Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РУП по ОБЖ БУ 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учрежд :ние
средняя общеобразовательная школа № 3

СОГЛАСОВАНО
Зав кафедрой (М О)
«Т»

укреев

0 ' ! • г.

Заместитель ,директора по УВР

« / »Л

fS/У,,,/:> liilZ'T

Рабочая программа учебного предмета
«Основы безоп асносги жизнедеятельности (базовый уровень)»
10-11 класс

Составители:
Ямова А.С.
(учитель первой квалификационной категории)

г. Кировград
2020г.

1.

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

-

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально­
экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения выпускниками
программы учебного предмета
М етапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
•
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
•
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
П ознавательные УУД:
•
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
•
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
•
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
•
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
•
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
•
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
•
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
•
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих
правила и безопасность дорожного движения;
использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного
движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при
управлении двухколесным транспортным средством;
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
пользоваться официальными источниками для получения информации в области
безопасности дорожного движения;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира
или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и
здоровья (своих и окружающих людей);
составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в
опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и
водителей транспортных средств);
комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей
среды;
использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды
для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в
зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие
человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае
необходимости;
опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической
безопасности и охране окружающей среды;
прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;

составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
при ухудшении экологической обстановки;
распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по
обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными
молодежными хобби;
применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного
поведения во время занятий современными молодежными хобби;
распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать
согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
асоциальное поведение на транспорте;
пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и
рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в
опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защ ита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций;
приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по
защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг,
оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального
характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности
и последствия;
использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального
дозиметрического контроля;
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в
опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации

Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской
Федерации;
объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму;
объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму;
комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих
правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
описывать
органы
исполнительной
власти,
осуществляющие
противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти,
осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации, для обеспечения личной безопасности;
использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих
прав, определения ответственности;
распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
распознавать симптомы употребления наркотических средств;
описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской
Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в
связи с экстремистской и террористической деятельностью;
описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового
образа жизни;
использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для
изучения и реализации своих прав;
оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
описывать факторы здорового образа жизни;
объяснять преимущества здорового образа жизни;
объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное
здоровье;
пользоваться официальными источниками для получения информации
о здоровье,
здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания
первой помощи;

использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи
для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
отличать первую помощь от медицинской помощи;
распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с
использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного
назначения;
составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи
пострадавшему;
комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно­
эпидемиологическом благополучия населения;
использовать
основные
нормативные
правовые
акты
в
сфере
санитарно­
эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности;
оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных
заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
классифицировать основные инфекционные болезни;
определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения
инфекционных заболеваний;
действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны
государства;
характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности,
оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках
реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
оперировать основными понятиями в области обороны государства;
раскрывать основы и организацию обороны РФ;
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
характеризовать историю создания ВС РФ;
описывать структуру ВС РФ;
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
распознавать символы ВС РФ;
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
П равовые основы военной службы
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской
обязанности граждан и военной службы;

использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной
службы;
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина
РФ;
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
раскрывать организацию воинского учета;
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной
гражданской службы;
объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского
звания;
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
описывать основание увольнения с военной службы;
раскрывать предназначение запаса;
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
описывать порядок хранения автомата;
различать составляющие патрона;
снаряжать магазин патронами;
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
описывать явление выстрела и его практическое значение;
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и
убойного действия пули при поражении противника;
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
выполнять изготовку к стрельбе;
производить стрельбу;
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
различать наступательные и оборонительные гранаты;
описывать устройство ручных осколочных гранат;
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
объяснять предназначение современного общевойскового боя;

характеризовать современный общевойсковой бой;
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
передвигаться по азимутам;
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного
костюма (Л-1);
применять средства индивидуальной защиты;
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ)
средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военно-профессиональной деятельности;
характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно­
учебных заведениях;
использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно­
учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и
влияет на не е .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;
приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах
и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

-

Элементы начальной военной подготовки
Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;

выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного
комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
- Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно­
учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и
учреждения высшего образования М ВД России, ФСБ России, МЧС России;
оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения
ВС РФ и учреждения высшего образования М ВД России, ФСБ России, МЧС России.

2.

