердловской области.
Практическое занятие: составление интерактивной туристической
карты своего региона (города, округа, субъекта РФ)
Тема 2. Личное и групповое туристское снаряжение группы (4 часа)
Личное
снаряжения

снаряжение:
для

основные

суточного

и

понятия,

многосуточного

перечень,

требования

похода,

экспедиции.

Индивидуальное оборудование участника похода/экспедиции: рюкзаки и их
типы, спальные мешки: плюсы и минусы. Правила укладки предметов в
рюкзаке. Одежда и обувь для занятий туризмом в различных температурных
условиях. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение: основные понятия, перечень, требования
снаряжения для суточного и многосуточного похода, экспедиции. Палатки:
назначение, типы, преимущества и недостатки. Походная посуда для
приготовления пищи. Топоры, пилы. Ремонтная аптечка: состав, назначение.
Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник
и др. Характеристика оборудования для проведения исследования в рамках
тем заявленных в экспедиции: метеорологические приборы, экологическое
оборудование, набор ботаника и т.д. Особенности снаряжения занятий
туризмов в различных температурных условиях.
Практическое занятие: укладка рюкзаков, знакомство, подгонка, уход
и ремонт снаряжения.
Практическое занятие: отработка навыков работы с оборудованием
для проведения исследований: метеорологические приборы, экологическое
оборудование, набор ботаника и т. д.
Тема

3.

Организация

быта

группы

туристов

в

радиальном

походе/экспедиции (основная часть раздела отрабатывается во время
проживания обучающихся в условиях многодневной экспедиции)(4 часа).
Влияние внешних условий (погода, рельеф местности, физическое
состояние участников и т.д.) на продолжительность и периодичность
привалов на маршруте. Организация, привалов, бивуака в походе/экспедиции
16

при радиальном маршруте, основные требования. Командная работа в рамках
организация развертывания и свертыванию лагеря в соответствии с
заданными

критериями:

безопасность,

комфортность,

видимость,

эстетичность (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора
воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка
палаток: размещение вещей, защита от осадков (дождь, роса, снег), ветра,
кровососущих насекомых. Правила поведения в палатке. Санитарная уборка
места лагеря перед его установкой и после свертывания (операция «нас здесь
не

было»).

Типы

инструментами

при

костров.
заготовке

Правила
дров.

разведения
Правила

костра,

работа

обращения,

с

хранения,

переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью на
маршруте (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнем,
кипятком. Организация ночлегов в помещении. Правила купания.
Практическое занятие: выбор мест, пригодных для организации
привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака).
Разжигание костра в различных погодных условиях (ветер, дождь, снег и т.д).
Тема 4. Подготовка к путешествию походу/экспедиции (3 часа).
Выбор территории и определение цели маршрута. Распределение ролей
в группе. Составление плана подготовки похода. Теоретическое изучение и
анализ

территории

выбранного

маршрута:

изучение

литературы,

картографический анализ, статистический анализ: изучение отчетов, отзывав
рекомендаций туристов побывавших ранее на запланированном маршруте,
формирование и отправка запросов в местные образовательные и другие
учреждения,

работа

с

проводниками,

экскурсоводами

водителями

транспорта. Разработка маршрута, составление плана-графика движения.
Подготовка личного и общественного снаряжения.
Практическое занятие: составление плана подготовки суточного
похода.
Практическое

занятие:

картографический

анализ

маршрута.

Составление плана-графика движения в суточном походе. Подготовка
17

личного и общественного снаряжения.
Тема 5. Основы организации питания в походе/экспедиции (3 часа)
Правильное

питание,

как

залог

успеха

любой

туристической

деятельности. Варианты организации питания в суточном походе: на
бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в
многодневном маршруте. Составление меню, списка продуктов. Фасовка,
упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Правила приготовления пищи на
костре. Питьевой режим на маршруте.
Практическое занятие: составление меню и списка продуктов для
суточного похода.
Практическое занятие: читаем на упаковках - закупка, фасовка и
упаковка продуктов.
Практическое занятие: организация и приготовление пищи на костре
с соблюдением техники безопасности и правил гигиены (практическое
занятие отрабатывается в рамках многосуточной экспедиции).
Тема 6. Туристские роли в группе (2 часа)
Распределение ролей в группе. Доверие группы и ответственность за
выполнение порученных обязанностей. Постоянные роли. Инструктор
группы.

