Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП по химии БУ 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учр еждени
средняя общеобразовательная школа № 3

СОГЛАСОВАНО
Зав кафедрой (МО)
'J 20'jjpr.

Заместитель директора по УВР
/

« У»

20J_;

Рабочая программа учебного предмета
«Химия (базовый уровень)»
10-11 класс

Составители:
Кротова О.А..
(учитель первой квалификационной категории)

г. Кировград
2020г.

1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
М етапредметные результаты освоения выпускниками программы учебного
предмета
М етапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
•
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
•
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
П ознавательные УУД:
•
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
•
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

•
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
•
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
•
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
•
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
•
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
•
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения выпускниками программы
учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими
веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и
объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о
типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического
каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков - в составе пищевых продуктов
и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий
протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ - металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов,
входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
критически
оценивать
и
интерпретировать
химическую
информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно­
популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления
ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно­
исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной - с целью определения
химической активности веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного
состава и строения;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний.

2. Содержание учебного предмета «Химия»
Базовый уровень
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии.
Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических
соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность
химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации
органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы
образования названий органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических
свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения
(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в
органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в
промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о
циклоалканах.
Алкены.
Строение молекулы этилена.
Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование,
гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных
производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление
его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического
производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения
синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука.
Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование,
гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и
других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного
пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение
молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как
способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование)
как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение
бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как
представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере
метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия
гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей,
дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.
Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на
организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение
для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение
этиленгликоля и глицерина.

Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом.
Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители
предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция
«серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для
обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность
альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты):
реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение
сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения
сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых
кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия
карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной
промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на
основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление
жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мыла
как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза
как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и
целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы
(гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения
крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об
искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами
органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение а-аминокислот.
Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение
белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при
помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме.
Биологические функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная
конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация
химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических
уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической
связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от
типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия
катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость

реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания
оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие
о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. pH
раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в
биологических обменных процессах. Окислительно-восстановительные реакции в
природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно­
восстановительные свойства простых веществ - металлов главных и побочных подгрупп
(медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от
коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в
промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование
химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного
познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с
бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и
косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства
защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и
попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка.
Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при
нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники
энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.

Лабораторные
самостоятельные
, практические
работы,

3. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
10 класс
____________________ 1 час в неделю, всего - 35 ч.____________________
Вид занятий
(кол-во часов)
Содержание
я
л
е
о
Виды учебной деятельности
учебного предмета,
и
кс я
ы т р
кол-во часов
т н
к о
§* Ъ
и
Ъе £а
р ы
рз
П м
ое
р
о
т
Ф
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как
науки. Предмет органической химии. Место и
значение органической химии в системе
естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения
атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического
строения
органических
соединений
А.М. Бутлерова.
Углеродный
скелет
органической молекулы. Кратность химической
связи.
Зависимость
свойств
веществ
от
химического строения молекул. Изомерия и
изомеры. Понятие о функциональной группе.
Принципы
классификации
органических
соединений. Систематическая международная
номенклатура и принципы образования названий
органических соединений.
Углеводороды и их природные источники
Алканы. Строение молекулы метана.
Гомологический
ряд
алканов.
Гомологи.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета.

