Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_За страницами учебника биологии_7 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.28
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3
от 29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «За страницами учебника биологии»
для обучающихся 7 классов

г. Кировград
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «За страницами учебника биологии» составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с
учетом федеральной рабочей программы по биологии (углубленный
уровень), рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций.
Программа ориентирована на обучающихся, проявляющих повышенный
интерес к изучению биологии, и направлена на формирование естественнонаучной грамотности и организацию изучения биологии на деятельностной
основе. В программе курса «За страницами учебника биологии»
учитываются возможности биологии в реализации требований ФГОС ООО к
планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам
обучения на углублённом уровне, а также реализация межпредметных связей
естественно-научных учебных предметов основного общего образования.
Биология вносит существенный вклад в развитие у обучающихся
научного мировоззрения, включая формирование представлений о методах
познания живой природы, позволяет сформировать систему научных знаний
о живых системах, умения их применять в разнообразных жизненных
ситуациях.
Биологическая подготовка на углублённом уровне способствует
развитию мотивации к изучению биологии, пониманию обучающимися
научных принципов организации деятельности человека в живой природе,
позволяет заложить основы экологической культуры, здорового образа
жизни,
способствует
овладению
обучающимися
специальными
биологическими знаниями, закладывающими основу для дальнейшего
биологического образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

развитие интереса к изучению жизнедеятельности биологических
систем
разного
уровня
организации,
особенностям
строения,
жизнедеятельности организма человека, условиям сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для
изучения биологических систем, в том числе организма человека;
воспитание экологической культуры в целях сохранения собственного
здоровья и охраны окружающей среды;
развитие
представлений
о
возможных
сферах
будущей
профессиональной деятельности, связанной с биологией, готовности к
осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

приобретение
обучающимися
знаний
о
живой
природе,
закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
грибов, растений, животных, микроорганизмов, о человеке как
биосоциальной системе, о роли биологии в практической деятельности
людей;
овладение умениями проводить исследования объектов живой природы
с использованием лабораторного оборудования и инструментов цифровых
лабораторий, организации наблюдения за состоянием собственного
организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое
оценивание;
освоение экологически грамотного поведения, направленного на
сохранение собственного здоровья и охраны окружающей природной среды;
приобретение представлений о сферах профессиональной деятельности,
связанных с биологией и современными технологиями, основанными на
достижениях биологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов – 34часа: в 7 классе – 34 часа ( час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Систематические группы растений
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория.
Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные
растения. Основные таксоны (категории) систематики растений (царство,
отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития систематики,
описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии.
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей.
Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и
жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей
(бесполое и половое). Бурые и красные водоросли, их строение и
жизнедеятельность. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика
мхов. Строение и жизнедеятельность зелёных и сфагновых мхов.
Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах.
Размножение мхов, цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён.
Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа
и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека.
Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные
(Папоротники).
Общая
характеристика.
Усложнение
строения
папоротникообразных растений по сравнению с мхами. Особенности
строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников.
Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Роль
древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение
папоротникообразных в природе и жизни человека.
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика.
Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность
хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение
хвойных растений в природе и жизни человека.
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика.
Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее
высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.
Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного
растения.
Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три
семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий, при этом
1.

возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень, если они являются
наиболее распространёнными в данном регионе). Характерные признаки
семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные,
или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или
Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые).
Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные
представители семейств, их использование человеком.
Лабораторные и практические работы.
Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере
хламидомонады и хлореллы).
Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере
спирогиры и улотрикса).
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
Изучение внешнего строения папоротника или хвоща.
Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных
растений (на примере ели, сосны или лиственницы).
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные
(Капустные), Розоцветные (Розовые), Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые,
Сложноцветные (Астровые), Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и
натуральных образцах.
Определение видов растений (на примере трёх семейств) с
использованием определителей растений или определительных карточек.
2. Развитие растительного мира на Земле
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в
земной коре растительных остатков, их изучение. «Живые ископаемые»
растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения.
Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных
систематических групп. Вымершие растения.
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический
или краеведческий музей).
3. Растения в природных сообществах
Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия
неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух. Растения и
условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на
растения. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи
растений между собой и с другими организмами.

Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ,
преобладающие в них растения. Распределение видов в растительных
сообществах. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества.
Смена растительных сообществ. Растительность (растительный покров)
природных зон Земли. Флора.
4. Растения и человек
Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и
происхождения культурных растений. Земледелие. Культурные растения
сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые.
Растения города, особенность городской флоры. Парки, лесопарки, скверы,
ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения,
комнатное цветоводство. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Охрана растительного мира. Восстановление численности редких видов
растений: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга
России. Меры сохранения растительного мира.
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Изучение сельскохозяйственных растений региона.
Изучение сорных растений региона.
5. Грибы. Лишайники. Бактерии
Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение,
питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Меры
профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение шляпочных
грибов в природных сообществах и жизни человека. Промышленное
выращивание шляпочных грибов (шампиньоны).
Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и
дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и
фармацевтическая промышленность и другие).
Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов
(головня, спорынья, фитофтора, трутовик и другие). Борьба с заболеваниями,
вызываемыми паразитическими грибами.
Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание,
рост и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни
человека.
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий.
Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий.
Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах.
Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями. Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве,
промышленности).