Содержание учебного предмета

Основы комплексной безопасности
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической
безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность
гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав
потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и
порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска.
Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в
такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте.
Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки.
Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного
движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств:
мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и
ответственность.
Защ ита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области
организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие
государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные
направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при
ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и рекомендации безопасного
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности.
Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и
плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального
дозиметрического контроля.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской
Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы
исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Правила и рекомендации
безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе
совершения террористической акции. Национальный антитеррористический комитет ( НАК), его
предназначение, структура и задачи. Контртеррористическая операция и условия её проведения.
Основы здорового образа жизни
Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового
образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Инфекции,
передаваемые половым путем. Меры профилактики Понятие о ВИ Ч - инфицировании и
СПИДе. Меры профилактики ВИ Ч инфекции. Индивидуальная модель здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи.
Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния,
требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при
неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения. Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере санитарно­
эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их
профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и
использование знаков безопасности медицинского и санитарного назначения.
Основы обороны государства
Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ
и стратегические национальные приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной
безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России. Содержание
и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в
современных условиях. Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в
рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и
задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их
предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные
направления развития и строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной
техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ.
П равовые основы военной службы
Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского
учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту.
Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной
службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для
проходящих альтернативную гражданскую службу. Воинские должности и звания. Военная форма
одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы. Запас.
Мобилизационный резерв.
Элементы начальной военной подготовки
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского
приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к
начальнику и отход от него. Строи отделения.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и
механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата
Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры
безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной

жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из
автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с
ручными осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы
передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы военной топографии. Назначение,
устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты
(СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого
защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав и применение аптечки
индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности.
Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры.
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования
МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных кафедрах
образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в высшие
военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России,
МЧС России.
Научные основы обеспечения
современной среде обитания

безопасности

жизнедеятельности

человека

в

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной
науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к
изучению
проблем
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы
обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
10 класс (1 час в неделю, 35 часов)

лабораторные и
практические
работы, проекты

Содержание
учебного предмета,
кол-во часов

теоретиче
ские занятия

Вид занятий
ы л
рм
ы ролт
ро тн
О о
к

Характеристика видов деятельности
учащихся

Раздел 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (3 ч.)
Научные основы обеспечения безопасности человека
(3 часа) Культура безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания. Медико­
биологические основы безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания. Психологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания.

3
Творчес
кое
задание

Актуализируют ранее полученные
знания о роли государства в обеспечении
безопасности личности и общества. Характеризуют
значение
культуры
безопасности
жизнедеятельности личности и общества в
современном мире. Формулируют личные понятия
о безопасности. Выявляют общие принципы,
закономерности и механизмы адаптации человека.
Характеризуют медико-биологические основы
здоровья человека.
Определяют цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Выбирают
средства
реализации
поставленных
целей,
оценивают результаты своей деятельности в
обеспечении личной безопасности.

Раздел 2. Основы комплексной безопасности (4 ч.)
Экологическая безопасность (3 часа)
Экологическая безопасность и охрана окружающей

Анализируют причины возникновения опасных
экологических ситуаций.
Характеризуют и

среды.
Влияние
экологической
безопасности
на
национальную безопасность РФ. Права, обязанности и
ответственность
гражданина
в
области
охраны
окружающей среды.
Безопасность на транспорте (2 часа)
Правила безопасного поведения в общественном
транспорте,
в такси и маршрутном такси,
на
железнодорожном транспорте, на воздушном и водном
транспорте. Предназначение и использование сигнальных
цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды
ответственности за асоциальное поведение на транспорте.

3

Тест

2
Тест

Раздел 3. Защита населения РФ от опасных и чрезвычайных ситуаций (5 ч.
Нормативно - правовая база и организационные
основы по защите населения от ЧС (2 часа)
Основы законодательства Российской Федерации по
Практиче
организации
защиты
населения
от
опасных
и
чрезвычайных
ситуаций.
Права,
обязанности
и
ская
ответственность гражданина в области организации
работа
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Составляющие государственной системы по защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
4
1
Основные направления деятельности государства по
защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Потенциальные опасности и защита от них
(Зчаса)
Потенциальные опасности природного, техногенного
и социального характера, характерные для региона
проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации,
возникающие при ведении военных действий или
вследствие этих действий.
Правила и рекомендации
безопасного
поведения
в
условиях
опасных
и

формулируют основное содержание федеральных
законов и подзаконных актов.
Выявляют
причинно-следственные
связи
экологических
проблем и их влияние на национальную
безопасность РФ.
Выбирают правильный алгоритм
безопасного поведения в общественном
транспорте. Определяют права, обязанности и
ответственность за их нарушение. Определяют
предназначение сигнальных цветов, знаков
безопасности и сигнальной разметки.
Рассматривают виды ответственности за
асоциальное поведение на транспорте.
Характеризуют и формулируют основное
содержание
федеральных
законов
и
подзаконных актов. Дают определение ЧС
техногенного, природного , военного характера.
Определяют
причины
возникновения
чрезвычайных ситуаций различного характера и
их возможные последствия.
Характеризуют
опасные
природные
явления и их последствия, перечисляют
поражающие
факторы
и
особенности
чрезвычайных ситуаций природного характера.
Закрепляют правила безопасного поведения в
зоне чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного характера.

