Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся по ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 3

Муниципаль мое автономное общеобраз овательное учреждение
сре,дняя общеобразовательн ая школа № 3

Рассмотрено и принято
Советом школы
Протокол № - / 29. 09.2021 г.

ерждаю»
олы
Е.М. Букреев
'аз № -/ЯЗ-Р от <Л.9. 09<
7(Ш)(

ПОЛОЖЕНИЕ
об итог эвом индивидуальном проекте обучающихся
по ФГОС ос новного общего образования в МАОУ СОШ № 3

2021 ГОД

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России
от 17.12.2010 № 1897, Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013
№ 1015,
Санитарно-эпидемиологическим
требованиями
корганизациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденным
постановлениемГлавного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», Уставом Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3,
утвержденным постановлением администрации Кировградского городского
округа от 04.04.2019 № 411 «Об утверждении Устава Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная
школа № 3 (в новой редакции).
1.2. Данное положение регламентирует деятельность школы по организации
работы над итоговым индивидуальным проектом (далее-ИИП) обучающихся по
ФГОС ООО.
1.3. Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов
с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную, результативную
деятельность
(учебно-познавательскую,
конструкторскую,
социальную,
художественно-творческую и иную).
1.4. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ.
1.5.Проектная деятельность является одной из форм организации учебного
процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества
образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.
1.6. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося
по ФГОС ООО. Его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной
оценки по любому учебному предмету.
2

1.7. Защита индивидуального итогового проекта является обязательной
составляющей системы внутришкольного мониторинга достижений.
1.8. Результаты
выполнения
индивидуального
проекта
могут
рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника
основной общей школы на уровне среднего общего образования.
1.9.В случае получения низких результатов, соответствующих уровню «не
зачтено», образовательная организация определяет условия и сроки повторной
защиты.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРОЕКТА
2.1. Целями выполнения ИИП являются:
2.1.1. Повышение качества образования обучающихся через формирование
ключевых компетенций, необходимых выпускнику в соответствии с
требованиями ФГОС ООО;
2.1.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы на уровне основного общего образования.
2.2. Задачами выполнения ИИП являются:
- выполнение требований ФГОС ООО по использованию в основной
образовательной программе исследовательских, проектных, самостоятельных и
групповых работ;
- обучение
учащихся
мыслительным
техникам
практической
направленности: постановка, проблемы, целеполагание, планирование, анализ и
рефлексия ситуации, определение результатов проекта;
- формирование современных компетенций для решения конкретной задачи,
представление результатов проделанной работы, решение поставленных в проект
задач, исполнение полученных заданий, контроль над исполнением работ,
организация
групповой
работы,
продуктивная
работа
в
команде,
самостоятельность в принятии решений, навыки публичного выступления;
- развитие
сферы
информационного
образования
и
построение
обучающимися собственных образовательных траекторий;
- повышение мотивации обучающегося к учебной деятельности, обеспечение
индивидуализации обучения.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ИИП, ВОЗМОЖНЫЕ ТИПЫ РАБОТ И
ФОРМЫ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося
разрабатывается куратором (руководителем) проекта.
3.2. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный
з

руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
3.3. Темы проектов могут предлагаться как педагогам, так и учениками.
Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом. Педагоги обязаны
уважительно относиться к личностному выбору обучающегося. В случае
отклонения темы, предложенной обучающимся, педагог должен аргументировать
свое решение, если тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения,
косвенно пропагандирующее
асоциальное поведение либо является
околонаучной.
3.4. Типы индивидуальных итоговых проектов:
Исследовательский проектнапоминает по форме научное исследование.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение
фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на
теоретической части проекта не означает отсутствия практической части.
Примером такого проекта может служить проект по истории.
Прикладной
(практико-ориентированный)
проектотличает
четко
обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника
проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий,
наглядное пособие и т. д.
Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации
для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры
и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктам такого проекта может
быть, например, публикация в СМИ.
Творческий проектпредполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых
больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать
работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие,
больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить
постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т.д.
Социальный
проектпредполагают сбор, анализ и представление
информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
Игровой проект предполагает подготовку какого-либо мероприятия (игры,
состязания, викторины, экскурсии и т.п.).
Инженерный проект- это проект с инженерно-техническим содержанием.
Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования
(инженерного решения) какого- то объекта с описанием и научным обоснованием
4

его применения.
3.5.
Формы представления результатов проектной деятельности (продукт
деятельности):
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
в альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
4.1. Требования к содержанию индивидуального проекта
Тема проект должна быть сформулирована грамотно (в том числе с
литературной точки зрения) и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе:
- титульный лист (приложение 1);
- оглавление (приложение 2);
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы;
Введение включает в себя ряд следующих положений:
• обоснование актуальности выбранной темы;
• формулировка гипотезы (для исследовательского проекта). (Гипотеза - это
научноепредположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.
Гипотезувпоследствии или доказывают, превращая ее в установленный факт, или
же опровергают,переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и
неопровергнутаягипотезаназывается открытой проблемой.);
• постановка цели работы (Цель - это то, что необходимо достигнуть в
результате работынад проектом);
• формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели;
• желательно указать методы и методики, которые использовались при
разработкепроекта, осветить практическую значимость своей работы;
5

