Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся по ФГОС среднего общего образования в МАОУ СОШ № 3

М униципалу ое автономное общеобразовательное учпеждение
cmдняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрено и приря то
Советом школы
Протокол № - / 2р.09.2021 г.

верждаю»
-

п г * 1

Директор шцолы
р-~ Е.М, Букреев

'TpJ
Пркказ
Г

•V

;

\

V?-

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом и 1Дивидуальном проекте обучающихся 10-11 класса
по ФГОС среднего общего образования в МАОУ СОШ № 3

2021 ГО Д

I. О БЩ И Е П О Л О Ж ЕН И Я

1.1. Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 класса по
ФГОС среднего общего образования (далее - Положение) составлено в соответ­
ствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Россий­
ской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования
и науки России от 17.05.2012 № 413, Порядком организации и осуществления обра­
зовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - обра­
зовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015,
Санитарно-эпидемиологическим требованиями к организациям воспитания и обу­
чения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденным постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утвер­
ждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические тре­
бования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учре­
ждения средняя общеобразовательная школа № 3, утвержденным постановлением
администрации Кировградского городского округа от 04.04.2019 № 411 «Об
утверждении Устава Муниципального автономного общеобразовательного учре­
ждения средняя общеобразовательная школа № 3 (в новой редакции).
1.2. Настоящее Положение определяет основы организации работы над инди­
видуальным проектом и особенности его оценки.
1.3. Индивидуальный проект является объектом оценки универсальных учеб­
ных действий, сформированных в ходе освоения основной образовательной про­
граммы среднего общего образования.
1.4. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обуча­
ющегося 10 класса.
1.5. Невыполнение индивидуального проекта равноценно получению неудо­
влетворительной отметки по любому учебному предмету.
1.6. Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисципли­
нарных учебных программ.
1.7. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняе­
мый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов на углуб­
ленном уровне, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности,
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную дея­

2

тельность: учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художествен­
но-творческую и иную деятельность.
1.8. Индивидуальный проект выполняется в рамках учебного времени, отве­
денного учебным планом (1-2 часа в неделю в 10 или 11 классе).
1.9. Руководителем проекта может быть как учитель-предметник школы, так и
наставник.
1.21. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных со­
ставляющих образовательных достижений обучающегося.
1.22. В случае получения низких результатов, соответствующих уровню «не­
удовлетворительно», образовательная организация определяет условия и сроки
повторной защиты.
2. Ц Е Л Ь И ЗА ДА Ч И ВЫ П О Л Н Е Н И Я И Н Д И ВИ ДУ А Л ЬН О ГО П РО ЕК ТА
Ц ель для обучаю щ ихся: продемонстрировать свои достижения в самостоя­

тельном освоении избранной области.
Ц ель для руководителя: создание условий для развития универсальных
учебных действий обучающихся, самостоятельного использования их обучающи­
мися в разных видах деятельности, демонстрации своих достижений в самостоя­
тельном освоении избранной области.
Задачи:

- формирование навыков участия в различных формах организации проект­
ной деятельности;
- практическая направленность индивидуальных проектов;
- возможность практического использования приобретенных обучающимися
коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и само­
контроля;
- подготовка к осознанному профессиональному определению, выбору даль­
нейшего образования и профессиональной деятельности.
3. ВО ЗМ О Ж Н Ы Е Т И П Ы И Н ДИ ВИ Д У А Л Ь Н Ы Х П РО ЕКТО В
И Ф О РМ Ы И Х П РЕД С ТА ВЛ ЕН И Я

3.1. Типы индивидуальных проектов можно определить следующие:
И сследовательский проект напоминает по форме научное исследование.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение
фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретиче­
ской части проекта не означает отсутствия практической части. Примером такого
проекта может служить проект по истории.

з

Б изнес-проектирование четко обозначенный с самого начала предметный

результат деятельности участника проекта, целью данного проекта является полу­
чение обучающимся опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющий
освоить общие алгоритмы деятельности, связанной с созданием и продвижением
нового продукта - товара или услуги. Пример: бизнес план (программа действий).
И нф орм ационны й проект направлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации
для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры
и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктам такого проекта может
быть, например, публикация в СМИ.
Т ворческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых
больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать
работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие,
больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить постанов­
ка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т.д.
С оциальны й проект предполагают сбор, анализ и представление информа­
ции по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
И нж енерно-конструкторский проект это проект с инженернотехническим содержанием (например, комплект чертежей по разработке инже­
нерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описани­
ем и научным обоснованием его применения, а также материальный объект, ма­
кет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обосновани­
ем его изготовления и применения.
3.2.
Формы представления результатов проектной деятельности (продукт де­
ятельности):
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.;
• бизнес план.