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера и в условиях опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, для
обеспечения личной безопасности. Предназначение
и
использование сигнальных цветов, знаков безопасности,
сигнальной разметки и плана эвакуации. СИЗ и СКЗ,
приборы индивидуального дозиметрического контроля.
Раздел 4. Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации ( 4 ч.)
Дают определение понятиям: терроризм,
Терроризм, экстремизм, наркотизм (4 часа)
экстремизм,
наркотизм.
Характеризуют
Сущность явлений экстремизма, терроризма и
основные
принципы
и
направления
наркотизма.
Общегосударственная
система
противодействия экстремизму.
Определяют
4
1
Тест
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму:
направления
деятельности
спецслужб
и
основы законодательства Российской Федерации в области
правоохранительных органов. Характеризуют
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
меры
противодействия
терроризму
и
органы
исполнительной
власти,
осуществляющие
наркотизму. Изучают федеральные законы по
противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в
защите населения от социальных угроз.
Российской
Федерации;
права
и ответственность
гражданина в области противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Раздел 5. Основы здорового образа жизни (2 часа)
Основы здорового образа жизни
(2 часа)
Изучаю федеральные законы по
Основы законодательства Российской Федерации в
формированию ЗОЖ. Раскрывают сущность
области формирования здорового образа жизни. Факторы и
понятия «здоровый образ жизни», его значение
1
1
привычки, разрушающие здоровье.
Практиче и составляющие. Формируют целостное
ская
представление о здоровом образе жизни как
средстве обеспечения общего благополучия
работа
человека.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 часов)
Основы медицинских знаний и профилактика
Изучают законодательство в области
инфекционных заболеваний (5часов)
санитарно -эпидемиологического благополучия
Основы законодательства Российской Федерации в
Практиче населения. Расширяют знания об инфекционных
4
1
ская
заболеваниях и методах их профилактики.
сфере
санитарно-эпидемиологического
благополучия

населения. Права,
обязанности и ответственность
гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия
населения.
Основные
инфекционные
заболевания и их профилактика. Правила поведения в
случае возникновения эпидемии. Предназначение
и
использование знаков безопасности медицинского и
санитарного назначения.
Раздел 7. Основы обороны государства (6 ч.)
Вооруженные силы РФ ( 6 часов)
История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и
рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские
символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные
направления развития
и строительства ВС РФ.
Модернизация вооружения, военной и специальной
техники.
Техническая
оснащенность
и ресурсное
обеспечение ВС РФ.

работа

6

Раздел 8. Элементы начальной военной подготовки ( 6 ч.)
Строевая подготовка (Зчаса)
Строи и управление ими. Строевые приемы и
движение без оружия. Выполнение воинского приветствия
без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от
него. Строи отделения.
2
Огневая подготовка (2 часа)
Назначение, боевые свойства и общее устройство
автомата Калашникова. Работа частей и механизмов

1

4

Тест

Перечисляют источники инфекционных
заболеваний и факторы риска. Характеризуют
меры профилактики инфекционных
заболеваний. Определяют алгоритм действия
при возникновении эпидемии. Изучают
предназначение использование знаков
безопасности медицинского и санитарного
назначения.
Изучают историю возникновения ВС РФ.
Характеризуют структуру и анализируют
организационную основу Вооруженных Сил
Российской Федерации. Расширяют знания о
структуре Вооруженных Сил.
Анализируют состав и основные задачи
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Актуализируют знания и дают краткую
характеристику видов Вооруженных Сил.
Характеризуют боевые традиции и структуру
воинских
ритуалов.
Изучают
порядок
проведения
наиболее
важных
ритуалов
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Изучают вооружение ВС РФ, их модернизацию
и техническое оснащение.