1,5

6,5

0,5

Тестирование Характеризовать особенности состава и строения
Фронтальный органических веществ.
Классифицировать их на основе происхождения и
опрос
переработки.
Работа по
индивидуальны Аргументировать несостоятельность витализма.
Определять отличительные особенности
м карточкам
Работа у доски углеводородов.
Устные ответы Формулировать основные положения теории
химического строения
А. М. Бутлерова.
Различать понятия «валентность» и «степень
окисления».
Составлять молекулярные и структурные
формулы.
Классифицировать ковалентные связи по
кратности.
Объяснять явление изомерии и взаимное влияние
атомов в молекуле

2,5

Контрольная
работа № 1
«Теория
строения

Определять принадлежность веществ к различным
типам (предельным или непредельным) и классам
углеводородов.
Называть их по международной номенклатуре,

Закономерности изменения физических свойств.
Химические свойства (на примере метана и
этана): реакции замещения (галогенирование),
дегидрирования
как
способы
получения
важнейших соединений в органическом синтезе.
Горение метана как один из основных источников
тепла в промышленности и быту. Нахождение в
природе и применение алканов. Понятие о
циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена.
Гомологический ряд алкенов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства
(на примере этилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование,
гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения
функциональных производных углеводородов,
горения. Полимеризация этилена как основное
направление его использования. Полиэтилен как
крупнотоннажный
продукт
химического
производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об
алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Полимеризация дивинила (бутадиена1,3) как способ получения синтетического
каучука. Натуральный и синтетический каучуки.
Вулканизация каучука. Резина. Применение
каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена.
Гомологический ряд алкинов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства
(на примере ацетилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование,
гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения
полимеров и других полезных продуктов.

органических
характеризовать строение и свойства важнейших
соединений А.М. представителей алканов.
Бутлерова.
Наблюдать и описывать химический эксперимент
Углеводороды»
с помощью родного языка и языка химии.
Обобщать знания и делать выводы о
Тестирование закономерностях изменения свойств
Фронтальный углеводородов в гомологических рядах.
опрос
Различать понятия «изомер» и «гомолог»
Работа по
Называть алкены по международной
индивидуальны номенклатуре.
м карточкам
Характеризовать с помощью родного языка и
Работа у доски языка химии строение, свойства, способы
Устные ответы получения и области применения этилена.
Наблюдать, самостоятельно проводить и
описывать химический эксперимент.
Устанавливать зависимость между типом
строения углеводорода и его химическими
свойствами на примере логических связей:
предельный — реакции замещения, непредельный
— реакции присоединения.
Называть диены по международной
номенклатуре.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии строение, свойства, способы
получения и области применения каучуков.
Наблюдать и описывать химический эксперимент.
Называть по международной номенклатуре
алкины.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии строение, свойства, способы
получения и области применения ацетилена.
Наблюдать и описывать химический эксперимент.
Различать особенности реакций присоединения у
ацетилена от таковых у этилена.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии особенности строения, свойства и

области применения бензола.
Наблюдать и описывать демонстрационный
химический эксперимент.
Характеризовать состав и основные направления
использования и переработки нефти.
Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и
будущей профессиональной деятельностью.
Соблюдать правила экологически грамотного
поведения и безопасного обращения с
нефтепродуктами в быту и на производстве.
Характеризовать происхождение и основные
направления использования и переработки
каменного угля.
Устанавливать зависимость между объёмами
добычи каменного угля в РФ и бюджетом.
Находить взаимосвязь между изучаемым
материалом и будущей профессиональной
деятельностью.
Соблюдать правила экологически грамотного
поведения и безопасного обращения с каменным
углём и продуктами коксохимического
производства в быту и промышленности

Горение
ацетилена
как
источник
высокотемпературного пламени для сварки и
резки металлов. Применение ацетилена.
Арены.
Бензол
как
представитель
ароматических
углеводородов.
Строение
молекулы бензола. Химические свойства: реакции
замещения
(галогенирование)
как
способ
получения химических средств защиты растений,
присоединения
(гидрирование)
как
доказательство непредельного характера бензола.
Реакция горения. Применение бензола.

