Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП по обществознанию БУ 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

СОГ НАСОВАНО
Зав кафедрой (МО)
/креев
« У»

Т&г.

Заместитель, директора по УВР
«4 _»

20

.

Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание (базовый уровень)
(10-11 классы)

Составитель:
Короленко Е.В
(учитель первой квалифю ационнои
категории)

г. Кировград
2020

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
1.1. Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;

1

-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.

2

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально­
экономических отношений:
-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
3

-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание"
должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
4

- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в
жизни человека
Общество как сложная динамическая система
- характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и
взаимодействии его основных сфер жизни и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
- приводить примеры проявления прогрессивных и регрессивных изменений, аргументировать
свои суждения и выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;
- иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Основы экономики
- раскрывать взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества;
- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса
и предложения;
- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, на поведение основных
участников экономики;
- различать формы бизнеса;
- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития
современной рыночной экономики;
- различать экономические и бухгалтерские издержки;
- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль
Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики
в целом и для различных социальных групп;
- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
- определять причины безработицы, различать ее виды;
- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области
занятости;
- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
5

- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики
государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП
(валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний продукт);
- различать и сравнивать пути достижения экономического роста;
Социальные отношения
- выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и
направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодёжи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с
точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их
разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
- характеризовать социальные институты семьи и брака;
- раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в
стране;
- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным
проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиции
толерантности.
Политика
- выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
- различать политическую власть и другие виды власти;
- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
- раскрывать роль и функции политической системы;

6

- характеризовать государство как центральный институт политической системы общества; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных
типов в общественном развитии;
- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках,
роли в общественном развитии) демократии;
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать мажоритарную, пропорциональную и смешанную избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия,
высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
- сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
- выделять основные элементы системы права;
- выстраивать иерархию нормативно-правовых актов;
- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
- различать понятия «права человека» «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией
гражданами своих прав и свобод;
- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы
защиты экологических прав;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений;
- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
- различать организационно-правовые формы предприятий;
- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного
права, применять знание основ семейного права в повседневной жизни;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
7

- использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности
и повседневной жизни;
- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
- характеризовать основные методы научного познания;
- выявлять особенности социального познания;
- различать типы мировоззрений;
- объяснять специфику взаимовлияния двух миров — социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;
- выражать собственную позицию по вопросу о познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы
общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине
общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах
(текст, схема, таблица).
Основы экономики
- выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
- выявлять противоречия рынка;
- раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
- раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
- обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных условиях;
- различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
- определять практическое назначение основных функций менеджмента
- определять место маркетинга в деятельности организации;
- применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
- оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
- раскрывать фазы экономического цикла;
- высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации
на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик, давать оценку
противоречивым последствиям экономической глобализации;
- извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
- выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодёжи в современных условиях;
- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям, оценивать роль толерантности в современном мире;
8

- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
- выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа
данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
- выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания о способах преодоления отклоняющегося поведения;
- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
- находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского
общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
- выделять основные этапы избирательной компании;
- в перспективе осознанно участвовать в избирательных компаниях;
- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
- самостоятельно давать аргументированные оценки личных качеств и деятельности
политических лидеров;
- характеризовать особенности политического процесса в России;
- анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
- действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений;
- перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
- применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
- характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии
терроризму.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры.
Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая,
элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль.
Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации.
Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности,
потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира.
Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды
человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного
познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности
социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и
индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное
9

поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.
Основные направления развития образования. Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в
условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного
развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления
общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального
прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации.
Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в
современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции,
облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и
прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская
система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской
системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда.
Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль
государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции
налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики
государства.
Денежно-кредитная
(монетарная)
политика.
Государственный
бюджет.
Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП - основные
макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая
экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная
торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического
развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный
конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема
неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные
объединения и организации в Российской Федерации.
Политика
10

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая
власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт
политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое
лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно­
политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции,
классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно­
политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств
массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое
участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное
и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий
процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права
и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая
ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной
политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и
способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности.
Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной
деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в
профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство.
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы
социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной
юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное
судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в
Российской Федерации.