Требования

к

инструктору

группы

(туристский

опыт,

инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его
обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения
заданий, поддержание нормального микроклимата в группе. Другие
постоянные должности в группе: повар, ответственный за снаряжение,
проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф,
ответственный за отчет о походе, культорг, физорг и т.д.
Временные роли – делова игра. Дежурные по кухне. Их обязанности
(приготовление пищи, мытье посуды). Причины внеочередного дежурства.
Практическое

занятие:

подготовка

к

выполнению

ролей

и

выполнение поставленных индивидуальных задач в ходе прохождения/
проживания на маршруте. Подведения итогов. Практическое задание
18

отрабатывается

в

рамках

проведения

экскурсий,

суточного

похода,

многосуточной экспедиции.
Тема 7. Правила движения в походе, преодоление препятствий
(практическая часть данной темы отрабатывается в ходе проведения
экскурсии или в рамках суточного похода) (1 час)
Правила и порядок движения группы на маршруте в условиях
пересеченной, малозаселенной/не заселенной местности. Режим движения,
темп. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим ходового дня.
Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам,
тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через
завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам, мокрому
грунту, песку, снегу, льду.
Практическое занятие: отработка движения колонной. Соблюдение
режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по
пересеченной местности: лес, густой кустарник, завалы, заболоченная
местность.
Тема 8. Техника безопасности при проведении туристских походов,
занятий (положения данной темы отрабатываются на каждом занятии,
не зависимо от формы, времени и места проведения занятий. Дети
расписываются в специально оформленном журнале инструктажей) (1 час).
Дисциплина, самоорганизация в любом виде деятельности человека это,
основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в
помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на
транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.
Организация самостраховки. Использование простейших узлов и техника их
вязания.

Правила

поведения

в

незнакомом

населенном

пункте.

Взаимоотношения с местным населением.
Тема 9. Подведение итогов туристкой деятельности группы (эта тема
входит в состав практических занятий на местности; в условиях
нахождения группы на маршруте. Рефлексия по окончании каждого дня.
19

Общий отчет формируется после прибытия группы на место постоянного
проживания. Каждый участник выполняет ту роль, которую играл в
походе) (3 часа).
Обсуждение итогов дня на маршруте, отчеты ответственных по
заданным поручениям /ролям. Обработка собранного материала. Составление
отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты,
подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение
творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации,
давшей задание. Ремонт и сдача инвентаря. Подготовка экспонатов для
школьного музея. Отчетные вечера, выставки по итогам походов, работа
агидбригады.
Раздел 2. Топография и ориентирование (данный раздел достаточно
плотно изучается на уроках географии в 5-6 класса, отдельными вопросами
стоит в рамках ВПР, ОГЭ по географии, поэтому темы этого раздела
обучающиеся повторяют, вспоминая изученный материал).
Тема 10. Топографический план местности. Карта (1 час)
Роль топографии и топографических карт в народном хозяйстве и
обороне государства, значение топографических карт на маршруте. Масштаб.
Виды

масштабов

(линейный,

численный,

именованный).

Масштабы

топографических карт. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб,
нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для
разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Определение координат
на топографической карте. Защита карты от непогоды в походе, на
соревнованиях.
Практическое

занятие:

анализ

карт

различного

масштаба.

Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.
Копирование на кальку участка топографической карты.
Тема 11. Условные знаки (1 час).
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение
топографических. Понятие рельеф, формы рельефа. Способы изображения
20

рельефа на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.
Практическое занятие: изучение на местности изображения местных
предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические
диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.
Тема 12. Ориентирование. Способы ориентирования: с использованием
приборов, инструментов; по местным признакам (3 часа).
Основные и промежуточные стороны горизонта. Азимут, виды
азимута. Движение по азимуту. Решение задач по теме «Азимутальный
треугольник». Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Правила работы
с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром, его применение.
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейные,
точечные,

звуковой

ориентир,

ориентир-цель,

ориентир-маяк.

Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек
стояния на карте (привязки). Движение по легенде (с помощью подробного
текстового описания пути). Протокол движения. Ориентирование по
местным признакам. Действия в случае потери ориентира: определение
азимута по Солнцу в разное время дня. Определение азимута по Луне.
Полярная звезда, её нахождение. Приближенное определение сторон
горизонта

по

особенностям

некоторых

местных

предметов.

Поиск

отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные
ориентиры, о выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой
пеленгации, источников света в ночное время.
Практическое занятие: разработка маршрута туристского похода на
топографической карте с подробным описанием ориентиров, составлением
графика.
Практическое занятие: построение на бумаге заданных азимутов.
Упражнения

на

глазомерную

оценку

азимутов.

Упражнения

на

инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте..
Практическое

занятие:

ориентирование

карты

по

компасу.