Изучают строевые одиночные приемы на
Зачет по месте и в движении. Строевые приемы на месте
и в движении в составе отделения. Выполняют
строевой
и огневой отдание воинского приветствия, подход к
подготовк начальнику и отход от него.
Изучают общие характеристики автомата
е
Калашникова и меры безопасного обращения с
ним. Выполняют неполную разборку и сборку
автомата. Изучают основы и правила при

выполнении стрельб.

автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и
сборка автомата Калашникова для чистки и смазки.
Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона.
Меры безопасности при обращении с автоматом
Калашникова
и
патронами
в
повседневной
жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и
правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова.
Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при
обращении с ручными осколочными гранатами.

11 класс (1 час в неделю, 34 часа)

Содержание
учебного предмета,
кол-во часов

V

е
и
кс
е

ъер §тя

лабораторные
и
практические
работы,
проекты

Вид занятий
я
ыл
м о
орм рот

е

Характеристика видов деятельности учащихся

ок

он
те за
Раздел 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (3 часа)
Научные основы формирования культуры безопасности (3
часа)
Проблемы формирования культуры безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Этические и экологические критерии безопасности
современной науки и технологий.
Общенаучные методологические подходы к
изучению
проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания.

3

Тест

Характеризуют причины низкой
культуры безопасности жизнедеятельности
личности и общества. Рассуждают, делают
выводы. Анализируют образование и социальное
воспитание, а также личную ответственность как
условия повышения культуры безопасности
жизнедеятельности. Выявляют признаки
современного экологического кризиса.
Оценивают экологическую безопасность.
Характеризуют биоэтику. Анализируют
информацию из разных источников.

Изучают основы общей теорию безопасности
жизнедеятельности. Рассматривают различные
методологические подходы. Характеризуют
показатели благополучия и безопасности среды
для человека.

Раздел 2. Основы комплексной безопасности (4 ч.)
Экологическая безопасность (2 часа)
Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и охрану
окружающей среды, и порядок обращения в них
Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы
экориска. Средства индивидуальной защиты.
Предназначение и использование экологических знаков.

Безопасность на транспорте (2 часа)
Правила безопасности дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов, пассажиров, водителей
транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового
автомобиля). Предназначение и использование дорожных
знаков. Явные и скрытые опасности современных
молодежных хобби. Последствия и ответственность.

2

Тест

2

Тест

Характеризуют деятельность органов по защите
прав потребителей и благополучию человека,
природопользованию и охране окружающей
среды. Составляют алгоритм действий по
обращению граждан в эти организации..
Характеризуют экологическую обстановку
Свердловской области и Кировградского КГО,
предлагают меры по улучшению экологической
обстановке в регионе. Вспоминают средства
индивидуальной защиты и их предназначение.
Изучают экологические знаки, их предназначение
и использование.
Рассматривают правила безопасного дорожного
движения пешеходов, пассажиров, водителей
транспортных средств: мопедов, мотоциклов,
легкового автомобиля. Изучают предназначение
и использование дорожных знаков, анализируют
опасные места на дорогах в городе и предлагают
меры по улучшению ситуации на данном участке.
Анализируют взаимосвязь дорожной
безопасности и современных молодежных хобби.
Изучают нормативные документы,

регламентирующие ответственность за
проявление этих хобби.
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму ч Российской
Федерации (2 часа
Рассматривают государственные
Противодействие терроризму (2 часа)
меры по противодействию военным угрозам,
Правила и рекомендации безопасного поведения при
эктремизму, терроризму. Характеризуют военно­
установлении уровней террористической
силовые ресурсы государства в противодействии
2
опасности и угрозе совершения террористической акции.
С/р
терроризму. Обобщают и интерпретируют по­
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его
лученную информацию. Анализируют и
предназначение, структура и задачи.
характеризуют внешнюю
политику Российской Федерации

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 часа)
Характеризуют сущность репродуктивного
Нравственность и здоровье ( 3 часа)
здоровья. Воспитывают в себе нравственные
Репродуктивное здоровье. Инфекции, передаваемые
приоритеты. Анализируют, размышляют ,делают
половым путем. Меры профилактики . Понятие о ВИЧ инфицировании и СПИДе и их профилактике.
2
1
Практиче выводы. Работают с интерактивными объектами и
решают ситуационные задачи. Изучают основные
Индивидуальная модель здорового образа жизни.
ская
инфекции передаваемые половым путем и меры по
работа
их профилактике. Создают свою индивидуальную
модель здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 часа)
Первая помощь (3 часа)
Изучают законодательство в области оказания
первой помощи. Изучают права, обязанности и
Основы законодательства Российской Федерации в области
Практиче ответственность гражданина при оказании первой
оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность
2
1
помощи.
ская
гражданина при оказании первой помощи. Правила и способы
Изучают способы переноски пострадавшего и
работа
переноски (транспортировки) пострадавших. Состояния,
отрабатывают его на практике.
требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы
Перечисляют
состояния, требующие проведения
оказания первой помощи при неотложных состояниях.
первой помощи, мероприятия и способы оказания
первой помощи при неотложных состояниях.
Раздел 7. Основы обороны государства (4 ч.)

