Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Художественная культура Урала 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.27
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3
от 29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Художественная культура Урала»
для обучающихся 9 классов

г. Кировград
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Художественная культура Урала» на уровне основного
общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Место
школьного

предмета

«Художественная

образования

определяется

культура
его

Урала»

в

системе

познавательным

и

мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление

личности

молодого

человека.

История

представляет

собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от
уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Целью школьного исторического образования является формирование
и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и родного края и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике.
Программа

«Художественная

культура

Урала»

имеет

научно-

познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет
собой вариант программы организации деятельности обучающихся 9 класса
в рамках реализации ФГОС.
Данный курс на ступени основного общего образования направлен на
обогащение знаний учащихся опытом социальной культурной адаптации в

суровых

природных,

социально-экономических

условиях

Урала

и

приобщения их к духовным ценностям мировой и отечественной культуры на
основе культурных традиций уральского региона. Курс имеет комплексный
подход в изучении данного большого региона. Как средство познания
окружающего

мира,

он

обеспечивает

развитие

познавательных,

интеллектуальных, творческих способностей обучающегося, развивает
абстрактное

мышление,

память

и

воображение,

формирует

навыки

самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализация
деятельности

подрастающего

общечеловеческим

поколения.

духовно-нравственным

Приобщает
ценностям,

учащихся

к

к

региональной

культуре, что предполагает уважение к предкам, культурным ценностям,
каждому человеку в отдельности и целым народам, позволяет

осознать

личную ответственность за судьбу своей семьи, города, края, страны на
основе

понимания

значимости

общественно-полезной

преобразующей

деятельности.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных
групп методов обучения и их сочетания:


Методами

организации

и

осуществления

учебно-познавательной

деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных
(иллюстрационных

и

демонстрационных),

практических,

проблемно-

поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой
учащихся.


Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности:

познавательных игр, деловых игр.


Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия,

диспут.

Применяются

варианты

индивидуального,

группового, группового и коллективного способа обучения.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

индивидуально-

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа в год, по 1 часу в
неделю во втором полугодии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Памятники

первобытной

культуры

Урала.

Особенности

первобытной культуры Урала, памятники первобытного искусства (Каповая
пещера на реке Белой, пещера Игнатьевская, Серпиевская, Мурадымовская.
Шигирские идолы,). Пермский звериный стиль. Мифология народов Урала.
Что такое Аркаим: таинственный город или модель вселенной?
Культура Урала XVI – XVII веках. «Христианские края» Житие
Стефана

Пермского".

Особенности

построения

крепости

–

завода.

Невьянская башня. Народные жилища (влияние климата на приемы
жилищной застройки уральских поселений), народные традиции и фольклор.
Песенный фольклор (элементы язычества в народной песенной традиции
Урала) его связь с календарными праздниками годичного аграрного цикла и
православной культурой. Театрализованные игрища, первые актеры скоморохи, традиционный русский театр Петрушки, раешные панорамы.
Уральский ярморочно - балаганный театр.
Архитектура Урала. Барокко в архитектуре Урала XVII – XVIII вв.
(Ансамбль строгановских построек в Усолье). Классицизм на Урале XIX в.
черты

рационализма.

"Регулярная

застройка"

городов,

уральские

архитекторы И.И. Свиязев и М.П.Малахов. Усадебные постройки (усадьба
Л.Расторгуева в Екатеринбурге.). Храмовое строительство на Урале.
(Троицкий собор в Соликамске, Троицкий собор в Верхотурье, Свято Успенский Долматовский монастырь.
Уральские промыслы. Чугунное художественное литье, Каслинский
завод, М.Д. Канаев его художественная школа. Каслинский чугунный
павильон. Златоустовсая гравюра на стали. Гордость уральского искусства
И.И.Бушуев - златоустовский гравер. Бытовая и художественная медь
Уральских заводов. Медная посуда Екатеринбургского казенного завода.
Нижнетагильская роспись по металлу. Подносы картины, расписные дрожки.
Крепостной мастер Е.Г. Кузнецов -

Жепинский и его уникальные работы. Крепостные художники
Худояровы.

Сундучный

промысел.

Камнерезные

изделия

уральских

мастеров. Екатеринбургская гранильная фабрика, уральские камеи. Вазы и
чаши из Екатеринбурга, карта Франции из уральских камней, карта
Советского Союза из самоцветных камней. Керамические изделия на Урале,
уральские изразцы, таволжские керамические промыслы (с. Таволги под
Невьянском).

Уральский

красильный

Художественная обработка бересты.

промысел,

домовая

роспись.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами учебной деятельности являются:
в

сфере

патриотического

воспитания:

осознание

российской

гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры

родного

края;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира; совершенствование художественного
вкуса,

устойчивых

предпочтений

в

области

эстетически

ценных

произведений художественного искусства Урала;
в

сфере

гражданского

воспитания:

осмысление

исторической

традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;

формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: развитие эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и родного края,
творческой деятельности эстетического характера. наличие определенного
уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и
ассоциативное мышление, творческое воображение;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах и в
современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности

человека;

ориентированных

определение

интересов,

построение

сферы

профессионально-

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и
природной среды: представления об изменениях природной и социальной
среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении
природные

совместной
и

деятельности

социальные

для

вызовы,

конструктивного
формирование

ответа

на

осознанного,

уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям народов Урала; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;

сотрудничество

в

ходе

реализации

коллективных

творческих проектов, решения различных творческих задач.
Метапредметными результатами учебной деятельности являются:
в

сфере

универсальных

учебных

познавательных

действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать

события,

ситуации,

выявляя

общие

черты

и

различия;

формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации;

высказывать

суждение

о

достоверности

и

значении

информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно);

в сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах
и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать
и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении;
осуществление

совместной

деятельности:

осознавать

на

основе

исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу;
в сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение
приемами

самоорганизации

своей

учебной

и

общественной

работы

(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения); владение приемами самоконтроля –
осуществление

самоконтроля,

рефлексии

и

самооценки

полученных

результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом
установленных ошибок, возникших трудностей.
в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях
между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
действий

другого

(в

исторических

ситуациях

и

окружающей

действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом
позиций и мнений других участников общения.
Предметными результатами учебной деятельности являются:

усвоение

системы

взаимопонимания;

исторических
расширение

и

культурных

элементов

знаний,

социального

идей

опыта,

и

опыта

творческой деятельности; приобретение опыта историко-культурного и
цивилизационного подхода к оценке различных явлений; освоение приемов
установления
разнообразие

причинно-следственных
современного

мира:

связей;

свободно

умения

использовать

объяснять
в

своей

письменной и устной речи понятия (явления); общее представление о роли
художественного искусства в жизни уральского общества и каждого
отдельного человека; осознанное восприятие конкретных художественных
произведений и различных событий в жизни на Урале; устойчивый интерес к
художественным

традициям

своего

народа;

постижение

культурных

традиций своего народа; расширение и обогащение опыта в разнообразных
видах

творческой

деятельности,

коммуникационные технологии.

включая

информационно-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№

Раздел/Тема

Количество
часов

в том числе
лабораторных практических

(общее)

I

проектная
деятельность

Памятники
первобытной

5

1

1

5

1

1

культуры Урала
II

Культура Урала
XVI – XVII веках

III Архитектура

3

1

Урала
IV Уральские
промыслы

4

1

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел/Тема

Количество
часов

I

Памятники первобытной
культуры Урала.
Древние легенды об Урале
Памятники первобытного
искусства на Урале. Каповая и
Игнатьевская пещеры.
Наскальная живопись.
Находки Шигирского
торфяника. Шигирский идол.
Пермский звериный стиль

5

4

Мифология народов Урала

1

5
II

Таинственный Аркаим.
Культура Урала XVI – XVII
веках.
«Христианские края» Житие
Стефана Пермского"
Особенности
построения
крепости – завода. Невьянская
башня: мифы и легенды.

1
5

Народные жилища, традиции и
фольклор. Песенные традиции
Урала.
Уральский
ярморочно
балаганный
театр.
Театрализованные игрища.
Архитектура Урала
Ансамбль
строгановских
построек
в
Усолье.
Строительство
городков,
посёлков, острогов.
Уральские архитекторы: И.И.
Свиязев
и
М.П.Малахов.
Усадьба
Харитонова
–
Расторгуева в Екатеринбурге

1

1
2

3

6
7-8

9

10

III
11

12

1
1

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/07.1
/06
Музей истории
Екатеринбурга
[Электронный ресурс].
URL: https://m-i-e.ru/
Свердловский областной
краеведческий музей имени
О.Е. Клера [Электронный
ресурс]. URL: http://uolemuseum.ru

1
2

Культурное просвещение
[Электронный ресурс].
URL:
https://vk.com/kulturprosvet

1

3
1

1

Культурное просвещение
[Электронный ресурс].
URL:
https://vk.com/kulturprosvet
Наш Урал – самые
интересные
достопримечательности и
маршруты [Электронный
ресурс]. URL:
https://nashural.ru/

13

Храмовое
Урале.

строительство

на

1

IV
14

Уральские промыслы
Чугунное
художественное
литье.
Каслинский
завод.
Златоустовская гравюра

4
1

15

Бытовая и художественная
медь
Уральских
заводов.
Сундучный промысел

1

16

Камнерезные
изделия
уральских мастеров. Развитие
керамических
промыслов.
Домовая роспись.

1

17

Культура Урала в контексте
развития
российской
и
мировой
культуры.
Повторение и обобщение.

1

Верхотурский
государственный историкокультурный музейзаповедник
[Электронный ресурс].
URL: http://vgiamz.ru/
Екатеринбургский музей
изобразительных искусств
[Электронный ресурс].
URL: http://www.emii.ru/
Ураловед – портал знатоков
и любителей Урала
[Электронный ресурс].
URL: https://uraloved.ru/
Нижнетагильский музей
изобразительных искусств
[Электронный ресурс].
URL:
http://artmnt.ru/index.html
https://yandex.ru/video/previe
w/11094714377753914971

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•

История Урала с древнейших времен до конца XVIII в.»/Виноградов

А.И., Огоновская И.С., Шкерин В.С., Екатеринбург, изд-во «Сократ», 2005.
•

Мурзина И.Я. " Художественная культура Урала" центр " Учебная

книга" 2003 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•

И.С.Огоновская. Использование серии книг «Урал: история в ликах

городов» в образовательном процессе. Сборник учебно-методических
материалов. Екатеринбург, изд-во «Сократ», 2006.
•

И.С.Огоновская. Кабинет истории Урала. Организация и обеспечение

образовательного процесса. Екатеринбург, изд-во «Сократ», 2007.
•

Долгушина А.И., Субачев В.В. " Традиции земли уральской" Центр "

Учебная книга" 2006г.
•

Долгушина А.И.. Субачев В.В., Аплеснина О.И., Дьячкова М. А.

"Истоки творчества" ООО " Форум книга" 2007 г.
•

Долгушина А.И. ,Субачев В.В." Истоки ремесла" ООО " Форум книга"

2006 г.
•

ДьячковаМ.А., Калистратова Э.Я, " Времен связующая нить" ООО "

Форум книга" 2008 г.
•

Единое содержание общего образования. Методические материалы. -

https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека цифрового образовательного контента - https://urok.apkpro.ru/
• Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/3/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».