Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_Черчение_ 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Приложение № III.1.30
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 3
от 29.08.2023 № 99-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Черчение»
для обучающихся 8 классов

г. Кировград
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по черчению для 8 класса составлена на
основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на
целевые

приоритеты

духовно-нравственного

развития,

воспитания

и

социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания. Реализация рабочей программы осуществляется с
использованием

учебно-методического

комплекта:

Ботвинников

А.Д.,

Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. –
Москва, изд-во «АСТ» 2008 г.
Программа

детализирует

и

раскрывает

содержание

стандарта,

определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения,
которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета:
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая
система

развития

мышления,

пространственных

представлений

и

графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает
школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет
большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в
области техники и технологии современного производства; содействует
развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся.
Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у
школьников

самостоятельности

и

наблюдательности,

аккуратности

и

точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры
труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса
учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная
технического

задача
мышления,

курса

черчения

–

формирование

учащихся

пространственных

представлений,

а

также

способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении
как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный
инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление
учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей,
изучение

роли

чертежа

в

современном

производстве,

установление

логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла,
выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда.
В

результате

этого

будет

совершенствоваться

общая

графическая

грамотность учащихся.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно
отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность
методов обучения черчению отличается от методов обучения других
предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не
являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение
общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ,
объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование,
выполнение графических работ, работа с учебником и справочным
материалом
Цели и задачи:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных
единиц, а также применять графические знания при решении задач с
творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах
выполнения технических рисунков;
-ознакомить

учащихся

с

правилами

выполнения

чертежей,

установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму,
расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными
материалами;
-прививать культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных
школ. Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в
неделю. Всего за год 34 часа.
Внедрение стандартов третьего поколения в образовательный
процесс.
В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации
устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты,
представляющие

собой

совокупность

требований,

обязательных

при

реализации основных образовательных программ начального общего,
основного

общего,

среднего

профессионального,

среднего

профессионального

образования

(полного)

общего,

профессионального
образовательными

начального
и

высшего

учреждениями,

имеющими государственную аккредитацию.
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам
освоения

основных

образовательных

программ

федерального

государственного стандарта являются планируемые результаты освоения
предметных программ общего образования. Они представляют собой систему

обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих
дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и
выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих
формированию и оценке. Важнейшими нормативными документами при
этом служат:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования (п. 9) устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению и познанию.
Ценностно-смысловые

установки

обучающихся,

отражающие

их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным,
универсальные

учебные

включающим
действия

освоенные

(познавательные,

обучающимися
регулятивные

и

коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным,

включающим

освоенный

обучающимися

в

ходе

изучения учебного предмета. Опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также систему основополагающих элементов научного
знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие
сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с
применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в
школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения
чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация
рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о
нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки,
знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью;
расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (3 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение
прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и
внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3,
5, 6, 7, 12 частей)
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (17 ч.)
Проецирование.

Центральное

и

параллельное

проецирование.

Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной,
двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху,
вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на
чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке.

Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида
— аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (8 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических
тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы,
цилиндры,

конусы,

пирамиды,

шар

и

их части.

Чертежи

группы

геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и по верхностей
тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с
учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание
поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений.
Выполнение

чертежей

предметов

с

использованием

геометрических

построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части;
сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в
том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа
изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и
выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач,
в том числе творческих.
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (2 ч).
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (15 ч):
•

сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.

Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
•

разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы

(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с
частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи
разрезов;
•

применение разрезов в аксонометрических проекциях;

•

определение необходимого и достаточного числа изображений на

чертежах; Выбор главного изображения;
•

чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;

•

решение графических задач, в том числе творческих.

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (12 ч):
•

общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения

деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые.
Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах
неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы
на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное
изображение резьбовых соединений;
•

работа со стандартами и справочными материалами. Чтение

чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
•

выполнение чертежей резьбовых соединений

•

обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах

(спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в
процессе трудового обучения;
•

изображения на сборочных чертежах;

•

некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.

Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
•

чтение сборочных чертежей. Деталирование;

•

выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с

элементами конструирования.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (5 ч):
•

понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении.

Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы.
Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
•

условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-

технического оборудования;
•

чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение черчения на уровне основного общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения черчения на

уровне основного

общего

образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1)

патриотического воспитания:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской
науки и технологическому процессу; ценностное отношение к достижениям
российских инженеров и учёных;
2)

гражданского и духовно-нравственного воспитания:

готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений
инженерно-конструкторских разработок;
осознание важности морально­этических принципов в деятельности
инженера- конструктора;
формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальныесообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанногои ответственного отношения к собственным поступкам.
3)

эстетического воспитания:

способностью

к

эмоциональному

и

эстетическому

восприятию

создаваемых объектов,
умение создавать проекты эстетически значимых изделии;
4)

ценности научного познания и практической деятельности:

осознание ценности науки как фундамента производства;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на
практикедостижений науки;
5)

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности соблюдения правил безопасного
поведения; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять
защиту личности от этих угроз.
6)

трудового воспитания:

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с
учётом личных и общественных интересов, потребностей;
активное участие в решении практических задач технологической и
социальной направленности.
7)

экологического воспитания:

бережное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе
её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа
жизни,

ответственное

психическому

отношение

здоровью,

к

осознание

собственному
ценности

физическому

соблюдения

и

правил

безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по черчению на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные

универсальные

учебные

действия,

регулятивные

универсальные учебные действия.
Познавательные

универсальные

учебные

действия

Базовые

логические действия:
Формировать и развивать компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения;
находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать
своёмнение;
строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-следственных связей;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,
самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;
самостоятельный

поиск,

конструирование

и

осуществление

доказательства; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы,

фиксирующие

противоречие,

проблему,

формировать

гипотезу,

самостоятельно
устанавливать

искомое

и

данное,

аргументировать свою позицию, мнение;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану,

небольшое

исследование по установлению особенностей конструкторского объекта,
зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого

исследования,

оценивать

достоверность

полученных

результатов, выводов и обобщений;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных с учётом предложенной ситуации;

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию

различных видов и форм представления;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение
в различныхситуациях;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному или
прослушанному тексту;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
владетьмонологической и диалогической формами речи;
уметь работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
формировать навыки целеполагания,

включая

постановку новых

целей,преобразование практической задачи в познавательную;
планировать пути достижения намеченных целей;
анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности

выполненияучебной задачи;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе

определенной

проблемы

и

существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
целидеятельности;
владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики
предмета;
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
знать основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их
назначение;
владеть основным правилам выполнения и обозначения простых и
сложныхразрезов;

знать основные правила условности изображения и обозначения резьбы;
знать правила построения развёрток преобразованных геометрических тел;
применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
узнавать на изображениях способы соединение деталей;
характеризовать особенности выполнения строительных чертежей;
выполнять необходимые разрезы;
определять необходимое число изображений; выполнять чертежи
резьбовых соединений деталей;
читать и детализировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
применять полученные знания при решении задач с творческим
содержанием, в том числе с элементами конструирования;
читать несложные строительные чертежи;
осуществлять

поиск

информации

в

Интернете,

самостоятельно

формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности
полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных
источников;
использовать при выполнении учебных заданий научно­популярную
литературу, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть
приёмами конспектирования текста;
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе
информации

из

нескольких

источников,

публично

представлять

результаты проектной или исследовательской деятельности, сопровождать
выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинноследственных связей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Количество часов
№ п/п

1

2

3

Наименование разделов

Введение. Учебный предмет черчение

Правила оформления чертежей

Геометрические построения

4

Способы проецирования

5

Чтение и выполнение чертежей
деталей

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов
(school-collection.edu.ru)

5

3

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов
(school-collection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов
(school-collection.edu.ru)

5

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов
(school-collection.edu.ru)

5

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов

3

17

8

1

6

7

8

9

Обобщение
сведений
проецирования.

о

способах

Сечения и разрезы

Сборочные чертежи

Строительные чертежи

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

15

12

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов
(school-collection.edu.ru)

5

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов
(school-collection.edu.ru)

4

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов
(school-collection.edu.ru)
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов
(school-collection.edu.ru)

5

1

1

68

2

25

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2
3

Тема урока

Введение. Учебный предмет
«Черчение» Из истории развития
чертежа.

Понятие о государственных стандартах.
Типы линий. Формат. Рамка.Основная
надпись чертежа.
Графическая работа №1 «Линии на
чертеже»
Сведение о нанесении размеров
Применениеи обозначение масштаба

4

Контрольные
работы

Всего

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

1

1

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Сведения о чертежном шрифте.
5

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

6

Графическая работа №2 «Чертеж
плоской детали»
Геометрические построения
необходимые для построения чертежей

7

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Сопряжения.
8

9

Графическая работа № 3 «Чертежи детали с
использованием геометрических
построений, в том числе сопряжений»
Проецирование

10

11

12

Проецирование предмета на три взаимно
перпендикулярные плоскости проекции.
Проекции вершин ребер,граней.