Упражнения: определение азимута на заданный предмет и нахождение
21

ориентиров по заданному азимуту. Движение по азимуту.
Практическое

занятие:

упражнения

по

определению

азимута

движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня.
Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам,
Солнцу, Луне, Полярной звезде. Имитация ситуации потери ориентировки,
построение алгоритма действий восстановления местонахождения.
Тема 13. Измерение расстояний (1 час)
Способы измерения расстояний на местности и топографической карте.
Использование курвиметра, нитки. Средний шаг, от чего зависит его
величина. Как измерить средний шаг. Таблица переводов шага в метры.
Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера.
Определение расстояния по времени движения.
Практическое занятие: измерение своего среднего шага (пары шагов),
построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий
ходьбы.

Упражнения

на

прохождение

отрезков

различной

длины.

Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.
Раздел 3. Краеведение (90% вопросов темы изучается в условиях
нахождения

обучающихся

на

маршрутах

различной

сложности

и

направления. Перед каждым выходом, в ходе движения транспорта
руководитель (специально подготовленный ученик) ведется подробный
рассказ об особенностях территориального, исторического, природного
развития того места истории места выдвижения группы).
Тема 14. Родной край: особенности географического положения,
природы, история становления, известные земляки (60 часов).
Климат, растительность и животный мир родного края, рельеф, реки,
озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные
магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспектива его
развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.
Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного
пункта.
22

Практическое

занятие:

знакомство

с

картой

своего

края.

«Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.
Практическое занятие: прогулки и экскурсии по ближайшим
окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.
Тема 15. Общественно полезная работа в экскурсионной, походной,
экспедиционной деятельности (вопросы темы полностью изучаются в ходе
прохождения обучающимися заданных маршрутов) (1 час)
Выполнение краеведческих заданий. Метеорологические наблюдения.
Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира.
Геологический

поиск.

Простейшие

приборы

для

краеведческой

и

исследовательской работы. Природоохранительная деятельность туристов.
Практические

занятия:

организация

и

наблюдение

метеорологических наблюдений, изучение флоры и фауны на маршруте, сбор
образцов и материалов для школьного музея, предметных кабинетов.
Знакомство

с

краеведческими

объектами.

Изучение

краеведческой

литературы.
Раздел 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь (темы
данного

раздела

начитываются

непосредственно

перед

выездом

обучающихся на экскурсию, в поход, экспедицию).
Тема 16. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний (1 час)
Понятие о гигиене. Общая гигиеническая характеристика походов и
путешествий. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела,
индивидуального

снаряжения,

вещей.

Вредное

влияние

курения

и

употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность
спортсменов.
Практическое занятие: применение средств личной гигиены в
походах. Подбор одежды и обуви для и походов, уход за ними.
Тема 17. Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания
первой доврачебной помощи (3 часа)
Состав походной аптечки для суточных и многосуточных походов.
23

Перечень,

назначение,

лекарственных

препаратов.

показания/противопоказания
Новейшие

применения

фармакологические

препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при
хронических заболеваниях.
Походный

травматизм.

Заболевания

в

походе.

Профилактика

заболеваний и травматизма. Первая помощь при травмах различного
характера. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему,
обмороженному,
дыхание.

пораженному

Непрямой

массаж

электрическим
сердца.

током.

Респираторные

Искусственное
и

простудные

заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и
желудочные заболевания. Переломы. Наложение жгута, ватно-марлевой
повязки, обработка ран, промывание желудка. Приемы транспортировки
пострадавшего: транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке,
вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со
штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление
носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски
пострадавшего при травмах различной локализации.
Практическое

занятие:

формирование

походной

медицинской

аптечки.
Практическое занятие: способы обеззараживания питьевой воды.
Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы,
диагноза, практическое оказание помощи).
Практическое

занятие:

приготовление

носилок,

разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

24

волокуш,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Вводное
занятие.
Техника безопасности
(1 час)

Тема 1. Туризм. Краткий
исторический экскурс.
Цели,
задачи,
возможности (5 часов)

Основное содержание
Основные виды деятельности учащихся
Знакомство с детьми. Ознакомление детей с курсом Вести диалог с учителем, объяснять мотивы своего
обучения, проведение инструктажа по технике прихода в данное объединение, ставить цель своей
безопасности. Беседа о туризме. Знакомство детей с деятельности, давать свое определение понятию
условиями проведения учебных занятий. Зачем «туризм»
нужно изучать природу. Правила техники
безопасности. План работы объединения на год.
Раздел 1.Юный турист: основы подготовки
Туризм, как средство познания и изучения родного Объяснять содержание понятий: туризм, поход,
края,
физического
и
духовного
развития, экспедиция, родной край, физическое, духовное
оздоровления,
привития
самостоятельности, развитие. Осуществлять поиск, критический анализ
трудовых и прикладных навыков. Великие русские и отбор информации, раскрывающей содержание
землепроходцы и путешественники, их роль в основных терминов по теме, содержащей сведения
формировании
территории
России.
История об
основных
русских
землепроходцах
и
освоения и изучения Урала, Свердловской области. путешественниках, об истории освоения и изучения
Туризм в России: история развития туризма в Урала,
Свердловской
области.
Давать
России. Россия – страна возможностей, организация аргументированную оценку роли государства в
туризма в России. Роль государства и органов развитии туризма для детей. Называть виды
образования в развитии туризма для подрастающего туризма, классификацию турпоходах. Владеть
поколения. Знакомство с видами туризма и их основами картографического анализа. Составлять
характеристика.
Виды
туризма:
пляжный, интерактивную карту
экскурсионный, пеший, горный, экстремальный,
лечебно-профилактический,
лечебнооздоровительный, религиозный и паломнический,
круизный, внутренний, внешний. Классификация
турпоходов: пешие походы, горные походы, водные
походы или сплавы, лыжные походы, спелеотуризм,
авто-мото велосипедный, парусный, конный. По
температурному режиму: летний, зимний. Виды
движения по маршруту: радиальный, линейный.
Туристическая и экспедиционная деятельность
школьников: сходства и различия. Возможности