• указать срок работы над проектом (одни или два года).
Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать
общими фразами, объем введения - 1 страница.
Основная частьпроекта состоит из двух разделов. Первый раздел содержит
теоретический материал, а второй - практический (экспериментальный).
Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а
параграфы, в свою очередь, - на пункты. Объем основной части - 8 страниц.
В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым
пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи,
подтверждена или опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическую значимость полученных
результатов. Объем заключения - 1 страница.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных
проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания
работы.
4.2. Требования к оформлению работы:
Итоговый индивидуальный проект должен быть набран на компьютере в
текстовом редакторе MicrosoftWord с соблюдением следующих требований:
• индивидуальный проект должен быть отпечатан на листах белой бумаги
формата А4с полями: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 15 мм, нижнее 20 мм;
• размер шрифта 14 (TimesNewRoman);
• междустрочный интервал - 1,15;
• нумерация страниц - сквозная, арабскими цифрами;
• страницы нумеруются в правом нижнем углу. Первая страница (титульный
лист) и вторая(оглавление) не нумеруются;
• каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть
равен 1,25 см;
• в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что
- единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;
- нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1,
Таблица 2и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1.Рис. 5.2 и т.п.);
- в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять ихлибознаком « - » либо писать «нет», «нет данных».
Общим требованием ко всем индивидуальным проектамявляется
необходимость соблюдения норм и правилцитирования, ссылок на различные
источники. В случае заимствования текста работы (плагиата)без указания ссылок
6

на источник, проект к защите не допускается.
Подстрочные ссылки ставятся внизу страницы в колонтитуле, после
основного текста, используя знак сноски.
Объем всей работы (не считается титульный лист, оглавление) до списка
литературы и приложений должен быть не менее 10 страниц печатного текста и
не более 15 страниц печатного текста.
4.3. Требования к защите итогового индивидуального проекта.
4.3.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с
общешкольным графиком защиты проектов.
4.3.2. На защиту индивидуального проекта выносится:
• папка с содержанием индивидуального проекта,
• продукт проектной деятельности,
• презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на
защите,
• отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику
работы учащегося в ходе выполнения проекта (при необходимости).
4.3.3.Рекомендуемый план выступления на защите индивидуального проекта:
• представление (приветствие, представить себя - ФИ, представить
руководителя);
• тема проекта, сроки работы над проектом;
• актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы
проводилосьисследование, то представить результаты). На данном этапе
выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и
для окружающих?»;
• озвучить цель, задачииндивидуального проекта, гипотезу (при наличии);
® описать ход работы над индивидуальным проектом, т.е. рассказать не
содержание индивидуального проекта, а то, как Вы индивидуальный проект
выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?»;
• представить результатиндивидуального проекта, т.е. представить продукт
деятельности. В чем новизнаподхода и/или полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученныхрезультатов - продукта деятельности (кто,
как и где его может использовать)? Продукт необходимо продемонстрировать;
• сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель проекта?»,
«Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?»
(при наличии).
4.3.4. Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой
могутвходить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администрацияМАОУ СОШ № 3 и иные квалифицированные
педагогические работники. Количествочленов комиссии не должно быть менее 37

х и более 7 человек.
4.3.5. Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного
обучающегося, даетоценку выполненному проекту.
4.3.6. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося,
который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы.
Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
4.3.7.Презентация для защиты индивидуального проекта должна быть
оформлена в редакторе MicrosoftPowerPoint с соблюдением следующих
требований:
• количество слайдов не более 10;
• шрифты для заголовков не менее 36 пт., для основного текста 24 пт.
• на слайде не более 15 строк текста (слайды не должны быть перегружены
текстом), текст рекомендуется разбавлять картинками и диаграммами;
• рисунки, фотографии и другие графические объекты рекомендуется
сжимать их до 96 пикселей на дюйм;
• можно использовать схемы, графики, стрелочки и другие визуальные
компоненты для оживления презентации;
• с учетом продукта (презентация, фильм или сайт) в презентацию могут быть
вставлены изображения экрана в форме скрин-шотов;
• не допускается использовать звуковые эффекты, видео в ходе демонстрации
презентации;
• слайды презентации должны быть оформлены в едином стиле.
4.3.8. Структура презентации проекта:
1) слайд № 1:
- название учебного заведения;
- название проекта;
- фамилия, имя, класс автора;
- фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта;
- год защиты проекта.
2) слайд № 2:
- цель, задачи, гипотеза (при наличии), актуальность (не нужно представлять
в презентации весь паспорт проекта).
3) слайд № 3-14:
- результаты, полученные в процессе работы над проектом;
- продукт проекта;
- на предпоследнем слайде указываются ссылки на источники информации.
4) слайд № 15 должен содержать фразу «Спасибо за внимание!» и фамилию,
имя, класс, номер ОУ автора, адрес электронной почты.
4.3.9. Основные принципы при разработке мультимедийной презентации:

Презентация проекта должна быть оптимального объема. Для передачи
ключевых понятий проекта будет достаточным оформление не более 15 слайдов,
так как большее их число может быть утомительным для зрителей и отвлечет
внимание публики от сути вашего проекта.
Презентация проекта должна выражать актуальность, содержать только те
толкования и изображения, которые не идут в разрез с общепринятыми научными
фактами и утверждениями из достоверных авторитетных источников.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Для формирования поля проектной деятельности и ее организации
каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по своему предмету
(от 5 до 10 тем). Классные руководители и педагоги дополнительного
образования определяют тематику итоговых индивидуальных проектов.
5.2. Презентация поля проектной деятельности на текущий учебный год
проходит в сентябре текущего учебного года. Информация представляется на
информационных стендах и сайте школы.
5.3. В конце сентября должен пройти выбор тем для проектирования и
утверждение тем и научных руководителей, которое утверждается приказом
директора. Изменение темы проекта обучающимся 9 классов не допускается,
возможна только корректировка названия темы.
5.4. В октябре-ноябре текущего года в ходе работы над проектом проводятся
групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор
информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др. Тьютор проверяет
уникальность представленного текста, уникальность текста работы не должна
быть менее 50 %.
5.5. Работа над проектом может быть начата и в более ранние сроки, если
сфера интересов обучающегося устойчива, налажен диалог с преподавателем.
Преподавателями и администрацией школы приветствуется ранее начало работы
над индивидуальными проектами.
5.6. К 30 ноября текущего учебного года руководители проектов
предоставляют отчет о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых
проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения.
5.7. В конце ноября обучающиеся сдают письменный отчет по проекту в
объеме не более 10 листов на предварительную экспертизу, по результатам
которой проект возвращается на доработку или допускается к защите.
5.8. В декабре текущего учебного года проходит защита итоговых
индивидуальных проектов.
5.9. Во время защиты обучающиеся знакомят слушателей с проектным
продуктом, выступление и результаты работы обучающегося оцениваются
9

компетентным жюри согласно предложенным критериям.
5.10.
В начале учебного года в параллели девятых классов организуются
установочный семинар и выступление администрации школы для обучающихся и
их законных представителей, на котором участники образовательного процесса
информируются об этапах работы и защите итогового индивидуального проекта.

ю

5.12. Этапы работы над проектом:
Содержание работы

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Срок

Этап 1. Поисковый
Подготовка учащихся к
проектной деятельности.
Формулировка плана
работы по проекту,
актуальности, цели
проекта.

Обсуждают тему проекта с
учителем и получают при
необходимости
дополнительную
информацию.Определяют свои
потребности, принимает
решение по поводу проекта и
аргументируют свой выбор.
Определяют цель проекта.
Анализируют ресурсы и поиск
оптимального способа
достижения цели проекта

сентябрь
Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует учащихся,
побуждает у учащихся
интерес к теме проекта.
Помогает в определении
цели проекта, постановке
задач.
Консультирует учеников.

Формируют задачи проекта.
Вырабатывают план действий и
способа презентации
предполагаемых
результатов.
Сбор источников информации.

сентябрь
Предлагает идеи,
высказывает
предложения. Наблюдает
за работой учащихся,
консультирует их.

Этап 2. Планирование
Анализ источников
информации по проекту
(интернет-ресурсов,
литературы);
формулировка задач
проекта, оформление
введения; составление
списка использованных
источников
Этап 3. Исследование
Подготовка, оформление
теоретической и
выполнение практической
части проекта.

октябрьПоэтапно выполняют задачи
Наблюдает, советует,
ноябрь
косвенно руководит
проекта. Работают над
деятельностью учащихся,
проектом, анализируя
отвечает на вопросы.
информацию, при
необходимости
консультируются с учителем.
Осуществляют промежуточные
обсуждения полученных
данных.

Этап 4. Выводы
Подготовка и оформление
выводов, приложения,
выступления и продукта
проекта

Завершает работу над
оформлением проекта согласно
требованиям. Консультируются
с учителем.

11

декабрь
Наблюдает, советует,
косвенно руководит
деятельностью учеников.
При необходимости
репетирует с учениками
предстоящую
презентацию результатов
проектной деятельности.
Обобщает и резюмирует
полученные результаты.

Содержание работы

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Срок

Этап 5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Защита проекта

Выступление
защите

с проектом

на Оформление отзыва на декабрь
проект, присутствует на
защите проекта

6. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
6.1. Индивидуальный проект оценивают по основным и дополнительным
критериям.
6.2. Индивидуальный проект исследовательского типа оценивают по
следующим основным критериям:
1) актуальность темы исследования — представленная работа привлекает
интерес своей актуальностью;
2) исследовательский характер —в работе имеется результат, который был
неочевиден до ее выполнения;
3) самостоятельность работы над проектом - представленные в работе
материалы позволяют сделать вывод об активном участии автора в проведении
исследования и подготовке проектной работы;
4) структурированность печатного варианта проекта - в работе имеются
разделы в соответствии с требованиями;
5) качество теоретической части - наличие обзора источников информации
по теме исследования (допускаются интернет-источники), наличие ссылок на
источники, культура цитирования;
6) качество практической части исследования - соблюдение и корректность
методических исследования, описание хода и полнота исследования;
7) культура оформления печатного варианта проекта - печатный вариант
проекта оформлен в соответствии с требованиями, иллюстративный материал
(рисунки, таблицы, графики, диаграммы) подписан;
8) глубина тематики проекта - в работе использована информация,
выходящая за рамки школьной программы;
9) результативность работы - адекватность выводов целям, задачам и
гипотеза исследования;
10) новизна (оригинальность) тематики и полученных результатов —тема
проекта полученные результаты отличаются оригинальностью, новизной;
11) иллюстративность - наличие иллюстративного материала (фотографий,
графиков, диаграмм, таблиц и т.п.);
12) особое мнение - баллы по дополнительному критерию (критерий
указывается экспертом).
6.2.1. Индивидуальный проект исследовательского типа оценивают по
12