11

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
10 класс (2час в неделю, 70 часов)

1.1 Общество как сложная динамическая
система
Системное строение общества: элементы и
подсистемы.
Социальное
взаимодействие
и
общественные отношения. Основные институты
общества.
Многовариантность общественного
развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Основные направления
общественного развития: общественный прогресс,
общественный регресс. Формы социального
прогресса: реформа, революция.
Процессы глобализации. Основные направления
глобализации.
Последствия
глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов
XXI века.

10

Практические
работы, написание
эссе, личных писем,
проекты
Формы контроля

Содержание
учебного курса,
кол-во часов

1 еоретические
занятия

Вид занятий
(кол-во часов)

5

Виды учебной деятельности

Характеризовать системный характер общества.
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных подсистем
и институтов общества.
Раскрывать роль общественных отношений в функционировании
общества как системы.
Характеризовать основные социальные институты.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
различных сфер и институтов общества и общественным развитием.
Систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества.
Характеризовать различные типы обществ.
Иллюстрировать примерами признаки обществ разного типа.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике обществ разных типов.
Осознавать ценность разнообразия моделей развития общества.
Классифицировать признаки обществ разного типа.
Рассуждать по вопросам моделей общественного развития.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с
функционированием обществ разного типа.
12

Раскрывать смысл понятий "эволюция", "революция" как форм
социальных изменений.
Характеризовать основные направления общественного развития и
иллюстрировать их примерами.
Характеризовать формы социального прогресса.
Осознавать противоречивый характер социального прогресса.
Характеризовать процессы глобализации, приводить социальные
факты, отражающие процессы глобализации разных аспектов
общественной жизни.
Называть основные направления глобализации.
Осознавать противоречивый характер последствий глобализации.
Иллюстрировать примерами противоречия глобализации.
Характеризовать глобальные проблемы современного общества и
подтверждать примерами их остроту и актуальность.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение о возможных
путях смягчения остроты глобальных проблем.
1.2 Человек. Человек в системе общественных
отношений.
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции.
Социализация индивида, агенты (институты)
социализации.
Мышление, формы и методы мышления.
Мышление и деятельность.
Мотивация деятельности, потребности и
интересы.
Свобода и необходимость в человеческой
деятельности.
Познание мира. Формы познания. Понятие
истины, ее критерии. Абсолютная, относительная
истина.
Виды человеческих знаний. Естественные и

13

Выделять черты социальной сущности и проявления психики человека.
Объяснять взаимовлияние социального и биологического в человеке.
Характеризовать
различные
аспекты
процесса
социализации
индивидов.
Привлекать личный социальный опыт при характеристике процессов
социализации.
Раскрывать роль деятельности в жизни человека и общества.
Характеризовать и иллюстрировать примерами структурные элементы
и основные виды деятельности.
Соотносить средства и результаты деятельности.
Решать несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с биологическими и социальными качествами человека,
процессами социализации.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение о
соотношении свободы и необходимости в деятельности.
Описывать социальные ценности и их роль в общественной жизни.
13

социально-гуманитарные
науки.
Особенности
научного познания. Уровни научного познания.
Способы
и
методы
научного
познания.
Особенности социального познания.
Свобода и ответственность.

2. Человек
в
системе
общественных
отношений. Общество как мир культуры
Понятие культуры. Материальная и духовная
культура, их взаимосвязь. Формы и виды
культуры:
народная,
массовая,
элитарная;
молодежная
субкультура,
контркультура.
Многообразие и диалог культур.
Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение,
его типы.
Самосознание
индивида и социальное поведение.
Социальные ценности. Мотивы и предпочтения.
Мораль. Нравственная культура.
Основные направления развития образования.

15

4

Раскрывать роль мышления в познавательной деятельности.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по вопросу
познаваемости мира.
Характеризовать цели познавательной деятельности.
Классифицировать и иллюстрировать примерами различные формы
(виды) познания.
Раскрывать смысл понятия «истина».
Различать абсолютную и относительную истину.
Характеризовать роль практики как критерия истины, иллюстрировать
примерами иные критерии истинности знания.
Классифицировать по разным основаниям виды человеческих знаний и
иллюстрировать их примерами.
Раскрывать особенности научного познания, классифицировать его
уровни, способы и методы, иллюстрировать их примерами.
Описывать систему наук.
Характеризовать особенности социального познания.
Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с познавательной деятельностью.
Осуществлять действия, направленные на самопознание.
Определять
и
конкретизировать
примерами
сущностные
характеристики культуры.
Объяснять взаимосвязь материальной и духовной культуры.
Распознавать, классифицировать и иллюстрировать примерами формы
и разновидности культуры.
Описывать многообразие культур.
Характеризовать проявления диалога культур, оценивать его
эффективность и прогнозировать перспективы развития.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по вопросам
духовной жизни и духовного мира человека.
Раскрывать
смысл
понятий
«общественное
сознание»,
«индивидуальное сознание», «мировоззрение».
Привлекать личный социальный опыт для характеристики проявлений
общественного и индивидуального сознания.
14

Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл
образования. Знания, умения и навыки людей в
условиях информационного общества.
Искусство, его основные функции.
Религия. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества.