4

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
4.1. Требования к содержанию индивидуального проекта.
4.1.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с
литературной точки зрения) и отражать содержание проекта.
4.1.2. Структура проекта содержит в себе:
- титульный лист (приложение № 1);
- оглавление (приложение № 2);
- введение;
- основную часть;
- заключение,
- список литературы (приложение № 3).
4.1.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
• обоснование актуальности выбранной темы;
• формулировка гипотезы (для исследовательского проекта). (Гипотеза - это
научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.
Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая ее в установленный факт, или
же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и
неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.);
• постановка цели работы (Цель - это то, что необходимо достигнуть в ре­
зультате работы над проектом);
• формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели;
• желательно указать методы и методики, которые использовались при разра­
ботке проекта, осветить практическую значимость своей работы;
• указать срок работы над проектом (одни или два года).
Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общи­
ми фразами, объем введения - 1-2 страницы.
4.1.4. Основная часть проекта состоит из двух разделов. Первый раздел со­
держит теоретический материал, а второй - практический (экспериментальный).
Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а
параграфы, в свою очередь, - на пункты. Объем основной части - 11-12 страниц.
4.1.5. В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к ко­
торым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли за­
дачи, подтверждена или опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическую значимость полученных ре­
зультатов (продукта деятельности), объем заключения - 1-2 страницы.

5

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, вклю­
чается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проек­
тов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания рабо4.2. Требования к оформлению индивидуального проекта.
4.2.1. Индивидуальный проект должен быть набран на компьютере в тексто­
вом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований:
• индивидуальный проект должен быть отпечатан на листах белой бумаги
формата А4 с полями: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 15 мм, нижнее 20 мм;
• размер шрифта 14 (Times New Roman);
• междустрочный интервал - 1,15;
• нумерация страниц - сквозная, арабскими цифрами;
• страницы нумеруются в правом нижнем углу. Первая страница (титульный
лист) и вторая (оглавление) не нумеруются;
• каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть
равен 1,25 см;
• в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что
- единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;
- нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1,
Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.);
- в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их
либо знаком « - » либо писать «нет», «нет данных».
4.2.2. Общим требованием ко всем индивидуальным проектам является необ­
ходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источ­
ники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник,
проект к защите не допускается.
4.2.3. Уникальность текста работы должна составлять не менее 50 %.
4.2.4. Подстрочные ссылки ставятся внизу страницы в колонтитуле, после
основного текста, используя знак сноски.
4.2.5. Объем всей работы (не считается титульный лист, оглавление) до
списка литературы и приложений должен быть не менее 15 страниц печатного
текста и не более 20-25 страниц печатного текста.
4.3. Требования к защите индивидуального проекта.
4.3.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с об­
щешкольным графиком защиты проектов.
4.3.2. На защиту индивидуального проекта выносится:

б

• папка с содержанием индивидуального проекта (индивидуальный план, от­
зыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учаще­
гося в ходе выполнения проекта);
• продукт проектной деятельности;
• презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите.
4.3.3. Рекомендуемый план выступления на защите индивидуального проек• представление (приветствие, представить себя - ФИ, представить руководи­
теля);
• тема проекта, сроки работы над проектом;
• актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводи­
лось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления
нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружаю­
щих?»;
• озвучить цель, задачи индивидуального проекта, гипотезу (при наличии);
• описать ход работы над индивидуальным проектом, т.е. рассказать не со­
держание индивидуального проекта, а то, как Вы индивидуальный проект выпол­
няли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?»;
• представить результат индивидуального проекта, т.е. представить продукт
деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученных результатов - продукта деятельности (кто,
как и где его может использовать)? Продукт необходимо продемонстировать;
• сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель проекта?», «Вы­
полнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?» (при
наличии).
4.3.4. Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой
могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администрация МАОУ СОШ № 3 и иные квалифицированные педаго­
гические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и
более 7 человек.
4.3.5. Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного
обучающегося, дает оценку выполненному проекту.
4.3.6. Процедура защиты состоит в 10-ти минутном выступлении учащегося,
который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы.
Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
4.4.
Презентация для защиты индивидуального проекта должна быть оформ­
лена в редакторе Microsoft PowerPoint с соблюдением следующих требований:
• количество слайдов не более 15;
• шрифты для заголовков не менее 36 пт., для основного текста 24 пт.
7