25

туризма для самореализации: нормативы, значки,
разряды по спортивному туризму, спортивному
ориентированию, туристскому многоборью.
Практическое занятие: анализ туристической
карты Урала, Свердловской области
Практическое занятие: составление интерактивной
туристической карты своего региона (города,
округа, субъекта РФ)
Тема 2. Личное и Личное снаряжение: основные понятия, перечень,
групповое
туристское требования
снаряжения
для
суточного
и
снаряжение группы (4 многосуточного
похода,
экспедиции.
часа)
Индивидуальное
оборудование
участника
похода/экспедиции: рюкзаки и их типы, спальные
мешки: плюсы и минусы. Правила укладки
предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для занятий
туризмом в различных температурных условиях.
Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое
снаряжение:
основные
понятия,
перечень, требования снаряжения для суточного и
многосуточного похода, экспедиции. Палатки:
назначение, типы, преимущества и недостатки.
Походная посуда для приготовления пищи. Топоры,
пилы. Ремонтная аптечка: состав, назначение.
Хозяйственный набор: оборудование для костра,
рукавицы, ножи, половник и др. Характеристика
оборудования для проведения исследования в
рамках
тем
заявленных
в
экспедиции:
метеорологические
приборы,
экологическое
оборудование, набор ботаника и т.д. Особенности
снаряжения занятий туризмов в различных
температурных условиях.
Практическое
занятие:
укладка
рюкзаков,
знакомство, подгонка, уход и ремонт снаряжения.

26

Объяснять содержание понятий: туристическое
снаряжение, личное и групповое снаряжение,
индивидуальное
и
групповое
оборудование,
ремонтная
аптечка,
хозяйственный
набор,
оборудование
для
проведения
научноисследовательских работ, наблюдения за состоянием
окружающей среды, мониторинг.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, сообщающей сведения о
правилах укладки личных вещей в рюкзак, о выборе
палатки, рюкзака, спальника, кухонной посуды и
т.д.
Давать аргументированную оценку и сравнительную
характеристику туристскому оборудованию.
На практике уметь укладывать оборудование в
рюкзак, сворачивать и разворачивать лагерь,
ухаживать
за
личным
и
общественным
оборудованием.
Проводить
мониторинг
окружающей среды при помощи метеорологических
приборов, экологических лабораторий. Проводить
фенологические
наблюдения,
анализировать
состояние окружающей среды. На основе
полученных данных формулировать и обсуждать
предложения по сохранению окружающей среды,

Практическое занятие: отработка навыков работы
с оборудованием для проведения исследований:
метеорологические
приборы,
экологическое
оборудование, набор ботаника и т. д.

Тема 3. Организация
быта группы туристов в
радиальном
походе/экспедиции
(4
часа).

Влияние внешних условий (погода, рельеф
местности, физическое состояние участников и т.д.)
на продолжительность и периодичность привалов на
маршруте. Организация, привалов, бивуака в
походе/экспедиции при радиальном маршруте,
основные требования. Командная работа в рамках
организация развертывания и свертыванию лагеря в
соответствии
с
заданными
критериями:
безопасность,
комфортность,
видимость,
эстетичность (выбор места для палаток, костра,
определение мест для забора воды и умывания,
туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка
палаток: размещение вещей, защита от осадков
(дождь, роса, снег), ветра, кровососущих насекомых.
Правила поведения в палатке. Санитарная уборка
места лагеря перед его установкой и после
свертывания (операция «нас здесь не было»). Типы
костров. Правила разведения костра, работа с
инструментами при заготовке дров. Правила
обращения, хранения, переноски колющих и
режущих предметов. Уход за одеждой и обувью на