З.Правовое
регулирование
общественных 32
отношений.
Право в системе социальных норм. Система
российского права: элементы системы права;
частное и публичное право; материальное и
процессуальное право. Источники права.
Законотворческий
процесс
в Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина

Различать виды мировоззрения.
Решать несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с культурой, ее формами и разновидностями.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию по
вопросам культуры из источников разного типа.
Характеризовать
образование
как
социальный
институт
и
иллюстрировать примерами выполнение им институциональных
функций.
Описывать основные направления развития образования.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение о личностной
и общественной значимости образования.
Рассуждать о знаниях, умениях и навыках людей в условиях
информационного общества.
Характеризовать систему образования Российской Федерации.
Описывать порядок приема на обучение в организации СПО и ВПО,
порядок оказания платных образовательных услуг.
Анализировать социальные факты, связанные с функционированием
российской системы образования.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию по
вопросам образования из источников разного типа.
Характеризовать искусство и религию как социальные институты,
иллюстрировать примерами реализацию их функций.
Различать виды искусства.
3

Называть отличия права от других социальных норм.
Раскрывать системный характер права.
Объяснять различия материального и процессуального, публичного
и частного права.
Классифицировать отрасли права.
Раскрывать смысл понятия "источники (формы) права".
Иллюстрировать примерами различные источники права.
Описывать этапы законотворческого процесса в РФ.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные

с
15

РФ. Воинская обязанность. Военная служба по
контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права
и
обязанности
налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые
правонарушения.
Законодательство в сфере
антикоррупционной политики государства.
Экологическое право. Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Гражданское
право.
Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского права.
Имущественные права. Право собственности.
Основания приобретения права собственности.
Право
на
результаты
интеллектуальной
деятельности. Наследование. Неимущественные
права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных
и
неимущественных
прав.
Организационно-правовые формы предприятий.
Семейное
право.
Порядок
и
условия
заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей.
Порядок
приема
на
обучение
в
профессиональные образовательные организации и
образовательные
организации
высшего
образования.
Порядок
оказания
платных
образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема
на работу, заключения и расторжения трудового
договора.
Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения.

гражданством РФ.
Называть и характеризовать конституционные права и свободы
гражданина РФ.
Раскрывать сущность права граждан на благоприятную окружающую
среду, называть и иллюстрировать примерами способы его защиты.
Осознавать вред экологических правонарушений.
Называть и характеризовать конституционные обязанности гражданина
РФ, иллюстрировать примерами их исполнение гражданами.
Описывать механизм прохождения гражданами РФ военной службы.
Называть категории граждан, имеющие право на АГС.
Характеризовать права и обязанности налогоплательщика.
Объяснять, как в РФ осуществляется юридическая ответственность за
налоговые правонарушения.
Осознавать
необходимость
исполнения
гражданами
своих
конституционных обязанностей.
Характеризовать законодательство РФ в сфере антикоррупционной
политики государства.
Называть объект регулирования и особенности гражданского права,
приводить примеры ситуаций, регулируемых гражданским правом.
Характеризовать субъектов гражданских правоотношений.
Называть,
характеризовать
и
иллюстрировать
примерами
имущественные права.
Характеризовать правомочия собственника.
Называть и иллюстрировать примерами основания приобретения права
собственности.
Раскрывать право на результаты интеллектуальной деятельности.
Объяснять юридический механизм наследования.
Называть,
характеризовать
и
иллюстрировать
примерами
имущественные права.
Классифицировать примеры имущественных и неимущественных прав.
Осознавать
ценность
гражданских
(имущественных
и
неимущественных) прав субъекта гражданских правоотношений.
Описывать действующие в РФ способы защиты имущественных и
16

Основные правила и принципы гражданского
процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Стадии
уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права.
Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени.
Правовая база противодействия терроризму в
Российской Федерации.