• на слайде не более 15 строк текста (слайды не должны быть перегружены
текстом), текст рекомендуется разбавлять картинками и диаграммами;
• рисунки, фотографии и другие графические объекты рекомендуется сжи­
мать их до 96 пикселей на дюйм;
• можно использовать схемы, графики, стрелочки и другие визуальные ком­
поненты для оживления презентации;
• с учетом продукта (презентация, фильм или сайт) в презентацию могут быть
вставлены изображения экрана в форме скрин-шотов;
• не допускается использовать звуковые эффекты, видео в ходе демонстрации
презентации;
• слайды презентации должны быть оформлены в едином стиле.
4.4.1. Структура презентации проекта:
1) слайд № 1:
- название учебного заведения;
- название проекта;
- фамилия, имя, класс автора;
- фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта;
- год защиты проекта.
2) слайд № 2:
- цель, задачи, гипотеза (при наличии), актуальность (не нужно представлять
в презентации весь паспорт проекта).
3) слайд № 3-14:
- результаты, полученные в процессе работы над проектом;
- продукт проекта;
- на предпоследнем слайде указываются ссылки на источники информации.
4) слайд № 15 должен содержать фразу «Спасибо за внимание!» и фамилию,
имя, класс, номер ОУ автора, адрес электронной почты.
4.4.2. Основные принципы при разработке мультимедийной презентации:
Презентация проекта должна быть оптимального объема. Для передачи клю­
чевых понятий проекта будет достаточным оформление не более 15 слайдов, так
как большее их число может быть утомительным для зрителей и отвлечет внима­
ние публики от сути вашего проекта.
Презентация проекта должна выражать актуальность, содержать только те
толкования и изображения, которые не идут в разрез с общепринятыми научными
фактами и утверждениями из достоверных авторитетных источников.

5. ЭТАПЫ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Содержание работы

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Срок

Этап 1. Поисковый

Определение темы и ру­
ководителя проекта.
Формулировка плана ра­
боты по проекту, актуаль­
ности, цели проекта.

Обсуждают тему проекта с учи­
телем и получают при необхо­
димости дополнительную ин­
формацию.
Определяют цель проекта.

Знакомит со смыслом про­
декабрь
ектного подхода и мотиви­
рует учащихся.
Помогает в определении це­
ли проекта.
Наблюдает за работой уче­
ников

Этап 2. Планирование

Анализ источников ин­
Формируют задачи проекта. Предлагает идеи, высказыва­ январь
формации по проекту (ин­ Вырабатывают план действий. ет предложения. Наблюдает
тернет-ресурсов, литера­
за работой учащихся
туры); формулировка за­
дач проекта, оформление
введения; составление
списка использованных
источников
Этап 3. Исследование

Подготовка, оформление Поэтапно выполняют задачи Наблюдает, советует, кос­ фев­
теоретической и выпол­ проекта. Работают над проек­ венно руководит деятельно­ ральнение практической части том, анализируя информацию.
стью учащихся
март
проекта.
Этап 4. Выводы

Подготовка и оформление Завершает работу над оформ­ Наблюдает, советует, кос­ апрель
выводов, приложения, вы­ лением проекта согласно требо­ венно руководит деятельно­
ступления и продукта ваниям
стью учеников
проекта
Этап 5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Защита проекта

Выступление с проектом на за­ Оформление отзыва на про­ Апрель
щите
ект, присутствует на защите май
проекта

6. С И С Т Е М А О Ц Е Н И В А Н И Я И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О Г О П РО ЕК ТА

6.1. Индивидуальный проект оценивают по основным и дополнительным
критериям.
6.2. Индивидуальный проект исследовательского типа оценивают по следу­
ющим основным критериям:
1)
актуальность темы исследования - представленная работа привлекает
интерес своей актуальностью;

9

2) исследовательский характер —в работе имеется результат, который был
неочевиден до ее выполнения;
3) самостоятельность работы над проектом - представленные в работе ма­
териалы позволяют сделать вывод об активном участии автора в проведении ис­
следования и подготовке проектной работы;
4) структурированность печатного варианта проекта - в работе имеются
разделы в соответствии с требованиями;
5) качество теоретической части - наличие обзора источников информации
по теме исследования (допускаются интернет-источники), наличие ссылок на ис­
точники, культура цитирования;
6) качество практической части исследования - соблюдение и корректность
методических исследования, описание хода и полнота исследования;
7) культура оформления печатного варианта проекта - печатный вариант
проекта оформлен в соответствии с требованиями, иллюстративный материал
(рисунки, таблицы, графики, диаграммы) подписан;
8) глубина тематики проекта - в работе использована информация, выхо­
дящая за рамки школьной программы;
9) результативность работы - адекватность выводов целям, задачам и ги­
потеза исследования;
10) новизна (оригинальность) тематики и полученных результатов - тема
проекта полученные результаты отличаются оригинальностью, новизной;
11) иллюстративность - наличие иллюстративного материала (фотографий,
графиков, диаграмм, таблиц и т.п.);
12) особое мнение - баллы по дополнительному критерию (критерий указы­
вается экспертом).
6.2.1. Индивидуальный проект исследовательского типа оценивают по сле­
дующим дополнительным критериям:
1) интегративность - связь различных источников информации и областей
знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы;
2) креативность - новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью
которых автор несет нечто новое в контекст современной действительности;
3) апробация - распространение результатов и продуктов проектной деятель­
ности на уровне группы людей или социума;
4) практическая, социальная значимость - значимость (востребованность,
применимость) результатов исследования на уровне группы людей (класса, шко­
лы, друзей, единомышленников) или на уровне социума;
5) наличие собственного продукта (помимо печатной работы и презента­
ции) - видеофильм, видеоролик, макет, модель, изделие, интернет-продукт и др.
6.2.2. Критерии оценки выступления на представлении проекта:

ю

1) логичность, выстроенность выступления;
2) качество ответов на вопросы;
3) качество демонстрационного материала (презентации);
4) чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление).
6.3.
Индивидуальный проект информационного, творческого, социального,
инженерно-конструкторского типа, бизнес-проектирование оценивают по следу­
ющим основным критериям:
1) актуальность проекта - представленная работа привлекает интерес своей
актуальностью;
2) глубина осмысления и раскрытия темы - тема проекта осмыслена и рас­
крыта в содержании работы;
3) самостоятельность работы над проектом - представленные в работе ма­
териалы позволяют сделать вывод об активном участии автора в проектной дея­
тельности;
4) структурированность печатного варианта проекта - в печатном вариан­
те проекта имеются разделы в соответствии с требованиями;
5) качество теоретической части - теоретическая часть проекта соответ­
ствует теме, представлена развернуто, соблюдена (при необходимости) культура
цитирования;
6) качество практической части - практическая часть соответствует теоре­
тической, раскрывает и дополняет её; представлены основные этапы социальной
(конструкторской, творческой) деятельности учащегося, проведён анализ их эф­
фективности;
7) культура оформления печатного варианта проекта - печатный вариант
проекта оформлен в соответствии с требованиями, иллюстративный материал
(рисунки, таблицы, графики, диаграммы) подписан;
8) креативность - новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью ко­
торых автор внёс нечто новое в контекст современной действительности и (или)
творческий характер работы;
9) результативность работы - адекватность результата целям и задачам
проекта;
10) интегративность - связь различных источников информации и областей
знаний и ее систематизации в единой концепции проектной работы;
11) иллюстративность - наличие иллюстративного материала (фотографий,
графиков, диаграмм, таблиц и т.п.);
12) особое мнение - баллы по дополнительному критерию (критерий указы­
вается экспертом).

11

6.3.1. Индивидуальный проект информационного, творческого, социального,
инженерно-конструкторского типа, бизнес-проектирование оценивают по следу­
ющим дополнительным критериям:
1) социальная значимость - востребованность, применимость работы на
уровне группы людей (класса, школы, друзей, единомышленников) или на уровне
социума;
2) эстетическая значимость - эстетическая ценность для социума;
3) духовно-нравственная ценность - духовно-нравственная ценность, значи­
мость для социума;
4) наличие и качество собственного творческого продукта (помимо печат­
ной работы) - видеофильм, видеоролик, макет, модель, изделие, интернетпродукт, сборник литературных произведений, выставка картин, фотовыставка,
презентация, презентация с музыкальным сопровождением и др.
6.3.2. Критерии оценки выступления на представлении проекта:
1) логичность, выстроенность, выступления;
2) качество ответов на вопросы;
3) качество демонстрационного материла (презентации);
4) чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление);
5) свободное владение материалом работы.
6.4. Результаты выполненного индивидуального проекта оцениваются во
время защиты проекта экспертами в соответствии с перечисленными критериями,
исходя по типу проекта (приложение № 4 и приложение № 5).
6.5. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
формируется на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
по каждому из четырёх критериев, оформляется руководителем проекта (Прило­
жение № 6):
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся
в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы
действий.
Сформированность познавательных УУД в части способности к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в
умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования,
выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку
информации,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
12

времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
7. Д О К У М Е Н Т А Ц И О Н Н О Е О БЕС П Е Ч ЕН И Е

7.1. Документом в процедуре разработки индивидуального проекта является
настоящее Положение.
7.2. Документом строгой отчётности по реализации индивидуального проек­
та является ж урнал, страница «Индивидуальный проект», на которой фиксируют­
ся все этапы работы над проектом.
7.3. Документом, оформляющим процедуру разработки, защиты проекта и
оформления всех материалов по нему, является индивидуальный план работы над
проектом (Приложение № 8). Документы хранятся у автора и руководителя про­
екта (своевременно заполняются).
7.4. К документам по разработке индивидуального проекта относится отзыв
на проектную работу руководителя проекта.
8. П РА ВА И О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь СТО РО Н

8.1. Руководитель индивидуального проекта должен:
• совместно с обучающимся определить тему работы по индивидуальному
проекту;
• совместно с обучающимся определить цель работы, методы работы, источ­
ники необходимой информации;
• мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному
проекту;
• оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов проекта;
• контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального проекта.
8.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право:
• требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения
проекта;
• использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресур• обращаться к администрации школы в случае систематического несоблю­
дения сроков реализации плана индивидуального проекта обучающимся.
8.3. Обучающийся должен:
13