27

прогнозировать изменения погодных условий,
давать рекомендации по поведению человека в той
или иной ситуации связанной с изменением
погодных
условий.
Соблюдать
технику
безопасности при использовании колющих и
режущих предметах. Оказывать меры первой
медицинской помощи при травмах.
Составлять перечнь личного и группового
снаряжения с учётом погодных условий. Подгонять
и ухаживать за снаряжением. Выполнять
обязанности по должностям в период подготовки,
проведения и подведения итогов похода.
Объяснять содержание понятий: «бивак», «привал»,
радиальный, линейный маршрут.
Работать в команде. Выполнять возложенные на
каждого роли, обязанности. Оборудовать бивуак в
соответствии с требованиями техники безопасности
Знать типы костров, уметь их разводить, оборудовав
место для костра в соответствии с установленными
правилами, техникой безопасности. Устанавливать
палатки, размещать в них личные вещи в
соответствии
с
правилами.
Использовать
самостраховки при преодолении естественных
препятствий. Соблюдать правила и режим
движения. Преодолевать несложные естественных
препятствий. Сворачивать и разворачивать лагерь.
Знать представителей животного мира – насекомых,
иметь представление о последствиях их укусов,
соблюдать правила защиты от насекомых, оказывать
первую помощь пострадавшим. Выбирать место для
забора питьевой воды., соблюдать правила гигиены.
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению места стоянки с точки зрения

Тема 4. Подготовка к
путешествию
походу/экспедиции
(3
часа).

Тема
5.
Основы
организации питания в
походе/экспедиции
(3
часа)

маршруте (сушка и ремонт). Меры безопасности при
обращении с огнем, кипятком. Организация
ночлегов в помещении. Правила купания.
Практическое занятие: выбор мест, пригодных для
организации привалов и ночлегов. Развертывание и
свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра в
различных погодных условиях (ветер, дождь, снег и
т.д).
Выбор территории и определение цели маршрута.
Распределение ролей в группе. Составление плана
подготовки похода. Теоретическое изучение и
анализ территории выбранного маршрута: изучение
литературы,
картографический
анализ,
статистический анализ: изучение отчетов, отзывав
рекомендаций туристов побывавших ранее на
запланированном маршруте, формирование и
отправка запросов в местные образовательные и
другие учреждения, работа с проводниками,
экскурсоводами водителями транспорта. Разработка
маршрута, составление плана-графика движения.
Подготовка личного и общественного снаряжения.
Практическое
занятие:
составление
плана
подготовки суточного похода.
Практическое занятие: картографический анализ
маршрута. Составление плана-графика движения в
суточном
походе.
Подготовка
личного
и
общественного снаряжения.
Правильное питание, как залог успеха любой
туристической деятельности. Варианты организации
питания в суточном походе: на бутербродах и с
приготовлением горячих блюд. Организация
питания в многодневном маршруте. Составление
меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и

28

санитарных норм и правил

Владеть
картографическим
анализом.
Анализировать различные источники с целью
синтеза и обобщения информации. Составлять план
суточного похода. Рассчитывать физические
возможности участников туристической группы.
Уметь составлять краткосрочные прогнозы.

Объяснять содержание понятий: меню, рацион,
режим питания, энергетическая ценность продуктов.
Проводить раскладку продуктов. На основе
теоретического анализа составление меню и список
продуктов, фасовать и упаковывать продукты.
Готовить на костре первые, вторые блюда и

переноска продуктов в рюкзаках. Правила
приготовления пищи на костре. Питьевой режим на
маршруте.
Практическое занятие: составление меню и списка
продуктов для суточного похода.
Практическое занятие: читаем на упаковках закупка, фасовка и упаковка продуктов.
Практическое
занятие:
организация
и
приготовление пищи на костре с соблюдением
техники
безопасности
и
правил
гигиены
(практическое занятие отрабатывается в рамках
многосуточной экспедиции).
Тема 6. Туристские роли Распределение ролей в группе. Доверие группы и
в группе (2 часа)
ответственность
за выполнение порученных
обязанностей. Постоянные роли. Инструктор
группы. Требования к инструктору группы
(туристский
опыт,
инициативность,
ровные
отношения с членами группы, авторитет). Его
обязанности: руководство действиями членов
группы,
контроль
выполнения
заданий,
поддержание нормального микроклимата в группе.
Другие постоянные должности в группе: повар,
ответственный
за
снаряжение,
проводник
(штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер,
фотограф, ответственный за отчет о походе,
культорг, физорг и т.д.
Временные роли – делова игра. Дежурные по кухне.
Их обязанности (приготовление пищи, мытье
посуды). Причины внеочередного дежурства.
Практическое занятие: подготовка к выполнению
ролей и выполнение поставленных индивидуальных
задач в ходе прохождения/ проживания на
маршруте. Подведения итогов. Практическое

29

напитки.