неимущественных прав.
Характеризовать порядок заключения брака в РФ, называть условия,
препятствующие заключению брака.
Описывать элементы правового статуса супругов, в том числе режимы
имущества супругов.
Характеризовать права и обязанности родителей и детей.
На основе личного социального опыта иллюстрировать примерами
реализацию прав и обязанностей родителей и детей.
Характеризовать порядок расторжения брака в РФ.
Понимать
личную
и
общественную
значимость
занятости
трудоспособных граждан.
Характеризовать порядок приема на работу, называть документы,
которые работник обязан представить работодателю для заключения
трудового договора.
Называть и иллюстрировать примерами юридические требования к
форме трудового договора в РФ.
Характеризовать права и обязанности работника и работодателя.
Характеризовать действующий в РФ порядок расторжения трудового
договора.
Осознавать значимость системы социальной защиты и социального
обеспечения для граждан страны.
Характеризовать систему социального обеспечения в РФ.
Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения.
Описывать пенсионное обеспечение в РФ (называть возраст выхода на
пенсию, виды пенсий и порядок получения каждого из них).
Характеризовать
цели,
описывать
особенности
и
порядок
конституционного судопроизводства.
Характеризовать цели, описывать особенности и порядок гражданского
процесса в РФ.
Называть основные виды гражданских споров, иллюстрировать их
примерами.
Называть стороны гражданского судопроизводства и характеризовать
их процессуальные обязанности.
17

Характеризовать особенности административной юрисдикции в РФ.
Называть и иллюстрировать примерами особенности уголовного
процесса в РФ.
Раскрывать принципы уголовного процесса.
Называть стороны уголовного процесса и характеризовать их
процессуальные обязанности.
Описывать стадии уголовного процесса.
Понимать сущность и осознавать ценность презумпции невиновности.
Характеризовать предмет международного права.
Описывать механизм международной защиты прав человека в условиях
мирного и военного времени.
Характеризовать правовую базу противодействия терроризму в РФ.
Осознавать
необходимость
и
значимость
деятельности
по
противодействию терроризму в РФ.
11 класс (2час в неделю, 68 часов)

24
Экономика
Экономика,
экономическая
наука.
Уровни
экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы.

Практические
работы, написание
эссе, личных писем,
проекты
Формы контроля

Содержание
учебного курса,
кол-во часов

Теоретические
занятия

Вид занятий
(кол-во часов)

6

Виды учебной деятельности

Раскрывать значения понятия «экономика». Различать микро- и
макроэкономические явления и процессы. Характеризовать факторы
производства и иллюстрировать их примерами. С привлечением фактов
общественной
жизни
показывать
ограниченность
факторов
производства.
18

Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование
спроса.
Предложение,
закон
предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок
совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика
защиты
конкуренции
и
антимонопольное законодательство. Рыночные
отношения в современной экономике. Фирма в
экономике. Фондовый рынок, его инструменты.
Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Предприятие. Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль. Постоянные и переменные
затраты
(издержки).
Основные
источники
финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый
рынок. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации, его задачи, функции и
роль в банковской системе России. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия
инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица,
виды безработицы. Государственная политика в
области занятости. Рациональное экономическое
поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина. Роль государства в экономике.
Общественные блага. Налоговая система в РФ.
Виды налогов. Функции налогов. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и
бюджетной политики государства. Денежно­
кредитная
(монетарная)
политика.

Характеризовать основные признаки и функции рынка и
иллюстрировать их примерами. Классифицировать по разным
основаниям виды рынков, определять основание классификации видов
рынков. Описывать особенности различных видов рынков.
Раскрывать смысл понятий «спрос», «величина спроса», «эластичность
спроса». Раскрывать закон спроса. Характеризовать и иллюстрировать
примерами ценовые и неценовые факторы, влияющие на формирование
спроса. Использовать элементы причинно-следственного анализа при
рассмотрении эластичности спроса. Называть и иллюстрировать
примерами различные виды спроса. Раскрывать смысл понятий
«предложение»,
«величина
предложения»,
«эластичность
предложения». Раскрывать закон предложения. Раскрывать понятие
равновесной цены и механизм ее формирования. Показывать на
примерах установление рыночного равновесия. Выполнять несложные
практические задания по анализу состояния рынка. Использовать
элементы причинно-следственного анализа при характеристике
различных состояний рынка.
Характеризовать фирму как субъект экономики. Понимать основание
выделения постоянных и переменных издержек фирмы в
краткосрочном периоде. Классифицировать по разным основаниям,
иллюстрировать примерами издержки фирмы. Называть основные
принципы менеджмента. Понимать назначение маркетинга. Оценивать
с позиции экономической рациональности деятельность фирм.
Характеризовать организационно-правовые формы предприятий.
Оценивать преимущества и недостатки различных организационно­
правовых форм предприятий. С опорой на личный социальный опыт и
факты
общественной
жизни
приводить
примеры
реально
существующих предприятий различных организационно-правовых
форм. Называть и иллюстрировать примерами основные источники
финансирования бизнеса, различать внутренние и внешние источники
финансирования. Раскрывать важнейшие особенности фондового
рынка. Называть инструменты фондового рынка. Понимать связь
фондового рынка и финансирования предприятия. Классифицировать
19

Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители.
ВВП и ВНП - основные макроэкономические
показатели. Экономический рост. Экономические
циклы. Мировая экономика. Международная
специализация, международное разделение труда,
международная
торговля,
экономическая
интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Тенденции
экономического развития России.

по разным основаниям ценные бумаги; характеризовать различные
виды ценных бумаг.
Характеризовать особенности разных видов конкурентных рынков.
Выявлять в социальной реальности примеры разных видов
конкурентных рынков, оценивать с позиции потребителя их
преимущества и недостатки. Понимать необходимость государственной
защиты конкуренции. Называть меры антимонопольной политики
государства.
Характеризовать инфляцию как экономическое явление. Использовать
элементы причинно-следственного анализа при рассмотрении влияния
уровня инфляции на социально-экономическую жизнь общества.
Классифицировать по разным основаниям виды инфляции. Называть
цели и инструменты денежно-кредитной политики государства.
Рассуждать о том, какое влияние на экономику домохозяйств, фирм,
государства оказывает инфляция.
Характеризовать структуру банковской системы РФ. Характеризовать
задачи, функции и роль Центрального банка РФ в банковской системе
РФ. Приводить примеры осуществления Центральным банком РФ
своих функций. Называть и описывать действие различных финансовых
институтов. Объяснять и иллюстрировать примерами роль финансовых
институтов в функционировании рыночной экономики. Оценивать
эффективность инвестирования средств в различные финансовые
институты.
Характеризовать роль государства в экономической жизни общества.
Раскрывать смысл понятий "несовершенства рынка", "общественные
блага", "внешние эффекты".
Характеризовать налоговую систему РФ. Классифицировать по разным
основаниям виды налогов, определять основания классификации видов
налогов. Раскрывать функции налогов. Называть налоги, уплачиваемые
предприятиями в РФ. Характеризовать государственный бюджет.
Раскрывать особенности рынка труда. Раскрывать смысл понятий
"занятость", "безработица". Использовать элементы причинно­
следственного анализа при характеристике видов и последствий
20

безработицы. Классифицировать по разным основаниям виды
безработицы. Показывать на примерах проявления разных видов
безработицы. Характеризовать основные направления государственной
политики в области занятости.
Раскрывать смысл понятий "экономический рост", "экономическое
развитие". Различать интенсивный и экстенсивный экономический
рост. Называть важнейшие макроэкономические показатели. Приводить
примеры экономического роста. Осознавать цикличность развития
рыночной экономики. Описывать проявления экономических циклов.
Называть меры государственной политики, направленные на смягчение
проявлений цикличности экономического развития.
Объяснять особенности современного международного разделения
труда и специализации. Раскрывать роль международной торговли в
мировой экономике, ее влияние на национальные экономики.
Раскрывать смысл понятий "экономическая интеграция", "мировой
рынок". Осознавать противоречия международной экономической
интеграции. Описывать модели государственной политики в области
международной торговли, характеризовать достоинства и недостатки
каждой из этих моделей.
12
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные
отношения.
Социальная
стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы.
Молодежь как социальная группа. Социальный
конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм.
Отклоняющееся
поведение
(девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном
обществе.
Этнические
общности.