• выбрать тему и руководителя индивидуального проекта;
• посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
• ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя ин­
дивидуального проекта;
• активно осуществлять разработку темы проекта;
• подготовиться к защите проекта;
• представить проект на защиту.
8.4. Обучающийся имеет право:
• на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом
этапе выполнения индивидуального проекта;
• использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы.
8.5. Тьютор должен:
• иметь общий список авторов и руководителей индивидуальных проектов;
• давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса;
• проводить разъяснительные лектории с обучающимися по подготовке и ра­
боте над проектом (при необходимости);
• обеспечивать учащихся и руководителей проектов методическими материа­
лами;
• организовать консультации и оказание методической помощи руководите­
лям проектов в ходе выполнения работ;
• организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных
проектов, составить график защиты проектов;
• обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе реализа­
ции индивидуальных проектных планов;
• своевременно размещать и обновлять информацию по проектной деятель­
ности на стенде;
• вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по про­
ектной деятельности.
8.6. Тьютор имеет право:
•
контролировать организацию условий, необходимых для проектной дея­
тельности обучающихся (помещения, доступ к мультимедийной технике, уста­
новка программного обеспечения и т.д.);
• осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов;
• осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления
проектов - проектной документации; всех проектных материалов для их сдачи.

14

Приложение № 1
М униципальное автоном ное общ еобразовательное учреж дение
средняя общ еобразовательная ш кола № 3

Индивидуальный проект
«
»
(тема)

по
(название предмета)

Выполнил обучающийся 10 класса ФИО
Руководитель ФИО, должность

Кировград

Приложение № 2

О бразец оглавления и структуры проектной работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................
Г ЛАВА 1. Наименование..............................................................................
1.1. Наименование............................................................................................
1.2. Наименование............................................................................................
ГЛАВА 2. Наименование...............................................................................
2.1. Наименование............................................................................................
2.2. Наименование............................................................................................
2.3. Наименование...........................................................................................
ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ...............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................

16

Приложение № 3
О бразец оф орм ления списка литературы

1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее
поправками от 30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2009. - № 4. - ст. 445.
2. Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. - М.:
Финансы и статистика, 1997. - 400с.
3. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. - М.: Высш. шк.,
2002 .
- 460с.
4. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред В.В. Маклаков. - М.: Юристъ, 2001.
- 566с.
5. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов //
Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. - С. 24 -37.
О бразец оф орм ления ссы лки на интернет-ресурс

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы [Электронный ресурс]
/С.С. Аверинцев. - Режим доступа: http://rovanib.com/read/avenntsevsergev/poetikara
nnevizantivskoyliteraturi.htmi#0.14

17

Приложение № 4
О ценочны й лист исследовательского проекта
Ф .И .О ._ _ _________________________________________________________________
К ласс___________
Тема проекта______________________________________________________________
Дата защ иты проекта:__________________________________________________________
Максимальное Фактическое
№
Содержание критерия
Критерий
количество

количество

баллов

баллов

Основные критерии

1.

Актуальность
исследования

2.

Исследовательский
характер работы

3.

Самостоятельность
работы над проектом

4.

Структурированность
печатного варианта
проекта
Качество теоретиче­
ской части исследо­
вания

5.

темы

Представленная работа привле­
кает интерес своей актуально­
стью
В работе имеется результат, ко­
торый был неочевиден до ее вы­
полнения
Представленные в работе мате­
риалы позволяют сделать вывод
об активном участии автора в
проведении исследования и под­
готовке проектной работы
В работе имеются разделы в со­
ответствии
с требованиями
Наличие обзора источников ин­
формации по теме исследования
(допускаются
интернетисточники), наличие ссылок на
источники, культура цитирова­
ния:
0 - теоретическая часть отсут­
ствует;
1 - присутствуют отдельные
выдержки информации без ука­
зания источника;
2 - присутствуют элементы са­
мостоятельного осмысления те­
мы, ссылок нет;
3 - присутствуют элементы са­
мостоятельного осмысления те­
мы, ссылки есть;
4 - представлено самостоятель­
ное осмысление темы, ссылки
есть, но имеются неточности,
шибки;
5 - представлено самостоятель­
ное осмысление темы, ссылки
есть, неточности и ошибки от­
сутствуют.
18

2

2

2

2

5

Качество практиче­ Соблюдение и корректность ме­
ской части исследо­ тодических исследования, опи­
вания
сание хода и полнота исследо­
вания:
0 - практическая часть отсут­
ствует;
1 - присутствует на уровне от­
дельных элементов;
2 - присутствует, но слабо свя­
зана с теоретической частью,
незначительна по объему;
3 - связана с теоретической рас­
сматриваемой проблемой, мето­
ды исследования (инструмента­
рий) некорректны;
4 - связана с теоретической и
направлена на решение исследу­
емой проблемы, имеются незна­
чительные недочеты;
5 - связана с теоретической и
направлена на решение исследу­
емой проблемы, недочёты от­
сутствуют.
Культура
оформле­
Печатный
вариант
проекта
7.
ния печатного вари­ оформлен в соответствии с тре­
анта проекта
бованиями,
иллюстративный
материал (рисунки, таблицы,
графики, диаграммы) подписан
тематики В работе использована инфор­
8. Глубина
проекта
мация, выходящая за рамки
школьной программы
Результативность
ра­
Адекватность выводов целям,
9.
боты
задачам и гипотеза исследова­
ния
получен­
10. Новизна (оригиналь­ Тема проекта и
ность)
тематики и ные результаты
отличаются
полученных резуль­ оригинальностью, новизной
татов
Иллюстративность
Наличие иллюстративного ма­
11.
териала (фотографий, графиков,
диаграмм, таблиц и т.п.)
Баллы по дополнительному кри­
12. Особое мнение
терию (критерий
указывается
экспертом)
Максимальное количество баллов по основным критериям
6.