Объясняют выбор той или иной роли на маршруте.
Изучают
необходимые
требования
правила
необходимые для выполнения выбранной роли.
Применяют на практике необходимое оборудование
и снаряжение, соответствующее выбранной роли.
Осуществляют диалог с участниками туристической
группы.
Анализируют
результаты
своей
деятельности, составляют отчеты в рамках своей
деятельности.

Тема
7.
Правила
движения
в
походе,
преодоление
препятствий (1 час)

Тема
8.
Техника
безопасности
при
проведении туристских
походов, занятий (1 час).

Тема 9. Подведение
итогов
туристкой
деятельности группы (3
часа).

задание отрабатывается в рамках проведения
экскурсий, суточного похода, многосуточной
экспедиции.
Правила и порядок движения группы на маршруте в
условиях
пересеченной,
малозаселенной/не
заселенной местности. Режим движения, темп.
Обязанности направляющего и замыкающего.
Режим ходового дня. Общая характеристика
естественных препятствий. Движение по дорогам,
тропам, по ровной и пересеченной местности, по
лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной
местности, по травянистым склонам, мокрому
грунту, песку, снегу, льду.
Практическое занятие: отработка движения
колонной.
Соблюдение
режима
движения.
Отработка техники движения по дорогам, тропам,
по пересеченной местности: лес, густой кустарник,
завалы, заболоченная местность.
Дисциплина, самоорганизация в любом виде
деятельности человека это, основа безопасности.
Меры безопасности при проведении занятий в
помещении, на улице. Правила поведения при
переездах
группы
на
транспорте.
Меры
безопасности при преодолении естественных
препятствий.
Организация
самостраховки.
Использование простейших узлов и техника их
вязания. Правила поведения в незнакомом
населенном пункте. Взаимоотношения с местным
населением.
Обсуждение итогов дня на маршруте, отчеты
ответственных по заданным поручениям /ролям.
Обработка собранного материала. Составление
отчета о походе, составление иллюстрированной

30

Соблюдают правила и режим движения на
маршруте.
Самостоятельно
преодолевают
несложных естественные препятствия, оказывают
посильную помощь слабым и отстающим.

Неукоснительно соблюдают технику безопасности в
рамках учебных занятий, экскурсионных выездов,
туристических походах

На основе анализа и синтеза полученной в ходе
экскурсии, проживания в туристическом маршруте,
информации
составляют
летопись
похода,
обрабатывают и составляют коллекции из

схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий,
видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение
творческих работ участниками похода. Составление
отчета для организации, давшей задание. Ремонт и
сдача инвентаря. Подготовка экспонатов для
школьного музея. Отчетные вечера, выставки по
итогам походов, работа агидбригады.

собранного материала. Используя современные
информационные технологии готовят и монтируют
фильмы, фото коллажи. Представляют результаты
своей деятельности широкому кругу слушателей.
Производят ремонт снаряжения.

Раздел 2. Топография и ориентирование
понятия
«план
местности»,
Тема
10. Роль топографии и топографических карт в Применять
Топографический план народном хозяйстве и обороне государства, «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности»,
местности. Карта (1 час) значение топографических карт на маршруте. «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб»,
Масштаб. Виды масштабов (линейный, численный, «условные знаки» для решения учебных и (или)
именованный). Масштабы топографических карт. практико-ориентированных задач; определять по
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, плану расстояния между объектами на местности;
нагрузка (специализация). Старение карт. Какие определять направления по плану ориентироваться
карты пригодны для разработки маршрутов и для на местности по плану и с помощью планов
ориентирования в пути. Определение координат на местности в мобильных приложениях; сравнивать
топографической карте. Защита карты от непогоды в абсолютные и относительные высоты объектов с
походе, на соревнованиях.
помощью плана местности; определяют масштаб и
Практическое занятие: анализ карт различного расстояния по карте. Переносят маршрут на бумагу.
масштаба. Упражнения по определению масштаба, Читают и изображают топографические знаки.
измерению расстояния на карте. Копирование на Определяют формы рельефа по карте. Ориентируют
кальку участка топографической карты.
карту по компасу. Выполняют прямую и обратную
Тема
11.
Условные Понятие о местных предметах и топографических засечки. Осуществляют движение по азимуту с
компаса.
Определяют
ориентиры
знаки (1 час).
знаках. Изучение топографических. Понятие рельеф, помощью
формы рельефа. Способы изображения рельефа на движения, точки стояния, сохранения направления
топографической карте. Характеристика местности движения. Измеряют расстояния на карте и на
местности.
по рельефу.
Практическое занятие: изучение на местности
изображения местных предметов, знакомство с
различными формами рельефа. Топографические
диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры,

31

Тема
12.
Ориентирование.
Способы
ориентирования:
с
использованием
приборов, инструментов;
по местным признакам
(3 часа).