следующим дополнительным критериям:
1) интегративностъ - связь различных источников информации и областей
знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы;
2) креативность —новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью
которых автор несет нечто новое в контекст современной действительности;
3) апробация — распространение результатов и продуктов проектной
деятельности на уровне группы людей или социума;
4) практическая, социальная значимость- значимость (востребованность,
применимость) результатов исследования на уровне группы людей (класса,
школы, друзей, единомышленников) или на уровне социума;
5) наличие собственного продукта (помимо печатной работы и
презентации) — видеофильм, видеоролик, макет, модель, изделие, интернетпродукт и др.
6.2.2. Критерии оценки выступления на представлении проекта:
1) логичность, выстроенность выступления;
2) качество ответов на вопросы;
3) качество демонстрационного материала (презентации);
4) чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление).
6.3 .Индивидуальный
проектприк ладного
(практико-ориентированного),
информационного, творческого, социального,
инженерного, игрового типа
оценивают по следующим основным критериям:
1) актуальность проекта - представленная работа привлекает интерес своей
актуальностью;
2) глубина осмысления и раскрытия темы - тема проекта осмыслена и
раскрыта в содержании работы;
3) самостоятельность работы над проектом - представленные в работе
материалы позволяют сделать вывод об активном участии автора в проектной
деятельности;
4) структурированность печатного варианта проекта - в печатном
варианте проекта имеются разделы в соответствии с требованиями;
5) качество теоретической части - теоретическая часть проекта
соответствует теме, представлена развернуто, соблюдена (при необходимости)
культура цитирования;
6) качество практической части - практическая часть соответствует
теоретической, раскрывает и дополняет её; представлены основные этапы
социальной (конструкторской, творческой) деятельности учащегося, проведён
анализ их эффективности;
7) культура оформления печатного варианта проекта - печатный вариант
проекта оформлен в соответствии с требованиями, иллюстративный материал
13

(рисунки, таблицы, графики, диаграммы) подписан;
8) креативность- новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью
которых автор внёс нечто новое в контекст современной действительности и (или)
творческий характер работы;
9) результативность работы - адекватность результата целям и задачам
проекта;
10) интегративностъ - связь различных источников информации и областей
знаний и ее систематизации в единой концепции проектной работы;
11) иллюстративность - наличие иллюстративного материала (фотографий,
графиков, диаграмм, таблиц и т.п.);
12) особое мнение- баллы по дополнительному критерию (критерий
указывается экспертом).
6.3.1. Индивидуальный проектприкладного (практико-ориентированного),
информационного, творческого, социального, инженерного, игрового типа
оценивают по следующим дополнительным критериям:
1) социальная значимость -востребованность, применимость работы на
уровне группы людей (класса, школы, друзей, единомышленников) или на уровне
социума;
2) эстетическая значимость - эстетическая ценность для социума;
3) духовно-нравственная ценность - духовно-нравственная ценность,
значимость для социума;
4) наличие и качество собственного творческого продукта (помимо
печатной работы) - видеофильм, видеоролик, макет, модель, изделие, интернетпродукт, сборник литературных произведений, выставка картин, фотовыставка,
презентация, презентация с музыкальным сопровождением и др.
6.3.2. Критерии оценки выступления на представлении проекта:
1) логичность, выстроенность, выступления;
2) качество ответов на вопросы;
3) качество демонстрационного материла (презентации);
4) чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление);
5) свободное владение материалом работы.
6.4. Результаты выполненного индивидуального проекта оцениваются во
время защиты проекта экспертами в соответствии с перечисленными критериями,
исходя по типу проекта (приложение № 4 и приложение № 5).
6.5. Обучающийся может представить итоговую работу (реферат, проект и
т.д.), которая успешно прошла защиту в учреждениях дополнительного
образования (МАУ ДО «Кировградская детская музыкальная школа», МАУ ДО
«Кировградская детская художественная школа» и т.д.).
6.6.
Индивидуальные
проекты
(научно-практические
работы),
14