Кислород- и азотсодержащие органические
соединения
Спирты. Классификация, номенклатура,
изомерия спиртов. Метанол и этанол как
представители предельных одноатомных спиртов.
Химические свойства (на примере метанола и
этанола): взаимодействие с натрием как способ
установления наличия гидроксогруппы, реакция с
галогеноводородами как способ получения
растворителей,
дегидратация
как
способ
получения этилена. Реакция горения: спирты как

11

3

Контрольная
работа №2
«Кислород- и
азотсодержащие
органические
соединения»
Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по

Различать реакции этерификации как обратимой
обменный процесс между кислотами и спиртами.
Характеризовать особенности свойств жиров на
основе
строения
их
молекул,
а
также
классификации жиров
по
их
составу
и
происхождению и производство твёрдых жиров на
основе растительных масел.
На основе реакции этерификации характеризовать
состав, свойства и области применения сложных
эфиров.
Наблюдать, описывать и проводить химический

топливо. Применение метанола и этанола.
Физиологическое действие метанола и этанола на
организм человека. Этиленгликоль и глицерин
как представители предельных многоатомных
спиртов. Качественная реакция на многоатомные
спирты и ее применение для распознавания
глицерина в составе косметических средств.
Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола.
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Химические
свойства:
взаимодействие
с
натрием,
гидроксидом
натрия,
бромом.
Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и
этаналь
(ацетальдегид)
как
представители
предельных альдегидов. Качественные реакции
на карбонильную группу (реакция «серебряного
зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)
и их применение для обнаружения предельных
альдегидов в промышленных сточных водах.
Токсичность
альдегидов.
Применение
формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота
как представитель предельных одноосновных
карбоновых кислот. Химические свойства (на
примере
уксусной
кислоты):
реакции
с
металлами, основными оксидами, основаниями и
солями
как
подтверждение
сходства
с
неорганическими
кислотами.
Реакция
этерификации как способ получения сложных
эфиров.
Применение
уксусной
кислоты.
Представление о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры
как продукты взаимодействия карбоновых кислот
со спиртами. Применение сложных эфиров в

индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

эксперимент.
Соблюдать правила экологически грамотного и
безопасного обращения с горючими и токсичными
веществами в быту и окружающей среде
Характеризовать состав углеводов.
Классифицировать их на основе способности к
гидролизу.
Описывать свойства глюкозы как вещества с
двойственной функцией (альдегидоспирта).
Устанавливать межпредметные связи химии и
биологии на основе раскрытия биологической роли
и химических свойств важнейших представителей
моно-, ди- и полисахаридов.
Наблюдать, описывать и проводить химический
эксперимент.
Соблюдать правила техники безопасности при
работе в кабинете химии
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии особенности строения и свойств аминов и
анилина, в частности, на основе взаимного влияния
атомов в его молекуле, а также способы получения
и области применения анилина.
Аргументировать чувство гордости за
достижения отечественной органической химии.
Соблюдать правила экологически грамотного и
безопасного обращения с горючими и токсичными
веществами в быту и окружающей среде
Описывать
свойства
аминокислот
как
бифункциональных амфотерных соединений.
Устанавливать межпредметные связи химии и
биологии на основе раскрытия биологической роли
и химических свойств аминокислот.
Описывать структуры и свойства белков как
биополимеров.
Устанавливать межпредметные связи химии и
биологии на основе раскрытия биологической роли

пищевой и парфюмерной промышленности.
Жиры как сложные эфиры глицерина и высших
карбоновых кислот. Растительные и животные
жиры, их состав. Распознавание растительных
жиров на основании их непредельного характера.
Применение жиров. Гидролиз или омыление
жиров как способ промышленного получения
солей высших карбоновых кислот. Мыла как соли
высших карбоновых кислот. Моющие свойства
мыла.
Углеводы.
Классификация
углеводов.
Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как
альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как
биологические полимеры. Химические свойства
крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная
реакция с йодом на крахмал и ее применение для
обнаружения крахмала в продуктах питания).
Применение и биологическая роль углеводов.
Понятие об искусственных волокнах на примере
ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений.
Генетическая
связь
между
классами
органических соединений. Типы химических
реакций в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и
номенклатура. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Пептидная связь.
Биологическое значение а-аминокислот. Области
применения аминокислот. Белки как природные
биополимеры. Состав и строение белков.
Химические
свойства
белков:
гидролиз,
денатурация. Обнаружение белков при помощи
качественных (цветных) реакций. Превращения
белков пищи в организме. Биологические
функции белков.______________________________