мини-соревнования.
Основные и промежуточные стороны горизонта.
Азимут, виды азимута. Движение по азимуту.
Решение
задач
по
теме
«Азимутальный
треугольник». Компас. Типы компасов. Устройство
компаса. Правила работы с компасом. Ориентир, что
может служить ориентиром, его применение.
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды
ориентиров:
линейные,
точечные,
звуковой
ориентир,
ориентир-цель,
ориентир-маяк.
Необходимость непрерывного чтения карты.
Способы определения точек стояния на карте
(привязки). Движение по легенде (с помощью
подробного текстового описания пути). Протокол
движения. Ориентирование по местным признакам.
Действия в случае потери ориентира: определение
азимута по Солнцу в разное время дня. Определение
азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение.
Приближенное определение сторон горизонта по
особенностям некоторых местных предметов. Поиск
отличительных ориентиров. Принятие решения о
выходе на крупные ориентиры, о выходе к
ближайшему жилью. Использование звуковой
пеленгации, источников света в ночное время.
Практическое занятие: разработка маршрута
туристского похода на топографической карте с
подробным описанием ориентиров, составлением
графика.
Практическое занятие: построение на бумаге
заданных азимутов. Упражнения на глазомерную
оценку азимутов. Упражнения на инструментальное
(транспортиром) измерение азимутов на карте..
Практическое занятие: ориентирование карты по

32

Тема 13. Измерение
расстояний (1 час)

Тема 14. Родной край:
особенности
географического
положения,
природы,
история
становления,
известные земляки (60
часов).

компасу. Упражнения: определение азимута на
заданный предмет и нахождение ориентиров по
заданному азимуту. Движение по азимуту.
Практическое
занятие:
упражнения
по
определению азимута движения по тени от Солнца,
определение азимута в разное время дня.
Упражнения по определению сторон горизонта по
местным предметам, Солнцу, Луне, Полярной
звезде. Имитация ситуации потери ориентировки,
построение алгоритма действий восстановления
местонахождения.
Способы измерения расстояний на местности и
топографической карте. Использование курвиметра,
нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина.
Как измерить средний шаг. Таблица переводов шага
в
метры.
Глазомерный
способ
измерения
расстояния. Способы тренировки глазомера.
Определение расстояния по времени движения.
Практическое занятие: измерение своего среднего
шага (пары шагов), построения графиков перевода
пар шагов в метры для разных условий ходьбы.
Упражнения на прохождение отрезков различной
длины.
Тренировочные
упражнения
на
микроглазомер на картах разного масштаба.
Раздел 3. Краеведение
Климат, растительность и животный мир родного
края, рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.
Административное деление края. Транспортные
магистрали. Промышленность. Экономика и
культура края, перспектива его развития. Сведения о
прошлом края. Памятники истории и культуры.
Знатные люди края, их вклад в его развитие.
История своего населенного пункта.

33

Давать
определение
понятиям/
терминам:
краеведение; историческое краеведение; регион;
достопримечательное
(памятное)
место.
Осуществлять поиск, критический анализ, отбор и
обобщение информации, раскрывающей значение
основных терминов по теме. Характеризовать
современное состояние региона как субъекта
Российской
Федерации
(административные

Практическое занятие: знакомство с картой своего
края. «Путешествия» по карте. Проведение
краеведческих викторин.
Практические занятия: прогулки и экскурсии по
ближайшим окрестностям, посещение музеев,
экскурсионных объектов.

Тема 15. Общественно
полезная
работа
в
экскурсионной,
походной,
экспедиционной
деятельности (1 час)

границы, численность и состав населения). Давать
аргументированную
оценку
тезисам
о
необходимости: – целенаправленного изучения
достопримечательных (памятных) мест края,
связанных со знаковыми историческими событиями
и жизнедеятельностью выдающихся земляков; –
комплексного
использования
потенциала
современных
интерактивных
цифровых
информационных
ресурсов.
Оценивать
информационную ценность традиционных и
цифровых источников по истории родного края,
приводить аргументы использования того или иного
источника информации
Активно используют в своей деятельности
инструменты и приборы, позволяющие провести
мониторинговые исследования различной тематике
на маршруте. Составляют отчеты о проделанной
работе, представляют их окружающим.