19

5

2

2

2

2

2

2

30

Дополнительные критерии

13.

Интегративность

14.

Креативность

15.

Апробация

16.

Практическая, соци­
альная значимость

17.

Связь различных
источников
информации и областей знаний
и ее систематизация в единой
концепции проектной работы
Новые оригинальные идеи и пу­
ти решения, с помощью кото­
рых автор несет нечто новое в
контекст современной действи­
тельности
Распространение результатов и
продуктов проектной деятель­
ности на уровне группы людей
или социума
Значимость (востребованность,
применимость) результатов ис­
следования на уровне группы
людей (класса, школы, друзей,
единомышленников) или на
уровне социума
Видеофильм, видеоролик, ма­
кет, модель, изделие, интернетпродукт и др.

Наличие собственно­
го продукта (помимо
печатной работы и
презентации)
Максимальное количество баллов по дополнительным
критериям
Максимальное количество баллов за исследовательский
проект по всем критериям

2

2

2

2

2

10
40

Критерии оценки выступления на представлении проекта

18. Логичность, выстроенность выступления
19. Качество ответов на вопросы
20. Качество демонстрационного материала (презентации)
21. Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление)
22. Свободное владение материалом работы
Максимальное количество баллов за выступление
Максимальное количество баллов за проект по всем кри­
териям
Перевод баллов в пятибальную шкалу:
42-50 б. - отлично;
35-41 б. - хорошо;
27-34 б. - удовлетворительно.

ЭКСП ЕРТЫ :

С результатами ознакомлен:_________________ (ФИО_

20

2
2
2
2
2
10
50

Приложение № 5
О ценочны й лист инф орм ационного, творческого, социального, инж енерноконструкторского проекта, бизнес-проектирования
Ф .И .О ._____________________________________________________________________
К ласс_______________________________________________________________________
Тема проекта______________________________________________________________
Дата защ иты проекта:__________________________________________________________
№
Критерий
Содержание критерия
Максимальное Фактическое
количество

количество

баллов

баллов

Основные критерии

1.

2.
3.

4.

5.

6.

Актуальность проек­ Представленная работа привле­
та
кает интерес своей актуально­
стью
Глубина осмысления Тема проекта осмыслена и рас­
и раскрытия темы
крыта в содержании работы
Самостоятельность
Представленные в работе мате­
работы над проектом риалы позволяют сделать вывод
об активном участии автора в
проектной деятельности
Структурированность В печатном варианте проекта
печатного варианта имеются разделы в соответствии
проекта
с требованиями
Качество теоретиче­ Теоретическая часть проекта
ской
соответствует теме, представле­
части
на развернуто, соблюдена (при
необходимости) культура цити­
рования
Качество практиче­ Практическая часть соответ­
ской части
ствует теоретической, раскры­
вает и дополняет её; представ­
лены основные этапы социаль­
ной (конструкторской,творче­
ской) деятельности учащегося,
проведён анализ их эффектив­
ности
0 - практическая часть отсут­
ствует;
1 - присутствует на уровне от­
дельных элементов;
2 - присутствует, но слабо свя­
зана с теоретической частью,
незначительна по объему;
3 —связана с теоретической рас­
сматриваемой проблемой, мето­
ды исследования (инструмента­
рий) некорректны;
4 - связана с теоретической и
направлена на решение исследу21

2

2
2

2

2

5

7.

Культура оформле­
ния печатного вари­
анта проекта

8.

Креативность

9.
10.

Результативность ра­
боты
Интегративность

11.

Иллюстративность

12.

Особое мнение

Максимальное количество

емой проблемы (темы), имеются
незначительные недочеты;
5 - связана с теоретической и
направлена на решение исследу­
емой проблемы (темы), недочё­
ты отсутствуют.
Печатный
вариант
проекта
оформлен в соответствии с тре­
бованиями,
иллюстративный
материал (рисунки, таблицы,
графики, диаграммы) подписан
Новые оригинальные идеи и пу­
ти решения, с помощью кото­
рых автор внёс нечто новое в
контекст современной действи­
тельности и (или) творческий
характер работы
0 - не выражены;
1-2 - выражены на уровне от­
дельных элементов;
3 - выражены посредственно;
4 - выражены хорошо;
5 - выражены ярко, в полной
мере.
Адекватность результата целям
и задачам проекта
Связь различных
источников
информации и областей знаний
и ее систематизации в единой
концепции проектной работы
Наличие иллюстративного ма­
териала (фотографий, графиков,
диаграмм, таблиц и т.п.)
Баллы по дополнительному кри­
терию (критерий
указывается
экспертом)
баллов по основным критериям

22

2

5

2
2

2

2

30

Дополнительные проекты

13.