представленные на конференциях (конкурсах и т.д.) муниципального,
регионального и федерального уровнях могут быть зачтены без защиты на
итоговом индивидуальном проекте.
6.7.
Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
формируется на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
по
каждому
из
четырёх
критериев,
оформляется
руководителем
проекта (Приложение № 6).
7. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7.1. Документом в процедуре разработки индивидуального проекта является
настоящее Положение.
7.2. Документом строгой отчётности по реализации индивидуального
проекта является журнал.
7.3. Документом, оформляющим процедуру разработки, защиты проекта и
оформления всех материалов по нему, является индивидуальный план работы над
проектом (Приложение № 8). Документы хранятся у автора и руководителя
проекта (своевременно заполняются).
7.4. К документам по разработке индивидуального проекта относится отзыв
на проектную работу руководителя проекта.
8. ПРАВА И ОТВЕТСВЕННОСТЬ СТОРОН
8.1. Руководитель индивидуального проекта должен:
• совместно с обучающимся определить тему работы по индивидуальному
проекту;

• совместно с обучающимся определить цель работы, методы работы,
источники необходимой информации;
• мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному
проекту;
• оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования ипредставления результатов проекта;
• контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального проекта.
8.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право:
• требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения
проекта;
• использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные
ресурсы;
• обращаться к администрации школы в случае систематического
несоблюдения сроковреализации плана индивидуального проектаобучающимся.
15

8.3. Обучающийся должен:
• выбрать тему и руководителяиндивидуального проекта;
• активно осуществлять разработку темы проекта;
• посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
• ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивиду альногопроекта;
• подготовиться к защите проекта;
• представить проект на защиту.
8.4. Обучающийся имеет право:
• на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом
этапевыполнения индивидуального проекта;
• использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы.
8.5. Тьютор должен:
• иметь общий список авторов и руководителей индивидуальных проектов;
• давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса;
• проводить разъяснительные лектории с обучающимися по подготовке и
работе надпроектом (при необходимости);
• обеспечивать учащихся и руководителей проектов методическими
материалами;
• организовать
консультации
и
оказание
методической
помощи
руководителям проектов входе выполнения работ;
• организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных
проектов, составитьграфик защиты проектов;
• обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе
реализациииндивидуальных проектных планов;
• своевременно размещать и обновлять информацию по проектной
деятельности на стенде;
• вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по
проектнойд еятельности.
8.6. Тьютор имеет право:
в контролировать
организацию
условий,
необходимых
дляпроектнойдеятельностиобучающихся (помещения, доступ к мультимедийной
технике, установка программногообеспечения и т.д.);
• осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов;
• осуществлять мониторинг своевременности иправильности оформления
проектов - проектной документации; всех проектных материалов для их сдачи.

16

Приложение № 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Индивидуальный проект
«

»
(тема)

по
(название предмета)

Выполнил обучающийся__класса ФИО
Руководитель ФИО, должность

г. Кировград

Приложение № 2

Образец оглавления и структуры проектной работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕ ДЕНИСЕ.....................................................................................................
Г ЛАВА 1. Наименование............................................................................
1.1. Наименование.........................................................................................
1.2. Наименование.........................................................................................
ГЛАВА 2. Наименование.............................................................................
2.1. Наименование.........................................................................................
2.2. Наименование.........................................................................................
2.3. Наименование........................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................

19

Приложение № 3

Образец оформления списка литературы

1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее
поправками от 30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2009. - № 4. - ст. 445.
2. Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. - М.:
Финансы и статистика, 1997. - 400с.
3. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. - М.: Высш. шк.,
2002.
- 460с.
4. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред В.В. Маклаков. - М.: Юристъ, 2001.
- 566с.
5. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов //
Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. - С. 24 -37.
Образец оформления ссылки на интернет-ресурс

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы [Электронный ресурс]
/ С. С. Аверинцев. - Режим доступа: http://гоvanib.com/read/avenntse vsergev/poetika
rannevizanti vskoyliteraturi .htmi#0.14

20

Приложение № 4

Оценочный лист исследовательского проекта
Ф.И.О.
_________________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Тема проекта_______
Дата защиты проекта:
№

1.

2.

3.

4.

5.

Критерий

Содержание критерия

Основные критерии
Представленная
работа
привлекает интерес своей
актуальностью
Исследовательский
В работе имеется результат,
характер работы
который был неочевиден до
ее выполнения
Самостоятельность
Представленные в работе
работы над проектом материалы позволяют
сделать вывод об активном
участии
автора
в
проведении исследования и
подготовке
проектной
работы
Структурированность В работе имеются разделы в
печатного варианта соответствии
проекта
с требованиями
Качество
Наличие обзора источников
теоретической части информации
по
теме
исследования
исследования (допускаются
интернет-источники),
наличие
ссылок
на
источники,
культура
цитирования:
0 - теоретическая часть
отсутствует;
1 - присутствуют отдельные
выдержки информации без
указания источника;
2 - присутствуют элементы
самостоятельного
осмысления темы, ссылок
нет;
3 - присутствуют элементы
самостоятельного
осмысления темы, ссылки
есть;
4 - представлено
самостоятельное
осмысление темы, ссылки
есть, но имеются
неточности, шибки;
5 - представлено
Актуальность
исследования

темы

21

Максимальное
количество
баллов
2

2

2

2

5

Фактическое
количество
баллов

6.

Качество
практической
исследования

части

7.

Культура
оформления
печатного варианта
проекта

8.

Глубина
проекта

9.

Результативность
работы

10.