Выполнение
краеведческих
заданий.
Метеорологические наблюдения. Гидрологические
наблюдения. Изучение растительного и животного
мира. Геологический поиск. Простейшие приборы
для краеведческой и исследовательской работы.
Природоохранительная деятельность туристов.
Практические занятия: организация и наблюдение
метеорологических наблюдений, изучение флоры и
фауны на маршруте, сбор образцов и материалов
для школьного музея, предметных кабинетов.
Знакомство с краеведческими объектами. Изучение
краеведческой литературы.
Раздел 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Тема 16. Личная гигиена Понятие о гигиене. Общая гигиеническая Изучают основы российского права, которые
туриста, профилактика характеристика походов и путешествий. Личная определяют оказание первой помощи. Определяют
заболеваний (1 час)
гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, структуру системы первой помощи, её компоненты.
индивидуального снаряжения, вещей. Вредное Анализируют перечень состояний, требующих
влияние курения и употребления спиртных оказания первой помощи, и перечень мероприятий
напитков на здоровье и работоспособность по её оказанию с позиции преподавателя,
спортсменов.
проводящего обучение первой помощи. Определяют

34

Тема
17.
Походная
медицинская
аптечка.
Основные
приемы
оказания
первой
доврачебной помощи (3
часа)

Практическое занятие: применение средств перечень необходимых для оказания первой помощи
личной гигиены в походах. Подбор одежды и обуви средств и устройств. Решают ситуационные задачи в
для и походов, уход за ними.
режиме реального времени по оказанию первой
помощи
пострадавшим
с
различными
Состав походной аптечки для суточных и повреждениями (травмами, потерей сознания,
многосуточных походов. Перечень, назначение, отсутствием признаков и жизни и с другими
требующими
оказания
первой
показания/противопоказания
применения состояниями,
лекарственных
препаратов.
Новейшие помощи).
фармакологические препараты. Личная аптечка
туриста, индивидуальные лекарства, необходимые
при хронических заболеваниях.
Походный травматизм. Заболевания в походе.
Профилактика заболеваний и травматизма. Первая
помощь при травмах различного характера.
Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь
утопающему,
обмороженному,
пораженному
электрическим током. Искусственное дыхание.
Непрямой массаж сердца. Респираторные и
простудные заболевания. Укусы насекомых и
пресмыкающихся.
Пищевые
отравления
и
желудочные заболевания. Переломы. Наложение
жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран,
промывание желудка. Приемы транспортировки
пострадавшего: транспортировка на рюкзаке с
палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на
поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах
(или лыжах) со штормовками, на носилкахплетенках из веревок, на шесте. Изготовление
носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы
иммобилизации и переноски пострадавшего при
травмах различной локализации.
Практическое занятие: формирование походной
медицинской аптечки.

35

Практическое занятие: способы обеззараживания
питьевой воды. Оказание первой помощи условно
пострадавшему (определение травмы, диагноза,
практическое оказание помощи).
Практическое занятие: приготовление носилок,
волокуш,
разучивание
различных
видов
транспортировки пострадавшего.

36

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА
Список литературы для педагога
1.

Бардин К.В. Азбука туризма. - М., 1981

2.

Гоголадзе В.Н. Организация и проведение соревнований по

поисково-спасательным работам в природной среде. - М., 2000
3.

Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. -М.:ФиС, 1990

4.

Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или

некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером. -М.,
1995
5.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о

пешеходном туристском путешествии школьников. -М.: ЦРИБ "Турист",
1983
6.

Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. -М.: ФиС, 1981

7.

Первая медлицинская помощь пострадавшим при черезвычайных

ситуациях: Учебн.пособие / СПбГУАП. -СПб., 1997
8.

Русский

турист.

Нормативные

акты

по

спортивно-

оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг.. - М., 1998
9.

Сборник официальных документов по

детско-юношескому

туризму, краеведению,организации отдыха детей и молодежи. - м.:ЦДЮТур
МО РФ, 1999
10.

Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех. О философии поступка. -

Л.: ЛГУ, 1990
11.

Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. - М., 1997

12.

Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые.

-М.: ФиС, 1972
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1.

Бардин К.В. Азбука туризма. - М., 1981

2.

Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и

сохрани. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов.: Москва. Издательство
"АСТ-лтд". 1997
3.

Гоголадзе В.Н. Организация и проведение соревнований по

поисково-спасательным работам в природной среде. - М., 2000
4.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о

пешеходном туристском путешествии школьников. -М.: ЦРИБ "Турист",
1983
5.

Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. -М.: ФиС, 1981

6.

Первая медицинская помощь пострадавшим при черезвычайных

ситуациях: Учебн.пособие / СПбГУАП. -СПб., 1997
7.

Русский

турист.

Нормативные

акты

по

спортивно-

оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг.. - М., 1998
8.

Сборник официальных документов по

детско-юношескому

туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. - М.:
ЦДЮТур МО РФ, 1999
9.

Тимофеев И.В., Анденко С.А. Первая помощь при травмах и

других жизнеугрожающих ситуациях. Санкт-Петербург. Издательство ДНК.
2001
10.

Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. - М., 1997

11.

Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые.

-М.: ФиС, 1972

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».