Социальная
мость

14.

Эстетическая
мость
Духовно­
нравственная
ность
Наличие и качество
собственного творче­
ского продукта (по­
мимо печатной рабо­
ты)

15.

16.

значи­ Востребованность, примени­
мость работы на уровне груп­
пы людей (класса, школы, дру­
зей, единомышленников) или
на уровне социума
значи­ Эстетическая ценность для со­
циума
Духовно-нравственная
цен­
цен­ ность, значимость для социума

Видеофильм, видеоролик, ма­
кет, модель, изделие, интернетпродукт, сборник литератур­
ных произведений, выставка
картин, фотовыставка, презен­
тация, презентация с музы­
кальным сопровождением и
др.
0 - продукт отсутствует;
1 - низкое качество;
2 - посредственное качество;
3 - хорошее качество;
4 - высокое качество.
М аксимальное количество баллов по дополнительным
критериям
Максимальное количество баллов за проект по всем кри­
териям

2

2
2

4

10
40

Критерии оценки выступления на представлении проекта

18. Логичность, выстроенность выступления
19. Качество ответов на вопросы
20. Качество демонстрационного материала (презентации)
21. Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление)
22. Свободное владение материалом работы
Максимальное количество баллов за выступление
Максимальное количество баллов за проект по всем кри­
териям
Перевод баллов в пятибальную шкалу:
42-50 б. - отлично;
35-41 б. - хорошо;
27-34 б. - удовлетворительно.
Э К С П Е РТ Ы :

2
2
2
2
2
10
50

С результатами ознакомлен:_________________ (ФИО_________________________ )

23

Приложение № 6
У ровень сф орм ированности навы ков проектной деятельности
Ф .И.О.
К ласс
Фактическое
Критерии оценки

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Балл

баллов

качества индиви­
дуального проекта

количество

Низкий

Средний

Высокий

(1 балл)

(2 балла)

(3 балла)

Учащийся использовал не­
большой объем информацион­
ных источников, чтобы рас­
крыть тему проекта.
В работе и в ответах на вопросы
по содержанию работы отсут­
ствуют грубые ошибки

Учащийся продемонстри­
ровал глубокие знания по
теме проекта, грамотно и
обоснованно использовал
имеющиеся знания и спо­
собы действий, ошибки в
содержании работы отсут­
ствуют

3

Учащийся грамотно
сформулировал проблему
проекта и основной во­
прос исследования, вы­
брал адекватные способы
ее решения, включая по­
иск и обработку информа­
ции, формулировку выво­
дов и обоснование и реа­
лизацию принятого реше­
ния, обоснование и созда­
ние модели, прогноза, ма­
кета, объекта, творческого
решения

2

Сформированность Тема проекта не раскрыта, боль­
шая часть информационных ис­
предметных зна­
точников не соотносится с целью
ний и способов
проектной работы, учащийся не
действий
может комментировать содержа­
ние, делать собственные выводы

Сформированность Учащийся проявлял незначитель­ Учащийся совместно с руково­
дителем (тыотором) поставил
познавательных
ный интерес к теме проекта, ис­
УУД
пользовал источники информации цель проекта и определил пути
в рамках школьной программы, с его решения, использовал в ос­
помощью руководителя (тьютора) новном описательный способ
обработки информации, проде­
определил проблему проекта, в
монстрировал
продукт проекта
содержании отсутствуют выводы,
продукт проекта отсутствует

24

рий

Сформированность Учащийся определил цель проек­
регулятивных
та с помощью руководителя (тыоУУД
тора), план достижения цели не
составил, отсутствуют навыки
самоконтроля

Учащийся продемонстрировал
навыки определения темы и
планирования работы;
некоторые этапы выполнялись
при помощи руководителя
(тьютора); учащийся осуще­
ствил самоконтроль и коррек­
цию результатов проекта

Учащийся демонстриро­
вал умение самостоятель­
но планировать и управ­
лять своей познавательной
деятельностью во време­
ни; использовал ресурс­
ные возможности для до­
стижения целей; осу­
ществлял выбор конструк­
тивных стратегий в труд­
ных ситуациях

1

Сформированность Учащийся подготовил защиту ра­
коммуникативных боты с помощью руководителя
УУД
(тьютора), не представил оформ­
ление проекта, не смог ответить
на вопросы по содержанию

Учащийся подготовил защиту
работы, продемонстрировал
навыки оформления продукта,
не смог аргументированно от­
ветить на вопросы

Учащийся ясно изложил и
оформил выполненную
работу, представил ее ре­
зультаты, аргументиро­
ванно ответил на вопросы

2

Итоговый балл

8

Максимальный балл

12

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Обработка результатов.
Оцените уровень, на котором педагоги сформировали у школьников навыки проектной деятельности. Для этого заполните последний столбец,
оценив критерий от 1 до 3 баллов. Обратите внимание, что итоговый балл не может превышать максимальный балл в последней строке таблицы.
Сравните итоговый балл (К) с ключом:
- 9-12 баллов - высокий уровень;
- 6-8 баллов - средний уровень;
- менее 6 баллов - низкий уровень.