Новизна
(оригинальность)
тематики и
полученных
результатов
Иллюстративность

11.

тематики

самостоятельное
осмысление темы, ссылки
есть, неточности и ошибки
отсутствуют.
Соблюдение и корректность
методических исследования,
описание хода и полнота
исследования:
0 - практическая часть
отсутствует;
1 - присутствует на уровне
отдельных элементов;
2 - присутствует, но слабо
связана с теоретической
частью, незначительна по
объему;
3 - связана с теоретической
рассматриваемой
проблемой, методы
исследования
(инструментарий)
некорректны;
4 - связана с теоретической
и направлена на решение
исследуемой проблемы,
имеются незначительные
недочеты;
5 - связана с теоретической
и направлена на решение
исследуемой проблемы,
недочёты отсутствуют.
Печатный вариант проекта
оформлен в соответствии с
требованиями,
иллюстративный материал
(рисунки,
таблицы,
графики,
диаграммы)
подписан
В
работе
использована
информация, выходящая за
рамки школьной программы
Адекватность
выводов
целям, задачам и гипотеза
исследования
Тема проекта и
полученные результаты
отличаются
оригинальностью, новизной
Наличие иллюстративного
материала
(фотографий,
графиков, диаграмм, таблиц
и т.п.)
22

5

2

2

2

2

2

12.

Особое мнение

М аксимальное
критериям

Баллы по дополнительному
критерию (критерий
указывается экспертом)
количество баллов по основным

13.

Интегративность

14.

Креативность

15.

Апробация

16.

Практическая,
социальная
значимость

17.

Дополнительные критерии
Связь различных
источников информации и
областей
знаний
и
ее
систематизация в единой
концепции
проектной
работы
Новые оригинальные идеи и
пути решения, с помощью
которых автор несет нечто
новое
в
контекст
современной
действительности
Распространение
результатов и продуктов
проектной деятельности на
уровне группы людей или
социума
Значимость
(востребованность,
применимость) результатов
исследования
на уровне
группы
людей
(класса,
школы,
друзей,
единомышленников) или на
уровне социума
Видеофильм,
видеоролик,
макет,
модель,
изделие,
интернет-продукт и др.

2

30

2

2

2

2

Наличие
2
собственного
продукта
(помимо
печатной работы и
презентации)
М аксимальное количество баллов по дополнительным
10
критериям
М аксимальное
количество
баллов
за
40
исследовательский проект по всем критериям
Критерии оценки выступления на представлении проекта
18. Логичность, выстроенность выступления
2
19. Качество ответов на вопросы
2
20. Качество демонстрационного материала
2
(презентации)
21. Чёткость
выводов,
обобщающих
доклад
2
(выступление)
22. Свободное владение материалом работы
2
Максимальное количество баллов за выступление
10
Максимальное количество баллов за проект по всем
50
критериям

23

Уровни выполнения:
27-50 б. - зачтено;
менее 27 б. - не зачтено.

ЭКСПЕРТЫ:

С результатами ознакомлен:________________ (ФИО

24

Приложение № 5
Оценочный лист прикладного (практико-ориентированного),
информационного, творческого, социального, инженерного, игровогопроекта
Ф.И.О.
Класс_______
Тема проекта_____________________ _______________________
Дата защиты проекта:___________________________________________
№

1.

2.

3.

4.

Критерий

Содержание критерия

Основные критерии
Представленная
работа
привлекает интерес своей
актуальностью
Глубина осмысления Тема проекта осмыслена и
и раскрытия темы
раскрыта в содержании
работы
Самостоятельность
Представленные в работе
работы над проектом материалы позволяют
сделать вывод об активном
участии
автора
в
проектной деятельности
Структурированность В
печатном
варианте
печатного
варианта проекта имеются разделы
проекта
в
соответствии
с
требованиями
Актуальность
проекта

5.

Качество
теоретической
части

6.

Качество
практической части

Теоретическая часть
проекта соответствует
теме, представлена
развернуто, соблюдена
(при необходимости)
культура цитирования
Практическая часть
соответствует
теоретической, раскрывает
и дополняет её;
представлены основные
этапы социальной
(конструкторской,
творческой) деятельности
учащегося, проведён
анализ их эффективности
0 - практическая часть
отсутствует;
1 - присутствует на уровне
отдельных элементов;
2 - присутствует, но слабо
связана с теоретической
частью, незначительна по
объему;
25

Максимальное
количество
баллов
2

2

2

2

2

5

Фактическое
количество
баллов

3 - связана с
теоретической
рассматриваемой
проблемой, методы
исследования
(инструментарий)
некорректны;
4 - связана с
теоретической и
направлена на решение
исследуемой проблемы
(темы), имеются
незначительные недочеты;
5 - связана с
теоретической и
направлена на решение
исследуемой проблемы
(темы), недочёты
отсутствуют.
Печатный вариант проекта
7. Культура
оформлен в соответствии с
оформления
печатного варианта требованиями,
иллюстративный материал
проекта
(рисунки,
таблицы,
графики,
диаграммы)
подписан
Новые оригинальные идеи
8. Креативность
и
пути
решения,
с
помощью которых автор
внёс
нечто
новое
в
контекст
современной
действительности и (или)
творческий
характер
работы
0 - не выражены;
1-2 - выражены на уровне
отдельных элементов;
3 - выражены
посредственно;
4 - выражены хорошо;
5 - выражены
ярко,
в
полной мере.
Адекватность результата
9. Результативность
целям и задачам проекта
работы
Связь различных
10. Интегративность
источников информации и
областей знаний и ее
систематизации в единой
концепции
проектной
работы
Наличие иллюстративного
11. Иллюстративность
материала
(фотографий,
графиков,
диаграмм,
26