и химических свойств белков.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Устанавливать взаимосвязь между составом,
строением и свойствами представителей классов
углеводородов, кислород- и азотсодержащих
соединений.
Описывать с помощью родного языка и языка
химии генетические связи между классами
углеводородов, кислород- и азотсодержащих
соединений
Объяснять, что такое биотехнология, генная (или
генетическая) инженерия, клеточная инженерия,
биологическая инженерия, клонирование,
иммобилизованные ферменты.
Характеризовать роль биотехнологии в решении
продовольственной проблемы и сохранении
здоровья человека

Химия и жизнь
Полимеры.
Классификация
полимеров.
Искусственные и синтетические полимеры.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты,
витамины, гормоны.
Проблемы, связанные с применением
лекарственных препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье (курение,
употребление
алкоголя,
наркомания).
Рациональное
питание.
Пищевые
добавки.
Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и
чистящие
средства.
Средства
борьбы
с
бытовыми
насекомыми:
репелленты,
инсектициды. Средства личной гигиены и
косметики. Правила безопасной работы с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии.

4

Химия и энергетика.
Природные источники углеводородов.
Природный и попутный нефтяной газы, их состав
и использование. Преимущества природного газа
как топлива. Химическая переработка
природного газа: конверсия, пиролиз.
Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты.
Октановое число бензина. Охрана окружающей
среды при нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов.
Альтернативные источники
энергии.

2,5

Ископаемый уголь: антрацит, каменный, бурый.
Коксование каменного угля. Коксовый газ,
аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс.
Газификация и каталитическое гидрирование
каменного угля.

3

Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

Классифицировать полимеры по различным
основаниям.
Различать искусственные полимеры,
классифицировать их и иллюстрировать группы
полимеров примерами.
Устанавливать связи между свойствами полимеров
и областями их применения
Различать полимеризацию и поликонденсацию.
Приводить примеры этих способов получения
полимеров.
Описывать синтетические каучуки, пластмассы и
волокна на основе связи свойства — применение
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент для идентификации пластмасс и
волокон с помощью качественных реакций
Соблюдать правила экологически грамотного и
безопасного обращения с горючими и токсичными
веществами в быту и окружающей среде

0,5

Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

Характеризовать состав и основные направления
использования и переработки нефти.
Устанавливать зависимость между объёмами
добычи нефти в РФ и бюджетом.
Находить взаимосвязь между изучаемым
материалом и будущей профессиональной
деятельностью.
Соблюдать правила экологически грамотного
поведения и безопасного обращения с
нефтепродуктами в быту и на производстве
Характеризовать происхождение и основные
направления использования и переработки
каменного угля.
Устанавливать зависимость между объёмами
добычи каменного угля в РФ и бюджетом.
Находить взаимосвязь между изучаемым
материалом и будущей профессиональной

Тестирование, решение задач и упражнений по
теме

деятельностью.
Соблюдать правила экологически грамотного
поведения и безопасного обращения с каменным
углём и продуктами коксохимического
производства в быту и промышленности
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии состав и основные направления
использования и переработки природного газа.
Устанавливать зависимость между объёмами
добычи природного газа в РФ и бюджетом.
Находить взаимосвязь между изучаемым
материалом и будущей профессиональной
деятельностью.
Соблюдать правила экологически грамотного
поведения и безопасного обращения с природным
газом в быту и на производстве.

Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель
строения атома. Электронная конфигурация
атома. Основное и возбужденные состояния
атомов. Классификация химических элементов
(s-, p-, d-элементы). Особенности строения
энергетических уровней атомов d-элементов.