ЭКСП ЕРТЫ :

25

Приложение № 7
Алгоритм работы над индивидуальны м проектом

1. Определи тип проекта, который наиболее соответствует твоему профилю
обучения и твоим интересам:
И сследовательский проект напоминает по форме научное исследование.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение
фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретиче­
ской части проекта не означает отсутствия практической части. Примером такого
проекта может служить проект по истории.
Б изнес-проектирование четко обозначенный с самого начала предметный
результат деятельности участника проекта, целью данного проекта является полу­
чение обучающимся опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющий
освоить общие алгоритмы деятельности, связанной с созданием и продвижением
нового продукта - товара или услуги. Пример: бизнес план (программа действий).
И нф орм ационны й проект направлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации
для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры
и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктам такого проекта может
быть, например, публикация в СМИ.
Т ворческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых
больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать
работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие,
больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить постанов­
ка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т.д.
С оциальны й проект предполагают сбор, анализ и представление информа­
ции по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
И нж енерно-конструкторский проект это проект с инженернотехническим содержанием (например, комплект чертежей по разработке инже­
нерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описани­
ем и научным обоснованием его применения, а также материальный объект, ма­
кет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обосновани­
ем его изготовления и применения.
2. Определи вид проекта:
- монопредметный в рамках одного учебного предмета;
- межпредметный в рамках нескольких учебных предметов;
- надпредметный - это социально-значимый проект, не связанный напрямую
со школьными предметами.
26

3. Определи тему проекта. Тема проекта должна содержать проблематику и
быть актуальной. Она не должна быть широкой.
4. Определи цель, задачи проекта, форму предъявления готового продукта
(учебно-исследовательская работа, бизнес-план, модель или что-то еще).
5. Заведи электронное портфолио проекта. Это папка, в которую ты будешь
копировать весь материал по теме для того, чтобы потом его обрабатывать. Ниче­
го не удаляй, пока не завершишь проект, что-то может еще пригодиться.
6. Придерживайся плана работы над проектом.
7. Определи источники информации (книги, статьи, сайты), с которыми бу­
дешь работать. Не забудь фиксировать данные каждого источника для составле­
ния библиографического списка.
8. Оформи проект в соответствии с требованиями.
9. Сделай презентацию проекта и подготовься к его защите.
10. Каждый тип проекта оценивается по критериям с которыми тебя позна­
комит тьютор.

27

Приложение № 8
П ЛАН РА БО ТЫ Н А Д П РО ЕКТО М

Ф.И.О. учащ егося_____________________________________________________________
Класс___________________________________________________________________________
Тема проекта___________________________________________________________________

Срок
Содержание работы

Деятельность учеников

Отметка
руководителя

Деятельность учителя

о выполнении
(подпись)

Этап 1. Поисковый

Определение темы и руко­ Обсуждают тему проек­
та с учителем и получа­
водителя проекта.
Формулировка плана рабо­ ют при необходимости
ты по проекту, актуально­ дополнительную ин­
сти, цели проекта.
формацию.
Определяют цель проек­
та.

Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует учащихся.
Помогает в определении
цели проекта.
Наблюдает за работой
учеников

январь

Предлагает идеи, выска­
зывает
предложения.
Наблюдает за работой
учащихся

январь

Этап 2. Планирование

Анализ источников инфор­ Формируют задачи про­
екта.
Вырабатывают
мации по проекту (интернет-ресурсов, литературы); план действий.
формулировка задач проек­
та, оформление введения;составление списка ис­
пользованных источников
Этап 3. Исследование

советует, февраль- Оформление
Подготовка и оформление Поэтапно
выполняют Наблюдает,
теоретической, практиче­ задачи проекта. Работа­ косвенно руководит дея­
март
теоретической
ской части проекта.
ют над проектом, анали­ тельностью учащихся
части:
зируя информацию.
Оформление
практической
части:

Этап 4. Выводы

Подготовка и оформление Завершает работу над Наблюдает,
советует,
выводов, приложения, вы­ оформляют проекта со­ косвенно руководит дея­
ступления и продукта про­ гласно требованиям
тельностью учеников
екта

28

апрель

Срок
Содержание работы

Деятельность учеников

Отметка
руководителя

Деятельность учителя

о выполнении
(подпись)
Этап 5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Защита проекта

Выступление с проектом Оформление отзыва на
на защите
проект, присутствует на
защите проекта

29

апрель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».