2

5

2
2

2

таблиц и т.п.)
12. Особое мнение
Баллы по
дополнительному
критерию (критерий
указывается экспертом)
М аксимальное количество баллов по основным
критериям

2

30

Дополнительные проекты
Социальная
Востребованность,
2
значимость
применимость работы на
уровне
группы
людей
(класса, школы, друзей,
единомышленников) или
на уровне социума
14. Эстетическая
Эстетическая ценность для
2
значимость
социума
15. Духовно­
Духовно-нравственная
2
нравственная
ценность, значимость для
ценность
социума
16. Наличие и качество Видеофильм, видеоролик,
4
собственного
макет, модель, изделие,
творческого продукта интернет-продукт, сборник
(помимо
печатной литературных
работы)
произведений, выставка
картин, фотовыставка,
презентация, презентация
с музыкальным
сопровождением и др.
0 - продукт отсутствует;
1 - низкое качество;
2 - посредственное
качество;
3 - хорошее качество;
4 —высокое качество.
М аксимальное
количество
баллов
по
10
дополнительным критериям
М аксимальное количество баллов за проект по всем
40
критериям
Критерии оценки выступления на представлении проекта
18. Логичность, выстроенность выступления
2
19. Качество ответов на вопросы
2
20. Качество демонстрационного материала
2
(презентации)
21. Чёткость
выводов,
обобщающих
доклад
2
(выступление)
22. Свободное владение материалом работы
2
Максимальное количество баллов за выступление
10
М аксимальное количество баллов за проект по всем
50
критериям
13.

Уровни выполнения:
27

27-50 б. - зачтено;
менее 27 б. - не зачтено.

ЭКСПЕРТЫ:

С результатами ознакомлен:________________ (ФИО_________________________)

28

Приложение № 6

Уровень сформированное™ навыков проектной деятельности
Ф.И.О.
Класс
Критерии оценки
качества
индивидуального
проекта

Уровень сформированиости навыков проектной деятельности
Низкий
(1 балл)

Средний
(2 балла)

Высокий
(3 балла)
Учащийся
продемонстрировал
глубокие знания по теме
проекта, грамотно и
обоснованно использовал
имеющиеся знания и
способы действий,
ошибки в содержании
работы отсутствуют
Учащийся грамотно
сформулировал проблему
проекта и основной
вопрос исследования,
выбрал адекватные
способы ее решения,
включая поиск и
обработку информации,
формулировку выводов и
обоснование и
реализацию принятого
решения, обоснование и
создание модели,
прогноза, макета, объекта,

Сформированное^
предметных
знаний и способов
действий

Тема проекта не раскрыта,
большая часть информационных
источников не соотносится с
целью проектной работы,
учащийся не может
комментировать содержание,
делать собственные выводы

Учащийся использовал
небольшой объем
информационных источников,
чтобы раскрыть тему проекта.
В работе и в ответах на вопросы
по содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки

Сформированность
познавательных
УУД

Учащийся проявлял
незначительный интерес к теме
проекта, использовал источники
информации в рамках школьной
программы, с помощью
руководителя (тыотора)
определил проблему проекта, в
содержании отсутствуют выводы,
продукт проекта отсутствует

Учащийся совместно с
руководителем (тьютором)
поставил цель проекта и
определил пути его решения,
использовал в основном
описательный способ
обработки информации,
продемонстрировал продукт
проекта

29

Балл
за
критерий
3

2

Фактическое
количество
баллов

творческого решения

Сформированность
регулятивных
УУД

Учащийся определил цель
проекта с помощью руководителя
(тьютора), план достижения цели
не составил, отсутствуют навыки
самоконтроля

Учащийся продемонстрировал
навыки определения темы и
планирования работы;
некоторые этапы выполнялись
при помощи руководителя
(тыотора); учащийся
осуществил самоконтроль и
коррекцию результатов проекта

Сформированность
коммуникативных
УУД

Учащийся подготовил защиту
работы с помощью руководителя
(тьютора), не представил
оформление проекта, не смог
ответить на вопросы по
содержанию

Учащийся подготовил защиту
работы, продемонстрировал
навыки оформления продукта,
не смог аргументированно
ответить на вопросы

Учащийся
демонстрировал умение
самостоятельно
планировать и управлять
своей познавательной
деятельностью во
времени; использовал
ресурсные возможности
для достижения целей;
осуществлял выбор
конструктивных стратегий
в трудных ситуациях
Учащийся ясно изложил и
оформил выполненную
работу, представил ее
результаты,
аргументированно ответил
на вопросы
Итоговый балл
Максимальный балл

1

2

8
12

Уровень сформированности навыков проектной деятельности
Обработка результатов.
Оцените уровень, на котором педагоги сформировали у школьников навыки проектной деятельности. Для этого заполните последний столбец,
оценив критерий от 1 до 3 баллов. Обратите внимание, что итоговый балл не может превышать максимальный балл в последней строке таблицы.
Сравните итоговый балл (К) с ключом:
30

- 9-12 баллов - высокий уровень;
- 6-8 баллов - средний уровень;
- менее 6 баллов - низкий уровень.

