Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП по русскому языку БУ 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное у чреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

СОГЛАСОВАН О
Зав кафедрой (М О)
0

№3
Е.М. Букреев

т.

Заместитель директора по УВР
^20 "2£jT

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык (базовый уровень)»
10-11 класс

Составители:
Волкова М.Г.
(учитель высшей квалификационной категории)
Исаковская Л.А.
(учитель высшей квалификационной категории)
Короткова Е.В.
(учитель высшей квалификационной категории)
Цыганова А.В.
(учитель первой квалификационной категории)

г. Кировград
2020г.

1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально­
экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты освоения выпускниками программы учебного предмета
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
•
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
•
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;

•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
•
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
•
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
•
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
•
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
•
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
•
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
•
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
•
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты освоения выпускниками программы учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Русский язы к» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально­
стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Базовый уровень
Язы к. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных
типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения.
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функционально-стилистической
дифференциации
языка.
Функциональные
стили
(научный,
официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально­
делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и
др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений
и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.
Фонетика. Г рафика. Орфоэпия
Звуки и буквы. Ударение в русском языке. Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значения слов. Изобразительно-выразительные средства. Омонимы, их употребление.
Паронимы, их употребление. Словари паронимов. Синонимы, их виды. Функции синонимов в
речи. Антонимы. Их употребление. Происхождение лексики современного русского языка.
Исконно русская заимствованная лексика. Лексика общеупотребительная и лексика, ограниченная
в употреблении. Устаревшая лексика и неологизмы. Фразеология. Фразеологические единицы, их
употребление. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Лингвистический анализ
поэтического текста.
М орфемика. Словообразование. Орфография
Состав
слова.
Морфемы.
Морфемный
анализ
слова.
Словообразование.
Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Принципы русской
орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся
гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетаний ЙО в различных морфемах. Правописание согласных в
корне слова. Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после
приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Лингвистический анализ прозаического текста.
М орфология и орфография. Самостоятельные части речи
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен
существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Правописание сложных имен
существительных. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён
прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имен
прилагательных. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах имён прилагательных. Правописание
сложных имён прилагательных. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи.
Глагол как часть речи. Правописание глагола. Причастие как глагольная форма. Правописание -Н­
и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная
форма. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния. Предлог как
служебная часть речи. Союз как служебная часть речи. Частицы. Разряды частиц. Правописание
частиц. Частицы НЕ и НИ. Их употребление и значение. Правописание НЕ с разными частями
речи. Междометие как особый разряд слов.

М орфология и орфография. Служебные части речи
Синтаксис и пунктуация. Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Однородные и неоднородные определения. Обособление определений. Приложение. Обособление
обстоятельств и дополнений. Пунктуация при вводных и вставных конструкциях, сравнительных
оборотах, обращениях и междометиях. Порядок слов в предложении. Сложное предложение и его
виды.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении.
Основные
группы
сложноподчиненных предложений. Типы придаточных в СПП. Знаки препинания в СПП с одним
и несколькими придаточными. Знаки препинания в ССК.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему
10 класс
Русский язы к (1 час в неделю, 35 часов)

е
и
кс я

Ъ
Ъе £а

§*

рз
о
те

Язы к. Общие сведения о языке. Основные
разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и
история народа. Русский язык в Российской
Федерации
и
в
современном
мире:
в
международном общении, в межнациональном
общении.
Формы существования русского
национального языка (литературный язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков
как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики.
Основные
аспекты
культуры
речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Коммуникативная
целесообразность,

3

2

Формы контроля

Содержание
учебного предмета,
кол-во часов

Самостоятельны
е, практические
работы,
Проекты

Вид занятий
(кол-во часов)

связное устное
монологическо
е высказывание
на заданную
лингвистическ
ую тему

Виды учебной деятельности

Используют языковые средства адекватно цели
общения и речевой ситуации;
используют знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
создают устные и письменные высказывания,
монологические
и
диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
Отвечают на вопросы по содержанию текстов
упражнений. Пишут диктант. Работают над
лексикой текстов с целью осмыслить тему
«Развитие языка». Создают аргументированный
текст по теме. Попутно решают отдельные
вопросы
лексики,
синтаксиса,
фонетики,
орфографии.
Выбирают тему, определяют цель и подбирают
материал для публичного выступления;
работают над культурой публичной речи;
оценивают собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;

используют при работе с текстом разные виды
чтения
(поисковое,
просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
анализируют текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определяют его тему, проблему и
основную мысль;