Лабораторные
самостоятельные
, практические
работы,

Содержание
учебного предмета,
кол-во часов

11 класс
1 час в неделю, всего - 34 ч.
Вид занятий
(кол-во часов)
я
л
е
о
и
кс я
ы т р
т н
к о
§* Ъ
и
Ъе £а
р ы
рз
П м
ое
р
о
т
Ф
2,5

2

Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Физический смысл
Периодического закона Д.И. Менделеева.
Причины и закономерности изменения свойств
элементов и их соединений по периодам и
группам.

0,5

1

Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы
Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

Виды учебной деятельности

Аргументировать сложное строение атома, как
системы, состоящей из ядра и электронной
оболочки.
Характеризовать уровни строения вещества.

Находить взаимосвязи между положением
элемента в периодической системе
Д. И. Менделеева и строением его атома.
Составлять электронные и электронно­
графические формулы атомов s-, р- и d- элементов.
Относить химические элементы к тому или иному
электронному семейству
Представлять развитие научных теорий по спирали
на основе трёх формулировок Периодического
закона и основных направлений развития теории
строения (химического, электронного и
пространственного).
Характеризовать роль практики в становлении и
развитии химической теории.
Аргументировать чувство гордости за достижения
отечественной химии и вклад российских учёных в
мировую науку

Виды химической связи. Электронная природа
химической связи. Электроотрицательность.
Ковалентная, ионная, металлическая, водородная
химическая связь и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы
кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая).
Зависимость физических свойств вещества от
типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ.

6

2

Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

Характеризовать ионную связь как связь между
ионами, образующимися в результате отдачи или
приёма электронов атомами или группами атомов.
Классифицировать ионы по разным основаниям.
Устанавливать зависимость между типом
химической связи, типом кристаллической
решётки и физическими свойствами веществ
Объяснять инертные свойства благородных газов
особенностями строения их атома.
Характеризовать ковалентную связь как связь,
возникающую за счёт образования общих
электронных пар путём перекрывания электронных
орбиталей.
Классифицировать ковалентные связи по разным
основаниям.
Устанавливать зависимость между типом
химической связи, типом кристаллической
решётки и физическими свойствами веществ
Характеризовать металлическую связь как связь
между ион-атомами в металлах и сплавах
посредством обобществлённых валентных
электронов.
Объяснять единую природу химических связей.
Устанавливать зависимость между типом
химической связи, типом кристаллической
решётки и физическими свойствами веществ
Характеризовать водородную связь как особый тип
химической связи.
Различать межмолекулярную и
внутримолекулярную водородные связи.
Устанавливать межпредметные связи с биологией
на основе рассмотрения природы водородной связи
и её роли в организации живой материи
Характеризовать полимеры как
высокомолекулярные соединения.
Различать реакции полимеризации и______________

Дисперсные системы. Понятие о коллоидах
(золи, гели). Истинные растворы. Реакции в
растворах электролитов. p H раствора как
показатель кислотности среды. Гидролиз солей.
Значение гидролиза в биологических обменных
процессах. Окислительно-восстановительные
реакции в природе, производственных процессах
и жизнедеятельности организмов.

5

3

Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

поликонденсации.
Описывать важнейшие представители пластмасс и
волокон. Называть области их применения.
Устанавливать единство органической и
неорганической химии на примере неорганических
полимеров
Характеризовать различные типы дисперсных
систем на основе агрегатного состояния
дисперсной фазы и дисперсионной среды.
Раскрывать роль различных типов дисперсных
систем в жизни природы и общества.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Аргументировать выбор оптимальных условий
проведения технологического процесса.
Характеризовать гидролиз как обменное
взаимодействие веществ с водой.
Записывать уравнения реакций гидролиза
различных солей.
Различать гидролиз по катиону и аниону.
Предсказывать реакцию среды водных растворов
солей, образованных сильным основанием и
слабой кислотой, слабым основанием и сильной
кислотой.
Раскрывать роль обратимого гидролиза
органических соединений как основы обмена
веществ в живых организмах и обратимого
гидролиза АТФ как основы энергетического
обмена в живых организмах.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и языка
химии
Характеризовать окислительно-восстановительные
реакции как процессы с изменением степеней
окисления элементов веществ, участвующих в
реакции.