Лабораторные и практические работы.
Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных
(пеницилл) плесневых грибов.
Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение
шляпочных грибов на муляжах).
Изучение строения лишайников.
Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость
за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической
науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и

экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об
основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся
условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы, должны отражать:
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различия и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;

выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы:
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника,
экология растений, бактериология, протистология, систематика, супергруппа,
царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда
обитания, растительное сообщество, высшие растения, или эмбриофиты,
споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи,
папоротники,
голосеменные,
покрытосеменные,
бактерии,
грибы,
лишайники) в соответствии с поставленной задачей;
различать подходы к построению современной многоцарственной
системы органического мира, сравнивать её с предшествующими системами
и выявлять преимущества;
различать подходы к построению современной системы высших
растений (эмбриофит);
характеризовать основные группы одноклеточных организмов и
выявлять между ними эволюционное родство;
выполнять практические работы по сбору и анализу материала
одноклеточных и многоклеточных организмов из типичных биотопов;
выявлять закономерности и морфофизиологические адаптации растений
к различным условиям обитания, находить корреляции между строением
органа и выполняемой им функцией;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и
физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными

(фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские
работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение
воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы
естественного и искусственного вегетативного размножения, семенное
размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
характеризовать основные этапы онтогенеза растений, оперировать
знаниями о причинах распространённых инфекционных болезней растений,
понимать принципы профилактики и лечения болезней, понимать принципы
борьбы с патогенами и вредителями растений;
выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями
тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение
фотосинтеза в природе и в жизни человека, биологическое и хозяйственное
значение видоизменённых побегов, хозяйственное значение вегетативного
размножения, оперировать представлениями о гене, основах генетической
инженерии;
применять полученные знания для выращивания и размножения
культурных растений;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями,
описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и
эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
характеризовать принципы классификации растений, основные
систематические группы растений;
приводить примеры вклада российских (в том числе Н.И. Вавилов, И.В.
Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в
развитие наук о растениях, грибах, бактериях и архей;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника,
экология растений, микология, альгология, микробиология, бактериология,
систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма
растений, среда обитания, растительное сообщество, споровые растения,
семенные растения, красные водоросли, зелёные водоросли, харовые
водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, хвойные, покрытосеменные,
бактерии, археи, грибы, страменопиловые) в соответствии с поставленной
задачей;

различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части
растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным
таблицам, грибы по изображениям, схемам, муляжам, бактерии по
изображениям;
выявлять признаки классов покрытосеменных, или цветковых, семейств
двудольных и однодольных растений;
определять систематическое положение растительного организма (на
примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной
карточки;
выполнять практические и лабораторные работы по систематике
растений, альгологии, микологии и микробиологии, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности
растений, бактерий, архей, грибов;
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы,
бактерии, археи по заданному плану, делать выводы на основе сравнения;
овладевать
основами
эволюционной
теории
Ч.
Дарвина,
характеризовать основные этапы развития и жизни на Земле, описывать
усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на
Земле;
выявлять черты приспособленности растений к среде обитания,
значение экологических факторов для растений;
понимать особенности надорганизменного уровня организации жизни,
характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные
изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров)
природных зон Земли, свободно оперировать понятиями: экосистема,
экологическая пирамида, трофическая сеть, биоразнообразие;
приводить примеры культурных растений и их значения в жизни
человека, характеризовать признаки растений, объяснять наличие в пределах
одного вида растений форм, контрастных по одному и тому же признаку,
оперировать
понятиями:
фенотип,
генотип,
наследственность
и
изменчивость, разнообразие растений и микроогранизмов, сорт, штамм;
понимать причины и знать меры охраны растительного мира Земли,
свободно оперировать понятиями: особо охраняемые природные территории
(резерваты), заповедники, национальные парки, биосферные резерваты,
знать, что такое Красная книга;

раскрывать роль растений, грибов, бактерий и архей, страменопиловых
в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его
повседневной жизни;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со
знаниями по математике, физике, географии, литературе, технологии,
предметам гуманитарного цикла, различными видами искусства;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями,
бактериями, грибами, лишайниками, описывать их, ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты;
владеть
приёмами
работы
с
биологической
информацией:
формулировать основания для извлечения и обобщения информации из
нескольких источников, преобразовывать информацию из одной знаковой
системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся;
проявлять интерес к углублению биологических знаний и выбору
биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования
для будущей профессиональной деятельности в области биологии,
медицины, экологии, сельского хозяйства, пищевой промышленности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания
для извлечения и обобщения информации из нескольких источников (2–3),
преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

1. Раздел 1. Систематические группы растений

1.1

Современная классификация
организмов, основные принципы

1

1.2.