Национальная и военная безопасность ( 4 часа)

3

1

Тест

Изучают и анализируют состояние и тенденции
развития современного мира и России.
Состояние и тенденции развития современного мира и России.
Определяют национальные интересы РФ и
Национальные интересы РФ и стратегические национальные
стратегические национальные приоритеты.
приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной
Выявляют факторы и источники угроз
безопасности России. Содержание и обеспечение национальной
национальной и военной безопасности России.
безопасности РФ. Основные задачи и приоритеты
Определяют основные задачи и приоритеты
международного сотрудничества РФ в рамках реализации
международного сотрудничества РФ в рамках
реализации национальных интересов и
национальных интересов и обеспечения безопасности. Военная
обеспечения безопасности.
политика Российской Федерации в современных условиях
Рассматривают военную политику Российской
Федерации в современных условиях.
Обобщают и интерпретируют ин­
формацию с использованием учебной литературы
и других информационных ресурсов.
Раздел 7. Правовые основы военной службы (5 часов)
4
1
Изучают особенности прохождения военной
Воинская обязанность (5 часов)
Практиче службы по призыву и контракту. Расширяют
Подготовка граждан к военной службе.
знания об альтернативной гражданской службе
Организация воинского учета. Призыв граждан на
ская
Анализируют особенности обязательной
военную службу. Поступление на военную службу по
работа
подготовки граждан к военной службе.
контракту. Исполнение обязанностей военной
службы. Альтернативная гражданская служба.
Определяют особенности добровольной
подготовки.
Воинские должности и звания. Военная форма
Изучают воинские звания и должности.
одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ
Определяют понятие мобилизационный резерв.
Увольнение с военной службы. Запас.
Составляют алгоритм увольнения с военной
Мобилизационный резерв.
службы.
Раздел 8. Элементы начальной военной подготовки ( 4 часа)
Современный общевойсковой бой (4 часа)
3
1
Практиче Изучают тактико-стратегическое введение боя.
Современный общевойсковой бой. Инженерное
Рассматривают способы оборудования позиции
ская
солдата, способы его передвижения в бою.
оборудование позиции солдата. Способы
работа
передвижения в бою при действиях в пешем порядке.
Осваивают элементы топографии и отрабатывают
Элементы военной топографии. Назначение,
их в ходе практической работе с картой.
Вспоминают назначение средств индивидуальной
устройство, комплектность, подбор и правила

использования средств индивидуальной защиты
(СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового
защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного
костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения.
Состав и применение аптечки индивидуальной.
Оказание первой помощи в бою. Способы выноса
раненого с поля боя.
Раздел 9. Военно-проф 'tессиональная
4
2
Военно-профессиональная деятельность (6 часов)
Цели и задачи военно-профессиональной
деятельности.
Военно -профессиональная деятельность
Военно-учетные специальности.
Профессиональный отбор. Военная служба по
призыву как этап профессиональной карьеры.
Организация подготовки офицерских кадров для ВС
РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Основные виды высших военно-учебных заведений
ВС РФ и учреждения высшего образования МВД
России, ФСБ России, МЧС России.
Подготовка офицеров на военных кафедрах
образовательных организаций высшего образования.
Порядок подготовки и поступления в высшие военно­
учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего
образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

защиты, изучают правила их подбора и
использования. Изучают первую помощь в бою и
способы вынесения раненого с поля боя.

деятельность ( 6 часов)
Тест,
Определяют цели и задачи военно­
практичес профессиональной деятельности. Формулируют
морально-психологические требования к военно­
кая
служащим. Перечисляют и анализируют виды
работа
воинской деятельности и воинской обязанности.
Расширяют сведения об общих
и специальных обязанностях военнослужащих.
Рассматривают процесс подготовки офицеров на
военных кафедрах образовательных организаций
высшего образования и порядок подготовки и
поступления в высшие военно-учебные заведения
ВС РФ и учреждения высшего образования МВД
России, ФСБ России, МЧС России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».