Расположение видов начертеже. Местные
виды

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных

Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

13

Практическая работа №1 «Моделирование
по чертежу»
Построение
проекции точек
на
поверхности предмета

14

15

1

1
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Практическаяработа№2
«Чтение чертежей»
Получение и построение
аксонометрических проекций

16

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Аксонометрическиепроекции
плоскогранных предметов
17

18

19

Аксонометрические проекции
предметов, имеющие круглые
поверхности Графическая работа № 4
Технический рисунок

1

1

1
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (school-

collection.edu.ru)

20

21

Анализ геометрическойформы предмета.
Чертежи и аксонометрические
проекции геометрических тел.

Графическая работа №5
«Чертежи и аксонометрические
проекции предметов»
Порядок построения изображений на
чертежах

22

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Порядок построения изображений на
чертежах.
23

24

25

Графическая работа №6
«Построение третьей проекции по двум
данным»
Нанесение размеров сучетом формы
предмета

1

1

1
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Чертежи разверток поверхностей
геометрических тел
26

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Порядок чтения чертежей деталей
27

28

Практическая работа№4
«Устное чтение чертежа»
Выполнение эскизов деталей

29

30

31

32
33

1

1
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Графическая работа №7 «Составление
эскиза детали с натуры по
индивидуальным заданиям»
Графическая работа № 8Выполнение
чертежа предмета в трех видах с
преобразованием его формы (путем
удаления части предмета)
Графическая работа №9
«Эскиз и технический рисунок детали»
Графическая работа №10
«Выполнение чертежей детали с
включением элементов конструирования»

1

1

1

1

1

1

1

1

34

контрольная работа №11
«Выполнение чертежей предмета»

1

1

Обобщение сведений о способах
проецирования
35

36

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Обобщение сведении о способах
проецирования
Понятие о сечении как изображении.
Назначение сечений

37

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Правила выполнения и обозначение
сечений.
38

39

40

41

Графическаяработа № 1
«Эскиз детали с выполнением сечений».
Назначение разрезов. Различие
между разрезами и сечениями.
Правила выполнения разрезов

Простые разрезы. Обозначение

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция

простых разрезов.
Местный разрез

Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Соединение части вида с частью
разреза
1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

42

Закрепление знаний о разрезах
43

44

Графическаяработа № 2
«Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза».
Особые случаи построения разрезов.

45

46

47

1

1
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Графическаяработа № 3
«Чертеж детали с применением
разреза».
Применение разрезов в
аксонометрических проекциях.

1

1

1
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных

Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Выбор количества изображений и
главного изображения.
48

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Условности и упрощения на чертежах.
49

50
51

Практическаяработа № 4
«Устное чтение чертежей».
Графическаяработа № 5
«Выполнение эскиза Детали снатуры с
применением разрезов».
Общие сведения о соединениях
деталей.

52

1

1

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Изображение и обозначение резьбы.
53

Изображение болтовых и шпилечных
соединений.
54

55

1

Графическаяработа № 6
«Чертеж резьбового соединения».
Шпоночные и штифтовые соединения.

56

1

57

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Разрезы на сборочных чертежах.
58

Порядок чтения сборочных чертежей.
Условности и упрощения на
сборочных чертежах.

1
Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Общие сведения о сборочных чертежах
изделий.

59

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

60

Графическая работа № 7 Чтение
сборочных чертежей»
Понятие о деталировании

61

62
63

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Графическая работа № 8 «Деталирование»
Практическая работа № 9
«Решение творческих задач с элементами
конструирования»
Основные особенности строительных
чертежей.

64

1

1

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Условные изображения настроительных
чертежах.
65

66

67

Порядок чтениястроительных чертежей.
Графическаяработа №10
«Чтение строительныхчертежей».
Графическая работа № 11
(контрольная;итоговая)
«Выполнение чертежа детали по
чертежу сборочной единицы».

1

1

1

1

Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов (school-

collection.edu.ru)

68

Обзор разновидностей графических
изображений.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
68

2

25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.

Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство
Астрель». 2008 - 224 с

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др.

«Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.:
ООО «Издательство АСТ», 2007. - 159 с.
2.

Подшибякин В. В. Сборник заданий по техническому черчению. 8-9 классы. –

Саратов. «Лицей», 1999. - 64с.
3.

Справочник по черчению Виноградов Е.А., Василенков А.А. - М.:

«Просвещение» 1993 г. - 159 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Единая
коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».