ЭКСПЕРТЫ:

31

Приложение № 7
Алгоритм работы над итоговым индивидуальным проектом
1. Определи тип проекта, который наиболее соответствует твоему профилю
обучения и твоим интересам:
Исследовательский проектнапоминает по форме научное исследование.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение
фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на
теоретической части проекта не означает отсутствия практической части.
Примером такого проекта может служить проект по истории.
Прикладной
(практико-ориентированный)
проектотличает
четко
обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника
проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий,
наглядное пособие и т. д.
Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации
для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры
и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктам такого проекта может
быть, например, публикация в СМИ.
Творческий проектпредполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых
больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать
работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие,
больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить
постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т.д.
Социальный
проектпредполагают сбор, анализ и представление
информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
Игровой проект предполагает подготовку какого-либо мероприятия (игры,
состязания, викторины, экскурсии и т.п.).
Инженерный проект- это проект с инженерно-техническим содержанием.
Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования
(инженерного решения) какого- то объекта с описанием и научным обоснованием
его применения.
2. Определи вид проекта:
- монопредметный в рамках одного учебного предмета;
- межпредметный в рамках нескольких учебных предметов;
- надпредметный - это социально-значимый проект, не связанный напрямую
со школьными предметами.
3. Определи тему проекта. Тема проекта должна содержать проблематику и
32

быть актуальной. Она не должна быть широкой.
4. Определи цель, задачи проекта, форму предъявления готового продукта
(учебно-исследовательская работа, бизнес-план, модель или что-то еще).
5. Заведи электронное портфолио проекта. Это папка, в которую ты будешь
копировать весь материал по теме для того, чтобы потом его обрабатывать.
Ничего не удаляй, пока не завершишь проект, что-то может еще пригодиться.
6. Придерживайся плана работы над проектом.
7. Определи источники информации (книги, статьи, сайты), с которыми
будешь работать. Не забудь фиксировать данные каждого источника для
составления библиографического списка.
8. Оформи проект в соответствии с требованиями.
9. Сделай презентацию проекта и подготовься к его защите.
10. Каждый тип проекта оценивается по критериям с которыми тебя
познакомит тьютор.

зз

Приложение № 8

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Ф.И.О. учащегося
Класс____________
Тема проекта____
Срок
Содержание работы

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Обсуждают тему
проекта с учителем и
получают при
необходимости
дополнительную
ин формацию.Определяю
т свои потребности,
принимает решение по
поводу проекта и
аргументируют свой
выбор.
Определяют цель
проекта. Анализируют
ресурсы и поиск
оптимального способа
достижения цели
проекта

сентябрь
Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует учащихся,
побуждает у учащихся
интерес к теме проекта.
Помогает в определении
цели проекта,
постановке задач.
Консультирует
учеников.

Формируют
задачи
проекта. Вырабатывают
план
действий
и
способа презентации
предполагаемых
результатов.
Сбор
источников
информации.

Предлагает идеи,
высказывает
предложения.
Наблюдает за работой
учащихся,
консультирует их.

Отметка
руководителз
о выполнени]
(подпись)

Этап 1. Поисковый
Подготовка учащихся к
проектной деятельности.
Формулировка плана
работы по проекту,
актуальности, цели
проекта.

Этап 2. Планирование
Анализ источников
информации по проекту
(интернет-ресурсов,
литературы);
формулировка задач
проекта, оформление
введения; составление
списка использованных
источников

сентябрь

Этап 3. Исследование
Подготовка,
оформление Поэтапно выполняют
Наблюдает, советует,
теоретической и
задачи проекта.Работают косвенно руководит
выполнение практической над проектом,
деятельностью
34

октябрьноябрь

Оформление
теоретической
части:

Срок
Содержание работы

части проекта.

Деятельность учеников

Деятельность учителя

анализируя
учащихся, отвечает на
информацию, при
вопросы.
необходимости
консультируются с
учителем.
Осуществляют
промежуточные
обсуждения полученных
данных.

Этап 4. Выводы
Подготовка и оформление
выводов, приложения,
выступления и продукта
проекта

Завершает работу над
оформлением проекта
согласно требованиям.
Консультируются с
учителем.

Наблюдает, советует,
декабрь
косвенно руководит
деятельностью
учеников.
При необходимости
репетирует с учениками
предстоящую
презентацию
результатов проектной
деятельности.
Обобщает и резюмирует
полученные результаты.

Этап 5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Защита проекта

Выступление с проектом Оформление отзыва на декабрь
на защите
проект, присутствует на
защите проекта

35

Отметка
руководител:
о выполнени!
(подпись)
Оформление
практической
части:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».