Альгология — наука о водорослях

1

1.3.

Зеленые водоросли. Практическая
работа «Изучение строения и
жизненных циклов зеленых водорослей
на живом и гербарном материале»

1

1

1.4.

Красные водоросли. Практическая
работа «Изучение особенностей
строения и жизненных циклов красных
водорослей на живом и гербарном
материале»

1

1

1.5

Практическая работа «Изучение
особенностей строения кукушкина льна
и сфагнума (на живых и гербарных
объектах)»

1

1

1.6

Практическая работа «Изучение
особенностей строения папоротника
щитовника мужского (на живых и
гербарных объектах)»

1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.7

Общая характеристика цветковых
(Покрытосеменных)

1

1.8

Цветок как орган полового
размножения у 8покрытосеменных
растений. Практическая работа
«Изучение морфологии цветка (на
живых и фиксированных объектах).
Изучение разнообразия соцветий»

1

1

1.9

Плоды. Практическая работа
«Изучение строения плодов и
соплодий»

1

1

2.0

Практическая работа «Определение
представителей семейства
Крестоцветных с использованием
определителей растений или
определительных карточек»

1

1

2.1

Практическая работа «Определение
представителей семейства
Розоцветныес использованием
определителей растений или
определительных карточек»

1

1

2.2

Семейства Мотыльковые
Практическая работа «Определение
представителей семейств с
использованием определителей
растений или определительных
карточек»

1

1

2.3

СемействаПасленовые. Практическая
работа «Определение представителей

1

1

семейств с использованием
2.4определителей растений или
определительных карточек»

2.4

Семейства Сложноцветные .
Практическая работа «Определение
представителей семейств с
использованием определителей
растений или определительных
карточек»

1

1

2.5

Семейства Злаки.
Практическая работа «Определение
представителей семейств с
использованием определителей
растений или определительных
карточек»

1

1

2.6

Семейства Лилейные
. «Определение представителей
семейств с использованием
определителей растений или
определительных карточек»

1

1

Итого по разделу

16

Раздел 2. Развитие растительного мира на Земле
2.1

Экологические группы растений

Итого по разделу

1
1

Раздел 3. Растения в природных сообществах
3.1

Растительное сообщество (фитоценоз)

1

3.2

Растительное сообщество (фитоценоз)

1

13

3.3

Растительные сообщества лесов

1

3.4

Растительные сообщества лугов, полей
и пустынь

1

3.5

Растительные сообщества болот и
тундры

1

3.6

Смена растительных сообществ

1

3.7

Практическая работа «Изучение
сельскохозяйственных растений своего
региона»

1

Итого по разделу Растения и человек

7

1
1

Раздел 4. Грибы. Лишайники. Бактерии

4.1

Микробиология — наука о
микроорганизмах. Прокариотическая
клетка. Практическая работа «Изучение
морфологии бактерий на
микроскопических препаратах»
Заболевания, вызываемые
одноклеточными эукариотами, и их
профилактика
Практическая работа «Изучение
методов дезинфекции и стерилизации»

3

4.2

Грибы. Общая характеристика

1

4.3

Шляпочные грибы. Практическая
работа «Изучение строения плодовых
тел шляпочных грибов (или изучение
шляпочных грибов на муляжах)»

1

1

4.4

Плесневые и дрожжи. Практическая
работа «Изучение строения

1

1

одноклеточных (мукор) и
многоклеточных (пеницилл) плесневых
грибов»

4.5

Практическая работа «Изучение
строения одноклеточных (мукор) и
многоклеточных (пеницилл) плесневых
грибов»

1

1

4.6

Грибы -паразиты растений, животных и
человека

1

1

4.7

Лишайники - комплексные организмы.
Практическая работа «Изучение
строения лишайников»

1

1

4.7.