Составлять уравнения ОВР с помощью метода
электронного баланса.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и языка
химии
Характеризовать электролиз как окислительно­
восстановительный процесс.
Предсказывать катодные и анодные процессы и
отражать их на письме для расплавов и водных
растворов электролитов.
Раскрывать практическое значение электролиза
Химические реакции. Гомогенные и
гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы
реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры, площади
реакционной поверхности, наличия катализатора.
Роль катализаторов в природе и промышленном
производстве. Обратимость реакций.
Химическое равновесие и его смещение под
действием различных факторов (концентрация
реагентов или продуктов реакции, давление,
температура) для создания оптимальных условий
протекания химических процессов.

Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

Классифицировать химические реакции по
различным основаниям.
Характеризовать тепловой эффект химических
реакций и на его основе различать экзо- и
эндотермические реакции.
Отражать тепловой эффект химических реакций на
письме с помощью термохимических уравнений.
Проводить расчёты на основе термохимических
уравнений.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Характеризовать скорость химической реакции и
факторы зависимости скорости химической
реакции от природы реагирующих веществ, их
концентрации, температуры, площади
соприкосновения веществ.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и языка
химии.
Характеризовать катализаторы и катализ как
способы управления скоростью химической
реакции.
Устанавливать на основе межпредметных связей с
биологией общее, особенное и единичное для

ферментов как биологических катализаторов.
Раскрывать роль ферментов в организации жизни
на Земле, а также в пищевой и медицинской
промышленности
Характеризовать состояния химического
равновесия и способы его смещения.
Предсказывать направление смещения
химического равновесия при изменении условий
проведения обратимой химической реакции.
1

1

2

1

Неметаллы. Окислительно-восстановительные
свойства простых веществ -неметаллов:
водорода, кислорода, галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния.

М еталлы. Общая характеристика. Окислительно­
восстановительные свойства простых веществ металлов главных и побочных подгрупп (медь,
железо). Коррозия металлов: виды коррозии,
способы защиты металлов от коррозии.
Электролиз растворов и расплавов. Применение
электролиза в промышленности.

Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы
Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

Характеризовать общие химические свойства
неметаллов как окислителей и восстановителей на
основе строения их атомов и положения
неметаллов в ряду электроотрицательности.
Наблюдать и описывать химический эксперимент с
помощью родного языка и языка химии

Обобщать знания и делать выводы о
закономерностях положения и изменений свойств
металлов в периодах и группах Периодической
системы.
Характеризовать общие химические свойства
металлов как восстановителей на основе строения
их атомов и положения металлов в
электрохимическом ряду напряжения.
Наблюдать и описывать химический эксперимент с
помощью родного языка и языка химии

Химия и жизнь
Научные методы познания в химии.
Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам,
структурным
формулам.
Моделирование
химических процессов и явлений, химический
анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные
и органические удобрения. Средства защиты
растений.
Химия и здоровье. Минеральные воды.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон.
Подбор оптимальных строительных материалов в
практической деятельности человека.
Химия
и
экология.
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
и
его
последствия.
Охрана
гидросферы,
почвы,
атмосферы, флоры и фауны от химического
загрязнения.

5

2

Тестирование
Фронтальный
опрос
Работа по
индивидуальны
м карточкам
Работа у доски
Устные ответы

Характеризовать химическую технологию как
производительную силу общества.
Описывать химические процессы, лежащие в
основе производства аммиака и метанола, с
помощью родного языка и языка химии.
Устанавливать аналогии между двумя
производствами.
Формулировать общие научные принципы
химического производства. Аргументировать
необходимость химической грамотности как
компонента общекультурной компетентности
человека.
Уметь получать необходимую информацию с
маркировок на упаковках различных
промышленных и продовольственных товаров
Описывать жёсткость воды и способы её
устранения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».