уместность,
точность,
ясность,
выразительность
речи.
Оценка
коммуникативных качеств и эффективности
речи. Самоанализ и самооценка на основе
наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное
выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала.
Композиция публичного
выступления.
3
Лексика. Фразеология. Лексикография (5 ч)
Слово как основная единица языка.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значения слов. Изобразительно­
выразительные
средства.
Омонимы,
их
употребление. Паронимы, их употребление.
Словари паронимов. Синонимы, их виды.
Функции синонимов в речи. Антонимы. Их
употребление.
Происхождение
лексики
современного русского языка. Исконно русская
заимствованная
лексика.
Лексика
общеупотребительная и лексика, ограниченная в
употреблении.
Устаревшая
лексика
и
неологизмы. Фразеология. Фразеологические
единицы,
их
употребление.
Отличие
фразеологизмов от свободных сочетаний слов.
Лингвистический анализ поэтического текста.

Фонетика. Г рафика. Орфоэпия (1 ч)
Звуки и буквы. Ударение в русском языке.
Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке.

2

Лингвистическ
ий анализ
текста.
Практическая
работа.

Извлечение
необходимой
информации
из
различных источников и перевод ее в текстовый
формат;
Выполнение работ практикума
Самостоятельно составить и записать вопросы к
материалам параграфа.
Использование основных нормативных словарей и
справочников для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
Работа со словарными статьями.
Анализ проблемных учебных ситуаций.
Составление плана-конспекта как текста научного
стиля.
Составление
обобщенной
схемы-конспекта
материала; преобразование текста в другие виды
передачи информации;
Устная аналитическая работа по упражнениям
учебника.

1

Анализ проблемных учебных ситуаций
Самостоятельная работа с учебником.
Разные виды диктанта..

Чередование звуков. Фонетический разбор.

М орфемика.
Словообразование.
Орфография (11 ч)
Состав слова. Морфемы. Морфемный
анализ
слова.
Словообразование.
Словообразовательные
модели.
Словообразовательный разбор слова. Принципы
русской
орфографии.
Проверяемые
и
непроверяемые безударные гласные в корне
слова. Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление
гласных
после
шипящих.
Употребление гласных после Ц. Употребление
букв Э, Е, Ё и сочетаний ЙО в различных
морфемах. Правописание согласных в корне
слова.
Правописание
звонких
и
глухих,
непроизносимых
и
двойных
согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после
приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление
прописных букв. Правила переноса слов.
Лингвистический анализ прозаического текста.
М орфология и орфография (12 ч)
Имя существительное как часть речи.
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных. Правописание суффиксов имен
существительных. Правописание сложных имен
существительных. Имя прилагательное как часть
речи. Лексико-грамматические разряды имён
прилагательных. Правописание окончаний имён
прилагательных. Правописание суффиксов имен
прилагательных. Правописание -Н- и -НН- в
суффиксах имён прилагательных. Правописание
сложных
имён
прилагательных.
Имя
числительное как часть речи. Местоимение как

3

5

2 ч.проверочный
тест;
1 ч.контрольный
тест

Подготовка выступлений и докладов с
использованием разнообразных источников
информации
Выбирают тему, определяют цель и подбирают
материал для публичного выступления;
работают над культурой публичной речи;
оценивают собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
Анализ проблемных учебных ситуаций
Работа с учебником.
Составление сравнительной таблицы.
Самостоятельная работа.
Морфемный разбор слов. Анализ графиков,
таблиц, схем
Контент-анализ выступлений одноклассников

8

4

1ч. контрольный
диктант,
2 ч. проверочные
тесты,
1 ч. самостоятельна
я работа

Проведение исследовательского эксперимента.
Подготовка выступлений и докладов с
использованием разнообразных источников
информации
создание устных и письменных высказывания,
монологических
и
диалогических
текстов
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы,
конспекты,
выступления,
лекции,
отчеты,
сообщения,
аннотации,
рефераты,
доклады,
сочинения);
выстраивают композицию текста, используя

часть речи. Глагол как часть речи. Правописание
глагола. Причастие как глагольная форма.
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий
и отглагольных прилагательных. Деепричастие
как глагольная форма. Наречие как часть речи.
Правописание
наречий.
Слова
категории
состояния. Предлог как служебная часть речи.
Союз как служебная часть речи. Частицы.
Разряды частиц. Правописание частиц. Частицы
НЕ и НИ. Их употребление и значение.
Правописание НЕ с разными частями речи.
Междометие как особый разряд слов.

знания о его структурных элементах;
Самостоятельная работа с учебником.
Работа со словарем и другими источниками
информации.
Анализ проблемных учебных ситуаций
Контент-анализ выступлений одноклассников
Выполнение работ практикума
Комментированное письмо.
Орфографическая работа.