6
Характеризовать социальную структуру современного общества.
Выделять критерии социальной стратификации. Рассуждать о проблеме
социального неравенства. Классифицировать социальные группы по
разным основаниям, выявлять основания классификации социальных
групп. Показывать на примерах многообразие социальных групп.
Характеризовать молодежь как социальную группу. Объяснять роль
процессов социальной мобильности в развитии современного общества.
Характеризовать социальную мобильность, классифицировать ее виды,
описывать действие каналов социальной мобильности. Анализировать
примеры социальной мобильности, в том числе из личного социального
опыта.
Характеризовать
особенности
этнических
общностей.
Рассуждать
о
межнациональном
сотрудничестве,
путях
предотвращения / разрешения этносоциальных конфликтов.
21

Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты,
пути
их
разрешения.
Конституционные
принципы
национальной
политики в Российской Федерации. Семья и брак.
Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема
неполных
семей.
Современная
демографическая
ситуация
в
Российской
Федерации.
Религиозные
объединения
и
организации в Российской Федерации.

Политика
Политическая
деятельность.
Политические
институты.
Политические
отношения.
Политическая власть. Политическая система, ее
структура и функции. Государство как основной
институт политической системы. Государство, его
функции.
Политический режим.
Типология
политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания. Гражданское общество и правовое
государство. Политическая элита и политическое
лидерство. Типология лидерства. Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-

14

6

Характеризовать семью как социальный институт, иллюстрировать
примерами
реализацию
институциональных
функций
семьи.
Рассуждать о тенденциях развития семьи в современном мире, о
проблеме неполных семей. Объяснять, в том числе с привлечением
личного социального опыта, роль семьи в жизни человека.
Классифицировать
по различным основаниям типы семей.
Анализировать современную демографическую ситуацию в Российской
Федерации.
Характеризовать роль механизмов социального контроля в
общественной жизни. Объяснять важность самоконтроля индивида.
Классифицировать по разным основаниям социальные нормы и
показывать
на
примерах
разнообразие
социальных
норм.
Классифицировать по разным основаниям социальные санкции.
Иллюстрировать примерами применение различных социальных
санкций.
Объяснять отличия политической власти от других видов власти.
Характеризовать возможные
мотивы и цели политической
деятельности.
Характеризовать функции политической системы.
Описывать
структуру политической системы. Называть политические институты и
кратко характеризовать их функции. Объяснять обусловленность
политического (государственного) режима сложившейся в государстве
политической
системой.
Классифицировать
политические
(государственные) режимы. Раскрывать роль СМИ в политической
жизни общества. Приводить примеры определяющего воздействия
СМИ на политическую жизнь общества.
Характеризовать государство как основной институт политической
системы. Иллюстрировать примерами признаки и функции государства.
Раскрывать признаки демократии, иллюстрировать их примерами.
Рассуждать о ценностях демократии, ее преимуществах и недостатках в
сравнении с другими политическими (государственными) режимами.
Осознавать важность участия каждого гражданина в деятельности
гражданского общества. Показывать на примерах контроль
22

политические
течения
современности.
Политические партии, их признаки, функции,
классификация, виды. Типы партийных систем.
Понятие, признаки, типология общественно­
политических
движений.
Политическая
психология. Политическое поведение. Роль средств
массовой информации в политической жизни
общества. Политический процесс. Политическое
участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.

деятельности государства институтами гражданского общества.
Раскрывать связь гражданского общества и развития правового
государства. Называть признаки правового государства.
Иметь представление о политической психологии и политическом
поведении. Знать основные формы участия граждан России в
политической жизни, управлении делами государства. На основе
личного социального опыта приводить примеры участия граждан в
общественной жизни. Осознавать важность политического участия
граждан. Характеризовать абсентеизм, его причины и опасность.
Раскрывать смысл понятия «политическая идеология». Характеризовать
и иллюстрировать примерами функции политической идеологии.
Характеризовать центральные идеи
различных
политических
идеологий. Оценивать актуальность идей различных идеологий для
общественного развития нашей страны.
Характеризовать политические партии как институт политической
системы. Классифицировать по разным основаниям виды партий,
выявлять основание классификации видов партий. Описывать
различные типы партийных систем (выделенные по разным
основаниям). Различать политические партии и общественно­
политические движения. Характеризовать признаки и типологию
общественно-политических движений.
Раскрывать смысл понятий "политическая элита", "политический
лидер". Характеризовать роль политической элиты в политической
жизни современного общества.
Рассуждать,
высказывать и
аргументировать
свое
мнение
по
вопросу
смены
элит.
Классифицировать по разным основаниям типы лидерства.
Раскрывать смысл понятия "избирательная система". Характеризовать
различные типы избирательных систем. Оценивать эффективность
разных типов избирательных систем в нашей стране.
Характеризовать политический процесс. Выявлять и оценивать
специфику политического процесса в нашей стране. Классифицировать
по разным основаниям примеры политических процессов.
23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».