Обобщение материала

1

Итого по разделу

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

5
19

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС

№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Современная классификация организмов,
основные принципы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d4314

2

Альгология — наука о водорослях

1

3

Зеленые водоросли. Практическая работа
«Изучение строения и жизненных циклов
зеленых водорослей на живом и
гербарном материале»

1

4

Красные водоросли. Практическая работа
«Изучение особенностей строения и
жизненных циклов красных водорослей
на живом и гербарном материале»

1

1

5

Практическая работа «Изучение
особенностей строения кукушкина льна и
сфагнума (на живых и гербарных
объектах)»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d4b02

6

Практическая работа «Изучение
особенностей строения папоротника
щитовника мужского (на живых и
гербарных объектах)»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d512e

7

Общая характеристика цветковых
(Покрытосеменных)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d4832

1

8

Цветок как орган полового размножения
у 8покрытосеменных растений.
Практическая работа «Изучение
морфологии цветка (на живых и
фиксированных объектах). Изучение
разнообразия соцветий»

1

1

9

Плоды. Практическая работа «Изучение
строения плодов и соплодий»

1

1

10

Практическая работа «Определение
представителей семейства
Крестоцветных с использованием
определителей растений или
определительных карточек»

11

Практическая работа «Определение
представителей семейства Розоцветныес
использованием определителей растений
или определительных карточек»

12

Семейства Мотыльковые
Практическая работа «Определение
представителей семейств с
использованием определителей растений
или определительных карточек»

13

СемействаПасленовые. Практическая
работа «Определение представителей
семейств с использованием
определителей растений или
определительных карточек»

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d5b88
https://m.edsoo.ru/863d5dae
https://m.edsoo.ru/863d5f20
https://m.edsoo.ru/863d607e
https://m.edsoo.ru/863d61e6

1

https://m.edsoo.ru/863d5b88
https://m.edsoo.ru/863d5dae
https://m.edsoo.ru/863d5f20
https://m.edsoo.ru/863d607e
https://m.edsoo.ru/863d61e6

1

https://m.edsoo.ru/863d5b88
https://m.edsoo.ru/863d5dae
https://m.edsoo.ru/863d5f20
https://m.edsoo.ru/863d607e
https://m.edsoo.ru/863d61e6

1

https://m.edsoo.ru/863d5b88
https://m.edsoo.ru/863d5dae
https://m.edsoo.ru/863d5f20
https://m.edsoo.ru/863d607e
https://m.edsoo.ru/863d61e6

14

Семейства Сложноцветные .
Практическая работа «Определение
представителей семейств с
использованием определителей растений
или определительных карточек»

15

Семейства Злаки.
Практическая работа «Определение
представителей семейств с
использованием определителей растений
или определительных карточек»

1

1

1

https://m.edsoo.ru/863d5b88
https://m.edsoo.ru/863d5dae
https://m.edsoo.ru/863d5f20
https://m.edsoo.ru/863d607e
https://m.edsoo.ru/863d61e6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d5b88
https://m.edsoo.ru/863d5dae
https://m.edsoo.ru/863d5f20
https://m.edsoo.ru/863d607e
https://m.edsoo.ru/863d61e6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d5b88
https://m.edsoo.ru/863d5dae
https://m.edsoo.ru/863d5f20
https://m.edsoo.ru/863d607e
https://m.edsoo.ru/863d61e6

16

Семейства Лилейные
. «Определение представителей семейств
с использованием определителей
растений или определительных карточек»

1

17

Экологические группы растений

1

18

Растительное сообщество (фитоценоз)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d695c

19

Растительное сообщество (фитоценоз)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d695c

20

Растительные сообщества лесов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d695c

21

Растительные сообщества лугов, полей и
пустынь

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d695c

22

Растительные сообщества болот и тундры

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d695c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d695c

23

Смена растительных сообществ

1

24

Практическая работа «Изучение
сельскохозяйственных растений своего
региона»

1

1

25

Микробиология — наука о
микроорганизмах. Прокариотическая
клетка. Практическая работа «Изучение
морфологии бактерий на
микроскопических препаратах»

1

1

26

Заболевания, вызываемые
одноклеточными эукариотами, и их
профилактика

1

27

Практическая работа «Изучение методов
дезинфекции и стерилизации»

1

28

Грибы. Общая характеристика

1

29

Шляпочные грибы. Практическая работа
«Изучение строения плодовых тел
шляпочных грибов (или изучение
шляпочных грибов на муляжах)»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d70e6

30

Плесневые и дрожжи. Практическая
работа «Изучение строения
одноклеточных (мукор) и
многоклеточных (пеницилл) плесневых
грибов»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d72b2

31

Практическая работа «Изучение строения
одноклеточных (мукор) и

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d75f0
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d75f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d70e6

многоклеточных (пеницилл) плесневых
грибов»
32

Грибы -паразиты растений, животных и
человека

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d72b2

33

Лишайники - комплексные организмы.
Практическая работа «Изучение строения
лишайников»

1

1

Библиотека ЦОК
1https://m.edsoo.ru/863d7460

34

Обобщение материала

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

21

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Единое содержание общего образования. Методические материалы. https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека цифрового образовательного контента - https://urok.apkpro.ru/
• Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/5/
• Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум» https://olimpium.ru/
• Портал «Образовариум» - https://obr.nd.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».