1

Повторение и обобщение пройденного (1 ч)

Анализ проблемных учебных ситуаций
Выполнение заданий по классификации понятий

11 класс
Русский язы к (1 час в неделю, 34 часа)

4

Формы контроля

Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой
деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы.
Виды речевого общения. Сферы и ситуации

Лабораторные
самостоятельные
, практические
работы,

Содержание
учебного предмета,
кол-во часов

теоретические
занятия

Вид занятий
(кол-во часов)

5

1ч.сочинение

Виды учебной деятельности

Используют языковые средства адекватно цели
общения и речевой ситуации;
используют знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;

речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Развитие навыков монологической и диалогической
речи.
Создание
устных
и
письменных
монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в научной, социально­
культурной и деловой сферах общения. Овладение
опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о
функционально-стилистической дифференциации
языка.
Функциональные
стили
(научный,
официально-деловой,
публицистический),
разговорная речь и язык художественной
литературы как разновидности современного
русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Основные
жанры
научного
(доклад,
аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического
(выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и
др.),
официально-делового
(резюме,
характеристика, расписка, доверенность и др.)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов,
стилей и
жанров.
Литературный язык и язык художественной
литературы. Отличия языка художественной
литературы
от
других
разновидностей
современного русского языка. Основные признаки

создают устные и письменные высказывания,
монологические
и
диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
Выбирают тему, определяют цель и подбирают
материал для публичного выступления;
работают над культурой публичной речи;
оценивают собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
Анализируют текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определяют его тему, проблему и
основную мысль;
извлекают
необходимую
информацию
из
различных источников и переводят ее в текстовый
формат;
преобразовывают текст в другие виды передачи
информации;
выбирают тему, определяют цель и подбирают
материал для публичного выступления.

Подбирают и используют языковые средства в
зависимости от типа текста;
правильно
используют
лексические
и
грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавают устные и письменные тексты разных
жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
сознательно
используют
изобразительно­
выразительные средства языка при создании
текста.

художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных
видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды
преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура научного и делового общения
(устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные
виды языковых норм русского литературного
языка:
орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы.
Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Соблюдение норм литературного языка в
речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского
языка и лингвистические справочники; их
использование.
М орфология и орфография. Служебные
части речи
Синтаксис и пунктуация. Однородные члены

4

4

1 ч.тестовая
работа

Извлекают
необходимую
информацию
из
различных источников и переводят ее в текстовый
формат;
преобразовывают текст в другие виды передачи
информации;
выбирают тему, определяют цель и подбирают
материал для публичного выступления;
соблюдают культуру публичной речи;
соблюдают в речевой практике основные
орфоэпические, лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные нормы русского литературного
языка;
оценивают собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
используют основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.

9

8

2 ч. контрольная
работа,1 ч. -

Осознают
условия
однородности
членов
предложения, составляют текст на одну из
предложенных тем, употребляя однородные члены.

предложения и знаки препинания при них.
Однородные
и
неоднородные
определения.
Обособление
определений.
Приложение.
Обособление
обстоятельств
и
дополнений.
Пунктуация
при
вводных
и
вставных
конструкциях,
сравнительных
оборотах,
обращениях и междометиях. Порядок слов в
предложении. Сложное предложение и его виды.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении.
Основные
группы
сложноподчиненных
предложений.
Типы
придаточных в СИП. Знаки препинания в СПП с
одним и несколькими придаточными. Знаки
препинания в ССК.

тест

Распознают
однородные
и
неоднородные
определения.
Выделяют
запятыми
и
подчёркивают
обособленные члены предложений. Производят
письменный и устный синтаксический разбор
предложений,
осложнённых
обособленными
членами.
Записывают
текст,
расставляя
недостающие запятые и графически обозначая
обособленные члены предложения. Составляют
схемы предложений. Указывают условия для
обособления второстепенных членов предложения.
Записывают
тексты,
подчёркивая
грамматические
основы
предложений,
классифицируют
сложные
предложения
по
принципу наличия или отсутствия союза,
определяют местонахождение и роль союзов.
Составляют
сложные
предложения
с
использованием пар слов, значение которых
необходимо уточнить в словаре. Расширяют
знания о пунктуации в сложном предложении.
Готовят устное сообщение. Классифицируют
предложения
по
принадлежности
знаков
препинания
к
разделительным
или
выделительным. Рассматривают текст с точки
зрения средств художественной выразительности,
записывают его под диктовку, анализируя
структуру предложений. Расширяют знания об
особенностях интонации сложных предложений.
Разграничивают предложения с точки зрения
интонационного
рисунка,
получаемого
при
образовании сложного предложения с союзом и
без него. Пишут сочинение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».